Отзыв: Фильм "13 часов: тайные солдаты Бенгази" (2016) - Красивый боевичок, с нелепо приделанной пропагандистской составляющей
Достоинства: Картинка: декорации, боевые действия, спецэффекты. Звук.
Недостатки: Некоторая дебильность происходящего, пропагандистские замашки
2015 год, тайная база бюро пропаганды США:
- А давайте режиссер "Трансформеров" снимет "Падение черного ястреба"?
- Но сэр, про Могадишо Ридли Скот снял кино еще в 2001 году...
- Ничего не знаю, найдите сюжет погероичнее и снимайте.
2016 год: на экраны выходит патриотически-пропагандистский экшен "13 часов: тайные солдаты Бенгази".
На карантикулах продолжаю просмотр художественно-документального кино и после чопорного английского фильма "6 часов" решил прикоснуться к прекрасному - кино Майкла Бэя про нападение на посольство (консульство) США в Бенгази.
Т. к. фильм (аналогично английской картине) основан на реальных событиях, то сюжет в целом не представляет секрета. Однако, в отличие от лондонской истории, информации от СМИ о происходившем в Ливии образца 2012 года немного, и сравнивать фактологию не с чем. Короче.
При активном содействии запада ливийские бунтовщики свергли и убили Каддафи. Прекрасный новый мир открывал двери перед жителями североафриканской республики (почему-то в фильме ее называют Ближним востоком, что не вполне верно). В телевизоре показывают сюжеты о народе, вырвавшемся из-под пяты тирании, а госдепартамент США решает усилить свои позиции в богатом нефтью регионе. По непонятной причине делать это решают не с помощью авианосной группы и пары дивизий морпехов, а средствами дипломатического корпуса и агентуры/резидентуры ЦРУ. В дополнение к посольству в Триполи США открывают консульство в другом крупном ливийском городе Бенгази, куда присылают посла/консула. Но уже через короткое время дипломатическая миссия подвергается мощной атаке радикальных боевиков (как считается, она была приурочена к 11 сентября, но сведения о согласованности действий боевиков намекают на то, что произошедшее не было спонтанной акцией). В результате боя погиб сам посол, сотрудник дипломатической миссии и двое представителей силовых структур.
В фильме мы наблюдаем происходящие события большей частью от лица шестерых сотрудников ЦРУ, которые выполняют свои служебные задачи, находясь на тайной базе в пригороде Бенгази. Все как один - белые семейные американцы, вроде и хотят вернуться домой, но долг должен быть выполнен. Переживаешь за каждого - кто сможет вернуться к детям и жене? Рулит ими дядька, которому осталось немного до пенсии, поэтому дилемма: пойти ва-банк или подождать "как бы чего не вышло" не дает ему нормально принимать решения все время.
Буквально с первых минут кажется, что фильм снимал Оливер Стоун (которого невозможно заподозрить в излишних симпатиях к американской политике): пропагандистские фразы о демократии и свободе, сопровождаемые абсолютно неподходящей картинкой разнузданного вандализма, хаоса, анархии и жестокости, создают ощущение, что автор тонко стебется над официальной линией партии. Если у вас это - свобода и счастье, что ж при Каддафи-то было?
Но нет, все предельно серьезно. Вокруг бродят хмурые бородатые мужики с автоматами, на рынке выстрелы к РПГ продают горстями, а в аэропорту стоят сожженные самолеты... И тут прилетает посол. Который на полном серьезе начинает втирать местным про мир, дружбу, жвачку. Диссонанс лютейший.
Я не зря в начале обзора вспомнил про Черный ястреб. Американцы, как и 19 лет назад, мощно недооценили обстановку и переоценили себя. Влезли в осиное гнездо буквально в одних трусах - ни авиации, ни артиллерии. Только несколько легко вооруженных сотрудников ЦРУ.
При этом, по фильму складывается впечатление, что всю нелепость происходящего, как и угрозу со стороны бородачей, видят только ЦРУ-шники. Причем те, которые с автоматами. А дипломатический корпус и шпионы живут в какой-то своей вселенной, где нельзя стрелять в людей, пока не увидишь у них оружие. Прикольно показана разница между подготовленными бойцами ЦРУ и обычными охранниками дипмиссии - организованность сборов, действия в критической ситуации. Прям сразу понимаешь кто есть кто.
Энивэй, агитационные усилия продолжаются и в кульминационный момент штурма. Когда в ходе переговоров с вышестоящим командованием (да, кстати, и не только с ним) герои многократно сообщают о том, что может погибнуть АМЕРИКАНЕЦ. Или даже два (поэтому пришлите бомбардировщики, артиллерийскую батарею, пиццу и чистый памперс).
То есть сюжет ясен, пропагандистские загоны режиссера понятны, а отчего диссонанс?
А от всего остального. Изрядно показанная картинка Ливии, погружающейся в пучину хаоса с повсеместно подозрительными личностями, каждая из которых может выхватить автомат в любой момент. Никакого понимания где свои и чужие, отчаянная торговля по любым вопросам и тотальная нестойкость местного личного состава перед лицом идейно заряженного противника. Снято на Мальте и в Марокко, так что с пейзажами - тоже порядок.
Погони и боевые действия сняты прекрасно. Не даром за плечами Бэя на момент съемки фильма работа над четырьмя частями Трансформеров. Планы и ракурсы - просто отпад. С эффектами переборщили маленько, конечно. От этого складывается ощущение, что стрельба ведется какими-то фейерверками - все искрится, шипит, свистит и взрывается. Пулеметы разваливают граждан натурально в кашу, а от выстрелов 7.62 винтовок вражин отбрасывает на пару метров. Не очень реалистично, конечно, но крайне зрелищно. В принципе, почему так сделано понятно - сражение большей частью идет ночью, если делать без бабахов, будет не так красиво смотреть.
Отдельно стоит отметить звук и музыку. Атмосфера грамотно усиливается в нужный момент соответствующим звуковым рядом.
Ах, да, в конце два прекраснейших момента, которые прям типично американские. Извинения начальника за кривое руководство, в духе - "сорян, бро, не шмагла". И фраза бойца, произнесенная в адрес местного переводчика по найму, который не собирается сваливать с коллективом в штаты: "Давай, разгребите это г...!" Так мой кот говорил бы мне каждый раз выходя из туалета. Если б умел разговаривать.
Что в итоге? Шикарно снятый боевик. Немного про шпионов, немного про историю. Много экшена, особенно во второй части. С учетом того, что исходник не очень-то освещен прессой, можно считать историю почти выдуманной. Да, приправлено пропагандистскими заходами, которые смотрятся достаточно нелепо на фоне картинки (и с высоты постзнания о судьбе Ливии в 2020 году), но они погоды не делают, главное тут - зрелищность боя. Любителям военной темы смотреть можно смело.
- А давайте режиссер "Трансформеров" снимет "Падение черного ястреба"?
- Но сэр, про Могадишо Ридли Скот снял кино еще в 2001 году...
- Ничего не знаю, найдите сюжет погероичнее и снимайте.
2016 год: на экраны выходит патриотически-пропагандистский экшен "13 часов: тайные солдаты Бенгази".
На карантикулах продолжаю просмотр художественно-документального кино и после чопорного английского фильма "6 часов" решил прикоснуться к прекрасному - кино Майкла Бэя про нападение на посольство (консульство) США в Бенгази.
Т. к. фильм (аналогично английской картине) основан на реальных событиях, то сюжет в целом не представляет секрета. Однако, в отличие от лондонской истории, информации от СМИ о происходившем в Ливии образца 2012 года немного, и сравнивать фактологию не с чем. Короче.
При активном содействии запада ливийские бунтовщики свергли и убили Каддафи. Прекрасный новый мир открывал двери перед жителями североафриканской республики (почему-то в фильме ее называют Ближним востоком, что не вполне верно). В телевизоре показывают сюжеты о народе, вырвавшемся из-под пяты тирании, а госдепартамент США решает усилить свои позиции в богатом нефтью регионе. По непонятной причине делать это решают не с помощью авианосной группы и пары дивизий морпехов, а средствами дипломатического корпуса и агентуры/резидентуры ЦРУ. В дополнение к посольству в Триполи США открывают консульство в другом крупном ливийском городе Бенгази, куда присылают посла/консула. Но уже через короткое время дипломатическая миссия подвергается мощной атаке радикальных боевиков (как считается, она была приурочена к 11 сентября, но сведения о согласованности действий боевиков намекают на то, что произошедшее не было спонтанной акцией). В результате боя погиб сам посол, сотрудник дипломатической миссии и двое представителей силовых структур.
В фильме мы наблюдаем происходящие события большей частью от лица шестерых сотрудников ЦРУ, которые выполняют свои служебные задачи, находясь на тайной базе в пригороде Бенгази. Все как один - белые семейные американцы, вроде и хотят вернуться домой, но долг должен быть выполнен. Переживаешь за каждого - кто сможет вернуться к детям и жене? Рулит ими дядька, которому осталось немного до пенсии, поэтому дилемма: пойти ва-банк или подождать "как бы чего не вышло" не дает ему нормально принимать решения все время.
Буквально с первых минут кажется, что фильм снимал Оливер Стоун (которого невозможно заподозрить в излишних симпатиях к американской политике): пропагандистские фразы о демократии и свободе, сопровождаемые абсолютно неподходящей картинкой разнузданного вандализма, хаоса, анархии и жестокости, создают ощущение, что автор тонко стебется над официальной линией партии. Если у вас это - свобода и счастье, что ж при Каддафи-то было?
Но нет, все предельно серьезно. Вокруг бродят хмурые бородатые мужики с автоматами, на рынке выстрелы к РПГ продают горстями, а в аэропорту стоят сожженные самолеты... И тут прилетает посол. Который на полном серьезе начинает втирать местным про мир, дружбу, жвачку. Диссонанс лютейший.
Я не зря в начале обзора вспомнил про Черный ястреб. Американцы, как и 19 лет назад, мощно недооценили обстановку и переоценили себя. Влезли в осиное гнездо буквально в одних трусах - ни авиации, ни артиллерии. Только несколько легко вооруженных сотрудников ЦРУ.
При этом, по фильму складывается впечатление, что всю нелепость происходящего, как и угрозу со стороны бородачей, видят только ЦРУ-шники. Причем те, которые с автоматами. А дипломатический корпус и шпионы живут в какой-то своей вселенной, где нельзя стрелять в людей, пока не увидишь у них оружие. Прикольно показана разница между подготовленными бойцами ЦРУ и обычными охранниками дипмиссии - организованность сборов, действия в критической ситуации. Прям сразу понимаешь кто есть кто.
Энивэй, агитационные усилия продолжаются и в кульминационный момент штурма. Когда в ходе переговоров с вышестоящим командованием (да, кстати, и не только с ним) герои многократно сообщают о том, что может погибнуть АМЕРИКАНЕЦ. Или даже два (поэтому пришлите бомбардировщики, артиллерийскую батарею, пиццу и чистый памперс).
То есть сюжет ясен, пропагандистские загоны режиссера понятны, а отчего диссонанс?
А от всего остального. Изрядно показанная картинка Ливии, погружающейся в пучину хаоса с повсеместно подозрительными личностями, каждая из которых может выхватить автомат в любой момент. Никакого понимания где свои и чужие, отчаянная торговля по любым вопросам и тотальная нестойкость местного личного состава перед лицом идейно заряженного противника. Снято на Мальте и в Марокко, так что с пейзажами - тоже порядок.
Погони и боевые действия сняты прекрасно. Не даром за плечами Бэя на момент съемки фильма работа над четырьмя частями Трансформеров. Планы и ракурсы - просто отпад. С эффектами переборщили маленько, конечно. От этого складывается ощущение, что стрельба ведется какими-то фейерверками - все искрится, шипит, свистит и взрывается. Пулеметы разваливают граждан натурально в кашу, а от выстрелов 7.62 винтовок вражин отбрасывает на пару метров. Не очень реалистично, конечно, но крайне зрелищно. В принципе, почему так сделано понятно - сражение большей частью идет ночью, если делать без бабахов, будет не так красиво смотреть.
Отдельно стоит отметить звук и музыку. Атмосфера грамотно усиливается в нужный момент соответствующим звуковым рядом.
Ах, да, в конце два прекраснейших момента, которые прям типично американские. Извинения начальника за кривое руководство, в духе - "сорян, бро, не шмагла". И фраза бойца, произнесенная в адрес местного переводчика по найму, который не собирается сваливать с коллективом в штаты: "Давай, разгребите это г...!" Так мой кот говорил бы мне каждый раз выходя из туалета. Если б умел разговаривать.
Что в итоге? Шикарно снятый боевик. Немного про шпионов, немного про историю. Много экшена, особенно во второй части. С учетом того, что исходник не очень-то освещен прессой, можно считать историю почти выдуманной. Да, приправлено пропагандистскими заходами, которые смотрятся достаточно нелепо на фоне картинки (и с высоты постзнания о судьбе Ливии в 2020 году), но они погоды не делают, главное тут - зрелищность боя. Любителям военной темы смотреть можно смело.
Общее впечатление | Красивый боевичок, с нелепо приделанной пропагандистской составляющей |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву