Отзыв: Государственный Русский музей "Михайловский замок" (Россия, Санкт-Петербург) - Снаружи замок производит больше впечатления, чем внутри.
Достоинства: Здание имеет очень интересную историю,в его постройке участвовали выдающиеся архитекторы
Недостатки: Не самая лучшая организация музейного пространства для туристов
Здравствуйте!
Хочу поделится с вами впечатлениями от недавнего посещения Михайловского (Инженерного)замка, находящегося в самом центре Санкт-Петербурга.
Это величественное монументальное здание окружено сразу тремя парками и знаменитыми речками города - Мойкой и Фонтанкой.
В силу особенностей архитектуры здания каждый его фасад выглядит по-разному. Построено было здание на месте старого летнего Елизаветинского дворца любимым архитектором Павла В. Бренной по проекту В. И. Баженова. Впоследствии в работах по строительству дворца принимал К. Росси и другие известные архитекторы. Дворец был построен в виде замка со рвами с водой, сейчас их засыпали.
Вид замка со стороны Садовой улицы и из Михайловского сада.(Западный фасад).
С этой стороны можно полюбоваться выступающей замковой церковью, названной в честь архангела Михаила. Отсюда и название замка. Здесь мы видим позолоченный шпиль церковной колокольни.
А после переезда сюда в начале 19 века Инженерного училища, замок стал называться Инженерным.
Вид со стороны Замковой улицы, которая располагается вдоль главного фасада здания. Главный южный фасад облицован серым гранитом. На фасаде есть вензеля. В разное время года здание даже кажется разного цвета...
Перед дворцом -замком расположены симметрично 2 здания кордегардии, выполненные в цвете, схожем с цветом гл. здания, которые выходят на Инженерную улицу.
На аллее, ведущей к центральному входу, стоит памятник Петру I, который был создан еще Растрелли(старшим), но установлен только Павлом.
На постаменте, созданном позже есть барельефы, посвященные славным победам Петра-"Гангутская битва" и "Полтавская битва", выполненные русскими скульпторами под руководством Козловского.
Со стороны реки Мойки виднеется вдали силуэт замка.
Необычная для Петербурга архитектура здания отражает пристрастие самого Павла к крепостям -замкам. Вспомним Гатчинский замок, крепость Бип в Павловске, о которой я писала в отзыве Павловск в лицах .
Павел был рыцарем Мальтийского ордена, личностью очень неоднозначно воспринимаемой современниками и потомками. Недаром Михайловский замок именовали "архитектурным автопортретом" императора. В замке-дворце он пытался воплотить свои мечты, которые очень долго оставались нереализованными из-за отношения к нему матери- императрицы Екатерины II.
Здание очень большое по площади, имеет интересную историю, самая знаменитая страница которой - убийство первого владельца замка императора Павла I, его подданными с молчаливого согласия его сына, Александра Павловича, будущего российского императора.
Достаточно давно я дважды посещала этот дворец - сразу после того, как было отреставрировано здание, и восстановлено несколько дворцовых помещений . Тогда здесь проходила интересная выставка парадных портретов династии Романовых, насколько я помню, из разных музеев. К сожалению, фото тогда не разрешали делать.
Затем позднее побывала на выставке православного религиозного искусства, на которой также не разрешали фотографировать. На выставке было представлено огромное количество экспонатов, если мне не изменяет память из нескольких российских музеев, да и патриархия также предоставила кое-какие предметы.
Множество разнообразных старинных икон, крестов, облачений священников во время проведения наиболее торжественных служб, разнообразной утвари, используемой при проведении религиозных церемоний, книг (Библий, Псалтирей и т. д.), и все это обильно украшено полудрагоценными и драгоценными камнями, позолоченное серебро, резьба, золотное шитье на разных покровах и одеяниях и т. д. и т. п.
Казалось, что ознакомиться со всей экспозицией не хватит времени одного посещения. На интерьеры залов, почти не обращали внимания, но я все-таки уточнила у смотрительницы, что есть ли еще залы, отреставрированные во дворце, и мне ответили, да, но они временно закрыты из-за выставки.
Поэтому, узнав, что в настоящее время разрешается фотографировать во дворце, посетила этот филиал государственного Русского музея.
Начало осмотра вдохновляло - широкая парадная лестница, золоченые балясины, вестибюль отделан мрамором, натуральным и искусственным, металлические светильники-торшеры, роспись по штукатурке на потолке, в нишах мраморные скульптуры.
Затем располагаются залы с портретами русских художников на которых изображены жители Российской империи- крестьяне, купцы, разночинцы, представители дворянского сословия, священнослужители, военные.
Залы оформлены однообразно, живописных работ на мой взгляд совсем немного, у меня создалось впечатление, что этими картинами хотели хоть как-то прикрыть голые стены.
Немного порадовали портреты с композиторами, писателями и художниками и небольшие скульптуры бронза и мраморные бюсты. Но в целом ощущение пустоты и я бы сказала, какой-то незавершенности.
Несколько портретов деятелей советского государства...
Здесь же размещается выставка фотографий 50-80 х годов XX века, и интерактивные экраны. Среди фото есть интересные, посвященные композиторам, поэтам, государственным деятелям и т. д. Но не за этим же идешь в этот замок.
В целом, интерьеров, сохранившихся или реконструированных в полном соответствии с началом XIX века не так много.
Тронная и Предтронная Марии Федоровны, одни из исторических залов, аркой они были соединены архитектором Ухтомским в более позднее время.
Общий столовый зал в нем много больших окон-дверей, одно из которых было не занавешено и открывался красивый вид.
Перед фасадом видна терраса, а за ней Марсовое поле.
Далее следуют небольшие комнатки(залами назвать их не могу), в которых расположилась экспозиция, посвященная истории Санкт-Петербурга: типажи жителей города -мелкая фарфоровая пластика, акварели и гравюры, отображающие исторические здания и событиями, происходившие в городе в 18-19 вв.
Более -менее заполненными выглядят следующие исторические залы:
Тумбы в которых выставлены экспонаты на мой взгляд не гармонируют с оформлением зала.
Зал антиков бельэтажа . В настоящее время выглядит так, как примерно в 40-е годы 19 века. С самого начала он проектировался В. Бренной, как новое явление в оформлении интерьера- зал сразу планировался как экспозиция редких и ценных предметов искусства, отсюда и название. В сравнении с другими залами он наполнен вполне, но в силу исторических событий ряд шедевров коллекции находятся либо в других музеях СПб, либо за рубежом.
Галерея Рафаэля или Готлисовый покой.(Здесь ранее располагалась библиотека Инженерного училища), сохранился исторический интерьер частично.
Особенно ценна плафонная роспись потолка, т. к. это единственная живопись данного типа, которая сохранилась в этом здании с павловского времени .
В этом зале много интересных портретов рода Романовых, а также разнообразных миниатюр на фарфоре и слоновой кости . Это изобилие витрин радует.
Но после этого настает черед абсолютно пустых залов-проходов, в которых находилась единственная скульптура и много табличек на стенах. Я смотрела отзывы других посетителей о дворце и обратила внимание, что залы - переходные между Парадной Опочивальней и Овальным залом, в прошлом были украшены большим количеством живописных работ старых русских мастеров, но сейчас они почему-то отсутствуют.
Кроме того, ряд залов, которые присутствовали на фото у предыдущих туристов, сейчас закрыты по непонятным причинам.
Если бы при входе давали четкий план-схему с указанием ВСЕХ залов, открытых для посещения с названиями покоев было бы намного лучше. Но видимо такая политика музея-меньше информации для туристов, спокойнее сотрудникам.
Очень поразило, как в этом великолепном зале Парадной опочивальне императрицы Марии Федоровны сохранившей исторический интерьер и, где кроме витрин-пирамид ничего не было из обстановки, если бы я со своей спутницей не заговорила о том, что непонятно, почему все задрапировано какой-то сероватой тканью смотрительница сообщила мне о том, что посетители могут приподнимать эту ткань и осматривать экспонаты в витринах. А закрыто все для того, чтобы свет не повредил миниатюры. Я осмотрела стены и нигде не увидела информации для посетителей об этом. Многие из них проходили дальше, и только увидев, что мы, спокойно приподняв покрывала, разглядываем содержимое витрин, вернулись в зал и также стали рассматривать миниатюры.
Идем через несколько проходных залов без названий и попадаем в
Галерею Лаокоона -абсолютно пустое знаменитое помещение, о котором пишут во всех путеводителях по истории замка.
Овальный зал сильно пострадал, когда в нем размещалась инж училище, здесь демонстрировались модели.
Существует легенда о призраке (привидении) несчастного Павла, но по-моему ему просто негде и спрятаться в этих стенах. Нет здесь духа места, ощущение просто выставочного зала, к тому не очень удачно организованного.
В церкви сохранился исторический интерьер(я прочитала в книге), но туда пускают очевидно с экскурсией.
В часовню, устроенную на месте гибели Павла, также проводят только с экскурсией.
Была во многих музеях, а такого не видела: обычно делают нормальную стойку или навесные шкафчики на стенках с аудиогидами.
Вывод :
Если у вас немного времени для посещения Санкт-Петербурга и вы не фанат портретной миниатюры, на мой взгляд, достаточно осмотреть великолепное творение Винченцо Бренны и двор, а также то, что его окружает: памятник Петру I, сады и парки снаружи на прогулке и проникнуться духом места, а посещать экспозицию дворца (если там нет крупной выставки) без экскурсии не стоит.
Хочу поделится с вами впечатлениями от недавнего посещения Михайловского (Инженерного)замка, находящегося в самом центре Санкт-Петербурга.
Это величественное монументальное здание окружено сразу тремя парками и знаменитыми речками города - Мойкой и Фонтанкой.
В силу особенностей архитектуры здания каждый его фасад выглядит по-разному. Построено было здание на месте старого летнего Елизаветинского дворца любимым архитектором Павла В. Бренной по проекту В. И. Баженова. Впоследствии в работах по строительству дворца принимал К. Росси и другие известные архитекторы. Дворец был построен в виде замка со рвами с водой, сейчас их засыпали.
Вид замка со стороны Садовой улицы и из Михайловского сада.(Западный фасад).
С этой стороны можно полюбоваться выступающей замковой церковью, названной в честь архангела Михаила. Отсюда и название замка. Здесь мы видим позолоченный шпиль церковной колокольни.
А после переезда сюда в начале 19 века Инженерного училища, замок стал называться Инженерным.
Вид со стороны Замковой улицы, которая располагается вдоль главного фасада здания. Главный южный фасад облицован серым гранитом. На фасаде есть вензеля. В разное время года здание даже кажется разного цвета...
Перед дворцом -замком расположены симметрично 2 здания кордегардии, выполненные в цвете, схожем с цветом гл. здания, которые выходят на Инженерную улицу.
На аллее, ведущей к центральному входу, стоит памятник Петру I, который был создан еще Растрелли(старшим), но установлен только Павлом.
На постаменте, созданном позже есть барельефы, посвященные славным победам Петра-"Гангутская битва" и "Полтавская битва", выполненные русскими скульпторами под руководством Козловского.
Со стороны реки Мойки виднеется вдали силуэт замка.
Необычная для Петербурга архитектура здания отражает пристрастие самого Павла к крепостям -замкам. Вспомним Гатчинский замок, крепость Бип в Павловске, о которой я писала в отзыве Павловск в лицах .
Павел был рыцарем Мальтийского ордена, личностью очень неоднозначно воспринимаемой современниками и потомками. Недаром Михайловский замок именовали "архитектурным автопортретом" императора. В замке-дворце он пытался воплотить свои мечты, которые очень долго оставались нереализованными из-за отношения к нему матери- императрицы Екатерины II.
Здание очень большое по площади, имеет интересную историю, самая знаменитая страница которой - убийство первого владельца замка императора Павла I, его подданными с молчаливого согласия его сына, Александра Павловича, будущего российского императора.
Достаточно давно я дважды посещала этот дворец - сразу после того, как было отреставрировано здание, и восстановлено несколько дворцовых помещений . Тогда здесь проходила интересная выставка парадных портретов династии Романовых, насколько я помню, из разных музеев. К сожалению, фото тогда не разрешали делать.
Затем позднее побывала на выставке православного религиозного искусства, на которой также не разрешали фотографировать. На выставке было представлено огромное количество экспонатов, если мне не изменяет память из нескольких российских музеев, да и патриархия также предоставила кое-какие предметы.
Множество разнообразных старинных икон, крестов, облачений священников во время проведения наиболее торжественных служб, разнообразной утвари, используемой при проведении религиозных церемоний, книг (Библий, Псалтирей и т. д.), и все это обильно украшено полудрагоценными и драгоценными камнями, позолоченное серебро, резьба, золотное шитье на разных покровах и одеяниях и т. д. и т. п.
Казалось, что ознакомиться со всей экспозицией не хватит времени одного посещения. На интерьеры залов, почти не обращали внимания, но я все-таки уточнила у смотрительницы, что есть ли еще залы, отреставрированные во дворце, и мне ответили, да, но они временно закрыты из-за выставки.
Поэтому, узнав, что в настоящее время разрешается фотографировать во дворце, посетила этот филиал государственного Русского музея.
Начало осмотра вдохновляло - широкая парадная лестница, золоченые балясины, вестибюль отделан мрамором, натуральным и искусственным, металлические светильники-торшеры, роспись по штукатурке на потолке, в нишах мраморные скульптуры.
Затем располагаются залы с портретами русских художников на которых изображены жители Российской империи- крестьяне, купцы, разночинцы, представители дворянского сословия, священнослужители, военные.
Залы оформлены однообразно, живописных работ на мой взгляд совсем немного, у меня создалось впечатление, что этими картинами хотели хоть как-то прикрыть голые стены.
Немного порадовали портреты с композиторами, писателями и художниками и небольшие скульптуры бронза и мраморные бюсты. Но в целом ощущение пустоты и я бы сказала, какой-то незавершенности.
Несколько портретов деятелей советского государства...
Здесь же размещается выставка фотографий 50-80 х годов XX века, и интерактивные экраны. Среди фото есть интересные, посвященные композиторам, поэтам, государственным деятелям и т. д. Но не за этим же идешь в этот замок.
В целом, интерьеров, сохранившихся или реконструированных в полном соответствии с началом XIX века не так много.
Тронная и Предтронная Марии Федоровны, одни из исторических залов, аркой они были соединены архитектором Ухтомским в более позднее время.
Общий столовый зал в нем много больших окон-дверей, одно из которых было не занавешено и открывался красивый вид.
Перед фасадом видна терраса, а за ней Марсовое поле.
Далее следуют небольшие комнатки(залами назвать их не могу), в которых расположилась экспозиция, посвященная истории Санкт-Петербурга: типажи жителей города -мелкая фарфоровая пластика, акварели и гравюры, отображающие исторические здания и событиями, происходившие в городе в 18-19 вв.
Более -менее заполненными выглядят следующие исторические залы:
Тумбы в которых выставлены экспонаты на мой взгляд не гармонируют с оформлением зала.
Зал антиков бельэтажа . В настоящее время выглядит так, как примерно в 40-е годы 19 века. С самого начала он проектировался В. Бренной, как новое явление в оформлении интерьера- зал сразу планировался как экспозиция редких и ценных предметов искусства, отсюда и название. В сравнении с другими залами он наполнен вполне, но в силу исторических событий ряд шедевров коллекции находятся либо в других музеях СПб, либо за рубежом.
Галерея Рафаэля или Готлисовый покой.(Здесь ранее располагалась библиотека Инженерного училища), сохранился исторический интерьер частично.
Особенно ценна плафонная роспись потолка, т. к. это единственная живопись данного типа, которая сохранилась в этом здании с павловского времени .
В этом зале много интересных портретов рода Романовых, а также разнообразных миниатюр на фарфоре и слоновой кости . Это изобилие витрин радует.
Но после этого настает черед абсолютно пустых залов-проходов, в которых находилась единственная скульптура и много табличек на стенах. Я смотрела отзывы других посетителей о дворце и обратила внимание, что залы - переходные между Парадной Опочивальней и Овальным залом, в прошлом были украшены большим количеством живописных работ старых русских мастеров, но сейчас они почему-то отсутствуют.
Кроме того, ряд залов, которые присутствовали на фото у предыдущих туристов, сейчас закрыты по непонятным причинам.
Если бы при входе давали четкий план-схему с указанием ВСЕХ залов, открытых для посещения с названиями покоев было бы намного лучше. Но видимо такая политика музея-меньше информации для туристов, спокойнее сотрудникам.
Очень поразило, как в этом великолепном зале Парадной опочивальне императрицы Марии Федоровны сохранившей исторический интерьер и, где кроме витрин-пирамид ничего не было из обстановки, если бы я со своей спутницей не заговорила о том, что непонятно, почему все задрапировано какой-то сероватой тканью смотрительница сообщила мне о том, что посетители могут приподнимать эту ткань и осматривать экспонаты в витринах. А закрыто все для того, чтобы свет не повредил миниатюры. Я осмотрела стены и нигде не увидела информации для посетителей об этом. Многие из них проходили дальше, и только увидев, что мы, спокойно приподняв покрывала, разглядываем содержимое витрин, вернулись в зал и также стали рассматривать миниатюры.
Идем через несколько проходных залов без названий и попадаем в
Галерею Лаокоона -абсолютно пустое знаменитое помещение, о котором пишут во всех путеводителях по истории замка.
Овальный зал сильно пострадал, когда в нем размещалась инж училище, здесь демонстрировались модели.
Существует легенда о призраке (привидении) несчастного Павла, но по-моему ему просто негде и спрятаться в этих стенах. Нет здесь духа места, ощущение просто выставочного зала, к тому не очень удачно организованного.
В церкви сохранился исторический интерьер(я прочитала в книге), но туда пускают очевидно с экскурсией.
В часовню, устроенную на месте гибели Павла, также проводят только с экскурсией.
Была во многих музеях, а такого не видела: обычно делают нормальную стойку или навесные шкафчики на стенках с аудиогидами.
Вывод :
Если у вас немного времени для посещения Санкт-Петербурга и вы не фанат портретной миниатюры, на мой взгляд, достаточно осмотреть великолепное творение Винченцо Бренны и двор, а также то, что его окружает: памятник Петру I, сады и парки снаружи на прогулке и проникнуться духом места, а посещать экспозицию дворца (если там нет крупной выставки) без экскурсии не стоит.
Время использования | несколько раз |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2016 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | СПб Садовая |
Дом № | 2 |
Общее впечатление | Снаружи замок производит больше впечатления, чем внутри. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19
Еще раз благодарю!