Отзыв: Фильм "Стена" (2011) - полное, абсолютное одиночество человека – как оно там?
Достоинства: Прекрасная актерская игра, завораживающие виды Альп, философичность
Недостатки: Перевод женского персонажа мужским голосом
Всем привет! Сижу дома, как и положено указом мэра. Смотрю кино, читаю – дорвалась)) Сегодня на Яндекс-Дзене наткнулась на пост-рецензию на фильм "Стена". По этому тексту у меня сложилось впечатление, что описанная в фильме ситуация – рай для интроверта. Но на деле оказалось – ой! не надь нам такого рая!
Читала, что подобные произведения относят к жанру квазифантастики. Поняла так, что сюжет абсолютно реален, в нем нет ничего, выходящего за рамки современных технологий или законов природы, кроме одного-единственного допущения. И это допущение – Стена.
Авторы (романист Марлен Хаусхофер и режиссер Юлиан Пельслер) задают зрителю вопрос: что будет делать человек, которого неведомые силы полностью отрежут от окружающего мира? В настоящем мире такого быть не может: например, у Робинзона Крузо была, по крайней мере, теоретическая возможность вернуться на большую землю. У героини "Стены" такой возможности нет. Стена прозрачна, невидима и непроницаема. Да и некоторые детали подсказывают героине, что рваться наружу бессмысленно.
Почему я пишу – "героиня"? А потому что у нее нет имени. То есть оно, конечно, есть, но мы его не знаем. К ней никто по имени не обращается. В картине нет диалогов. И нет людей. Кроме безымянной героини, есть только пять персонажей, но общее время их появления в кадре – около пары минут. Это одиночество. Полное, всеобъемлющее. Абсолютное.
Мы ничего не знаем, что было с героиней раньше. Никаких флэшбеков. Но они и не нужны, потому что она живет здесь и сейчас. Ничего не вспоминает, но и не думает о будущем. Ибо оно может быть только страшным.
У героини есть несколько животных. Но половина из них не доживает до финала фильма, остальные умрут достаточно скоро – век животных недолог. И она останется совсем одна.
Она живет среди умопомрачительных пейзажей Альп. Она охотится, рубит дрова, косит сено для своей коровы. Она боится сойти с ума и поэтому пишет дневник. В конце фильма она исписывает последний лист бумаги. А ведь когда-то у нее закончатся керосин и свечи. Это не рай для интроверта. Это безысходность.
Но она не сдается. Считает себя слишком взрослой для ухода из жизни. Учится убивать ради выживания. Всей душой любит чужую собаку, которой побаивалась в первых кадрах.
Она меняется. Белое платье, туфельки и кокетливый плащик постепенно сменяются охотничьими штанами и горными ботинками. Грубеют руки. Исчезают длинные волосы. Остаются только глаза – глаза мудрой женщины, которая понимает, что нужно жить дальше.
Она превращается в некую богиню местной природы. "Только я решаю, что в этом лесу справедливо". Это не хвастовство. Это горечь.
Она не сдается. Она говорит, что на место утерянного обязательно приходит что-то новое. И ты поневоле думаешь, а как бы сама жила на ее месте? Способна ли я на такое смирение?
На протяжении всего фильма она думает. Идет закадровый голос на красивом, по-женски мягком немецком языке актрисы Мартины Гедек. Смотреть лучше без перевода с субтитрами. Потому что мужская озвучка Хихикающего доктора, а тем паче Андрея Дольского, который бубнит, словно в подпольном видеоклубе восьмидесятых – для такого фильма не айс.
Резюме. Фильм на любителя. Никакого экшна, никаких особых поворотов сюжета. Ты словно беседуешь с человеком, невольно примеряя на себя его жизненную каторгу.
Читала, что подобные произведения относят к жанру квазифантастики. Поняла так, что сюжет абсолютно реален, в нем нет ничего, выходящего за рамки современных технологий или законов природы, кроме одного-единственного допущения. И это допущение – Стена.
Авторы (романист Марлен Хаусхофер и режиссер Юлиан Пельслер) задают зрителю вопрос: что будет делать человек, которого неведомые силы полностью отрежут от окружающего мира? В настоящем мире такого быть не может: например, у Робинзона Крузо была, по крайней мере, теоретическая возможность вернуться на большую землю. У героини "Стены" такой возможности нет. Стена прозрачна, невидима и непроницаема. Да и некоторые детали подсказывают героине, что рваться наружу бессмысленно.
Почему я пишу – "героиня"? А потому что у нее нет имени. То есть оно, конечно, есть, но мы его не знаем. К ней никто по имени не обращается. В картине нет диалогов. И нет людей. Кроме безымянной героини, есть только пять персонажей, но общее время их появления в кадре – около пары минут. Это одиночество. Полное, всеобъемлющее. Абсолютное.
Мы ничего не знаем, что было с героиней раньше. Никаких флэшбеков. Но они и не нужны, потому что она живет здесь и сейчас. Ничего не вспоминает, но и не думает о будущем. Ибо оно может быть только страшным.
У героини есть несколько животных. Но половина из них не доживает до финала фильма, остальные умрут достаточно скоро – век животных недолог. И она останется совсем одна.
Она живет среди умопомрачительных пейзажей Альп. Она охотится, рубит дрова, косит сено для своей коровы. Она боится сойти с ума и поэтому пишет дневник. В конце фильма она исписывает последний лист бумаги. А ведь когда-то у нее закончатся керосин и свечи. Это не рай для интроверта. Это безысходность.
Но она не сдается. Считает себя слишком взрослой для ухода из жизни. Учится убивать ради выживания. Всей душой любит чужую собаку, которой побаивалась в первых кадрах.
Она меняется. Белое платье, туфельки и кокетливый плащик постепенно сменяются охотничьими штанами и горными ботинками. Грубеют руки. Исчезают длинные волосы. Остаются только глаза – глаза мудрой женщины, которая понимает, что нужно жить дальше.
Она превращается в некую богиню местной природы. "Только я решаю, что в этом лесу справедливо". Это не хвастовство. Это горечь.
Она не сдается. Она говорит, что на место утерянного обязательно приходит что-то новое. И ты поневоле думаешь, а как бы сама жила на ее месте? Способна ли я на такое смирение?
На протяжении всего фильма она думает. Идет закадровый голос на красивом, по-женски мягком немецком языке актрисы Мартины Гедек. Смотреть лучше без перевода с субтитрами. Потому что мужская озвучка Хихикающего доктора, а тем паче Андрея Дольского, который бубнит, словно в подпольном видеоклубе восьмидесятых – для такого фильма не айс.
Резюме. Фильм на любителя. Никакого экшна, никаких особых поворотов сюжета. Ты словно беседуешь с человеком, невольно примеряя на себя его жизненную каторгу.
Общее впечатление | полное, абсолютное одиночество человека – как оно там? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву