Отзыв: Фильм "Выживут только любовники" (2013) - Улыбка бесконечности невинна...или опасна?
Достоинства: Джармуш - это один сплошной плюс
Недостатки: Возможно, Том Хиддлтон
Всем здравствуйте!
Как же редко случается такое, когда после просмотра фильма слова душат и не дают спать по ночам, пока не выльются на бумагу. В этот раз произошло именно так.
С фильмографией Джима Джармуша я не настолько хорошо знакома, чтобы сделать однозначное признание, но даже после просмотра четырёх его картин я могу сказать, что он явно метит в клуб любимчиков. Трогательный и глубинный «Патерсон», медитативный философский «Мертвец» с молодым и таким прекрасным Джонни Деппом, новеллы «Кофе и сигареты», полные иронии и чёрно-белого стиля, и вот теперь – «Любовники».
Честно, не представляю, как рассказать о сюжете, ведь это Джармуш! Его постоянно обвиняют в том, что сюжета нет, и в его кино ровным счётом ничего не происходит. Я так не считаю. Его истории, при всей своей, казалось бы, простоте, пронзительны и образны, ты их смакуешь, как коллекционное вино, бережно стирая пыль с озябшей в подвальной темноте бутылки, осторожно наливая в хрустальный бокал с изящной ножкой, сначала неспешно пробуя на вкус, пытаясь уловить переливы оттенков и тонкости букета, по глотку растягивая удовольствие, а затем выпиваешь до дна, полностью погружаясь в душу напитка. In vino veritas.
«Выживут только любовники» снят в жанре фэнтези и триллер, с последним я категорически не согласна. Никакого накала страстей и саспенса не ждите, а вот крови будет много. Но совсем в другом ключе. Дело в том, что перед нами – пара вампиров, так что без их «пищи» обойтись было просто нельзя.
Но как же это подано…Кровь на палочке в виде мороженого – этакий вишнёвый сорбет, выглядит весьма аппетитно. Кровь, налитая как ликёр в старинную рюмку, хранящую тепло рук самого Байрона, возможно. Кровь, взятая с собой во фляжке, словно виски. И таких деталей, на которых хочется остановить взгляд, сотни. Весь фильм чудовищно красив! Джармуш – великий эстет, чем перекликается с Альмодоваром, где каждый кадр хочется сохранить в памяти как фотокарточку, и с Тарантино, с его эстетикой смерти и кровавой феерией, и с Томом Фордом в «Под покровом ночи», где всё есть красота.
Пусть вас не пугает история про вампиров. Это всего лишь обстоятельство, они слишком интеллигентны, чтобы убивать кого-то, и вынуждены довольствоваться тем, что с трудом достают по своим каналам за большие деньги. Вампиризм здесь подчёркивает антураж, выстраивает драму, да и как ещё заставить героев жить вечно? Должна же быть и расплата за этот дар. К тому же герои показаны очень реальными, и по большому счёту, обычными людьми, пусть и с другими пищевыми привычками, начитанными, образованными, тоскующими по прошлому, умеющими ценить искусство по достоинству.
Творение Джармуша – услада очей моих, эфир декаданса, концентрированное визуальное совершенство.
Чего стоит момент, когда герои бродят по заброшенному театру с необъятными сводами, украшенными полуразрушенными фресками начала двадцатого века, на стенах которого раньше висели зеркала, отражавшие бронзовые канделябры, а теперь…люди устроили здесь парковку. Мир сошёл с ума. В фильме вообще очень много построено на контрасте современного и старого, где один вампир символизирует настоящее с айфоном в руках, а другой - сознательно поглощён прошлым, отрицая технический прогресс и окружая себя раритетами типа столетней гитары.
Кстати, долгие прогулки по пустошам и оставленным зданиям в руинах – мой личный фетиш. Дома-призраки.
Фильм начинается с кругового движения камеры, которое укачивает зрителя, гипнотизирует. В дальнейшем круги повторяются в виде танца героини в великолепном платье (её костюмы – отдельная песня), в виде запущенных граммофонных пластинок и кассет. Намёк на цикличность, закольцованность и бесконечность?
Что касается актёров, то для меня это был не наилучший выбор, как мне казалось поначалу. Главную героиню играет Тильда Суинтон. Не люблю её, да простят меня толпы её преданных фанатов. Я её воспринимаю как инфернальное агендерное существо, в глазах которой - смесь безумия и меланхолии. Но удивительным образом она идеально вжилась в эту роль, Джармуш смог показать её хрупкой, нежной, женственной и почти красивой. В образе вампира она очень гармонична, с этой белой, полупрозрачной кожей и ресницами, словно присыпанными ангельской пылью.
Супруга Тильды играет Том Хиддлтон, которого я совсем не знаю, не было изначального предубеждения против него, но, тем не менее, мне он показался картонным и карикатурным, что ли. Нарочито депрессивный взгляд исподлобья, мизантропичные речи, весь образ какой-то слишком. Я понимаю, что он должен был олицетворять противоположность одухотворенной Тильды, но всё же. Меня весь фильм не отпускала мысль «почему он?» и почему не Джаред Лето? Я упорно видела его в этой роли. Хотя режиссёром рассматривался ещё Фассбендер. Но не будем забывать, что Джармуш снимает независимое авторское кино, и на этот проект он семь лет собирал деньги, так что, возможно, актёры в нём снимались «по дружбе», так сказать.
Сестру Тильды сыграла Миа Васиковска, которую я тоже не люблю. Но в данном случае её персонаж внёс динамику в сюжетную линию, и справилась с задачей она неплохо. Даже вызывала улыбку.
Антон Ельчин в роли парнишки, который может достать всё, что угодно (кроме крови) мне действительно понравился, и хотелось бы больше экранного времени с ним. Очень жаль, что этого актёра мы уже больше никогда не увидим на экранах.
Ещё парочка лиц и круг замкнулся. Почти камерная история.
Хотя я забыла рассказать про музыку, так как она здесь играет не менее значимую роль. И она поистине прекрасна! Ненавязчивый, мягкий психоделический рок, старый Гибсон, ретроусилитель. Задаёт правильный эмоциональный настрой. Хотя у меня в голове играла вдобавок любимая песня Evanescence Lithium с завораживающим вокалом Эми Ли, пробирающим до мурашек.
Фильм понравится не только визуалам до мозга костей, как я, но и любителям литературы. Множество аллюзий и символов рассыпаны как звёзды на небосклоне. В этом есть элемент головоломки, который совсем не напрягает, а, наоборот, приятно выхватить взглядом портрет Кафки на стене героини, среди складываемых в дорогу книг рассмотреть «Дон Кихота» Сервантеса, услышать вымышленное имя для заказа авиабилетов, которым окажется Дэйзи Бьюкенен (та самая, из романа Фицджеральда «Великий Гетсби), заметить отсылку к Гёте, когда герой Тома представляется доктором Фаустом. Хотя начать стоило с того, что наших вампиров зовут Адам и Ева, вот уж «толстый» намёк. И таких приёмов масса, я не буду обо всех наблюдениях рассказывать (к тому же, это наверняка можно прочитать в других отзывах), но уверена, что я пропустила добрую половину иронии режиссёра в виду своей недостаточной образованности, элементарной нехватки знаний. Хотя мне до сих пор интересно, когда врач лабораторной диагностики вслух удивляется чудаковатости и внезапному появлению «доктора Фауста», спрашивая себя, не из Кливленда ли он, является это аллюзией на героя Деппа из «Мертвеца» Джармуша? Или это я уже нафантазировала.
Так про что кино, спросите вы? Джармуш устами главного героя спрашивает, как мне показалось, себя: "Кто мы - чудо или квинтэссенция праха?" Вот про это. А ещё про то, как жить вечно и устать от этого, про то, что мы можем оставить после себя и имеет ли это значение, про иронию старушки с косой, которая может прибрать к рукам того, кто не должен умереть никогда. Про то, что на самом деле не существует ничего вечного, кроме, пожалуй, любви. Про страх перед расстилающейся бездной, шагнуть в которую можно только вдвоём, держась за руки. Чтобы за секунду до падения воскреснуть.
Не ищите скрытых смыслов, двойного дна, просто смотрите и наслаждайтесь. Здесь нет конфликта, привычного развития сюжета, драмы в обыденном понимании. Иногда истории рассказывают, чтобы их просто услышали. И если вы сумеете отключить рациональность и ворчливого критика, то обязательно получите удовольствие и почувствуете. Что именно? Это уже зависит от того, что есть внутри вас. Чем наполнены, то и откликнется.
«За лунной дорогой, в туманах далёких созвездий
Нас ждёт долгожданный покой.
И что б ни случилось, теперь мы всегда будем вместе,
Не важно близко ли, далеко ль…
Ветра разлуки, потери бессильны, пока мы вдвоём.
И я почти уже верю,
Что мы никогда не умрём».
Fleur
Как же редко случается такое, когда после просмотра фильма слова душат и не дают спать по ночам, пока не выльются на бумагу. В этот раз произошло именно так.
С фильмографией Джима Джармуша я не настолько хорошо знакома, чтобы сделать однозначное признание, но даже после просмотра четырёх его картин я могу сказать, что он явно метит в клуб любимчиков. Трогательный и глубинный «Патерсон», медитативный философский «Мертвец» с молодым и таким прекрасным Джонни Деппом, новеллы «Кофе и сигареты», полные иронии и чёрно-белого стиля, и вот теперь – «Любовники».
Честно, не представляю, как рассказать о сюжете, ведь это Джармуш! Его постоянно обвиняют в том, что сюжета нет, и в его кино ровным счётом ничего не происходит. Я так не считаю. Его истории, при всей своей, казалось бы, простоте, пронзительны и образны, ты их смакуешь, как коллекционное вино, бережно стирая пыль с озябшей в подвальной темноте бутылки, осторожно наливая в хрустальный бокал с изящной ножкой, сначала неспешно пробуя на вкус, пытаясь уловить переливы оттенков и тонкости букета, по глотку растягивая удовольствие, а затем выпиваешь до дна, полностью погружаясь в душу напитка. In vino veritas.
«Выживут только любовники» снят в жанре фэнтези и триллер, с последним я категорически не согласна. Никакого накала страстей и саспенса не ждите, а вот крови будет много. Но совсем в другом ключе. Дело в том, что перед нами – пара вампиров, так что без их «пищи» обойтись было просто нельзя.
Но как же это подано…Кровь на палочке в виде мороженого – этакий вишнёвый сорбет, выглядит весьма аппетитно. Кровь, налитая как ликёр в старинную рюмку, хранящую тепло рук самого Байрона, возможно. Кровь, взятая с собой во фляжке, словно виски. И таких деталей, на которых хочется остановить взгляд, сотни. Весь фильм чудовищно красив! Джармуш – великий эстет, чем перекликается с Альмодоваром, где каждый кадр хочется сохранить в памяти как фотокарточку, и с Тарантино, с его эстетикой смерти и кровавой феерией, и с Томом Фордом в «Под покровом ночи», где всё есть красота.
Пусть вас не пугает история про вампиров. Это всего лишь обстоятельство, они слишком интеллигентны, чтобы убивать кого-то, и вынуждены довольствоваться тем, что с трудом достают по своим каналам за большие деньги. Вампиризм здесь подчёркивает антураж, выстраивает драму, да и как ещё заставить героев жить вечно? Должна же быть и расплата за этот дар. К тому же герои показаны очень реальными, и по большому счёту, обычными людьми, пусть и с другими пищевыми привычками, начитанными, образованными, тоскующими по прошлому, умеющими ценить искусство по достоинству.
Творение Джармуша – услада очей моих, эфир декаданса, концентрированное визуальное совершенство.
Чего стоит момент, когда герои бродят по заброшенному театру с необъятными сводами, украшенными полуразрушенными фресками начала двадцатого века, на стенах которого раньше висели зеркала, отражавшие бронзовые канделябры, а теперь…люди устроили здесь парковку. Мир сошёл с ума. В фильме вообще очень много построено на контрасте современного и старого, где один вампир символизирует настоящее с айфоном в руках, а другой - сознательно поглощён прошлым, отрицая технический прогресс и окружая себя раритетами типа столетней гитары.
Кстати, долгие прогулки по пустошам и оставленным зданиям в руинах – мой личный фетиш. Дома-призраки.
Фильм начинается с кругового движения камеры, которое укачивает зрителя, гипнотизирует. В дальнейшем круги повторяются в виде танца героини в великолепном платье (её костюмы – отдельная песня), в виде запущенных граммофонных пластинок и кассет. Намёк на цикличность, закольцованность и бесконечность?
Что касается актёров, то для меня это был не наилучший выбор, как мне казалось поначалу. Главную героиню играет Тильда Суинтон. Не люблю её, да простят меня толпы её преданных фанатов. Я её воспринимаю как инфернальное агендерное существо, в глазах которой - смесь безумия и меланхолии. Но удивительным образом она идеально вжилась в эту роль, Джармуш смог показать её хрупкой, нежной, женственной и почти красивой. В образе вампира она очень гармонична, с этой белой, полупрозрачной кожей и ресницами, словно присыпанными ангельской пылью.
Супруга Тильды играет Том Хиддлтон, которого я совсем не знаю, не было изначального предубеждения против него, но, тем не менее, мне он показался картонным и карикатурным, что ли. Нарочито депрессивный взгляд исподлобья, мизантропичные речи, весь образ какой-то слишком. Я понимаю, что он должен был олицетворять противоположность одухотворенной Тильды, но всё же. Меня весь фильм не отпускала мысль «почему он?» и почему не Джаред Лето? Я упорно видела его в этой роли. Хотя режиссёром рассматривался ещё Фассбендер. Но не будем забывать, что Джармуш снимает независимое авторское кино, и на этот проект он семь лет собирал деньги, так что, возможно, актёры в нём снимались «по дружбе», так сказать.
Сестру Тильды сыграла Миа Васиковска, которую я тоже не люблю. Но в данном случае её персонаж внёс динамику в сюжетную линию, и справилась с задачей она неплохо. Даже вызывала улыбку.
Антон Ельчин в роли парнишки, который может достать всё, что угодно (кроме крови) мне действительно понравился, и хотелось бы больше экранного времени с ним. Очень жаль, что этого актёра мы уже больше никогда не увидим на экранах.
Ещё парочка лиц и круг замкнулся. Почти камерная история.
Хотя я забыла рассказать про музыку, так как она здесь играет не менее значимую роль. И она поистине прекрасна! Ненавязчивый, мягкий психоделический рок, старый Гибсон, ретроусилитель. Задаёт правильный эмоциональный настрой. Хотя у меня в голове играла вдобавок любимая песня Evanescence Lithium с завораживающим вокалом Эми Ли, пробирающим до мурашек.
Фильм понравится не только визуалам до мозга костей, как я, но и любителям литературы. Множество аллюзий и символов рассыпаны как звёзды на небосклоне. В этом есть элемент головоломки, который совсем не напрягает, а, наоборот, приятно выхватить взглядом портрет Кафки на стене героини, среди складываемых в дорогу книг рассмотреть «Дон Кихота» Сервантеса, услышать вымышленное имя для заказа авиабилетов, которым окажется Дэйзи Бьюкенен (та самая, из романа Фицджеральда «Великий Гетсби), заметить отсылку к Гёте, когда герой Тома представляется доктором Фаустом. Хотя начать стоило с того, что наших вампиров зовут Адам и Ева, вот уж «толстый» намёк. И таких приёмов масса, я не буду обо всех наблюдениях рассказывать (к тому же, это наверняка можно прочитать в других отзывах), но уверена, что я пропустила добрую половину иронии режиссёра в виду своей недостаточной образованности, элементарной нехватки знаний. Хотя мне до сих пор интересно, когда врач лабораторной диагностики вслух удивляется чудаковатости и внезапному появлению «доктора Фауста», спрашивая себя, не из Кливленда ли он, является это аллюзией на героя Деппа из «Мертвеца» Джармуша? Или это я уже нафантазировала.
Так про что кино, спросите вы? Джармуш устами главного героя спрашивает, как мне показалось, себя: "Кто мы - чудо или квинтэссенция праха?" Вот про это. А ещё про то, как жить вечно и устать от этого, про то, что мы можем оставить после себя и имеет ли это значение, про иронию старушки с косой, которая может прибрать к рукам того, кто не должен умереть никогда. Про то, что на самом деле не существует ничего вечного, кроме, пожалуй, любви. Про страх перед расстилающейся бездной, шагнуть в которую можно только вдвоём, держась за руки. Чтобы за секунду до падения воскреснуть.
Не ищите скрытых смыслов, двойного дна, просто смотрите и наслаждайтесь. Здесь нет конфликта, привычного развития сюжета, драмы в обыденном понимании. Иногда истории рассказывают, чтобы их просто услышали. И если вы сумеете отключить рациональность и ворчливого критика, то обязательно получите удовольствие и почувствуете. Что именно? Это уже зависит от того, что есть внутри вас. Чем наполнены, то и откликнется.
«За лунной дорогой, в туманах далёких созвездий
Нас ждёт долгожданный покой.
И что б ни случилось, теперь мы всегда будем вместе,
Не важно близко ли, далеко ль…
Ветра разлуки, потери бессильны, пока мы вдвоём.
И я почти уже верю,
Что мы никогда не умрём».
Fleur
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Улыбка бесконечности невинна...или опасна? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву79
Я планировала посмотреть этот фильм, хотя в свое время столько вампирской тематики пересмотрела, что тут один постер уже тошноту вызывал. К тому же Суинтон и мужик, похожий на Лето никогда бы не могли меня подтолкнуть к просмотру. Но тут читают отзыв за отзывом, где уважаемые мною люди восторженно отзываются об этом фильме. И да, я подумала, что Джармуш не снял бы откровенное г… Но ты пишешь, что это фильм в основном для наслаждения эстетикой, а я такого точно не хочу. Поэтому спасибо, что разубедила меня!
Фильм постольку-поскольку про вампиров, так что хоть и тема избитая, Джармуш преподнёс ее с другого ракурса.
Я лишь сделала акцент на визуальной части, но это не значит, что в фильме больше ничего нет. И хоть я уже давно бросила попытки понять, почему при разности вкусов у нас иногда бывают полные совпадения, мне все-таки кажется, что это не твоё кино. Многие его считают провальным у Джармуша, я так не думаю, но оно правда другое. Я очень долго металась в конечной оценке между 4 и 5 звёзд, но так и не смогла сформулировать недостатки. А мужик, который Том, внешне совсем на Лето не похож, но как будто пытается косить под него своим образом.
Катюш, мне не хочется, чтобы ты все мои комплиментарные отзывы априори расценивала как антирекомендацию из-за наших разночтений. Бывают и совпадения. Пока не посмотришь сама, не узнаешь)
Но я поняла тебя, хорошо, если так. Не смотри)
Разница нашего с вами восприятия лишь в отношении Хидлстона.
"Про то, что на самом деле не существует ничего вечного, кроме, пожалуй, любви. Про страх перед расстилающейся бездной, шагнуть в которую можно только вдвоём, держась за руки. Чтобы за секунду до падения воскреснуть." Процитировала вас. Так и есть!
Вам понравился Том? Вы видели его в других ролях? Я ни разу, но восприятие актёров - это настолько субъективно, поэтому я даже в недостатках указала - возможно) Может, это задумка Джармуша была показать его таким, я не знаю, но мне не лёг на душу, скажем так.
Непривычно видеть свою же цитату, спасибо за новый опыт:))
Тома я видела только в " Багровом пике" дель Торо, " Глубоком синем море" и " Выживут только любовники". В первых двух фильмах у него роли соблазнителя.
Есть в нём особенное что- то на мой взгляд. Загадочный, таинственный. С такой полуулыбкой ироничной. И бездной глаз.
Отзыв красивый и образный, впрочем, как всегда.
Спасибо)*
Отзыв и правда хорош, под стать фильму, передать ощущения - это надо уметь.
Я так не умею ((
Спасибо огромное. Но Вы напрашиваетесь на комплимент, ибо знаете, что прекрасно пишете и всё умеете)
Справедливости ради, если мне удаётся "выцепить" какую-никакую мысль, я могу за неё ухватиться, но передать настроение, или эмоции, или эстетику…
Это как говориться, "не моё".
К примеру, уже неделю как посмотрел "Ирму Веп" 1996 года. И фильм понравился, и написать ничего не могу ((
Не поверьте, я тоже посмотрела «Ирму Веп», только 2022)) Буквально несколько дней назад. Отзыв будет точно) А вы новую планируете смотреть? Сериал из 8 серий
Стоит смотреть?
Режиссёр там парень такой, своеобразный. )
Закадровую кухню люблю, хоть киношную, хоть какую другую. Течение жизни, и не обязательно бурное…
Спасибо, Танюша, за образы, за краски, за точное слово… люблю Джармуша нежно и очень давно ещё с "Мертвеца". А к великим эстетам каждого кадра я бы ещё причислила Ларса фон Триера, его "Меланхолия" ещё та услада для глаза:)))
Не смотрела фильм "Весна, лето, осень, зима… и снова весна" Ким Ки Дука?
Это тебе спасибо за отклик. «Меланхолия» - очень красивый, это правда, падающие мёртвые птицы, Армагеддон…Один из немногих фильмов, который мне все-таки у Триера понравился. Хотя он не мой режиссёр всё же.
Смотрела. И это такой восторг! Я его просто обожаю. Сложно о нем писать, не могу. Но рекомендую посмотреть от всего сердца всем, кто будет читать этот комментарий!)) Это потрясающее кино, для меня - шедевр. Я после него даже разговаривать не могла.
Шедевр, Танюш. И бальзам для души и ума. Супердейственный бальзам.
Что касается актёров, то это ведь чистая вкусовщина. Если про Тома я вообще ничего не знаю и это лишь первое впечатление, то Тильду, как и Васиковску, я не люблю чисто интуитивно, ну не нравятся они мне. При этом я не отрицаю их таланта нисколько. Просто такое бывает. У меня и симпатии бывают неоправданные, к актёрам, которые могут быть слабы на своём поприще, но что-то меня привлекает. Так что не удивляйся моим сухим оценкам)
А ты смотрел «Кофе и сигареты» Джармуша? Там твоя любимая Бланшетт))
Насчёт нашей с тобой схожести: по мне, так стиль совсем разный, но вкусы часто пересекаются, это правда.
Тут я прям пасс. Эстетику люблю, но в фильмах она должна быть дополнением, а не основанием (имхо), нет динамики - я сразу храпеть начинаю. А тут как бы не с первых кадров могу откинуться на подушку) И Тильду я глубоко люблю, она как чистый лист, может сыграть что угодно и кого угодно, хоть табуретку. Удивительная внешность, отличный актёрский талант! Как по мне, в ней-то как раз бездна эстетики
Тебе я вообще этот фильм не рекомендую, Боже упаси!) У нас очень разные вкусы. Мне Тильда не нравится совсем. Но тут она молодец. Тебе вообще всего Джармуша надо избегать:)
У Джармуша полно почитателей, ему и не такие пламенные речи посвящают) Эх, жаль все-таки, что он не прочитает))
Но! момент этот настанет!
Тильда Суинтон мне всегда интересна. При всей своей якобы невыразительности внешности она может вынести любое перевоплощение.
Отзыв замечательнейший!
Насчёт Тильды: для меня, наоборот, её внешность слишком колоритная и выразительная, я всегда вижу ЕЁ саму в роли, мне это мешает. Ну это вкусовщина)
Спасибо большое за такой комментарий!
Так что проявлять осторожность буду чуть быстрее - хочу посмотреть на ТИльду и на Тома в этом фильме.
Все с опытом приходит, чем больше пишешь, тем реже ошибаешься.
Вы прям мастер импровизаций:)