Отзыв: Фильм "Небеса обетованные" (1991) - Мы бежали с тобою от проклятой погони, чтобы нас не настигнул пистолета разряд!
Достоинства: идейное богатство и сила картины, способная удивлять; точный подбор актёров и высочайшая техника их перевоплощения; удачный грим; яркие диалоги, ушедшие в народ; музыка и песни безумной красоты; грамотная операторская работа
Недостатки: очень спорный, неоднозначный финал
Ни для кого не секрет, что практически все картины уважаемого Эльдара Александровича – шедевры, самобытные, глубокие и актуальные во все времена, наполненные потрясающими характерами и бесподобным очень добрым юмором. Да, многие актёры кочуют из одной его работы в другую, но большинству из них настолько здорово удаётся перевоплощение, что ощущения дежавю у зрителя, как правило, не возникает. Такое возможно лишь тогда, когда всеми, даже самыми лучшими, первыми скрипками правит безупречный Дирижёр.
Его творения крайне трудно сравнивать между собой, да это и не нужно, потому что каждая из них ценна по-своему, у каждой свой нерв и свой характер, каждая неповторима и особенна. При всей моей огромной любви к творчеству этого сценариста и режиссёра самым ценным его полотном лично для меня является картина «Небеса обетовАнные». И тому, конечно, есть целый ряд причин. Во-первых, это единственный из его фильмов, который я смотрел в кинотеатре. Во-вторых, этот фильм лично я считаю переломным в его режиссёрской карьере (и это тема отдельной очень долгой беседы). Но, самое главное, этот фильм способен снова и снова меня удивлять. Да, именно удивлять. И сейчас я охотно расскажу, почему и чем именно.
Дело в том, что я жуткий скептик, атеист и материалист, крайне трудно перевариваю любую мистику и всевозможные религиозные отсылки или доводы, но это творение Э. А. Рязанова буквально ставит меня в тупик. Благодаря этой картине я понимаю, что моё видение мира очень сжато и скомкано, я чувствую, что мой разум успел настолько сильно окуклиться, что порой мне легче отстраниться, чем попытаться понять происходящее или окружающих. И это не может меня не настораживать, потому что бьёт по самому ценному для меня – по способности к объективному анализу.
И тогда я начинаю воспринимать этот фильм как спасение, как бескорыстную руку помощи, протянутую мне незнакомым, но таким заботливым человеком. Буквально всей кожей ощущаю, как кто-то гораздо более умный, опытный, мудрый и проницательный осторожно ведёт меня в мир, полный интеллектуальных и чувственных открытий. В мир, в который без посторонней помощи я вряд ли вообще решился бы войти. В мир, где я чувствую себя намного более живым, чем где бы то ни было.
Я не понимаю и даже не представляю себе, откуда можно было черпать вдохновение и идеи для таких изящных решений, только в этом фильме, на мой взгляд, проделано невозможное. Мистика показана не как нечто неизведанное, необъяснимое и потому пугающее, а как единственный доступный путь к тому, чтобы любой желающий услышать смог услышать, любой желающий понять смог понять, и любой желающий думать смог бы хоть немного выйти за пределы собственного ограниченного сознания.
Здесь авторы прибегают к мистической составляющей отнюдь не для того, чтобы нагнать тумана, за которым можно было бы замаскировать свои сценарные или постановочные недоработки. Они делают это лишь для того, чтобы, с одной стороны, открыть возможности для правильного, адекватного восприятия происходящего, а, с другой, сделать это восприятие не столь болезненным, как это могло бы быть, воспользуйся они любыми другими приёмами.
Ведь подаваемые в картине идеи не просто тяжелы для понимания. Это не те слова, которыми можно было бы их описать. Они даже не душераздирающи, нет. Они попросту убийственны, способны уничтожать самое ценное, что есть в нас - нашу человечность. Очень трудно осознавать свою внутреннюю природу и то, на чём мы все стоим и от чего отталкиваемся. Столь жуткая правда способна выталкивать почву из под ног у каждого, кто ещё не успел покрыться толстой коркой «спасительного» цинизма, и именно по этой причине она не должна подаваться открыто, ведь она может навредить, свести на нет всё то, для чего она преподносится.
А преподносится она не для того, чтобы мы стыдливо отвели глаза, тут же пытаясь убедить сами себя, что это не мы и не про нас. В такой правде не было бы совершенно никакой пользы, один вред. Преподносится она для того, чтобы мы могли осознать, сколь бренна наша суть, принять этот факт с открытым разумом и просто учесть его. Учесть для того, чтобы в будущем иметь возможность ни при каких обстоятельствах не утратить человечности, ведь тот, кто «знает врага в лицо», никак не может быть им обманут. А наша низменная природа, наши примитивные инстинкты, наше тщеславие, жадность и легкомысленность и есть самые коварные и самые злейшие наши противники, которые всегда сидят в каждом из нас и ждут своего часа.
Вот, для чего авторы использовали мистику. Для того, чтобы достучаться до нас. Через сказку, через остатки детского, что есть во всех нас, через слепую веру в то, что абстрактное, но так легко всеми нами понимаемое и ощущаемое на кончиках пальцев «добро» и всё самое лучшее в этом мире всё равно победит, авторы показывают чудовищные вещи так, что они не воспринимаются таковыми. Во всяком случае, не всеми и не сразу. Авторы пощадили нас, потому что хотели не повергнуть, устыдить или ударить, а показать и научить. А это и есть самое великое и самое ценное, что вообще может быть в искусстве.
Необыкновенная сила этого полотна не может не удивлять. Раз за разом, снова и снова, ведь через неё я словно общаюсь с самим автором, как с неким высшим существом, который всегда сможет дать мне совет и подсказать, как мне выйти из любой ситуации так, чтобы совесть не грызла меня после этого долгие годы.
Но это не единственное удивительное в этой ленте. Плеяда ярких характеров всех героев этой картины напомнила мне великолепный ансамбль человеческих судеб из бессмертного «Собачьего сердца» М. А. Булгакова, блестяще поставленного В. Бортко. Здесь вы сможете найти всех своих знакомых, узнать в каждом из показанных людей себя или кого-то из своих близких, сможете по-доброму посмеяться над собой и над ними, улыбнуться их (и своей!) наивности. Лента даёт возможность ощутить их тепло, трепет человеческого участия и дружеской заботы и, в то же время, почувствовать уколы беспощадной совести и даже приступы ярости и гнева. Как в любом шедевре, способном пережить века, здесь собрано всё, что составляет и определяет нашу чувственность. Одна эта картина в известном смысле может легко затмить и заменить сотни других, менее удачных.
Это трагикомедия, да. Горькое, невыносимо болезненное и страшное, с одной стороны, и смешное, задорное и весёлое, с другой, в ней сплетены в тугой, неразрывный, монолитный комок с шершавой поверхностью, прорывающейся наружу острыми шипами искромётных диалогов сквозь тонкую плёнку лёгкой иронии. Местами эти беседы по-детски наивны и вызывают умиление, порой срываются в гнев и ярость, заставляя отшатнутся в ужасе, а иногда текут, как неторопливый и спокойный ручей бесценного общения между близкими людьми, понимающими друг друга с полуслова.
- Помоги мне… с этим.
- Что, совсем никак?
- …
- А зачем же тогда женишься??
- …Люблю.
Очень хочется отметить и грамотную работу гримёров, дополняющую, а порой и выступающую в паритете с актёрским мастерством. В этой картине, как очень мало где, пожалуй, можно видеть, насколько важны детали. Те самые детали, способные не только подчёркивать человеческий индивидуализм, но и формировать отношение к образу, влиять на его восприятие. Это тот самый случай, когда меткое «встречают по одёжке» подтверждается как нельзя более наглядно. Авторы уделили гриму и костюмам не просто должное внимание, но сделали на них серьёзный акцент и, должен заметить, совсем не прогадали, не ошиблись, а попали в самую точку, умудрившись и рассмешить, и вызвать горькое сожаление и сочувствие одновременно. То есть совершенно под стать выбранному жанру. По-моему, это гениальная работа.
Я иногда нажимаю паузу и просто рассматриваю этих людей, медленно, с головы до ног, упиваясь каждой мельчайшей деталью. Ну как же так, сколько же труда нужно, чтобы вот так дотошно, так филигранно подготовить человека к выходу на площадку. Да это уже сам по себе огромный труд, способный сравниться с трудом актёра, а порой и превзойти его, ведь в этом фильме даже эпизодические роли выглядят чуть ли не монументально. Традиционно, кстати, в одном из эпизодов можно увидеть и самого Эльдара Александровича, что лично у меня всегда вызывает неподдельный восторг. Я воспринимаю это как отдельный, скромный, маленький, но очень ценный подарок зрителю.
Не отставала от гримёров и команда операторов. В этой картине использовались ретроспективные отсылки, и я очень благодарен авторам за то, что они выделяли эти моменты не только цветом и освещением, но и снимали их как-то особенно, налегая на близкие планы или, когда это было нужно, напротив, откатывая камеру дальше, чем обычно. Все эти приёмы позволяют довольно сложное полотно повествования укладывать в сознании более ровно, дабы не дать зрителю запутаться и отвлечься от основной канвы сюжета.
Ни одна сцена (кроме нескольких финальных) не затянута и не воспринимается лишней, будь то широкие панорамы, медленно разворачивающиеся перед зрителем или неторопливое движение объектива камеры вдоль элементов тщательно продуманного интерьера – всё служит одной и той же единой цели – погружению и полному завладению вниманием. Удивительно, насколько эффективно этим талантливым людям удаётся сделать так, чтобы каждая мелочь, каждая деталь работала на ленту, а не против неё.
И это ещё не всё. Как и все фильмы этого автора, картину можно назвать музыкальной. Но всякий раз, когда я смотрю её (а делаю я это регулярно и очень часто, даже чаще, чем мне того самому хотелось бы (причины я уже объяснил выше), я не перестаю удивляться ещё одному. Очень тонкому, великолепному чувству меры и потрясающему вкусу Дирижёра, выбравшего музыкальные мотивы и песни, способные оставаться в сознании навсегда, становясь частью характера, формируя систему ценностей людей, создавая то, что и принято считать человечностью. В этом смысле картина из тех, которой можно доверять безоговорочно и смело. Она, как хороший, ответственный и профессиональный доктор, как родитель и лучший друг, не навредит, не обманет и не посоветует «плохого» или недостойного.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть —
Дни летят в метельной круговерти.
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти,
Смутный, скрытый, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоем,
Как нам одолеть большую зиму…
Одолеть ее необходимо,
Чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живем!
Такое невозможно комментировать, лишь растворяться в этом искусстве, изо всех сил сдерживая слёзы.
Эту картину часто ругают за вычурный, затянутый, неимоверно пафосный финал. Я думаю, это из-за того, что именно в нём сокрыт переломный, самый спорный момент этого повествования. Именно он делит потенциального зрителя на строгих реалистов и романтичных оптимистов-мечтателей. Трактовать его можно по-разному: как добрую сказку, как чёрный гротескный юмор, как жалость, проявленную авторами к своим героям либо как иносказание, под которым скрыта назидательная ценность всех преподнесённых идей. Лично я, когда смотрел этот фильм впервые, в начале далёких девяностых, вообще ничего не понял, зачем он так, почему, для чего. Тогда я воспринял этот фильм как что-то слишком заумное, мудрёное, такое, что понятно лишь самому автору. В те годы я и понятия не имел о том, что со временем эта картина станет самым любимым мною творением этого великого режиссёра.
Обожаю этот фильм, считаю его лучшей работой Э. Рязанова, потому что в нём он смог охватить сразу столько разных характеров и в таких разных ситуациях и аспектах, что ни в одной другой его работе, пожалуй, такой широты охвата нет. Глубина есть ещё бОльшая, но такой широты нет нигде. Советую всем и каждому. Смотреть и пересматривать.
Его творения крайне трудно сравнивать между собой, да это и не нужно, потому что каждая из них ценна по-своему, у каждой свой нерв и свой характер, каждая неповторима и особенна. При всей моей огромной любви к творчеству этого сценариста и режиссёра самым ценным его полотном лично для меня является картина «Небеса обетовАнные». И тому, конечно, есть целый ряд причин. Во-первых, это единственный из его фильмов, который я смотрел в кинотеатре. Во-вторых, этот фильм лично я считаю переломным в его режиссёрской карьере (и это тема отдельной очень долгой беседы). Но, самое главное, этот фильм способен снова и снова меня удивлять. Да, именно удивлять. И сейчас я охотно расскажу, почему и чем именно.
Дело в том, что я жуткий скептик, атеист и материалист, крайне трудно перевариваю любую мистику и всевозможные религиозные отсылки или доводы, но это творение Э. А. Рязанова буквально ставит меня в тупик. Благодаря этой картине я понимаю, что моё видение мира очень сжато и скомкано, я чувствую, что мой разум успел настолько сильно окуклиться, что порой мне легче отстраниться, чем попытаться понять происходящее или окружающих. И это не может меня не настораживать, потому что бьёт по самому ценному для меня – по способности к объективному анализу.
И тогда я начинаю воспринимать этот фильм как спасение, как бескорыстную руку помощи, протянутую мне незнакомым, но таким заботливым человеком. Буквально всей кожей ощущаю, как кто-то гораздо более умный, опытный, мудрый и проницательный осторожно ведёт меня в мир, полный интеллектуальных и чувственных открытий. В мир, в который без посторонней помощи я вряд ли вообще решился бы войти. В мир, где я чувствую себя намного более живым, чем где бы то ни было.
Я не понимаю и даже не представляю себе, откуда можно было черпать вдохновение и идеи для таких изящных решений, только в этом фильме, на мой взгляд, проделано невозможное. Мистика показана не как нечто неизведанное, необъяснимое и потому пугающее, а как единственный доступный путь к тому, чтобы любой желающий услышать смог услышать, любой желающий понять смог понять, и любой желающий думать смог бы хоть немного выйти за пределы собственного ограниченного сознания.
Здесь авторы прибегают к мистической составляющей отнюдь не для того, чтобы нагнать тумана, за которым можно было бы замаскировать свои сценарные или постановочные недоработки. Они делают это лишь для того, чтобы, с одной стороны, открыть возможности для правильного, адекватного восприятия происходящего, а, с другой, сделать это восприятие не столь болезненным, как это могло бы быть, воспользуйся они любыми другими приёмами.
Ведь подаваемые в картине идеи не просто тяжелы для понимания. Это не те слова, которыми можно было бы их описать. Они даже не душераздирающи, нет. Они попросту убийственны, способны уничтожать самое ценное, что есть в нас - нашу человечность. Очень трудно осознавать свою внутреннюю природу и то, на чём мы все стоим и от чего отталкиваемся. Столь жуткая правда способна выталкивать почву из под ног у каждого, кто ещё не успел покрыться толстой коркой «спасительного» цинизма, и именно по этой причине она не должна подаваться открыто, ведь она может навредить, свести на нет всё то, для чего она преподносится.
А преподносится она не для того, чтобы мы стыдливо отвели глаза, тут же пытаясь убедить сами себя, что это не мы и не про нас. В такой правде не было бы совершенно никакой пользы, один вред. Преподносится она для того, чтобы мы могли осознать, сколь бренна наша суть, принять этот факт с открытым разумом и просто учесть его. Учесть для того, чтобы в будущем иметь возможность ни при каких обстоятельствах не утратить человечности, ведь тот, кто «знает врага в лицо», никак не может быть им обманут. А наша низменная природа, наши примитивные инстинкты, наше тщеславие, жадность и легкомысленность и есть самые коварные и самые злейшие наши противники, которые всегда сидят в каждом из нас и ждут своего часа.
Вот, для чего авторы использовали мистику. Для того, чтобы достучаться до нас. Через сказку, через остатки детского, что есть во всех нас, через слепую веру в то, что абстрактное, но так легко всеми нами понимаемое и ощущаемое на кончиках пальцев «добро» и всё самое лучшее в этом мире всё равно победит, авторы показывают чудовищные вещи так, что они не воспринимаются таковыми. Во всяком случае, не всеми и не сразу. Авторы пощадили нас, потому что хотели не повергнуть, устыдить или ударить, а показать и научить. А это и есть самое великое и самое ценное, что вообще может быть в искусстве.
Необыкновенная сила этого полотна не может не удивлять. Раз за разом, снова и снова, ведь через неё я словно общаюсь с самим автором, как с неким высшим существом, который всегда сможет дать мне совет и подсказать, как мне выйти из любой ситуации так, чтобы совесть не грызла меня после этого долгие годы.
Но это не единственное удивительное в этой ленте. Плеяда ярких характеров всех героев этой картины напомнила мне великолепный ансамбль человеческих судеб из бессмертного «Собачьего сердца» М. А. Булгакова, блестяще поставленного В. Бортко. Здесь вы сможете найти всех своих знакомых, узнать в каждом из показанных людей себя или кого-то из своих близких, сможете по-доброму посмеяться над собой и над ними, улыбнуться их (и своей!) наивности. Лента даёт возможность ощутить их тепло, трепет человеческого участия и дружеской заботы и, в то же время, почувствовать уколы беспощадной совести и даже приступы ярости и гнева. Как в любом шедевре, способном пережить века, здесь собрано всё, что составляет и определяет нашу чувственность. Одна эта картина в известном смысле может легко затмить и заменить сотни других, менее удачных.
Это трагикомедия, да. Горькое, невыносимо болезненное и страшное, с одной стороны, и смешное, задорное и весёлое, с другой, в ней сплетены в тугой, неразрывный, монолитный комок с шершавой поверхностью, прорывающейся наружу острыми шипами искромётных диалогов сквозь тонкую плёнку лёгкой иронии. Местами эти беседы по-детски наивны и вызывают умиление, порой срываются в гнев и ярость, заставляя отшатнутся в ужасе, а иногда текут, как неторопливый и спокойный ручей бесценного общения между близкими людьми, понимающими друг друга с полуслова.
- Помоги мне… с этим.
- Что, совсем никак?
- …
- А зачем же тогда женишься??
- …Люблю.
Очень хочется отметить и грамотную работу гримёров, дополняющую, а порой и выступающую в паритете с актёрским мастерством. В этой картине, как очень мало где, пожалуй, можно видеть, насколько важны детали. Те самые детали, способные не только подчёркивать человеческий индивидуализм, но и формировать отношение к образу, влиять на его восприятие. Это тот самый случай, когда меткое «встречают по одёжке» подтверждается как нельзя более наглядно. Авторы уделили гриму и костюмам не просто должное внимание, но сделали на них серьёзный акцент и, должен заметить, совсем не прогадали, не ошиблись, а попали в самую точку, умудрившись и рассмешить, и вызвать горькое сожаление и сочувствие одновременно. То есть совершенно под стать выбранному жанру. По-моему, это гениальная работа.
Я иногда нажимаю паузу и просто рассматриваю этих людей, медленно, с головы до ног, упиваясь каждой мельчайшей деталью. Ну как же так, сколько же труда нужно, чтобы вот так дотошно, так филигранно подготовить человека к выходу на площадку. Да это уже сам по себе огромный труд, способный сравниться с трудом актёра, а порой и превзойти его, ведь в этом фильме даже эпизодические роли выглядят чуть ли не монументально. Традиционно, кстати, в одном из эпизодов можно увидеть и самого Эльдара Александровича, что лично у меня всегда вызывает неподдельный восторг. Я воспринимаю это как отдельный, скромный, маленький, но очень ценный подарок зрителю.
Не отставала от гримёров и команда операторов. В этой картине использовались ретроспективные отсылки, и я очень благодарен авторам за то, что они выделяли эти моменты не только цветом и освещением, но и снимали их как-то особенно, налегая на близкие планы или, когда это было нужно, напротив, откатывая камеру дальше, чем обычно. Все эти приёмы позволяют довольно сложное полотно повествования укладывать в сознании более ровно, дабы не дать зрителю запутаться и отвлечься от основной канвы сюжета.
Ни одна сцена (кроме нескольких финальных) не затянута и не воспринимается лишней, будь то широкие панорамы, медленно разворачивающиеся перед зрителем или неторопливое движение объектива камеры вдоль элементов тщательно продуманного интерьера – всё служит одной и той же единой цели – погружению и полному завладению вниманием. Удивительно, насколько эффективно этим талантливым людям удаётся сделать так, чтобы каждая мелочь, каждая деталь работала на ленту, а не против неё.
И это ещё не всё. Как и все фильмы этого автора, картину можно назвать музыкальной. Но всякий раз, когда я смотрю её (а делаю я это регулярно и очень часто, даже чаще, чем мне того самому хотелось бы (причины я уже объяснил выше), я не перестаю удивляться ещё одному. Очень тонкому, великолепному чувству меры и потрясающему вкусу Дирижёра, выбравшего музыкальные мотивы и песни, способные оставаться в сознании навсегда, становясь частью характера, формируя систему ценностей людей, создавая то, что и принято считать человечностью. В этом смысле картина из тех, которой можно доверять безоговорочно и смело. Она, как хороший, ответственный и профессиональный доктор, как родитель и лучший друг, не навредит, не обманет и не посоветует «плохого» или недостойного.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть —
Дни летят в метельной круговерти.
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти,
Смутный, скрытый, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоем,
Как нам одолеть большую зиму…
Одолеть ее необходимо,
Чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живем!
Такое невозможно комментировать, лишь растворяться в этом искусстве, изо всех сил сдерживая слёзы.
Эту картину часто ругают за вычурный, затянутый, неимоверно пафосный финал. Я думаю, это из-за того, что именно в нём сокрыт переломный, самый спорный момент этого повествования. Именно он делит потенциального зрителя на строгих реалистов и романтичных оптимистов-мечтателей. Трактовать его можно по-разному: как добрую сказку, как чёрный гротескный юмор, как жалость, проявленную авторами к своим героям либо как иносказание, под которым скрыта назидательная ценность всех преподнесённых идей. Лично я, когда смотрел этот фильм впервые, в начале далёких девяностых, вообще ничего не понял, зачем он так, почему, для чего. Тогда я воспринял этот фильм как что-то слишком заумное, мудрёное, такое, что понятно лишь самому автору. В те годы я и понятия не имел о том, что со временем эта картина станет самым любимым мною творением этого великого режиссёра.
Обожаю этот фильм, считаю его лучшей работой Э. Рязанова, потому что в нём он смог охватить сразу столько разных характеров и в таких разных ситуациях и аспектах, что ни в одной другой его работе, пожалуй, такой широты охвата нет. Глубина есть ещё бОльшая, но такой широты нет нигде. Советую всем и каждому. Смотреть и пересматривать.
Время использования | чаще, чем самому хотелось бы |
Стоимость | 200 ₽ |
Общее впечатление | Мы бежали с тобою от проклятой погони, чтобы нас не настигнул пистолета разряд! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву197
А комедии Эльдар Александрович снимал лишь до восьмидесятого года. А дальше уже ему уже, видимо, было не до смеха:
1980 — «О бедном гусаре замолвите слово»
1982 — «Вокзал для двоих»
1984 — «Жестокий романс»
1987 — «Забытая мелодия для флейты»
1988 — «Дорогая Елена Сергеевна»
Лично для меня "Небеса..." делят первое место среди рязановских фильмов с "Гаражом". Без сомнения, это одни из самых лучших фильмов 70-90-х годов, а то и большего временного промежутка.
Просто потрясающие персонажи! Президент! Фима! А Степан с Соломоном! А фразы какие!!!
"Он меня позовет, а я приду. Жалела я его!"
"Все время кричат: "Бей жидов, спасай Россию". Всех перебили, а Россию так и не спасли."
Шедевры!
Что касается финала, то для меня он вполне закономерен и абсолютно "к месту". В принципе, ты уже воспроизвел возможные трактовки финала. Я лишь немного дополню.
В течение всего фильма герои ждали этого финала, по сути ничего для этого не делая. Просто жили, ждали и верили. Это ли не воплощение извечного русского "авось", которое внезапно сработало? Или веры в то, во что ты не веришь - в сверхъестественную силу, которая может оказать кардинальное влияние на действительность?
Ведь таки да, именно "Гараж" и "Небеса..." самые богатые на диалоги. Причём если первый вообще самый цитируемый (тут он "делает" даже "Иронию..." и "...Роман"), то во втором диалоги самые пронзительные, такие, что "и смех, и слёзы, и любовь", по-другому и не сказать. Меня всегда поражало, откуда это всё берётся, как будто сценаристу какие-то инопланетные существа всё это надиктовали, ну не может один (даже двое) людей просто взять и всё это вынуть из своей головы. Слишком это мощно, для одного отдельного разума.
Про "авось" ты дополнил очень в тему, мне ведь самому это даже в голову не приходило. Реально, ведь это типичный "авось". Знаешь, я бы очень-очень хотел с Самим Эльдаром Александровичем поговорить хотя бы одну минуту. И если бы я мог ему задать только один вопрос, то я бы задал именно этот. Почему вот так?
Не для того, чтобы он нас с тобой или ещё кого-то рассудил или поставил точки над "ё", нет, конечно, не для этого. Просто, как мне думается, ответ на этот вопрос это и есть сама суть, главная идея этого фильма. Как смысл жизни, его можно искать всё отведённое нам на этой планете время, и каждый раз он будет новым, другим.
Вот я, например, ещё год назад думал, что они просто погибли и всё. Ну не покажешь ведь, как они разлетелись в тряпки, ну что это будет? Зачем? А сейчас я уже думаю, может и правда, их инопланетяне забрали какие-нибудь. Смешно, конечно, но почему нет? Люди часто пропадают и обычным криминалом эти исчезновения всё труднее и труднее объяснять.
Когда-нибудь этот фильм разорвёт мне мозг.
"- Здорово, путанки, как жизнь половая?
- Да уж получше, чем у тебя!
- Не груби бабушке!"
"Смотрю, быстро так работают, ну, думаю, не успею!"
А вот это, Серёж, вот это протяжное "Ох, тоскаааа..." Это же оттуда всё! Сокровищница.
Уверен, что смотрел в несознательном возрасте. Это же про свалку, по-моему.
Ты абсолютно прав про титанических труд гримёров, операторов и прочих обитателей съёмочной площадки.
На самом деле, кто когда-либо участвовал в съёмках- знает, что это сутки напролёт непрерывной работы.
Эльдара Рязанова наверно смело можно назвать гением Отечественного кино. Безусловно любая из его работ заслуживает самого пристального внимания.
Про переломный момент ничего не знаю. Если будет свободная минутка, накидай в двух словах.
Спасибо Жень!
Вот он советский режиссёр, снимал советских актёров в добротном советском кино. А если ты посмотришь любой из его фильмов, снятый после 1991 года, но не зная, в каком именно году он был снят, то ты безошибочно определишь, что это уже российский фильм, никак не советский.
И не по каким-то нецензурным словам или сценам (которые в "совке" просто не пропустили бы), не по тому, что в фильме всё чаще всплывают национальные вопросы (также неуместные в "совке"), а по какой-то разболтанности что ли, небрежности. Будто он снимал уже просто потому, что не мог не снимать (знаешь, как старые лётчики, которых списывают, не могут не летать и умоляют врачей дать им ещё хотя бы пару лет в воздухе).
Это если в двух словах, как ты просил.
И тебе спасибо, Миша, за твоё дополнение, мы же знаем, что ты был непосредственным участником съёмочного процесса, и это здорово, такой опыт!
(Да, фильм про свалку, точнее, про её обитателей)
Теперь я понял всё до конца. Фильм шикарный даже для просмотра в детстве. Взглянул на обложку и сразу вспомнил их вагончик.
Отлично назвал. Я досих пор помню песню Гафта "Воркута-Ленинград".
Талантливый человек талантлив во всём. Умница.
1988 — «Дорогая Елена Сергеевна» - это то, за что я люблю рязанова. Остальное, цепляют мелочи.
А вот отзыв хорош, и разговоры на завалинке греют душу.
Просто мне очень трудно понять, как можно убить человека из ревности. Столь бурные страсти слишком далеки от меня, я более толерантен. Да и потом, если убить, так хотя бы Паратова что ли или Кнурова на худой конец, я бы, наверное, даже смог это как-то понять, принять, мораль бы какую-то разглядел, а так... На это малодушие Карандышева смотреть просто нет сил.
Кстати, критики тоже этот фильм разнесли. Ну да не мне судить Эльдара Александровича, но я правда не очень понимаю эту трактовку пьесы.
А сам фильм, в остальном то есть, постановка, персонажи, особенно музыка и песни(!) - это, конечно, полный восторг, очень люблю этот фильм смотреть, просто в финале обычно выключаю, после "орлянки".
"...Елена Сергеевна" фильм ещё более тяжёлый, там хоть и не убивают никого (умышленно, я имею в виду), но если в "...Романсе" был явный аффект, хоть и не понятный мне, не близкий, то в "...Елене Сергеевне" это уже мерзкое, жестокое, целенаправленное поведение без каких-то оправданий и аффекта. Очень трудно смотреть, стыд душит. Вроде бы и не я там, но ведь понимаю же, что мы все люди, и они люди, как же так. Сложный фильм для осознания, я смотрю его очень редко. После него хочется в дУше вымыться, причём несколько раз подряд.
На мой взгляд, такие сильные и, вместе с тем, неосторожные удары по психике зрителя могут вызвать только стыд и "праведный гнев", вряд ли принесут хоть какую-то пользу. А стыд и гнев - очень, очень плохие советчики. Примерно об этом я и в отзыве написал, кстати. В этом отзыве, под которым мы сейчас беседуем.
Уж лучше те же проблемы, но с иноземцами. типа это ваши и вы за них и отвечайте. Конесно, позиция страуса, я понимаю... Но не отказаться же вообще от кино...
Касаемо фильмов- открываешь его рецензии и везде, где дано пять звёзд- так и есть. Пишет в основном про фильмы с хорошим смысловым подтекстом. Тут вы не встретите фильмов, где стреляют из последних сил, чего априори не бывает в жизни...
Евгений молодец и показывает своё качество из обзора в обзор...
Искренне рад, что не один я так думаю.
Но ничего- пусть читают посетители. Считаю, что надо ввести медаль "Ультрастабильный Автор" например назвать. Либо "Исследователь".
Такими знаками награждать тех, у кого более 20-ти обзоров, рецензий, где читатели согласны с написаным и не вызывает сильной сторонней критики. Где объём теста такой...
Таким образом отделить авторов, пишуших отзывы и пишуших опусы.
Читая отзывы Евгения, не перестаю удивляться, как можно так грамотно и точно излагать свои мысли по любой выбранной тематике. Думаю, с таким литературным даром, пора с отзывов переходить на собственные произведения. У меня такое впечатление, что наберется не мало материала в голове, которым захочется поделиться с мыслящими людьми.
О самостоятельных произведениях я постоянно думаю, тем более, в юности я уже писал, печатался, гонорары получал, было дело. Но на этом много не заработаешь всё равно, поэтому оно так и остаётся у меня на уровне хобби.
Дело тут даже не в том, что нужно, чтобы было, о чём писать. С этим-то как раз проблем никаких нет, тем очень много, идей ещё больше. Дело, скорее, в том, что само явление, называемое "вдохновением", крайне редко случается на пустом месте. Как-то так. А для хорошей, добротной книги его нужно очень и очень много. Например, я почти не путешествую, а ведь любая литература связана со странствиями даже больше, чем с историей.
Ничего, на пенсии у меня ещё будет время.
С поиском наверное что-то придумают. Думаю, что с тэгами тоже надо что-то делать.
Главное нам, искренне любящим ресурс, думать и предлагать. Но предлагать не размазанные желания как хотелось бы, а разрабатывать проэкты, как должно быть. Эскиз как ты это видишь.
Прикинь программеров, которым приходят письма...представляю как мозг вспучивается от всего объёма инфы.
Я например не могу такое предложить, потому как слабо себе представляю программирование. Поэтому и не лезу туда. Могу предложить лишь административные вопросы.
Ввиду своей занятости не лезу и в модерацию. Считаю, что лучше для Отзовика будет, если это время я потрачу на новый проект и поиски связей для других групп товаров. Или договорюсь за очередную автоновинку.
Просто не хочу вступать с модерами в баталии по поводу что соответствует, что не соответствует... есть понятие визуальный комфорт. Наример ты разбиваешь абзацами- читается легко... я даю фотопредставление и не хочу ссориться. Уважаю людей, особенно истинных Отзовиковцев.
Мои на работе уже знают. Как то раз сказали- ты делаешь это в рабочее время? Доступ заблокируем!
На что я показал им чудеса левитации... полетели стулья, клавы и мыши... больше вопросов моего присутствия на сайте в рабочее время не возникало.
Мои поняли, что отношение у меня вполне серьёзное и отстали навсегда.
Касаемо бесплатных- например собаки. Я написал "Один день глазами собаки", после чего ответственные девушки- авторы разместили ссылки на этот рассказ.
Пускай я не увидел просмотров и не вижу их по сей день, но это не страшно. Зато собачники знают, что если это дети Борна- брать их можно смело. Мало того, что щенки высокопародные, они ещё и умные, как папа.
Я свои плюсы вижу даже в неоплачиваемых отзывах.
Всё что напишу ниже относится не к тебе.
- оценивайте объекты реально, не задирайте звёзды. Задранная звезда показывает вашу невнимательность к объекту. Не верю, что всё идеально. Например фильмы.
Из последних считаю, что кроме Книги Элая, Облачного Атласа, Капитана Флинта и тому подобных картин давать пять звёзд больше некому. Но это не моё- поэтому не лезу.
-Пишите об уникальных продуктах. Не пишите, если видите, что по объекту уже тонна отзывов. Старайтесь расширить спектр сайта. Привлекая читателей из вне вы увеличиваете собственную прибыль и известность сайта, то пойдёт вам плюсом в будущем.
-Не пишите очевидные вещи. Старайтесь докапываться до истины. Если вы видите, что не готовы изложить материал по объекту качественно, ждите и исследуйте. Не порите горячек.
-Думайте и предлагайте готовые проекты, а не полумерки. Помните, что Админы лишь предоставляют вам поле для деятельности, а какими семенами его засадить- вы решаете сами.
-Мониторьте продукты и новинки- старайтесь предоставить ценную информацию первыми. Делайте ресурс более известным.
-Старайтесь называть вещи своими именами. Пишите правильно, избегая орфографических ошибок и ошибок речевых оборотов.
- Приподносите информацию интересно. Где надо плакать- плачьте, где посмеяться- смейтесь. Стремитесь заинтересовать читателя и привязать к себе.
- Если ваши отзывы не просматриваются, то это означает, что вы не попали и объект либо очевиден, либо по нему уже имеется информация старше вашей с более высоким положением в поисковом рейтинге.
- Оформляйте отзывы качественными фотографиями. Избеайте попадания в фокус объектива посторонних объектов. Помните- фотографии любительского плана не участвуют в поисковом рейтинге фотографий поисковика. Таким образом вы снижаете процент попадания на свои обзоры.
- Дружите и поддерживайте друг друга. Обменивайтесь информацией и развивайтесь в личном плане.
Напимер я и некоторые авторы видемся в реальной жизни, уже имеем общие точки соприкосновения и помогаем друг другу как в профессиональных вопросах, так и в простых- житейских.
-Не хамите и не ругайтесь. Всегда пытайтесь разобраться мирно. Не оскорбляйте друг друга. Старайтесь поддреживать добрым словом, стимулируя на новые свершения.
Исполняя эти простые правила вы не только поднимите собственный интелект, узнав много нового и интересного. Вы сможете получать стабильную прибыль, оплачивая ей комунальные услуги или сотовый телефон.
ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ АВТОРАМ КТО ЭТОГО ДО СИХ ПОР НЕ ПОНЯЛ И СПРАШИВАЕТ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ. ПРОШУ ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ И ПОСТУПАТЬ ИМЕННО ТАК. СПАСИБО.
А то "кто в лес, кто по дрова".
Другим наоборот не надо исследований- им достаточно одного слова- "Бери не пожалеешь".
Вот такая идея есть. Разделить нас по глубине подаваемого материала.
Дело ведь не в людях, не в авторах, а в том, что они создают. Один и тот же автор может работать совершенно по-разному в различных обстоятельствах или просто на каких-то этапах своего творчества (как тот же Э.А.Рязанов, например), так что у одного и того же автора могут быть очень разные отзывы. И по глубине, и просто по объёму.
Думаю, что мой предстоящий обзор по Apple вообще сильно разкритикуют, тем паче что продукцией я абсолютно не доволен...
Ты видишь, что я вообще не участвую в конкурсах и спокойно сижу "медным автором".
Готов договариваться с людьми и склонять их к сотрудничеству на новые объекты, машины для детального анализа.
Общение, руководство и доставание объектов из под земли- это моё. Мне редко отказывают ввиду многих причин. На этом всё.
У тебя-же даже аватар говорит о том, что систему поиска и предложений по нему, необходимо взять в свои руки именно тебе. КТО КАК НЕ ТЫ ПРЕДЛОЖИТ ДЕЛЬНОЕ?
А не будет стонать. Будем стонать и бездействовать- упадём в Ж. Посему подумай, составь проект и отправь по обратной связи, как ты и хотел.
Я концентрируюсь на новинках. И так слишком много времени уходит на администратвную болтовню, вместо того чтобы готовить материал. Телепортируюсь в свои черновики. Уверен, что вместе с админами у вас получится очередной шедевр, каковым является сам сайт.
Улучшайте его. Что будет зависеть от меня- я всё сделаю. Я и так готов сотрудничать с экспертами и отдельными авторами. Не можете сделать качественное фото- дуйте ко мне. 365 дней в году, после 14:00 я готов уделить внимание достойным авторам в получении фотоматериала. Безвозмездно.
Единственное требование- объект готов к съёмке. Это означает, что он отмыт и отчищен. Спецсвет слишком высвечивает все недостатки. Отдаю JPG- редактируйте как хотите. Стирайте, добавляйте и так далее... Мне без разницы. 40-150 фотографий за раз будут в кармане.
Не хочу лезть в програмирование- это ваше, дорогие мои!
(«Лучший фильм года» — конкурс, ежегодно проводимый журналом «Советский экран» на основе опроса его читателей).
Люди так устроены: многим нужно преподнести в форме сказки или притчи, чтобы стало понятнее. Но в то же время другим - тоже многим - и это тоже будет недоступно. Их можно сравнить с каменной почвой. В ней зерно никогда не прорастет, как ни поливай. Ты - чернозем, самая плодородная почва. Для таких, как ты, в первую очередь, и снимает свои фильмы Рязанов.
Ты прячешь веру в то, что добро победит, под маской скептика. А в этом отзыве ты эту маску почти снял. И я никогда не поверю, что вдохновение только от наполненной событиями и приключениями жизни. Иначе такие люди, как я, почти безвылазно сидящие дома и не путешествующие уже целую вечность, никогда бы не смогли ни строчки написать на Отзовике.
Вот думаю, какой фильм Рязанова у меня самый любимый? Даже не знаю. Из комедий - "Служебный роман" и "Гараж". Хотя "Гараж" - это больше, чем комедия. Из грустного - наверно, "Забытое соло для флейты". Единственный провальный рязановский фильм, по-моему - "Старые клячи".
Жаль, его некоторое время не будет на сайте, а то мы бы развили эту тему с привлечением, так сказать, виновника торжества...))
Если серьёзно, снимать маску время от времени всё равно нужно, иначе она может прирасти, и вот это по-настоящему страшно.
Спасибо вам обоим огромное, что вы есть, и вы не молчите.
Знаете, этот фильм, как и почти все фильмы Эльдара Александровича, стОит пересматривать регулярно, чуть ли не каждый год.
Надо написать, кстати.
Спасибо и тебе за такие тёплые слова.
Любой автор всё это понимает, но мириться с недосказанностью ему трудно, тогда он начинает оставлять ниточки, торчащие "между строк" то тут, то там. Потянув за любую такую ниточку, можно вынуть чуть ли не половину клубка, словно из одного произведения рождается другое, совершенно иное.
Во всех работах Э.Рязанова этих нитей очень много, каждый фильм можно смотреть сотни раз и всякий раз находить новую нить, которую раньше не замечал.
Стараюсь у него учиться и писать примерно так же. Я считаю, литература должна оставаться искусством, даже в рамках небольшого отзыва. Или хотя бы нужно к этому стремиться.
Спасибо.
Новые отзывы можно видеть на главной странице. Ссылка "Новые отзывы" с левой стороны страницы, прямо под бордовым логотипом "Отзовик".
Так мало показывают хороших, что многие приходится просто пересматривать...
Фильм "Небеса" знаю, ценю и люблю с момента создания и до сего дня. И с удовольствием смотрю его каждый раз, как показывают, а показывают, действительно, редко. И романс "Господи, ни охнуть, ни вздохнуть" люблю и знаю наизусть. Шикарное обыгрывание расхожей бытовой фразы с выходом в высокую поэзию.
Вот только фильм мне был всегда вполне ясен, а отзыв заморочил напрочь.
По-моему, фильм достаточно прост для понимания. Особенно для людей, живших в то время. Никаких сложных смыслов, спорности и двойных дон в нем не просматривается. Не артхаус, мягко говоря.
Сильный, мощный, впечатляющий - это да.
Настоящая трагикомедия, жестокая, черная, беспощадная. Все в ней в лоб, открытым текстом, правда о жизни человеческой, точнее, нечеловеческой в этой стране и в этот беспредельный и запредельный отрезок времени. Концентрированная, утрированная, но смягченная юмором и лиризмом. Подвигаться ни умом, ни нравственными ценностями даже повода не возникает.
Это на эмоции, на душу попадает, потому как, в общем-то, искусство. Не чистое искусство, а более демократичное и примитивное, но это произведение искусства.
И мистики в фильме никакой нет, это фантасмагория, законный прием мениппейного жанра /самый под рукой находящийся образец - "Мастер и Маргарита", тоже, кстати, очень эмоциональная и страстная вещь/. Жанр, конечно, для эстетического восприятия непростой, но кто не воспр. - пусть пишут на себя жалобу, ничего другого тут не посоветуешь.
Ослабляет фильм в художественном отношении только перебор пафоса и, конечно, финал.
Финал тоже ясный и мощный, только испорчен самим режиссером, его неуемным желанием добавить еще вот это, усилить еще вот этим. Многократность, извините, хороша в оргазме, а в искусстве надо уметь ставить точку так, чтобы в точку. Взлетел поезд в небеса - собаки бегут и лают среди звезд. Все. Что ж еще?
Вот уж кому точно не хватает жесткой и умной редактуры в приказном порядке, так это позднему Рязанову, дорвавшемуся до свободы творчества. Талант налицо, а чувства меры, чувства совершенства - увы. Какое-то уже отсутствие адекватности восприятия собственных находок. Его поздние фильмы после "Небес" и "Старых кляч" смотреть, так глаза бы не смотрели. Издержки бесконтрольной и безнаказанной свободы творчества. И это уже, извините, возраст.
Во всём остальном мне к вашему комментарию даже при всём желании (если таковое и было бы) придраться невозможно. Согласен с каждой фразой и со всеми вашими выводами. Ещё раз спасибо вам огромное за вашу внимательность, участие и умение грамотно выразить точную мысль. Я очень высоко это ценю.
Вы очень правильно упомянули "Мастера и Маргариту" М.А.Булгакова. Ведь и это мистический роман, в котором вы тоже, если я правильно вас понял, не нашли никакой мистики, однако этот роман так часто и столь многие специалисты называют именно мистическим, а по поводу него и вокруг его идей столь часто вспыхивают разного рода обсуждения, что невольно задумаешься, а правда ли в нём так много всего, чтобы столько о нём говорить и спорить? То есть задашься примерно теми же вопросами, что и вы задались в своём комментарии.
Я думаю, если произведению искусства удалось вызвать в человеке некие мысли и эмоции (даже те, о которых авторы и не помышляли), и их оказалось много и разных, это уже хорошо, даже если все они чуть ли не высосаны из пальца. Без прикосновения к этому произведению они, возможно, так никогда и не возникли бы, так что если это самое произведение и не стало причиной, а лишь поводом, это уже здорово.
Это мой любимый фильм Эльдара Александровича, да. Его не показывают каждый год по телевизору, но я сам его каждый год смотрю. И каждый год поражаюсь снова и снова, как человек может из минимума денег сделать шедевр, который будет бить и ранить, который будет вдохновлять и трогать, который будет смешить и злить, который может всё, потому что он магия. Магия кино.
Подчеркну - в фильме нет ни одной не реальной, наигранной, выдуманной сцены или фразы, всё проработано до мелочей, даже на заднем плане. Это трагедия, но автор применяет разные формы показа действительности (в том числе и мистики, но если разобраться, то мистики в фильме нет), очень удачно пряча её за маской комедии.
Спасибо.