Отзыв: Старый город Gamla Stan (Швеция, Стокгольм) - Стокгольмские корни
Достоинства: это исторический центр, TOP-достопримечательность Стокгольма и красивейшее место города; живописные улочки и площади с домами XVII в.; роскошный королевский дворец; прекрасные витражи и скульптуры в церквях
Недостатки: на площадях и главных улицах порой бывают "аншлаги", но есть лабиринты улочек, где безлюдно; для кого-то минусом могут быть шведские цены
При всей моей подготовленности к поездке в Стокгольм, я совершенно не ожидала, что буду систематически "зависать" в Гамла Стане - в его историческом центре, фактически на месте рождения шведской столицы.
Нет, ради этого я не пожертвовала никакими другими маршрутами по Стокгольму и не вычеркивала из личной программы must see никакие музеи. Но каждый день, после выполнения очередного туристического плана, меня влекло на остров Стадсхольмен, туда, где находится лучшее, что есть в Гамла Стане - как будто там было намазано мёдом или вареньем.
Первым номером в этой волне идет громадный архитектурный комплекс, в котором работает шведский парламент - Риксдаг. Состыковать друг с другом два таких разношерстных здания (одно из них вообще с "кольцевой" планировкой!), пусть даже по острой необходимости - идея, скажем так, и довольно спорная, и эстетически рискованная.
В Гамла Стане нас с мужем опутали улочки-нити, густо застроенные домами, окрашенными в цвета из моей любимой городской палитры: охристые тона плюс эпизодические добавки различных оттенков зеленого, серого и розового.
По Гамла Стану так и тянет ходить наугад, добровольно наматывать любые круги, проходить по множеству раз одни и те же кварталы. Здесь ничего не нужно специально искать: вы все равно попадете в культовые и знаковые места – при любой хаотичности ваших блужданий:)
Красный дом, строившийся во времена оны для королевского секретаря фон Шанца – явный любимец туристической публики, заслуженно награждаемый ею эпитетом "кукольный". Видите белые камушки, которые обрамляют все окна, выходящие на Стурторьет и примерно такие же камушки на фризе?
Пересказывать саму легенду слово в слово, будучи закованной в кандалы существующего регламента, я не буду, а только прокомментирую, где правда, где вымысел.
Да, количество этих камушков (не поленилась и подсчитала их лично) – 92 штуки. Так называемая "Стокгольмская кровавая баня", когда на Стурторьет по приказу датского короля-оккупанта Кристиана II массово казнили людей – действительно, подлинное историческое событие первой половины XVI столетия. Но точная численность жертв неизвестна (известны лишь имена самых влиятельных, знатных персон), а приблизительные оценки, приведенные в разных источниках, отличаются друг от друга. В одних – около ста, в других – свыше ста, в третьих – более восьмидесяти.
И точно так же не найдено никаких доказательств четкой увязки отделки дома, осуществлявшейся более века спустя, с данной крупномасштабной казнью. Однако легенда при существующем окрасе фасада (красное – это кровь, а белое – безвинно загубленные души) работает "на ура".
Церкви, затерянные в колоритном и оторванном от времени мирке Гамла Стана – отдельная песня. Хотя по конфессии они протестантские, внутри (исключение составляет разве что Финская церковь) туда не заскакивал никакой аскетизм – даже на пару минут:)
Перед визитом в Королевский дворец мы посетили старейшую из них – Кафедральный собор Святого Николая, или, как лаконично зовут ее шведы, Большую церковь, Storkyrkan:
Хотя собор стоит на дворцовой площади, чтобы попасть в него, следует выйти на улицу Trangsund:
Я знала, знала заранее, что идем мы сюда не зря. Под оболочкой внешней архитектурной банальщины жило и дышало средневековье - старая-добрая кирпичная готика, оставшаяся от XV столетия:
Скажете - нескромно? А знаете, это с какой стороны посмотреть:) Принцесса символизирует город Стокгольм, злобный дракон - датского короля Кристиана I, лелеявшего планы захвата шведской столицы, а рыцарь Георгий - естественно, самого Стена Стуре, войско которого разгромило датскую армию и спасло принцессу-Стокгольм от гибели, то есть от оккупации.
Пара субтильных ангелов изо всех сил пытается удержать огромную, массивную корону над королевской ложей. Не могу не выразить своего восхищения мастерством резчика или резчиков, превративших дерево в абсолютно "живую" и богато украшенную тканевую драпировку:
А картиной №1 в соборном собрании живописи для меня стало полотно кисти выдающегося шведского живописца Эренстраля "Страшный суд", которое удалось спасти при пожаре, полыхавшем в королевском замке Tre Kronor:
"Общаться" с этим человеком, замеченным нами неподалеку от площади Jarntorget, было значительно проще, чем с гордой и неприступной Матерью-Швецией:
Ох, какая же я все-таки дремучая в отношении шведской культуры! Узнала о том, кто он такой, лишь незадолго до визита в Стокгольм, когда изучала путеводитель по Гамла Стану. Те, кто не в курсе, знакомьтесь: Эверт Тоб. Поэт, композитор, популярный певец, творивший в жанре шведской бардовской песни - виса и игравший на шведской разновидности лютни.
Сама же площадь Jarntorget или в переводе со шведского языка, Железная площадь - вторая по старшинству из площадей Гамла Стана. В наши дни на ней кормят и поят туристов, проголодавшихся в ходе прогулок и пробежек по Стокгольму, а в средние века сначала торговали зерном и позднее железом - на экспорт. Впрочем, судя по попавшейся мне на глаза вывеске старейшего городского кафе-кондитерской Sundberg, всяческие едальни здесь обитали по меньшей мере с XVIII столетия:
Самая оживленная улица Гамла Стана с перманентной движухой - Vasterlanggatan. Это ключевой туристический променад, вдоль которого тянутся магазины, кафе, рестораны. Здесь мы частенько сиживали в ресторанчике Paganini, основанном обшведившимися итальянцами:
Не знаю, насколько сейчас велика немецкая община Стокгольма, тем не менее, воскресные службы в церкви Святой Гертруды проводятся на немецком языке.
Золоченый алтарь, декорированный в стиле барокко – "продукт" XVII столетия. На его главной картине изображена Тайная вечеря. И сам алтарь, и все украшающие его картины – дело рук немецких мастеров:
Естественно, мы навестили мы и знаменитого местного сиротинушку, "живущего" во дворе Финской церкви - статую работы Лисса Эрикссона. Маленький (да даже не маленький, а малюсенький) безликий безглазый мальчик печально сидит, обхватив коленки, забравшись с ногами на лавочку. И смотрит ночами на Луну.
Сердобольные граждане и туристы не оставляют ребеночка без заботы, даря ему денежки, давая конфетки, жевательную резинку, печеньица, а в зимние холодные дни утепляют его шапочками и шарфиками:
Существует поверье, что если погладить мальчика по головке, он исполняет загаданные вами желания. Однако, почувствовав что-то недоброе, я отдернула руку буквально на полпути к его голове:) И вновь разойдусь в суждениях с большинством, но у меня этот парень не вызвал ни малейшей симпатии и никакого доверия. Брюссельского мальчика я, кстати, тоже не жалую, как, впрочем, и брюссельскую девочку.
Здание финской церкви в Стокгольме, хотя оно и соседствует с Королевским дворцом, идентифицируется как церковь только по надписи над дверями. Никаких характерных внешних "церковных" признаков. Я даже не сразу сориентировалась, куда идти. И ничего удивительного, потому что первоначально это была пристройка, сделанная для игры в мяч. Затем здесь "поселился" театр для спектаклей приезжающих трупп, и только в XVIII веке постройку выкупили для нужд финской церкви.
Обстановка внутри – из разряда "протестантская классика", ничего лишнего, чтобы могло отвлекать от молитвы:
На Купеческой площади у нас состоялась еще одна встреча со Святым Георгием, побежденным драконом и благодарной принцессой, упавшей перед своим спасителем на колени. Это не что иное, как бронзовая копия той самой скульптурной группы, которая является главной реликвией собора Святого Николая:
Не выдержала и обежала этот неотправленный шведский ответ Люксембургу со всех возможных сторон:) Как симметрично они обставили его памятниками! Если у главного входа в Рыцарский дом отдается дань уважения Густаву I, у противоположного входа увековечена память о выдающемся шведском государственном деятеле, риксканцлере Акселе Оксеншерне – о человеке, с которым именем связаны золотые годы шведской державы и при котором Швеция практически единолично господствовала в Балтийском море:
Нет, ради этого я не пожертвовала никакими другими маршрутами по Стокгольму и не вычеркивала из личной программы must see никакие музеи. Но каждый день, после выполнения очередного туристического плана, меня влекло на остров Стадсхольмен, туда, где находится лучшее, что есть в Гамла Стане - как будто там было намазано мёдом или вареньем.
Первым номером в этой волне идет громадный архитектурный комплекс, в котором работает шведский парламент - Риксдаг. Состыковать друг с другом два таких разношерстных здания (одно из них вообще с "кольцевой" планировкой!), пусть даже по острой необходимости - идея, скажем так, и довольно спорная, и эстетически рискованная.
В Гамла Стане нас с мужем опутали улочки-нити, густо застроенные домами, окрашенными в цвета из моей любимой городской палитры: охристые тона плюс эпизодические добавки различных оттенков зеленого, серого и розового.
По Гамла Стану так и тянет ходить наугад, добровольно наматывать любые круги, проходить по множеству раз одни и те же кварталы. Здесь ничего не нужно специально искать: вы все равно попадете в культовые и знаковые места – при любой хаотичности ваших блужданий:)
Красный дом, строившийся во времена оны для королевского секретаря фон Шанца – явный любимец туристической публики, заслуженно награждаемый ею эпитетом "кукольный". Видите белые камушки, которые обрамляют все окна, выходящие на Стурторьет и примерно такие же камушки на фризе?
Пересказывать саму легенду слово в слово, будучи закованной в кандалы существующего регламента, я не буду, а только прокомментирую, где правда, где вымысел.
Да, количество этих камушков (не поленилась и подсчитала их лично) – 92 штуки. Так называемая "Стокгольмская кровавая баня", когда на Стурторьет по приказу датского короля-оккупанта Кристиана II массово казнили людей – действительно, подлинное историческое событие первой половины XVI столетия. Но точная численность жертв неизвестна (известны лишь имена самых влиятельных, знатных персон), а приблизительные оценки, приведенные в разных источниках, отличаются друг от друга. В одних – около ста, в других – свыше ста, в третьих – более восьмидесяти.
И точно так же не найдено никаких доказательств четкой увязки отделки дома, осуществлявшейся более века спустя, с данной крупномасштабной казнью. Однако легенда при существующем окрасе фасада (красное – это кровь, а белое – безвинно загубленные души) работает "на ура".
Церкви, затерянные в колоритном и оторванном от времени мирке Гамла Стана – отдельная песня. Хотя по конфессии они протестантские, внутри (исключение составляет разве что Финская церковь) туда не заскакивал никакой аскетизм – даже на пару минут:)
Перед визитом в Королевский дворец мы посетили старейшую из них – Кафедральный собор Святого Николая, или, как лаконично зовут ее шведы, Большую церковь, Storkyrkan:
Хотя собор стоит на дворцовой площади, чтобы попасть в него, следует выйти на улицу Trangsund:
Я знала, знала заранее, что идем мы сюда не зря. Под оболочкой внешней архитектурной банальщины жило и дышало средневековье - старая-добрая кирпичная готика, оставшаяся от XV столетия:
Скажете - нескромно? А знаете, это с какой стороны посмотреть:) Принцесса символизирует город Стокгольм, злобный дракон - датского короля Кристиана I, лелеявшего планы захвата шведской столицы, а рыцарь Георгий - естественно, самого Стена Стуре, войско которого разгромило датскую армию и спасло принцессу-Стокгольм от гибели, то есть от оккупации.
Пара субтильных ангелов изо всех сил пытается удержать огромную, массивную корону над королевской ложей. Не могу не выразить своего восхищения мастерством резчика или резчиков, превративших дерево в абсолютно "живую" и богато украшенную тканевую драпировку:
А картиной №1 в соборном собрании живописи для меня стало полотно кисти выдающегося шведского живописца Эренстраля "Страшный суд", которое удалось спасти при пожаре, полыхавшем в королевском замке Tre Kronor:
"Общаться" с этим человеком, замеченным нами неподалеку от площади Jarntorget, было значительно проще, чем с гордой и неприступной Матерью-Швецией:
Ох, какая же я все-таки дремучая в отношении шведской культуры! Узнала о том, кто он такой, лишь незадолго до визита в Стокгольм, когда изучала путеводитель по Гамла Стану. Те, кто не в курсе, знакомьтесь: Эверт Тоб. Поэт, композитор, популярный певец, творивший в жанре шведской бардовской песни - виса и игравший на шведской разновидности лютни.
Сама же площадь Jarntorget или в переводе со шведского языка, Железная площадь - вторая по старшинству из площадей Гамла Стана. В наши дни на ней кормят и поят туристов, проголодавшихся в ходе прогулок и пробежек по Стокгольму, а в средние века сначала торговали зерном и позднее железом - на экспорт. Впрочем, судя по попавшейся мне на глаза вывеске старейшего городского кафе-кондитерской Sundberg, всяческие едальни здесь обитали по меньшей мере с XVIII столетия:
Самая оживленная улица Гамла Стана с перманентной движухой - Vasterlanggatan. Это ключевой туристический променад, вдоль которого тянутся магазины, кафе, рестораны. Здесь мы частенько сиживали в ресторанчике Paganini, основанном обшведившимися итальянцами:
Не знаю, насколько сейчас велика немецкая община Стокгольма, тем не менее, воскресные службы в церкви Святой Гертруды проводятся на немецком языке.
Золоченый алтарь, декорированный в стиле барокко – "продукт" XVII столетия. На его главной картине изображена Тайная вечеря. И сам алтарь, и все украшающие его картины – дело рук немецких мастеров:
Естественно, мы навестили мы и знаменитого местного сиротинушку, "живущего" во дворе Финской церкви - статую работы Лисса Эрикссона. Маленький (да даже не маленький, а малюсенький) безликий безглазый мальчик печально сидит, обхватив коленки, забравшись с ногами на лавочку. И смотрит ночами на Луну.
Сердобольные граждане и туристы не оставляют ребеночка без заботы, даря ему денежки, давая конфетки, жевательную резинку, печеньица, а в зимние холодные дни утепляют его шапочками и шарфиками:
Существует поверье, что если погладить мальчика по головке, он исполняет загаданные вами желания. Однако, почувствовав что-то недоброе, я отдернула руку буквально на полпути к его голове:) И вновь разойдусь в суждениях с большинством, но у меня этот парень не вызвал ни малейшей симпатии и никакого доверия. Брюссельского мальчика я, кстати, тоже не жалую, как, впрочем, и брюссельскую девочку.
Здание финской церкви в Стокгольме, хотя оно и соседствует с Королевским дворцом, идентифицируется как церковь только по надписи над дверями. Никаких характерных внешних "церковных" признаков. Я даже не сразу сориентировалась, куда идти. И ничего удивительного, потому что первоначально это была пристройка, сделанная для игры в мяч. Затем здесь "поселился" театр для спектаклей приезжающих трупп, и только в XVIII веке постройку выкупили для нужд финской церкви.
Обстановка внутри – из разряда "протестантская классика", ничего лишнего, чтобы могло отвлекать от молитвы:
На Купеческой площади у нас состоялась еще одна встреча со Святым Георгием, побежденным драконом и благодарной принцессой, упавшей перед своим спасителем на колени. Это не что иное, как бронзовая копия той самой скульптурной группы, которая является главной реликвией собора Святого Николая:
Не выдержала и обежала этот неотправленный шведский ответ Люксембургу со всех возможных сторон:) Как симметрично они обставили его памятниками! Если у главного входа в Рыцарский дом отдается дань уважения Густаву I, у противоположного входа увековечена память о выдающемся шведском государственном деятеле, риксканцлере Акселе Оксеншерне – о человеке, с которым именем связаны золотые годы шведской державы и при котором Швеция практически единолично господствовала в Балтийском море:
Год посещения | 2016 |
Общее впечатление | Стокгольмские корни |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву103
А сам городок очень милый
Фотографии на высочайшем уровне,все смотрится на ура!
Очень люблю их милые узкие улочки
Невероятно понравились витражи - витражная розетка с Иисус Христос в окружении ангелов а Кафедральном Соборе и необычные витражи - зарисовки из жизни простых людей в Немецкой церкви.
А что недоброе с мальчиком? Почему отдернули руку?
С вами забываю о туристических картах и даю разгуляться воображению, с макушкой погружаясь в Ренессанс с нордическим характером) А рассматривая витражи храма, открываю одну из тайн шведского благополучия - поэтизирование быта. Увлекательное может получиться занятие, если с душой за дело взяться)
Спасибо, экскурсия очень!
Взаимовлияние и взаимопроникновение - проявляется интереснейшими сочетаниями и проявлениями.
P.S.: В Ваших отзывах часто встречаются незнакомые для меня слова и обороты речи, так что приходится поискать в интернете значение слова. Сегодня я уж было хотела искать, что есть "гульбариум", а потом увидела еще и "релаксариум" и поняла, что искать не надо)))
Никогда не был в Швеции, поражён, насколько там красиво, какие великолепные памятники и храмы. По узким улочкам тоже очень люблю бродить (но жить бы не хотелось в тесноте). Читалось/смотрелось с наслаждением. По-хорошему завидую Вашим знаниям, стилю и умению передать прекрасное!
Поздравляю с понятным для нас праздником - Старым Новым годом!)))
Сильнейшее впечатление от "скульптурного привета"! Наивно, трогательно и … тепло. И не меньше тепла от "молодых" витражей, бытовые мелочи из жизни обычных людей согревают.
P.S. "Приклеенная" к фасаду легенда - идея мне понравилась, даже если от реальных фактов она далека:)
Но вот в восторг меня этот город вот никак не приводит. Он какой-то строгий и мрачноватый. То ли дело Бавария и Австрия…про Италию уж, молчу. Я все же южный человек. Мне поярче и повеселее бы краски!
Руны в отделке дома- я зависла)
отзыв чудесен, читала долго, как всегда на большом "экране", как всегда дала кое-кому ссылку)))
и да , Брюссельский мальчик тоже не произвел никако-го впечатления(про девочку промолчу)
В Стокгольме это по большей части тёплый цвет фасадов; маленькие площади; камень с руническим текстом, вмурованный в стену одного из домов; одинокий малыш, не полизав, не погладив, не позолотив ему ручку - не будет нам счастья. И очень много красивой, беленькой детворы с папами.
А вот мальчика погладить тоже как-то не возникло желания, отторжение на подсознательном уровне, как и у Вас )