Отзыв: Александровский дворец (Россия, Пушкин) - Результат многолетней сложнейшей работы - налицо!
Достоинства: Возможность совершить экскурсию по восстановленным залам. Удобное расположение касс и гардероба. Возможность заранее спланировать дату и время посещения.
Недостатки: Практически никаких (если не брать во внимание тесные туалеты)
Здравствуйте!
За время вынужденного перерыва в работе Клуба друзей Царского Села, в котором я состою со дня его основания, в жизни музея-заповедника произошло много интересных и важных событий, главным из которых, безусловно, стало открытие после реставрации тринадцати залов Александровского дворца, любимой резиденции последнего российского монарха Николая II.
Такая возможность несколько дней назад была любезно предоставлена нам администрацией Клуба, что позволяет мне сегодня поделиться с вами своими впечатлениями от посещения Александровского дворца.
Прежде, чем войти во дворец, стоит остановиться на несколько минут и полюбоваться пейзажем, открывающимся со стороны его главного фасада.
Не лишним, думаю, будет напомнить, какому событию обязан дворец своим именем. Как известно, среди российских императоров было целых три Александра. Но именно Александр I, внук Екатерины Великой, стал тем счастливчиком, кому был преподнесён венценосной бабушкой в качестве свадебного подарка этот великолепный дворец, возведённый в 90-х годах 18 века по проекту Джакомо Кваренги. С тех пор за ним и закрепилось это название.
Не был обделён дворец вниманием и со стороны императора Николая I, сменившего своего старшего брата на престоле. Особенно он любил бывать здесь летом. А для его внука, великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), дворец стал на некоторое время его великокняжеской резиденцией (мы помним, что, взойдя на престол, император Александр III обосновался в Гатчине, в не менее роскошном и огромном по размерам дворце).
Однако, лишь при правнуке первоначального владельца дворца, последнем российском императоре Николае II, Александровский дворец, после Кровавого воскресенья 1905 года, приобрёл статус главной императорской резиденции, со всеми вытекающими последствиями.
А кроме всего прочего, дворец стал любимым семейным гнёздышком для большой царской семьи последнего монарха России, где она обитала последние двенадцать лет (1905 - 1917), до своей отправки в тобольскую ссылку, откуда никому уже не суждено было вернуться.
В дореволюционное время, в связи с неоднократной сменой владельцев, дворец претерпевал внутренние перепланировки и изменения интерьеров. К этому приложили руку архитекторы Л. Руска, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, К. И. Росси, Р. Ф. Мельцер, С. Данини. Забегая вперёд, отмечу, что проектом восстановления интерьеров дворца предусмотрено возвращение внутреннего облика времён пребывания в нём последнего императора Николая II.
До войны в нём был создан музей, длительное время здесь соседствовали детский дом и дом отдыха сотрудников НКВД. В годы войны, оккупировав город Пушкин, фашисты устроили в здании дворца свой штаб, здесь же размещалось гестапо, а подвалы использовались в качестве тюрьмы. Площадь перед дворцом была превращена в кладбище немецких солдат.
Особого серьёзного разговора заслуживает героическая работа музейщиков по подготовке к эвакуации ценнейших экспонатов накануне войны. Лишь подробно познакомившись с этой важнейшей страницей биографии дворца и его сотрудников, можно представить, какой неоценимый вклад они внесли в дело будущего (а они свято верили в это) восстановления дворца после войны. То, что я унал, стало для меня настоящим откровением. Поделюсь только одним фактом.
Понимая, что спасти дворец не удастся, его директор, выдающийся советский искусствовед Анатолий Михайлович Кучумов, лично сфотографировал во всех подробностях интерьеры дворца, а также вырезал фрагменты штофной обивки стен, портьер, мебели и вклеил всё это в альбомы, которые бережно сохранил. Эти альбомы впоследствии сыграли важнейшую роль при воссоздании убранства дворца. К сожалению, рассказать об этом в своём отзыве более подробно я не решаюсь, предвидя возможное негативное отношение уважаемых модераторов.
После войны законсервированный дворец был передан Академии наук СССР, а затеи Военно-морскому ведомству. Лишь в 1996 году началось некоторое движение в сторону реставрации Александровского дворца. Отлично помню, как примерно в то время силами музея-заповедника "Царское Село" была устроена выставка "Воспоминания в Александровском дворце", на открытии которой мне посчастливилось присутствовать. Впервые нам представили сохранившиеся подлинные вещи царской семьи, предметы интерьеров, фотографии. Это стало началом огромной многолетней работы по восстановлению дворца.
По-настоящему взялись за реставрацию дворца лишь в 2009 году после передачи его в ведение музея-заповедника "Царское Село". И дело сразу сдвинулось с мёртвой точки.
Уже в 2010 году, к 300-летию Царского Села, нам показали первые три восстановленных зала парадной анфилады. Помню, радости музейщиков, да и нас, небезразличных членов Клуба друзей Царского Села, не было предела. Приятно было сознавать, что и наши скромные пожертвования пошли на это благое дело.
В соответствии с проектом в Александровском дворце планируется разместить большой многофункциональный музейный комплекс, включающий залы постоянной экспозиции и временных выставок, залы для научно-исследовательской работы и проведения конференций. Также здесь будут созданы детский центр и коммерческая зона.
Людям, не сильно посвящённым в тонкости музейного дела, очень важно понять другую, как утверждают музейщики, самую больную проблему - наполнение музейного пространства подлинными экспонатами. Только представьте - из 52 тысяч предметов, покинувших в разное время стены дворца, бесследно исчезло около 45 тысяч. Это практически невосполнимая утрата, тормозящая открытие даже уже отреставрированных помещений. Именно по этой причине на сегодня из 13 восстановленных дворцовых интерьеров только пять сохранили историческое декоративное убранство. В их числе парадный кабинет, приемная, угловая гостиная и два зала библиотеки. Интерьеры остальных помещений воссоздали благодаря многочисленным документальным изображениям, в том числе по фотографиям. Поиск аутентичных предметов постоянно ведётся по всему миру, а это требует времени, огромных сил, финансовых средств и, что не менее важно, наличия опытных высокопрофессиональных экспертов.
Сегодня мы уже можем увидеть более десятка восстановленных залов. Это личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Дело, хоть и не слишком резво, но уверенно движется в правильном направлении.
Когда завершатся работы, никто точно сказать не может - ни директор музея-заповедника, с которой мы долго беседовали на эту тему, ни мой старинный добрый знакомый - руководитель знаменитой Царскосельской янтарной мастерской, глубоко посвящённый в суть проблемы и знающий все нюансы изнутри.
Однако, по существующим планам, вторая очередь восстановительных работ должна завершиться к концу 2023 года.
Так что нам остаётся лишь молить Бога, чтобы не иссякал ручеёк финансирования этого важнейшего культурно-исторического проекта. А денег, как известно, всегда не хватает, особенно в нынешний скудный период, когда поступления от экскурсионной деятельности по известным причинам резко сократились...
Но пора вернуться непосредственно к экскурсии.
Наша группа оказалась весьма малочисленной, что сделало экскурсию камерной и неформальной. Кроме того, мы были обеспечены приёмниками с наушниками и это позволяло, слушая экскурсовода, свободно перемещаться по залам.
Сперва нас проводили в гардероб. Он расположен в цокольном этаже.
Облачившись в бахилы, мы поднялись по широкой современной лестнице
Здесь обращаем внимание на скульптурные портреты представителей царской фамилии Романовых: основоположник династии Фёдор Никитич (патриарх Филарет), первый российский император Пётр I, императоры Александр II и Александр III.
Гостиная имеет внушительные размеры, которые, в то же время, не нарушают очевидного уюта, созданного императорской четой. Не случайно монаршая пара очень любила проводить здесь время, совмещая частную жизнь с официальными мероприятиями, которые во многом были обречены на успех благодаря тёплой неформальной обстановке, которая ощущалась всеми посетителями.
В гостиной проводились музыкальные вечера, выступления известных артистов, в числе которых здесь бывал Ф. И. Шаляпин.
Прекрасно смотрящееся в нарядном интерьере роскошное пианино на самом деле является инородным предметом. Во времена Николая II на его месте располагалась, скорее всего, физгармония, найти которую не удалось.
Практически вся мебель и деревянные конструкции сделаны заново. На своих местах находятся картины и многочисленные фарфоровые и бронзовые фигурки, которые очень любила императрица, и которые придают мещанский, как выражались не так давно, уют этому солидному помещению. На всевозможных полочках выставлено большое количество старинных фотографий. Это относится практически ко всем восстановленным помещениям дворца.
Обивка стен и мягкой мебели выполнены розово-лиловым шёлком, который был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже. Мебель специально для Сиреневого кабинета была спроектирована Романом Мельцером в подражание стилю рококо.
Современным реставраторам удалось с высочайшей точностью воссоздать предметы этого уникального гарнитура.
Интерьер комнаты располагал к отдыху, которым в полной мере наслаждались коронованные особы. Не случайно, здесь они любили собираться на вечерний чай. Правда, именно в этой комнате императрица также проводила время за работой и чтением.
Я умышленно постарался запечатлеть как можно более подробно фрагменты интерьера и обстановки, чтобы можно было почувствовать, какое значение придавалось хозяевами дворца созданию житейского уюта. Одновременно это позволяет увидеть великолепные результаты огромной скрупулёзной работы реставраторов и музейных специалистов.
Сюда попадали чиновники, прибывавшие на аудиенцию к императору.
Интерьеры Приёмной выдержаны в хмурых серых тонах. На снимке видно, что стены опоясаны массивными дубовыми панелями, так же оформлен и потолок. В углу встроен мраморный камин,
В остальном всё воспроизведено в соответствии с историческими фотографиями.
На свободном пространстве кабинета временно экспонируются мундиры, принадлежавшие Николаю Александровичу, внизу - красный мундир цесаревича Алексея.
Сохранился подлинный шкаф, восстановлен паркет. Найдены картины, висевшие на стенах. На ковре установлены два дорожных сундука той эпохи.
Этим пользовалась Александра Фёдоровна, неофициально участвуя в обсуждениях важных государственных вопросов.
Батюшка Николая II, император Александр III.
Ниже - портрет императрицы Александры Фёдоровны.
Что я вынес из знакомства с восстановленными залами? Во-первых, очевидно, что проделана колоссальная работа и результаты её налицо. Всё увиденное вызывает исключительно положительные эмоции. С учётом того, что реставрационные работы ещё идут полным ходом, возникает уверенность в доведении интерьеров дворца до полного соответствия историческому облику. Очень хочется надеяться, что и наполнение дворцовых пространств подлинными или аналогичными им предметами интерьера будет со временем успешно осуществлено.
Посетить Александровский дворец нужно ещё и для того, чтобы убедиться лично в высочайшем мастерстве наших реставраторов, способных до мельчайших деталей воспроизвести казалось бы навсегда утраченные интерьеры последней резиденции российского монарха.
Александровский дворец в Царском Селе можно посетить ежедневно с 10 до 18 часов (кассы работают до 16-45), кроме среды и последнего четверга каждого месяца.
Входной билет стоит 600 рублей (включая экскурсионное обслуживание), льготный билет - 400 рублей. Кстати, в беседе с директором музея-заповедника было уточнено, что цены на билеты не будут повышаться по мере открытия новых залов.
Билеты приобретаются онлайн на сайте музея-заповедника "Царское Село", они продаются по сеансам и поступают в продажу за 7 дней до планируемой даты посещения. Билеты, которые не были выкуплены онлайн, можно приобрести в кассе дворца в день посещения.
За время вынужденного перерыва в работе Клуба друзей Царского Села, в котором я состою со дня его основания, в жизни музея-заповедника произошло много интересных и важных событий, главным из которых, безусловно, стало открытие после реставрации тринадцати залов Александровского дворца, любимой резиденции последнего российского монарха Николая II.
Такая возможность несколько дней назад была любезно предоставлена нам администрацией Клуба, что позволяет мне сегодня поделиться с вами своими впечатлениями от посещения Александровского дворца.
Прежде, чем войти во дворец, стоит остановиться на несколько минут и полюбоваться пейзажем, открывающимся со стороны его главного фасада.
Не лишним, думаю, будет напомнить, какому событию обязан дворец своим именем. Как известно, среди российских императоров было целых три Александра. Но именно Александр I, внук Екатерины Великой, стал тем счастливчиком, кому был преподнесён венценосной бабушкой в качестве свадебного подарка этот великолепный дворец, возведённый в 90-х годах 18 века по проекту Джакомо Кваренги. С тех пор за ним и закрепилось это название.
Не был обделён дворец вниманием и со стороны императора Николая I, сменившего своего старшего брата на престоле. Особенно он любил бывать здесь летом. А для его внука, великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), дворец стал на некоторое время его великокняжеской резиденцией (мы помним, что, взойдя на престол, император Александр III обосновался в Гатчине, в не менее роскошном и огромном по размерам дворце).
Однако, лишь при правнуке первоначального владельца дворца, последнем российском императоре Николае II, Александровский дворец, после Кровавого воскресенья 1905 года, приобрёл статус главной императорской резиденции, со всеми вытекающими последствиями.
А кроме всего прочего, дворец стал любимым семейным гнёздышком для большой царской семьи последнего монарха России, где она обитала последние двенадцать лет (1905 - 1917), до своей отправки в тобольскую ссылку, откуда никому уже не суждено было вернуться.
В дореволюционное время, в связи с неоднократной сменой владельцев, дворец претерпевал внутренние перепланировки и изменения интерьеров. К этому приложили руку архитекторы Л. Руска, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, К. И. Росси, Р. Ф. Мельцер, С. Данини. Забегая вперёд, отмечу, что проектом восстановления интерьеров дворца предусмотрено возвращение внутреннего облика времён пребывания в нём последнего императора Николая II.
До войны в нём был создан музей, длительное время здесь соседствовали детский дом и дом отдыха сотрудников НКВД. В годы войны, оккупировав город Пушкин, фашисты устроили в здании дворца свой штаб, здесь же размещалось гестапо, а подвалы использовались в качестве тюрьмы. Площадь перед дворцом была превращена в кладбище немецких солдат.
Особого серьёзного разговора заслуживает героическая работа музейщиков по подготовке к эвакуации ценнейших экспонатов накануне войны. Лишь подробно познакомившись с этой важнейшей страницей биографии дворца и его сотрудников, можно представить, какой неоценимый вклад они внесли в дело будущего (а они свято верили в это) восстановления дворца после войны. То, что я унал, стало для меня настоящим откровением. Поделюсь только одним фактом.
Понимая, что спасти дворец не удастся, его директор, выдающийся советский искусствовед Анатолий Михайлович Кучумов, лично сфотографировал во всех подробностях интерьеры дворца, а также вырезал фрагменты штофной обивки стен, портьер, мебели и вклеил всё это в альбомы, которые бережно сохранил. Эти альбомы впоследствии сыграли важнейшую роль при воссоздании убранства дворца. К сожалению, рассказать об этом в своём отзыве более подробно я не решаюсь, предвидя возможное негативное отношение уважаемых модераторов.
После войны законсервированный дворец был передан Академии наук СССР, а затеи Военно-морскому ведомству. Лишь в 1996 году началось некоторое движение в сторону реставрации Александровского дворца. Отлично помню, как примерно в то время силами музея-заповедника "Царское Село" была устроена выставка "Воспоминания в Александровском дворце", на открытии которой мне посчастливилось присутствовать. Впервые нам представили сохранившиеся подлинные вещи царской семьи, предметы интерьеров, фотографии. Это стало началом огромной многолетней работы по восстановлению дворца.
По-настоящему взялись за реставрацию дворца лишь в 2009 году после передачи его в ведение музея-заповедника "Царское Село". И дело сразу сдвинулось с мёртвой точки.
Уже в 2010 году, к 300-летию Царского Села, нам показали первые три восстановленных зала парадной анфилады. Помню, радости музейщиков, да и нас, небезразличных членов Клуба друзей Царского Села, не было предела. Приятно было сознавать, что и наши скромные пожертвования пошли на это благое дело.
В соответствии с проектом в Александровском дворце планируется разместить большой многофункциональный музейный комплекс, включающий залы постоянной экспозиции и временных выставок, залы для научно-исследовательской работы и проведения конференций. Также здесь будут созданы детский центр и коммерческая зона.
Людям, не сильно посвящённым в тонкости музейного дела, очень важно понять другую, как утверждают музейщики, самую больную проблему - наполнение музейного пространства подлинными экспонатами. Только представьте - из 52 тысяч предметов, покинувших в разное время стены дворца, бесследно исчезло около 45 тысяч. Это практически невосполнимая утрата, тормозящая открытие даже уже отреставрированных помещений. Именно по этой причине на сегодня из 13 восстановленных дворцовых интерьеров только пять сохранили историческое декоративное убранство. В их числе парадный кабинет, приемная, угловая гостиная и два зала библиотеки. Интерьеры остальных помещений воссоздали благодаря многочисленным документальным изображениям, в том числе по фотографиям. Поиск аутентичных предметов постоянно ведётся по всему миру, а это требует времени, огромных сил, финансовых средств и, что не менее важно, наличия опытных высокопрофессиональных экспертов.
Сегодня мы уже можем увидеть более десятка восстановленных залов. Это личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Дело, хоть и не слишком резво, но уверенно движется в правильном направлении.
Когда завершатся работы, никто точно сказать не может - ни директор музея-заповедника, с которой мы долго беседовали на эту тему, ни мой старинный добрый знакомый - руководитель знаменитой Царскосельской янтарной мастерской, глубоко посвящённый в суть проблемы и знающий все нюансы изнутри.
Однако, по существующим планам, вторая очередь восстановительных работ должна завершиться к концу 2023 года.
Так что нам остаётся лишь молить Бога, чтобы не иссякал ручеёк финансирования этого важнейшего культурно-исторического проекта. А денег, как известно, всегда не хватает, особенно в нынешний скудный период, когда поступления от экскурсионной деятельности по известным причинам резко сократились...
Но пора вернуться непосредственно к экскурсии.
Наша группа оказалась весьма малочисленной, что сделало экскурсию камерной и неформальной. Кроме того, мы были обеспечены приёмниками с наушниками и это позволяло, слушая экскурсовода, свободно перемещаться по залам.
Сперва нас проводили в гардероб. Он расположен в цокольном этаже.
Облачившись в бахилы, мы поднялись по широкой современной лестнице
Здесь обращаем внимание на скульптурные портреты представителей царской фамилии Романовых: основоположник династии Фёдор Никитич (патриарх Филарет), первый российский император Пётр I, императоры Александр II и Александр III.
Гостиная имеет внушительные размеры, которые, в то же время, не нарушают очевидного уюта, созданного императорской четой. Не случайно монаршая пара очень любила проводить здесь время, совмещая частную жизнь с официальными мероприятиями, которые во многом были обречены на успех благодаря тёплой неформальной обстановке, которая ощущалась всеми посетителями.
В гостиной проводились музыкальные вечера, выступления известных артистов, в числе которых здесь бывал Ф. И. Шаляпин.
Прекрасно смотрящееся в нарядном интерьере роскошное пианино на самом деле является инородным предметом. Во времена Николая II на его месте располагалась, скорее всего, физгармония, найти которую не удалось.
Практически вся мебель и деревянные конструкции сделаны заново. На своих местах находятся картины и многочисленные фарфоровые и бронзовые фигурки, которые очень любила императрица, и которые придают мещанский, как выражались не так давно, уют этому солидному помещению. На всевозможных полочках выставлено большое количество старинных фотографий. Это относится практически ко всем восстановленным помещениям дворца.
Обивка стен и мягкой мебели выполнены розово-лиловым шёлком, который был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже. Мебель специально для Сиреневого кабинета была спроектирована Романом Мельцером в подражание стилю рококо.
Современным реставраторам удалось с высочайшей точностью воссоздать предметы этого уникального гарнитура.
Интерьер комнаты располагал к отдыху, которым в полной мере наслаждались коронованные особы. Не случайно, здесь они любили собираться на вечерний чай. Правда, именно в этой комнате императрица также проводила время за работой и чтением.
Я умышленно постарался запечатлеть как можно более подробно фрагменты интерьера и обстановки, чтобы можно было почувствовать, какое значение придавалось хозяевами дворца созданию житейского уюта. Одновременно это позволяет увидеть великолепные результаты огромной скрупулёзной работы реставраторов и музейных специалистов.
Сюда попадали чиновники, прибывавшие на аудиенцию к императору.
Интерьеры Приёмной выдержаны в хмурых серых тонах. На снимке видно, что стены опоясаны массивными дубовыми панелями, так же оформлен и потолок. В углу встроен мраморный камин,
В остальном всё воспроизведено в соответствии с историческими фотографиями.
На свободном пространстве кабинета временно экспонируются мундиры, принадлежавшие Николаю Александровичу, внизу - красный мундир цесаревича Алексея.
Сохранился подлинный шкаф, восстановлен паркет. Найдены картины, висевшие на стенах. На ковре установлены два дорожных сундука той эпохи.
Этим пользовалась Александра Фёдоровна, неофициально участвуя в обсуждениях важных государственных вопросов.
Батюшка Николая II, император Александр III.
Ниже - портрет императрицы Александры Фёдоровны.
Что я вынес из знакомства с восстановленными залами? Во-первых, очевидно, что проделана колоссальная работа и результаты её налицо. Всё увиденное вызывает исключительно положительные эмоции. С учётом того, что реставрационные работы ещё идут полным ходом, возникает уверенность в доведении интерьеров дворца до полного соответствия историческому облику. Очень хочется надеяться, что и наполнение дворцовых пространств подлинными или аналогичными им предметами интерьера будет со временем успешно осуществлено.
Посетить Александровский дворец нужно ещё и для того, чтобы убедиться лично в высочайшем мастерстве наших реставраторов, способных до мельчайших деталей воспроизвести казалось бы навсегда утраченные интерьеры последней резиденции российского монарха.
Александровский дворец в Царском Селе можно посетить ежедневно с 10 до 18 часов (кассы работают до 16-45), кроме среды и последнего четверга каждого месяца.
Входной билет стоит 600 рублей (включая экскурсионное обслуживание), льготный билет - 400 рублей. Кстати, в беседе с директором музея-заповедника было уточнено, что цены на билеты не будут повышаться по мере открытия новых залов.
Билеты приобретаются онлайн на сайте музея-заповедника "Царское Село", они продаются по сеансам и поступают в продажу за 7 дней до планируемой даты посещения. Билеты, которые не были выкуплены онлайн, можно приобрести в кассе дворца в день посещения.
Время использования | Полтора часа |
Год посещения | 2021 |
Общее впечатление | Результат многолетней сложнейшей работы - налицо! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву97
Вполне достоин главной страницы.
И меня даже не удивило, что в работе Клуба друзей Царского Села, вы состоите со дня его основания…
Именно такие люди как вы там и нужны !!
Может быть, вы в курсе, почему дворец стали повторно реставрировать снаружи, не прошло, по-моему, и пяти лет после первого открытия?
Ваш отзыв не на 15 секунд, многие с удовольствием проведут за таким увлекательный чтением и рассмотрением бесценны фотографий свой осенний день, и он станет не много прекраснее.
Интересно наблюдать на примере Александровского дворца как кардинально изменилось отношение к интерьерному решению дворцового убраноства, от парадного к домашнему, уютному.
Фотографию дочерей Николая II несколько лет назад вырезал из журнала и вставил в рамочку.
Не знала ничего о том, что было с дворцом в войну. Что называется, расширила свои познания. Спасибо большое!
Приятно видеть, какая большая работа проделана.