Отзыв: Фильм "Москвы не бывает" (2020) - Филипп Дик - Русский был мужик
Достоинства: Хтоническое безумие.
Недостатки: Операторская работа могла бы быть более щегловатой.
Я начну с факта, который не могу не упомянуть в свете фильма, но который не имеет прямого к фильму отношения. Снаружи Всех Измерений звучит на двух альбомах Летова - на первом и на последнем. В фильме эта песня - в версии 2007 играет на финальных титрах, и это очень трогательно.
Всё, котаны и катаны, я наумничался, теперь можно перейти к делу.
Никакая, конечно, это не "фантастика, криминал, комедия", а чистый, калиброванный, хтонический артхаус. Русские в этом жанре, что называется, мАгут, особенно если их хорошенько не кормить. Вспомним Орлеан, вспомним Поколение П, которое да, было, строго говоря, набором плохо сбитых иллюстраций, но смотрелось приемлемо, и на мозги где хотело, там давило. Чуть менее отсюда же вспомним Смеситель, Ночного Продавца, Жесть, Мёртвым Повезло... Птяницу12... Человек Из Подольска... Можно вспомнить Детей Чугунных Богов и Город Зеро... Ну вы поняли, котаны и катаны.
И это важно сразу уяснить, чтобы не ждать "фантастику, криминал, комедию". Это именно авагард про разваливающуюся на глазах реальность. Позиционирование - важная штука, от неумелого и корявого позиционирования пострадал совершенно прекрасная Пятница, которая была да, по всем признакам от киноязыка до лиричности чем-то вроде серии Клиники, но... впрочем, о Пятнице мы поговорим в другой раз.
Это ближе к раннему Балабанову, если угодно - помните, как он ставил Кафку и Беккета? Вот, тут у нас эдакий Кафка или, скорее, такой русский сермяжный Филипп Дик, которого экарнизировал не то Быков не то Хлебников, только Быков и Хлебников - они совсем про другое.
Если вы после такой заманухи способны пройти мимо фильма, я плохо понимаю, почему вы читаете именно мой отзыв - высока вероятность, что мы говорим на слишком разных языках, чтобы моё мнение имело для вас хоть какой-то вес.
И я давненько не видел настолько понимающего себя фильма. Ни одной лишней сцены, ни одной лишней фразы - всё прибито к полу, всё на месте, всё работает. Разве что операторскую работу хотелось бы, пожалуй, более выпендрёжную какую-нибудь, менее констатационную... хотелось бы, знаете, дегустации фактуры, чтобы зазернилось всё это в катарсисе. Динамика нарастает, напряжение напрягается. Паранойя и энтропия нарастают как на дрожжах. Метафоры - весьма печальная - считывается...
Наверное, ближайшим фильмом является именно Человек Из Подольска, только сильно, хорошо и в нужных местах отмороженный, доведённый до кондиции.
Яркий. Безумный как бриллиант.
Чего ещё желать?
Наверное, для меня это на данный момент - главный фильм года. Я, честно, смотрел и ждал - когда, ну когда же начнётся что-то, что я буду должен фильму прощать. А оно не начиналось - фильм предельно крепко сбит, предельно ладно скроен, предельно красиво сложен. То есть, если уж совсем угореть по снобству - есть пара - буквально пара - не самых удачных монтажных склеек - вот на какой уровень я должен подняться, чтобы кинуть в этот фильм хотя бы самый небольшой камушек.
(напевает) Филип Дик - Русский был мужик...
ПС: Да, за саундтрек - отдельное спасибо. Кавер на Летова, и акустическая версия Заражённого Логикой Мира - с Игры В Бисер, стало быть. Ну и финальная песня.
Всё, котаны и катаны, я наумничался, теперь можно перейти к делу.
Никакая, конечно, это не "фантастика, криминал, комедия", а чистый, калиброванный, хтонический артхаус. Русские в этом жанре, что называется, мАгут, особенно если их хорошенько не кормить. Вспомним Орлеан, вспомним Поколение П, которое да, было, строго говоря, набором плохо сбитых иллюстраций, но смотрелось приемлемо, и на мозги где хотело, там давило. Чуть менее отсюда же вспомним Смеситель, Ночного Продавца, Жесть, Мёртвым Повезло... Птяницу12... Человек Из Подольска... Можно вспомнить Детей Чугунных Богов и Город Зеро... Ну вы поняли, котаны и катаны.
И это важно сразу уяснить, чтобы не ждать "фантастику, криминал, комедию". Это именно авагард про разваливающуюся на глазах реальность. Позиционирование - важная штука, от неумелого и корявого позиционирования пострадал совершенно прекрасная Пятница, которая была да, по всем признакам от киноязыка до лиричности чем-то вроде серии Клиники, но... впрочем, о Пятнице мы поговорим в другой раз.
Это ближе к раннему Балабанову, если угодно - помните, как он ставил Кафку и Беккета? Вот, тут у нас эдакий Кафка или, скорее, такой русский сермяжный Филипп Дик, которого экарнизировал не то Быков не то Хлебников, только Быков и Хлебников - они совсем про другое.
Если вы после такой заманухи способны пройти мимо фильма, я плохо понимаю, почему вы читаете именно мой отзыв - высока вероятность, что мы говорим на слишком разных языках, чтобы моё мнение имело для вас хоть какой-то вес.
И я давненько не видел настолько понимающего себя фильма. Ни одной лишней сцены, ни одной лишней фразы - всё прибито к полу, всё на месте, всё работает. Разве что операторскую работу хотелось бы, пожалуй, более выпендрёжную какую-нибудь, менее констатационную... хотелось бы, знаете, дегустации фактуры, чтобы зазернилось всё это в катарсисе. Динамика нарастает, напряжение напрягается. Паранойя и энтропия нарастают как на дрожжах. Метафоры - весьма печальная - считывается...
Наверное, ближайшим фильмом является именно Человек Из Подольска, только сильно, хорошо и в нужных местах отмороженный, доведённый до кондиции.
Яркий. Безумный как бриллиант.
Чего ещё желать?
Наверное, для меня это на данный момент - главный фильм года. Я, честно, смотрел и ждал - когда, ну когда же начнётся что-то, что я буду должен фильму прощать. А оно не начиналось - фильм предельно крепко сбит, предельно ладно скроен, предельно красиво сложен. То есть, если уж совсем угореть по снобству - есть пара - буквально пара - не самых удачных монтажных склеек - вот на какой уровень я должен подняться, чтобы кинуть в этот фильм хотя бы самый небольшой камушек.
(напевает) Филип Дик - Русский был мужик...
ПС: Да, за саундтрек - отдельное спасибо. Кавер на Летова, и акустическая версия Заражённого Логикой Мира - с Игры В Бисер, стало быть. Ну и финальная песня.
Общее впечатление | Филипп Дик - Русский был мужик |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19
А мне ремикс не понравился. Звучало словно издевательство.
Поколение П очень понравилось - столько отсылок и мудрых вещей было сказано. Вот уж действительно кино так кино!
Ремикс понравился в своё время самому Летову, это у нас, бонус-треки к первому тому трибюта, да и смотрелся шизоидно и поехавше. Я вне фильма тоже его не люблю (как и почти все каверы на Летова, который сам, кстати, в каверах был шикарен, даже Высоцкого сумел перепеть шикарно), да и песню эту считаю откровенно слабой, но вот здесь - а ещё ярче того - в трейлере, прямо, по-моему, на месте.
Поколение П - оно хорошее, но просто книга изначально плохо работает в виде фильма, потому что связи между главами почти нет. Просто Татарский глубже вязнет в новой реальности. Сериал бы - это бы да. Ну и, на мой вкус, два стержневых момента - разговор с Че и с Ящеркой - Серуф, кажется, очень уж быстро потрачены. И Епифанцев играет отвратительно нередко, даже в кульминациях вроде молитвы. Впрочем, я не говорю что фильм плохой, и идея со Смиронвым классная, и вообще - он очень хороший, но одновременно с тем - плохо сбитые иллюстрации. Такое бывает :)
Тебя не было точно на съёмочной площадке?
Или, может, ты НЕ ПОМНИШЬ?
(О Боже, это потрясающий коммеентарий, азазаза111111упчк убей теме ня)