Отзыв: Фильм "В доме из паутины" (2015) - "Пауку не верьте, мушки, гамаки его – ловушки"...
Достоинства: стандартный и заезженный сюжет поворачивается другим боком; идеальный баланс реальности и фантастики; отличная актёрская игра детей
Недостатки: многое можно было сделать сильней; много вопросов по ходу действа, которые не разрешались
С режиссёрским дебютом в большом метре Мара Эйбль Эйбесфейльд выступила аж через 10 лет после короткометражки "Эндшпиль": её в "В доме из паутины" попал в программу "Поколение" (фильмы для юношества) последнего Берлинского кинофестиваля, получил довольно неплохие отзывы критиков и... не попал в широкий прокат даже в Германии. Странная тенденция, но так было и с фильмом "Бельгия": телекомпании выкупают права на показ фильмов и вместо того, чтобы идти на большом экране, фильмы транслируются по ТВ. Говорить хорошо это или плохо однозначно нельзя: с одной стороны, целевая аудитория такого кино вряд ли смотрит ТВ, с другой - очень мало прокатных компаний готовы рисковать деньгами ради проката даже одним сеансом в ограниченном показе тех кинокартин, которые явно не соберут зал, но фильмы-то снимаются для кинотеатров. В общем, если вы посмотрите "В доме из паутины", то можете считать, что прикоснулись к эксклюзиву: ни о фильме, ни о режиссёре нет информации на просторах интернета, а видели его единичные немцы.
Мать троих детей Сабина чувствует, что скоро сойдёт с ума: школа, сад, выдумки младшей дочери, гиперактивный средний сын, муж предпочёл слиться ещё пару лет назад, нервы на пределе, кажется, что нет от этого избавления. Однажды она попросту "сдаёт" и решает покинуть троицу отпрысков на пару дней, отправившись в загородный санаторий для лечения лиц в пограничном состоянии. Телефон для связи и немного денег она оставляет старшему сыну Йонасу, серьёзному двенадцатилетке, которому строго-настрого велено не кататься на велосипеде и следить за тем, чтобы никто из детей не сболтнул, что мать оставила их одних. Так начинается ещё одна история о том, как несколько детей оказались предоставлены сами себе и пытаются выжить в том мире, с которым способны справиться далеко не все взрослые.
Историй о том, как дети остаются без родителей и что они при этом творят - масса. Постмодернизм подарил нам кучу трагичных историй а-ля "Повелитель мух" и "Цементный сад", которые не заканчивались ничем хорошим, как бы говоря, что всему своё время и попытки детей изображать взрослых в принципе никогда не могут привести к хорошему финалу. Кажется, что сказать по этой теме больше нечего: обсосали вдоль и поперёк за последние лет 70, но если "В доме из паутины" попадает в Берлин, видимо, что-то новаторское в этом фильме есть. Лет 10 назад сложно было представить себе фильм о том, как мать, уставшая от своих детей, задёрганная и затыканная, бросает их и бежит, куда глаза глядят, при этом не выглядя в глаза зрителя чудовищным монстром, этакой бездумной кукушкой. "В доме из паутины" вовсе не плюёт в спину женщины, которая в какой-то момент говорит ельцинские "я устал, я ухожу": в конце концов, сколько мужчин, захлопывая дверь говорят "твой ребёнок, иди успокой его, чё орёт?", сколько становятся воскресными папами и сколько вообще исчезают с поля зрения ребёнка, при этом сии действия воспринимаются нами как вариант нормы, оправдываются усталостью, особенностями характера или ещё чем. "Бабадук" рисовал картину, когда больное сознание рождает чудовищ, потому что не в силах справиться с реальностью, "В доме из паутины" действует более реалистично, хотя, без сомнения прибегает к использованию фольклорных мотивов, сказки и при этом также, как австралийская работа, избегает двоемирия, ведь ужасы-то все здесь, рядом, под боком.
Ещё одна современная деталь "В доме из паутины" - синдром гиперактивности одного из детей: некогда восьмилетку Ника забирали на лечение, теперь он ходит в школу "для дурачков" и вынужден пить таблетки. Сейчас гипервозбудимость - проблема буквально 90% детей, последние пару лет диагноз ставят направо и налево, особо не проверяя, хотя ещё 10 лет назад он был некой диковиной новинкой. Собственно в первых сценах Ник является довольно противным персонажем: вечно что-то требующий, чересчур шумный, весьма раздражающий, но как только с горизонта уходит родительница со бзиками - это обычный восьмилетний ребёнок без каких-либо бросающихся в лицо особенностей. Возможно в данном случае это была режиссёрская недоработка, но я почему-то вспомнила фразу (вроде Ю. Гиппенрейтер), которая звучит приблизительно так: "Хотите исправить поведение ребёнка - начните с родителей". Зачем удивляться, что у невротичных женщин, которые с трудом могут общаться со взрослыми, растут невротичные дети, которые потихоньку становятся неуправляемыми? Дети - это наша калька, поэтому все поведенческие проблемы стоит начинать решать с себя.
Как я упомянула, "В доме из паутины" - это фильм на стыке драмы и фентези, но сочетаются жанры отнюдь не так, как в "Мосте в Терабию" или "Лабиринте Фавна". Во-первых, тут нет никакого "романтического двоемирия", герои никуда не переносятся, даже в собственном сознании, во-вторых, все нереалистичные детали касаются только мира детей. На мой взгляд это вполне удачный ход и именно фантастики мне в картине совсем не хотелось. Всё дело в том, что взрослые и дети несколько по-разному воспринимают мир и объясняют то, что в нём происходит. Та самая паутина, о которой говорится в названии, реально окутывала дом Йонаса, Ника и Марички, детьми она воспринималась как нечто фантастическое: по поверьям паук может перенести тебя куда угодно, если ты его попросишь. Но мы то с вами, взрослые люди, прекрасно знаем, в каких домах и почему оказывается паутина: грязь, неприбранность, неблагополучность - никакой сказки, увы. Режиссёр довольно удачно сыграла именно на разнице восприятия, превращая в нечто ирреальное просто то, что окружает персонажей на протяжении повествования.
Помимо трёх детей, их папы и мамы, участливой воспитательницы и невнимательной соседки, есть в картине ещё один персонаж, причём, очень занятный. Зовут его Феликс и выглядит он как смесь кибергота и бомжа, но при этом кичится своим аристократическим происхождением. Он любит говорить странные и философские вещи, выливать в молоко алкоголь из фляжки и добывать еду ночью со склада супермаркета. Именно он становится ангелом-хранителем Йонаса, который в какой-то момент начинает воспринимать Феликса как наставника. В свою же очередь нормальный и взрослый зритель пренепременно увидит в этом образе... Питера Пэна, мальчика, который отказался расти, вот только когда такое происходит в современном и совсем несказочном мире, ничего интересного и хорошего в этом нет: инфантилизм - ещё одна проблема современности, повальный уход от ответственности иной раз просто бич какой-то. Но, что хуже всего, этот самый Феликс в один прекрасный момент предлагает Йонасу сделку, по условиям которой тот не должен расти. Вот тут меня накрыло мыслью о "Жестяном барабане" Гюнтера Грасса, где вечный ребёнок несёт с собой смерть и разрушение, а сам в итоге заканчивает свою жизнь в психиатрической больнице...
Ещё одно чудесное отличие "Дома из паутины" от массы аналогичных картин - это тот факт, что дети, отчаянно пытающиеся выполнять роль взрослых, с этой ролью отчаянно несправляются и как бы не старались, их поступки остаются незрелыми решениями тех, кому нет и четырнадцати. Почему-то всегда как итог мы видим вынужденное взросление персонажей, но, увы и ах, психику и физиологию никуда не денешь, против них не попрёшь, даже если очень хочется, ребёнок просто неспособен справится с тем, что приходится решать взрослым (и, как мы видим, взрослые-то не справляются), так что я рада, что "В доме из паутины" не стал ещё одним фильмом о том, как дети вынуждены становится взрослыми, он, скорее, о том, что всему своё время, в том числе взрослению.
Фильм советую, мне он показался довольно интересным, немного обманывающим зрительские ожидания, хоть и не без проблем с проработанностью (я это списываю на дебют). Единственная оговорка: финал здесь в чём-то аналогичен "Началу" - зритель сам выбирает, чем дело кончилось, режиссёр фактически даёт две версии, каждая из которых будет работать со своими "но", поэтому, к концовке следует быть особенно внимательными.
Мать троих детей Сабина чувствует, что скоро сойдёт с ума: школа, сад, выдумки младшей дочери, гиперактивный средний сын, муж предпочёл слиться ещё пару лет назад, нервы на пределе, кажется, что нет от этого избавления. Однажды она попросту "сдаёт" и решает покинуть троицу отпрысков на пару дней, отправившись в загородный санаторий для лечения лиц в пограничном состоянии. Телефон для связи и немного денег она оставляет старшему сыну Йонасу, серьёзному двенадцатилетке, которому строго-настрого велено не кататься на велосипеде и следить за тем, чтобы никто из детей не сболтнул, что мать оставила их одних. Так начинается ещё одна история о том, как несколько детей оказались предоставлены сами себе и пытаются выжить в том мире, с которым способны справиться далеко не все взрослые.
Историй о том, как дети остаются без родителей и что они при этом творят - масса. Постмодернизм подарил нам кучу трагичных историй а-ля "Повелитель мух" и "Цементный сад", которые не заканчивались ничем хорошим, как бы говоря, что всему своё время и попытки детей изображать взрослых в принципе никогда не могут привести к хорошему финалу. Кажется, что сказать по этой теме больше нечего: обсосали вдоль и поперёк за последние лет 70, но если "В доме из паутины" попадает в Берлин, видимо, что-то новаторское в этом фильме есть. Лет 10 назад сложно было представить себе фильм о том, как мать, уставшая от своих детей, задёрганная и затыканная, бросает их и бежит, куда глаза глядят, при этом не выглядя в глаза зрителя чудовищным монстром, этакой бездумной кукушкой. "В доме из паутины" вовсе не плюёт в спину женщины, которая в какой-то момент говорит ельцинские "я устал, я ухожу": в конце концов, сколько мужчин, захлопывая дверь говорят "твой ребёнок, иди успокой его, чё орёт?", сколько становятся воскресными папами и сколько вообще исчезают с поля зрения ребёнка, при этом сии действия воспринимаются нами как вариант нормы, оправдываются усталостью, особенностями характера или ещё чем. "Бабадук" рисовал картину, когда больное сознание рождает чудовищ, потому что не в силах справиться с реальностью, "В доме из паутины" действует более реалистично, хотя, без сомнения прибегает к использованию фольклорных мотивов, сказки и при этом также, как австралийская работа, избегает двоемирия, ведь ужасы-то все здесь, рядом, под боком.
Ещё одна современная деталь "В доме из паутины" - синдром гиперактивности одного из детей: некогда восьмилетку Ника забирали на лечение, теперь он ходит в школу "для дурачков" и вынужден пить таблетки. Сейчас гипервозбудимость - проблема буквально 90% детей, последние пару лет диагноз ставят направо и налево, особо не проверяя, хотя ещё 10 лет назад он был некой диковиной новинкой. Собственно в первых сценах Ник является довольно противным персонажем: вечно что-то требующий, чересчур шумный, весьма раздражающий, но как только с горизонта уходит родительница со бзиками - это обычный восьмилетний ребёнок без каких-либо бросающихся в лицо особенностей. Возможно в данном случае это была режиссёрская недоработка, но я почему-то вспомнила фразу (вроде Ю. Гиппенрейтер), которая звучит приблизительно так: "Хотите исправить поведение ребёнка - начните с родителей". Зачем удивляться, что у невротичных женщин, которые с трудом могут общаться со взрослыми, растут невротичные дети, которые потихоньку становятся неуправляемыми? Дети - это наша калька, поэтому все поведенческие проблемы стоит начинать решать с себя.
Как я упомянула, "В доме из паутины" - это фильм на стыке драмы и фентези, но сочетаются жанры отнюдь не так, как в "Мосте в Терабию" или "Лабиринте Фавна". Во-первых, тут нет никакого "романтического двоемирия", герои никуда не переносятся, даже в собственном сознании, во-вторых, все нереалистичные детали касаются только мира детей. На мой взгляд это вполне удачный ход и именно фантастики мне в картине совсем не хотелось. Всё дело в том, что взрослые и дети несколько по-разному воспринимают мир и объясняют то, что в нём происходит. Та самая паутина, о которой говорится в названии, реально окутывала дом Йонаса, Ника и Марички, детьми она воспринималась как нечто фантастическое: по поверьям паук может перенести тебя куда угодно, если ты его попросишь. Но мы то с вами, взрослые люди, прекрасно знаем, в каких домах и почему оказывается паутина: грязь, неприбранность, неблагополучность - никакой сказки, увы. Режиссёр довольно удачно сыграла именно на разнице восприятия, превращая в нечто ирреальное просто то, что окружает персонажей на протяжении повествования.
Помимо трёх детей, их папы и мамы, участливой воспитательницы и невнимательной соседки, есть в картине ещё один персонаж, причём, очень занятный. Зовут его Феликс и выглядит он как смесь кибергота и бомжа, но при этом кичится своим аристократическим происхождением. Он любит говорить странные и философские вещи, выливать в молоко алкоголь из фляжки и добывать еду ночью со склада супермаркета. Именно он становится ангелом-хранителем Йонаса, который в какой-то момент начинает воспринимать Феликса как наставника. В свою же очередь нормальный и взрослый зритель пренепременно увидит в этом образе... Питера Пэна, мальчика, который отказался расти, вот только когда такое происходит в современном и совсем несказочном мире, ничего интересного и хорошего в этом нет: инфантилизм - ещё одна проблема современности, повальный уход от ответственности иной раз просто бич какой-то. Но, что хуже всего, этот самый Феликс в один прекрасный момент предлагает Йонасу сделку, по условиям которой тот не должен расти. Вот тут меня накрыло мыслью о "Жестяном барабане" Гюнтера Грасса, где вечный ребёнок несёт с собой смерть и разрушение, а сам в итоге заканчивает свою жизнь в психиатрической больнице...
Ещё одно чудесное отличие "Дома из паутины" от массы аналогичных картин - это тот факт, что дети, отчаянно пытающиеся выполнять роль взрослых, с этой ролью отчаянно несправляются и как бы не старались, их поступки остаются незрелыми решениями тех, кому нет и четырнадцати. Почему-то всегда как итог мы видим вынужденное взросление персонажей, но, увы и ах, психику и физиологию никуда не денешь, против них не попрёшь, даже если очень хочется, ребёнок просто неспособен справится с тем, что приходится решать взрослым (и, как мы видим, взрослые-то не справляются), так что я рада, что "В доме из паутины" не стал ещё одним фильмом о том, как дети вынуждены становится взрослыми, он, скорее, о том, что всему своё время, в том числе взрослению.
Фильм советую, мне он показался довольно интересным, немного обманывающим зрительские ожидания, хоть и не без проблем с проработанностью (я это списываю на дебют). Единственная оговорка: финал здесь в чём-то аналогичен "Началу" - зритель сам выбирает, чем дело кончилось, режиссёр фактически даёт две версии, каждая из которых будет работать со своими "но", поэтому, к концовке следует быть особенно внимательными.
Общее впечатление | "Пауку не верьте, мушки, гамаки его – ловушки"... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1