Отзыв: Фильм "Игра на понижение" (2015) - "Чёрное - я выиграл, красное - ты проиграл": о том, как проигрывают все
Достоинства: эксцентричные, харизматичные персонажи и их исполнение, привитие населению экономической грамотности, вечные вопросы о противостоянии человека и системы, сложная структура, в которой, тем не менее, всё на своём месте
Недостатки: очень специфическая тематика, по ощущениям длится дольше своего хронометража
Жанр финансовой комедии да и вообще идея о том, чтобы сделать из фильма о том, почему только в одной стране 8 миллионов людей за год потеряли работу, а 6 - своё жильё отдаёт неким безумием. Одно дело смотреть как какой-нибудь брокер с Уолл-стрит прожигает миллионы и скрывается от налоговиков, другое - вникать в специфику облигаций, ценных бумаг, ипотечного кредитования и возникновения финансового пузыря, разрушение которого приводит ни много ни мало к мировому финансовому кризису. Тем не менее, тема финансового кризиса 2008 стала на удивление привлекательна для кинематографистов абсолютно разного пошива: "99 домов" режиссёра-социальщика Рамина Бахрани показал зрителям то, что случилось с "простыми смертными", которые из-за краха американской, а затем и мировой экономики оказались на улице, картина "Предел риска" рассказывала о том, как группа людей пыталась спасти эту самую многострадальную экономику в том самом 2008, "Игра на понижение" идёт дальше и за основу берёт вопрос того, почему вообще на финансовом рынке могла случиться такая ситуация, когда основную часть ценных бумаг составляют ничем не подкреплённые ипотечные обязательства, а правительство, аналитики и финансовые компании делают хорошую мину при плохой игре и до последнего, как в Северной Корее, говорят о том, что всё идёт по плану.
Несмотря на то, что до нас мировой кризис 2008 докатился в полном объёме лишь к 2010, уже сейчас можно говорить о некой образовавшейся дистанции по отношению к событиям дней минувших: некоторые и вовсе говорят, что ничего, мол, и не было, как жили плохо, так и продолжаем, другие в силу своего тогда ещё неработоспособного возраста, просто не застали ситуацию, кто-то прятал голову в песок, в любом случае, для большинства финансовый кризис быльём порос или слился с кризисами предыдущими и последующими, так что вот теперь, наконец, можно про него не только писать и снимать, но и, что гораздо важнее, шутить. Этой возможностью и пользуется Адам МакКей, специализирующийся на довольно глупых комедиях с Уиллом Фарреллом, и не представлявший для Голливуда с большой буквы "Г" до прошлого года никакой ценности.
Главная придирка к "Игре на понижение" зрителей - это объемы терминологии, которую нужно как-то вместить в свой мозг, не путать хот бы на время просмотра фильма, и попытаться осмыслить для того, чтобы нарисованная создателями фильма картина наконец стала именно той самой комедией, которой её и задумывали. СВОПы, ОДО, КДС, субстандартные займы - использование всего как основного материала для сюжета изначально было делом рисковым, ибо если с самой ипотекой зрителю из развитой страны будет более-менее всё ясно, то вот со всем остальным могут возникнуть проблемы. Тем не менее, "Игра на понижение" лихо справляется с вопросами непоняток, используя в рамках сюжетной конструкции вставные эпизоды, где декольтированные дамы, обладающие широкой известностью и не менее известный среди американских домохозяек повар буквально на пальцах объяснят, что всё это значит, ну а основные герои картины практически все два часа будут находится в состоянии поиска и сталкиваться с теми, кто довольно внятно разжёвывает свою позицию и вводимые в сюжет ленты новые аббревиатуры. В общем, вообще ничего не понять - дело действительно сложное, а вот не понять, что перед вами действительно комедия - вполне реально.
Мы уже привыкли смеяться над заголовками газет и статей на интернет-порталах, смех у нас вызывают очередные законопроекты, "громкие дела" типа Васильевой, нам смешно, когда президент даёт обещания, которые и не думает выполнять, а глава республики, наделённый реально властью, ведёт себя как обиженный мальчик, у которого в песочнице отобрали любимую машинку. Это смех сквозь слёзы, когда ты понимаешь, что ничего не можешь изменить, а окружающий тебя идиотизм нарастает раз от раза, превращаясь то в пьесы Ионеско, то в чистой воды кафкианщину. С "Игрой на понижение" дело обстоит примерно так же: вся американская экономика вдруг, оказывается, держится на таких китах, как "хорошие отношения", "конкуренция" и "приказ свыше" - банки дают кредиты на право и налево, продают страховки этих кредитов точно так же, одни прикрывают других, статистика высосана из пальца, большинство ценных бумаг - это просто бумажки, за которыми не стоит никаких реальных финансовых обязательств, а вся система держится только на том, что люди могут вовремя оплатить свою ипотеку. В рамках вышеописанного то, что стриптизёрша за пару лет финансовых махинаций покупает себя пять домов и виллу, а большинство людей запросто готовы в ущерб всему миру заработать в свой карман пару лишних миллиардов - бытовые мелочи, которые могут вызвать только лёгкую улыбку и кивки головой.
Собственно "Игра на понижение" - это не история того, как кто-то кого-то обдурил, уделал или наворовал, это история о том, как несколько героев стучались в закрытые двери, говорили со стенами и отчаянно орали о приближающемся волке-кризисе, но в рамках тех условий, в которых они жили, всё это было просто напрасным бултыханием в болоте, в котором слово "ответственность" давно превратилось в пустой звук, а его значение утратилось в процессе прогресса.
Если в ещё одном оскаровском номинанте на звание лучшего фильма "В центре внимания", очередной картине, основанной на реальных событиях, получился чистой воды пересказ, то точно такая же реальная история в "Игре на понижение" расцветает пышным цветом: тут тебе и внутренний конфликт почти у каждого героя (чуть более ярко он виден у Стива Карелла, вот уже второй год доказывающего, что он далеко не просто комедийный актёр, застрявший в амплуа сорокалетнего девственника), и общая проблематика, которая в концу абсолютно не теряет своей актуальности, хотя мы уже не в 2008, и харизматичные, а то и эксцентричные персонажи, которых хоть и достаточно много, но при всём при этом они не сливаются в некую кашицу. За два часа с небольшим "Игра на понижение" описывает целую эпоху, применяя вполне уместные хроникальные кадры, и показывая, как кучка людей может сыграть против американской экономики, выиграв деньги и проиграв в морально-нравственном плане одновременно. Смотреть рекомендую, хотя признаюсь честно, при первом просмотре я уснула на середине, поэтому пришлось смотреть фильм дважды. Но у меня есть оправдание в виде болезни, так что второй раз уже оценила фильм во всей красе.
Несмотря на то, что до нас мировой кризис 2008 докатился в полном объёме лишь к 2010, уже сейчас можно говорить о некой образовавшейся дистанции по отношению к событиям дней минувших: некоторые и вовсе говорят, что ничего, мол, и не было, как жили плохо, так и продолжаем, другие в силу своего тогда ещё неработоспособного возраста, просто не застали ситуацию, кто-то прятал голову в песок, в любом случае, для большинства финансовый кризис быльём порос или слился с кризисами предыдущими и последующими, так что вот теперь, наконец, можно про него не только писать и снимать, но и, что гораздо важнее, шутить. Этой возможностью и пользуется Адам МакКей, специализирующийся на довольно глупых комедиях с Уиллом Фарреллом, и не представлявший для Голливуда с большой буквы "Г" до прошлого года никакой ценности.
Главная придирка к "Игре на понижение" зрителей - это объемы терминологии, которую нужно как-то вместить в свой мозг, не путать хот бы на время просмотра фильма, и попытаться осмыслить для того, чтобы нарисованная создателями фильма картина наконец стала именно той самой комедией, которой её и задумывали. СВОПы, ОДО, КДС, субстандартные займы - использование всего как основного материала для сюжета изначально было делом рисковым, ибо если с самой ипотекой зрителю из развитой страны будет более-менее всё ясно, то вот со всем остальным могут возникнуть проблемы. Тем не менее, "Игра на понижение" лихо справляется с вопросами непоняток, используя в рамках сюжетной конструкции вставные эпизоды, где декольтированные дамы, обладающие широкой известностью и не менее известный среди американских домохозяек повар буквально на пальцах объяснят, что всё это значит, ну а основные герои картины практически все два часа будут находится в состоянии поиска и сталкиваться с теми, кто довольно внятно разжёвывает свою позицию и вводимые в сюжет ленты новые аббревиатуры. В общем, вообще ничего не понять - дело действительно сложное, а вот не понять, что перед вами действительно комедия - вполне реально.
Мы уже привыкли смеяться над заголовками газет и статей на интернет-порталах, смех у нас вызывают очередные законопроекты, "громкие дела" типа Васильевой, нам смешно, когда президент даёт обещания, которые и не думает выполнять, а глава республики, наделённый реально властью, ведёт себя как обиженный мальчик, у которого в песочнице отобрали любимую машинку. Это смех сквозь слёзы, когда ты понимаешь, что ничего не можешь изменить, а окружающий тебя идиотизм нарастает раз от раза, превращаясь то в пьесы Ионеско, то в чистой воды кафкианщину. С "Игрой на понижение" дело обстоит примерно так же: вся американская экономика вдруг, оказывается, держится на таких китах, как "хорошие отношения", "конкуренция" и "приказ свыше" - банки дают кредиты на право и налево, продают страховки этих кредитов точно так же, одни прикрывают других, статистика высосана из пальца, большинство ценных бумаг - это просто бумажки, за которыми не стоит никаких реальных финансовых обязательств, а вся система держится только на том, что люди могут вовремя оплатить свою ипотеку. В рамках вышеописанного то, что стриптизёрша за пару лет финансовых махинаций покупает себя пять домов и виллу, а большинство людей запросто готовы в ущерб всему миру заработать в свой карман пару лишних миллиардов - бытовые мелочи, которые могут вызвать только лёгкую улыбку и кивки головой.
Собственно "Игра на понижение" - это не история того, как кто-то кого-то обдурил, уделал или наворовал, это история о том, как несколько героев стучались в закрытые двери, говорили со стенами и отчаянно орали о приближающемся волке-кризисе, но в рамках тех условий, в которых они жили, всё это было просто напрасным бултыханием в болоте, в котором слово "ответственность" давно превратилось в пустой звук, а его значение утратилось в процессе прогресса.
Если в ещё одном оскаровском номинанте на звание лучшего фильма "В центре внимания", очередной картине, основанной на реальных событиях, получился чистой воды пересказ, то точно такая же реальная история в "Игре на понижение" расцветает пышным цветом: тут тебе и внутренний конфликт почти у каждого героя (чуть более ярко он виден у Стива Карелла, вот уже второй год доказывающего, что он далеко не просто комедийный актёр, застрявший в амплуа сорокалетнего девственника), и общая проблематика, которая в концу абсолютно не теряет своей актуальности, хотя мы уже не в 2008, и харизматичные, а то и эксцентричные персонажи, которых хоть и достаточно много, но при всём при этом они не сливаются в некую кашицу. За два часа с небольшим "Игра на понижение" описывает целую эпоху, применяя вполне уместные хроникальные кадры, и показывая, как кучка людей может сыграть против американской экономики, выиграв деньги и проиграв в морально-нравственном плане одновременно. Смотреть рекомендую, хотя признаюсь честно, при первом просмотре я уснула на середине, поэтому пришлось смотреть фильм дважды. Но у меня есть оправдание в виде болезни, так что второй раз уже оценила фильм во всей красе.
Общее впечатление | "Чёрное - я выиграл, красное - ты проиграл": о том, как проигрывают все |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%BF