Отзыв: Книга "12 лет рабства. Реальная история предательства, похищения и силы духа" - Соломон Нортап - Бывают же люди, у которых сила духа имеет размер бесконечности...
Достоинства: Действительно реальная и трогательная история.
Недостатки: Сложное повествование, часто приходится "спотыкаться" на словах.
Соломон Нортап родился и вырос свободным человеком, гражданином американского штата Нью-Йорк в XVIII веке. Наверняка многие из вас уже посмотрели фильм, получивший Оскара как лучший фильм 2014 года, однако не многие знают, что сценарий к этому фильму - адаптация книги, написанной реальным человеком, который провел в рабстве 12 лет, несмотря на то, что от рождения был свободным и полноправным гражданином Соединенных штатов Америки. Уверен, лишь малая толика тех, кто узнал о произведении, решила обратиться к первоисточнику и узнать, как все было на самом деле. Я же отношусь к тем, кто предпочитает для начала прочесть рукопись, а затем обращаться к экранизации этой рукописи, и в связи с тем, что на сайте Литрес появилась публикация переведенной в нынешнем году на русский язык книги многострадального Нортапа, я без раздумий купил файл и приступил к чтению, потратив около восьми часов чистого времени в течение недели. Что же я нашел в книге? Обо всем по порядку.
Во-первых, откровения и философские рассуждения человека, судьба которого несправедливо оказалась в руках диких и бездушных людей, уверенных, что по цвету кожи человечество делится на господ и рабов. В книге очень хорошо описаны традиции и обычаи, присущие институту рабства как по всем США того времени, так и по району Байу-Бёф в частности. Автор красочно и со всеми подробностями описывает, какие нечеловеческие усилия прикладывали рабы, чтобы выполнить свои обязанности, возлагаемые на них собственными хозяевами; насколько страшные наказания ждали любого из рабов, кто хоть немного, незначительно провинится перед своим господином, какую порку, а иной раз и снятие кожи со спины может устроить чернокожему человеку белый хозяин; какое отношение у большинства белых людей к выходцами из Африки, насколько легко они сравнивают своих рабов с приматами, относясь к ним не лучше, чем к мебели, единственное отличие раба от которой - это умение ходить на двух ногах и разговаривать. Соломон Нортап в придачу к сюжетному повествованию и описанию "технических" особенностей рабства ведет также и свои собственные рассуждения, показывающие его отношение к рабству с точки зрения воспитанного и образованного человека. "Кто не был рабом, тому не понять..." - пишет он, стараясь в красках описать сцены, связанные с наказаниями, погонями, рабским трудом, воссоединением с близкими и еще множество других сцен, накала чувств и страстей которых нам, к великому счастью, действительно никогда и ни за что не понять (за исключением курсантов, разве что - им отдельный привет).
Во-вторых, интересная, хоть и не совсем захватывающая история, которая берет началом дату рождения Соломона и безмятежно продолжается вплоть до его похищения. Никакого спойлера не будет с моей стороны, если я поведаю, что автор все же освободился - он еще с самого начала рассказывает читателю, чем в конечном итоге обернется его злоключение. Иногда забегая вперед, а иногда возвращаясь назад во время рассказа, Соломон описывает события, произошедшие с ним во времена своей бытности рабом. Помимо этого, он детально познакомит читателя почти с каждым человеком, который так или иначе оказал влияние на его жизнь, помогал ему или же вредил. В предыдущем абзаце я дал понять, что из слов Нортапа можно заключить, будто все хозяева, имеющие по умолчанию светлый оттенок кожи, являются деспотами и диаволами во плоти, но автор также дает понять, что это не так. Попадаются в описаниях господ также и благородные, добрые люди, относящиеся к слугам с пониманием и не опускающихся до поступков, недостойных людей, которые себя уважают. Скажу прямо, сюжетная линия вряд ли вас захватит так, чтобы было не оторваться от книги, но как минимум два отрезка читаются взахлеб - это обстоятельства похищения, а также события, ознаменовавшие собой освобождение измучившегося человека.
В-третьих, читать книгу было не так уж и легко - это связано с тем, что написана она более чем полтора века назад, что, вполне естественно, оставило свой отпечаток на манере автора излагать свою мысль. Каждая глава сопровождается небольшим экскурсом-оглавлением, содержащим ключевые слова событий, описываемых в этой главе. Мне такой язык и такая манера повествования совершенно не понравились, но я не мог - не имел права забросить эту книгу уже после того, как познакомился с автором и стал ему симпатизировать, поддерживая его практически во всех взглядах на жизнь в целом и на рабство в частности. Такую книгу нельзя читать, сидя (я - стоя) в вагоне метро, потому что большая часть мыслей повествователя просто выветрится из головы по прибытию к месту назначения; ее нужно читать сидя в кресле, укутавшись в плед и потягивая чай или виски - кому что больше по душе -, обдумывая каждое высказывание и каждое действие, ставя себя на место героя и восхищаясь его находчивостью, чувством собственного достоинства, стремлением освободиться и вернуться к жене и детям, а также его поразительным терпением, позволившим сохранить веру в спасение и приведшим в итоге к благополучному концу.
Любите читать серьезные книги - читайте. Хотите ознакомиться с шедевром мировой литературы - читайте (в Америке "12 лет рабства" считается очень сильным произведением, а для меня же это очередное доказательство, что американцы ничуть не лучше нас). В любом случае, после прочтения вы вряд ли что-то потеряете, но вот приобрести новые знания и кое-какие мысли вполне можете, а это лишним не бывает никогда.
P.S. Осталось посмотреть экранизацию и, надеюсь, убедиться в том, что она действительна достойна своей статуэтки.
Во-первых, откровения и философские рассуждения человека, судьба которого несправедливо оказалась в руках диких и бездушных людей, уверенных, что по цвету кожи человечество делится на господ и рабов. В книге очень хорошо описаны традиции и обычаи, присущие институту рабства как по всем США того времени, так и по району Байу-Бёф в частности. Автор красочно и со всеми подробностями описывает, какие нечеловеческие усилия прикладывали рабы, чтобы выполнить свои обязанности, возлагаемые на них собственными хозяевами; насколько страшные наказания ждали любого из рабов, кто хоть немного, незначительно провинится перед своим господином, какую порку, а иной раз и снятие кожи со спины может устроить чернокожему человеку белый хозяин; какое отношение у большинства белых людей к выходцами из Африки, насколько легко они сравнивают своих рабов с приматами, относясь к ним не лучше, чем к мебели, единственное отличие раба от которой - это умение ходить на двух ногах и разговаривать. Соломон Нортап в придачу к сюжетному повествованию и описанию "технических" особенностей рабства ведет также и свои собственные рассуждения, показывающие его отношение к рабству с точки зрения воспитанного и образованного человека. "Кто не был рабом, тому не понять..." - пишет он, стараясь в красках описать сцены, связанные с наказаниями, погонями, рабским трудом, воссоединением с близкими и еще множество других сцен, накала чувств и страстей которых нам, к великому счастью, действительно никогда и ни за что не понять (за исключением курсантов, разве что - им отдельный привет).
Во-вторых, интересная, хоть и не совсем захватывающая история, которая берет началом дату рождения Соломона и безмятежно продолжается вплоть до его похищения. Никакого спойлера не будет с моей стороны, если я поведаю, что автор все же освободился - он еще с самого начала рассказывает читателю, чем в конечном итоге обернется его злоключение. Иногда забегая вперед, а иногда возвращаясь назад во время рассказа, Соломон описывает события, произошедшие с ним во времена своей бытности рабом. Помимо этого, он детально познакомит читателя почти с каждым человеком, который так или иначе оказал влияние на его жизнь, помогал ему или же вредил. В предыдущем абзаце я дал понять, что из слов Нортапа можно заключить, будто все хозяева, имеющие по умолчанию светлый оттенок кожи, являются деспотами и диаволами во плоти, но автор также дает понять, что это не так. Попадаются в описаниях господ также и благородные, добрые люди, относящиеся к слугам с пониманием и не опускающихся до поступков, недостойных людей, которые себя уважают. Скажу прямо, сюжетная линия вряд ли вас захватит так, чтобы было не оторваться от книги, но как минимум два отрезка читаются взахлеб - это обстоятельства похищения, а также события, ознаменовавшие собой освобождение измучившегося человека.
В-третьих, читать книгу было не так уж и легко - это связано с тем, что написана она более чем полтора века назад, что, вполне естественно, оставило свой отпечаток на манере автора излагать свою мысль. Каждая глава сопровождается небольшим экскурсом-оглавлением, содержащим ключевые слова событий, описываемых в этой главе. Мне такой язык и такая манера повествования совершенно не понравились, но я не мог - не имел права забросить эту книгу уже после того, как познакомился с автором и стал ему симпатизировать, поддерживая его практически во всех взглядах на жизнь в целом и на рабство в частности. Такую книгу нельзя читать, сидя (я - стоя) в вагоне метро, потому что большая часть мыслей повествователя просто выветрится из головы по прибытию к месту назначения; ее нужно читать сидя в кресле, укутавшись в плед и потягивая чай или виски - кому что больше по душе -, обдумывая каждое высказывание и каждое действие, ставя себя на место героя и восхищаясь его находчивостью, чувством собственного достоинства, стремлением освободиться и вернуться к жене и детям, а также его поразительным терпением, позволившим сохранить веру в спасение и приведшим в итоге к благополучному концу.
Любите читать серьезные книги - читайте. Хотите ознакомиться с шедевром мировой литературы - читайте (в Америке "12 лет рабства" считается очень сильным произведением, а для меня же это очередное доказательство, что американцы ничуть не лучше нас). В любом случае, после прочтения вы вряд ли что-то потеряете, но вот приобрести новые знания и кое-какие мысли вполне можете, а это лишним не бывает никогда.
P.S. Осталось посмотреть экранизацию и, надеюсь, убедиться в том, что она действительна достойна своей статуэтки.
Стоимость | 150 ₽ |
Общее впечатление | Бывают же люди, у которых сила духа имеет размер бесконечности... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11