Отзыв: Книга "Темные тайны" - Гиллиан Флинн - Возможно фильмом это будет лучше...
Достоинства: построение повествования, тайны и вправду тёмные, остальные плюсы только в сравнении с первым романом автора
Недостатки: Флинн использует всё тех же типажи героев, плюс они дублируются в произведении, стоило уменьшить объём
Несмотря на то, что первый роман Гиллиан Флинн "Острые предметы" мне абсолютно не понравился, я из праздного любопытства решила-таки взяться за второй, тем паче, что летом в российский прокат уже выходит его экранизация от французского режиссёра Жиля Паке-Бреннера и мне жутко интересно, сумеет ли он переплюнуть Финчера с его "Исчезнувшей", учитывая, что актёрский состав на главные роли набрал "звёздный".
"Тёмные тайны" несомненно вышел более проработанным как в плане сюжета, так и персонажей, хотя их количество иной раз кажется слишком велико для подобного рода произведений, а учитывая, что повествование идёт сразу в трёх пластах и в двух хронотопах, не мудрено столкнуться с некой избыточностью, но, обо всём по порядку.
В 1985 году тихое местечко, маленький город Киннаки в штате Канзас, потрясло жестокое убийство на одной из ферм: в собственном доме была убита Пэтти Дэй и двое её дочерей, стены вымазаны кровавыми высказываниями, а главным подозреваемым в деле оказался пятнадцатилетний старший сын Пэтти - Бен Дэй. В последствии Бэн решением суда был отправлен отбывать пожизненное заключение, так как показания против него сумела дать единственная выжившая дочь Пэтти - семилетняя Либби Дэй. В наше время мы встречаемся с "крошкой" Либби, которой уже за 30 и она жаждет разобраться в том, что когда-то, двадцать четыре года назад, произошло на семейной ферме. Благо, она не одинока в своих желаниях, так как в США одинокие кошатницы и увлекаются подобными убийствами и различными около-историями и, что немаловажно, считают, что Бен Дэй абсолютно невиновен.
380 страниц "Тёмных тайн" - это повествование из нашего времени (2009 год) от лица Либби Дэй, необразованной тунеядки с множеством комплексов и неврозов, страдающей постоянными депрессиями, клептоманией и грандиозной ленью; рассказ от третьего лица, главным героем которого является пятнадцатилетний Бен Дэй, хмурый подросток из бедной семьи, которому приходится расти на старой ферме в окружении трёх сестёр и матери-одиночки, подрабатывать в средней школе по выходным и пытаться при всём при этом казаться крутым и взрослым; и повествование о действиях Пэтти Дэй, замученной фермерши с бывшим мужем-пропоицей, которая пытается держаться на плаву, при том что ферма катится к разорению, и содержать четверых детей. В принципе, это удачный выбор построения произведения, так как при таком раскладе мы узнаём об одних и тех же событиях в трёх немного разных вариантах и до конца можем сомневаться кто же убийца (уж не садовник ли? а может дворецкий?).
Благо во втором своём романе Гиллиан Флинн избавилась от адских несостыковок по тексту и сюжету, да и сам текст кажется куда более приятным, возможно, дело просто в переводе, но, насколько мне известно, линию Либби Дэй Флинн просто переписывала после того, как первый вариант романа показался ей недостаточно хорош. Уже нет коротких отрывистых повествовательных предложений, более тщательно проработаны описания (даже есть метафоры, которые можно было бы назвать авторскими находками), образы героев хотя по-прежнему не вызывают никаких положительных эмоций или сочувствия (почему-то Флинн мастерски рисует персонажей, которым не хочется сопереживать, они либо тряпки, либо идиоты, либо какие-то бабы "себе на уме", с закидонами и психическими отклонениями, которые уж никак не назовёшь милыми), но хотя бы выглядят более цельными (но всё же, "более" - это не "цельные").
Помимо основной детективной интриги "кто убийца?", видимо, для читателя должен представлять интерес сам образ выжившей Дэй - рыжей мелкой Либби. В данном случае, баба с закидонами - это она: живущая на пожертвования тех, кто жалеет выжившую малютку, считающая, что все вокруг ей должны. Либби ни к чему не стремится и ничем не интересуется, у неё нет образования, нет друзей, нет семьи, нет работы, нет никаких интересов, целей и стремлений. Из неразговорчивой и замкнутой девочки она превратилась во взрослую "буку", своеобразно переживающей убийство своей семьи и желающей сделать из этого бизнес (за каждую встречу с людьми, причастными к делу Бена Дэя Либби получает кругленькую сумму от тех, кто больше неё заинтересован в том, чтоб узнать правду об этом деле). Но, знаете, лично мне нехватило цельности в изображении Либби, да и как-то слишком уж типизированно она изображена. Вспомните тех подонков, которые при всей своей мизантропии умудряются всё же получать на свою сторону симпатию зрителя или читателя, так вот Либби вовсе не из таких, хотя бы потому, что такими плюсами, как интеллект или талант она не одарена.
Что касается интриги в сюжете, то в данном случае всё значительно лучше уже упомянутых "Тёмных тайн" (никак не могу отделаться от сравнения и знала, что оно неизбежно): при введении в текст каждого нового героя подозрение читателя автоматически падает на него, при раскрытии какой-либо жизненной ситуации из семьи Дэев, мнение может меняться в ту или иную сторону. Скажу честно, с сотой страницы я считала, что уже поняла, в чём соль, но самая концовка с моей версией совпала лишь частично, так что тайны в романе действительно тёмные.
Теперь, что касается мнения о произведении в общем. Поначалу всё шло хорошо, книга мне нравилась, насколько вообще может нравится подобная литература, построенная только на перипетиях в сюжете (это явно не мой вариант, возможно поэтому и не могу оценить романы Флинн по достоинству, а может и как раз наоборот, могу...), но чем дальше в лес, тем больше угасал интерес. Признаться честно, в какой-то момент пласт повествования, связанный с Либби Дэй перестал меня интересовать вовсе, он выглядел каким-то заброшенным: вялотекущая история отношений с Лайлом (уверенна, в фильме в итоге её значительно раскрутят), какая-то никчёмная сентиментальщина, которая не вяжется с образом этакой мизантропки-социопатки у которой проблемы с эмпатией. И даже, казалось бы, появившаяся уже ближе к концу триллерная составляющая, этакий экшен для засыпающего с книгой в руке читателя, не смогла меня уже заинтересовать. Роман стоило делать чуть короче, либо более художественным (кстати, предпосылки к этому были, хотя, странно было бы получить вместо обещанной "Звезды мирового детектива", к примеру, рассказ об упадке фермерского хозяйства в Америке середины восьмидесятых).
Что касается рекомендаций, то тут я на распутье: с одной стороны "Тёмные тайны" без явных косяков, имеет свои плюсы, сохраняет до конца интригу, а с другой - это опять типичный набор Гиллиан Флинн: захолустный городок, где все друг друга знают, безвольные мужики, психованные тётки и парочка оттеняющих их персонажей, отгадка, которая местами притянута за уши и т. д., и т. п., в общем, на любителя. Если же вы не любитель, то ничего супер-интресного не получите, никакого нового слова в литературе, преобразования жанра детектива или мастерски закрученного сюжета: крепкая тройка, благодарственное письмо, рукопожатие. На этом моё времяпрепровождение с произведениями Гиллиан Флинн заканчиваю (их, кстати, и так пока три, но, кто знает, возможно, скоро будет больше).
Что касается издания, то в данном случае это та же серия, в которой я читала "Острые предметы" - переиздание романов Флинн от "Азбука-Аттикус" с кинообложкой в честь экранизации "Исчезнувшей". В целом оформление такое же, издание тоже, вот только из-за того, что внешне книги выглядят идентично, а на самом деле объём разный - текст в "Тёмных тайнах" более мелкий.
"Тёмные тайны" несомненно вышел более проработанным как в плане сюжета, так и персонажей, хотя их количество иной раз кажется слишком велико для подобного рода произведений, а учитывая, что повествование идёт сразу в трёх пластах и в двух хронотопах, не мудрено столкнуться с некой избыточностью, но, обо всём по порядку.
В 1985 году тихое местечко, маленький город Киннаки в штате Канзас, потрясло жестокое убийство на одной из ферм: в собственном доме была убита Пэтти Дэй и двое её дочерей, стены вымазаны кровавыми высказываниями, а главным подозреваемым в деле оказался пятнадцатилетний старший сын Пэтти - Бен Дэй. В последствии Бэн решением суда был отправлен отбывать пожизненное заключение, так как показания против него сумела дать единственная выжившая дочь Пэтти - семилетняя Либби Дэй. В наше время мы встречаемся с "крошкой" Либби, которой уже за 30 и она жаждет разобраться в том, что когда-то, двадцать четыре года назад, произошло на семейной ферме. Благо, она не одинока в своих желаниях, так как в США одинокие кошатницы и увлекаются подобными убийствами и различными около-историями и, что немаловажно, считают, что Бен Дэй абсолютно невиновен.
380 страниц "Тёмных тайн" - это повествование из нашего времени (2009 год) от лица Либби Дэй, необразованной тунеядки с множеством комплексов и неврозов, страдающей постоянными депрессиями, клептоманией и грандиозной ленью; рассказ от третьего лица, главным героем которого является пятнадцатилетний Бен Дэй, хмурый подросток из бедной семьи, которому приходится расти на старой ферме в окружении трёх сестёр и матери-одиночки, подрабатывать в средней школе по выходным и пытаться при всём при этом казаться крутым и взрослым; и повествование о действиях Пэтти Дэй, замученной фермерши с бывшим мужем-пропоицей, которая пытается держаться на плаву, при том что ферма катится к разорению, и содержать четверых детей. В принципе, это удачный выбор построения произведения, так как при таком раскладе мы узнаём об одних и тех же событиях в трёх немного разных вариантах и до конца можем сомневаться кто же убийца (уж не садовник ли? а может дворецкий?).
Благо во втором своём романе Гиллиан Флинн избавилась от адских несостыковок по тексту и сюжету, да и сам текст кажется куда более приятным, возможно, дело просто в переводе, но, насколько мне известно, линию Либби Дэй Флинн просто переписывала после того, как первый вариант романа показался ей недостаточно хорош. Уже нет коротких отрывистых повествовательных предложений, более тщательно проработаны описания (даже есть метафоры, которые можно было бы назвать авторскими находками), образы героев хотя по-прежнему не вызывают никаких положительных эмоций или сочувствия (почему-то Флинн мастерски рисует персонажей, которым не хочется сопереживать, они либо тряпки, либо идиоты, либо какие-то бабы "себе на уме", с закидонами и психическими отклонениями, которые уж никак не назовёшь милыми), но хотя бы выглядят более цельными (но всё же, "более" - это не "цельные").
Помимо основной детективной интриги "кто убийца?", видимо, для читателя должен представлять интерес сам образ выжившей Дэй - рыжей мелкой Либби. В данном случае, баба с закидонами - это она: живущая на пожертвования тех, кто жалеет выжившую малютку, считающая, что все вокруг ей должны. Либби ни к чему не стремится и ничем не интересуется, у неё нет образования, нет друзей, нет семьи, нет работы, нет никаких интересов, целей и стремлений. Из неразговорчивой и замкнутой девочки она превратилась во взрослую "буку", своеобразно переживающей убийство своей семьи и желающей сделать из этого бизнес (за каждую встречу с людьми, причастными к делу Бена Дэя Либби получает кругленькую сумму от тех, кто больше неё заинтересован в том, чтоб узнать правду об этом деле). Но, знаете, лично мне нехватило цельности в изображении Либби, да и как-то слишком уж типизированно она изображена. Вспомните тех подонков, которые при всей своей мизантропии умудряются всё же получать на свою сторону симпатию зрителя или читателя, так вот Либби вовсе не из таких, хотя бы потому, что такими плюсами, как интеллект или талант она не одарена.
Что касается интриги в сюжете, то в данном случае всё значительно лучше уже упомянутых "Тёмных тайн" (никак не могу отделаться от сравнения и знала, что оно неизбежно): при введении в текст каждого нового героя подозрение читателя автоматически падает на него, при раскрытии какой-либо жизненной ситуации из семьи Дэев, мнение может меняться в ту или иную сторону. Скажу честно, с сотой страницы я считала, что уже поняла, в чём соль, но самая концовка с моей версией совпала лишь частично, так что тайны в романе действительно тёмные.
Теперь, что касается мнения о произведении в общем. Поначалу всё шло хорошо, книга мне нравилась, насколько вообще может нравится подобная литература, построенная только на перипетиях в сюжете (это явно не мой вариант, возможно поэтому и не могу оценить романы Флинн по достоинству, а может и как раз наоборот, могу...), но чем дальше в лес, тем больше угасал интерес. Признаться честно, в какой-то момент пласт повествования, связанный с Либби Дэй перестал меня интересовать вовсе, он выглядел каким-то заброшенным: вялотекущая история отношений с Лайлом (уверенна, в фильме в итоге её значительно раскрутят), какая-то никчёмная сентиментальщина, которая не вяжется с образом этакой мизантропки-социопатки у которой проблемы с эмпатией. И даже, казалось бы, появившаяся уже ближе к концу триллерная составляющая, этакий экшен для засыпающего с книгой в руке читателя, не смогла меня уже заинтересовать. Роман стоило делать чуть короче, либо более художественным (кстати, предпосылки к этому были, хотя, странно было бы получить вместо обещанной "Звезды мирового детектива", к примеру, рассказ об упадке фермерского хозяйства в Америке середины восьмидесятых).
Что касается рекомендаций, то тут я на распутье: с одной стороны "Тёмные тайны" без явных косяков, имеет свои плюсы, сохраняет до конца интригу, а с другой - это опять типичный набор Гиллиан Флинн: захолустный городок, где все друг друга знают, безвольные мужики, психованные тётки и парочка оттеняющих их персонажей, отгадка, которая местами притянута за уши и т. д., и т. п., в общем, на любителя. Если же вы не любитель, то ничего супер-интресного не получите, никакого нового слова в литературе, преобразования жанра детектива или мастерски закрученного сюжета: крепкая тройка, благодарственное письмо, рукопожатие. На этом моё времяпрепровождение с произведениями Гиллиан Флинн заканчиваю (их, кстати, и так пока три, но, кто знает, возможно, скоро будет больше).
Что касается издания, то в данном случае это та же серия, в которой я читала "Острые предметы" - переиздание романов Флинн от "Азбука-Аттикус" с кинообложкой в честь экранизации "Исчезнувшей". В целом оформление такое же, издание тоже, вот только из-за того, что внешне книги выглядят идентично, а на самом деле объём разный - текст в "Тёмных тайнах" более мелкий.
Стоимость | 720 ₽ |
Общее впечатление | Возможно фильмом это будет лучше... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12
Я вот за третью все же берусь.
Ох как мне тяжело дались "Тайны" меня натурально мутило от описания беременной Дионрдры, мерзких собак, папаши и прочего. Тут она конечно умеет.