Отзыв: Спектакль "Маскарад. Воспоминания будущего" Александринский театр (Россия, Санкт-Петербург) - Ожидания, которые не оправдались
Достоинства: Эффектные костюмы и сценография. Стимул перечитать драму Лермонтова
Недостатки: Временами чрезмерная громкость звука рядом с ложей
Добрый день, дорогие читатели и подписчики !
Давно хотела посмотреть в Александринском театре Петербурга спектакль "Маскарад. Воспоминания будущего", поставленный его главным режиссером Народным артистом России, Лауреатом государственный премий Валерием Фокиным. Видела на сайте театра яркие маскарадные костюмы к постановке, слышала, что режиссер восстановил сценическую версию В. Мейерхольда 1917 г, что спектакль имеет награды ( "Золотая маска", Премия правительства РФ в области Культуры). Разве все это не является рекомендацией к просмотру?
В начале спектакля занавес открыт. Так выглядит пол сцены. Площадка разделенная на квадраты. В ходе спектакля она является важнейшим средством сценических эффектов. Квадраты меняют цвета, объединяясь в разные группы: белые и голубые, белые и оранжевые, оранжевые и черные, черные и белые. Больше того, отдельные ячейки в виде прозрачных параллелепипедов выдвигаются вертикально вверх то по одному, то группами.
В этих прозрачных параллелепипедах находятся то реальные герои спектакля, то участники маскарада в красивых ярких костюмах. Среди них Пьеро, Арлекин, Коломбина, Паяц, Смерть и еще много кто. Эта зрелищная составляющая спектакля производит впечатление броскостью и красотой костюмов, неожиданностью смены цветов и появления прозрачных камер, с находящимися в них персонажами.
Для наглядности привожу фото с поклонов, на котором видны и яркие красивые костюмы Масок, и освещение пола разным цветом.
Но помимо броскости и внешней эффектности, важен смысл, который заложен в сюжете и тексте драмы, который определенным образом трактует режиссер и который доносят до нас актеры. А вот это было сделано как-то невнятно. В чем посыл режиссера, почему он обратился к сочинению 19 века, что он увидел в нем актуальное для сегодняшнего дня?
Главных героев три: Арбенин, его жена Нина и Неизвестный. ( Князь Звездич - какой-то безликий и почти бессловесный персонаж). Наиболее естественной и убедительной в своей роли была Нина( Елена Вожакина) - изящная, живая, эмоциональная. с приятным голосом и хорошей дикцией. Ее героине веришь. Можно согласиться и с трактовкой роли Незнакомца Народным артистом России Николаем Мартоном - мрачная личность, безжалостный Судья - Мститель, по интонации, с которой он произносит текст, почти механический в своей бесчувственности человек.
Но вот главный герой меня совсем не убедил, хотя играл его ведущий артист театра народный артист России Петр Семак, отличные отзывы о котором слышала. Мне не понравилась его манера произношения стихотворного текста, из-за которой часть слов невозможно было разобрать. А текста в его роли очень много и весь он важен. Большую часть текста он проговаривал в быстром темпе в одной интонации, а отдельные слова то выкрикивал, то произносил с какими-то завываниями. Было ощущение, что артист просто декламирует текст в какой-то искусственной театральной манере. Я не почувствовала, что актер проживает то, о чем говорит, что он, действительно, ощущает себя Арбениным. Арбенин, сыгранный Семаком, получился каким-то неприятным типом, не вызывающим ни сочувствия, ни сопереживания, непонятно с чего взревновавшим свою жену. Пластика актера тоже показалась мне неестественной, какое-то кривляние.
Когда Нина говорила, что любит его, называла его "мой ангел", в это совершенно невозможно было поверить, он сразу производил впечатления злодея.(Второй справа - П. Семак -Арбенин.)
Все, что происходило на сцене в спектакле согласно сюжету, совершенно не вызвало эмоционального отклика. Даже возникли мысли: " Странная драма. Не лучшее произведение М. Ю. Лермонтова", - да простят меня поклонники поэта за такие кощунственные мысли.
Странным, на мой взгляд, был фрагмент в начале 2-го действия - рассказ современного ревнивца, убившего жену и раскаивающегося в этом. Зачем вставили в драму Лермонтова бытовую криминальную историю ? Перекинули мостики в наше время?
Спектакль сопровождался музыкой в записи ( А. Глазунова и М. Глинки) и в живом исполнении. Играл небольшой ансамбль: скрипка, виолончель, труба, флейта, ударные. Написал музыку композитор А. Бакши, почему-то в ней он использовал цитату из революционной песни: "Вы жертвою пали в борьбе роковой". Намек на время, когда осуществил свою постановку Мейерхольд ?
В общем, спектакль меня разочаровал. Возможно, я чего-то не поняла, но, на мой взгляд, настоящее произведение искусства, если и непонятно с первого раза, все равно впечатляет спаянностью всех деталей в единое целое, вызывает интерес, интригует своей загадочностью, воздействует эмоционально. Этот спектакль я просто посмотрела, как сторонний наблюдатель. Мои ожидания какого-то неповторимого эмоционального переживания не оправдались. Жаль!
Мое место было в ложе № 23 второго яруса. Видно было неплохо, но не все. В какой-то момент спектакля в центр сцены транслировали видео кадры, их я просто не видела: мешали многочисленные свисающие детали занавеса. Может быть, эти кадры были важны для понимания замысла режиссера.
Покупая билеты на указанные места, имейте ввиду, что рядом с ложей № 23 во втором ярусе находятся усилители звука, поэтому временами громкость была чрезмерной, я просто зажимала уши пальцами.
Учитывая эффектную сценографию и костюмы, участие ведущих актеров, ставлю спектаклю все-таки 4, а вдруг мое восприятие ошибочное ?
Давно хотела посмотреть в Александринском театре Петербурга спектакль "Маскарад. Воспоминания будущего", поставленный его главным режиссером Народным артистом России, Лауреатом государственный премий Валерием Фокиным. Видела на сайте театра яркие маскарадные костюмы к постановке, слышала, что режиссер восстановил сценическую версию В. Мейерхольда 1917 г, что спектакль имеет награды ( "Золотая маска", Премия правительства РФ в области Культуры). Разве все это не является рекомендацией к просмотру?
В начале спектакля занавес открыт. Так выглядит пол сцены. Площадка разделенная на квадраты. В ходе спектакля она является важнейшим средством сценических эффектов. Квадраты меняют цвета, объединяясь в разные группы: белые и голубые, белые и оранжевые, оранжевые и черные, черные и белые. Больше того, отдельные ячейки в виде прозрачных параллелепипедов выдвигаются вертикально вверх то по одному, то группами.
В этих прозрачных параллелепипедах находятся то реальные герои спектакля, то участники маскарада в красивых ярких костюмах. Среди них Пьеро, Арлекин, Коломбина, Паяц, Смерть и еще много кто. Эта зрелищная составляющая спектакля производит впечатление броскостью и красотой костюмов, неожиданностью смены цветов и появления прозрачных камер, с находящимися в них персонажами.
Для наглядности привожу фото с поклонов, на котором видны и яркие красивые костюмы Масок, и освещение пола разным цветом.
Но помимо броскости и внешней эффектности, важен смысл, который заложен в сюжете и тексте драмы, который определенным образом трактует режиссер и который доносят до нас актеры. А вот это было сделано как-то невнятно. В чем посыл режиссера, почему он обратился к сочинению 19 века, что он увидел в нем актуальное для сегодняшнего дня?
Главных героев три: Арбенин, его жена Нина и Неизвестный. ( Князь Звездич - какой-то безликий и почти бессловесный персонаж). Наиболее естественной и убедительной в своей роли была Нина( Елена Вожакина) - изящная, живая, эмоциональная. с приятным голосом и хорошей дикцией. Ее героине веришь. Можно согласиться и с трактовкой роли Незнакомца Народным артистом России Николаем Мартоном - мрачная личность, безжалостный Судья - Мститель, по интонации, с которой он произносит текст, почти механический в своей бесчувственности человек.
Но вот главный герой меня совсем не убедил, хотя играл его ведущий артист театра народный артист России Петр Семак, отличные отзывы о котором слышала. Мне не понравилась его манера произношения стихотворного текста, из-за которой часть слов невозможно было разобрать. А текста в его роли очень много и весь он важен. Большую часть текста он проговаривал в быстром темпе в одной интонации, а отдельные слова то выкрикивал, то произносил с какими-то завываниями. Было ощущение, что артист просто декламирует текст в какой-то искусственной театральной манере. Я не почувствовала, что актер проживает то, о чем говорит, что он, действительно, ощущает себя Арбениным. Арбенин, сыгранный Семаком, получился каким-то неприятным типом, не вызывающим ни сочувствия, ни сопереживания, непонятно с чего взревновавшим свою жену. Пластика актера тоже показалась мне неестественной, какое-то кривляние.
Когда Нина говорила, что любит его, называла его "мой ангел", в это совершенно невозможно было поверить, он сразу производил впечатления злодея.(Второй справа - П. Семак -Арбенин.)
Все, что происходило на сцене в спектакле согласно сюжету, совершенно не вызвало эмоционального отклика. Даже возникли мысли: " Странная драма. Не лучшее произведение М. Ю. Лермонтова", - да простят меня поклонники поэта за такие кощунственные мысли.
Странным, на мой взгляд, был фрагмент в начале 2-го действия - рассказ современного ревнивца, убившего жену и раскаивающегося в этом. Зачем вставили в драму Лермонтова бытовую криминальную историю ? Перекинули мостики в наше время?
Спектакль сопровождался музыкой в записи ( А. Глазунова и М. Глинки) и в живом исполнении. Играл небольшой ансамбль: скрипка, виолончель, труба, флейта, ударные. Написал музыку композитор А. Бакши, почему-то в ней он использовал цитату из революционной песни: "Вы жертвою пали в борьбе роковой". Намек на время, когда осуществил свою постановку Мейерхольд ?
В общем, спектакль меня разочаровал. Возможно, я чего-то не поняла, но, на мой взгляд, настоящее произведение искусства, если и непонятно с первого раза, все равно впечатляет спаянностью всех деталей в единое целое, вызывает интерес, интригует своей загадочностью, воздействует эмоционально. Этот спектакль я просто посмотрела, как сторонний наблюдатель. Мои ожидания какого-то неповторимого эмоционального переживания не оправдались. Жаль!
Мое место было в ложе № 23 второго яруса. Видно было неплохо, но не все. В какой-то момент спектакля в центр сцены транслировали видео кадры, их я просто не видела: мешали многочисленные свисающие детали занавеса. Может быть, эти кадры были важны для понимания замысла режиссера.
Покупая билеты на указанные места, имейте ввиду, что рядом с ложей № 23 во втором ярусе находятся усилители звука, поэтому временами громкость была чрезмерной, я просто зажимала уши пальцами.
Учитывая эффектную сценографию и костюмы, участие ведущих актеров, ставлю спектаклю все-таки 4, а вдруг мое восприятие ошибочное ?
Время использования | 2020 |
Стоимость | 500 ₽ |
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Ожидания, которые не оправдались |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5