Отзыв: Экскурсия "Павловск в лицах" (Россия, Санкт-Петербург) - Малоизвестный Павловск
Достоинства: Узнала много нового и посмотрела на интересные памятники нашей истории
Недостатки: Недоступны для осмотра некоторые объекты экскурсии
Приветствую вас, читатели Отзовика !
Хочу поделится впечатлениями от экскурсии по пригороду Санкт-Петербурга "Павловск в лицах", на которой я побывала в мае этого года.
Экскурсия началась от ст. метро Московская в 10 00. Пока подъезжали к городу Пушкину(Царскому Селу), гид рассказала об истории окружающих мест.
Первый памятник, который мы осмотрели была церковь церковь Преображения Господня в пос. Тярлево(примыкающем к городу Павловску с севера). На углу улиц Спортивной и Садовой.
Это великолепное строение, созданное по проекту архитектора А. А. Захарова в 1913 году по стилю напоминает храмовые здания Пскова и - Новгорода 17-18 веков. Как видно по дате создания церкви, её строительство было приурочено к 300-летию дома Романовых, которое очень широко отмечалось в Российской империи. Храм был построен на деньги дачников и жертвователей.
Рядом с храмом проживал с 1906 по1920 год В. Н. Муравьев(впоследствии канонизированный РПЦ преп. Серафим Вырицкий), который затем переехал в Вырицу. О месте его упокоения я писала в отзыве
Дачная жизнь сто лет назад.
В 1937 все служители церкви были расстреляны, а сама церковь закрыта и разорена, снесены главы храма.
Уже после войны в 1946 году в храме расположилось предприятие, деятельность которого довершило разруху.
В 1998 году церковь была передана РПЦ.
При создании храма над входом был написан образ Спаса. В советское время властями было приказано сбить фреску с образом. Но у кого-то из рабочих не поднялась рука на такое дело и, изображение было закрыто цементом. После, при проведении реставрации удалось раскрыть образ Спаса в хорошей сохранности.
О тяжелом периоде свидетельствует памятные кресты во дворе церкви, и табличка на стене
Далее по адресу Нововестиновская улица, дом 12 осмотрели одну из Ферм Марии Федоровны супруги Павла I. Дело в том, что молочная Ферма, бывшая неподалеку от Павловского дворца (см. отзыв Павловский дворец )в парке не справлялась с нагрузкой и, императрицей было принято решение создать новую с комплексом вспомогательных зданий.
В 1803 году деревянное здание построил А. Воронихин, а после смерти императрицы в 1833 году частично здание перестроил К. Росси.
Выполнено здание в стиле неоготика, оно производит сильное впечатление- ажурная резьба по фасаду здания, башенка на углу. Ранее практически все окна с витражными стеклами на 2-ом этаже были разноцветными - с одной стороны зеленые, с другой -красные и т. д.
Карл Росси многое сделал для облагораживания территории Тярлева, он был специалистом по комплексным архитектурным решениям и планировке - до сих в пор в поселке существует Круговая улица(кольцо), созданная им.
Данное место примечательно еще тем, что здесь впервые в Российской империи проводились соревнования по бегу. Здесь родина легкой атлетики России. Об этом свидетельствуют местные топонимы, например, ул. Спортивная.
Затем по Садовой улице объезжаем Павловский парк с восточной стороны, любуемся чугунными Николаевскими воротами работы арх. Росси К. И., год создания -1826. В 1981 году ворота были восстановлены. Это был подарок императора Николая I матери к дню рождения. Ранее, до того как город Павловск увеличился, они были на границе территории города.
Далее переезжаем большой Каменный мост (восстановленный, оригинал был взорван во время ВОВ), и останавливаемся у Мариентальского пруда.
Огибаем пруд, поднимаемся вверх и рассматриваем обелиск, установленный в честь основания Павловского(села) в 1782 году по проекту архитектора Ч. Камерона.
Дело в том, что на этих землях издавна были деревни как финские, например с названием Линна, а позднее существовала здесь небольшая шведская крепость. Все эти русские земли входили в состав Ингерманландии почти сто лет- после Столбовского мира 1617 года и до Северной войны при Петре I .
А русское название село Павловское получило только в 1778 году, когда императрица Екатерина II подарила эти земли своему сыну Павлу.
И только в 1786 году после того, как Павел становится императором, он издает указ о присвоении Павловскому статуса города.
С места под обелиском хорошо напротив видна гранитная трельяжная (состоящая из 3х пролетов) лестница, ведущая к пруду. Она выполнена по проекту любимого архитектора Павла В. Бренны в 1793-1795гг.
Приблизившись к ней, можно заметить пустые постаменты, которые явно должны быть чем-то украшены.
Оказывается, первоначально на постаментах были размещены статуи, которые еще в царское время сняли. Наверху лестницы была очень интересная беседка, которая была со времен утрачена. На место статуй были поставлены каменные вазы, а внизу у пристани, попарно были размещены 4 гранитных льва, работы А. Воронихина в 1809 году. Во время ВОВ вазы потерялись, 1 лев пропал и теперь для симметрии лестницу украшают всего 2 льва.
Поднявшись наверх по лестнице, и бросив взгляд искоса на великолепный павильон 3 граций,
наша группа проследовала по красивой липовой аллее вдоль Павловского парка к скульптуре знаменитого австрийского композитора Й. Штрауса. Бронзовая скульптура стоит в центре клумбы с анютиными глазками.
Это уменьшенная копия венского памятника композитору создана в 2003 г. Автор оригинала скульптор Э. Хельмер создал памятник в 1907 г в Австрии. Король вальсов прожил в России около 5 лет, его музой в тот период была русская девушка Ольга Смирнитская, но ее родители были категорически против брака с композитором и дирижером.
Штраус выступал в Павловском вокзале, который находился прямо на территории нынешнего Павловского парка, а не там, где сейчас здание станции.
Это было сделано специально, т. к. именно здесь была проведена первая железная дорога в России. Многие не одобряли этого новшества и номера с участием лучших музыкантов и композиторов были задуманы, как своего рода приманка, для тех кто приехав из Санкт-Петербурга по железной дороге и выйдя в парк, сразу попадал на концерт.
В 1861 году Й. Штраус покидает Россию, в честь Ольги он создал 3 музыкальных произведения.
Совсем неподалеку от памятника композитору на улице Красного Курсанта - строение за синим забором, его народное название -"Дом с ангелом", а научное- дом братьев Барышниковых или С. Мандель.
Здание выполнено в стиле модерн, архитектор А. А. Барышников построил его в начале 20 века для своих двоюродных братьев-купцов Барышниковых. Впоследствии владельцем стал С. Мандель. Ранее здание было розового цвета, а барельефы на нем:корзина и ангел -белого и четко вырисовывались. Может быть, после реставрации оригинальный цвет зданию будет возвращен.
Необычный барельеф ангела на фасаде здания могли утратить еще до революции в 1916 году, т. к. на месте глухой стены владельцы хотели пробить окна для своей художественной студии-мастерской, но Иоанн Константинович Романов вел. князь и владелец Павловска этого им не разрешил. Впоследствии были снесены мансарды на доме, длительное время он стоял нежилым, а теперь в нем ведутся восстановительные работы.
А сейчас на той же экскурсии, проезжая по павловскому шоссе из Пушкина в Павловск видела забавную картинку: гнилые старые сараи, покосившийся забор с дряхлым, давно некрашенным домиком, все заросшее бурьяном и, рядом - виллочка а ля Скандинавия, обстриженный газончик с коротенькой травкой, бассейн в виде запятой с ярко-голубой водой, в шезлонге накаченная фигура какого-то добра молодца загорает. И все это повторяется неоднократно. Очень эклектично...
Далее мы осмотрели собственный дом -дачу, построенный архитектором К. Шмидтом для себя в стиле модерн, с использованием элементов фахверка. На углу 2-ой Краснофлотской и Звериницкой улиц. В этом доме находится администрация ГМЗ Павловск. Дом, построенный в 1901 году, неплохо сохранился.
Этот архитектор для своего дяди К. Г. Фаберже построил дом на Б. Морской в СПб(в нем сейчас ювелирный магазин"Яхонт", кстати тоже хорошо сохранился ), и другие дома в Питере.
И, наконец, подходим к территории, окружающей замок крепость Бип.
Еще когда Павел Петрович и его 2ая супруга Мария Федоровна были молодоженами, на том месте, где сейчас находится Мариентальский парк было построено два охотничьих домика в голландском стиле, Крик и Крак. К сожалению, до наших дней они не дошли. Рядом с Краком были остатки небольшой шведской крепости, и в 1778 году вел. княжна Мария Федоровна решила здесь построить небольшой 2х этажный дворец, который был назван Мариенталь(Марьина долина) и при нем был небольшой садик. Авторство дворца приписывают 2м архитекторам- Ч. Камерону и П. Платону.
Впоследствии на месте этого дворца по распоряжению Павла была построена крепость с аналогичным названием. Работы были начаты архитектором В. Бренна в 1794 году. Затем кое-какие работы продолжил каменных дел мастер архитектор Д. Квадри. Было сооружено 2 подъемных моста, много разнообразных укреплений, 5 этажная башня и т. д.
По распоряжению Павла крепость была включена в штатный реестр военных действующих крепостей. Помимо официального названия крепость Мариенталь носила название Бипс или Бип. Это название употреблялось в неформальном общении, как сейчас бы сказали, а появилось оно после того, как в 1795 году на французском языке был сыгран спектакль" Прощание нимф Павловского ", где в шуточной форме обыгрывались названия строений городка, т. е. названия домов носили мифические жители данной местности -бароны Крик, Крак и Бибс.
В плане крепость представляла неправильный пятиугольник, имела три ряда насыпей, а также несколько подземных помещений.
Уже при Александре 1 крепость потеряла свой статус действующей. Последовательно ее использовали для разных нужд, а в 1869 году здесь территорию поделили приходское училище, архив и дворцовое правление Павловска. Именно в это время даже в документах ее стали называть Бип.
После революции о крепости подзабыли, во время ВОВ она сильно горела и в конце девяностых 20 века от нее остались руины.
В 2008 -2009 на средства известного предпринимателя и филантропа крепость и прилегающая к ней часть парка Мариенталь восстановлена.
Крепость является частным владением, в ней находится гостиница и ресторан.
Посетителей на территорию для осмотра крепости пускают, но не всегда, т. к. если забронировано приватное мероприятие: свадьба, пикник, юбилей и т. д., вход конечно закрыт.
Нашей группе повезло, мы были там 7 мая, пикничок намечался вечером, поэтому нам удалось осмотреть замок.
При входе нас встречал охранник и 2 огромные симпатичные птицы.
По поводу внутренних покоев нам гид сообщила, что там все современное и смотреть не на что.
Замок выполнен в стиле классицизма с элементами готики.
На фасаде главной башни помещены два рельефа, изображающих геральдические щиты с двуглавым орлом, скипетром и короной. Флаг над большой башней -флаг морских крепостей России.
Часть земляных старинных укреплений валов сохранилась.
От главной башни открывается вид на речки Тызьву и Славянку. Ранее обе речки были значительно полноводнее и Мариентальский пруд регулярно вычищался.
Еще дальше виднеется чудом сохранившееся здание Павловской городской электростанции, построенное также Шмидтом К. К. в 1911 году в стиле модерн.
Здание комбинированное желто- коричневое -это дом Павловского дворцового правления построенное в 1798 г. предположительно архитектором - Ч. Камероном(1 этаж);перепланировку и, надстройку 2 этажа в 1830 году осуществил архитектор И. Я. Потолов, в настоящее время здесь проживают педагоги горчаковской школы.
Во время всего осмотра крепости и прилегающей территории милые птички сопровождали нас.
По Мариинской улице, дом 6 - с другой стороны парка Мариенталь за оградой находился небольшой желтенький особнячок в необарочном стиле. Он называется дом К. П. Ротаста(который был управляющим Павловска), это творение - архитектора Потолова И. Я., 1859 года постройки. Сейчас в нем проживает меценат, о котором см. выше.
Мы осмотрели собор Николая Чудотворца, расположенный неподалеку от Мариентальского парка. Он построен в память императора Павла I. Первоначально это была деревянная гарнизонная церковь, построенная в 1840 году, для солдат и офицеров кавалерийского полка. Т. е. типичная для Павловска и Царского Села гарнизонная церковь, где всегда было расквартировано много военных подразделений.( Об этом я достаточно подробно рассказывала в отзыве Экскурсия "Царское Село. Закат империи" ).
По прошествии времени полк был вместе с церковью переброшен в Новгород. Но уже у другого войскового подразделения, квартировавшего здесь возникла потребность в новой церкви и был возведен новый деревянный храм. В 1898 эта церковь стала главной гарнизонной церковью Павловска.
К этому времени она обветшала и была недостаточной вместимости. Было принято решение о постройке нового каменного храма неподалеку от деревянного строения. Проект новой церкви создал архитектор А. И. фон Гоген, строительство, одобренное вел. кн. Константином Романовым(тогдашним владельцем Павловска )началось в 1900 году.
Церковь облицована красным кирпичом, и белым камнем, очень нарядная вмещает одновременно более тысячи человек. Стиль, в котором создан храм характерен для построек Москвы и Ярославля 16-17 века, переработанный, т. называемый неорусский.
Одна из особенностей в облике храма -главный шатер выполнен из стекла, а в ажурные кресты наверху также вставлены стекла. К сожалению, оригинальное ценное внутреннее убранство внутри храма было утрачено, т. к. после Великой Отечественной войны в храме разместили мастерскую по ремонту военной техники. В конце 20 нач.21 века была проведена реставрация церкви, она была передана РПЦ.
На территории храма поставлен бюст-памятник Николаю II в 2011 году работы скульптора С. Ю. Алипова.
Проехав по улице Елизаветинской мимо очевидно казарм, мы остановились у очень необычного здания.
Оказалось- это дача А. П. Брюллова, спроектированная и построенная им для себя в 1837-1839 годах. Эта постройка состоит из 2х этажного дома, выполненного из кирпича и дерева и частично отделанного штукатуркой и примыкающей к дому краснокирпичной 4х этажной башни, в свою очередь состоящей из двух частей- квадратная башня с зубцами, напоминающая генуэзские крепости, а к ней пристроена круглая башня, увенчанная куполом, как в обсерватории.
А. П. Брюллов увлекался помимо архитектуры астрономией и имел соответствующие инструменты для изучения неба.
В целом, когда обходишь постройку, она производит впечатление какой-то очень странной архитектурной композиции, как по цветовой гамме, так и конструктивно. В истории сохранилось высказывание вел. князя, бывшего в то время владельцем Павловска, что когда ему был принесен А. П. Брюлловым проект будущего здания для согласования он произнес:"Мог бы и получше".
Во дворе, справа от основного здания, находится старинный ледник(вернее его остатки). Я вообще сначала приняла его за остатки какого оборонительного сооружения времен ВОВ, которых в Лен. области встречается немало.
В настоящее время после реставрации, произведенной на средства предпринимателя и филантропа, в здании располагается школа им. А. М. Горчакова. Предполагается, что она наследует в своей деятельности принципы и традиции Царскосельского лицея.
Последним пунктом программы нашей экскурсии стало посещение 2х объектов в той части Павловска, которая имела на протяжении 3х веков сразу несколько названий: Карлсберг, Графская, Царская, Красная -все Славянки, Динамо. История у этого района настолько замечательная, что заслуживает отдельного рассказа. Вкратце -этими землями владели графы Скавронские родственники супруги Петра I Екатерины I (Марты Скавронской).
Церковь Св. великомученицы Екатерины и Рождества Пр. Богородицы была построена в стиле Людовика XIV во времена проживания в Славянке племянника Екатерины I. Впоследствии церковь перестраивалась архитектором С. Адамини в 1829 году, когда усадьбой владела светская львица графиня Юлия Павловна Самойлова. Но в 1871 году она была восстановлена более похожей к первоначальному оригиналу архитектором А. И. Резановым. Во время ВОВ сильно пострадала, в нынешнее время восстановлена.
Рядом с церковью мы увидели милое кошачье семейство:
Хочу отметить, что территориально церковь примыкает к сильно разросшемуся кладбищу и потому рассмотреть ее полностью тяжело.
Но фрагменты старого парка, окружающего усадебный дом в Славянке сохранились, например прекрасная лиственичная аллея:
Через дорогу от церковной территории за забором находится здание, которое уже почти построили- это бывшая усадьба графов Скавронских, самая большая известность у дворца была, когда он принадлежал Ю. П. Самойловой.
Ю. П. Самойлова долгие годы являлась музой и страстной любовью К. И. Брюллова, известного русского живописца. Ей солнце русской поэзии посвятил строки:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...»
Так на картине "Последний день Помпеи" К. И. Брюллов её образ использовал трижды. Кроме того, её изображение встречается и в других работах художника. А. П. Брюллов(родной брат живописца), дачу которого я продемонстрировала, по просьбе графини кардинально перестроил т. сказать родовую усадьбу, значительно ее увеличив и преобразовав.
Это место было невероятно популярным у русского бомонда. Здесь бывали представители высшей знати и богема. Ю. П. Самойлова вела достаточно вольный образ жизни и, как я понимаю, не очень боялась скандалов. Посещения вечеров у нее предпочитали даже посещению царской семьи. Самойлова после определенных событий была вынуждена продать свое поместье царской семье- отсюда и название Царская Славянка.
После революции в здании размещался дом отдыха ученых.
Во время ВОВ дворец сильно пострадал, а в мирное время был передан фабрике "Скороход".
В настоящее время практически полностью отстроенный заново дворец является частной собственностью.
После посещения Славянки мы вернулись в Санкт-Петербург и были у метро в 15 30.
Впечатление от экскурсии осталось неоднозначным, периодически создавалось впечатление, что сказав минимум о памятнике и то не всегда (кое-что осталось за кадром), гид просто замолкала. Кстати, мне показалось, что некоторые члены нашей группы, уроженцы этих мест, были не совсем довольны.
Поэтому ставлю 4 за экскурсию.
Спасибо всем, кто читает Отзовик.
Хочу поделится впечатлениями от экскурсии по пригороду Санкт-Петербурга "Павловск в лицах", на которой я побывала в мае этого года.
Экскурсия началась от ст. метро Московская в 10 00. Пока подъезжали к городу Пушкину(Царскому Селу), гид рассказала об истории окружающих мест.
Первый памятник, который мы осмотрели была церковь церковь Преображения Господня в пос. Тярлево(примыкающем к городу Павловску с севера). На углу улиц Спортивной и Садовой.
Это великолепное строение, созданное по проекту архитектора А. А. Захарова в 1913 году по стилю напоминает храмовые здания Пскова и - Новгорода 17-18 веков. Как видно по дате создания церкви, её строительство было приурочено к 300-летию дома Романовых, которое очень широко отмечалось в Российской империи. Храм был построен на деньги дачников и жертвователей.
Рядом с храмом проживал с 1906 по1920 год В. Н. Муравьев(впоследствии канонизированный РПЦ преп. Серафим Вырицкий), который затем переехал в Вырицу. О месте его упокоения я писала в отзыве
Дачная жизнь сто лет назад.
В 1937 все служители церкви были расстреляны, а сама церковь закрыта и разорена, снесены главы храма.
Уже после войны в 1946 году в храме расположилось предприятие, деятельность которого довершило разруху.
В 1998 году церковь была передана РПЦ.
При создании храма над входом был написан образ Спаса. В советское время властями было приказано сбить фреску с образом. Но у кого-то из рабочих не поднялась рука на такое дело и, изображение было закрыто цементом. После, при проведении реставрации удалось раскрыть образ Спаса в хорошей сохранности.
О тяжелом периоде свидетельствует памятные кресты во дворе церкви, и табличка на стене
Далее по адресу Нововестиновская улица, дом 12 осмотрели одну из Ферм Марии Федоровны супруги Павла I. Дело в том, что молочная Ферма, бывшая неподалеку от Павловского дворца (см. отзыв Павловский дворец )в парке не справлялась с нагрузкой и, императрицей было принято решение создать новую с комплексом вспомогательных зданий.
В 1803 году деревянное здание построил А. Воронихин, а после смерти императрицы в 1833 году частично здание перестроил К. Росси.
Выполнено здание в стиле неоготика, оно производит сильное впечатление- ажурная резьба по фасаду здания, башенка на углу. Ранее практически все окна с витражными стеклами на 2-ом этаже были разноцветными - с одной стороны зеленые, с другой -красные и т. д.
Карл Росси многое сделал для облагораживания территории Тярлева, он был специалистом по комплексным архитектурным решениям и планировке - до сих в пор в поселке существует Круговая улица(кольцо), созданная им.
Данное место примечательно еще тем, что здесь впервые в Российской империи проводились соревнования по бегу. Здесь родина легкой атлетики России. Об этом свидетельствуют местные топонимы, например, ул. Спортивная.
Затем по Садовой улице объезжаем Павловский парк с восточной стороны, любуемся чугунными Николаевскими воротами работы арх. Росси К. И., год создания -1826. В 1981 году ворота были восстановлены. Это был подарок императора Николая I матери к дню рождения. Ранее, до того как город Павловск увеличился, они были на границе территории города.
Далее переезжаем большой Каменный мост (восстановленный, оригинал был взорван во время ВОВ), и останавливаемся у Мариентальского пруда.
Огибаем пруд, поднимаемся вверх и рассматриваем обелиск, установленный в честь основания Павловского(села) в 1782 году по проекту архитектора Ч. Камерона.
Дело в том, что на этих землях издавна были деревни как финские, например с названием Линна, а позднее существовала здесь небольшая шведская крепость. Все эти русские земли входили в состав Ингерманландии почти сто лет- после Столбовского мира 1617 года и до Северной войны при Петре I .
А русское название село Павловское получило только в 1778 году, когда императрица Екатерина II подарила эти земли своему сыну Павлу.
И только в 1786 году после того, как Павел становится императором, он издает указ о присвоении Павловскому статуса города.
С места под обелиском хорошо напротив видна гранитная трельяжная (состоящая из 3х пролетов) лестница, ведущая к пруду. Она выполнена по проекту любимого архитектора Павла В. Бренны в 1793-1795гг.
Приблизившись к ней, можно заметить пустые постаменты, которые явно должны быть чем-то украшены.
Оказывается, первоначально на постаментах были размещены статуи, которые еще в царское время сняли. Наверху лестницы была очень интересная беседка, которая была со времен утрачена. На место статуй были поставлены каменные вазы, а внизу у пристани, попарно были размещены 4 гранитных льва, работы А. Воронихина в 1809 году. Во время ВОВ вазы потерялись, 1 лев пропал и теперь для симметрии лестницу украшают всего 2 льва.
Поднявшись наверх по лестнице, и бросив взгляд искоса на великолепный павильон 3 граций,
наша группа проследовала по красивой липовой аллее вдоль Павловского парка к скульптуре знаменитого австрийского композитора Й. Штрауса. Бронзовая скульптура стоит в центре клумбы с анютиными глазками.
Это уменьшенная копия венского памятника композитору создана в 2003 г. Автор оригинала скульптор Э. Хельмер создал памятник в 1907 г в Австрии. Король вальсов прожил в России около 5 лет, его музой в тот период была русская девушка Ольга Смирнитская, но ее родители были категорически против брака с композитором и дирижером.
Штраус выступал в Павловском вокзале, который находился прямо на территории нынешнего Павловского парка, а не там, где сейчас здание станции.
Это было сделано специально, т. к. именно здесь была проведена первая железная дорога в России. Многие не одобряли этого новшества и номера с участием лучших музыкантов и композиторов были задуманы, как своего рода приманка, для тех кто приехав из Санкт-Петербурга по железной дороге и выйдя в парк, сразу попадал на концерт.
В 1861 году Й. Штраус покидает Россию, в честь Ольги он создал 3 музыкальных произведения.
Совсем неподалеку от памятника композитору на улице Красного Курсанта - строение за синим забором, его народное название -"Дом с ангелом", а научное- дом братьев Барышниковых или С. Мандель.
Здание выполнено в стиле модерн, архитектор А. А. Барышников построил его в начале 20 века для своих двоюродных братьев-купцов Барышниковых. Впоследствии владельцем стал С. Мандель. Ранее здание было розового цвета, а барельефы на нем:корзина и ангел -белого и четко вырисовывались. Может быть, после реставрации оригинальный цвет зданию будет возвращен.
Необычный барельеф ангела на фасаде здания могли утратить еще до революции в 1916 году, т. к. на месте глухой стены владельцы хотели пробить окна для своей художественной студии-мастерской, но Иоанн Константинович Романов вел. князь и владелец Павловска этого им не разрешил. Впоследствии были снесены мансарды на доме, длительное время он стоял нежилым, а теперь в нем ведутся восстановительные работы.
А сейчас на той же экскурсии, проезжая по павловскому шоссе из Пушкина в Павловск видела забавную картинку: гнилые старые сараи, покосившийся забор с дряхлым, давно некрашенным домиком, все заросшее бурьяном и, рядом - виллочка а ля Скандинавия, обстриженный газончик с коротенькой травкой, бассейн в виде запятой с ярко-голубой водой, в шезлонге накаченная фигура какого-то добра молодца загорает. И все это повторяется неоднократно. Очень эклектично...
Далее мы осмотрели собственный дом -дачу, построенный архитектором К. Шмидтом для себя в стиле модерн, с использованием элементов фахверка. На углу 2-ой Краснофлотской и Звериницкой улиц. В этом доме находится администрация ГМЗ Павловск. Дом, построенный в 1901 году, неплохо сохранился.
Этот архитектор для своего дяди К. Г. Фаберже построил дом на Б. Морской в СПб(в нем сейчас ювелирный магазин"Яхонт", кстати тоже хорошо сохранился ), и другие дома в Питере.
И, наконец, подходим к территории, окружающей замок крепость Бип.
Еще когда Павел Петрович и его 2ая супруга Мария Федоровна были молодоженами, на том месте, где сейчас находится Мариентальский парк было построено два охотничьих домика в голландском стиле, Крик и Крак. К сожалению, до наших дней они не дошли. Рядом с Краком были остатки небольшой шведской крепости, и в 1778 году вел. княжна Мария Федоровна решила здесь построить небольшой 2х этажный дворец, который был назван Мариенталь(Марьина долина) и при нем был небольшой садик. Авторство дворца приписывают 2м архитекторам- Ч. Камерону и П. Платону.
Впоследствии на месте этого дворца по распоряжению Павла была построена крепость с аналогичным названием. Работы были начаты архитектором В. Бренна в 1794 году. Затем кое-какие работы продолжил каменных дел мастер архитектор Д. Квадри. Было сооружено 2 подъемных моста, много разнообразных укреплений, 5 этажная башня и т. д.
По распоряжению Павла крепость была включена в штатный реестр военных действующих крепостей. Помимо официального названия крепость Мариенталь носила название Бипс или Бип. Это название употреблялось в неформальном общении, как сейчас бы сказали, а появилось оно после того, как в 1795 году на французском языке был сыгран спектакль" Прощание нимф Павловского ", где в шуточной форме обыгрывались названия строений городка, т. е. названия домов носили мифические жители данной местности -бароны Крик, Крак и Бибс.
В плане крепость представляла неправильный пятиугольник, имела три ряда насыпей, а также несколько подземных помещений.
Уже при Александре 1 крепость потеряла свой статус действующей. Последовательно ее использовали для разных нужд, а в 1869 году здесь территорию поделили приходское училище, архив и дворцовое правление Павловска. Именно в это время даже в документах ее стали называть Бип.
После революции о крепости подзабыли, во время ВОВ она сильно горела и в конце девяностых 20 века от нее остались руины.
В 2008 -2009 на средства известного предпринимателя и филантропа крепость и прилегающая к ней часть парка Мариенталь восстановлена.
Крепость является частным владением, в ней находится гостиница и ресторан.
Посетителей на территорию для осмотра крепости пускают, но не всегда, т. к. если забронировано приватное мероприятие: свадьба, пикник, юбилей и т. д., вход конечно закрыт.
Нашей группе повезло, мы были там 7 мая, пикничок намечался вечером, поэтому нам удалось осмотреть замок.
При входе нас встречал охранник и 2 огромные симпатичные птицы.
По поводу внутренних покоев нам гид сообщила, что там все современное и смотреть не на что.
Замок выполнен в стиле классицизма с элементами готики.
На фасаде главной башни помещены два рельефа, изображающих геральдические щиты с двуглавым орлом, скипетром и короной. Флаг над большой башней -флаг морских крепостей России.
Часть земляных старинных укреплений валов сохранилась.
От главной башни открывается вид на речки Тызьву и Славянку. Ранее обе речки были значительно полноводнее и Мариентальский пруд регулярно вычищался.
Еще дальше виднеется чудом сохранившееся здание Павловской городской электростанции, построенное также Шмидтом К. К. в 1911 году в стиле модерн.
Здание комбинированное желто- коричневое -это дом Павловского дворцового правления построенное в 1798 г. предположительно архитектором - Ч. Камероном(1 этаж);перепланировку и, надстройку 2 этажа в 1830 году осуществил архитектор И. Я. Потолов, в настоящее время здесь проживают педагоги горчаковской школы.
Во время всего осмотра крепости и прилегающей территории милые птички сопровождали нас.
По Мариинской улице, дом 6 - с другой стороны парка Мариенталь за оградой находился небольшой желтенький особнячок в необарочном стиле. Он называется дом К. П. Ротаста(который был управляющим Павловска), это творение - архитектора Потолова И. Я., 1859 года постройки. Сейчас в нем проживает меценат, о котором см. выше.
Мы осмотрели собор Николая Чудотворца, расположенный неподалеку от Мариентальского парка. Он построен в память императора Павла I. Первоначально это была деревянная гарнизонная церковь, построенная в 1840 году, для солдат и офицеров кавалерийского полка. Т. е. типичная для Павловска и Царского Села гарнизонная церковь, где всегда было расквартировано много военных подразделений.( Об этом я достаточно подробно рассказывала в отзыве Экскурсия "Царское Село. Закат империи" ).
По прошествии времени полк был вместе с церковью переброшен в Новгород. Но уже у другого войскового подразделения, квартировавшего здесь возникла потребность в новой церкви и был возведен новый деревянный храм. В 1898 эта церковь стала главной гарнизонной церковью Павловска.
К этому времени она обветшала и была недостаточной вместимости. Было принято решение о постройке нового каменного храма неподалеку от деревянного строения. Проект новой церкви создал архитектор А. И. фон Гоген, строительство, одобренное вел. кн. Константином Романовым(тогдашним владельцем Павловска )началось в 1900 году.
Церковь облицована красным кирпичом, и белым камнем, очень нарядная вмещает одновременно более тысячи человек. Стиль, в котором создан храм характерен для построек Москвы и Ярославля 16-17 века, переработанный, т. называемый неорусский.
Одна из особенностей в облике храма -главный шатер выполнен из стекла, а в ажурные кресты наверху также вставлены стекла. К сожалению, оригинальное ценное внутреннее убранство внутри храма было утрачено, т. к. после Великой Отечественной войны в храме разместили мастерскую по ремонту военной техники. В конце 20 нач.21 века была проведена реставрация церкви, она была передана РПЦ.
На территории храма поставлен бюст-памятник Николаю II в 2011 году работы скульптора С. Ю. Алипова.
Проехав по улице Елизаветинской мимо очевидно казарм, мы остановились у очень необычного здания.
Оказалось- это дача А. П. Брюллова, спроектированная и построенная им для себя в 1837-1839 годах. Эта постройка состоит из 2х этажного дома, выполненного из кирпича и дерева и частично отделанного штукатуркой и примыкающей к дому краснокирпичной 4х этажной башни, в свою очередь состоящей из двух частей- квадратная башня с зубцами, напоминающая генуэзские крепости, а к ней пристроена круглая башня, увенчанная куполом, как в обсерватории.
А. П. Брюллов увлекался помимо архитектуры астрономией и имел соответствующие инструменты для изучения неба.
В целом, когда обходишь постройку, она производит впечатление какой-то очень странной архитектурной композиции, как по цветовой гамме, так и конструктивно. В истории сохранилось высказывание вел. князя, бывшего в то время владельцем Павловска, что когда ему был принесен А. П. Брюлловым проект будущего здания для согласования он произнес:"Мог бы и получше".
Во дворе, справа от основного здания, находится старинный ледник(вернее его остатки). Я вообще сначала приняла его за остатки какого оборонительного сооружения времен ВОВ, которых в Лен. области встречается немало.
В настоящее время после реставрации, произведенной на средства предпринимателя и филантропа, в здании располагается школа им. А. М. Горчакова. Предполагается, что она наследует в своей деятельности принципы и традиции Царскосельского лицея.
Последним пунктом программы нашей экскурсии стало посещение 2х объектов в той части Павловска, которая имела на протяжении 3х веков сразу несколько названий: Карлсберг, Графская, Царская, Красная -все Славянки, Динамо. История у этого района настолько замечательная, что заслуживает отдельного рассказа. Вкратце -этими землями владели графы Скавронские родственники супруги Петра I Екатерины I (Марты Скавронской).
Церковь Св. великомученицы Екатерины и Рождества Пр. Богородицы была построена в стиле Людовика XIV во времена проживания в Славянке племянника Екатерины I. Впоследствии церковь перестраивалась архитектором С. Адамини в 1829 году, когда усадьбой владела светская львица графиня Юлия Павловна Самойлова. Но в 1871 году она была восстановлена более похожей к первоначальному оригиналу архитектором А. И. Резановым. Во время ВОВ сильно пострадала, в нынешнее время восстановлена.
Рядом с церковью мы увидели милое кошачье семейство:
Хочу отметить, что территориально церковь примыкает к сильно разросшемуся кладбищу и потому рассмотреть ее полностью тяжело.
Но фрагменты старого парка, окружающего усадебный дом в Славянке сохранились, например прекрасная лиственичная аллея:
Через дорогу от церковной территории за забором находится здание, которое уже почти построили- это бывшая усадьба графов Скавронских, самая большая известность у дворца была, когда он принадлежал Ю. П. Самойловой.
Ю. П. Самойлова долгие годы являлась музой и страстной любовью К. И. Брюллова, известного русского живописца. Ей солнце русской поэзии посвятил строки:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...»
Так на картине "Последний день Помпеи" К. И. Брюллов её образ использовал трижды. Кроме того, её изображение встречается и в других работах художника. А. П. Брюллов(родной брат живописца), дачу которого я продемонстрировала, по просьбе графини кардинально перестроил т. сказать родовую усадьбу, значительно ее увеличив и преобразовав.
Это место было невероятно популярным у русского бомонда. Здесь бывали представители высшей знати и богема. Ю. П. Самойлова вела достаточно вольный образ жизни и, как я понимаю, не очень боялась скандалов. Посещения вечеров у нее предпочитали даже посещению царской семьи. Самойлова после определенных событий была вынуждена продать свое поместье царской семье- отсюда и название Царская Славянка.
После революции в здании размещался дом отдыха ученых.
Во время ВОВ дворец сильно пострадал, а в мирное время был передан фабрике "Скороход".
В настоящее время практически полностью отстроенный заново дворец является частной собственностью.
После посещения Славянки мы вернулись в Санкт-Петербург и были у метро в 15 30.
Впечатление от экскурсии осталось неоднозначным, периодически создавалось впечатление, что сказав минимум о памятнике и то не всегда (кое-что осталось за кадром), гид просто замолкала. Кстати, мне показалось, что некоторые члены нашей группы, уроженцы этих мест, были не совсем довольны.
Поэтому ставлю 4 за экскурсию.
Спасибо всем, кто читает Отзовик.
Время использования | 5часов 30мин. |
Стоимость | 1050 ₽ |
Год посещения | 2016 |
Общее впечатление | Малоизвестный Павловск |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26