Отзыв: Фильм "Бесконечность" (1991) - Серьезнейший фильм-раздумье о конечности физической человеческой жизни и бесконечности жизни человечества.
Достоинства: Замечательный сюжет и постановка фильма М.Хуциевым.
Недостатки: По моему мнению нет, но кто-то, возможно, посчитает весь фильм неудачным.
Далеко не каждый автор решится назвать свой фильм названием сложнейшей философской категории - «Бесконечность», которой сами философы, насколько я понимаю, не могут дать однозначное определение, тем более, не могут оценить его пространственно. Двухсерийный фильм «Бесконечность» был создан Марленом Хуциевым более четверти века назад и он, в моем понимании, останется привлекающим внимание зрителей, наряду с «Зеркалом» Андрея Тарковского, очень долгое время.
Так о чем же фильм? Если говорить сжато, как того требует «устав нашего монастыря», фильм повествует о том, как немолодой мужчина, в том возрасте, когда люди, образно говоря, «едут не на, а с ярмарки», ищет ответ на вопрос, - что же там, за границей физического бытия человека? И в связи с этим, герой фильма становится живым участником своих воспоминаний прошедших событий, случившихся в жизни, в которых его неотступно сопровождает двойник, другими словами он сам, но в некогда былом облике юноши без какого-либо жизненного опыта. На мой взгляд, это весьма оригинальный сюжет.
Мои впечатления от этого неординарного фильма приводят к мысли, что у автора получился глубочайший по мысли фильм-раздумье и, в то же время, очень искренний фильм-исповедь. Меня с самого начала фильма тревожила мысль, чем автор закончит этот сложнейший в философском смысле фильм, который он снимал чуть ли не больше пяти лет. Ведь, по существу, автор затеял этот разговор со зрителем со своих жизненных позиций. Так, каковы же они?
Мое понимание авторской мысли свелось к тому, что безусловно любая река, в том числе и река жизни любого человека конечна, но она непременно втекает в бесконечный океан, подобный бесконечному океану жизни человечества, оставляя в нем свой след. Этот замечательный вывод сделан всем фильмом, но особо впечатляющим образом, в его финальных кадрах, которые вам предстоит увидеть и должным образом оценить.
Не могу пройти мимо замечательного эпизода освящения полкового знамени перед строем полка, на вокзале, перед отправкой его на фронты Первой мировой войны, где в строгом воинском строю стоят солдаты готовые достойно, до поры, перешагнуть роковой рубеж своей жизни во имя жизни миллионов, во имя сохранения жизненных ресурсов океана человечества. Эпизод сопровождается впечатляющим исполнением торжественно-печального марша «Прощание славянки».
Ряд критиков упрекает автора в неоправданном затягивании фильма и участии в нем неизвестных актеров. Готов поспорить с ними. Это фильм-раздумье, где скорость совсем не критерий качества, а возможный повод вместо раздумий устроить балаган. А, что касается неизвестных актеров, то здесь рецензенту, имя которого я не называю, можно посоветовать больше интересоваться театром, актеров которых, «не засвеченных» на кино экранах, автор совершенно осознанно пригласил на съемки этого фильма. В сюжете фильма, построенного на полузабытых воспоминаниях героя, участие известных хорошо узнаваемых актеров было бы неуместно.
Фильм «Бесконечность» я оцениваю высоко, хотя он, безусловно, не кассовый и, по этой причине, мало известный современному зрителю. В свое время он вызвал своим появлением разноречивые мнения, от восторгов, до непонимания и обвинения автора в том, что «..."киношестидесятник" потерял былую творческую форму...». Я же отношусь к безусловным почитателям талантливого Марлена Хуциева, ушедшего из жизни в марте прошлого года. Светлая ему память!
Так о чем же фильм? Если говорить сжато, как того требует «устав нашего монастыря», фильм повествует о том, как немолодой мужчина, в том возрасте, когда люди, образно говоря, «едут не на, а с ярмарки», ищет ответ на вопрос, - что же там, за границей физического бытия человека? И в связи с этим, герой фильма становится живым участником своих воспоминаний прошедших событий, случившихся в жизни, в которых его неотступно сопровождает двойник, другими словами он сам, но в некогда былом облике юноши без какого-либо жизненного опыта. На мой взгляд, это весьма оригинальный сюжет.
Мои впечатления от этого неординарного фильма приводят к мысли, что у автора получился глубочайший по мысли фильм-раздумье и, в то же время, очень искренний фильм-исповедь. Меня с самого начала фильма тревожила мысль, чем автор закончит этот сложнейший в философском смысле фильм, который он снимал чуть ли не больше пяти лет. Ведь, по существу, автор затеял этот разговор со зрителем со своих жизненных позиций. Так, каковы же они?
Мое понимание авторской мысли свелось к тому, что безусловно любая река, в том числе и река жизни любого человека конечна, но она непременно втекает в бесконечный океан, подобный бесконечному океану жизни человечества, оставляя в нем свой след. Этот замечательный вывод сделан всем фильмом, но особо впечатляющим образом, в его финальных кадрах, которые вам предстоит увидеть и должным образом оценить.
Не могу пройти мимо замечательного эпизода освящения полкового знамени перед строем полка, на вокзале, перед отправкой его на фронты Первой мировой войны, где в строгом воинском строю стоят солдаты готовые достойно, до поры, перешагнуть роковой рубеж своей жизни во имя жизни миллионов, во имя сохранения жизненных ресурсов океана человечества. Эпизод сопровождается впечатляющим исполнением торжественно-печального марша «Прощание славянки».
Ряд критиков упрекает автора в неоправданном затягивании фильма и участии в нем неизвестных актеров. Готов поспорить с ними. Это фильм-раздумье, где скорость совсем не критерий качества, а возможный повод вместо раздумий устроить балаган. А, что касается неизвестных актеров, то здесь рецензенту, имя которого я не называю, можно посоветовать больше интересоваться театром, актеров которых, «не засвеченных» на кино экранах, автор совершенно осознанно пригласил на съемки этого фильма. В сюжете фильма, построенного на полузабытых воспоминаниях героя, участие известных хорошо узнаваемых актеров было бы неуместно.
Фильм «Бесконечность» я оцениваю высоко, хотя он, безусловно, не кассовый и, по этой причине, мало известный современному зрителю. В свое время он вызвал своим появлением разноречивые мнения, от восторгов, до непонимания и обвинения автора в том, что «..."киношестидесятник" потерял былую творческую форму...». Я же отношусь к безусловным почитателям талантливого Марлена Хуциева, ушедшего из жизни в марте прошлого года. Светлая ему память!
Общее впечатление | Серьезнейший фильм-раздумье о конечности физической человеческой жизни и бесконечности жизни человечества. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11
У него необычайная способность точного взгляда - подробного и размышляющего.
Само название говорит о том, что бодрой динамики и азартной суеты сюжета зрителю ждать не следует.
А, если серьезно, при всем уважении к мэтру, это не мой режиссер, но восхищена его (и остальных режиссеров) тактом и художественным чутьем в окончании фильма Ромма "И все таки я верю". Подчас советская документалка интереснее нек-рых художественных фильмов.