Отзыв: Фильм "Бал безумцев" (2021) - «Безумец – это прежде всего человек, которого не понимают» (Лев Толстой)
Достоинства: Тема, актёры, оператор, исторические детали
Недостатки: Мне кое-что не понравилось, но это субъективно ))
Несмотря на небольшую долю попсовости, адаптированности исторических деталей и нравов к восприятию современным зрителем, эта картина весьма интересна. Она балансирует на грани между жестокой, но отдающей сериальным запашком «10 дней в сумасшедшем доме» (2015 год, режиссёр Тимоти Хайнс), и сказочно-экспрессивной «Обителью проклятых» (2014 год, режиссёр Брэд Андерсон).
Сюжет, излюбленный кинематографистами всех стран и народов, априори беспроигрышный – невозможно остаться равнодушным к заточению в психиатрическую клинику здорового человека, имеющего, конечно, некоторые странности, но вполне адекватного и умного. Зритель при этом испытывает адскую смесь из сочувствия, праведного благородного гнева к коварным родственникам и врачам-садистам, болезненного любопытства к дальнейшей судьбе героя и неловкости как от подсматривания в замочную скважину. Испортить такую благоприятную почву крайне сложно, для этого нужно быть полной бездарностью.
А на режиссёре данного фильма Мелани Лоран природа уж точно не отдохнула. Эта француженка к своим 38 годам снялась в качестве актрисы более чем в тридцати картинах, среди которых: «Комната смерти» (2007 год), «Бесславные ублюдки» (2009 год), «Иллюзия обмана» (2013 год), «Враг» (2013 год, режиссёр Дени Вильнёв) и совсем свежий оригинальный «Кислород» (2021 год, Александр Ажа). Список режиссёрских работ поскромнее – вместе с данным фильмом получается семь штук. И, к сожалению, я пока не видела шесть других из этого списка.
И мало того, что она здесь режиссёр, она ещё исполняет одну из главных ролей. А это чрезвычайно сложно, немногие могут такое себе позволить, навскидку вспомню только Роберто Бениньи и Мела Гибсона, а из наших – Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Константин Хабенский.
Сюжет понятен. А что со смыслом? Если создают то или иное произведение, то должна быть цель, иначе получится, возможно, прекрасное, стильное, эстетически приятное или, наоборот, пугающее, но пустое по сути высказывание. Их очень много, этих плевков в вечность… В картине «Бал безумцев», на мой взгляд, смысл очевидный. Она о понимании и милосердии. Конечно же, она стилизована, углы сглажены, и то, что видит зритель, – это, наверное, десятая часть тех мучений, унижений, отчаяния, боли, выпавших на долю несчастных женщин на протяжении столетий. Да и сейчас, возможно, где-то до сих пор практикуют запихивание в жёлтые дома неугодных, странных, непонятых, слишком настойчивых, слишком богатых… Да-да, богатство играет не последнюю роль. А объявление сумасшедшим – лёгкий путь для родственников заполучить лакомый кусок. Впрочем, в данной ленте причина не в богатстве, а в странности главной героини (она может общаться с мёртвыми) и в проницательном, откровенном уме, нежелании лицемерить, молчать, видя глупость или пошлость. Горе от ума…
И если почитать исторические свидетельства, перед глазами возникнет жуткая вереница несчастных женщин (хотя, я уверена, мужчины тоже подвергались такому заточению), преданных родными, вычеркнутых из жизни, сгинувших в мрачных сырых стенах…
Фильм гуманен, насколько это вообще возможно, рассказывая всемирную историю «укрощения строптивых». В нём не будет шоковой терапии при помощи электрического тока, не покажут лоботомию, гинекологические операции по удалению некоторых органов, якобы провоцирующих истерию, не будет подвешиваний пациенток и т. д. Даже читать о таком страшно, не то что видеть… Тем не менее покажут некоторые «методы лечения», дающие примерное представление о психиатрической клинике Сальпетриер под руководством Жана Шарко. Наверное, нет человека, не знающего эту фамилию благодаря известному изобретению – душу Шарко.
И в такой ад попадает главная героиня по воле своего отца! Устал мужчина от её странностей, нарушающих правила приличия благородного общества. Бабушка, мама и даже брат героини никак не могут повлиять на жестокое решение главы семьи, что в очередной раз подтверждает нравы и порядки того времени. Потом, конечно, брат раскается…
А в клинике героиня встречает старшую медсестру (как раз в исполнении Мелани Лоран). И вот по сути всё повествование завязано на двух женщинах, вроде находящихся по разные стороны «клетки», но, если присмотреться, видно, что судьба женщины-эскулапа ненамного отличается от судьбы пациентки. Да, её любит отец, дал ей образование и позволил работать. Ключевое слово – позволил. Но как только любимая дочь отойдёт от заданных рамок, выскажет, по его мнению, ересь и ненаучные теории, то старик меняется буквально на глазах – раздражение, ярость, отторжение…
По большому счёту то, что делает героиня Мелани Лоран, является не просто гуманизмом, а также протестом против отца, против системы. Показала ли актриса и режиссёр внутреннюю борьбу, работу мысли и, как итог, осмысление происходящего? Думаю, вполне. Акт милосердия, конечно же, достался огромной ценой, но это поступок, это честно, это достойно восхищения.
Теперь немного критики. По сюжету не всё стройно и гладко. Есть некоторое недоумение по поводу отношений брата и сестры, что-то фрейдистское проскочило. И не зря в финале именно он приходит на тот самый больничный бал – показушный, циничный, жестокий. А ведь могли отдать этот судьбоносный жест симпатичному незнакомцу, встреченному героиней в кафе. Но нет, эту наметившуюся любовную линию никак не развили, просто обрубив. Получилось, что красавец нужен был только как технический инструмент, через который она получила книгу, а, следовательно, новые знания и окончательное утверждение в своей нормальности. То есть она боялась и стеснялась дара, но раз о таком пишут в книгах, следовательно, она не одна, она не безумна! Получилась медвежья услуга какая-то… Вот этот момент мне показался странным.
В остальном – актёрская игра, оператор, реквизит, костюмы, грим, музыка – мне понравилось. Ставлю четыре балла, потому что вряд ли я запомню картину так же, как, допустим, «Пролетая над гнездом кукушки», «Планета Ка-Пэкс», «Безумие» (2005 год) или ту же упомянутую «Обитель проклятых».
Сюжет, излюбленный кинематографистами всех стран и народов, априори беспроигрышный – невозможно остаться равнодушным к заточению в психиатрическую клинику здорового человека, имеющего, конечно, некоторые странности, но вполне адекватного и умного. Зритель при этом испытывает адскую смесь из сочувствия, праведного благородного гнева к коварным родственникам и врачам-садистам, болезненного любопытства к дальнейшей судьбе героя и неловкости как от подсматривания в замочную скважину. Испортить такую благоприятную почву крайне сложно, для этого нужно быть полной бездарностью.
А на режиссёре данного фильма Мелани Лоран природа уж точно не отдохнула. Эта француженка к своим 38 годам снялась в качестве актрисы более чем в тридцати картинах, среди которых: «Комната смерти» (2007 год), «Бесславные ублюдки» (2009 год), «Иллюзия обмана» (2013 год), «Враг» (2013 год, режиссёр Дени Вильнёв) и совсем свежий оригинальный «Кислород» (2021 год, Александр Ажа). Список режиссёрских работ поскромнее – вместе с данным фильмом получается семь штук. И, к сожалению, я пока не видела шесть других из этого списка.
И мало того, что она здесь режиссёр, она ещё исполняет одну из главных ролей. А это чрезвычайно сложно, немногие могут такое себе позволить, навскидку вспомню только Роберто Бениньи и Мела Гибсона, а из наших – Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Константин Хабенский.
Сюжет понятен. А что со смыслом? Если создают то или иное произведение, то должна быть цель, иначе получится, возможно, прекрасное, стильное, эстетически приятное или, наоборот, пугающее, но пустое по сути высказывание. Их очень много, этих плевков в вечность… В картине «Бал безумцев», на мой взгляд, смысл очевидный. Она о понимании и милосердии. Конечно же, она стилизована, углы сглажены, и то, что видит зритель, – это, наверное, десятая часть тех мучений, унижений, отчаяния, боли, выпавших на долю несчастных женщин на протяжении столетий. Да и сейчас, возможно, где-то до сих пор практикуют запихивание в жёлтые дома неугодных, странных, непонятых, слишком настойчивых, слишком богатых… Да-да, богатство играет не последнюю роль. А объявление сумасшедшим – лёгкий путь для родственников заполучить лакомый кусок. Впрочем, в данной ленте причина не в богатстве, а в странности главной героини (она может общаться с мёртвыми) и в проницательном, откровенном уме, нежелании лицемерить, молчать, видя глупость или пошлость. Горе от ума…
И если почитать исторические свидетельства, перед глазами возникнет жуткая вереница несчастных женщин (хотя, я уверена, мужчины тоже подвергались такому заточению), преданных родными, вычеркнутых из жизни, сгинувших в мрачных сырых стенах…
Фильм гуманен, насколько это вообще возможно, рассказывая всемирную историю «укрощения строптивых». В нём не будет шоковой терапии при помощи электрического тока, не покажут лоботомию, гинекологические операции по удалению некоторых органов, якобы провоцирующих истерию, не будет подвешиваний пациенток и т. д. Даже читать о таком страшно, не то что видеть… Тем не менее покажут некоторые «методы лечения», дающие примерное представление о психиатрической клинике Сальпетриер под руководством Жана Шарко. Наверное, нет человека, не знающего эту фамилию благодаря известному изобретению – душу Шарко.
И в такой ад попадает главная героиня по воле своего отца! Устал мужчина от её странностей, нарушающих правила приличия благородного общества. Бабушка, мама и даже брат героини никак не могут повлиять на жестокое решение главы семьи, что в очередной раз подтверждает нравы и порядки того времени. Потом, конечно, брат раскается…
А в клинике героиня встречает старшую медсестру (как раз в исполнении Мелани Лоран). И вот по сути всё повествование завязано на двух женщинах, вроде находящихся по разные стороны «клетки», но, если присмотреться, видно, что судьба женщины-эскулапа ненамного отличается от судьбы пациентки. Да, её любит отец, дал ей образование и позволил работать. Ключевое слово – позволил. Но как только любимая дочь отойдёт от заданных рамок, выскажет, по его мнению, ересь и ненаучные теории, то старик меняется буквально на глазах – раздражение, ярость, отторжение…
По большому счёту то, что делает героиня Мелани Лоран, является не просто гуманизмом, а также протестом против отца, против системы. Показала ли актриса и режиссёр внутреннюю борьбу, работу мысли и, как итог, осмысление происходящего? Думаю, вполне. Акт милосердия, конечно же, достался огромной ценой, но это поступок, это честно, это достойно восхищения.
Теперь немного критики. По сюжету не всё стройно и гладко. Есть некоторое недоумение по поводу отношений брата и сестры, что-то фрейдистское проскочило. И не зря в финале именно он приходит на тот самый больничный бал – показушный, циничный, жестокий. А ведь могли отдать этот судьбоносный жест симпатичному незнакомцу, встреченному героиней в кафе. Но нет, эту наметившуюся любовную линию никак не развили, просто обрубив. Получилось, что красавец нужен был только как технический инструмент, через который она получила книгу, а, следовательно, новые знания и окончательное утверждение в своей нормальности. То есть она боялась и стеснялась дара, но раз о таком пишут в книгах, следовательно, она не одна, она не безумна! Получилась медвежья услуга какая-то… Вот этот момент мне показался странным.
В остальном – актёрская игра, оператор, реквизит, костюмы, грим, музыка – мне понравилось. Ставлю четыре балла, потому что вряд ли я запомню картину так же, как, допустим, «Пролетая над гнездом кукушки», «Планета Ка-Пэкс», «Безумие» (2005 год) или ту же упомянутую «Обитель проклятых».
Общее впечатление | «Безумец – это прежде всего человек, которого не понимают» (Лев Толстой) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву29
Дождусь хорошей озвучки и обязательно посмотрю.
Фильм возьму в закладки. Спасибо
Буду смотреть)
На постере показалась Мария Порошина))) хотела мимо кино пройти, но не мимо отзыва)
Кстати поздравляю за главную страницу - здорово, проникло у модераторов)
концепцию, почти по Собакевичу: "Есть только один порядочный мужчина, да и тот если сказать правду…" ))