Отзыв: Музей Русской Иконы (Россия, Москва) - Частный музей мирового уровня, посвященный русской иконе. Посещение бесплатное.
Достоинства: Уникальная коллекция икон, ультрасовременное здание, учтивый персонал, бесплатное посещение
Недостатки: Излишняя затемненность некоторых залов, гнетущее ощущение от потолков
В этом музее есть, чему удивиться. Особенно тому, кому посчастливилось стать посетителем нескольких сот музеев в России и за рубежом.
Удивляет уже то, что перед нами относительно новый, существующий всего несколько лет, с 2006 года, Музей русской иконы. Казалось бы, иконы и без того были неплохо представлены в столичных музеях. Ведь давно существует Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, прекрасным собранием икон обладает Третьяковская галерея, иконы есть в Историческом музее и т. п.
Можно вспомнить, что в 1920-е годы в Москве на правах Третьяковской галереи существовал прекрасный музей икон, созданный художником Ильей Остроуховым ("Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова", ликвидирован в 1929 году).
Все названные выше музеи – государственные. А Музей русской иконы – частный, он основан и создан по инициативе и на средства московского предпринимателя Михаила Юрьевича Абрамова (1963-2019).
Расположен этот музей в центре Москвы, совсем неподалеку от высотного здания на Котельнической набережной, на ул. Гончарной, в доме № 3. В пятнадцати минутах ходьбы от станции метро "Таганская".
Поблизости сохранилось немало типичной для Москвы застройки XIX в. В двух старых доходных домах позапрошлого века и расположился этот музей. Его главный вход акцентирован ультрасовременным стеклянным кубом - атриумом. Не заметить этот музей нельзя, хотя никакого урона историческому ландшафту этого уголка старой Москвы он не нанес.
Здание музея невелико в плане, но вместительно. Служебные и экспозиционные помещения располагаются на 4-х этажах, связанных между собой элегантными лестницами. На стенах лестничных пролетов помещены высококачественные черно-белые фотографии тех храмов, для которых, собственно, и создавалась основная часть русских икон. Поэтому лестницы в этом музее выполняют не только утилитарную, но и познавательную функцию.
Основные разделы экспозиции: Христианское искусство Эфиопии, Иконописные центры XIX - начала XX века, Русская иконопись XIV-XVI веков, Мастерская иконописца, Византийское и поствизантийское искусство, Русская иконопись XVIII века, Русская архитектура в иконе, Русская иконопись XVII века, рукописная книга, старообрядческая икона, старообрядческая часовня.
Ядро собрания составляют памятники русской иконописи XIV—XX столетий (до начала XX в. включительно).
В современных музейных витринах экспонируются произведения, созданные лучшими мастерами Москвы, Великого Новгорода, Ростова Великого, Твери, Рязани, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, а также иконописцами многих городов и сел русского Севера.
Стоит особо выделить целый комплекс древних псковских икон XV—XVI вв.
Отдельного внимания заслуживает та часть собрания, в которой представлены иконы с архитектурным фоном (XVII—XX вв.).
Все экспонаты заботливо проаннотированы, причем не только на русском, но и на английском языке. Тут нельзя не заметить, что многие даже знаменитые и хорошо посещаемые людьми со всех континентов Земли зарубежные музеи, зачастую ограничиваются этикетажем только на национальном языке, игнорируя общепринятый английский.
Помимо икон музей хранит и экспонирует рукописные книги и произведения декоративно-прикладного искусства (шитьё, резьба),
В общей сложности в этой коллекции представлено более 5 тыс. музейных предметов, в том числе около 1 тыс. икон.
В будние дни посетителей в этом заслуживающем самого высокого внимания музее немного, по 2-3 на каждом этаже. Так что благоговейную музейную атмосферу не омрачают ни присутствие туристских толп, ни разноголосье экскурсоводов.
Музей русской иконы стал первым русским частным собранием, принятым в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM)...
Надо иметь опыт посещения многих музеев, чтобы по достоинству оценить ту учтивость всего персонала, о которой в нашей стране давно позабыли после 1917 года. Невиданный оазис дружелюбия и гостеприимства.
Музей имеет гардероб, индивидуальные камеры хранения, поражающий воображение туалет.
Что заставляет задуматься?
Дизайн современный, но не всегда адекватный атмосфере древнерусского искусства. В некоторых залах потолок буквально "давит" посетителя. Это во-первых. Во-вторых, некоторые экспозиционные залы производят излишне мрачное впечатление. Искусство во тьме? Быть может, так и задумано? Но может ли это высокое искусство иконописи рождаться из беспросветной тьмы! И жить в такой тьме тоже не может. Как и человек.
Современные интерактивные технологии позволяют поистине беспредельно расширить тематику выставочной и экспозиционной работы. Поэтому со временем здесь хотелось бы видеть материалы о собирателях, хранителях, реставраторах и исследователях русских икон. Ведь без них не было бы ни самих икон, ни этого ультрасовременного музея.
Достойна нашего внимания и уникальная техника древнерусской живописи.
Хотелось бы узнать, в каких именно государственных и частных собраниях за рубежом полнее всего и лучше всего представлены русские иконы.
Наконец, требует своего отражения и такая драматическая тема, как массовое уничтожение русских икон в годы большевистской диктатуры.
Разумеется, не все сразу.
Посетителей здесь ждут ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме среды. Вход свободный. Более того, все экскурсии, лекции и концерты тоже проходят без взимания денег. Это, стоит еще раз напомнить: не объект Министерства культуры РФ.
На память о посещении музей предлагает (разумеется, бесплатно!) прекрасно выполненные печатные буклеты-раскладушки.
Удивляет уже то, что перед нами относительно новый, существующий всего несколько лет, с 2006 года, Музей русской иконы. Казалось бы, иконы и без того были неплохо представлены в столичных музеях. Ведь давно существует Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, прекрасным собранием икон обладает Третьяковская галерея, иконы есть в Историческом музее и т. п.
Можно вспомнить, что в 1920-е годы в Москве на правах Третьяковской галереи существовал прекрасный музей икон, созданный художником Ильей Остроуховым ("Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова", ликвидирован в 1929 году).
Все названные выше музеи – государственные. А Музей русской иконы – частный, он основан и создан по инициативе и на средства московского предпринимателя Михаила Юрьевича Абрамова (1963-2019).
Расположен этот музей в центре Москвы, совсем неподалеку от высотного здания на Котельнической набережной, на ул. Гончарной, в доме № 3. В пятнадцати минутах ходьбы от станции метро "Таганская".
Поблизости сохранилось немало типичной для Москвы застройки XIX в. В двух старых доходных домах позапрошлого века и расположился этот музей. Его главный вход акцентирован ультрасовременным стеклянным кубом - атриумом. Не заметить этот музей нельзя, хотя никакого урона историческому ландшафту этого уголка старой Москвы он не нанес.
Здание музея невелико в плане, но вместительно. Служебные и экспозиционные помещения располагаются на 4-х этажах, связанных между собой элегантными лестницами. На стенах лестничных пролетов помещены высококачественные черно-белые фотографии тех храмов, для которых, собственно, и создавалась основная часть русских икон. Поэтому лестницы в этом музее выполняют не только утилитарную, но и познавательную функцию.
Основные разделы экспозиции: Христианское искусство Эфиопии, Иконописные центры XIX - начала XX века, Русская иконопись XIV-XVI веков, Мастерская иконописца, Византийское и поствизантийское искусство, Русская иконопись XVIII века, Русская архитектура в иконе, Русская иконопись XVII века, рукописная книга, старообрядческая икона, старообрядческая часовня.
Ядро собрания составляют памятники русской иконописи XIV—XX столетий (до начала XX в. включительно).
В современных музейных витринах экспонируются произведения, созданные лучшими мастерами Москвы, Великого Новгорода, Ростова Великого, Твери, Рязани, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, а также иконописцами многих городов и сел русского Севера.
Стоит особо выделить целый комплекс древних псковских икон XV—XVI вв.
Отдельного внимания заслуживает та часть собрания, в которой представлены иконы с архитектурным фоном (XVII—XX вв.).
Все экспонаты заботливо проаннотированы, причем не только на русском, но и на английском языке. Тут нельзя не заметить, что многие даже знаменитые и хорошо посещаемые людьми со всех континентов Земли зарубежные музеи, зачастую ограничиваются этикетажем только на национальном языке, игнорируя общепринятый английский.
Помимо икон музей хранит и экспонирует рукописные книги и произведения декоративно-прикладного искусства (шитьё, резьба),
В общей сложности в этой коллекции представлено более 5 тыс. музейных предметов, в том числе около 1 тыс. икон.
В будние дни посетителей в этом заслуживающем самого высокого внимания музее немного, по 2-3 на каждом этаже. Так что благоговейную музейную атмосферу не омрачают ни присутствие туристских толп, ни разноголосье экскурсоводов.
Музей русской иконы стал первым русским частным собранием, принятым в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM)...
Надо иметь опыт посещения многих музеев, чтобы по достоинству оценить ту учтивость всего персонала, о которой в нашей стране давно позабыли после 1917 года. Невиданный оазис дружелюбия и гостеприимства.
Музей имеет гардероб, индивидуальные камеры хранения, поражающий воображение туалет.
Что заставляет задуматься?
Дизайн современный, но не всегда адекватный атмосфере древнерусского искусства. В некоторых залах потолок буквально "давит" посетителя. Это во-первых. Во-вторых, некоторые экспозиционные залы производят излишне мрачное впечатление. Искусство во тьме? Быть может, так и задумано? Но может ли это высокое искусство иконописи рождаться из беспросветной тьмы! И жить в такой тьме тоже не может. Как и человек.
Современные интерактивные технологии позволяют поистине беспредельно расширить тематику выставочной и экспозиционной работы. Поэтому со временем здесь хотелось бы видеть материалы о собирателях, хранителях, реставраторах и исследователях русских икон. Ведь без них не было бы ни самих икон, ни этого ультрасовременного музея.
Достойна нашего внимания и уникальная техника древнерусской живописи.
Хотелось бы узнать, в каких именно государственных и частных собраниях за рубежом полнее всего и лучше всего представлены русские иконы.
Наконец, требует своего отражения и такая драматическая тема, как массовое уничтожение русских икон в годы большевистской диктатуры.
Разумеется, не все сразу.
Посетителей здесь ждут ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме среды. Вход свободный. Более того, все экскурсии, лекции и концерты тоже проходят без взимания денег. Это, стоит еще раз напомнить: не объект Министерства культуры РФ.
На память о посещении музей предлагает (разумеется, бесплатно!) прекрасно выполненные печатные буклеты-раскладушки.
Год посещения | 2019 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Москва, ул. Гончарная |
Дом № | 3 |
Общее впечатление | Частный музей мирового уровня, посвященный русской иконе. Посещение бесплатное. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3