Отзыв: Фильм "Небесные жены луговых мари" (2012) - "ДЕКАМЕРОН" марийского разлива, или "ТЕМНЫЕ СИЛЫ их МИРНО ГНЕТУТ"
Достоинства: чрезвычайно диковинное для рядового восприятия зрелище
Недостатки: то же самое
Начну с того, что если вам ближе рациональное видение мира, то на просмотр этого фильма даже не стоит терять времени, он однозначно не ВАШ. И никакой трагедии в этом нет. Да у "Небесных жен..." - целое созвездие наград, но пересиливать себя, тщетно пытаясь этим фактом усовеститься или взбодриться - ни к чему совершенно.
А вот если, ваши эмоции то и дело берут верх над холодным рассудком - можно и попытаться.
"Небесные жены..." - явно из разряда "никого не оставит равнодушным". Кто-то однозначно обплюется после просмотра, кто-то найдет фильм ярким и необычным, точно оперение диковинной птицы. (Мы же не ищем в этом самом оперении какого-то смысла - просто любуемся его красками).
Проблема лишь в том, что одними красками дело тут не ограничится. Представьте себе, что эдакая птица, к примеру, гортанно вопит... да так что выворачивает душу. Или начинает делать (прямо перед вами) какие-то непотребно-странные, а то и гадостные вещи.
Ее оперение останется столько же заманчивым для вас? Вопрос не простой.
Нечто сходное испытыванешь и при просмотре "Небесных жен...". И влечет к себе экранная картинка и отвращает в то же время. Причем, эти два ощущения сплетаются в единый клубок. Точнее - крепкую косу марийского задела, сплетенную намертво - ее не расплести, не порвав прядей.
... Ходячие мертвецы. Птицы, точно в гнездах, поселившиеся в самых интимных женских местах. Лесные мужеподобные кикиморы - охотницы до чужих мужей. Женихи-пришельцы с того света. Чем только не "богат" этот фильм!
Что это - триллер? Нет, марийский этнос. Как определил жанр фильма его автор - писатель и сценарист Денис Осокин - это "этнографическая сказка". А режиссер Алексей Федорченко назвал его "фильмом-орнаментом" и "фильмом-календарем". Ну и "Декамероном" в придачу. Создателям виднее. От их вИдения и будем отталкиваться.
"ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СКАЗКА". Быт современной марийской деревни и поныне "настоян" на темном пьянящем зелье, что варили еще предки, причем, настоян во всех смыслах. (Во всяком случае, по утверждению авторов).
Так называемые, народные корни тут не глубоко в земле, а просто и естественно торчат на поверхности. Ну а Женщина - олицетворение самой Матери-Природы.
И какой же ей быть, как не плодовитой, прозорливой и деятельной?!
Мы наблюдаем в фильме, собственно, только три ее эти ипостаси. "Небесные жены..." рожают (или готовятся к тому), с утра до ночи кормят мужей и скотину (здесь эти понятия почти равнозначны). Ну и... общаются с темными силами, не без этого.
Почти у каждой героини - есть "умение" такого рода. Одна получает силу от Ветра, другая от соседской Березы. У третьей - Волшебный Гребень-убийца. Ну а все прочие (от девиц-подростков до старушек-веселушек) попросту гонят чудодейственный "киселек" с травами, явно глюкогенного пошиба - ну а после первого стакана, что им только не видится!
"ФИЛЬМ-ОРНАМЕНТ" - как бы мы не относились к происходящему на экране, приходится признать: фильм красив. Опять же по-своему, своеобразно и своеобычно. Лица и тела этих женщин зачастую очень далеки от общепринятых канонов. И всё же: те самые "темные силы, что их злобно (а точнее, вполне мирно) гнетут", те демоны страстей, что рвутся наружу - делают их притягательными необычайно.
Еще деталь к этому "орнаменту". Фильм - на марийском языке. Зрителю приходится довольствоваться слегка невнятным синхронным переводом, который осуществляет сам автор Денис Осокин. Плюсом это считать сложно, зато этнографичности добавляет.
"КАЛЕНДАРЬ". Фильм снимался во все четыре времени года. Да и персонажей (которым от 12 до 72-х примерно лет) можно тоже поделить по временам.
Но даже из "зимних" и "осенних" героинь так и прёт (по-иному не скажешь) эта живительная сила. А в юных, еще не оперившихся - бродит эдакий весенний хмель. Про "летних" я вообщу пока молчу.
Да, героини различны - и не только по возрасту: у каждой своя история жизни и страстей.
Но в них чувствуется какая-то единая принадлежность - Целому. Недаром автор дал им всем имена, начинающиеся только с одной буквы - "О". Не знаю, правда, почему, но подозреваю, что-то связанное с Богиней Плодородия.
"ДЕКАМЕРОН". С этим сборником Боккаччо фильм роднит сама форма подачи материала - это несколько новелл Точнее - двадцать три. Длительность их различна - от минуты до десяти. В этот короткий промежуток авторы должны были вместить едва ли не жизнь героини, во всяком случае какой-то ее важный или ключевой момент. Не всегда это удавалось, новеллы неравнозначны. Но есть явно успешные куски.
Теперь о второй ипостаси "Декамерона". Да, ремарка 18+ - просто необходимость: ибо "Небесные жены..." эротичны. Иногда чересчур. Обилие голого тела просто валом валит с экрана. Худого и толстого. Старого и молодого. Красивого и безобразного.
Впрочем, порою эти тела выглядят просто целомудренно по сравнению с жестами и позами вполне себе одетых бабеночек, чьи телодвижения могут показаться верхом похабщины.
Но опять же - НЕ ЗАБЫВАЕМ, они олицетворение МАТЕРИ-ПРИРОДЫ. А ей, как известно, все прощено.
Ну теперь немного о делах техничесих.
"Небесные жены...» - как бы плавное продолжение линии «Овсянок», созданных теми же авторами. Длится все та же тема - быт и традиции малых народов. Но если "Овсянки" - довольно драматичное, и при этом вполне себе связное повествование, то "Небесные жены - его полная противоположность: целый фейерверк маленьких историй, связанных между собой только местом обитания.
Признаюсь честно - некогда я пыталась смотреть "Овсянок", но тягомонтность этой истории быстро навела тоску - не дошла до финала, каюсь.
С "Небесными женами..." была совершенно иная история: во-первых, сама ткань повестнования выткана весьма затейливыми узорчиками. Все настолько непредсказуемо - даже трудно представить, что еще выкинут авторы. Ну и опять же - вся эта марийская этнографичность, крайне диковинная для восприятия!
Перескажу только один местный обычай, отраженный на экране, чтобы вам понятно было, с чем примерно придется иметь дело.
В одной из последних новелл мы видим поминальный стол, и из контекста понимаем - это седьмой или девятый день после смерти хозяина дома. Вдова покойного заявляет, что сейчас он "придет" отобедать и проститься. Но ее дочь (ну и зрители в том числе) воспринимают все это, как "фигуру речи" - не более того.
И какова же реальная жуть, когда мы видим бледного "покойника" (???), который еле передвигает ноги - и толпу, что ведет его с кладбища прямо за поминальный стол.
... Что ЭТО было, и чем обернулось - писать не буду. Решите смотреть - так узнаете сами, там еще много "прибамбасов" подобного рода- одними зомби дело не ограничится. Ибо, не зря создатели прозвали свое творение «этнографической сказкой». Но главная ее притягательность в том, что в этой сказке вполне себе реально существуют вполне осязаемые марийские бабеночки. Для коих общение с подобной чертовщиной - штука такая же обыденная, как стирка белья. Такая вот история.
Ну и осталось пояснить последнее - название фильма. "Луговые мари" - женщины-представительницы луговых племен марийцев, небольшого такого этноса, относящегося к угро-финским народностям.
А вот почему они не земные, а "небесные" ? На это фильм не дает ответа. Должно же что-то оставаться недосказанным...
А вот если, ваши эмоции то и дело берут верх над холодным рассудком - можно и попытаться.
"Небесные жены..." - явно из разряда "никого не оставит равнодушным". Кто-то однозначно обплюется после просмотра, кто-то найдет фильм ярким и необычным, точно оперение диковинной птицы. (Мы же не ищем в этом самом оперении какого-то смысла - просто любуемся его красками).
Проблема лишь в том, что одними красками дело тут не ограничится. Представьте себе, что эдакая птица, к примеру, гортанно вопит... да так что выворачивает душу. Или начинает делать (прямо перед вами) какие-то непотребно-странные, а то и гадостные вещи.
Ее оперение останется столько же заманчивым для вас? Вопрос не простой.
Нечто сходное испытыванешь и при просмотре "Небесных жен...". И влечет к себе экранная картинка и отвращает в то же время. Причем, эти два ощущения сплетаются в единый клубок. Точнее - крепкую косу марийского задела, сплетенную намертво - ее не расплести, не порвав прядей.
... Ходячие мертвецы. Птицы, точно в гнездах, поселившиеся в самых интимных женских местах. Лесные мужеподобные кикиморы - охотницы до чужих мужей. Женихи-пришельцы с того света. Чем только не "богат" этот фильм!
Что это - триллер? Нет, марийский этнос. Как определил жанр фильма его автор - писатель и сценарист Денис Осокин - это "этнографическая сказка". А режиссер Алексей Федорченко назвал его "фильмом-орнаментом" и "фильмом-календарем". Ну и "Декамероном" в придачу. Создателям виднее. От их вИдения и будем отталкиваться.
"ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СКАЗКА". Быт современной марийской деревни и поныне "настоян" на темном пьянящем зелье, что варили еще предки, причем, настоян во всех смыслах. (Во всяком случае, по утверждению авторов).
Так называемые, народные корни тут не глубоко в земле, а просто и естественно торчат на поверхности. Ну а Женщина - олицетворение самой Матери-Природы.
И какой же ей быть, как не плодовитой, прозорливой и деятельной?!
Мы наблюдаем в фильме, собственно, только три ее эти ипостаси. "Небесные жены..." рожают (или готовятся к тому), с утра до ночи кормят мужей и скотину (здесь эти понятия почти равнозначны). Ну и... общаются с темными силами, не без этого.
Почти у каждой героини - есть "умение" такого рода. Одна получает силу от Ветра, другая от соседской Березы. У третьей - Волшебный Гребень-убийца. Ну а все прочие (от девиц-подростков до старушек-веселушек) попросту гонят чудодейственный "киселек" с травами, явно глюкогенного пошиба - ну а после первого стакана, что им только не видится!
"ФИЛЬМ-ОРНАМЕНТ" - как бы мы не относились к происходящему на экране, приходится признать: фильм красив. Опять же по-своему, своеобразно и своеобычно. Лица и тела этих женщин зачастую очень далеки от общепринятых канонов. И всё же: те самые "темные силы, что их злобно (а точнее, вполне мирно) гнетут", те демоны страстей, что рвутся наружу - делают их притягательными необычайно.
Еще деталь к этому "орнаменту". Фильм - на марийском языке. Зрителю приходится довольствоваться слегка невнятным синхронным переводом, который осуществляет сам автор Денис Осокин. Плюсом это считать сложно, зато этнографичности добавляет.
"КАЛЕНДАРЬ". Фильм снимался во все четыре времени года. Да и персонажей (которым от 12 до 72-х примерно лет) можно тоже поделить по временам.
Но даже из "зимних" и "осенних" героинь так и прёт (по-иному не скажешь) эта живительная сила. А в юных, еще не оперившихся - бродит эдакий весенний хмель. Про "летних" я вообщу пока молчу.
Да, героини различны - и не только по возрасту: у каждой своя история жизни и страстей.
Но в них чувствуется какая-то единая принадлежность - Целому. Недаром автор дал им всем имена, начинающиеся только с одной буквы - "О". Не знаю, правда, почему, но подозреваю, что-то связанное с Богиней Плодородия.
"ДЕКАМЕРОН". С этим сборником Боккаччо фильм роднит сама форма подачи материала - это несколько новелл Точнее - двадцать три. Длительность их различна - от минуты до десяти. В этот короткий промежуток авторы должны были вместить едва ли не жизнь героини, во всяком случае какой-то ее важный или ключевой момент. Не всегда это удавалось, новеллы неравнозначны. Но есть явно успешные куски.
Теперь о второй ипостаси "Декамерона". Да, ремарка 18+ - просто необходимость: ибо "Небесные жены..." эротичны. Иногда чересчур. Обилие голого тела просто валом валит с экрана. Худого и толстого. Старого и молодого. Красивого и безобразного.
Впрочем, порою эти тела выглядят просто целомудренно по сравнению с жестами и позами вполне себе одетых бабеночек, чьи телодвижения могут показаться верхом похабщины.
Но опять же - НЕ ЗАБЫВАЕМ, они олицетворение МАТЕРИ-ПРИРОДЫ. А ей, как известно, все прощено.
Ну теперь немного о делах техничесих.
"Небесные жены...» - как бы плавное продолжение линии «Овсянок», созданных теми же авторами. Длится все та же тема - быт и традиции малых народов. Но если "Овсянки" - довольно драматичное, и при этом вполне себе связное повествование, то "Небесные жены - его полная противоположность: целый фейерверк маленьких историй, связанных между собой только местом обитания.
Признаюсь честно - некогда я пыталась смотреть "Овсянок", но тягомонтность этой истории быстро навела тоску - не дошла до финала, каюсь.
С "Небесными женами..." была совершенно иная история: во-первых, сама ткань повестнования выткана весьма затейливыми узорчиками. Все настолько непредсказуемо - даже трудно представить, что еще выкинут авторы. Ну и опять же - вся эта марийская этнографичность, крайне диковинная для восприятия!
Перескажу только один местный обычай, отраженный на экране, чтобы вам понятно было, с чем примерно придется иметь дело.
В одной из последних новелл мы видим поминальный стол, и из контекста понимаем - это седьмой или девятый день после смерти хозяина дома. Вдова покойного заявляет, что сейчас он "придет" отобедать и проститься. Но ее дочь (ну и зрители в том числе) воспринимают все это, как "фигуру речи" - не более того.
И какова же реальная жуть, когда мы видим бледного "покойника" (???), который еле передвигает ноги - и толпу, что ведет его с кладбища прямо за поминальный стол.
... Что ЭТО было, и чем обернулось - писать не буду. Решите смотреть - так узнаете сами, там еще много "прибамбасов" подобного рода- одними зомби дело не ограничится. Ибо, не зря создатели прозвали свое творение «этнографической сказкой». Но главная ее притягательность в том, что в этой сказке вполне себе реально существуют вполне осязаемые марийские бабеночки. Для коих общение с подобной чертовщиной - штука такая же обыденная, как стирка белья. Такая вот история.
Ну и осталось пояснить последнее - название фильма. "Луговые мари" - женщины-представительницы луговых племен марийцев, небольшого такого этноса, относящегося к угро-финским народностям.
А вот почему они не земные, а "небесные" ? На это фильм не дает ответа. Должно же что-то оставаться недосказанным...
Общее впечатление | "ДЕКАМЕРОН" марийского разлива, или "ТЕМНЫЕ СИЛЫ их МИРНО ГНЕТУТ" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9