Отзыв: Фильм "Служанка" (2016) - Азиатские фильмы - это как в космос слетать!
Достоинства: прекрасная постановка и операторская работа - как всегда у Чхан-ук Пака, сюжет с тройным дном
Недостатки: эстетики мне не хватило, слишком плотное повествование
Ну что, друзья, продолжим путешествие в мир Каннского фестиваля этого года на сей раз вместе с Чхан-ук Паком! Как и "Неоновый демон" Николаса Виндин Рефна, новое творение корейского мэтра кинематографии наделало шуму в Старом свете: в общем-то, не для кого не секрет, что азиаты - те ещё извраты, японское видео для взрослых тому отличное подтверждение, выдумать такое не так-то просто в наше время, когда мир видел, казалось бы, уже всё. Ан нет! Пару лет назад меня удивил Ким Ки Дук, с лентой "Мёбиус" (забавная игра слов...), где гениталии летели направо и налево, в этом попытался ошарашить "Чхан-ук Пак, добавив перчику в виде подвального осьминога и металлических вагинальных шариков. Но... обо всём по порядку.
Товарища Чхан-ук Пака ну никак нельзя назвать жанровым режиссёром, он горазд на многое, что успешно демонстрирует уже не один год: тут вам и вампирская тема, и уже ставший классикой "Олдбой", и комедия про киборгов, и даже вполне себе европейский триллер в лучших готических традициях (это я про "Порочные игры" с Николь Кидман и Мией Васиковска, но если вы не видели, то и не смотрите). На этот раз наш южнокорейский друг решил замутить следующее: взять роман Сары Уотерс (роман "Тонкая работа" уже экранизировался, в прокате назывался "Бархатные пальчики", потом, вроде, под этим названием ещё и переиздавался, так что, может даже кто-то из вас его читал, или, как минимум, смотрел), которая любит писать про викторианскую Англию, и перенести место действия в оккупированную японцами Корею начала 20 века. Смесь получилась странной и гремучей, и, что очень жаль, на пользу фильму не пошла: смотрится это как какой-то жуткий лубок в стиле поп-арт, или как разодетые в Леди Гагу розовощёкие пупсы - пошленько.
Прекрасная и юная наследница большого родительского состояния японка Хидеко живёт под опекой своего старого извращённого дядюшки в огромном особняке в Корее, девушка сирота, которая всё свободное время предаётся чтению. Так случилось, что однажды Хидеко понадобилась новая служанка, и ей становится ловкая корейская мошенница Сук-Хи, которую на эту должность просунул некий Граф, пытающийся сосвататься к богатенькой девушке. Задача Сук-Хи - склонить свою леди выйти замуж за псевдографа, задача графа - заполучить хотя бы часть состояния наивной японской дурочки, но так уж вышло, что ларчик оказался не просто с двойным, а с тройным дном, и у каждого героя этой истории есть свои интересы...
Композиционно "Служанка" довольно чётко разбита на три составные части и кто пережил первую - жуткую классическую историю пленения нежной души коварным соблазнителем, тот будет вознаграждён куда более постмодернистскими двумя другими. Но дожить до них зрителю не так просто: Чхан-ук Пак сделал своё повествования на редкость плотным, что в данном случае пошло фильму во вред. Я ожидала красивой картинки, в которой созерцания будет куда важнее слежки за сюжетными перипетиями, ждала, что всё будет медленно, как прелюдия из adult-фильмов для женской аудитории, что корейский режиссёр абсолютно безболезненно перенесёт меня в тот загадочный азиатский мир, который никак не может оставить равнодушным, а потому либо дико нравится, либо точно с такой же силой отталкивает. На деле же добрый час картины - это какой-то японско-корейский наивняк с бегающими глазками и тараторющими актёрами, которые при всём при этом погружены в абсолютно европейскую историю, в которой в 21 веке для зрителя ну просто не может быть абсолютно ничего интересного (ах, ну да, госпожа занимается лесбийским сексом со своей служанкой - пффф... даже это было очевидно из трейлера).
Дальше, конечно, всё становится получше, во всяком случае, органичнее: интрига за интригой, тайна за тайной, длинные флэшбеки, те же самые сцены, что мы видели до этого, но либо с продолжением, либо показанные с другой стороны (если хотите - под другим углом). Ура, постмодернизм настал в отдельно взятой "Служанке", а Чхан-ук Пак превратился в кинематографического Милорада Павича или даже Борхеса, если хотите, потому как и сад имеется с тропами расходящимися, и библиотека в тот самом особняке, в котором происходит действие, весьма такая огромная: вот тебе, зритель, шкатулочка с потайными доньями, ковыряй, ищи, да не забывай наслаждаться процессом. Но ощущение какого-то... эээ... маразма, что ли, не покидает. И настолько отвлекают выпученные глаза и попытка удивить ежа голой *опой (она самая и голая, тут конечно, есть), что наслаждаться тем, как барышня в красивом кимоно висит на не менее красивой цветущей сакуре просто не получается - времени не остаётся, паровоз Чхан-ук Пака уже несётся вперёд на всех парах и остановить его невозможно. То, что было лёгкой эротикой превращается в то слово, которое на этом сайте нельзя называть, то, что было обнесено флёром загадки оказывается мерзопакостной тайной, мужики исходят слюнями, барышни постоянно говорят слово "вагина", словно оно утратило сакральность и теперь наконец до него дорвались. А бедный зритель чувствует себя... пресыщенным. Да-да, именно так. Хотела бы вставить очередную аллегорию, но тогда, боюсь, мой отзыв и вовсе не пройдёт модерацию за чрезмерную откровенность...
В общем, мой совет Чхан-ук Паку: меру знай! Фильм мной оценён куда ниже, чем мог бы, как раз за свою избыточность, причём, во всём. Сценарную, актёрскую, постановочную. Он, как наши российские барышни, цепляет на себя всё лучшее (а лучшее ли?) разом, цепочки на груди путаются, из леопардового декольте торчат красные кружева, лабутены надеты на чулки в сетку, всё, что нужно - подчёркнуто, стрелки, красная помада... И хочется крикнуть: остановись, что ты с собой делаешь! Вот и "Служанке" хочется, весь всё могло бы быть так прекрасно, зачем все эти осьминоги, чтение подделок под де Сада, любимое азиатскими режиссёрами отрубание частей тела, и даже постельных сцен могло бы быть больше, вопрос в том, какие они (я ж не ханжа, вы помните!).
В итоге, я на распутье своих рекомендаций: ни отговаривать, ни уговаривать не хочется, Чхан-ук Пак в величии меня превзошёл, так что мой отзыв не должен становится последней каплей, но фильм вышел так себе, ему явно не хватало иронии (что вообще творится, почему люди на полном серьёзе пишут и снимают, причём с явно претенциозной подачей, что-то вот таое?), а иной раз чётко обозначенных границ.
Товарища Чхан-ук Пака ну никак нельзя назвать жанровым режиссёром, он горазд на многое, что успешно демонстрирует уже не один год: тут вам и вампирская тема, и уже ставший классикой "Олдбой", и комедия про киборгов, и даже вполне себе европейский триллер в лучших готических традициях (это я про "Порочные игры" с Николь Кидман и Мией Васиковска, но если вы не видели, то и не смотрите). На этот раз наш южнокорейский друг решил замутить следующее: взять роман Сары Уотерс (роман "Тонкая работа" уже экранизировался, в прокате назывался "Бархатные пальчики", потом, вроде, под этим названием ещё и переиздавался, так что, может даже кто-то из вас его читал, или, как минимум, смотрел), которая любит писать про викторианскую Англию, и перенести место действия в оккупированную японцами Корею начала 20 века. Смесь получилась странной и гремучей, и, что очень жаль, на пользу фильму не пошла: смотрится это как какой-то жуткий лубок в стиле поп-арт, или как разодетые в Леди Гагу розовощёкие пупсы - пошленько.
Прекрасная и юная наследница большого родительского состояния японка Хидеко живёт под опекой своего старого извращённого дядюшки в огромном особняке в Корее, девушка сирота, которая всё свободное время предаётся чтению. Так случилось, что однажды Хидеко понадобилась новая служанка, и ей становится ловкая корейская мошенница Сук-Хи, которую на эту должность просунул некий Граф, пытающийся сосвататься к богатенькой девушке. Задача Сук-Хи - склонить свою леди выйти замуж за псевдографа, задача графа - заполучить хотя бы часть состояния наивной японской дурочки, но так уж вышло, что ларчик оказался не просто с двойным, а с тройным дном, и у каждого героя этой истории есть свои интересы...
Композиционно "Служанка" довольно чётко разбита на три составные части и кто пережил первую - жуткую классическую историю пленения нежной души коварным соблазнителем, тот будет вознаграждён куда более постмодернистскими двумя другими. Но дожить до них зрителю не так просто: Чхан-ук Пак сделал своё повествования на редкость плотным, что в данном случае пошло фильму во вред. Я ожидала красивой картинки, в которой созерцания будет куда важнее слежки за сюжетными перипетиями, ждала, что всё будет медленно, как прелюдия из adult-фильмов для женской аудитории, что корейский режиссёр абсолютно безболезненно перенесёт меня в тот загадочный азиатский мир, который никак не может оставить равнодушным, а потому либо дико нравится, либо точно с такой же силой отталкивает. На деле же добрый час картины - это какой-то японско-корейский наивняк с бегающими глазками и тараторющими актёрами, которые при всём при этом погружены в абсолютно европейскую историю, в которой в 21 веке для зрителя ну просто не может быть абсолютно ничего интересного (ах, ну да, госпожа занимается лесбийским сексом со своей служанкой - пффф... даже это было очевидно из трейлера).
Дальше, конечно, всё становится получше, во всяком случае, органичнее: интрига за интригой, тайна за тайной, длинные флэшбеки, те же самые сцены, что мы видели до этого, но либо с продолжением, либо показанные с другой стороны (если хотите - под другим углом). Ура, постмодернизм настал в отдельно взятой "Служанке", а Чхан-ук Пак превратился в кинематографического Милорада Павича или даже Борхеса, если хотите, потому как и сад имеется с тропами расходящимися, и библиотека в тот самом особняке, в котором происходит действие, весьма такая огромная: вот тебе, зритель, шкатулочка с потайными доньями, ковыряй, ищи, да не забывай наслаждаться процессом. Но ощущение какого-то... эээ... маразма, что ли, не покидает. И настолько отвлекают выпученные глаза и попытка удивить ежа голой *опой (она самая и голая, тут конечно, есть), что наслаждаться тем, как барышня в красивом кимоно висит на не менее красивой цветущей сакуре просто не получается - времени не остаётся, паровоз Чхан-ук Пака уже несётся вперёд на всех парах и остановить его невозможно. То, что было лёгкой эротикой превращается в то слово, которое на этом сайте нельзя называть, то, что было обнесено флёром загадки оказывается мерзопакостной тайной, мужики исходят слюнями, барышни постоянно говорят слово "вагина", словно оно утратило сакральность и теперь наконец до него дорвались. А бедный зритель чувствует себя... пресыщенным. Да-да, именно так. Хотела бы вставить очередную аллегорию, но тогда, боюсь, мой отзыв и вовсе не пройдёт модерацию за чрезмерную откровенность...
В общем, мой совет Чхан-ук Паку: меру знай! Фильм мной оценён куда ниже, чем мог бы, как раз за свою избыточность, причём, во всём. Сценарную, актёрскую, постановочную. Он, как наши российские барышни, цепляет на себя всё лучшее (а лучшее ли?) разом, цепочки на груди путаются, из леопардового декольте торчат красные кружева, лабутены надеты на чулки в сетку, всё, что нужно - подчёркнуто, стрелки, красная помада... И хочется крикнуть: остановись, что ты с собой делаешь! Вот и "Служанке" хочется, весь всё могло бы быть так прекрасно, зачем все эти осьминоги, чтение подделок под де Сада, любимое азиатскими режиссёрами отрубание частей тела, и даже постельных сцен могло бы быть больше, вопрос в том, какие они (я ж не ханжа, вы помните!).
В итоге, я на распутье своих рекомендаций: ни отговаривать, ни уговаривать не хочется, Чхан-ук Пак в величии меня превзошёл, так что мой отзыв не должен становится последней каплей, но фильм вышел так себе, ему явно не хватало иронии (что вообще творится, почему люди на полном серьёзе пишут и снимают, причём с явно претенциозной подачей, что-то вот таое?), а иной раз чётко обозначенных границ.
Общее впечатление | Азиатские фильмы - это как в космос слетать! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
Посмотреть, конечно, можно, но не обязательно)