Отзыв: Фильм "12 лет рабства" (2013) - История нелегкой судьбы чернокожего человека.
Достоинства: Реалистичность, прекрасный исполнительский состав.
Недостатки: Несколько затянуто.
Этот фильм совместного производства США и Великобритании был снят в 2013 и вышел на экран в 2014 году. Он произвел большое впечатление на зрителей всех стран, был многократно награжден, получил в том числе 3 статуэтки Оскара, то есть по трем позициям. Сила этого фильма в его реалистичности, правдивости, ведь в основу сценария была положена книга воспоминаний Соломона Нортапа. Он действительно испытал на себе весь ужас положения раба.
Соломон Нортап, чернокожий музыкант, вполне благополучно жил со своей женой и детьми в небольшом городке штата Нью Йорк, то есть в северной части США, где рабства не существовало. В один недобрый день он согласился поехать в составе передвижной театральной труппы на гастроли в округ Вашингтон, то есть в южную часть США, где рабство традиционно существовало. Его обманули, опоили каким-то снотворным и продали в рабство. Так начался его кошмарный путь длиной в двенадцать лет унижений, жестоких избиений и очень тяжелого труда.
В фильме перед нами проходит череда разных типов рабовладельцев, этих южных изысканных и утонченных леди и джентльменов, понимающих толк в красивой жизни с балами и увеселениями. Можно вспомнить героев популярного романа М. Митчел «Унесенные ветром». С каким неодобрением и даже презрением относились они к грубоватым, невоспитанным северянам, с их простецкой речью и отсутствием хороших манер! Однако победа северных штатов принесла с собой свободу для всех, в том числе чернокожих. Но произошло это лишь в шестидесятые годы 19 века, а бедный Соломон Нортап попал в этот ад для невольников в 1841 году. Более 20 лет оставалось ему еще прожить в том жутком доме, куда он в конце концов попал, если бы не счастливое стечение обстоятельств, позволивших ему раньше вернуться домой. (И этим добрым ангелом в его судьбе оказался канадец, наемный работник-строитель в исполнении Брэда Питта).
Не все рабовладельцы были, конечно, негодяями и садистами. Многие относились к чернокожим, как к рабочему скоту, который нужно было кормить и как-то содержать. Людей в них никто не видел. Между владельцем рабов и ними были еще надсмотрщики, как правило, люди жестокие, наслаждающиеся своей властью и злоупотребляющие ею. С одним из таких любителей заставлять рабов помнить об их месте в иерархии работников поместья Соломон Нотрап столкнулся в начале своей новой жизни и не сумел поладить. В нем еще не угасло чувство собственного достоинства, самоуважения – совершенно излишние в его положении…
Но как же все-таки много дурных, злых белых людей попалось на жизненном пути Соломону! И как пагубно действует на людей ощущение своего могущества, бесконтрольной власти, возможности вершить чужие судьбы, подвергать насилию, истязаниям. В фильме много жестоких сцен, исполосованных плетьми окровавленных спин. А женщины- негритянки! Их искалеченные тела и судьбы…
В роли главного героя Соломона Нортапа снялся актер Чивител Эджиофер, который блестяще справился с ролью. У него на редкость выразительное лицо, способное передать все нюансы переживаний героя, изменения его внутреннего психологического состояния - от желания прийти на помощь, заступиться за слабого и до трагического по своей сути поступка – наказания плетьми невинного человека по повелению хозяина. Но что в этот момент испытывала его душа?! Он хотел отказаться, но жертве от этого было бы еще хуже, и он выполнил приказ…
Роль «главного злодея», жестокого плантатора сыграл Майкл Фассбендер. В его исполнении это мучимый страстями, не вполне психически здоровый человек с садистскими наклонностями. Все дурные задатки, данные ему от природы, получили свое развитие и расцвели пышным цветом вследствие его положения в рабовладельческом обществе. Он – владелец рабов и может делать с ними все, что сочтет нужным. Подкрепление своим взглядам он находит в Библии, которую как добрый христианин читает своим рабам и растолковывает в нужном ему ключе. Он искренне верит в то, что рабы являются его полной собственностью, и он поступает всегда правильно. В это легко поверить: рабы на плантациях юга появились вместе с плантациями. Еще хорошо знакомый нам с детства Робинзон Крузо (в 17 веке, если не ошибаюсь, или даже в 16-ом! ) плыл за рабами в Африку, когда шторм выкинул его на необитаемый остров. То есть рабы в жизни героя – это неотъемлемая часть жизни в краю хлопковых плантаций.
С таким сюжетом, с таким накалом страстей фильм вполне мог бы стать приключенческим, но не стал им. По-видимому, авторы фильма с большим уважением отнеслись к судьбе Соломона Нортапа и создали его в жанре исторической драмы, фильма-биографии.
Фильм оставляет тяжелое впечатление. Не могу сказать, что смотреть его очень интересно, но что-то заставляет следить за судьбой героя, переживать за него. Фильму присуща какая-то притягательность. Рекомендую!
Соломон Нортап, чернокожий музыкант, вполне благополучно жил со своей женой и детьми в небольшом городке штата Нью Йорк, то есть в северной части США, где рабства не существовало. В один недобрый день он согласился поехать в составе передвижной театральной труппы на гастроли в округ Вашингтон, то есть в южную часть США, где рабство традиционно существовало. Его обманули, опоили каким-то снотворным и продали в рабство. Так начался его кошмарный путь длиной в двенадцать лет унижений, жестоких избиений и очень тяжелого труда.
В фильме перед нами проходит череда разных типов рабовладельцев, этих южных изысканных и утонченных леди и джентльменов, понимающих толк в красивой жизни с балами и увеселениями. Можно вспомнить героев популярного романа М. Митчел «Унесенные ветром». С каким неодобрением и даже презрением относились они к грубоватым, невоспитанным северянам, с их простецкой речью и отсутствием хороших манер! Однако победа северных штатов принесла с собой свободу для всех, в том числе чернокожих. Но произошло это лишь в шестидесятые годы 19 века, а бедный Соломон Нортап попал в этот ад для невольников в 1841 году. Более 20 лет оставалось ему еще прожить в том жутком доме, куда он в конце концов попал, если бы не счастливое стечение обстоятельств, позволивших ему раньше вернуться домой. (И этим добрым ангелом в его судьбе оказался канадец, наемный работник-строитель в исполнении Брэда Питта).
Не все рабовладельцы были, конечно, негодяями и садистами. Многие относились к чернокожим, как к рабочему скоту, который нужно было кормить и как-то содержать. Людей в них никто не видел. Между владельцем рабов и ними были еще надсмотрщики, как правило, люди жестокие, наслаждающиеся своей властью и злоупотребляющие ею. С одним из таких любителей заставлять рабов помнить об их месте в иерархии работников поместья Соломон Нотрап столкнулся в начале своей новой жизни и не сумел поладить. В нем еще не угасло чувство собственного достоинства, самоуважения – совершенно излишние в его положении…
Но как же все-таки много дурных, злых белых людей попалось на жизненном пути Соломону! И как пагубно действует на людей ощущение своего могущества, бесконтрольной власти, возможности вершить чужие судьбы, подвергать насилию, истязаниям. В фильме много жестоких сцен, исполосованных плетьми окровавленных спин. А женщины- негритянки! Их искалеченные тела и судьбы…
В роли главного героя Соломона Нортапа снялся актер Чивител Эджиофер, который блестяще справился с ролью. У него на редкость выразительное лицо, способное передать все нюансы переживаний героя, изменения его внутреннего психологического состояния - от желания прийти на помощь, заступиться за слабого и до трагического по своей сути поступка – наказания плетьми невинного человека по повелению хозяина. Но что в этот момент испытывала его душа?! Он хотел отказаться, но жертве от этого было бы еще хуже, и он выполнил приказ…
Роль «главного злодея», жестокого плантатора сыграл Майкл Фассбендер. В его исполнении это мучимый страстями, не вполне психически здоровый человек с садистскими наклонностями. Все дурные задатки, данные ему от природы, получили свое развитие и расцвели пышным цветом вследствие его положения в рабовладельческом обществе. Он – владелец рабов и может делать с ними все, что сочтет нужным. Подкрепление своим взглядам он находит в Библии, которую как добрый христианин читает своим рабам и растолковывает в нужном ему ключе. Он искренне верит в то, что рабы являются его полной собственностью, и он поступает всегда правильно. В это легко поверить: рабы на плантациях юга появились вместе с плантациями. Еще хорошо знакомый нам с детства Робинзон Крузо (в 17 веке, если не ошибаюсь, или даже в 16-ом! ) плыл за рабами в Африку, когда шторм выкинул его на необитаемый остров. То есть рабы в жизни героя – это неотъемлемая часть жизни в краю хлопковых плантаций.
С таким сюжетом, с таким накалом страстей фильм вполне мог бы стать приключенческим, но не стал им. По-видимому, авторы фильма с большим уважением отнеслись к судьбе Соломона Нортапа и создали его в жанре исторической драмы, фильма-биографии.
Фильм оставляет тяжелое впечатление. Не могу сказать, что смотреть его очень интересно, но что-то заставляет следить за судьбой героя, переживать за него. Фильму присуща какая-то притягательность. Рекомендую!
Общее впечатление | История нелегкой судьбы чернокожего человека. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву18
Произошло недоразумение - мой отзыв о фильме случайно попал в рубрику отзывов об одноименной книге.
Приношу свои извинения.
Я уже обратилась за помощью в тех.поддержку сайта и надеюсь, что вскоре все будет исправлено.
Попросите администрацию перенести:-))
Мне фильм не нравится.
Поясню.
На мой взгляд это чистой воды движуха Лупиты Нионго в ряды самых красивых женщин мира, причем в фильме многократно эксплуатируется весьма двусмысленный подтекст.
А вот отзыв Ваш - нравится:-)
Но я как-то не заметила какого-то пристального внимания к Л.Нионго. Да и покрасоваться -то ей особо не пришлось в этом фильме.