Отзыв: Костел Божьего Тела и усыпальница Радзивиллов (Беларусь, Несвиж) - "Не посетить фарный костёл - не побывать в Несвиже!" (+эксклюзивные фото внутреннего убранства)!
Достоинства: Аутентичный памятник эпохи раннего барокко, потрясающие иконы и фрески
Недостатки: Могут возникнуть сложности с фотосъёмкой внутри
Среди достопримечательностей старинного города Несвижа фарный костёл Божьего тела или Наисвятейшего Тела Господня, занимает особое место.
Цель этого отзыва - не похвастаться увиденной красотой, но дать человеку, который придёт в это место, понятие, _что именно_ он видит. Помочь не "потеряться" в этом великолепии, не пропустить важное.
Поэтому обойтись без исторических экскурсов просто невозможно.
... Деревянный костел стоял на этом месте еще в начале XVI века. Тогдашний владетель Несвижа - Радзивилл Черный - крепко задружил с кальвинистами, так что в костеле скоро запели совсем другие псалмы...
Но сын его, Николай Христофор, прозванный Сироткой, усилиями папского нунция вернулся в лоно католической церкви. Он же и пригласил в Несвиж братьев-иезуитов, для которых возжелал построить на этом месте каменный костёл.
Первый блин вышел комом. Уже возведенное здание было забраковано, как Сироткой, так и самими иезуитами. Может, качество стройки не понравилось, а может, стиль был не тот. Так что постройку разобрали, невзирая на убытки, благо отчитывался Николай Христофор Радзивилл только перед Богом и самим собой. И вот тогда по личной просьбе Сиротки из Италии приехал монах-иезуит Джованни Мария Бернардони...
Гениальный зодчий начинал свою карьеру простым каменщиком, затем помощником архитектора на строительстве соборной церкви Иль-Джезу - главного храма ордена иезуитов. Не случайно фарный костёл Несвижа и его собрат, костёл св. Петра и Павла в Кракове, похожи на базилику Иль-Джезу...
Стройка велась ударными темпами. Магнаты - это вам не олигархи, ставить цели и добиваться их они умели! Усиленное финансирование дало свои плоды - костёл стал первым в Речи Посполитой иезуитским храмом, и, пусть и условно, первой постройкой архитектуры барокко во всей Восточной Европе. Опередив заложенных куда раньше "собратьев".
Возведенный храм являет собой уникальное строение эпохи раннего барокко. Настолько раннего, что нынешние специалисты стали относить его к переходному периоду. Даже название отдельное придумали - маньеризм...
Но пока сие суконное определение не стало официальным, будем оставаться с милым уху и сердцу - "раннее барокко". ;))
После того, как орден иезуитов был распущен, костёл стал парафиальным (приходским). Тогда его и стали называть фарным, то бишь "главным". Костёл этот не закрывался никогда, ни во времена Российской империи, ни в годы Советской власти.
Сейчас костёл Тела Господня под реставрацией. Официальный срок окончания работ даже не объявлен, визуально можно понять, что до финала еще далеко. Одна из причин - обстоятельства, вскрывшиеся в процессе реставрации.
Надпись на латыни гласит: "Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем".
Скульптуры святых Николая и Христофора, которые стояли в нишах внизу видимо, взяли на реставрацию.
Меж тем, это святой Ян Непомуцкий. Жил в Чехии в середине XIV века, стал жертвой "разборок" короля Вацлава IV c церковью. Одна из самых вероятных гипотез его мученической гибели - король хотел выпытать тайну исповеди королевы...
Изначально статуя святого была поставлена у входа в парк, во времена К. С. Радзивилла ("Пане Коханку"). Этот мот и прохиндей верил, что памятник святому сбережет их род и город от бед!...
Но в прошлом веке статуя частично повторила судьбу того, кому была посвящена. В 20-х годах красные конники срубили Яну голову, перед войной вообще - свергли с пьедестала, расколошматили и скинули в пруд. Однако стараниями добрых людей памятник сохранили, а когда пришло время - кропотливо отреставрировали и поставили уже здесь.
Костёл был закрыт, но я не унывал, обошёл здание с северо-восточной стороны.
В центре видны монограммы ордена иезуитов и рода Радзивиллов. Собственно, эта символика, скорее всего и послужила причиной тому, что росписи скрыли под штукатуркой...
Конечно к костёлу "прилагался" иезуитский коллегиум. И он исправно функционировал, давая слушателям качественное образование. Но в 1773 году после упразднения ордена иезуитов там устроили... солдатские казармы, а в 1825 году обветшавшее здание просто снесли...
В 2013 году всплыл "инновационный" проект - отстроить коллегиум, как... пятизвёздочную гостиницу. Хвала Господу, инвестора не нашли...
Вообще-то в католических храмах относятся к человеку с фотоаппаратом вполне лояльно. Здесь почти нет риска близко познакомиться с очень воцерковлённой бабушкой или милым созданием в платочке: "А у нас съёмка только с благословения батюшки (_во дворе_ церкви!). Прекрасно помню лёгкое изумление, когда во время первого знакомства с собором св. Франциска Ксаверия в Гродно смотритель сказал: "Вы снимайте, если хотите, не стесняйтесь".
И все же, стоит знать несколько простых правил, которые помогут избежать неловких ситуаций.
1. НИКАКИХ ВСПЫШЕК! От слова "совсем". Не знаю, вредят ли они старинным изображениям, но на нервы окружающим действуют отменно! К тому же, в большом помещении толку от вспышки мало, хороший фотоаппарат со светосильной оптикой справится куда лучше.
2. Месса - это совершенно не то время, когда стоит разгуливать по храму, с фотоаппаратом или без.
3. Селфи - вообще дурной тон, но в храме - это СВИНСТВО! Помню, как меня самого покоробило, когда, в том же соборе св. Ксаверия, велотуристы из Европы принялись "фоткаться" на фоне главного алтаря... Это при том что я, вообще-то, не религиозен.
4. Последнее, неочевидное - снимать надо ХОРОШО! Самый внятный аргумент против фото в храме, что я слышал - "чтоб не распространяли дрянных фотографий". ;)
Пока я размышлял над этим, пришла служительница. Добрая женщина, дай Бог ей здоровья, не только впустила меня в костёл, позволила осмотреться, не препятствовала фотографировать, но и дала переснять материалы, которые хорошо помогли мне при написании этого обзора.
Конечно, фото, при всём моём старании не могут передать великую красоту. Но понятие вы получить сможете...
Фрески заметно моложе храма, их писали уже в середине XVIII века, когда Михаил Казимир Радзивилл, прозванный "Рыбонька", решил вернуть костёлу утраченное великолепие. Его придворные художники Ксаверий Доминик Геский и его сын Юзеф - сотворили настоящее чудо! Тогда не знали слова "трёхмерный", но как же мастерски передан объём! Просто не верится, что все эти колонны, ниши и проёмы - нарисованные...
По бокам, предполагаю, изображения святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия.
На барельефе видны сколы. Не от казацких ли сабель, когда в 1655 году русские войска штурмовали Несвиж?
Где-то здесь вход в усыпальницу Радзивиллов. Да, под костёлом расположен целый некрополь, где в саркофагах нашли вечный покой многие представители рода. Туда я не пошёл, не захотел тревожить мёртвых праздным любопытством...
Но здесь так много интересного!
Слева направо. Икона на колонне, наполовину скрыта бирюзовым изображением девы Марии - это святой Андрей Боболя, легендарный проповедник, зверски убитый казаками Богдана Хмельницкого. Да, он выступал в этом костёле...
Рядом - алтарь Антония Падуанского, францисканского проповедника, почитаемого как чудотворца. Он увенчан изображением женщины, которая полулежит на гробовой доске. По наиболее вероятной версии, барельеф посвящен Констанции Радзивилл-Чудовской. Она ушла, когда ей было всего 28 лет...
В центре снимка - алтарь Девы Марии, симметричный алтарю Святого Креста.
Моя маленькая частная экскурсия подошла к концу. Денег, конечно, никто никаких не запросил. Но я исполнил долг честного человека - опустил денежку в один из ящиков для пожертвований. Ибо работы по реставрации далеки от завершения, да и содержание костёла требует средств.
Конечно же, я еще вернусь сюда. И не только взглянуть, что получилось у реставраторов, а просто - постоять и полюбоваться на великую красоту, увидеть то, что пропустил, оглушённый великолепием.
Так что, спустя год-два обзор, полагаю, будет обновлен. ;)
Цель этого отзыва - не похвастаться увиденной красотой, но дать человеку, который придёт в это место, понятие, _что именно_ он видит. Помочь не "потеряться" в этом великолепии, не пропустить важное.
Поэтому обойтись без исторических экскурсов просто невозможно.
... Деревянный костел стоял на этом месте еще в начале XVI века. Тогдашний владетель Несвижа - Радзивилл Черный - крепко задружил с кальвинистами, так что в костеле скоро запели совсем другие псалмы...
Но сын его, Николай Христофор, прозванный Сироткой, усилиями папского нунция вернулся в лоно католической церкви. Он же и пригласил в Несвиж братьев-иезуитов, для которых возжелал построить на этом месте каменный костёл.
Первый блин вышел комом. Уже возведенное здание было забраковано, как Сироткой, так и самими иезуитами. Может, качество стройки не понравилось, а может, стиль был не тот. Так что постройку разобрали, невзирая на убытки, благо отчитывался Николай Христофор Радзивилл только перед Богом и самим собой. И вот тогда по личной просьбе Сиротки из Италии приехал монах-иезуит Джованни Мария Бернардони...
Гениальный зодчий начинал свою карьеру простым каменщиком, затем помощником архитектора на строительстве соборной церкви Иль-Джезу - главного храма ордена иезуитов. Не случайно фарный костёл Несвижа и его собрат, костёл св. Петра и Павла в Кракове, похожи на базилику Иль-Джезу...
Стройка велась ударными темпами. Магнаты - это вам не олигархи, ставить цели и добиваться их они умели! Усиленное финансирование дало свои плоды - костёл стал первым в Речи Посполитой иезуитским храмом, и, пусть и условно, первой постройкой архитектуры барокко во всей Восточной Европе. Опередив заложенных куда раньше "собратьев".
Возведенный храм являет собой уникальное строение эпохи раннего барокко. Настолько раннего, что нынешние специалисты стали относить его к переходному периоду. Даже название отдельное придумали - маньеризм...
Но пока сие суконное определение не стало официальным, будем оставаться с милым уху и сердцу - "раннее барокко". ;))
После того, как орден иезуитов был распущен, костёл стал парафиальным (приходским). Тогда его и стали называть фарным, то бишь "главным". Костёл этот не закрывался никогда, ни во времена Российской империи, ни в годы Советской власти.
Сейчас костёл Тела Господня под реставрацией. Официальный срок окончания работ даже не объявлен, визуально можно понять, что до финала еще далеко. Одна из причин - обстоятельства, вскрывшиеся в процессе реставрации.
Надпись на латыни гласит: "Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем".
Скульптуры святых Николая и Христофора, которые стояли в нишах внизу видимо, взяли на реставрацию.
Меж тем, это святой Ян Непомуцкий. Жил в Чехии в середине XIV века, стал жертвой "разборок" короля Вацлава IV c церковью. Одна из самых вероятных гипотез его мученической гибели - король хотел выпытать тайну исповеди королевы...
Изначально статуя святого была поставлена у входа в парк, во времена К. С. Радзивилла ("Пане Коханку"). Этот мот и прохиндей верил, что памятник святому сбережет их род и город от бед!...
Но в прошлом веке статуя частично повторила судьбу того, кому была посвящена. В 20-х годах красные конники срубили Яну голову, перед войной вообще - свергли с пьедестала, расколошматили и скинули в пруд. Однако стараниями добрых людей памятник сохранили, а когда пришло время - кропотливо отреставрировали и поставили уже здесь.
Костёл был закрыт, но я не унывал, обошёл здание с северо-восточной стороны.
В центре видны монограммы ордена иезуитов и рода Радзивиллов. Собственно, эта символика, скорее всего и послужила причиной тому, что росписи скрыли под штукатуркой...
Конечно к костёлу "прилагался" иезуитский коллегиум. И он исправно функционировал, давая слушателям качественное образование. Но в 1773 году после упразднения ордена иезуитов там устроили... солдатские казармы, а в 1825 году обветшавшее здание просто снесли...
В 2013 году всплыл "инновационный" проект - отстроить коллегиум, как... пятизвёздочную гостиницу. Хвала Господу, инвестора не нашли...
Вообще-то в католических храмах относятся к человеку с фотоаппаратом вполне лояльно. Здесь почти нет риска близко познакомиться с очень воцерковлённой бабушкой или милым созданием в платочке: "А у нас съёмка только с благословения батюшки (_во дворе_ церкви!). Прекрасно помню лёгкое изумление, когда во время первого знакомства с собором св. Франциска Ксаверия в Гродно смотритель сказал: "Вы снимайте, если хотите, не стесняйтесь".
И все же, стоит знать несколько простых правил, которые помогут избежать неловких ситуаций.
1. НИКАКИХ ВСПЫШЕК! От слова "совсем". Не знаю, вредят ли они старинным изображениям, но на нервы окружающим действуют отменно! К тому же, в большом помещении толку от вспышки мало, хороший фотоаппарат со светосильной оптикой справится куда лучше.
2. Месса - это совершенно не то время, когда стоит разгуливать по храму, с фотоаппаратом или без.
3. Селфи - вообще дурной тон, но в храме - это СВИНСТВО! Помню, как меня самого покоробило, когда, в том же соборе св. Ксаверия, велотуристы из Европы принялись "фоткаться" на фоне главного алтаря... Это при том что я, вообще-то, не религиозен.
4. Последнее, неочевидное - снимать надо ХОРОШО! Самый внятный аргумент против фото в храме, что я слышал - "чтоб не распространяли дрянных фотографий". ;)
Пока я размышлял над этим, пришла служительница. Добрая женщина, дай Бог ей здоровья, не только впустила меня в костёл, позволила осмотреться, не препятствовала фотографировать, но и дала переснять материалы, которые хорошо помогли мне при написании этого обзора.
Конечно, фото, при всём моём старании не могут передать великую красоту. Но понятие вы получить сможете...
Фрески заметно моложе храма, их писали уже в середине XVIII века, когда Михаил Казимир Радзивилл, прозванный "Рыбонька", решил вернуть костёлу утраченное великолепие. Его придворные художники Ксаверий Доминик Геский и его сын Юзеф - сотворили настоящее чудо! Тогда не знали слова "трёхмерный", но как же мастерски передан объём! Просто не верится, что все эти колонны, ниши и проёмы - нарисованные...
По бокам, предполагаю, изображения святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия.
На барельефе видны сколы. Не от казацких ли сабель, когда в 1655 году русские войска штурмовали Несвиж?
Где-то здесь вход в усыпальницу Радзивиллов. Да, под костёлом расположен целый некрополь, где в саркофагах нашли вечный покой многие представители рода. Туда я не пошёл, не захотел тревожить мёртвых праздным любопытством...
Но здесь так много интересного!
Слева направо. Икона на колонне, наполовину скрыта бирюзовым изображением девы Марии - это святой Андрей Боболя, легендарный проповедник, зверски убитый казаками Богдана Хмельницкого. Да, он выступал в этом костёле...
Рядом - алтарь Антония Падуанского, францисканского проповедника, почитаемого как чудотворца. Он увенчан изображением женщины, которая полулежит на гробовой доске. По наиболее вероятной версии, барельеф посвящен Констанции Радзивилл-Чудовской. Она ушла, когда ей было всего 28 лет...
В центре снимка - алтарь Девы Марии, симметричный алтарю Святого Креста.
Моя маленькая частная экскурсия подошла к концу. Денег, конечно, никто никаких не запросил. Но я исполнил долг честного человека - опустил денежку в один из ящиков для пожертвований. Ибо работы по реставрации далеки от завершения, да и содержание костёла требует средств.
Конечно же, я еще вернусь сюда. И не только взглянуть, что получилось у реставраторов, а просто - постоять и полюбоваться на великую красоту, увидеть то, что пропустил, оглушённый великолепием.
Так что, спустя год-два обзор, полагаю, будет обновлен. ;)
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2019 |
Общее впечатление | "Не посетить фарный костёл - не побывать в Несвиже!" (+эксклюзивные фото внутреннего убранства)! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву60
Езжайте оттуда хотя бы в Кобрин и Пинск.
Боюсь только, как бы модераторы не спохватились и не об'явили информацию общеизвестной(.
Скажу по секрету, я снимал точно так же. А вот потом долго и мучительно разбирался, что же я наснимал. Чтобы выяснить, кому же посвящён барельеф с молодой женщиной, пришлось потратить почти целый вечер. Так что информация в обзоре все больше малоизвестная, кропотливо собиралась из разных источников.
Не поняла вашей ремарки из отзыва, что служительница из храма дала переснять Вам какие-то материалы. Какие?
P.s. Тоже хочу написать отзыв о Фарном костёле, но теперь даже не знаю, стоит ли после Вашего с таким количеством интересной информации? Хотя фотографии есть интересные, да и украшения рождественские невероятно оживляют храм. Даже видео сняла)
Распечатанные листы с историей костёла… Хотя много гуглить всё равно пришлось.
Вот и соберите интересные фото, да прокомментируйте.
Боюсь только, как бы модераторы не спохватились и не об'явили информацию общеизвестной
и тихо/молча прогуляться рядом…
Заупокоцную службу до сих пор служат? 350 лет же еще не прошло…
Это называется "реституция". Найти театру новое помещение - прямая забота городских властей.
А вообще, это мой огрех, тяжко же было выходя из костёла голову поднять…
В следующей редакции исправлю.
К счастью, в настоящее время запрет смягчён.
Возбраняется только орудовать фотоаппаратом, когда идёт месса, и следует воздерживаться от использования вспышки.
Ну, или я просто в удачное время зашёл. ;)
Вот это всё как раз в крупных соборах. В обычных костёлах свечи не ставят и индивидуально не молятся. Просто приходят на мессу или на исповедь.
В гродненском кафедральном как раз стоят конструкции для свечей. В обычных костёлах ничего подобного нет.
" На венке листья сбиты, так было с самого начала — отец «Сиротка» попросил мастера, который сделал лик и венок, сбить листья. Каждый, кто видел этот венок, должен был помнить, что наша жизнь красивая, но хрупкая… "
А я без проблем фотографировала здесь. Наверное объявление повесили после реставрации внутри. При мне там было не очень.
Да, был период, когда туристам снимать запрещали. Надеюсь, с этим покончено.
Спасибо!
Буду ещё перечитывать с бОльшим погружением в тему.
Была в Несвиже не раз. Но теперь есть веская причина побывать там через 2 года:)