5
Отзыв рекомендуют 14 6

Отзыв: Фильм "Звезда пленительного счастья" (1975) - "Ваша жена просила передать Вам, что она совершенно счастлива!" Только и всего...

Достоинства: Невероятный актёрский состав, лучшие актёры советского Олимпа, сюжет, фильм - ода женщинам и любви, заставляет плакать, музыка.
Недостатки: Сюжет показан немного однобоко, карикатурный Николай I, акценты расставлены только в одну сторону, фильм не о восстании декабристов, а о подвиге их жён.
Доброго времени суток, уважаемые друзья и посетители сайта Отзовик! Сегодня мой отзыв о великолепном фильме "Звезда пленительного счастья", который вышел на экраны в СССР в 1975 году. Этот фильм стал первым, который позволил себе (в советское время) затронуть тему восстания декабристов. Этот фильм, как указано в прологе "посвящается женщинам России". И да, этот фильм в первую очередь посвящён героическим женщинам, которые бросили всё - свой дом, семью, своих детей, отказались от всех своих привилегий, ради того, чтобы последовать за своими мужьями в изгнание, в ссылку, разделить с ними все тяготы и беды. Все мы знаем, что вступая в брак мы клянемся быть вместе "и в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас"... Да, вот только у большинства (и женщин, и мужчин) получается быть вместе только "в радости", а вот "в горе" это уже единицы...

Этот фильм я смотрела дважды, в первый раз лет пять назад, и второй раз буквально вчера. Повторить просмотр мне сподвиг недавний просмотр фильма "Союз спасения", который также был посвящён восстанию декабристов 1825 года, вот только оба эти фильма совершенно по-разному расставляют акценты, но об этом я ещё скажу чуть позже...

Обращаясь к названию фильма хочется вспомнить великолепные строчки из стихотворения А. С. Пушкина "К Чаадаеву"
"Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Товарищ, верь взойдёт она, звезда пленительного счастья, Россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!" Именно такой эпиграф взял для названия своего фильма режиссёр Владимир Мотыль. Таков был творческий замысел режиссёра - создать кинооду русским женщинам в образе легендарных жён-декабристов, отдав дань уважения их силе духа, любви, верности и мужеству, которые и спустя века остаются в истории. Для этого в своём фильме режиссёр удачно сочетал два жанра - историческую драму, воссоздающую события того декабря 1825 года с его трагическими последствиями и романтическую мелодраму о ярких, возвышенных и настоящих чувствах жён декабристов. Так переплетаясь и дополняя друг друга создаётся целостная картина. В целом сюжет построен на лирических и трагических воспоминаниях значительных моментов из жизни известных декабристов - князя Сергея Григорьевича Волконского, порутчика Ивана Александровича Анненкова, князя Сергея Петровича Трубецкого и их жён - Марии Николаевны Волконской, Прасковьи Егоровны Анненковой (урожденной Полины Гебль), Екатерины Ивановны Трубецкой. При этом общий драматизм картине придаёт общий исторический фон событий - подавление восстания на Сенатской площади в Петербурге, следствие по делу декабристов, казнь пятерых организаторов и руководителей восстания в Петропавловской крепости - Рылеева, Пестеля, Бестужева-Рюмина, Каховского и Муравьева-Апостола, а также отправление на вечную каторгу для остальных.


Следует отметить профессиональное мастерство режиссёра в подборе актерского состава, его ювелирное умение точно определить соответствие актёра воплощаемому образу. Единственная претензия в этом смысле, которую я могу придъявить это возраст актёров, которые играли декабристов. В 1825 году на момент происходящих событий декабристы были ещё молодыми офицерами, а актёры, которые их играли явно были старше своих персонажей. Невозможно было не заметить первую главную роль невероятно красивого и молодого Игоря Косталевского, который сыграл порутчика Ивана Анненкова (пожалуй единственный из актёров, кто действительно был молод). Однако, не менее яркими и запоминающимися не смотря на возраст получились и актёрские работы Олега Стриженова в роли князя Сергея Волконского, Алексея Баталова (князя Трубецкого), Олега Янковского (Кондратия Рылеева) и другие декабристы. Особенно хочется отметить женские образы в исполнении молодых актрис: Ирины Купченко в роли Екатерины Трубецкой, Натальи Бондарчук в роли Марии Волконской и польской актрисы Эвы Шикульской в роли Полины Гебль, превзошли все ожидания! Так кто же они эти великие женщины? Это были благородные девушки, выросшие и воспитанные в лучших дворянских традициях, утонченные барышни, привыкшие к прислуге, балам и удобствам, блеске бриллиантов и в большинстве своём за всю свою жизнь не державших ничего тяжелее иголки для вышивания. При этом не все они выходили замуж за своих мужей по взаимной любви и собственному желанию, но и вышедшие замуж по велению родителей и не испытывающие, по крайней мере сначала к своим супругам ничего, кроме уважения. И вот они такие разные, отринув всё и не слушая родителей, призывающих одуматься поехали вслед за своими мужьями в Сибирь.

И мы видим чего это им стоило. На станциях, где им приходилось останавливаться у них отобрали практически все ценные вещи, забрали кареты, драгоценности, деньги, прислугу. Некоторых из них предали родители. Они стойко выдерживали суровые зимние морозы, испытания голодом и опять же постоянной разлукой с любимыми, которых им дозволялось увидеть раз в месяц, а то и реже. И они жили там неподалёку от рудников и считали эти недели и месяцы до следующей встречи. И всё это во имя того, что зовётся любовью!

Хотела бы немного сказать об образе Николая I в этом фильме и в новом "Союзе спасения". А образы эти полярно разные. Тогда в 1975 году советское время не могло себе позволить хотя бы попытаться показать другую сторону медали - тогда было строго - декабристы - герои, умершие во имя своих идеалов, и сражающиеся с самодержавным строем, а олицетворением этого самодержавия как раз был только что взошедший на престол молодой император Николай I. Никто не мог бы позволить тогда наделить императора и всех приближенных к нему людей хоть какими-то человеческими чертами. В этом смысле фильм "Звезда пленительного счастья" к сожалению однобок! Образ Николая I воплотил в "Звезде... " Василий Ливанов и выглядит в его изложении этот образ Николая резко отвратительно, как злобный истеричка, мстящий не только за попытку надругаться над самодержавием, но и пылающий какой-то личной ненавистью к людям, которые посмели говорить о свободе и совести. Мстящего изысканно и жестоко не только декабристам, но их жёнам, отнимая у них всё. Игра Василия Ливанова, конечно, потрясает до мурашек! Но увидев недавно другое изложение образа Николая I в исполнении Ивана Колесникова, понимаешь, что Николай в "Звезде пленительного счастья" слишком карикатурен, на мог этот брызжущий слюной истеричный мужчина быть императором Российской империи тридцать лет! Хотя, в истории никто не называет императора Николая I самым удачным и любимым правителем России, все его реформы были направлены в основном только на укрепление самодержавной монархии в России и усилению контроля за всеми сферами жизни государства, чтобы события декабря 1825 года никогда больше не повторились. И тем не менее истина, как мне кажется, всегда где-то посредине. Не нужно забывать, что и в планах декабристов было уничтожение всей императорской семьи, а также достаточно подлым в спину был выстрел Каховского в графа Милорадовича, который выехал к "своим мальчикам" на площадь, чтобы вразумить их с совсем не такой картонной речью в стиле Владимира Вольфовича Жириновского, как это показано в этом фильме!)

А как великолепен Алексей Баталов в роли князя Трубецкого. Красивая, благородная личность, человек, который запутался в своих стремлениях и идеалах. Один из руководителей Северного общества декабристов, который не был казнён вместе с пятерыми своими соратниками только потому что в решающий момент на пришел на Сенатскую площадь, отчего прослыл предателем и изменником в глазах своих товарищей. На самом деле, на мой взгляд он просто испугался тех жертв и реальной крови русских людей, которая пролилась в тот страшный день на площади. Он хотел перемен, но не такой ценой... Не так! Баталов раскрыл свой образ великолепно, но я позволю себе сказать, что и Максим Матвеев в новом фильме сделал это не хуже.

А какой восхитительный, красивый и благородный образ воплотил Игорь Косталевский в роли порутчика Анненкова. Благородный юноша из старинного дворянского рода, у которого казалось бы было всё и ломать свою жизнь лично ему не было не единой причины. Юный Анненков влюбился не в ту девушку, которую выбрала ему его властная матушка, а в юную француженку Полину Гебль. Именно история их любви тронула меня больше всех в этом фильме! Эта девушка Поли Гебль помчалась за своим любимым человеком даже не будучи его женой. Она отказалась выйти за него замуж, когда у него было всё и обвенчалась, когда не осталось ничего! И это ведь реальная история, а не выдумка из латиноамериканского сериала! Поехала даже не зная толком русского языка, в чужой стране, наперекор всему и всем, и обвенчалась с ним прямо там на каторге в кандалах! Какая ещё женщина способна на такую преданность сейчас?!

Великолепный образец верности мы видим и в образе Марии Волконской, дочери боевого генерала Раевского. Она вышла замуж за князя Волконского, который был намного старше её по желанию своего отца, даже толком его не зная. Мария Волконская стала неким праобразом Татьяны Лариной в бессмертном произведении "Евгений Онегин" - "Но я другому отдана и буду век ему верна!" Эти строки Пушкин писал именно вдохновившись подвигом Марии Волконской. Она одна из первых отправилась к мужу в Сибирь, оставив дома их маленького сына, которого ей не дозволено было взять с собой.

Восхищена я была и третьей историей, героиней Екатериной Трубецкой в великолепном исполнении Ирины Купченко. Она также одна из первых поехала за мужем в Сибирь, а также её первой всеми силами пытались заставить изменить свое решение. Княгиня Трубецкая была самая зрелая из жён декабристов, на момент происходящих событий ей было уже 25 лет (в то время это уже считался солидный возраст для женщины), она уже была в браке 5 лет и именно у неё не было никаких иллюзий относительно того, куда она едет. Её прекрасные руки, которые она протянула для того, чтобы на неё тоже одели кандалы так и стоят перед моими глазами! Сам император питал к ней нежные чувства и пытался отговорить от поездки. Но это было тщетно!

Для меня этот фильм он даже не о самом восстании декабристов, так как событиям на Сенатской площади в Петербурге уделено в этом трехчасовом фильме ничтожно мало времени. А ещё меньше раскрываются планы декабристов, чего они собственно хотели добиться и как они строили план своего государственного переворота, ничего этого в фильме нет. В "Союзе спасения" же хоть как то попытались эти моменты раскрыть, наоборот безжалостно урезав любовную линию. Мельком показанные в "Союзе спасения" жены князя Трубецкого и поэта Рылеева являются лишь фоном, не играя практически никакой роли. А фильм Владимира Мотыля он в первую и главную очередь посвящён подвигу даже не столько декабристов, сколько их жен. И в этом принципиальное различие" Звезды пленительного счастья" и "Союза спасения". Ну и конечно же этот абсолютно разные уровни масштабности истории и спецэффектов, компьютерной графики в конце концов, которой в 1975 году естественно быть не могло.

Ещё одним ярким штрихом фильма стал романс кавалергарда на слова Булата Окуджавы в исполнении Владимира Кочана, музыка для которого написал Исаак Щварц. Песня звучит, как лейтмотив всего фильма, напоминая зрителям о вечном и прекрасном, о настоящей подвиге совершенном прекрасными женщинами во имя любви.

Что же касается исторического фона и однобокого изображения декабристов героями, а императора злодеем, давайте всё таки будем честными... Манифесты, лозунги и Конституция это конечно хорошо, но большевики тоже сыпали яркими и красивыми лозунгами, обещая раздать землю крестьянам... По факту, все декабристы и сами были помещиками, владели крепостными и не слишком торопились их отпускать, раздавая земли. Будущий диктатор Пестель заготовил расстрельный список, состоящий из двух тысяч человек, которые занимали далеко не последнее место в империи, если бы этот план удался Россия умылась бы кровью. Но Николай I повесивший пятерых главных зачинщиков и заговорщиков на долгие годы в истории стал кровавым злом. А задайте себе вопрос: скольких в случае заговора подобного масштаба повесил бы или расстрелял Пётр I или Йосиф Сталин? Как вы думаете?

Но такие вопросы задавать после просмотра "Звезды пленительного счастья" не хочется, а хочется только восхищаться подвигом русских женщин, силой их любви и преданности, на которую мы сейчас уже не способны. И я сейчас имею ввиду к сожалению и себя тоже, но это если честно самой себе признаться!)

Резюмируя сказанное - этот фильм несмотря на год выхода поразил меня до глубины души. Это бесспорно один из шедевров советского кинематографа, кино, у которого есть душа! Не со всеми образами и моментами, касаемыми изображения второй стороны конфликта я согласна, да и декабристы не были белыми и пушистыми ангелами. Но этот фильм, он прежде всего о великих женщинах, которые совершили настоящий подвиг любви! Такое кино обязательно стоит увидеть!

Спасибо за внимание к моему отзыву!
Время использования 2 раза
Общее впечатление "Ваша жена просила передать Вам, что она совершенно счастлива!" Только и всего...
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву6

Елена Фошина
Благодарю за отзыв, такой эмоциональный, развёрнутый, такой прочувствованный! Меня очень волнует эта тема - тема женской любви, способности быть по-настоящему жёнами, подругами своим мужчинам - настоящим мужчинам, которые выбирают свой путь, неважно, до конца ли они правы, но которые ставят цели, действуют, стремятся что-то изменить в окружающем мире, а не ноют и не жалуются… Во всём согласна с Вами. И правда, конечно, посередине: сама система жизни такова, что невозможно быть правым для всех. Но Любовь права всегда, и женщинами этими двигало именно это чувство, делающее их, таких слабых внешне, такими сильными.
Rita Mara
Очень сильный фильм, сильный именно своей лирической любовной линией! Подвиг жён декабристов в "Союзе спасения" практически совсем не затронут, но от советской идеологии новый фильм более свободен. Поэтому, в какой-то степени больше понравился "Союз спасения", но подвиг женщин, таких слабых внешне, и таких сильных внутренне несомненно намного лучше показан в "Звезде…"
Елена Фошина
Ну, "Союз спасения" смотреть не собиралась и вряд ли соберусь - нет ни малейшего притяжения. Но почитать отзывы интересно.
GalinaMar19
Замечательный отзыв! Спасибо!
Ola52
Игорь Костолевский мне всегда нравился в этом отличном фильме, а песня на стихи Булата Окуджавы “Кавалергарды” в исполнении Владимира Кочана очень пронзительно звучит.
Rita Mara
Мне тоже очень нравится эта песня, когда её слышишь прямо слезы сами на глаза наворачиваются!