Отзывы28
Отзыв: Фильм "Андерсен. Жизнь без любви" (2006) - "БОГ НИКОГДА НЕ УМРЕТ"...даже если он "СУМАСШЕДШИЙ"?
Достоинства: повороты сюжета, диалоги, актерские работы, декорации
Недостатки: местами чрезмерно накручен
Фильм "Андерсен. Жизнь без любви", выпущенный в 2006, году зрители и критика восприняли как последнюю работу Эльдара Рязанова. Не потому, что он отказывался творить дальше или творчески выдохся (не будем дисскутировать на эту тему), а потому, что как бы подвел итог и этим фильмом ВСЕ сказал.
Насколько творение Рязанова соотносится с реальной жизнью Андерсена - вопрос, конечно, спорный. Хотя сам режиссер утверждает, что основные моменты его биографии, отраженные в фильме, имели место и в реальности: и в первую очередь платоническая любовь к звезде шведской оперной сцены Йени Линд, которой он посвятил одну из самых своих проникновенных сказок "Соловей".
В принципе, для Рязанова биграфия великого сказочника была лишь отправным моментом, возможностью поговорить о проблемах, которые волновали его лично.
При сравнении же этого самого реального и надуманного открываеся много интересного. Реальный Андрсен, хотя и был сыном башмачника, мало того, что стыдился своего происхождения, но еще и сочинял небылицы о своей детской дружбе с принцем Фритсом, будущим императором Фредериком VII. Отправной точкой этих фантазий служили полупьяные откровения его отца - о их якобы родстве с королем.
В Дании это предполагаемое родство превратилось в довольно устойчивую легенду, хотя изначально было блефом чистой воды.
Мать же Андерсена была обычной прачкой. В старости, оставшись без куска хлеба, была вынуждена просить подаяния. Похоронена на кладбище для бедных - ибо сын сторонился ее даже при жизни, не говоря уже о смерти, и помощи не оказывал.
Это я к чему? Выходит - что и реальная жизнь сказочника, сплошной блеф. Как известно сказки сочиняются, чтобы приукрасить действительность. Так сказать - результат комплекса неполноценности, которым Ханс-Христиан страдал всю жизнь.
Разумеется, жизни реального Андерсена мало кто из нас мог бы позавидовать. Начнем с того, что великий сказочник страдал синдромом Марфана - при отноительно коротком теле у него были непропорционально длинные конечности. Поразительная гибкость членов, и как сопутствующее - поразительная гибкость ума. Ибо одним из побочных симптоном этой болезни считают... гениальность. Недаром ею же страдал великий Паганини.
Так что истоки буйной фантазийности Андерсена понятны. Но Рязанову реалии не слишком интересны. Ибо он выбирает иную формы беседы о зрителем - ПРИТЧУ.
И именно этим выбором объясняется метафоричность сюжета, местами доходящая до абсурда. Гениальность великого сказочника (я бы еще добавила великого мистификатора) объясняется тем... что его "Бог" поцеловал. Неважно. что этот самый "Бог" на поверку оказывается обитателем сумасшедшего дома. Главное тут - сам факт "избранности."
Ну а каков поцелуй (с сумашедшиной) - таковы и последствия.
Спорны и прочие аллюзии создателя " Андерсена...", к примеру активное муссирование еврейского вопроса. Можно даже сказать, спекуляция на нем.
Понятно, что для автора (а фамилия Рязанова по матери Шустерман ) - вопрос этот болезненный, но зачем его так уж старательно "вспенивать"?! Тем паче на примере Андерсена. Который имел отношения к этому вопросу весьма отдаленное отношение.
Да, он учился в еврейской школе - но только потому, что в ней были запрещены телесные наказания, которых впечатлительный, хлипкий и нервный подросток боялся, как огня. Да, у Андерсена остались некие добрые знакомства в еврейских кругах - он даже посвятил своим приятелям несколько своих рассказов и роман "Всего лишь скрипач". Но выставлять автора таким уж борцом за решение "еврейского вопроса" - это явный перебор.
Но Рязанов, очевидно, так не считает - ибо от желтых звезд Давида, которыми в ближе к концу фильма расцвечивается внезапно ставший черно-белым экран - начинает уже рябить в глазах. Никакого антисемитизма, поверьте. Просто странно подобное перетягивание одеяла - причем, только в одну сторону.
Не менее спорными кажутся и параллели, проведенные между Андерсеном и очередным датским правителем, с которым их роднило только имя. Ближе к концу великий сказочник у Рязанова перевоплощается в великого монарха, а его горбатая подружка Гретта - в королеву.
Типа "терпи и воздастся"? Точнее, понимай как знаешь!
Мифы, блефы... Зрителю не стоит в них так уж вдаваться - можно воспринимать происходящие и метафорично. Но, следовать известному постулату "любое сумасшествие должно выглядеть логично" - при таком раскладе не получается ну никак!
Но хватит о минусах. Разумеется, фильм далеко не беспомощен, многие моменты в нем не могут не радовать. И в первую очередь, актерские работы. Воистину роскошны Сергей Мигицко - в роли Андерсена, Вяселав Тихонов - в облике "Сумасшедшего Бога". Бесспорно хороши и Олег Табаков, Валерий Гаркалин, Евгения Крюкова, Людмила Аринина, Елена Бабенко, Оксана Мысина. Разумеется не обошлось тут и без Рязанова, снявшегося, как обычно, в эпизоческой роли - хозяина гробовой мастерской.
Радует достоверность костюмов, декораций и вообще до мельчайших деталей воссозданная эпоха.
Особенно же импонирует ироничная интонация авторов-сценаристов - их бурной фантазии можно позавидовать: ну если она и не андерсовская- то все-таки отменного толка.
Чего стоит только сцена похорон Андерсена и его просьба (кто его знает - документально подтвержденная или очередной миф?!) - просверлить дырку в крышке гроба, чтобы он мог "видеть" тех, КТО и главное КАК - пришел с ним проститься.
Эта "легенда" в фильме получает реальное воплощение. Ох, как отменно ироничны ремарки Сказочника по поводу пришедших - что доносятся... из продырявленного гроба! А обрываются они на полуслове, ибо его в этот момент Андерсена засыпают землей.
И снова мы видим его на берегу в компании все того же Сумасшедшего Бога...
Что и говорить, сделано мастерски - для притчи просто отменный ход!
Ну а что же касается реальности ... все было куда прозаичнее. В 1872 году Андерсен получил серьезные травмы ( а для человека с синдромом Марфана они почти смертельны). И через три года его не стало, хотя Андерсен упорно сопротивлялся болезни. Великий датский сказочник покоится на кладбище Копенгагена.
... Когда то в юности Андерсен написал рассказ "Бог никогда не умрет". Но, увы, физического бессмертия он так и не обрел, а стало быть с Богом на одну ногу не стал, даже с тем самым Сумасшедшим. А вот его духовное бессмертие - неоспоримо. Хотя и тоже с изрядной долей сумасшедшинки - не без этого.
Но вернемся к работе Рязанова. Несмотря на свою явную неоднозначность, фильм довольно успешно "прокатился" по экранам, хотя и по-разному был встречен критикой. У него только одна награда - Гран-при кинофестиваля «Литература и кино» (2007).
Фильм "Андерсен. Жизнь без любви" выдвигался на Нику по пяти номинациям, но не одну из них не получил. И тем не менее, внимания достоин.
Вот только при его просмотре сразу настройтесь на сказку в сказке - и не ищите никаких аналогий с реальностью. Тогда все у вас с этим фильмом сложится.
Насколько творение Рязанова соотносится с реальной жизнью Андерсена - вопрос, конечно, спорный. Хотя сам режиссер утверждает, что основные моменты его биографии, отраженные в фильме, имели место и в реальности: и в первую очередь платоническая любовь к звезде шведской оперной сцены Йени Линд, которой он посвятил одну из самых своих проникновенных сказок "Соловей".
В принципе, для Рязанова биграфия великого сказочника была лишь отправным моментом, возможностью поговорить о проблемах, которые волновали его лично.
При сравнении же этого самого реального и надуманного открываеся много интересного. Реальный Андрсен, хотя и был сыном башмачника, мало того, что стыдился своего происхождения, но еще и сочинял небылицы о своей детской дружбе с принцем Фритсом, будущим императором Фредериком VII. Отправной точкой этих фантазий служили полупьяные откровения его отца - о их якобы родстве с королем.
В Дании это предполагаемое родство превратилось в довольно устойчивую легенду, хотя изначально было блефом чистой воды.
Мать же Андерсена была обычной прачкой. В старости, оставшись без куска хлеба, была вынуждена просить подаяния. Похоронена на кладбище для бедных - ибо сын сторонился ее даже при жизни, не говоря уже о смерти, и помощи не оказывал.
Это я к чему? Выходит - что и реальная жизнь сказочника, сплошной блеф. Как известно сказки сочиняются, чтобы приукрасить действительность. Так сказать - результат комплекса неполноценности, которым Ханс-Христиан страдал всю жизнь.
Разумеется, жизни реального Андерсена мало кто из нас мог бы позавидовать. Начнем с того, что великий сказочник страдал синдромом Марфана - при отноительно коротком теле у него были непропорционально длинные конечности. Поразительная гибкость членов, и как сопутствующее - поразительная гибкость ума. Ибо одним из побочных симптоном этой болезни считают... гениальность. Недаром ею же страдал великий Паганини.
Так что истоки буйной фантазийности Андерсена понятны. Но Рязанову реалии не слишком интересны. Ибо он выбирает иную формы беседы о зрителем - ПРИТЧУ.
И именно этим выбором объясняется метафоричность сюжета, местами доходящая до абсурда. Гениальность великого сказочника (я бы еще добавила великого мистификатора) объясняется тем... что его "Бог" поцеловал. Неважно. что этот самый "Бог" на поверку оказывается обитателем сумасшедшего дома. Главное тут - сам факт "избранности."
Ну а каков поцелуй (с сумашедшиной) - таковы и последствия.
Спорны и прочие аллюзии создателя " Андерсена...", к примеру активное муссирование еврейского вопроса. Можно даже сказать, спекуляция на нем.
Понятно, что для автора (а фамилия Рязанова по матери Шустерман ) - вопрос этот болезненный, но зачем его так уж старательно "вспенивать"?! Тем паче на примере Андерсена. Который имел отношения к этому вопросу весьма отдаленное отношение.
Да, он учился в еврейской школе - но только потому, что в ней были запрещены телесные наказания, которых впечатлительный, хлипкий и нервный подросток боялся, как огня. Да, у Андерсена остались некие добрые знакомства в еврейских кругах - он даже посвятил своим приятелям несколько своих рассказов и роман "Всего лишь скрипач". Но выставлять автора таким уж борцом за решение "еврейского вопроса" - это явный перебор.
Но Рязанов, очевидно, так не считает - ибо от желтых звезд Давида, которыми в ближе к концу фильма расцвечивается внезапно ставший черно-белым экран - начинает уже рябить в глазах. Никакого антисемитизма, поверьте. Просто странно подобное перетягивание одеяла - причем, только в одну сторону.
Не менее спорными кажутся и параллели, проведенные между Андерсеном и очередным датским правителем, с которым их роднило только имя. Ближе к концу великий сказочник у Рязанова перевоплощается в великого монарха, а его горбатая подружка Гретта - в королеву.
Типа "терпи и воздастся"? Точнее, понимай как знаешь!
Мифы, блефы... Зрителю не стоит в них так уж вдаваться - можно воспринимать происходящие и метафорично. Но, следовать известному постулату "любое сумасшествие должно выглядеть логично" - при таком раскладе не получается ну никак!
Но хватит о минусах. Разумеется, фильм далеко не беспомощен, многие моменты в нем не могут не радовать. И в первую очередь, актерские работы. Воистину роскошны Сергей Мигицко - в роли Андерсена, Вяселав Тихонов - в облике "Сумасшедшего Бога". Бесспорно хороши и Олег Табаков, Валерий Гаркалин, Евгения Крюкова, Людмила Аринина, Елена Бабенко, Оксана Мысина. Разумеется не обошлось тут и без Рязанова, снявшегося, как обычно, в эпизоческой роли - хозяина гробовой мастерской.
Радует достоверность костюмов, декораций и вообще до мельчайших деталей воссозданная эпоха.
Особенно же импонирует ироничная интонация авторов-сценаристов - их бурной фантазии можно позавидовать: ну если она и не андерсовская- то все-таки отменного толка.
Чего стоит только сцена похорон Андерсена и его просьба (кто его знает - документально подтвержденная или очередной миф?!) - просверлить дырку в крышке гроба, чтобы он мог "видеть" тех, КТО и главное КАК - пришел с ним проститься.
Эта "легенда" в фильме получает реальное воплощение. Ох, как отменно ироничны ремарки Сказочника по поводу пришедших - что доносятся... из продырявленного гроба! А обрываются они на полуслове, ибо его в этот момент Андерсена засыпают землей.
И снова мы видим его на берегу в компании все того же Сумасшедшего Бога...
Что и говорить, сделано мастерски - для притчи просто отменный ход!
Ну а что же касается реальности ... все было куда прозаичнее. В 1872 году Андерсен получил серьезные травмы ( а для человека с синдромом Марфана они почти смертельны). И через три года его не стало, хотя Андерсен упорно сопротивлялся болезни. Великий датский сказочник покоится на кладбище Копенгагена.
... Когда то в юности Андерсен написал рассказ "Бог никогда не умрет". Но, увы, физического бессмертия он так и не обрел, а стало быть с Богом на одну ногу не стал, даже с тем самым Сумасшедшим. А вот его духовное бессмертие - неоспоримо. Хотя и тоже с изрядной долей сумасшедшинки - не без этого.
Но вернемся к работе Рязанова. Несмотря на свою явную неоднозначность, фильм довольно успешно "прокатился" по экранам, хотя и по-разному был встречен критикой. У него только одна награда - Гран-при кинофестиваля «Литература и кино» (2007).
Фильм "Андерсен. Жизнь без любви" выдвигался на Нику по пяти номинациям, но не одну из них не получил. И тем не менее, внимания достоин.
Вот только при его просмотре сразу настройтесь на сказку в сказке - и не ищите никаких аналогий с реальностью. Тогда все у вас с этим фильмом сложится.
Общее впечатление | "БОГ НИКОГДА НЕ УМРЕТ"...даже если он "СУМАСШЕДШИЙ"? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6