Отзыв: Фильм "Отмель" (2016) - Когда СЕРФИНГ - увлечение ВДВОЙНЕ ОПАСНОЕ - не только борьба за ВЫЖИВАНИЕ, но и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ себя…
Достоинства: режиссер; научная подход; главная героиня; зрелищность; чайка; медузы; акула издалека; виды природы; реалистичность травм; динамизм и проч.
Недостатки: не оригинальность; в целом, предсказуемость; логические нестыковки; акула вблизи не достаточно страшная; некоторая постановочность
Каких только жанров мне не довелось увидеть в этом поистине насыщенном июле. И вот на повестке дня совершенно неожиданно оказался триллер «Отмель» о нападении акулы. Первое, о чем я подумала, еще, когда смотрела трейлер, что, тема, в общем-то, взята знакомая и в литературе, и в кинематографе. Конечно, на ум сразу же приходит знаменитый рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Если же говорить о кино, тут и вовсе вспоминается серьезная работа – триллер Стивена Спилберга «Челюсти». Шутка ли, фильм 1975 года, получил 3 Оскара, стал первым фильмом, который удостоился звания «блокбастер», занял почетное 21 место в списке 500 лучших фильмов ужасов и породил целую серию всевозможных подражаний. Да уж, соревноваться с подобными творениями ох, как непросто. Но, может быть, режиссер фильма и не собирался с ними соревноваться, спорить или цитировать, а внес в свою историю нечто уникальное и нестандартное?! [Я даже не ожидала, что написание этой рецензии вызовет у меня такой (!) творческий поток мыслей и исследований. Что поделать, видимо, не стоит и пытаться мне писать «кратко» =)]. Итак, давайте разбираться, что именно мы получаем, когда смотрим эту картину. [Надеюсь, чашечку ароматного чая, с вкусной печенькой вы уже предусмотрительно приготовили? Как вы понимаете – разговор предстоит длинный =)].
ПОЛЕЗНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ:
Первое, с чего хочется начать, это уточнить некоторые подробности «из жизни акул». Дело в том, что просмотр фильма натолкнул меня на ряд вопросов, некоторые из которых как-то не получили ответа. Разумеется, мне было любопытно, возможно ли подобное в принципе. Поэтому пришлось лезть в информационные дебри и разбираться со всем этим самостоятельно. Если обобщить те сведения, которые мне удалось собрать, то применительно к данному сюжету, нам вполне полезно будет знать об АКУЛАХ СЛЕДУЮЩЕЕ:
МОГУТ акулы НАПАСТЬ на ЧЕЛОВЕКА:
Акулы, в принципе, – это гигантские РЫБИНЫ. Удивительно, но это действительно так, ведь они относятся к надотряду хрящевых рыб. На данный момент известно порядка 450 видов акул, но на человека нападают преимущественно 4 из них. Белая, тигровая, тупорылая и длиннокрылая акулы были замечены в многочисленных НЕСПРОВОЦИРОВАННЫХ НАПАДЕНИЯХ на человека. Причем, известно достаточное количество случаев с летальным исходом. Хотя не стоит считать, что опасность подстерегает на каждом шагу – встретить акулу вероятность в разы более низкая, чем, например, утонуть. Поэтому лучше озадачиться совершенствованием плавания, чем сходить с ума от боязни попасть в меню этих гигантов. Кстати, было установлено, что большая часть подобных нападений связано с возникновением ошибки при идентификации добычи. И, если уж говорить откровенно, «человечина» не является для акул деликатесом – для них наше драгоценное мясо кажется недостаточно жирным и, соответственно, не дающим достаточной энергии.
Тем не менее, на людей они все же нападают и такие драматические истории периодически, к сожалению, встречаются. Серферы тоже не застрахованы от подобной напасти. Например, известен случай, когда огромная тигровая акула напала на серфингистку и откусила ей руку до плеча. 13-летняя Бетани Гамильтон потеряла 60% своей крови, но ей чудом удалось выжить и… снова (!) заняться (!) серфингом (!) В связи с этим фактом (и не уникальным, как вы понимаете) сразу вспоминается прошлогодний фильм об альпинистах «Эверест», где мы очень четко понимаем, что любители экстремальных видов спорта – это, по сути, фанатики, которые ни при каких условиях, опасностях и прочем не могут отказаться от дорогого их сердцу занятия. Чуть оклемались – и уже взбираются на очередную вершину. Подлатали укусы от морских «чудовищ» и снова на доску – ловить свою хорошую волну…
Я внимательно изучила внешний вид акулы, представленный в кадре, и сопоставила с видами, потенциально опасными для человека. Оказалось, что больше всего сходства у нее с БЕЛОЙ АКУЛОЙ. Когда же я смотрела видео-интервью с главной актрисой, моя гипотеза подтвердилась. Действительно именно эта акула по сюжету атаковала главную героиню. Поэтому дальнейшие подробности, включая ареал обитания, меня интересовали, связанные непосредственно с этим видом.
МОГУТ ли акулы (в частности БЕЛЫЕ акулы) ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО:
По сюжету акула совершает крайне резкие движения, поэтому мне было интересно, с какой вообще скоростью эта «прелестная» рыбка может перемещаться в толще воды. Оказалось, что просто плывут они относительно медленно, хотя, на мой взгляд, скорость 8 км/ч – это весьма приличный рапид. При этом оказалось, что при нападении они способны значительно ускоряться. И, если скорость среднестатистической акулы при этом достигает порядка 19 км/ч. То БЕЛАЯ АКУЛА в подобных ситуациях демонстрирует прямо-таки спринтерские чудеса и способна разгоняться до 50 км/ч. Не удивительно, что при таких скоростях и, разумеется, ощутимых силовых последствиях, акулы способны разгибать стальные крюки и с легкостью разрывать канаты, выполненные из джута и толщиной в 5 см. Когда попробовали измерить силу воздействия на крепления этих «милых» рыбок, оказалось, что они способны с легкостью разрывать металлические снасти, которые выдерживают нагрузку в пределах тонны. Честно говоря, от таких цифр становится несколько жутковато.
МОГЛА ли БЕЛАЯ АКУЛА оказаться в водах неподалеку от МЕКСИКИ:
По сюжету главная героиня оказывается на одном из островов в акватории Мексики. Разумеется, мне было любопытно, насколько это правдоподобно. Не хочу никого расстраивать, но у ученых есть предположение, что лет, эдак, через 50-60 в российских водах вполне могут глиссировать белые акулы. И связывают подобное неутешительное для наших соотечественников предположение с глобальным, будь оно неладно, потеплением [печалька, однако, плак-плак…=(]. На данный же момент эту акулу можно встретить практически во всех океанах Земли. И, в частности, в прибрежных водах тоже. Исключение пока составляет лишь Северный Ледовитый океан.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ в РАЦИОНЕ (у белых акул):
Поразительно, как акулы обнаруживают добычу: оказалось, что они чувствительны к электрическому полю и способны таким образом обнаруживать не только всевозможные предметы из металла, но и живые организмы [известно, что мышцы сердца и дыхательные мышцы создают, пусть и слабую, но все же вполне регистрируемую электрическую активность]. Белая акула, естественно, также оснащена подобным механизмом обнаружения, кстати, он носит название «ампулы Лоренцини». Кроме того, акулы еще и отлично чувствуют СТРАХ ЖЕРТВЫ, а также способны улавливать в воде наличие крови даже в мельчайших пропорциях. Но сразу акула обычно не нападает – предпочитает «присмотреться» к добыче и изучить ее и лишь потом напасть, порой «исподтишка». Эти акулы питаются преимущественно морскими млекопитающими (тюленями, морскими львами и слонами и даже китовыми средних размеров), но не исключают потребление рыб, морских птиц и прочих животных, попадающих в область их зрения. Печально, но факт – эти акулы считаются САМЫМИ ОПАСНЫМИ для человека. Среди зарегистрированных случаев нападения акул на человека «пальму первенства» удерживает акула именно этого вида. Самое неприятное, что акулы нападают не только в океане или на большой глубине, но и на расстоянии всего лишь НЕСКОЛЬКИХ МЕТРОВ от берега. Поэтому описанный в фильме случай вполне мог иметь место в действительности.
Вот такая, прямо скажем, невеселая получилась на этот раз познавательная справка. Однако, на ключевые вопросы ответы я получила. Если не копать еще более глубоко, на первый взгляд, рассказанная в фильме история выглядит вполне правдоподобно. Но, как выяснилось, вопросы на этом не закончились, но об этом позже.
НЕМНОГО О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА:
Поскольку фильм вызвал у меня ряд вопросов, я, разумеется, заинтересовалась подробностями его создания. Мне было важно получить ответы. Поэтому я прочла ряд статей, посмотрела видео-интервью с актрисой, исполнившей главную роль, а также несколько видеосюжетов о том, как проходили съемки:
Во-первых, я с интересом узнала, что Блейк Лайвли, исполнительница главной роли, самостоятельно выполняла БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ТРЮКОВ, не прибегая к мощи дублеров. Так, она лихо прыгает с туши мертвого кита, который, кстати, лишь частично был реквизитом, а частично был обработан при помощи CGI-графики. Или же, например, сцена с медузами, которая, на мой взгляд, стала одной из самых ярких в картине. Лайвли и ее выполняла сама. Медуз в кадре, конечно, не было, их дорисовали потом. Но вот достаточно длительное время под водой, пока проходила собственно съемка сцены (в резервуаре, наполненном водой), актриса сыграла сама. В одной же из финальных сцен, она и вовсе получила производственную травму – сломала нос, но мужественно закончила сцену с буем, несмотря на хлынувшую кровь, которую, кстати, мы и видим в итоге в кадре. Единственное, что оказалось ей не по плечу – это эффектное катание на серфе. По собственному признанию актриса «выглядела на доске глупо» и единственное, что она могла делать – это худо-бедно на нем стоять. Но совершать какие бы, то ни было, перемещения на нем оказалось для нее непосильной задачей. Поэтому все зрелищные сцены на серф-доске выполняет профессионал – дублером здесь стала ИЗАБЕЛЛА НИКОЛС, между прочим, чемпион по виндсерфингу среди юниоров. Зато Лайвли научилась эффектно носить серф и виртуозно заходить с ним в воду. Как говорится, каждому свое. =)
Главный злодей в картине – кровожадная акула – нарисована, разумеется, при помощи все той же, так часто сейчас используемой в кинематографе, графики CGI – после скрупулезного изучения съемочной группой телевизионного шоу Дискавери «Неделя с акулами». Но, на мой взгляд, нарисована она в итоге так себе (почему я так думаю, поясню чуть ниже – в разделе «графика»).
А вот еще одним персонажем, о котором я непременно хочу рассказать – стала ЧАЙКА по имени Салли, которая по стечению обстоятельств оказалась единственным «собеседником» главной героини, запертой на злополучной отмели. Так вот, я была удивлена, когда узнала, что чайка самая, что ни на есть, настоящая, а не нарисованная птица или же муляж. Эта чайка приехала на съемки из Австралийского заповедника и буквально покорила съемочную группу. Оператор Матти Лешем даже назвал ее, ни много ни мало, «птичьим Марлоном Брандо» =).
Дополнительно я изучила вопрос, касающийся медуз. Дело в том, что по сюжету главную героиню серьезно ЖАЛЯТ МЕДУЗЫ. У меня возникни сомнения, а не чересчур ли получились ожоги? Не переборщили ли гримеры? Чтобы ответить на этот вопрос мне пришлось разобраться в частности с определением типа медуз, которые встретились на трагическом пути главной героини. Далеко не сразу, но кое-что весьма полезное мне в итоге узнать удалось. Итак:
Я посмотрела ряд ужасающих фотографий, чтобы получить впечатления о том, как в реальности выглядят ОЖОГИ МЕДУЗЫ. Изучив снимки, я пришла к выводу, что в привычном понимании – в виде волдырей они могут и не появиться. А вот, как показано в фильме – в виде темных, расползающихся по телу устрашающего вида спрутовидноподобных щупалец, вполне могут выглядеть. Кстати, стрекательные клетки с ядом нервнопаралитического действия, в результате которых и возникают подобные болезненные ожоги, даже могут привести к летальному исходу, в зависимости от того, медуза какого вида встретилась. Так, например, ожог, а, точнее, укус медузы «Морская оса» приводит к параличу сердечной мышцы, и человек буквально через несколько минут погибает. Но она относится к очень опасному виду «Кубомедуз».
А вот медуза, которая ужалила главную героиню фильма, относится к виду «Дискомедуз». В частности внешний вид конкретной желеподобной живности позволяет отнести ее к так называемым «цианеям». Самая большая среди них носит название АРКТИЧЕСКАЯ ЦИАНЕЯ («Cyahea capiltata») – диаметр ее зонтика может достигать размера более 2 метров, а щупальца более 30 метров в длину! Такие цифры впечатляют и в голове укладываются с трудом! Выглядит она, кстати, очень красиво – полупрозрачная с крупным зонтиком (колоколом), усеянной темно-синими «лепестками» (ловчими щупальцами) и обладающая длинными отростками-щупальцами. Меня, разумеется, интересовал ее АРЕАЛ и опасность для человека, ведь ожоги главной героини выглядели крайне пугающими. Оказалось, что этот вид цианей распространен в водах северо-восточной части Атлантического океана. Соответственно, Мексика сюда вполне «укладывается». Что касается ожогов этой медузы, то выяснилось, что они достаточно болезненны и похожи на укусы пчел, а их не приятные симптомы длятся достаточно долго – в течение 6-8 часов, полностью же человек оправляется после укусов лишь через несколько дней. Но, по крайней мере, они не приводят к крайностям – к летальному исходу. Любопытный факт связан с медузами типа цианеи: они способны кооперироваться и охотиться сообща. Для этого они переплетают между собой щупальца десятков своих сородичей и образуют «сеть» гигантского размера и ловят в нее всевозможных морских обитателей. Так что нашей серфингистке из фильма еще «повезло», что медузы, встретившиеся у нее на пути, плавали поодиночке, а не вышли организованной группой на тропу охоты. Бррр…
ЧТО Я ОТМЕТИЛА для себя во время просмотра фильма:
СЮЖЕТ:
Американка Нэнси Адамс, приезжает на дикий пляж Мексики за хорошей волной. И это не просто случайное место – когда-то здесь бывала ее собственная, недавно умершая мать. Смерть близкого человека стала для Нэнси настоящей трагедией, она даже бросила учебу в медицинском колледже и приехала сюда не просто за очередной порцией ярких впечатлений и адреналина, а чтобы, главным образом, побыть наедине со своими мыслями и пережить горе утраты. Однако, райский пляж не стал местом уединения – спокойствие закончилось вместе с нападением белой акулы. В итоге отдых превратился в настоящий кошмар, когда девушка оказалась отрезанной от берега на крохотной отмели, выступающей из воды во время отлива. При этом ситуация осложнилась тем, что, во-первых, акула успела ее поранить, а, во-вторых, при себе у нее оказалось крайне ограниченное число вещей, способных хоть как-то помочь в сложившейся ситуации. Хотя находчивости Нэнси можно только позавидовать – она использует все, что попадает в зону ее видимости, и даже собственным сережкам находит крайне нетипичное применение.
Хочу отметить, что у картины небольшой хронометраж – всего 1 час 20 минут. И радует, что это время используется довольно продуктивно. Оно событийно насыщенно, не раздражает пустотами, динамические экшн-сцены равномерно в нем распределены, поэтому скучать, зевать и томно поглядывать на часы точно не приходится. При этом действие еще и грамотно «разбавлено» красивыми видами природы. В итоге получается зрелищное КАМЕРНОЕ КИНО с одной локацией, правда, поданной с разных ракурсов.
Подобной камерной идеей, замешанной на триллере, зрителя удивить достаточно сложно. Подобных сюжетов хватает и об акулах в частности. Поэтому сказать, что картина удивляет и несет что-то принципиально новое в кинематографе, сложно. Тем не менее, фильм смотрится, как единое целое, довольно трагично, хотя и не вызывает чувства отвращения или же подлинного страха. Тем не менее, за персонажа все же переживаешь и с любопытством следишь за происходящим. Укусит или не укусит – ломаешь голову, сидя в кресле. И если да, то не окажется ли пострадавшая, а то и вовсе откушенная часть жизненно важной, потеря которой, как говорят медики «не совместима с жизнью». Что ни говори, а при просмотре подобных картин, в нас таки всплывают ростки кровожадности. Но в целом мы приблизительно понимаем, чем все-таки дело закончится, остается лишь гадать о нюансах, а их здесь хватает. Но несмотря на общую предсказуемость сюжета, в какой-то момент я все же удивилась. Больше того, странно удивилась. То, что она сама экстремалка – это ладно. Это я могу понять. А вот семью подвергать опасности – это полнейшая безответственность и глупость.
Скучать главной героине точно некогда. Какое тут? Когда вокруг нарезает круги не дружелюбно настроенная хищница. А из доступной суши лишь крохотный клочок «земли», который того и гляди уйдет под воду в момент прилива. Но наша серферша всеми фибрами души понимает, что жить-то очень хочется и предпринимает все мыслимые и немыслимые способы, чтобы выстоять в этой ситуации и желательно «в полном комплекте», ну, или, как пойдет. Поэтому мы вовсе не удивляемся, когда видим, например, что она шустро плавает, практически с гангренозной ногой. [Ну, хоть купальник после всех злоключений испачкался]. А что поделать – инстинкт выживания дело такое – сам не знаешь, что выкинешь, как говорится, и не такое сделаешь. Но при этом она и про братьев наших меньших не забывает. Когда выясняется, что чайка не просто так из неожиданно вспыхнувшей симпатии упорно сидит на отмели, а что у нее вывихнуто крыло – Нэнси оказывает ей первую медицинскую помощь – вправляет его.
Очень «хорошо», что ей не довелось столкнуться с пираньями, подумалось мне. В подобном случае у нее шансов не было бы практически никаких, ведь, как известно, они нападают не поодиночке, а целыми стаями и славятся своей кровожадностью. Один на один с акулой – тут все же можно, хотя бы попытаться что-то сделать, что наша неутомимая героиня и демонстрирует раз за разом.
РЕЖИССЕР и АКТЕРСКИЙ СОСТАВ:
Режиссёром фильма стал американский кинорежиссёр каталонского (испанского) происхождения – ЖАУМЕ КОЛЬЕТ-СЕРРА. Его фильмография составляет список менее чем из 10 пунктов. Но при этом уже первый, снятый им фильм, «Дом восковых фигур» (тоже, кстати, триллер) со скандально известной Перис Хилтон получил ряд кинематографических наград. «Отмель» же первая его картина, с которой довелось познакомиться лично мне. В целом, считаю знакомство вполне удачным. Не могу сказать, что фильм – шедевр, но то, что я посмотрела его с удовольствием – это точно.
Исполнительницей главной роли стала БЛЕЙК ЛАЙВЛИ, отличную игру которой хотелось бы отметить отдельно. Безусловно, радует глаз ее великолепная фигура. А, собственно, чего удивляться, учитывая, что это не только актриса, но еще и фотомодель. Ее почему-то часто называют исключительно в ключе «супруга Райана Рейнольдса» [да-да, того самого, что сыграл в том числе в фильмах «Вне/себя» и «Дэдпул». Любопытно, что он также играл в камерных фильмах. Вспомнить, например «Погребенный заживо», когда все действие происходило в замкнутом пространстве деревянного ящика]. Однако, было бы не правильным считать ее исключительно верной спутницей и не более. Ведь на ее счету около двух десятков ролей, в т. ч. отмеченных различными наградами. Кстати, и в драматическом таланте актрисы сомневаться не приходится, ведь в 2008 году за роль в телесериале «Сплетница» она получила «Teen Choice Awards», как лучшая драматическая актриса. Поэтому не удивительно, что и с поставленной в «Отмели» задачей она справилась отлично. Не возникает сомнений, почему была выбрана эта актриса, а не какая-нибудь другая. Ее роль получилась запоминающейся и драматически-яркой. А ведь перед ней поставлена достаточно сложная во всех смыслах задача, поскольку ей приходится существовать в кадре практически в одиночку.
АНТУРАЖ и ВИДЫ:
Начало такое празднично-отпускное: загорелые тела, красивые, яркие купальники, не менее яркие и красивые доски для серфинга. Катание на серфах – «финты» и трюки – очень украшают фильм.
Бесконечно восхищает невероятная красота натуры: райские морские пейзажи, живописные морские глубины и не менее красивые лазурные волны. Стаи летящих птиц, заполонившие все небо. Опасные, но такие красивые, медузы, лениво плывущие в толще воды. Мы видим происходящее с разных ракурсов, в том числе обзоры сверху, с высоты птичьего полета. [Кстати, в одной из статей я прочла, что съемки этого фильма проходили на территории острова с красивым названием ЛОРД-ХАУ. Этот вулканический остров, имеющий форму бумеранга, находится в Тасмановом море и принадлежит Австралии и внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Упреждая возможный вопрос, скажу, что «та самая отмель» на самом деле – не настоящая – она была создана искусственно на время съемочного процесса].
Некоторые кадры вообще оказываются неожиданными. Например, стая дельфинов, вынырнула так неожиданно, что я, аж, в кресле подпрыгнула. Кстати, если бы они задержались подольше, то очень сильно облегчили бы задачу главной героине. Ведь известно, что акулы боятся (!) связываться с этими млекопитающими. Ведь они действуют в одиночку, а дельфины – организованными группами и поэтому достаточно легко выходят из схватки победителями. Но это было бы слишком просто, поэтому мы успеваем лишь в краткий миг насладиться их красивыми спинами, пока они не уплывают прочь.
СПЕЦЭФФЕКТЫ:
По поводу спецэффектов: здесь стоит обратить внимание на «стаю» медуз и, конечно, на главную злодейку – акулу. По поводу последствий встречи с медузами я уже писала выше.
А вот по поводу акулы хочу сказать парочку нелестных эпитетов. Согласитесь, в фильмах подобного рода, должно быть по-настоящему страшно. В данном случае у нас есть конкретный монстр, который должен пугать и выглядеть устрашающе. Вспомнить те же «Челюсти» – в далеком 1975 – акула воспринималась реально страшно. Сейчас, конечно, мы уже насытились всевозможными спецэффектами и широчайшей палитрой возможностей компьютерной графики, чего тогда, кстати, не было. Поэтому нас уже сложно удивить – мы уже откровенно придираемся. Нет, общие планы акулы – вид сверху, когда она «прикрыта» толщей воды, и прочие подобные кадры выглядят здорово. Но вот, когда дело доходит до крупных планов, начинаются странности. Я специально посмотрела несколько видео-хроник того, как выглядят акулы в динамике, как они набрасываются на металлические защитные клетки, на людей, какие оставляют раны. И мои опасения, возникшие на просмотре в кинозале, подтвердились – киношная акула вблизи выглядит откровенно не страшно. Мне не понравилось, как выглядят знаменитые акульи зубы. Вообще, при ближайшем рассмотрении ее морда выглядит откровенно не натурально. Для фильма подобного рода – это серьезный недостаток, поскольку предполагаемый градус сильно снижается.
КИНОЛЯПЫ или сцены, которые вызвали ВОПРОСЫ:
На этот раз я не буду подробно останавливаться на том, что понравилось, а что нет. Поскольку фильм вызвал ряд существенных вопросов, я хочу остановиться именно на этих моментах:
Меня откровенно смутил тот факт, что акула с какой-то прямо-таки маниакальной настойчивостью преследует блондинку в то время, как недалеко от берега плавает довольно крупный мертвый кит. Свежатинки, что ли, захотелось? Или просто предпочитает блондинок? Но, как мы помним, при прочих равных человечина не является приоритетной пищей для подобных хищников. Может, она охраняет «кормушку», как нам пытаются объяснить сей факт. Но, на мой взгляд, это выглядит крайне натянуто. Ведь изначально покусительства на акулий ужин барышня не демонстрировала и более того плескалась себе на волнах достаточно далеко от его расположения.
В какой-то момент, истекающая кровью Нэнси, испачкала чайку своей кровью. Проходит время, но она не становится бурой, а по-прежнему раздражает своим ярко-алым колером. Пардон, но кровь сворачивается и темнеет. Но нет, видимо, «так будет зрелищнее», решили в съемочной бригаде. Однако, эффект получается ровно противоположный, навевает ощущение краски и неестественности.
Вообще не понятно, почему птица толчется столько времени на камне и не улетает. С чего вдруг такая любовь к незнакомому, еще и перепачканному кровью человеку (а чайки «народ» чистоплотный – непременно начинают чистить «костюмчик»)?! Правда, потом нам все же дается некое пояснение – мол, у нее вывихнуто крыло. Правда, остается загадкой, где же именно она его умудрилась вывихнуть? Ну, не акула же ее толкнула, в конце концов!
Акула оказалась там, где по идее ее быть не должно. Но случаи подобные в мировой практике известны. Поэтому тут вопросы отпадают. Однако, она жует металл направо и налево. Но только почему-то не покидает ощущение неестественности происходящего. Кажется, что на спецэффектах откровенно сэкономили. Хищник кажется каким-то, то ли игрушечным, то ли роботоподобным. Что хотите делайте, но АКУЛА получилась НЕ СТРАШНАЯ. Если я говорила, что при просмотре Тарзана не могла понять рисованные звери или нет, то здесь такой вопрос даже не возникает.
Вообще я то и дело ловила себя на мысли, что некоторые сцены кажутся откровенно постановочными. Словно, смотришь не триллер, а какой-нибудь клип. То рука слишком жестко, схватившаяся за камень, показывается крупным планом. То человек, слишком картинно кувыркается по дну при падении.
Ну, и, наконец, осталось загадкой, с какой целью был поставлен буй? Ведь лагуна, в которой находится злополучная отмель, отделена от океана не только скалами, но еще и островом. =)
ПОЛЕЗНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ:
Что ни говори, а мы видим яркий пример выживания в экстремальных условиях [в связи с этим, конечно, сразу вспоминается взорвавший критически настроенную общественность, прошлогодний «Марсианин»]. В таких ситуациях проявляется сущность человека, наличие или отсутствие у него стрежня, стойкости, мужества, стремления преодолевать любые препятствия, бороться до последнего. Навыки медицинской самопомощи, находчивость, умение просчитывать варианты, порой, до секунд. Скорость реакции. И много чего еще. Но самое главное – это, то самое, «стремление жить», ради которого, порой совершаются настоящие чудеса. И, конечно, это стремление «вопреки всем НО» двигаться вперед. Назад к счастью, к семье, к потерянному, но вдруг осознанному с невероятной яркостью смыслу такой хрупкой, но такой ценной жизни.
ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно отметить следующее:
ПЛЮСЫ:
+ режиссер не новичок в жанре триллера;
+ попытка снять реалистичное кино, опираясь на реальные факты подобных случаев и научные данные;
+ сильная, яркая, запоминающаяся главная героиня;
+ достоверно сыгранный драматизм у главной героини;
+ актриса, исполнившая заглавную роль в фильме, практически полностью исполняет все трюки;
+ на серфе исполнительницу главной роли дублирует профессиональный серфер;
+ колоритная чайка Салли (питомец Австралийского заповедника);
+ красивые сцены: виды натуры; катание на серф-досках; скопление медуз и проч.;
+ съемки проходили на острове Лорд-Хау (красивый остров, входящий в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО);
+ реалистичность полученных травм и в частности ожогов медуз;
+ сюжет развивается достаточно динамично и насыщенно;
+ зрелищное камерное кино с одной локацией;
+ довольно реалистичные виды акулы, но только в общих видах и видах издалека;
+ в целом, вполне неплохой образец жанра.
МИНУСЫ:
- в общем-то, вполне себе известный сюжет о нападении на человека белой акулы;
- сюжет и финал кажутся достаточно предсказуемыми;
- вызывает множество вопросов с логической точки зрения;
- главный монстр, который должен держать зрителя в напряжении и страхе, при ближайшем рассмотрении оказывается каким-то совсем не страшным и более того не достаточно реалистичным.
- излишняя постановочность некоторых сцен.
МОЕ РЕЗЮМЕ о фильме: В целом, фильм «Отмель» мне понравился, хотя и с некоторыми оговорками. Пересматривать его я вряд ли буду. Но то, что это вполне себе приличный триллер, который можно удостоить внимания – это абсолютно точно. 4 звезды я ему вполне могу поставить и, если вы любите подобного рода фильмы, то рекомендую обратить на него внимание.
Судя по статистическим сведениям, небольшой по современным меркам бюджет, «отбился» уже в первую неделю проката. На данный момент можно считать фильм вполне успешным, ведь он уже несколько раз окупил затраты. В российском же прокате он стабильно занимает лидирующую позицию и держится на 3-й строчке ТОП-5 проката.
Смотрите хорошее кино, любите жизнь и не сдавайтесь даже в тех ситуациях, когда кажется, что все абсолютно безнадежно. Как точно выразился Фридрих Ницше по этому поводу: «Все в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее» =)
P.S. Это был "краткий" =)) обзор фильма #Омель, до встречи в следующих кинообзорах. Надеюсь, что статья оказалась познавательной и доставила несколько приятных минут от прочтения. =)
Возможно, вас также заинтересуют и другие ВИДОВЫЕ ФИЛЬМЫ, которые я непременно РЕКОМЕНДУЮ К ПРОСМОТРУ, если вы этого по каким-то причинам еще не сделали:
«В сердце моря» - фильм, основанный на реальных событиях и повествующий о трагедии, связанной с крушением корабля «Эссекс» и гигантским кашалотом, известным под именем «Моби Дик»;
«Тарзан: Легенда» - экранизация по мотивам книг всемирно известного автора, невероятно зрелищный, видовой и реалистичный фильм; при его создании использована ультрасовременная компьютерная графика и новаторская аэрофотосъемка;
«Вдали от обезумевшей толпы» - красивый фильм о любви – несущий эстетическое и психологическое удовольствие.
P.P.S. И, конечно, напоминаю, что мое мнение – исключительно СУБЪЕКТИВНО. Оно может отличаться, как и от общепринятого мнения, так и от взглядов конкретного читателя. Я не претендую на истину в первой инстанции. Но это мое персональное право высказывать собственный взгляд на вещи и мир. Спасибо за внимание.
ПОЛЕЗНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ:
Первое, с чего хочется начать, это уточнить некоторые подробности «из жизни акул». Дело в том, что просмотр фильма натолкнул меня на ряд вопросов, некоторые из которых как-то не получили ответа. Разумеется, мне было любопытно, возможно ли подобное в принципе. Поэтому пришлось лезть в информационные дебри и разбираться со всем этим самостоятельно. Если обобщить те сведения, которые мне удалось собрать, то применительно к данному сюжету, нам вполне полезно будет знать об АКУЛАХ СЛЕДУЮЩЕЕ:
МОГУТ акулы НАПАСТЬ на ЧЕЛОВЕКА:
Акулы, в принципе, – это гигантские РЫБИНЫ. Удивительно, но это действительно так, ведь они относятся к надотряду хрящевых рыб. На данный момент известно порядка 450 видов акул, но на человека нападают преимущественно 4 из них. Белая, тигровая, тупорылая и длиннокрылая акулы были замечены в многочисленных НЕСПРОВОЦИРОВАННЫХ НАПАДЕНИЯХ на человека. Причем, известно достаточное количество случаев с летальным исходом. Хотя не стоит считать, что опасность подстерегает на каждом шагу – встретить акулу вероятность в разы более низкая, чем, например, утонуть. Поэтому лучше озадачиться совершенствованием плавания, чем сходить с ума от боязни попасть в меню этих гигантов. Кстати, было установлено, что большая часть подобных нападений связано с возникновением ошибки при идентификации добычи. И, если уж говорить откровенно, «человечина» не является для акул деликатесом – для них наше драгоценное мясо кажется недостаточно жирным и, соответственно, не дающим достаточной энергии.
Тем не менее, на людей они все же нападают и такие драматические истории периодически, к сожалению, встречаются. Серферы тоже не застрахованы от подобной напасти. Например, известен случай, когда огромная тигровая акула напала на серфингистку и откусила ей руку до плеча. 13-летняя Бетани Гамильтон потеряла 60% своей крови, но ей чудом удалось выжить и… снова (!) заняться (!) серфингом (!) В связи с этим фактом (и не уникальным, как вы понимаете) сразу вспоминается прошлогодний фильм об альпинистах «Эверест», где мы очень четко понимаем, что любители экстремальных видов спорта – это, по сути, фанатики, которые ни при каких условиях, опасностях и прочем не могут отказаться от дорогого их сердцу занятия. Чуть оклемались – и уже взбираются на очередную вершину. Подлатали укусы от морских «чудовищ» и снова на доску – ловить свою хорошую волну…
Я внимательно изучила внешний вид акулы, представленный в кадре, и сопоставила с видами, потенциально опасными для человека. Оказалось, что больше всего сходства у нее с БЕЛОЙ АКУЛОЙ. Когда же я смотрела видео-интервью с главной актрисой, моя гипотеза подтвердилась. Действительно именно эта акула по сюжету атаковала главную героиню. Поэтому дальнейшие подробности, включая ареал обитания, меня интересовали, связанные непосредственно с этим видом.
МОГУТ ли акулы (в частности БЕЛЫЕ акулы) ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО:
По сюжету акула совершает крайне резкие движения, поэтому мне было интересно, с какой вообще скоростью эта «прелестная» рыбка может перемещаться в толще воды. Оказалось, что просто плывут они относительно медленно, хотя, на мой взгляд, скорость 8 км/ч – это весьма приличный рапид. При этом оказалось, что при нападении они способны значительно ускоряться. И, если скорость среднестатистической акулы при этом достигает порядка 19 км/ч. То БЕЛАЯ АКУЛА в подобных ситуациях демонстрирует прямо-таки спринтерские чудеса и способна разгоняться до 50 км/ч. Не удивительно, что при таких скоростях и, разумеется, ощутимых силовых последствиях, акулы способны разгибать стальные крюки и с легкостью разрывать канаты, выполненные из джута и толщиной в 5 см. Когда попробовали измерить силу воздействия на крепления этих «милых» рыбок, оказалось, что они способны с легкостью разрывать металлические снасти, которые выдерживают нагрузку в пределах тонны. Честно говоря, от таких цифр становится несколько жутковато.
МОГЛА ли БЕЛАЯ АКУЛА оказаться в водах неподалеку от МЕКСИКИ:
По сюжету главная героиня оказывается на одном из островов в акватории Мексики. Разумеется, мне было любопытно, насколько это правдоподобно. Не хочу никого расстраивать, но у ученых есть предположение, что лет, эдак, через 50-60 в российских водах вполне могут глиссировать белые акулы. И связывают подобное неутешительное для наших соотечественников предположение с глобальным, будь оно неладно, потеплением [печалька, однако, плак-плак…=(]. На данный же момент эту акулу можно встретить практически во всех океанах Земли. И, в частности, в прибрежных водах тоже. Исключение пока составляет лишь Северный Ледовитый океан.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ в РАЦИОНЕ (у белых акул):
Поразительно, как акулы обнаруживают добычу: оказалось, что они чувствительны к электрическому полю и способны таким образом обнаруживать не только всевозможные предметы из металла, но и живые организмы [известно, что мышцы сердца и дыхательные мышцы создают, пусть и слабую, но все же вполне регистрируемую электрическую активность]. Белая акула, естественно, также оснащена подобным механизмом обнаружения, кстати, он носит название «ампулы Лоренцини». Кроме того, акулы еще и отлично чувствуют СТРАХ ЖЕРТВЫ, а также способны улавливать в воде наличие крови даже в мельчайших пропорциях. Но сразу акула обычно не нападает – предпочитает «присмотреться» к добыче и изучить ее и лишь потом напасть, порой «исподтишка». Эти акулы питаются преимущественно морскими млекопитающими (тюленями, морскими львами и слонами и даже китовыми средних размеров), но не исключают потребление рыб, морских птиц и прочих животных, попадающих в область их зрения. Печально, но факт – эти акулы считаются САМЫМИ ОПАСНЫМИ для человека. Среди зарегистрированных случаев нападения акул на человека «пальму первенства» удерживает акула именно этого вида. Самое неприятное, что акулы нападают не только в океане или на большой глубине, но и на расстоянии всего лишь НЕСКОЛЬКИХ МЕТРОВ от берега. Поэтому описанный в фильме случай вполне мог иметь место в действительности.
Вот такая, прямо скажем, невеселая получилась на этот раз познавательная справка. Однако, на ключевые вопросы ответы я получила. Если не копать еще более глубоко, на первый взгляд, рассказанная в фильме история выглядит вполне правдоподобно. Но, как выяснилось, вопросы на этом не закончились, но об этом позже.
НЕМНОГО О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА:
Поскольку фильм вызвал у меня ряд вопросов, я, разумеется, заинтересовалась подробностями его создания. Мне было важно получить ответы. Поэтому я прочла ряд статей, посмотрела видео-интервью с актрисой, исполнившей главную роль, а также несколько видеосюжетов о том, как проходили съемки:
Во-первых, я с интересом узнала, что Блейк Лайвли, исполнительница главной роли, самостоятельно выполняла БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ТРЮКОВ, не прибегая к мощи дублеров. Так, она лихо прыгает с туши мертвого кита, который, кстати, лишь частично был реквизитом, а частично был обработан при помощи CGI-графики. Или же, например, сцена с медузами, которая, на мой взгляд, стала одной из самых ярких в картине. Лайвли и ее выполняла сама. Медуз в кадре, конечно, не было, их дорисовали потом. Но вот достаточно длительное время под водой, пока проходила собственно съемка сцены (в резервуаре, наполненном водой), актриса сыграла сама. В одной же из финальных сцен, она и вовсе получила производственную травму – сломала нос, но мужественно закончила сцену с буем, несмотря на хлынувшую кровь, которую, кстати, мы и видим в итоге в кадре. Единственное, что оказалось ей не по плечу – это эффектное катание на серфе. По собственному признанию актриса «выглядела на доске глупо» и единственное, что она могла делать – это худо-бедно на нем стоять. Но совершать какие бы, то ни было, перемещения на нем оказалось для нее непосильной задачей. Поэтому все зрелищные сцены на серф-доске выполняет профессионал – дублером здесь стала ИЗАБЕЛЛА НИКОЛС, между прочим, чемпион по виндсерфингу среди юниоров. Зато Лайвли научилась эффектно носить серф и виртуозно заходить с ним в воду. Как говорится, каждому свое. =)
Главный злодей в картине – кровожадная акула – нарисована, разумеется, при помощи все той же, так часто сейчас используемой в кинематографе, графики CGI – после скрупулезного изучения съемочной группой телевизионного шоу Дискавери «Неделя с акулами». Но, на мой взгляд, нарисована она в итоге так себе (почему я так думаю, поясню чуть ниже – в разделе «графика»).
А вот еще одним персонажем, о котором я непременно хочу рассказать – стала ЧАЙКА по имени Салли, которая по стечению обстоятельств оказалась единственным «собеседником» главной героини, запертой на злополучной отмели. Так вот, я была удивлена, когда узнала, что чайка самая, что ни на есть, настоящая, а не нарисованная птица или же муляж. Эта чайка приехала на съемки из Австралийского заповедника и буквально покорила съемочную группу. Оператор Матти Лешем даже назвал ее, ни много ни мало, «птичьим Марлоном Брандо» =).
Дополнительно я изучила вопрос, касающийся медуз. Дело в том, что по сюжету главную героиню серьезно ЖАЛЯТ МЕДУЗЫ. У меня возникни сомнения, а не чересчур ли получились ожоги? Не переборщили ли гримеры? Чтобы ответить на этот вопрос мне пришлось разобраться в частности с определением типа медуз, которые встретились на трагическом пути главной героини. Далеко не сразу, но кое-что весьма полезное мне в итоге узнать удалось. Итак:
Я посмотрела ряд ужасающих фотографий, чтобы получить впечатления о том, как в реальности выглядят ОЖОГИ МЕДУЗЫ. Изучив снимки, я пришла к выводу, что в привычном понимании – в виде волдырей они могут и не появиться. А вот, как показано в фильме – в виде темных, расползающихся по телу устрашающего вида спрутовидноподобных щупалец, вполне могут выглядеть. Кстати, стрекательные клетки с ядом нервнопаралитического действия, в результате которых и возникают подобные болезненные ожоги, даже могут привести к летальному исходу, в зависимости от того, медуза какого вида встретилась. Так, например, ожог, а, точнее, укус медузы «Морская оса» приводит к параличу сердечной мышцы, и человек буквально через несколько минут погибает. Но она относится к очень опасному виду «Кубомедуз».
А вот медуза, которая ужалила главную героиню фильма, относится к виду «Дискомедуз». В частности внешний вид конкретной желеподобной живности позволяет отнести ее к так называемым «цианеям». Самая большая среди них носит название АРКТИЧЕСКАЯ ЦИАНЕЯ («Cyahea capiltata») – диаметр ее зонтика может достигать размера более 2 метров, а щупальца более 30 метров в длину! Такие цифры впечатляют и в голове укладываются с трудом! Выглядит она, кстати, очень красиво – полупрозрачная с крупным зонтиком (колоколом), усеянной темно-синими «лепестками» (ловчими щупальцами) и обладающая длинными отростками-щупальцами. Меня, разумеется, интересовал ее АРЕАЛ и опасность для человека, ведь ожоги главной героини выглядели крайне пугающими. Оказалось, что этот вид цианей распространен в водах северо-восточной части Атлантического океана. Соответственно, Мексика сюда вполне «укладывается». Что касается ожогов этой медузы, то выяснилось, что они достаточно болезненны и похожи на укусы пчел, а их не приятные симптомы длятся достаточно долго – в течение 6-8 часов, полностью же человек оправляется после укусов лишь через несколько дней. Но, по крайней мере, они не приводят к крайностям – к летальному исходу. Любопытный факт связан с медузами типа цианеи: они способны кооперироваться и охотиться сообща. Для этого они переплетают между собой щупальца десятков своих сородичей и образуют «сеть» гигантского размера и ловят в нее всевозможных морских обитателей. Так что нашей серфингистке из фильма еще «повезло», что медузы, встретившиеся у нее на пути, плавали поодиночке, а не вышли организованной группой на тропу охоты. Бррр…
ЧТО Я ОТМЕТИЛА для себя во время просмотра фильма:
СЮЖЕТ:
Американка Нэнси Адамс, приезжает на дикий пляж Мексики за хорошей волной. И это не просто случайное место – когда-то здесь бывала ее собственная, недавно умершая мать. Смерть близкого человека стала для Нэнси настоящей трагедией, она даже бросила учебу в медицинском колледже и приехала сюда не просто за очередной порцией ярких впечатлений и адреналина, а чтобы, главным образом, побыть наедине со своими мыслями и пережить горе утраты. Однако, райский пляж не стал местом уединения – спокойствие закончилось вместе с нападением белой акулы. В итоге отдых превратился в настоящий кошмар, когда девушка оказалась отрезанной от берега на крохотной отмели, выступающей из воды во время отлива. При этом ситуация осложнилась тем, что, во-первых, акула успела ее поранить, а, во-вторых, при себе у нее оказалось крайне ограниченное число вещей, способных хоть как-то помочь в сложившейся ситуации. Хотя находчивости Нэнси можно только позавидовать – она использует все, что попадает в зону ее видимости, и даже собственным сережкам находит крайне нетипичное применение.
Хочу отметить, что у картины небольшой хронометраж – всего 1 час 20 минут. И радует, что это время используется довольно продуктивно. Оно событийно насыщенно, не раздражает пустотами, динамические экшн-сцены равномерно в нем распределены, поэтому скучать, зевать и томно поглядывать на часы точно не приходится. При этом действие еще и грамотно «разбавлено» красивыми видами природы. В итоге получается зрелищное КАМЕРНОЕ КИНО с одной локацией, правда, поданной с разных ракурсов.
Подобной камерной идеей, замешанной на триллере, зрителя удивить достаточно сложно. Подобных сюжетов хватает и об акулах в частности. Поэтому сказать, что картина удивляет и несет что-то принципиально новое в кинематографе, сложно. Тем не менее, фильм смотрится, как единое целое, довольно трагично, хотя и не вызывает чувства отвращения или же подлинного страха. Тем не менее, за персонажа все же переживаешь и с любопытством следишь за происходящим. Укусит или не укусит – ломаешь голову, сидя в кресле. И если да, то не окажется ли пострадавшая, а то и вовсе откушенная часть жизненно важной, потеря которой, как говорят медики «не совместима с жизнью». Что ни говори, а при просмотре подобных картин, в нас таки всплывают ростки кровожадности. Но в целом мы приблизительно понимаем, чем все-таки дело закончится, остается лишь гадать о нюансах, а их здесь хватает. Но несмотря на общую предсказуемость сюжета, в какой-то момент я все же удивилась. Больше того, странно удивилась. То, что она сама экстремалка – это ладно. Это я могу понять. А вот семью подвергать опасности – это полнейшая безответственность и глупость.
Скучать главной героине точно некогда. Какое тут? Когда вокруг нарезает круги не дружелюбно настроенная хищница. А из доступной суши лишь крохотный клочок «земли», который того и гляди уйдет под воду в момент прилива. Но наша серферша всеми фибрами души понимает, что жить-то очень хочется и предпринимает все мыслимые и немыслимые способы, чтобы выстоять в этой ситуации и желательно «в полном комплекте», ну, или, как пойдет. Поэтому мы вовсе не удивляемся, когда видим, например, что она шустро плавает, практически с гангренозной ногой. [Ну, хоть купальник после всех злоключений испачкался]. А что поделать – инстинкт выживания дело такое – сам не знаешь, что выкинешь, как говорится, и не такое сделаешь. Но при этом она и про братьев наших меньших не забывает. Когда выясняется, что чайка не просто так из неожиданно вспыхнувшей симпатии упорно сидит на отмели, а что у нее вывихнуто крыло – Нэнси оказывает ей первую медицинскую помощь – вправляет его.
Очень «хорошо», что ей не довелось столкнуться с пираньями, подумалось мне. В подобном случае у нее шансов не было бы практически никаких, ведь, как известно, они нападают не поодиночке, а целыми стаями и славятся своей кровожадностью. Один на один с акулой – тут все же можно, хотя бы попытаться что-то сделать, что наша неутомимая героиня и демонстрирует раз за разом.
РЕЖИССЕР и АКТЕРСКИЙ СОСТАВ:
Режиссёром фильма стал американский кинорежиссёр каталонского (испанского) происхождения – ЖАУМЕ КОЛЬЕТ-СЕРРА. Его фильмография составляет список менее чем из 10 пунктов. Но при этом уже первый, снятый им фильм, «Дом восковых фигур» (тоже, кстати, триллер) со скандально известной Перис Хилтон получил ряд кинематографических наград. «Отмель» же первая его картина, с которой довелось познакомиться лично мне. В целом, считаю знакомство вполне удачным. Не могу сказать, что фильм – шедевр, но то, что я посмотрела его с удовольствием – это точно.
Исполнительницей главной роли стала БЛЕЙК ЛАЙВЛИ, отличную игру которой хотелось бы отметить отдельно. Безусловно, радует глаз ее великолепная фигура. А, собственно, чего удивляться, учитывая, что это не только актриса, но еще и фотомодель. Ее почему-то часто называют исключительно в ключе «супруга Райана Рейнольдса» [да-да, того самого, что сыграл в том числе в фильмах «Вне/себя» и «Дэдпул». Любопытно, что он также играл в камерных фильмах. Вспомнить, например «Погребенный заживо», когда все действие происходило в замкнутом пространстве деревянного ящика]. Однако, было бы не правильным считать ее исключительно верной спутницей и не более. Ведь на ее счету около двух десятков ролей, в т. ч. отмеченных различными наградами. Кстати, и в драматическом таланте актрисы сомневаться не приходится, ведь в 2008 году за роль в телесериале «Сплетница» она получила «Teen Choice Awards», как лучшая драматическая актриса. Поэтому не удивительно, что и с поставленной в «Отмели» задачей она справилась отлично. Не возникает сомнений, почему была выбрана эта актриса, а не какая-нибудь другая. Ее роль получилась запоминающейся и драматически-яркой. А ведь перед ней поставлена достаточно сложная во всех смыслах задача, поскольку ей приходится существовать в кадре практически в одиночку.
АНТУРАЖ и ВИДЫ:
Начало такое празднично-отпускное: загорелые тела, красивые, яркие купальники, не менее яркие и красивые доски для серфинга. Катание на серфах – «финты» и трюки – очень украшают фильм.
Бесконечно восхищает невероятная красота натуры: райские морские пейзажи, живописные морские глубины и не менее красивые лазурные волны. Стаи летящих птиц, заполонившие все небо. Опасные, но такие красивые, медузы, лениво плывущие в толще воды. Мы видим происходящее с разных ракурсов, в том числе обзоры сверху, с высоты птичьего полета. [Кстати, в одной из статей я прочла, что съемки этого фильма проходили на территории острова с красивым названием ЛОРД-ХАУ. Этот вулканический остров, имеющий форму бумеранга, находится в Тасмановом море и принадлежит Австралии и внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Упреждая возможный вопрос, скажу, что «та самая отмель» на самом деле – не настоящая – она была создана искусственно на время съемочного процесса].
Некоторые кадры вообще оказываются неожиданными. Например, стая дельфинов, вынырнула так неожиданно, что я, аж, в кресле подпрыгнула. Кстати, если бы они задержались подольше, то очень сильно облегчили бы задачу главной героине. Ведь известно, что акулы боятся (!) связываться с этими млекопитающими. Ведь они действуют в одиночку, а дельфины – организованными группами и поэтому достаточно легко выходят из схватки победителями. Но это было бы слишком просто, поэтому мы успеваем лишь в краткий миг насладиться их красивыми спинами, пока они не уплывают прочь.
СПЕЦЭФФЕКТЫ:
По поводу спецэффектов: здесь стоит обратить внимание на «стаю» медуз и, конечно, на главную злодейку – акулу. По поводу последствий встречи с медузами я уже писала выше.
А вот по поводу акулы хочу сказать парочку нелестных эпитетов. Согласитесь, в фильмах подобного рода, должно быть по-настоящему страшно. В данном случае у нас есть конкретный монстр, который должен пугать и выглядеть устрашающе. Вспомнить те же «Челюсти» – в далеком 1975 – акула воспринималась реально страшно. Сейчас, конечно, мы уже насытились всевозможными спецэффектами и широчайшей палитрой возможностей компьютерной графики, чего тогда, кстати, не было. Поэтому нас уже сложно удивить – мы уже откровенно придираемся. Нет, общие планы акулы – вид сверху, когда она «прикрыта» толщей воды, и прочие подобные кадры выглядят здорово. Но вот, когда дело доходит до крупных планов, начинаются странности. Я специально посмотрела несколько видео-хроник того, как выглядят акулы в динамике, как они набрасываются на металлические защитные клетки, на людей, какие оставляют раны. И мои опасения, возникшие на просмотре в кинозале, подтвердились – киношная акула вблизи выглядит откровенно не страшно. Мне не понравилось, как выглядят знаменитые акульи зубы. Вообще, при ближайшем рассмотрении ее морда выглядит откровенно не натурально. Для фильма подобного рода – это серьезный недостаток, поскольку предполагаемый градус сильно снижается.
КИНОЛЯПЫ или сцены, которые вызвали ВОПРОСЫ:
На этот раз я не буду подробно останавливаться на том, что понравилось, а что нет. Поскольку фильм вызвал ряд существенных вопросов, я хочу остановиться именно на этих моментах:
Меня откровенно смутил тот факт, что акула с какой-то прямо-таки маниакальной настойчивостью преследует блондинку в то время, как недалеко от берега плавает довольно крупный мертвый кит. Свежатинки, что ли, захотелось? Или просто предпочитает блондинок? Но, как мы помним, при прочих равных человечина не является приоритетной пищей для подобных хищников. Может, она охраняет «кормушку», как нам пытаются объяснить сей факт. Но, на мой взгляд, это выглядит крайне натянуто. Ведь изначально покусительства на акулий ужин барышня не демонстрировала и более того плескалась себе на волнах достаточно далеко от его расположения.
В какой-то момент, истекающая кровью Нэнси, испачкала чайку своей кровью. Проходит время, но она не становится бурой, а по-прежнему раздражает своим ярко-алым колером. Пардон, но кровь сворачивается и темнеет. Но нет, видимо, «так будет зрелищнее», решили в съемочной бригаде. Однако, эффект получается ровно противоположный, навевает ощущение краски и неестественности.
Вообще не понятно, почему птица толчется столько времени на камне и не улетает. С чего вдруг такая любовь к незнакомому, еще и перепачканному кровью человеку (а чайки «народ» чистоплотный – непременно начинают чистить «костюмчик»)?! Правда, потом нам все же дается некое пояснение – мол, у нее вывихнуто крыло. Правда, остается загадкой, где же именно она его умудрилась вывихнуть? Ну, не акула же ее толкнула, в конце концов!
Акула оказалась там, где по идее ее быть не должно. Но случаи подобные в мировой практике известны. Поэтому тут вопросы отпадают. Однако, она жует металл направо и налево. Но только почему-то не покидает ощущение неестественности происходящего. Кажется, что на спецэффектах откровенно сэкономили. Хищник кажется каким-то, то ли игрушечным, то ли роботоподобным. Что хотите делайте, но АКУЛА получилась НЕ СТРАШНАЯ. Если я говорила, что при просмотре Тарзана не могла понять рисованные звери или нет, то здесь такой вопрос даже не возникает.
Вообще я то и дело ловила себя на мысли, что некоторые сцены кажутся откровенно постановочными. Словно, смотришь не триллер, а какой-нибудь клип. То рука слишком жестко, схватившаяся за камень, показывается крупным планом. То человек, слишком картинно кувыркается по дну при падении.
Ну, и, наконец, осталось загадкой, с какой целью был поставлен буй? Ведь лагуна, в которой находится злополучная отмель, отделена от океана не только скалами, но еще и островом. =)
ПОЛЕЗНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ:
Что ни говори, а мы видим яркий пример выживания в экстремальных условиях [в связи с этим, конечно, сразу вспоминается взорвавший критически настроенную общественность, прошлогодний «Марсианин»]. В таких ситуациях проявляется сущность человека, наличие или отсутствие у него стрежня, стойкости, мужества, стремления преодолевать любые препятствия, бороться до последнего. Навыки медицинской самопомощи, находчивость, умение просчитывать варианты, порой, до секунд. Скорость реакции. И много чего еще. Но самое главное – это, то самое, «стремление жить», ради которого, порой совершаются настоящие чудеса. И, конечно, это стремление «вопреки всем НО» двигаться вперед. Назад к счастью, к семье, к потерянному, но вдруг осознанному с невероятной яркостью смыслу такой хрупкой, но такой ценной жизни.
ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно отметить следующее:
ПЛЮСЫ:
+ режиссер не новичок в жанре триллера;
+ попытка снять реалистичное кино, опираясь на реальные факты подобных случаев и научные данные;
+ сильная, яркая, запоминающаяся главная героиня;
+ достоверно сыгранный драматизм у главной героини;
+ актриса, исполнившая заглавную роль в фильме, практически полностью исполняет все трюки;
+ на серфе исполнительницу главной роли дублирует профессиональный серфер;
+ колоритная чайка Салли (питомец Австралийского заповедника);
+ красивые сцены: виды натуры; катание на серф-досках; скопление медуз и проч.;
+ съемки проходили на острове Лорд-Хау (красивый остров, входящий в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО);
+ реалистичность полученных травм и в частности ожогов медуз;
+ сюжет развивается достаточно динамично и насыщенно;
+ зрелищное камерное кино с одной локацией;
+ довольно реалистичные виды акулы, но только в общих видах и видах издалека;
+ в целом, вполне неплохой образец жанра.
МИНУСЫ:
- в общем-то, вполне себе известный сюжет о нападении на человека белой акулы;
- сюжет и финал кажутся достаточно предсказуемыми;
- вызывает множество вопросов с логической точки зрения;
- главный монстр, который должен держать зрителя в напряжении и страхе, при ближайшем рассмотрении оказывается каким-то совсем не страшным и более того не достаточно реалистичным.
- излишняя постановочность некоторых сцен.
МОЕ РЕЗЮМЕ о фильме: В целом, фильм «Отмель» мне понравился, хотя и с некоторыми оговорками. Пересматривать его я вряд ли буду. Но то, что это вполне себе приличный триллер, который можно удостоить внимания – это абсолютно точно. 4 звезды я ему вполне могу поставить и, если вы любите подобного рода фильмы, то рекомендую обратить на него внимание.
Судя по статистическим сведениям, небольшой по современным меркам бюджет, «отбился» уже в первую неделю проката. На данный момент можно считать фильм вполне успешным, ведь он уже несколько раз окупил затраты. В российском же прокате он стабильно занимает лидирующую позицию и держится на 3-й строчке ТОП-5 проката.
Смотрите хорошее кино, любите жизнь и не сдавайтесь даже в тех ситуациях, когда кажется, что все абсолютно безнадежно. Как точно выразился Фридрих Ницше по этому поводу: «Все в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее» =)
P.S. Это был "краткий" =)) обзор фильма #Омель, до встречи в следующих кинообзорах. Надеюсь, что статья оказалась познавательной и доставила несколько приятных минут от прочтения. =)
Возможно, вас также заинтересуют и другие ВИДОВЫЕ ФИЛЬМЫ, которые я непременно РЕКОМЕНДУЮ К ПРОСМОТРУ, если вы этого по каким-то причинам еще не сделали:
«В сердце моря» - фильм, основанный на реальных событиях и повествующий о трагедии, связанной с крушением корабля «Эссекс» и гигантским кашалотом, известным под именем «Моби Дик»;
«Тарзан: Легенда» - экранизация по мотивам книг всемирно известного автора, невероятно зрелищный, видовой и реалистичный фильм; при его создании использована ультрасовременная компьютерная графика и новаторская аэрофотосъемка;
«Вдали от обезумевшей толпы» - красивый фильм о любви – несущий эстетическое и психологическое удовольствие.
P.P.S. И, конечно, напоминаю, что мое мнение – исключительно СУБЪЕКТИВНО. Оно может отличаться, как и от общепринятого мнения, так и от взглядов конкретного читателя. Я не претендую на истину в первой инстанции. Но это мое персональное право высказывать собственный взгляд на вещи и мир. Спасибо за внимание.
Общее впечатление | Когда СЕРФИНГ - увлечение ВДВОЙНЕ ОПАСНОЕ - не только борьба за ВЫЖИВАНИЕ, но и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ себя… |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву83
Не, до моей дипломной работы тут текста маловато. =)))
"Старик и море" - любимая книга со школьных времен)
Отлично Вы изучили тематику, полезный оказался просмотр, а для читателей отзыв. Давно хотела посмотреть этот фильм, но подожду в хорошем качестве
"Трактат" - как Вы точно подметили. Сама так же подумала, когда окинула взглядом итог. =))
Женя, Вы правы - Лайвли здесь действительно хороша. Разумеется, я имею ввиду в первую очередь ее несомненный драматический талант. Ради нее хотя бы эту работу непременно стоит смотреть. По крайней мере, я этому кинознакомству рада.
Риторический вопрос: "Что опасней, акула или автомобиль?". ;-)
Ожидала от него совсем других эмоций.
Как-то все вяло и наигранно.
ИМХО