3
Отзыв рекомендуют 80 7

Отзыв: Фильм "14+" (2015) - Эх, где наши 14 лет!

Достоинства: тематика, ирония, побочная линия с матерью героя
Недостатки: примитивный сюжет, герои "потерялись" во времени, диалоги как раз на уровне 14летних, некая "ералашность" всего происходящего
Если вести речь о подростковых кинокартинах, то нет смысла рассматривать только американское некоммерческое кино, каким бы оно не было, ибо наши-то подростки, хорошо, если столкнуться с ним в размерах 10% от общего числа, но в основной своей массе фильмы типа "Я, Эрл и умирающая девушка"остаются незамеченными. Куда интересней пронаблюдать, что творится в стране, отягощённой стальными духовными скрепами, запретами различной сексуально пропаганды и практически стропроцентной любовью к партии и её главе.

Как я уже говорила, российское подростковое кино - это по факту то, что с конца 80х принято называть чернухой: жизни рушатся, тотальное непонимание вокруг, подростки всегда изгои, у которых нет никаких общих точек соприкосновения ни с окружающим их социумом, ни с собственными родителями. В общем, мрак беспросветный, тоска и постоянные попытки выдать очередную копию "Деток" Ларри Кларка за стопроцентный шедевр. На фоне всего этого довольно интересно смотрится "14+", фильм, который представляет собой истинно подростковое кино, при всём при этом, довольно доступное и коммерческое. Помниться, даже в моём городе фильм шёл в кинотеатрах и на него даже (о боги!) ходили подростки, правда, в связи с законом защиты детей от информации, старше 16 лет (хотя фильм ориентирован на аудиторию несколько младше, но и это уже хорошо).


Я, честно, фильм смотреть не собиралась, пока мой друг как-то не сказал, что я ведь наверняка узнаю в нём много чего из своего собственного подросткового возрасте, он, мол, узнал, а сюжет в этом деле - дело десятое. Самое интересное, что наши 14 лет были с разницей лет в 20, а учитывая, что и с этого времени прошло ещё с 10-30 лет, то вера в универсальность показанной истории была совсем слаба. Хотя, если убрать приметы времени и курс на акселерацию подростков, наверное, из года в год и из десятилетия в десятилетие подростки переживают если не одинаковые, то несколько смежные события собственной жизни, вот почему до сих пор актуален сюжет Ромео и Джульетты, который интегрирован в "14+".

Итак, у нас есть Лёша - учащийся 10 класса усреднённой средней школы, живущий с ещё молодой мамой в спальном районе на окраине города. Однажды Лёша влюбляется с свою ровесницу Вику из "вражеской " школы, которая в Лёшину компанию из двух друзей не входит. И тут понеслось: репетиция речи знакомства перед зеркалом, записочки с признанием в любви, которые не доходят до своего адресата, любование фоточками во Вконтакте, робкие попытки добавить в друзья или написать сообщение, слежка в метро... В общем, полный набор того, что допустимо для первой любви, когда гормоны бьют в виски и давят где-то в области низа живота. Не мытьём, так катаньем, с помощью верного друга и собственного обаяния, Лёша всё-таки начинает контактировать с Викой, несмотря на злого Волкова, желающего отмутузить всех не из своего района и собственную робость в делах любовных.

Сюжет, мягко скажем, примитивный, но, пардон, а вы что хотели от истории первой любви в век, когда ОГЭ и ЕГЭ окольцевало подростков, лишив их возможности связать два слова? Перед нами довольно усреднённые герои, без каких-либо отличительных признаков (никто из них ничем не увлекается, внешне не выделяется средь своих ровесников, да и вообще, поставь этих Лёшу и Вику в толпу пятнадцатилеток, вы вряд ли опознаете их с первого раза) и их такая же, ничем не примечательная история, похожая на производственный роман времён СССР, где он любит её, а она - его, но оба то стесняются признаться, то сталкиваются с изначально кажущейся непреодолимой преградой, но все мы знаем, что в конце героям суждено быть вместе.

Больше всего в картине меня озадачил вопрос о времени, в которое происходит действие. Понятно, что Андрей Зайцев поставил перед собой задачу показать нечто универсальное, что будет в разной мере, конечно, но актуально для всех возрастов, но, тем не менее, если маркёры эпохи в фильме присутствуют, то хотелось бы знать, а какой именно, потому что, как ни крути, все мы понимаем, что поколение 90х отличалось от советских школьников и так же, не менее и не более, отличалось от современных подростков. Но вот какой казус: Лёша ходит с кнопочным сотовым телефоном, играет в "Нинтендо", любит фильм "Брат" и боготворит Данилу Багрова, слушает ска-панк, танцует с возлюбленной под песню Михаила Боярского, удивляет подругу и удивляется сам кассетному магнитофону а-ля "Вега", при всём при этом, подростки увлекаются съёмкой видео-роликов, активничают в соц. сетях (напомню, активно распространяться оные стали только 8 лет назад), а на заднем фоне играют песни Максим десятилетней давности. Согласитесь, всё это - довольно яркие атрибуты своего времени, но собранные все вместе они создают образ ни универсальности на все времена, а некой мешанины в доме Облонских. Значит ли это, что подростки такие разные и Андрей Зайцев, изучив их всех, пытается нам выдать полученный результат со словами "они такие"? Для меня - нет, это значит лишь то, что создатель смешал собственный подростковый период сначала со своим собственным представлением о современных подростках, а потом, видимо, и с теми данными, которые непосредственно уже получил от них самих в процессе подготовок к съёмкам и работе над картиной. Получилось такое приложение старого шаблона со старым материалом к новому поколению.

Теперь к вопросу узнавания. Несомненно, каждый из нас, какого бы возраста он ни был, несомненно, увидит в "14+" не столько историю Лёши и Вики, сколько что-то своё: это может быть и главная линия, когда зритель, пуская слезу, вспоминает свою первую любовь, оказавшуюся вдруг взаимной, а может быть, как в моём случае, например (любовная линия в моём случае ну совсем не работала, увы), какую-то мелочь, типа войны школ и районов, попытки купить алкоголь в ближайшем мелком магазине шаговой доступности, где товар отдаётся из рук в руки и тебя знают, как облупленного. Как далеко можно уехать на собственном чувстве ностальгии - другой вопрос.

Меня, как ни странно, куда больше заинтересовала побочная линия "14+", вынесенная на задворки: ещё молодая и довольно привлекательная мама Лёши пытается, во-первых, как-то поддерживать контакт с сыном, который вступил в новую эру собственной жизни, а, во-вторых, построить и свою жизнь. Тут вам и застолья на кухне то с ухажёром из числа пациентов больницы, где женщина работает, то с подругой, красящей волосы и знающей, как избавиться от венца безбрачия. И в этой же линии встаёт довольно интересный и не имеющий однозначного ответа среди взрослого населения вопрос: как реагировать на любовные отношения и секс своих детей-подростков? Для многих родителей удар от "застукивания" собственных детей куда более сильный, чем если бы в своё время застукали их, или их детям от того же факта: невозможность смирения с тем, что твой ребёнок уже вырос, неспособность в своей голове сопоставить того ребёнка, что просит у тебя новый диск для игровой приставки и обижается на фразу "домой к восьми" с тем, что приводит девочек домой и закрывает дверь в свою комнату.

Так как фильм всё-таки нацелен на определённую возрастную аудиторию, рекомендовать его всем не стану, а вот сделать его центром семейного вечера, в котором картина станет темой для дальнейшего разговора со своими детьми - можно: уверена, что поговорить будет о чём, да и вы удивитесь, какое разное восприятие одного и того же у людей разных поколений. В общем и целом "14+" - хорошая попытка создать новое подростковое кино, без пошлости и трагедийной надрывности, с иронической подачей, но кроме желания сделать и некой доли искренности на самом деле в нём абсолютно ничего нет (отдельный вопрос, насколько взрослому человеку интересно смотреть на подростков, строящих диалог по типу: "Прикольно!" - "Ага").
Общее впечатление Эх, где наши 14 лет!
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямНЕТ

Комментарии к отзыву7

sh-iliya
у меня вчера был выбор что посмотреть это кино или Частоты. выбрал второе
Фильм "Частоты" (2013)
знание определяет будущее? а какая разница?
Anastasia 27
Да, прекрасный возраст. Много приключений и никакой ответственности (кроме моральной).
Chakty
У меня сын как раз в таком возрасте - первых вздохов и прочих любовных опытов. Пожалуй, посмотрю.
Хиппа
Да, "замес" получился явно из моего пубертатного периода и современности =)
Motorbreath
А мне вот интересно было посмотреть… в то время как мальчики за девочками начинали бегать, я в бассейне под крики тренера "потел") Конечно, всё это было потом, несколькими годами позже, но посмотреть на "самое начало" было забавно. Фильм понравился.
КРИТИКjd
Ваш отзыв, много слов,"заумных",а по сути вы просто льете воду! Какие же по вашему должны быть диалоги, когда героям по 14 лет?Соответственно и такие диалоги!Фильм даже очень неплохой,мы смотрели семьей, моему тоже 14 лет, и я наблюдал за ним, и видел, как он переживает за главного героя!Вспоминая молодость, мы тоже были робкими на этом жизненном уровне(первой любви), создатели картины показали, все как есть!А если вам нравятся "заумные" фильмы,где диалоги на высоте, то этот фильм не для вас!
Normalny
Дорогие друзья, кино , если я ничего не путаю, относится к средствам массовой информации… Давайте же попытаемся понять, что за информацию пытается нам сообщить автор фильма…Складывается впечатление, что секс это логический , причем очень скорый этап в развитии отношений у детей. Учитывая роль СМИ в воспитании легко понять, что все же мы имеем дело с пропагандой низких духовных ценностей! В аннотациях и в вышеизложенных резюме критиков это фильм о "трепетных чувствах подростков". Увы, трепетных чувств не удалось рассмотреть. Трепетные чувства это трепетные мысли. Их нет! Наши герои едва по три предложения сказали вслух. Апогеем же сюжета становится бессмысленная ситуация. Режиссер пытается нас познакомить с реалиями жизни? Кому они нужны? Дети, к сожалению, плохому и без этих фильмов научатся , а кино надо использовать для того чтобы люди стали лучше. Кто не знает зачем люди должны быть лучше, сообщаю - чтобы в мире было поменьше убийств и насилия.