Отзыв: Пажайслисский Монастырь (Литва, Каунас) - Шедевр итальянского барокко в центре Литвы
Достоинства: красивая архитектура в стиле барокко; прекрасные росписи в соборе; место, связанное с историей российского гимна; интересный музей; живописные места вокруг
Недостатки: отсутствие прямой линии общественного транспорта из центра;еще очень многое нуждается в реставрации
В конце июня 2015 года мне захотелось съездить в Пажайслисский монастырь, в котором я не была много лет, чтобы взглянуть, насколько продвинулась его реставрация.
Вообще, Пажайслисский монастырь – одна из главных достопримечательностей литовского города Каунаса. Но так как он расположен далеко за пределами центра – на побережье Каунасского водохранилища, его в основном посещают группы туристов, которые привозят сюда на автобусах. А жаль! Место во всех отношениях необычное и в некотором смысле даже уникальное. Итальянское барокко в Литве. XVII век. Уточняю: не просто кем-то построенное здание в стиле барокко, а барокко, созданное именно итальянскими мастерами – от проекта до фресок!
Я также хотела бы задать вопрос на засыпку читателям, интересующимся российской историей: как вы думаете, что связывает Пажайслис с государственным гимном Российской Империи? Если не прибегать к помощи Яндекса или Гугла, искать ответ на него придется довольно долго. Не буду вас мучить: Алексей Львов – композитор, написавший музыку гимна «Боже, царя храни!» похоронен именно здесь – на территории Пажайслисского монастыря.
У Пажайслиса есть и другая, «музыкальная» функция. В нем ежегодно, в летние месяцы проводятся международные фестивали классической музыки.
В Пажайслис мы приехали на машине и поставили ее, что порадовало, на бесплатной просторной парковке. Действительно, для самостоятельного туризма при отсутствии личного или арендованного автомобиля, проезд в монастырь – не очень простая задача. Ехать на общественном транспорте придется минимум с одной пересадкой. Сначала – до каунасского района Petrašiūnai (ПетрашЮнай), а затем – троллейбусом № 9 до остановки Kauno marios. Каунас, конечно, город компактный, но приезжие любят вариант «все и сразу», без лишних перемещений.
Со времени моего последнего посещения в монастыре изменились условия приема туристов. Во-первых, посещение монастыря стало платным. Во-вторых, в нем открыли небольшой по размеру, но довольно интересный музей, посвященный истории обители. Думаю, что введение платы за вход, скорее всего, связано с его созданием. В-третьих, здесь появились гостевой дом и ресторан для туристов, т. е. если кто-то проголодался, то можно поесть или хотя бы выпить кофе до отъезда в центр Каунаса.
В настоящее время обычный билет стоит 4 EUR, а билет для пенсионеров, студентов и детей старше 6 лет – 2 EUR. Когда мой муж вынул из кошелька деньги, девушка, сидевшая на ресепшене информационно-туристического центра, удивленно спросила: «Вы будете платить 8 EUR?» «Ну да, за два билета для взрослых, как написано у Вас на табличке», – с не меньшим удивлением ответили мы. И девушка, посмотрев на меня, сказала: «Тогда я сделаю Вас студенткой». И продала мне льготный билет за 2 EUR. Смешно, но такое омоложение на N лет оказалось очень даже приятным.
Вместе с билетом посетителям выдают удобную «читабельную» карту архитектурного ансамбля монастыря с подробным описанием каждого здания. Из любопытства я попросила карту на русском языке и была приятно удивлена уровнем грамотности: в достаточно длинном тексте обнаружились всего три ошибки. Наряду с самостоятельным посещением предусмотрены и экскурсии – по предварительной записи, но т. к. я несколько раз была на экскурсиях, организованных местными монахинями, то я не уточняла ни «цену вопроса», ни условия формирования группы.
Напротив ресепшена с билетной кассой находится монастырский сад (см. фото выше).
Как я уже говорила, Пажайслисский монастырь начали строить в 70-х годах XVII века – по проекту итальянского архитектора Джамбаттиста Фредиани. Идея постройки монастыря принадлежала канцлеру Великого Княжества Литовского Кристофору Сигизмунду Пацу. По меркам своего времени, господин Пац был образованнейшим человеком. Он получил образование в Кракове, Падуе, Граце и в университете Перуджи. Будучи большим ценителем итальянской культуры, Пац пригласил в Литву итальянских мастеров – для проектирования, строительства и отделки монастырских зданий и группу итальянских монахов-камальдолийцев – для служения в будущем монастыре. Т. е. первоначально Пажайслисский монастырь был мужским.
Если кого-то интересуют подробности, кто такие камальдолийцы и каковы особенности устава этой монашеской конгрегации, об этом можно прочесть в моих путевых заметках «Литовская Польша» (часть 3). В Пажайслисе монахи-камальдолийцы вели практически тот же образ жизни, что и в описанной мной обители в Виграх: соблюдение обета молчания и уединенное проживание в персональных домиках-кельях, которые назывались эремы. Кстати, по смыслу слово «эремы» родственно слову «Эрмитаж»: и то, и другое означает «место уединения».
Заходим во двор. Перед нами туда прошла тургруппа из Польши. Все постройки монастыря располагаются строго симметрично. На севере и юге двора стоят два одинаковых по внешнему виду служебных корпуса, именуемых «официнами».
При камальдолийцах северную официну использовали как «общежитие» для наемных работников и как склад для инвентаря, а южная официна служила кузницей. В настоящее время в северной официне работает центр по приему туристов, а в южной открыт монастырский музей, с которым я вас чуть позже с удовольствием познакомлю.
На западе построено здание, называемое форестерия. В период жизни камальдолийцев в нем селили паломников и гостей. А в Первую мировую войну был госпиталь. Ныне это также гостевой дом.
Во дворе также симметрично «расставлены» два колодца. Я где-то читала, (к сожалению, не помню источник), что они символизируют пару человеческих глаз. А возле колодцев – старые липы. Колодцы, как рассказывали на экскурсиях монахини, «помнят» Наполеона. Дело в том, что во время наполеоновского нашествия французы превратили Пажайслисский монастырь в конюшню, а потом, уже отступая, капитально его разграбили.
На вторжении наполеоновской армии беды Пажайслиса не закончились. В 30-х годах XIX века на территориях Литвы и Польши вспыхнуло национально-освободительное восстание против российской царской власти. После жестокой расправы с восставшими были ликвидированы католические монастыри и католические приходские школы, а также запрещено публичное использование литовского и польского языков. Точно такая же печальная участь постигла и Пажайслисский монастырь. Монахов-камальдолийцев депортировали в Восточную Беларусь, монастырское имущество отобрали, а монастырь сделали православным.
Ясно, что подобное «перепрофилирование» из одной конфессии в другую не лучшим образом отразилось на облике обители. Так, были разрушены алтари и статуи, закрашены или испорчены «переписками» прекрасные фрески.
«Православный» период монастырской истории продлился до 1915 года. Большинство захоронений на территории Пажайслиса относится к той эпохе. Среди них – упомянутая мной в начале рассказа могила автора музыки российского гимна «Боже, царя храни!» А. Ф. Львова и могила его супруги Прасковьи. (Их имение находилось неподалеку от Каунаса).
И вот оно, творение итальянских зодчих – собор Пажайслисского монастыря, освященный в честь Посещения Елизаветой Пресвятой Девы Марии. Работы по внутренней отделке собора завершились в начале XVIII века. Над его интерьером трудились Микеланджело Паллони, Джованни Росси и другие талантливые итальянские мастера.
Для входа в собор в обычные дни нужно пройти в левый клуатр, т. е. в одну из галерей с внутренним двориком, расположенных по бокам здания. Правый клуатр выглядит так же, как левый, но по нему и через него ходят только монахини.
Бывая в Пажайслисе, я всегда на некоторое время «застревала» в клуатре. Здесь очень зелено, тихо, уютно. И непременно растут какие-нибудь цветы.
Как видите, ставить на реставрации точку очень и очень рано. Путь к собору (если заходить из клуатра) проходит через коридор, сообщающийся с капитулом – залом для еженедельных пятничных собраний камальдолийцев, на которых они исповедовались и каялись. Из коридора сделан спуск в крипту с захоронениями монахов.
На потолке капитула и потолке коридора можно увидеть чудесную белоснежную «кружевную» лепнину и фрагменты старинных фресок, выполненных итальянскими живописцами. Как жаль, что все эти украшения из-за многочисленных исторических потрясений сохранились не в полном объеме! А на полах навечно остались следы копыт наполеоновских лошадей. Конюшня в монастыре, считайте, в храме – варварство, не находящее никаких оправданий. Но фрески, насколько я видела, все же пытаются восстанавливать.
Однако декор служебно-вспомогательных помещений – это всего лишь лаконичный пролог. Уверяю вас, продолжение осмотра будет весьма впечатляющим. Шестиугольный зал, отделанный нежно-розовым и черным мрамором. При этом, несмотря на присутствие черного цвета, в помещении нет ни малейшего намека на мрачность. Напротив, тональность стен выглядит очень теплой.
Несмотря на то, что у меня это был не первый визит в собор и, несмотря на то, что я посетила немало красивых храмов Европы (в т. ч. итальянских), я не перестаю восхищаться пажайслисскими росписями. Они действительно выполнены Мастерами с большой буквы.
Больше всего, на мой взгляд, впечатляет роспись под куполом, главная тема которой – коронация Девы Марии. Труд ее автора – Джованни Росси – заслуживает высочайших похвал. Практически каждый из изображенных на куполе персонажей выполнен просто великолепно.
И, безусловно, хороши фигуры апостолов:
Ценнейшей реликвией и предметом особой гордости монастыря и собора является Пажайслисская Мадонна – икона, подаренная Христофору Пацу Папой Римским Александром VII. О приключениях этой иконы я расскажу далее – когда речь пойдет о музее. А сейчас просто покажу ее фотографию, сделанную нами в 2009 году при ярком освещении – во время празднования первого причастия.
На земельном участке, расположенном с обратной стороны собора, находятся кельи (т. е. уцелевшие домики-эремы), хозяйственные постройки и колокольня. Это фактически личное пространство монахинь, и вход посторонним туда запрещен.
Если в соборе я бывала несколько раз (до сих пор с удовольствием вспоминаю экскурсию, проведенную тогдашней настоятельницей), то музей я посетила впервые. И скажу откровенно, не ожидала, что в музее будет так интересно.
Монастырский музей – прекрасный пример того, как можно эффектно и креативно разместить большое количество документов и экспонатов на малом пространстве, не устраивая на нем вещевую и информационную свалку. И заодно написать таблички и тексты так, чтобы их хотелось ЧИТАТЬ, а не бегло просматривать по диагонали. Вообще, информация в музее дается на двух языках: литовском и английском, но я не считаю это существенным недочетом, т. к. многоязычная информационная поддержка туристов практикуется далеко не во всех европейских музеях (за исключением крупных музейных комплексов).
Большинство музейных стендов сделано в виде старинных комодов с множеством выдвижных ящиков, или шкафов, к створкам которых прикреплены информационные стенды, фотографии, документы. В одном из стендов был также вмонтирован монитор с видеороликами – с редкими кадрами из довоенной кинохроники.
На нескольких стендах представлены элементы наружной и внутренней отделки монастырских зданий и храма, относящиеся к различным эпохам.
В зале, «изображающем» монастырскую библиотеку, нас «встретила» восковая фигура монаха-камальдолийца, трудившегося над каким-то текстом. Это, можно сказать, мой древний «коллега» – тоже все пишет и пишет:) До упора.
В действительности, стена с книжными полками – это «обманка». В ней «скрываются» ниши и ящики с экспонатами.
В одной из ниш, например, хранится книга с рецептами настоек из трав, которые изготавливались монашеской братией. Около книги – бутыли для яблочного вина, настоек боярышника, валерианы и родиолы. Тексты рецептов написаны на латыни и очень неразборчивым почерком.
На скамейке в соседнем зале сидит другая восковая фигура в монашеском одеянии, но уже противоположного пола. Поясняю: с 1920 года Пажайслисский монастырь стал женским. Два года спустя после провозглашения независимости Литвы, в монастыре поселилась католическая конгрегация сестер Святого Казимира (или, сокращенно, казимирок).
Сейчас у пажайслисских монахинь, правда, другая – более современная и более элегантная – форма одежды.
Казимирки прибыли в Пажайслис из Чикаго, из эмиграции. Постепенно ряды казимирок пополнили представительницы местного населения. Сестер ожидал колоссальный объем работы: восстановление крайне запущенного, пострадавшего от войн и разграблений монастыря и монастырского хозяйства, религиозная поддержка населения, духовное просвещение молодежи…
На стендах, посвященных этому отрезку времени, выставлен дорожный сундук, с которым приехали казимирки, а также размещены предметы и документы, связанные с гуманитарно-просветительской деятельностью сестер (в т. ч. с открытым ими пансионом для девочек).
В музее также хранятся личные вещи, письма, дипломы и награды сестер-казимирок. Замечу, что многие сестры получили высшее образование.
В 1948 году, во время прихода Советов, Пажайслисский монастырь будет закрыт, а монахини изгнаны. Ряд монахинь, как свидетельствуют документы, сошлют в Сибирь. В монастырских постройках новые власти в разные годы размещали госархив, турбазу и…психбольницу (см. нижнее фото).
И долгое время в окрестностях Каунаса слово «Пажайслис» употреблялось на бытовом уровне в таком же контексте, как, например, Кащенко или Белые Столбы в Москве и Подмосковье. Более двадцати лет в Пажайслисе «обитал» филиал Музея Чюрлениса.
В 1992 году, уже при восстановленной независимости Литвы, Пажайслисский монастырь вернут в распоряжение конгрегации сестер-казимирок. В музее я узнала некоторые интересные вещи об «устройстве» самой конгрегации – например, то, что возглавляющая ее монахиня носит звание генерала. И вспомнился бессмертный Дюма с его Арамисом, стремившимся стать генералом иезуитского ордена:)
В застекленной нише мы заметили два обычных по виду, но необычных по назначению предмета. Это ножницы, использовавшиеся для пострижения в монахини.
На маленькой фотографии, размещенной в одной из витрин, я увидела лицо одной из руководительниц конгрегации, матери Ремигии, однажды показывавшей нам монастырь.
Я обещала вам рассказать о знаменитой иконе Богоматери из Пажайслисского собора – о шедевре неизвестного итальянского художника. Мне, в частности, очень нравится это окаймление из цветов.
История Пажайслисской Мадонны сравнима с приключенческим романом. После изгнания монахов-камальдолийцев она оказалась в руках православных. Затем ее увезут в Россию. В Литву святыня возвратится в двадцатых годах прошлого века и пробудет в Пажайслисе до ликвидации монастыря Советской властью. Далее она будет передана Каунасскому Кафедральному собору. В 1978 году ее…украдут. Через год преступление (большая удача!) будет раскрыто. На свое законное место – в Пажайлисский монастырь – икона вернулась в 2000 году.
Около копии иконы – копия уголовного дела, заведенного на ее похитителя, некоего Игоря Чистова. Если не ошибаюсь, на стенде показана только обложка.
Наконец, в музее можно спуститься в подвал, где экспонируется коллекция одеяний священнослужителей и церковной утвари – посмотреть старинную вышивку и ювелирные работы. Экспонаты датируются XVII-XIX веками.
Бывает, что повторное посещение изведанных мест не приносит ничего нового, а происходящие в них перемены не радуют. К счастью, в Пажайслисе все было совсем по-другому.
Вообще, Пажайслисский монастырь – одна из главных достопримечательностей литовского города Каунаса. Но так как он расположен далеко за пределами центра – на побережье Каунасского водохранилища, его в основном посещают группы туристов, которые привозят сюда на автобусах. А жаль! Место во всех отношениях необычное и в некотором смысле даже уникальное. Итальянское барокко в Литве. XVII век. Уточняю: не просто кем-то построенное здание в стиле барокко, а барокко, созданное именно итальянскими мастерами – от проекта до фресок!
Я также хотела бы задать вопрос на засыпку читателям, интересующимся российской историей: как вы думаете, что связывает Пажайслис с государственным гимном Российской Империи? Если не прибегать к помощи Яндекса или Гугла, искать ответ на него придется довольно долго. Не буду вас мучить: Алексей Львов – композитор, написавший музыку гимна «Боже, царя храни!» похоронен именно здесь – на территории Пажайслисского монастыря.
У Пажайслиса есть и другая, «музыкальная» функция. В нем ежегодно, в летние месяцы проводятся международные фестивали классической музыки.
В Пажайслис мы приехали на машине и поставили ее, что порадовало, на бесплатной просторной парковке. Действительно, для самостоятельного туризма при отсутствии личного или арендованного автомобиля, проезд в монастырь – не очень простая задача. Ехать на общественном транспорте придется минимум с одной пересадкой. Сначала – до каунасского района Petrašiūnai (ПетрашЮнай), а затем – троллейбусом № 9 до остановки Kauno marios. Каунас, конечно, город компактный, но приезжие любят вариант «все и сразу», без лишних перемещений.
Со времени моего последнего посещения в монастыре изменились условия приема туристов. Во-первых, посещение монастыря стало платным. Во-вторых, в нем открыли небольшой по размеру, но довольно интересный музей, посвященный истории обители. Думаю, что введение платы за вход, скорее всего, связано с его созданием. В-третьих, здесь появились гостевой дом и ресторан для туристов, т. е. если кто-то проголодался, то можно поесть или хотя бы выпить кофе до отъезда в центр Каунаса.
В настоящее время обычный билет стоит 4 EUR, а билет для пенсионеров, студентов и детей старше 6 лет – 2 EUR. Когда мой муж вынул из кошелька деньги, девушка, сидевшая на ресепшене информационно-туристического центра, удивленно спросила: «Вы будете платить 8 EUR?» «Ну да, за два билета для взрослых, как написано у Вас на табличке», – с не меньшим удивлением ответили мы. И девушка, посмотрев на меня, сказала: «Тогда я сделаю Вас студенткой». И продала мне льготный билет за 2 EUR. Смешно, но такое омоложение на N лет оказалось очень даже приятным.
Вместе с билетом посетителям выдают удобную «читабельную» карту архитектурного ансамбля монастыря с подробным описанием каждого здания. Из любопытства я попросила карту на русском языке и была приятно удивлена уровнем грамотности: в достаточно длинном тексте обнаружились всего три ошибки. Наряду с самостоятельным посещением предусмотрены и экскурсии – по предварительной записи, но т. к. я несколько раз была на экскурсиях, организованных местными монахинями, то я не уточняла ни «цену вопроса», ни условия формирования группы.
Напротив ресепшена с билетной кассой находится монастырский сад (см. фото выше).
Как я уже говорила, Пажайслисский монастырь начали строить в 70-х годах XVII века – по проекту итальянского архитектора Джамбаттиста Фредиани. Идея постройки монастыря принадлежала канцлеру Великого Княжества Литовского Кристофору Сигизмунду Пацу. По меркам своего времени, господин Пац был образованнейшим человеком. Он получил образование в Кракове, Падуе, Граце и в университете Перуджи. Будучи большим ценителем итальянской культуры, Пац пригласил в Литву итальянских мастеров – для проектирования, строительства и отделки монастырских зданий и группу итальянских монахов-камальдолийцев – для служения в будущем монастыре. Т. е. первоначально Пажайслисский монастырь был мужским.
Если кого-то интересуют подробности, кто такие камальдолийцы и каковы особенности устава этой монашеской конгрегации, об этом можно прочесть в моих путевых заметках «Литовская Польша» (часть 3). В Пажайслисе монахи-камальдолийцы вели практически тот же образ жизни, что и в описанной мной обители в Виграх: соблюдение обета молчания и уединенное проживание в персональных домиках-кельях, которые назывались эремы. Кстати, по смыслу слово «эремы» родственно слову «Эрмитаж»: и то, и другое означает «место уединения».
Заходим во двор. Перед нами туда прошла тургруппа из Польши. Все постройки монастыря располагаются строго симметрично. На севере и юге двора стоят два одинаковых по внешнему виду служебных корпуса, именуемых «официнами».
При камальдолийцах северную официну использовали как «общежитие» для наемных работников и как склад для инвентаря, а южная официна служила кузницей. В настоящее время в северной официне работает центр по приему туристов, а в южной открыт монастырский музей, с которым я вас чуть позже с удовольствием познакомлю.
На западе построено здание, называемое форестерия. В период жизни камальдолийцев в нем селили паломников и гостей. А в Первую мировую войну был госпиталь. Ныне это также гостевой дом.
Во дворе также симметрично «расставлены» два колодца. Я где-то читала, (к сожалению, не помню источник), что они символизируют пару человеческих глаз. А возле колодцев – старые липы. Колодцы, как рассказывали на экскурсиях монахини, «помнят» Наполеона. Дело в том, что во время наполеоновского нашествия французы превратили Пажайслисский монастырь в конюшню, а потом, уже отступая, капитально его разграбили.
На вторжении наполеоновской армии беды Пажайслиса не закончились. В 30-х годах XIX века на территориях Литвы и Польши вспыхнуло национально-освободительное восстание против российской царской власти. После жестокой расправы с восставшими были ликвидированы католические монастыри и католические приходские школы, а также запрещено публичное использование литовского и польского языков. Точно такая же печальная участь постигла и Пажайслисский монастырь. Монахов-камальдолийцев депортировали в Восточную Беларусь, монастырское имущество отобрали, а монастырь сделали православным.
Ясно, что подобное «перепрофилирование» из одной конфессии в другую не лучшим образом отразилось на облике обители. Так, были разрушены алтари и статуи, закрашены или испорчены «переписками» прекрасные фрески.
«Православный» период монастырской истории продлился до 1915 года. Большинство захоронений на территории Пажайслиса относится к той эпохе. Среди них – упомянутая мной в начале рассказа могила автора музыки российского гимна «Боже, царя храни!» А. Ф. Львова и могила его супруги Прасковьи. (Их имение находилось неподалеку от Каунаса).
И вот оно, творение итальянских зодчих – собор Пажайслисского монастыря, освященный в честь Посещения Елизаветой Пресвятой Девы Марии. Работы по внутренней отделке собора завершились в начале XVIII века. Над его интерьером трудились Микеланджело Паллони, Джованни Росси и другие талантливые итальянские мастера.
Для входа в собор в обычные дни нужно пройти в левый клуатр, т. е. в одну из галерей с внутренним двориком, расположенных по бокам здания. Правый клуатр выглядит так же, как левый, но по нему и через него ходят только монахини.
Бывая в Пажайслисе, я всегда на некоторое время «застревала» в клуатре. Здесь очень зелено, тихо, уютно. И непременно растут какие-нибудь цветы.
Как видите, ставить на реставрации точку очень и очень рано. Путь к собору (если заходить из клуатра) проходит через коридор, сообщающийся с капитулом – залом для еженедельных пятничных собраний камальдолийцев, на которых они исповедовались и каялись. Из коридора сделан спуск в крипту с захоронениями монахов.
На потолке капитула и потолке коридора можно увидеть чудесную белоснежную «кружевную» лепнину и фрагменты старинных фресок, выполненных итальянскими живописцами. Как жаль, что все эти украшения из-за многочисленных исторических потрясений сохранились не в полном объеме! А на полах навечно остались следы копыт наполеоновских лошадей. Конюшня в монастыре, считайте, в храме – варварство, не находящее никаких оправданий. Но фрески, насколько я видела, все же пытаются восстанавливать.
Однако декор служебно-вспомогательных помещений – это всего лишь лаконичный пролог. Уверяю вас, продолжение осмотра будет весьма впечатляющим. Шестиугольный зал, отделанный нежно-розовым и черным мрамором. При этом, несмотря на присутствие черного цвета, в помещении нет ни малейшего намека на мрачность. Напротив, тональность стен выглядит очень теплой.
Несмотря на то, что у меня это был не первый визит в собор и, несмотря на то, что я посетила немало красивых храмов Европы (в т. ч. итальянских), я не перестаю восхищаться пажайслисскими росписями. Они действительно выполнены Мастерами с большой буквы.
Больше всего, на мой взгляд, впечатляет роспись под куполом, главная тема которой – коронация Девы Марии. Труд ее автора – Джованни Росси – заслуживает высочайших похвал. Практически каждый из изображенных на куполе персонажей выполнен просто великолепно.
И, безусловно, хороши фигуры апостолов:
Ценнейшей реликвией и предметом особой гордости монастыря и собора является Пажайслисская Мадонна – икона, подаренная Христофору Пацу Папой Римским Александром VII. О приключениях этой иконы я расскажу далее – когда речь пойдет о музее. А сейчас просто покажу ее фотографию, сделанную нами в 2009 году при ярком освещении – во время празднования первого причастия.
На земельном участке, расположенном с обратной стороны собора, находятся кельи (т. е. уцелевшие домики-эремы), хозяйственные постройки и колокольня. Это фактически личное пространство монахинь, и вход посторонним туда запрещен.
Если в соборе я бывала несколько раз (до сих пор с удовольствием вспоминаю экскурсию, проведенную тогдашней настоятельницей), то музей я посетила впервые. И скажу откровенно, не ожидала, что в музее будет так интересно.
Монастырский музей – прекрасный пример того, как можно эффектно и креативно разместить большое количество документов и экспонатов на малом пространстве, не устраивая на нем вещевую и информационную свалку. И заодно написать таблички и тексты так, чтобы их хотелось ЧИТАТЬ, а не бегло просматривать по диагонали. Вообще, информация в музее дается на двух языках: литовском и английском, но я не считаю это существенным недочетом, т. к. многоязычная информационная поддержка туристов практикуется далеко не во всех европейских музеях (за исключением крупных музейных комплексов).
Большинство музейных стендов сделано в виде старинных комодов с множеством выдвижных ящиков, или шкафов, к створкам которых прикреплены информационные стенды, фотографии, документы. В одном из стендов был также вмонтирован монитор с видеороликами – с редкими кадрами из довоенной кинохроники.
На нескольких стендах представлены элементы наружной и внутренней отделки монастырских зданий и храма, относящиеся к различным эпохам.
В зале, «изображающем» монастырскую библиотеку, нас «встретила» восковая фигура монаха-камальдолийца, трудившегося над каким-то текстом. Это, можно сказать, мой древний «коллега» – тоже все пишет и пишет:) До упора.
В действительности, стена с книжными полками – это «обманка». В ней «скрываются» ниши и ящики с экспонатами.
В одной из ниш, например, хранится книга с рецептами настоек из трав, которые изготавливались монашеской братией. Около книги – бутыли для яблочного вина, настоек боярышника, валерианы и родиолы. Тексты рецептов написаны на латыни и очень неразборчивым почерком.
На скамейке в соседнем зале сидит другая восковая фигура в монашеском одеянии, но уже противоположного пола. Поясняю: с 1920 года Пажайслисский монастырь стал женским. Два года спустя после провозглашения независимости Литвы, в монастыре поселилась католическая конгрегация сестер Святого Казимира (или, сокращенно, казимирок).
Сейчас у пажайслисских монахинь, правда, другая – более современная и более элегантная – форма одежды.
Казимирки прибыли в Пажайслис из Чикаго, из эмиграции. Постепенно ряды казимирок пополнили представительницы местного населения. Сестер ожидал колоссальный объем работы: восстановление крайне запущенного, пострадавшего от войн и разграблений монастыря и монастырского хозяйства, религиозная поддержка населения, духовное просвещение молодежи…
На стендах, посвященных этому отрезку времени, выставлен дорожный сундук, с которым приехали казимирки, а также размещены предметы и документы, связанные с гуманитарно-просветительской деятельностью сестер (в т. ч. с открытым ими пансионом для девочек).
В музее также хранятся личные вещи, письма, дипломы и награды сестер-казимирок. Замечу, что многие сестры получили высшее образование.
В 1948 году, во время прихода Советов, Пажайслисский монастырь будет закрыт, а монахини изгнаны. Ряд монахинь, как свидетельствуют документы, сошлют в Сибирь. В монастырских постройках новые власти в разные годы размещали госархив, турбазу и…психбольницу (см. нижнее фото).
И долгое время в окрестностях Каунаса слово «Пажайслис» употреблялось на бытовом уровне в таком же контексте, как, например, Кащенко или Белые Столбы в Москве и Подмосковье. Более двадцати лет в Пажайслисе «обитал» филиал Музея Чюрлениса.
В 1992 году, уже при восстановленной независимости Литвы, Пажайслисский монастырь вернут в распоряжение конгрегации сестер-казимирок. В музее я узнала некоторые интересные вещи об «устройстве» самой конгрегации – например, то, что возглавляющая ее монахиня носит звание генерала. И вспомнился бессмертный Дюма с его Арамисом, стремившимся стать генералом иезуитского ордена:)
В застекленной нише мы заметили два обычных по виду, но необычных по назначению предмета. Это ножницы, использовавшиеся для пострижения в монахини.
На маленькой фотографии, размещенной в одной из витрин, я увидела лицо одной из руководительниц конгрегации, матери Ремигии, однажды показывавшей нам монастырь.
Я обещала вам рассказать о знаменитой иконе Богоматери из Пажайслисского собора – о шедевре неизвестного итальянского художника. Мне, в частности, очень нравится это окаймление из цветов.
История Пажайслисской Мадонны сравнима с приключенческим романом. После изгнания монахов-камальдолийцев она оказалась в руках православных. Затем ее увезут в Россию. В Литву святыня возвратится в двадцатых годах прошлого века и пробудет в Пажайслисе до ликвидации монастыря Советской властью. Далее она будет передана Каунасскому Кафедральному собору. В 1978 году ее…украдут. Через год преступление (большая удача!) будет раскрыто. На свое законное место – в Пажайлисский монастырь – икона вернулась в 2000 году.
Около копии иконы – копия уголовного дела, заведенного на ее похитителя, некоего Игоря Чистова. Если не ошибаюсь, на стенде показана только обложка.
Наконец, в музее можно спуститься в подвал, где экспонируется коллекция одеяний священнослужителей и церковной утвари – посмотреть старинную вышивку и ювелирные работы. Экспонаты датируются XVII-XIX веками.
Бывает, что повторное посещение изведанных мест не приносит ничего нового, а происходящие в них перемены не радуют. К счастью, в Пажайслисе все было совсем по-другому.
Год посещения | 2015 |
Страна | Литва |
Регион (край, область, штат) | Каунасский уезд |
Район | Каунасское самоуправление |
Город или поселок | Каунас |
Улица | T. Masiulio gatvė |
Дом № | 31 |
Общее впечатление | Шедевр итальянского барокко в центре Литвы |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву60
Какая милая любезность со стороны девушки-билетера, тоже порадовала меня))
красиво
Как жаль, что пренграды в виде виз. Ездила бы в Литву каждый квартал...
В Каунасе была давно, увы...
Вот это новость!
Ну тогда будем на автобусе ездить через Латвию...