Отзыв: Музей "Усадьба Рукавишниковых" (Россия, Нижний Новгород) - Роскошное здание, а от экспозиции я ожидал большего.
Достоинства: Великолепный дом, даже дворец.
Недостатки: Экспозиция музея явно проигрывает самому дому. Закрыт третий этаж.
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Уже прошлым летом (вот ведь только началось лето, а уже закончилось - печалька) перед круизом на теплоходе мы провели несколько дней в Нижнем Новгороде.
Быть в столице Поволжья, пятом по численности населения городе России, ведущем свою историю с XIII века и не посмотреть его достопримечательности – это, согласитесь, неправильно. Вот и набродились мы по городу вдосталь. Налюбовались на его проспекты, улицы и улочки, погуляли по Нижегородскому Кремлю, осмотрели знаменитые монастыри и естественно побывали в музеях.
А первым номером нашей программы значился один из самых старых и известных музеев города – усадьба Рукавишниковых. Это вообще главное здание Нижегородского музея-заповедника.
В музей "Усадьба Рукавишниковых" мы направились практически сразу по приезду, лишь только ненадолго заскочили в гостиницу, чтобы оставить там наши дорожные сумки.
Расположен музей на живописной Верхне-Волжской набережной. Эта набережная одно из самых популярных мест в городе. Недаром ее украшают самые красивые и богатые дома города, здесь исстари селились люди либо знатные, либо богатые.
Купцы Рукавишниковы знатностью рода похвастаться не могли, из крепостных вышли, зато людьми были денежными. Основателю династии обычному кузнецу из села Макарьева, наверное, даже и не мечталось, что уже его сын станет купцом первой гильдии, нажившим состояние в 30 миллионов рублей. Не каждому нынешнему олигарху такое по силам. И уж совсем редкий нынешний олигарх занимается благотворительностью и меценатством в таких масштабах как это делали Рукавишниковы.
Михаил Григорьевич Рукавишников был членом губернаторского попечительского комитета, вносил личные средства на содержание арестантов, детских приютов, содержал женскую гимназию, помогал обучать детей ремеслам, построил здание для душевнобольных заключенных, благоустроил кладбище и т. д., и т. п. Перечислять можно долго, и все равно что-нибудь пропустишь.
Но не забывали купцы и о себе. Этот прекрасный дворец, построенный во второй половине XIX века стал своеобразным родовым гнездом Рукавишниковых. А сейчас здесь находится музей, а само здание является архитектурным украшением Верхне-Волжской набережной.
Чего тут только нет: атланты и кариатиды, игривые ангелочки, львиные маски и цветочные ажурные украшения плафонов и подоконников!
Ажурные ворота главного входа завораживают своей элегантной простотой. Они в значительной степени восстановлены в ходе реставрации по старинным фотографиям.
Единственное, что слегка портит вид – современные окна. Хорошо хоть их не сделали пластиковыми – белыми и безликими.
Рядом с кассой находятся: гардероб, сувенирный киоск и туалеты. В сувенирном киоске выбор не так чтобы большой, но традиционные магнитики стоят весьма недорого.
И именно такое смешение экспонатов мне не понравилось. Я то считал, что музей целиком посвящен быту богатого Нижегородского купечества или промышленников. В свое время мне понравился тематический музей музей купечества в небольшом городке Гороховец. И здесь я хотел видеть что-то подобное, естественно, с учетом огромной разницы в масштабах этих городов.
Хотя я может быть что-то не понимаю, может быть из него в кабинете умывались, ведь рядом с ним и лохань стоит.
- В каком стиле строить желаете?
- Стройте во всех, денег на все хватит!
Вот и построили в стиле эклектики, смешав все, впрочем, взяв от предшественников только самое лучшее.
А вот в этой комнате хоть и смешали вещи несомненно красивые и интересные, стиль как-то не чувствуется. Особенно забавно смотрится соседство иконы классического письма и панно с советской символикой в технике Хохломы, церковный подсвечник и телевизор первых выпусков.
В следующей комнате кабинет хозяина усадьбы С. М. Рукавишникова. Невольно обращаешь внимание на роскошно расписанный потолок и богатый декор стен.
Львиное стадо не только на фасаде здания, здесь тоже много львиных голов. За одной даже прячется старинный, неприступный сейф.
Львы по углам комнаты держат во рту цветочные гирлянды, и от этого вид имеют совсем злобный. Конечно, ты хищник, а тебе в пасть цветочки засунули, как тут не озвереть за столько лет.
Сразу видно – не вертопрах какой-то здесь сидит, а человек серьезный и деловой. Несмотря на внешнюю пышность, купцы Рукавишникова в быту вели себя достаточно скромно, тем более что происходили из староверов.
Я конечно понимаю – вещи старые и даже старинные, каждый потрогает – быстро придут в негодность. Ну хоть бы какую железяку поставили, которую можно потрогать, чтобы ощутить прикосновение к истории.
Вот в таких костюмах царских рынд встречали императора молодые отроки из лучших купеческих семейств Нижнего и Москвы.
А мое внимание привлекло приспособление в виде полочки (в углу над бочкой с мукой), которым пользовались грузчики для переноски грузов. А называется оно ярмом грузчика. Кстати, до сих пор используется на реке для переноски некрупных предметов.
В этой комнате он совсем простенький, а в других – произведение искусства. Зато потолок хорош – какая изящная роспись плафона, как кружево.
Воссозданный уголок буфетной с парадной, праздничной посудой.
Платье XIX века. Судя по шлейфу тоже парадное, однако никаких фривольностей – длинные рукава, и не то что декольте, наоборот глухой воротник-стойка, закрывающий даже шею. Все-таки следы домостроевской строгости в купеческом быту так и оставались актуальными до самого конца.
На тарелке не только макароны можно разглядывать, но и интересные сюжеты, характерные для картин Возрождения.
Около изящной горки в стиле рококо жена стояла особенно долго. Наверное, мысленно примеряла как она будет смотреться в нашей гостиной.
И это неспроста – именно в Нижнем начался взлет оперной карьеры певца. Под выставку отведены две самые красивые гостиные усадьбы – сиреневая и бирюзовая.
В бирюзовой гостиной воссоздана театральная ложа в оперном театре. На представления с участием Шаляпина билеты раскупались заранее, так что владельцы лож были в привилегированном положении.
Афиша благотворительного концерта в пользу бедных, и кресло явно подлинные, а вот платье мне показалось новодельным, как-то оно не соответствовало тем явно старинным вещам, которые встречались в предыдущих комнатах.
Есть пусть и не такие значимые, но по-своему очень любопытные вещицы. К примеру, выпускались не только открытки с портретами певца, были даже конфеты «Шаляпин» с изображениями его в сценических костюмах Фарлафа, Ивана Грозного и Дон Кихота.
На круглом столе в виде бублика разложены вещи Шаляпина, к примеру его трость. Их у него было множество, а эта одна из самых любимых.
На заднем плане видны сценические костюмы из оперы Борис Годунов.
Существует байка, что Сергей Михайлович положил на постройку ровно 1 миллион рублей, и когда привезли дополнительные зеркала на 16 тысяч, он отказался их принимать, мол, смету превысит. Видать решил, что ему и одного зеркала хватит. Так и остался в народной памяти этот дом «домом за миллион».
Декор зала достоин и царского дворца: на нежно-сиреневом фоне бесконечные цветочные гирлянды обрамляют панно с пузатенькими ангелочками. Фигуристые девицы поддерживают портал над зеркалом. Как всегда, все самые тяжелые работы достались женщинам. Ангелочки в трубы трубят и веселятся, а на женские нежные плечи взвалили этакую тяжесть.
Кстати в большом танцевальном зале великолепная акустика, поэтому сейчас здесь часто проводят различные музыкальные мероприятия.
Мы направляемся к выходу. И как последний, самый громкий аккорд – парадная лестница особняка. Все та же роскошь, что и в танцевальном зале – два ряда окон освещают изящную лепнину и потолочные медальоны,
Пожалуй, я не буду снижать итоговую оценку до четверки, а поставлю все же пять но с очень длинными вожжами (именно так называла пять с минусом одна из моих школьных учительниц).
И естественно, музей "Усадьба Рукавишниковых" я рекомендую своим читателям к посещению.
На этом у меня все. Спасибо за внимание.
Уже прошлым летом (вот ведь только началось лето, а уже закончилось - печалька) перед круизом на теплоходе мы провели несколько дней в Нижнем Новгороде.
Быть в столице Поволжья, пятом по численности населения городе России, ведущем свою историю с XIII века и не посмотреть его достопримечательности – это, согласитесь, неправильно. Вот и набродились мы по городу вдосталь. Налюбовались на его проспекты, улицы и улочки, погуляли по Нижегородскому Кремлю, осмотрели знаменитые монастыри и естественно побывали в музеях.
А первым номером нашей программы значился один из самых старых и известных музеев города – усадьба Рукавишниковых. Это вообще главное здание Нижегородского музея-заповедника.
В музей "Усадьба Рукавишниковых" мы направились практически сразу по приезду, лишь только ненадолго заскочили в гостиницу, чтобы оставить там наши дорожные сумки.
Расположен музей на живописной Верхне-Волжской набережной. Эта набережная одно из самых популярных мест в городе. Недаром ее украшают самые красивые и богатые дома города, здесь исстари селились люди либо знатные, либо богатые.
Купцы Рукавишниковы знатностью рода похвастаться не могли, из крепостных вышли, зато людьми были денежными. Основателю династии обычному кузнецу из села Макарьева, наверное, даже и не мечталось, что уже его сын станет купцом первой гильдии, нажившим состояние в 30 миллионов рублей. Не каждому нынешнему олигарху такое по силам. И уж совсем редкий нынешний олигарх занимается благотворительностью и меценатством в таких масштабах как это делали Рукавишниковы.
Михаил Григорьевич Рукавишников был членом губернаторского попечительского комитета, вносил личные средства на содержание арестантов, детских приютов, содержал женскую гимназию, помогал обучать детей ремеслам, построил здание для душевнобольных заключенных, благоустроил кладбище и т. д., и т. п. Перечислять можно долго, и все равно что-нибудь пропустишь.
Но не забывали купцы и о себе. Этот прекрасный дворец, построенный во второй половине XIX века стал своеобразным родовым гнездом Рукавишниковых. А сейчас здесь находится музей, а само здание является архитектурным украшением Верхне-Волжской набережной.
Чего тут только нет: атланты и кариатиды, игривые ангелочки, львиные маски и цветочные ажурные украшения плафонов и подоконников!
Ажурные ворота главного входа завораживают своей элегантной простотой. Они в значительной степени восстановлены в ходе реставрации по старинным фотографиям.
Единственное, что слегка портит вид – современные окна. Хорошо хоть их не сделали пластиковыми – белыми и безликими.
Рядом с кассой находятся: гардероб, сувенирный киоск и туалеты. В сувенирном киоске выбор не так чтобы большой, но традиционные магнитики стоят весьма недорого.
И именно такое смешение экспонатов мне не понравилось. Я то считал, что музей целиком посвящен быту богатого Нижегородского купечества или промышленников. В свое время мне понравился тематический музей музей купечества в небольшом городке Гороховец. И здесь я хотел видеть что-то подобное, естественно, с учетом огромной разницы в масштабах этих городов.
Хотя я может быть что-то не понимаю, может быть из него в кабинете умывались, ведь рядом с ним и лохань стоит.
- В каком стиле строить желаете?
- Стройте во всех, денег на все хватит!
Вот и построили в стиле эклектики, смешав все, впрочем, взяв от предшественников только самое лучшее.
А вот в этой комнате хоть и смешали вещи несомненно красивые и интересные, стиль как-то не чувствуется. Особенно забавно смотрится соседство иконы классического письма и панно с советской символикой в технике Хохломы, церковный подсвечник и телевизор первых выпусков.
В следующей комнате кабинет хозяина усадьбы С. М. Рукавишникова. Невольно обращаешь внимание на роскошно расписанный потолок и богатый декор стен.
Львиное стадо не только на фасаде здания, здесь тоже много львиных голов. За одной даже прячется старинный, неприступный сейф.
Львы по углам комнаты держат во рту цветочные гирлянды, и от этого вид имеют совсем злобный. Конечно, ты хищник, а тебе в пасть цветочки засунули, как тут не озвереть за столько лет.
Сразу видно – не вертопрах какой-то здесь сидит, а человек серьезный и деловой. Несмотря на внешнюю пышность, купцы Рукавишникова в быту вели себя достаточно скромно, тем более что происходили из староверов.
Я конечно понимаю – вещи старые и даже старинные, каждый потрогает – быстро придут в негодность. Ну хоть бы какую железяку поставили, которую можно потрогать, чтобы ощутить прикосновение к истории.
Вот в таких костюмах царских рынд встречали императора молодые отроки из лучших купеческих семейств Нижнего и Москвы.
А мое внимание привлекло приспособление в виде полочки (в углу над бочкой с мукой), которым пользовались грузчики для переноски грузов. А называется оно ярмом грузчика. Кстати, до сих пор используется на реке для переноски некрупных предметов.
В этой комнате он совсем простенький, а в других – произведение искусства. Зато потолок хорош – какая изящная роспись плафона, как кружево.
Воссозданный уголок буфетной с парадной, праздничной посудой.
Платье XIX века. Судя по шлейфу тоже парадное, однако никаких фривольностей – длинные рукава, и не то что декольте, наоборот глухой воротник-стойка, закрывающий даже шею. Все-таки следы домостроевской строгости в купеческом быту так и оставались актуальными до самого конца.
На тарелке не только макароны можно разглядывать, но и интересные сюжеты, характерные для картин Возрождения.
Около изящной горки в стиле рококо жена стояла особенно долго. Наверное, мысленно примеряла как она будет смотреться в нашей гостиной.
И это неспроста – именно в Нижнем начался взлет оперной карьеры певца. Под выставку отведены две самые красивые гостиные усадьбы – сиреневая и бирюзовая.
В бирюзовой гостиной воссоздана театральная ложа в оперном театре. На представления с участием Шаляпина билеты раскупались заранее, так что владельцы лож были в привилегированном положении.
Афиша благотворительного концерта в пользу бедных, и кресло явно подлинные, а вот платье мне показалось новодельным, как-то оно не соответствовало тем явно старинным вещам, которые встречались в предыдущих комнатах.
Есть пусть и не такие значимые, но по-своему очень любопытные вещицы. К примеру, выпускались не только открытки с портретами певца, были даже конфеты «Шаляпин» с изображениями его в сценических костюмах Фарлафа, Ивана Грозного и Дон Кихота.
На круглом столе в виде бублика разложены вещи Шаляпина, к примеру его трость. Их у него было множество, а эта одна из самых любимых.
На заднем плане видны сценические костюмы из оперы Борис Годунов.
Существует байка, что Сергей Михайлович положил на постройку ровно 1 миллион рублей, и когда привезли дополнительные зеркала на 16 тысяч, он отказался их принимать, мол, смету превысит. Видать решил, что ему и одного зеркала хватит. Так и остался в народной памяти этот дом «домом за миллион».
Декор зала достоин и царского дворца: на нежно-сиреневом фоне бесконечные цветочные гирлянды обрамляют панно с пузатенькими ангелочками. Фигуристые девицы поддерживают портал над зеркалом. Как всегда, все самые тяжелые работы достались женщинам. Ангелочки в трубы трубят и веселятся, а на женские нежные плечи взвалили этакую тяжесть.
Кстати в большом танцевальном зале великолепная акустика, поэтому сейчас здесь часто проводят различные музыкальные мероприятия.
Мы направляемся к выходу. И как последний, самый громкий аккорд – парадная лестница особняка. Все та же роскошь, что и в танцевальном зале – два ряда окон освещают изящную лепнину и потолочные медальоны,
Пожалуй, я не буду снижать итоговую оценку до четверки, а поставлю все же пять но с очень длинными вожжами (именно так называла пять с минусом одна из моих школьных учительниц).
И естественно, музей "Усадьба Рукавишниковых" я рекомендую своим читателям к посещению.
На этом у меня все. Спасибо за внимание.
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Нижегородская область |
Район | городской округ Нижний Новгород |
Город или поселок | Нижний Новгород |
Улица | Верхне-Волжская набережная |
Общее впечатление | Роскошное здание, а от экспозиции я ожидал большего. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву57
разностильности и некоторого перебора в декорировании помещений.Экспонаты,действительно , в некоторых залах разнородные. Интересно,а мебель в стиле рококо родная для этого дома или привезена сюда для заполнения залов?
А так - просто восторг! И здание красивое, зефирку напоминает. В родном для меня петербуржском стиле, только чуть-чуть строгости не хватает, широта души переполняет… Дворцов царских я насмотрелась достаточно, а очень интересно купеческий дом и быт посмотреть.
Кстати, уже само наличие фарфора говорит о богатстве. На одной выставке запомнился портрет жены купца с чашкой. Чашка, как оказалось, была изображена не просто так, а подчёркивала богатство семьи и их статус, т.к. фарфор был очень дорогим и обладать им было весьма престижно.