Отзыв: Монастырь Камедулов на озере Вигры (Польша, Подляское воеводство) - "Литовская" Польша (часть 3)
Достоинства: один из красивейших природных парков польши, большое озеро, хорошие условия для туризма, интересная архитектура
Недостатки: существенных недостатков не выявили
Наш недавний вояж по граничащим с Литвой районам Польши мы завершили в Виграх. Вигры – это поселок, соседствующий с одноименным национальным природным парком. На территории парка находится большое (площадью около 22 квадратных километров) озеро с точно таким же названием – Вигры и несколько десятков более мелких озер. Здесь же протекает и река Чарна Ханьча.
Национальный Вигерский парк – это не только густые леса, разнообразие птиц и зверей, но и, как вы уже, наверное, догадались при чтении предыдущей фразы, отличное место для любителей поплавать на яхтах, лодках, байдарках, водных велосипедах.
Для туристов, помимо обычных кемпингов с характерными для них условиями, построены гостевые дома, пансионы, отели со всеми благами цивилизации. Также имеются ресторанчики с польско-литовской национальной кухней. Возле берега озера выставлены прилавки с региональными «продуктовыми» сувенирами: медом и популярным на северо-востоке Польши десертом-выпечкой, который называется «сенкач». А если уж очень захочется чего-то еще, то можно проехать на шоппинг в город Сувалки. Мы, кстати, были удивлены, заметив в парковой зоне около десятка машин с российскими номерами, так как считали, что уж своих-то красот природы в России более чем достаточно.
Отмечу, что Вигры славятся не только озерами и лесами. В Виграх есть ценный архитектурный памятник – комплекс зданий, принадлежавших монастырю конгрегации камальдулов (они же – камальдолийцы или камальдолиты). В бездарном (как по фонетике, так и с точки зрения знания предметной области) переводе с польского языка на русский язык обитель зовется «монастырь камедулов».
Название «камальдолийцы» происходит от названия места в Италии, в котором в XI веке некий монах из Равенны по имени Ромуальд, бывший бенедиктинец, основал самый первый такой монастырь – монастырь с очень строгим, жестким уставом, требовавшим от монашеской братии предельного аскетизма и стопроцентно затворнического образа жизни.
Обет молчания, регулярные бичевания, изнурительные посты, ночные богослужения, ношение власяниц и отшельничество (камальдолийцев можно было увидеть вместе только на общих молебнах). При этом «руководитель» камальдолийской обители, которого называли «major», не назначался, а избирался – естественно, из числа ее же насельников. Со временем камальдолийцы распались на две группы, одну из которых, сохранившую жесткий устав с отшельничеством, стали называть эремитами.
Монастырь появился в Виграх в XVII веке – с разрешения короля Владислава IV. Монастырь сооружен на высоком холме – на острове, «превратившемся» в полуостров благодаря насыпанной дамбе. Приглашенные для строительства литовские и польские «гастарбайтеры» поселились в окрестностях, основав две расположенные поблизости деревни – Бурденишки и Магдаленово.
Первоначально все постройки были деревянными. А архитектором монастырского комплекса, который, собственно, и является достопримечательностью, считается итальянский мастер Пьетро Путини.
Говоря о монастыре, следует употреблять слово «бывший». Закрыли его, как по инерции думают многие, не коммунисты, а прусские власти – во время так называемого третьего раздела Польши. Случилось это на рубеже XVIII и XIX вв. Монахам пришлось переселиться на другой конец Польши – в поселок Беляны. Какова их дальнейшая судьба, я не знаю. Сейчас единственный оставшийся в Польше монастырь камальдолийцев находится в Кракове, в Вольском лесу.
Монастырский костел в Виграх стал местным приходским храмом. Монашеское имущество было постепенно разграблено, а по зданиям, одна за другой, «прошлись» две мировые войны.
В настоящее время монастырский комплекс принадлежит Дому Творчества, а здания с кельями отшельников (или, как их называют по-польски – «эремы», от слова «эремиты»), используются в качестве гостиницы. Также в монастырских постройках открыты кафе, ресторан, магазин сувениров. Кельи условно делятся на верхние и нижние – в зависимости от места их расположения на холме.
Если говорить откровенно, то я не в восторге от нынешних способов "эксплуатации" монастырских построек. Однако никакие альтернативы, насколько я вижу, здесь не вырисовываются. Напомню, что последний монах покинул данную территорию два с лишним века тому назад. Теперешние функционеры от католической церкви, похоже, не особо стремятся вернуть и «реанимировать» утраченные ими активы. В противном случае вопрос об их возврате был бы поставлен намного раньше. Открытие музея? Но какого? Какими экспонатами его наполнять? Предметы, которые могли представлять какую-то ценность, либо пропали после ликвидации обители, либо «ушли» вместе с монахами. Еще одну галерею современного искусства с какими-то, как это часто сейчас бывает, творениями сомнительной значимости? И что это даст?
Другой момент, который также меня не порадовал – это отношение к зданиям. Вообще-то пора начинать штукатурить, но никто не торопится…
Часовая башня монастыря «работает» как смотровая площадка. Подъем на нее платный – 8 злотых, но в данную сумму входит посещение крипты с мощами отшельников, а также осмотр бывших апартаментов приезжавшего в эти края покойного Папы Римского – Иоанна Павла Второго. Отмечу, что льготный билет для детей и пенсионеров стоит 4 злотых.
В отличие от зданий монастыря, здание костела используется по своему прямому назначению. Когда мы там были, в нем готовились к двум эмоционально противоположным событиям – к отпеванию и венчанию.
Информация о костеле крайне скудна. Известно лишь то, что он также построен в XVII веке, а элементы барокко и рококо видны невооруженным глазом без пояснений. К счастью, его интерьер (если не заострять внимание на некоторых мелочах) не пострадал от образчиков безвкусного религиозного «новодела».
Больше всего в интерьере костела меня впечатлил резной позолоченный дубовый алтарь. Я не знаю, кто создал это чудное деревянное «кружево», обрамляющее икону уносимой в небо Девы Марии, но хочется мысленно поаплодировать таланту неизвестного мастера.
Также интересны и настенные росписи:
Эти две картины, на одной из которых изображено Благовещение, а на другой, если не ошибаюсь, Вознесение Девы Марии, скорее всего, написаны в прошлом столетии, а то и вовсе в ХХI веке.
Их «возраст» выдают даже не техника живописи, не тональность красок, а современные черты и выражения лиц изображенных на них «персонажей». Плебейские носы «картошкой», руки-«лопаты», лишенные благородства и одухотворенности лица, отсутствие света в глазах, эффекты макияжа на лице Марии…Я перечисляю лишь то, что сразу же бросается в глаза и явно контрастирует с остальными картинами, созданными в предшествующих столетиях. Как говорилось в одном популярном рекламном ролике, «почувствуйте разницу» (см. фото ниже).
Перед нами "появляется" Святой Казимир - небесный покровитель Литвы:
В крипте собора покоятся мощи монахов-отшельников. На одной из стен крипты – старинная фреска «Пляска смерти»:
Напротив входа в собор расположено здание, где можно увидеть апартаменты Иоанна Павла Второго. В этих апартаментах покойный понтифик останавливался во время пастырского визита в Польшу в 1999 году. Апартаменты представляют собой три достаточно скромно обставленных комнатки. В первой из них была оборудована небольшая молельня:
Вторая комната - это столовая, совмещенная с кабинетом. Какой-то особой роскоши, как видите, нет. Просто добротная и элегантная меблировка и посуда:
И, наконец, третья комната, служившая понтифику спальней:
Так как для многих польских и литовских католиков покойный Папа был очень близким, почти родным человеком, апартаменты в «приемные часы» практически никогда не бывают пустыми.
Наши дальнейшие планы, связанные с прогулкой по Виграм, беспощадно разрушили ветер и ливень. Поэтому вечер пришлось завершить не в лесу, не на озере, а в гостинице в Старом Фольварке.
И несмотря на отсутствие ярких, сильных и долго анализируемых впечатлений, я все же нисколько не жалею о времени, потраченном на «литовскую» Польшу.
Национальный Вигерский парк – это не только густые леса, разнообразие птиц и зверей, но и, как вы уже, наверное, догадались при чтении предыдущей фразы, отличное место для любителей поплавать на яхтах, лодках, байдарках, водных велосипедах.
Для туристов, помимо обычных кемпингов с характерными для них условиями, построены гостевые дома, пансионы, отели со всеми благами цивилизации. Также имеются ресторанчики с польско-литовской национальной кухней. Возле берега озера выставлены прилавки с региональными «продуктовыми» сувенирами: медом и популярным на северо-востоке Польши десертом-выпечкой, который называется «сенкач». А если уж очень захочется чего-то еще, то можно проехать на шоппинг в город Сувалки. Мы, кстати, были удивлены, заметив в парковой зоне около десятка машин с российскими номерами, так как считали, что уж своих-то красот природы в России более чем достаточно.
Отмечу, что Вигры славятся не только озерами и лесами. В Виграх есть ценный архитектурный памятник – комплекс зданий, принадлежавших монастырю конгрегации камальдулов (они же – камальдолийцы или камальдолиты). В бездарном (как по фонетике, так и с точки зрения знания предметной области) переводе с польского языка на русский язык обитель зовется «монастырь камедулов».
Название «камальдолийцы» происходит от названия места в Италии, в котором в XI веке некий монах из Равенны по имени Ромуальд, бывший бенедиктинец, основал самый первый такой монастырь – монастырь с очень строгим, жестким уставом, требовавшим от монашеской братии предельного аскетизма и стопроцентно затворнического образа жизни.
Обет молчания, регулярные бичевания, изнурительные посты, ночные богослужения, ношение власяниц и отшельничество (камальдолийцев можно было увидеть вместе только на общих молебнах). При этом «руководитель» камальдолийской обители, которого называли «major», не назначался, а избирался – естественно, из числа ее же насельников. Со временем камальдолийцы распались на две группы, одну из которых, сохранившую жесткий устав с отшельничеством, стали называть эремитами.
Монастырь появился в Виграх в XVII веке – с разрешения короля Владислава IV. Монастырь сооружен на высоком холме – на острове, «превратившемся» в полуостров благодаря насыпанной дамбе. Приглашенные для строительства литовские и польские «гастарбайтеры» поселились в окрестностях, основав две расположенные поблизости деревни – Бурденишки и Магдаленово.
Первоначально все постройки были деревянными. А архитектором монастырского комплекса, который, собственно, и является достопримечательностью, считается итальянский мастер Пьетро Путини.
Говоря о монастыре, следует употреблять слово «бывший». Закрыли его, как по инерции думают многие, не коммунисты, а прусские власти – во время так называемого третьего раздела Польши. Случилось это на рубеже XVIII и XIX вв. Монахам пришлось переселиться на другой конец Польши – в поселок Беляны. Какова их дальнейшая судьба, я не знаю. Сейчас единственный оставшийся в Польше монастырь камальдолийцев находится в Кракове, в Вольском лесу.
Монастырский костел в Виграх стал местным приходским храмом. Монашеское имущество было постепенно разграблено, а по зданиям, одна за другой, «прошлись» две мировые войны.
В настоящее время монастырский комплекс принадлежит Дому Творчества, а здания с кельями отшельников (или, как их называют по-польски – «эремы», от слова «эремиты»), используются в качестве гостиницы. Также в монастырских постройках открыты кафе, ресторан, магазин сувениров. Кельи условно делятся на верхние и нижние – в зависимости от места их расположения на холме.
Если говорить откровенно, то я не в восторге от нынешних способов "эксплуатации" монастырских построек. Однако никакие альтернативы, насколько я вижу, здесь не вырисовываются. Напомню, что последний монах покинул данную территорию два с лишним века тому назад. Теперешние функционеры от католической церкви, похоже, не особо стремятся вернуть и «реанимировать» утраченные ими активы. В противном случае вопрос об их возврате был бы поставлен намного раньше. Открытие музея? Но какого? Какими экспонатами его наполнять? Предметы, которые могли представлять какую-то ценность, либо пропали после ликвидации обители, либо «ушли» вместе с монахами. Еще одну галерею современного искусства с какими-то, как это часто сейчас бывает, творениями сомнительной значимости? И что это даст?
Другой момент, который также меня не порадовал – это отношение к зданиям. Вообще-то пора начинать штукатурить, но никто не торопится…
Часовая башня монастыря «работает» как смотровая площадка. Подъем на нее платный – 8 злотых, но в данную сумму входит посещение крипты с мощами отшельников, а также осмотр бывших апартаментов приезжавшего в эти края покойного Папы Римского – Иоанна Павла Второго. Отмечу, что льготный билет для детей и пенсионеров стоит 4 злотых.
В отличие от зданий монастыря, здание костела используется по своему прямому назначению. Когда мы там были, в нем готовились к двум эмоционально противоположным событиям – к отпеванию и венчанию.
Информация о костеле крайне скудна. Известно лишь то, что он также построен в XVII веке, а элементы барокко и рококо видны невооруженным глазом без пояснений. К счастью, его интерьер (если не заострять внимание на некоторых мелочах) не пострадал от образчиков безвкусного религиозного «новодела».
Больше всего в интерьере костела меня впечатлил резной позолоченный дубовый алтарь. Я не знаю, кто создал это чудное деревянное «кружево», обрамляющее икону уносимой в небо Девы Марии, но хочется мысленно поаплодировать таланту неизвестного мастера.
Также интересны и настенные росписи:
Эти две картины, на одной из которых изображено Благовещение, а на другой, если не ошибаюсь, Вознесение Девы Марии, скорее всего, написаны в прошлом столетии, а то и вовсе в ХХI веке.
Их «возраст» выдают даже не техника живописи, не тональность красок, а современные черты и выражения лиц изображенных на них «персонажей». Плебейские носы «картошкой», руки-«лопаты», лишенные благородства и одухотворенности лица, отсутствие света в глазах, эффекты макияжа на лице Марии…Я перечисляю лишь то, что сразу же бросается в глаза и явно контрастирует с остальными картинами, созданными в предшествующих столетиях. Как говорилось в одном популярном рекламном ролике, «почувствуйте разницу» (см. фото ниже).
Перед нами "появляется" Святой Казимир - небесный покровитель Литвы:
В крипте собора покоятся мощи монахов-отшельников. На одной из стен крипты – старинная фреска «Пляска смерти»:
Напротив входа в собор расположено здание, где можно увидеть апартаменты Иоанна Павла Второго. В этих апартаментах покойный понтифик останавливался во время пастырского визита в Польшу в 1999 году. Апартаменты представляют собой три достаточно скромно обставленных комнатки. В первой из них была оборудована небольшая молельня:
Вторая комната - это столовая, совмещенная с кабинетом. Какой-то особой роскоши, как видите, нет. Просто добротная и элегантная меблировка и посуда:
И, наконец, третья комната, служившая понтифику спальней:
Так как для многих польских и литовских католиков покойный Папа был очень близким, почти родным человеком, апартаменты в «приемные часы» практически никогда не бывают пустыми.
Наши дальнейшие планы, связанные с прогулкой по Виграм, беспощадно разрушили ветер и ливень. Поэтому вечер пришлось завершить не в лесу, не на озере, а в гостинице в Старом Фольварке.
И несмотря на отсутствие ярких, сильных и долго анализируемых впечатлений, я все же нисколько не жалею о времени, потраченном на «литовскую» Польшу.
Год посещения | 2013 |
Общее впечатление | "Литовская" Польша (часть 3) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву37
А зонтик зачем прихватили? :))))