3
Отзыв рекомендуют 53 11

Отзыв: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (Россия, Москва) - Выставка Улановой, как филиал ГУМа и прекрасные интерьеры особняка

Достоинства: Логистическая доступность, различные мероприятия
Недостатки: Отсутсвие аудиогидов, не все мероприятия одинаково полезны, отсутсвие целостного впечатления о музее, если вы идете туда без экскурсовода
Повезли детей на новый музейный квест в нашу любимую компанию, ну и решили пока дети развлекаются и просвещаются - мы тоже припадём к прекрасному. Ведь нынче в музее Бахрушина идёт выставка великой Улановой.

Дальше про Уланову и не только. Скандалов, интриг, расследований не будет. А вот байки - обязательно.

Впрочем, по порядку. Музей находится в двух шагах от метро Павелецкая в милом особняке, который я почему-то не сфотографировала целиком. (Ну как почему, известно что большие компашки не располагают к тщательному документированию процесса). Ну и ладно. Вывеска - есть

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Красивые ручки дверей - тоже на месте

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

И вообще внутри особняк ох, вах и ах-ах-ах! Попадаешь в холл или вестибюль, как в сказочные иллюстрации Ивана Билибина. Тут и стрельчатые проемы, и витражные окна и куча элементов названий которых я не знаю, но стоять открыв рот мне это не мешает.

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Гардеробы, туалеты, сувенирный магазинчик - все присутствует. Но не задокументировано и собственно не важно.


Перейдём уже у экспозиции и байкам.
Основатель музея Алексей Бахрушин начал создавать его практически "на спор". Вот поспорили за чашкой сбитня, или чаркой медовухи два купца Бахрушин и Куприянов: кто за год соберет больше театральной старины, да раритетов. И Бахрушин, со своими талантами коллекционера (о коих будет своя байка) выиграл спор: афиши, эскизы костюмов, личные вещи артистов, статуэтки театральных деятелей.

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Более того, Алексей Александрович так увлекся, да вошел во вкус, что понял - это его призвание и любимое хобби. И даже, сказывают, при перезахоронении останков Гоголя (да, да, того самого Гоголя, который практически наше все-2) с кладбища Старо-Даниловского монастыря на Новодевичье - взял, да и выкрал череп литератора. Тут уж пошли совсем невероятные слухи, что гоголевский череп видели театральном музее, "где он лежал, увенчанный серебряным венком, в палисандровом ларце со стеклянным оконцем"
Но, как известно, мистическим историям тесно в четырех (а в случае Бахрушинского музея, в двадцати четырех) стенах. Дальше началась совсем уж Булгаковская чертовщина с черепами и проблемами музея. И, якобы, Алексей Александрович почел за лучшее от черепа избавиться.

Так оно было, или иначе, но сейчас никаких черепов в коллекции нет. Зато есть веера, балетные туфли, чернильницы, статуэтки, черепаховое пенсне самого Бахрушина, афиши и множество картин, шаржей фотографий.

Около экспонатов, информационных таблиц нет. Но на столах там и сям лежат заламинированые листки, с описанием экспонатов в каждой из комнат.

Сами комнаты, кстати, довольно малы. И каждая обладает своей изюминкой. Вот этот зал с которого начинается основная экспозиция - напоминает вполне себе жилую современную комнату

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

А вот эта харизматичность - даже не знаю на что и похожа

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Очень понравился зал посвященный истории театра в России восемнадцатого века. Устроен он в виде стендов - театральных ширм, в которых собраны экспонаты связанные с разными именами того времени. Есть даже ширма "посвященная" Екатерине II Точнее ее покровительству театральным искусствам. Кстати в этом зале (на фото видно) установлены интерактивные электронные дисплеи. Это прямо очень удобно. Можно почитать и про экспонаты, и краткие исторические справки.

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

В отдельных помещениях проводятся временные выставки. В наш приезд шла выставка "Без дублера". По-моему по этому барельефу по мотивам Ленкомовской постановки "Юнона и Авось" - сразу видно, кому выставка посвящена

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Ну мы-то, пришли припадать к Улановой. Поэтому чуть подробнее я остановлюсь все-таки на этой экспозиции.
Уже при входе в холл музея посетителей встречает модель той самой тиары(?) в которой Уланова танцевала "Лебединое озеро"

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Сама выставка расположена на втором этаже в совсем небольшом помещении. Которое, справедливости ради, довольно остроумно и органично превращено в зеркальный лабиринт. Поэтому миниатюрность понимаешь не сразу.

Выставка производит скорее негативное, чем позитивное впечатление. Как заметила приятельница: "А что это за филиал ГУМа?" (для тех, кто не в теме ГУМ - Государственный универсальный магазин. Один из известнейших магазинов в Москве)
И в общем-то она права. Вся выставка это ряд костюмов (повседневных, на светские выходы и даже сценических) Галины Улановой и центральная небольшая круглая витрина в которой выставленные некоторые ее украшения. Украшения тоже, знаете ли подписаны в стиле "ну... такое". "Серьги: финифть, белое золото" или "Медальон гозерог: золото". Как будто и без того не видно что это серьги с финифтью, а это медальон с козерогом. Ну а история? А какие-то интересные моменты? Ну блин((((

Впрочем на стене при входе висит довольно интересная информация о балерине. Например, как выступая с первыми большими гастролями советского балета в лондонском Ковент-Гарден Уланова затмила саму британскую королеву. Традиционно публика аплодирует исполнителям ПОСЛЕ того, как с места поднимется Ее Величество и подаст личный так сказать пример.
Но вот "Жизель» в исполнении труппы Большого театра. В зале нет свободного места: члены королевской семьи, политики и дипломаты, Вивьен Ли, Лоуренс Оливье и десятки других представителей актерской элиты. Как только затихают последние аккорды - зал взрывается апплодисментами, криками "браво", свистом и топотом! Королева тихо и незаметно покидает зал. Все внимание звездной публики обращено к склонившейся в реверансе звезде русского балета - Галине Улановой!

Вот таких историй о великой танцовщице на стенде - представлено не мало.
Я, например, узнала о том, что Уланова никогда не мечтала о балете и пошла туда под давлением родителей.
Что была она очень замкнутой и отрешенной, а сама про себя говорила "Я не очень верю в чудеса... И если они являются, то только как результат труда: упорного, ежедневного и скучного". Да и вообще сравнивала себя с лошадью, на которую надеты шоры, дабы ничто не отвлекало от пути, по которому надо пройти.
Что "магию Улановой" не могли передать видео-съемки или фотографии, а вот тем, кому посчастливилось увидеть ее выступления "вживую" - говоря современным языком сносило крышу)))
Ну и конечно, что Уланова была одной из самых элегантных женщин своего времени. Она не любила ходить по магазинам, больше по музеям. Однако многочисленные именитые дизайнеры - дарили ей свои вещи, а многочисленные друзья и поклонники - украшения.

Впрочем, меньше слов, больше фото. Вот такие костюмы можно увидеть на выставке

Аргентинский костюм в южно-американском стиле

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Все костюмы составляют цельный образ. Поэтому тут расшитый бисером ручной работы клатч

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

И итальянские туфельки

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Вот ещё один образ. Очень нежное шифоновое платье

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Костюм и головной убор Тао Хоа из балета «Красный цветок». Костюм этот перешит из настоящего китайского кимоно, которой Улановой подарил известный китайский актёр Мэй Ланьфан, исполнитель ролей в женском амплуа) Но об этом я узнала уже потом, а к сожалению не на выставке

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Ну а вот этот повседневный комбинезон, который балерина выбрала в спецсекции ГУМа, куда вход обычным покупателям был закрыт (ох, недалека была приятельница со своей шуткой про ГУМ от истины)))) для поездки на те самые ошеломительно успешные гастроли в Британии.

Тут следует сделать небольшое лирическое отступление и сказать, что во врмена железного занавеса и практически холодной войны британских (да впрочем любых иностранных) зрителей и прессу интересовал не только талант, но и вполне себе повседневные вещи. Например, а в чем же они ходят?
По воспоминаниям Галины Улановой: «Англичане, увидев нас в аэропорту, были поражены. Даже одежду ощупывали корреспонденты и недоверчиво на нас смотрели, потому что из советской страны приехали вполне современные люди. Но надо сказать, что о нас позаботились заранее — перед Лондоном дали талоны в спецотдел ГУМа. И нас повели куда-то вниз, еще вниз, по коридору, а потом сказали: «Вот, товарищи, выбирайте пальто, платья, сумки, туфли».

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Ну в общем вам теперь тоже понятно, из чего состоит выставка

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Две отличные от шмоток и цацек вещи - это маленький зал, в котором идут мини-фильмы об Улановой и небольшая витрина со статуэтками. Например, на одной из них балерина изображена в роли Одетты. Именно так, выглядит один из двух прижизненных памятников Улановой, расположенный в Стокгольме перед музеем танца (второй памятник был установлен в Ленинграде - городе, который балерина обожала)

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Россия, Москва) фото

Стоимость побродить по музею (билет без льгот): 350 рублей
Стоимость побродить по музею с заходом к Улановой (билет без льгот): 450 рублей

Резюмируя впечатления от выставки "Уланова": хорошо, что была интересно поданная информация об этой великой балерине. Плохо, что наблюдается явный перекос в сторону платяного шкафа.

Резюмируя впечатления от музея.
На мой вкус - надо брать экскурсию. Ибо аудиогидов нет, а информация об экспонатах представлена в очень "сухом" виде. "Бюст Пушкина" или "Подсвечник бронзовый - конец 19 века". Как бы - ок. Но что с этой информацией делать дальше не ясно. Впрочем, иногда встречаются интересные описания. Вроде рассказа о хранилище Бахрушина, или воспоминаниях сына Юрия об истории появления "лестницы Сальвиньи". И тем не менее целостного впечатления от коллекции Бахрушина - не остается.

Итоговая оценка здесь будет все таки три. Но не с тем, чтоб - ни ногой, а с тем, чтоб сделать выводы и продумывать посещение с экскурсией или каким другим интерактивом

И не могу не упомянуть в этом отзыве о музее, который произвел на меня совершенно ошеломительное впечатление и который, я неистово рекомендую к посещению неважно являетесь ли вы поклонником спорта или нет - невероятный Государственный музей спорта
Год посещения 2020
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Москва
Город или поселок Москва
Общее впечатление Выставка Улановой, как филиал ГУМа и прекрасные интерьеры особняка
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву11

GalinaMar19
По-любому, молодцы, что сходили на выставку! Я была в музее-квартире Улановой в высотке на Котельнической с очень хорошим экскурсоводом, впечатление очень яркое! А отзыв ваш отличный!
vmf77
Спасибо)) Да вот от экскурсовода столько зависит!!!! Я до сих пор помню экскурсоводов на фабрике жестовских подносов, в Спаса-на-Крови питерском и в музее спорта, на который в отзыве ссылку давала - бесподобные рассказчицы!
Toive
Манящая обстановка.
nautay
И кто же мне недавно в комментарии говорил про равнодушие к архитектуре. А тут ахи и ахи!

Припасть к Улановой мне кажется лучше в её мемориальном музее. Раньше там были чудесные экскурсии, не знаю как сейчас:)
vmf77
Ахаха))) Да, подловили))) Ну красиво же!)
За наводку - спасибо большое!
Inndra
«Перекос в сторону платяного шкафа» - это не совсем то, что ждёшь от театрального музея.
Читала отзыв с большим интересом - Вы мастерски владеете словом! А в музей, я поняла, только с экскурсоводом))
vmf77
Спасибо)))
Jemyvitz
Интересно
elenaki
Да, Уланова была легендой.
ФеКузя
Театры люблю, музеи люблю, а в театральном музее не был(. Предпочитаю (первый раз точно) с гидом, потом если заинтересовало дочитываю.
vmf77
Да, нам экскурсовода очень не хватило!