Отзыв: Фильм "Достать ножи" (2019) - Скорбь - дело молодых
Достоинства: Захватывающий остроумный сюжет; целая россыпь прекрасных и замечательно отыгрывающих актёров; великолепная издевка над нравами американского общества; крутая концовка.
Недостатки: Хронометраж немного великоват, из-за чего местами проседает повествование.
Смелая попытка осушить провонявшее однообразием идей болотце «Звёздных войн» не была по достоинству оценена злыми гениями саги – фанатами. Трусливый монстр «Дисней» указал на дверь экспериментатору Райану Джонсону и… оказал тем самым услугу самому постановщику, позволив вернуться к любимому делу – переосмыслению и осовремениванию сюжетов. Это кредо сформировалось у Джонсона с первых шагов в профессии: дебютный «Кирпич» вышел удачной попыткой проехаться по характерным клише нуара, чтобы сделать его близким нынешнему зрителю. «Петля времени» показала, что с фантастикой и временными парадоксами режиссёр пока на «вы», зато в лоне классического детектива Райан ощутил себя полковником Мораном, наведшим винтовку на Шерлока Холмса у подножия Рейхенбахского водопада. В роли великого сыщика выступили новые жанровые условности и допущения, а их страсть как любит потрошить голливудский патологоанатом от режиссуры.
Фильм «Достать ножи» прикидывается детективом ровно с той степенью достоверности, с какой Дэниел Крейг копирует повадки Эркюля Пуаро. Случившееся преступление провоцирует каскад событий значительно более важных для режиссёра, чем монотонное расследование с опросом подозреваемых и выявлением возможного мотива у каждого. Одна завязка, где глаз цепляется за переполненную ножами инсталляцию в стиле железного трона из «Игры престолов» говорит о насмешливой тональности картины, и по мере раскручивания дела она только прирастает нотками сарказма. Джонсону очевидно не близко разделение персонажей на хороших и плохих, отчего и берёт в руки воображаемый кнут, чтобы высекать из членов нерадивой семейки погибшего 85-летнего хозяина самые низменные черты характера. Режиссёр не велит проникаться симпатией ни к единому потенциальному наследнику, а тем, что самая положительная роль отведена молодой эмигрантке из Южной Америки – сиделке покойного, Райан раскрывает карты. «Достать ножи» придуманы как издевка над укоренившимися американскими нравами с расслоением на недалекую властную аристократию и бедных честных трудяг.
Изобличать нравы – не значит увлекаться этим с таким самозабвением, что убийство или самоубийство перестаёт быть важным. Джонсон может быть каким угодно оригиналом, но ученик Кристи из него прилежный. Концепцией фильм напоминает одну из лучших книг дамы Агаты про Пуаро – «Свидание со смертью». Идейно «Достать ножи» близки к этому роману, где тоже была большая семья и властный глава, от которого зависели финансово все потомки. Разница в том, что у Кристи кланом управляла деспотичная матрона, бывшая тюремная надзирательница со всеми вытекающими, а Джонсон не стал превращать героя Кристофера Пламмера в дряхлого упыря, сидящего на мешке с золотом. Куда интереснее оказалось переместить фокус расследования на самих родственничков, тем паче звёздные актёры приняли правила режиссёрской игры и охотно поддержали пародийный дух. Ярче всех выступил Крис Эванс, будто возненавидевший себя за десятилетку исполнения до скрежета зубов правильного Капитана Америка, а теперь с молодецкой удалью напомнивший о многогранности таланта. Ну а фишка с рвотой сиделки как реакции на ложь заслуживает называться пушкой Джонсона – в отличие от чеховского ружья она стреляет регулярно, как «сестра» с крейсера «Аврора», и каждый залп знаменует нахождение очередного куска в мозаику раскрытия.
Символична в фильме тема возраста. Сыгранный Крейгом детектив не сравнится с лейтенантом Коломбо в колорите, но в приобретенной и отчасти вымученной житейской мудрости ему также не откажешь. Бенуа Бланк как бы между делом бросает фразу «скорбь – дело молодых», но стоит над ней задуматься, и становится понятен истинный лейтмотив преступления, да и вообще всей современной жизни. Лишь до определённого момента молодёжь к чему-то стремится и о чём-то мечтает, но стоит соприкоснуться с большими деньгами, как высокая мораль уступает место циничному расчёту. Члены семьи не родились злодеями, подонками и мерзавцами, но жизнь в особняке, с гротескно и безвкусно выставленным напоказ богатством, провоцирует необратимые изменения в психике. Случайно ли моложе сиделки Марты только пацан, имеющий замечательную привычку мастурбировать на отстрел оленей? Также неслучайно сыщику подбрасывает нить блаженная старушка, мать погибшего богача. Совесть имеет непродолжительный срок годности, а на склоне лет, когда никакие деньги не будоражат сознание, в памяти всплывает унылое осознание настоящей ценности жизни, о чём нет времени задуматься, когда душа пронизана алчностью.
Консервативный дух британского детектива скромно шаркает ножкой на американском пороге, но на счастье всех любителей закрученных сюжетов нет-нет да отыскиваются умелые реаниматоры классики. Биография Райана Джонсона буквально кричит о важности человека заниматься своим делом и находиться там, где в него верят. Простая опять же истина, но о ней часто забывают в погоне за прибылью и по вине переоценки собственных возможностей. При этом нет нужды в пафосных восклицаниях и громких ярлыках. «Достать ножи» – никакой не шедевр, не кино на века и не настольная книга поколений. Нет, это отличный, вкусно поставленный, чертовски забавный детектив с густым слоем социальной драмы и присыпкой трагифарса. Кино Джонсона нарушило привычный распорядок с тонной блокбастеров, ремейков, сиквелов и тому подобного ширпотреба, и нарушило, не потеряв ни в одном кадре чувства стиля, за которое можно простить раздутый хронометраж и отдельные мелкие шероховатости.
Фильм «Достать ножи» прикидывается детективом ровно с той степенью достоверности, с какой Дэниел Крейг копирует повадки Эркюля Пуаро. Случившееся преступление провоцирует каскад событий значительно более важных для режиссёра, чем монотонное расследование с опросом подозреваемых и выявлением возможного мотива у каждого. Одна завязка, где глаз цепляется за переполненную ножами инсталляцию в стиле железного трона из «Игры престолов» говорит о насмешливой тональности картины, и по мере раскручивания дела она только прирастает нотками сарказма. Джонсону очевидно не близко разделение персонажей на хороших и плохих, отчего и берёт в руки воображаемый кнут, чтобы высекать из членов нерадивой семейки погибшего 85-летнего хозяина самые низменные черты характера. Режиссёр не велит проникаться симпатией ни к единому потенциальному наследнику, а тем, что самая положительная роль отведена молодой эмигрантке из Южной Америки – сиделке покойного, Райан раскрывает карты. «Достать ножи» придуманы как издевка над укоренившимися американскими нравами с расслоением на недалекую властную аристократию и бедных честных трудяг.
Изобличать нравы – не значит увлекаться этим с таким самозабвением, что убийство или самоубийство перестаёт быть важным. Джонсон может быть каким угодно оригиналом, но ученик Кристи из него прилежный. Концепцией фильм напоминает одну из лучших книг дамы Агаты про Пуаро – «Свидание со смертью». Идейно «Достать ножи» близки к этому роману, где тоже была большая семья и властный глава, от которого зависели финансово все потомки. Разница в том, что у Кристи кланом управляла деспотичная матрона, бывшая тюремная надзирательница со всеми вытекающими, а Джонсон не стал превращать героя Кристофера Пламмера в дряхлого упыря, сидящего на мешке с золотом. Куда интереснее оказалось переместить фокус расследования на самих родственничков, тем паче звёздные актёры приняли правила режиссёрской игры и охотно поддержали пародийный дух. Ярче всех выступил Крис Эванс, будто возненавидевший себя за десятилетку исполнения до скрежета зубов правильного Капитана Америка, а теперь с молодецкой удалью напомнивший о многогранности таланта. Ну а фишка с рвотой сиделки как реакции на ложь заслуживает называться пушкой Джонсона – в отличие от чеховского ружья она стреляет регулярно, как «сестра» с крейсера «Аврора», и каждый залп знаменует нахождение очередного куска в мозаику раскрытия.
Символична в фильме тема возраста. Сыгранный Крейгом детектив не сравнится с лейтенантом Коломбо в колорите, но в приобретенной и отчасти вымученной житейской мудрости ему также не откажешь. Бенуа Бланк как бы между делом бросает фразу «скорбь – дело молодых», но стоит над ней задуматься, и становится понятен истинный лейтмотив преступления, да и вообще всей современной жизни. Лишь до определённого момента молодёжь к чему-то стремится и о чём-то мечтает, но стоит соприкоснуться с большими деньгами, как высокая мораль уступает место циничному расчёту. Члены семьи не родились злодеями, подонками и мерзавцами, но жизнь в особняке, с гротескно и безвкусно выставленным напоказ богатством, провоцирует необратимые изменения в психике. Случайно ли моложе сиделки Марты только пацан, имеющий замечательную привычку мастурбировать на отстрел оленей? Также неслучайно сыщику подбрасывает нить блаженная старушка, мать погибшего богача. Совесть имеет непродолжительный срок годности, а на склоне лет, когда никакие деньги не будоражат сознание, в памяти всплывает унылое осознание настоящей ценности жизни, о чём нет времени задуматься, когда душа пронизана алчностью.
Консервативный дух британского детектива скромно шаркает ножкой на американском пороге, но на счастье всех любителей закрученных сюжетов нет-нет да отыскиваются умелые реаниматоры классики. Биография Райана Джонсона буквально кричит о важности человека заниматься своим делом и находиться там, где в него верят. Простая опять же истина, но о ней часто забывают в погоне за прибылью и по вине переоценки собственных возможностей. При этом нет нужды в пафосных восклицаниях и громких ярлыках. «Достать ножи» – никакой не шедевр, не кино на века и не настольная книга поколений. Нет, это отличный, вкусно поставленный, чертовски забавный детектив с густым слоем социальной драмы и присыпкой трагифарса. Кино Джонсона нарушило привычный распорядок с тонной блокбастеров, ремейков, сиквелов и тому подобного ширпотреба, и нарушило, не потеряв ни в одном кадре чувства стиля, за которое можно простить раздутый хронометраж и отдельные мелкие шероховатости.
Общее впечатление | Скорбь - дело молодых |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву53
Что же может быть лучше для этого сайта?
Но, видимо, ответ кроется в человеческом факторе и модератор модератору рознь.
согласна на все 100 процентов.