Отзыв: Фильм "Будущее" (2016) - А точно ли настоящее формирует будущее или, может, всё наоборот?
Достоинства: хороший тонко сделанный сюжет, в котором всё оказывается на своём месте; довольно интересный взгляд на человеческую жизнь сквозь призму представлений о будущем; как всегда прекрасная Изабель Юппер
Недостатки: разговоры о философии ради разговоров о философии, так что их долю можно было чуть сократить
Под конец года принято подводить итоги, и если говорить о кино, то 2016 стал для меня отнюдь не годом российского кино, а годом Изабель Юппер. Если бы у меня был личный Оскар, я бы прилетела в Лос-Анджелес, чтобы вручить его ей: небольшая, но выразительная роль в "Громче, чем бомбы", где её героиня запоминается куда лучше, всех остальных, мелькающих на экране персонажей, настоящий бенефис в "Она" и, наконец, воплощение того, что хорошему актёру вовсе не нужно играть чудиков/гримироваться четыре часа/кривляться перед камерой/обнажаться/заламывать руки в истерическом припадке, чтоб все оценили его мастерство, в "Будущем". Если говорить о фестивальной судьбе картины, то представлена она была на Берлинском кинофестивале в феврале этого года, там же получила номинацию на Золотого медведя, но в итоге взяла серебряного за режиссуру. Прокат пока был не велик, только несколько европейских стран, но уж очень сомневаюсь, что до наших кинотеатров картина доберётся даже в следующем году.
Официальный синопсис к картине на самом деле рассказывает все события фильма, благо, что дело тут на самом деле не в них. Преподаватель философии Натали жила в своей маленькой ойкумене, где у неё была хорошая работа, любимый муж той же профессии, двое детей и депрессивная мать, под прихоти которой периодически приходилось подстраиваться. Но в какой-то момент суровая реальность пробирается в мир Натали: муж находит партию помоложе, дети давно выросли и заняты своими делами, а учебные пособия её авторства вдруг перестают вписываться в новую образовательную парадигму. Всё, что остаётся героине - это приспособиться к изменённым условиям...
Всё время просмотра я просто наслаждалась приятным впечатлениям, но на финальных титрах, в голове как якорем зацепился вопрос "ну и о чём кино-то?". Знаете, так бывает: герои ходят туда-сюда, говорят что-то, экранные годы летят, ты, вроде, даже сопереживаешь немножко, но при этом картина вполне может оказаться как бы и ни о чём, просто такая атмосферная безделушка, пусть и не бездарная. Ключиком к открытию ларца для меня стало само название - "Будущее": каждый герой картины совершенно особо смотрит на эту аморфную вещь, мало того, из уст Натали, исходят чужие концепции будущего, а вот у самой с ним что-то как-то не клеится.
Есть люди, которые живут одним днём. Есть те, что уверенны, что своё будущее формируют они сами. Есть люди, которым удобно жить только тогда, когда всё заранее чётко распланировано: 20 лет платим ипотеку, через 5 лет заводим детей, каждые 4 года меняем машину, в августе - на море, раз в 45 дней - подкрашиваем отросшие корни. А есть те, что только этим самым будущим и живут: всё самое прекрасное всегда там, поэтому наслаждаться настоящим нет возможности, ведь оно недостаточно идеально. Я, признаться, принадлежу к последним и безуспешно с этим борюсь много лет, но всё моё настоящее - это помыслы из разряда "вот когда закончу школу", "вот когда диплом получу", "вот когда работу найду", "вот когда уволюсь" ну и каждый раз можно подставлять "вот тогда-то заживу", но в реальности этого не случается, потому что появляются мечты о новом будущем...
На мой взгляд, будущее существует практически для всех героев картины, кроме Натали: муж видит себя с новой женщиной; бывший ученик, по совместительству лучший друг героини - Фабьен, сформировывает своё будущее сам день за днём; студенты - выходят на демонстрацию, чтобы отстоять свои права "на будущее"; дочь - связывает своё будущее с рождением ребёнка, ну и так далее. Что же Натали? Её лучше всего характеризует как бы случайно обронённая супругу фраза "Я думала, ты будешь любить меня вечно": её будущее - это не более, чем растянутое во времени настоящее, именно поэтому она так ревностно реагирует на все попытки маркетологом издательства что-либо сделать с её пособиями по философии. В мире, где всё должно быть максимально удобно, нет места классическим учебникам: для издательства - это товар, а значит, он должен быть привлекательным даже внешне, для студентов - это помощник, а значит, он должен быть доступным. И нет места классической Натали: образ её матери, сдавшейся депрессии, как бы призван продемонстрировать ей её будущее, если она не начнёт наконец о нём задумываться.
Сопряжён с темой будущего и мотив свободы: есть ли она, зачем нужна и что с ней делать? Ты мечтаешь о свободе в молодости, быть может, наслаждаешься ею, но что, если тебе далеко за 40 и ты попросту не знаешь как использовать свою свободу, потому что те варианты, что тебе как бы подсовывает жизнь (тут отличным примером будет сцена в кино, где к Натали пристаёт какой-то случайный сосед по креслу, на секунду кается - вот она, возможность авантюры и кучи новых эмоций...) тебе и даром не нужны. Все вокруг говорят "выйди из зоны комфорта", считается, что тогда перед человеком открывается "масса возможностей", но что, если все эти возможности вовсе не твои: ты не хочешь проводить время с бывшим мужем и его новой любовью, не хочешь связывать свою жизнь с каким-нибудь молодым кудрявым парнем, кошку не хочешь заводить, да мало ли что ещё. Ну не место в твоей жизни революции, даже на то, чтобы поиграть в коммунистку, достаточно было трёх лет когда-то там давно, а теперь и жизнь буржуа кажется вполне себе комфортной и удобной, лишь бы томик Шопенгауэра с пометами был рядом, да Руссо можно было цитировать...
При том, что фильм кажется довольно статичным, смотрится он без скуки и раздражения, многое из того, что в процессе просмотра кажется или лишним, или непонятным, в итоге встаёт на своё место. У меня так, например, было с первой сценой, "приветом из прошлого", в которой Натали с семьёй приезжает на небольшой остров, на котором расположена могила Шатобриана - когда досматриваешь до конца и начинаешь размышлять над общей концепцией, это оказывается фрагментом общего пазла, также работающим на главную идею картины и дополняющем её. Так что фильм советую
Официальный синопсис к картине на самом деле рассказывает все события фильма, благо, что дело тут на самом деле не в них. Преподаватель философии Натали жила в своей маленькой ойкумене, где у неё была хорошая работа, любимый муж той же профессии, двое детей и депрессивная мать, под прихоти которой периодически приходилось подстраиваться. Но в какой-то момент суровая реальность пробирается в мир Натали: муж находит партию помоложе, дети давно выросли и заняты своими делами, а учебные пособия её авторства вдруг перестают вписываться в новую образовательную парадигму. Всё, что остаётся героине - это приспособиться к изменённым условиям...
Всё время просмотра я просто наслаждалась приятным впечатлениям, но на финальных титрах, в голове как якорем зацепился вопрос "ну и о чём кино-то?". Знаете, так бывает: герои ходят туда-сюда, говорят что-то, экранные годы летят, ты, вроде, даже сопереживаешь немножко, но при этом картина вполне может оказаться как бы и ни о чём, просто такая атмосферная безделушка, пусть и не бездарная. Ключиком к открытию ларца для меня стало само название - "Будущее": каждый герой картины совершенно особо смотрит на эту аморфную вещь, мало того, из уст Натали, исходят чужие концепции будущего, а вот у самой с ним что-то как-то не клеится.
Есть люди, которые живут одним днём. Есть те, что уверенны, что своё будущее формируют они сами. Есть люди, которым удобно жить только тогда, когда всё заранее чётко распланировано: 20 лет платим ипотеку, через 5 лет заводим детей, каждые 4 года меняем машину, в августе - на море, раз в 45 дней - подкрашиваем отросшие корни. А есть те, что только этим самым будущим и живут: всё самое прекрасное всегда там, поэтому наслаждаться настоящим нет возможности, ведь оно недостаточно идеально. Я, признаться, принадлежу к последним и безуспешно с этим борюсь много лет, но всё моё настоящее - это помыслы из разряда "вот когда закончу школу", "вот когда диплом получу", "вот когда работу найду", "вот когда уволюсь" ну и каждый раз можно подставлять "вот тогда-то заживу", но в реальности этого не случается, потому что появляются мечты о новом будущем...
На мой взгляд, будущее существует практически для всех героев картины, кроме Натали: муж видит себя с новой женщиной; бывший ученик, по совместительству лучший друг героини - Фабьен, сформировывает своё будущее сам день за днём; студенты - выходят на демонстрацию, чтобы отстоять свои права "на будущее"; дочь - связывает своё будущее с рождением ребёнка, ну и так далее. Что же Натали? Её лучше всего характеризует как бы случайно обронённая супругу фраза "Я думала, ты будешь любить меня вечно": её будущее - это не более, чем растянутое во времени настоящее, именно поэтому она так ревностно реагирует на все попытки маркетологом издательства что-либо сделать с её пособиями по философии. В мире, где всё должно быть максимально удобно, нет места классическим учебникам: для издательства - это товар, а значит, он должен быть привлекательным даже внешне, для студентов - это помощник, а значит, он должен быть доступным. И нет места классической Натали: образ её матери, сдавшейся депрессии, как бы призван продемонстрировать ей её будущее, если она не начнёт наконец о нём задумываться.
Сопряжён с темой будущего и мотив свободы: есть ли она, зачем нужна и что с ней делать? Ты мечтаешь о свободе в молодости, быть может, наслаждаешься ею, но что, если тебе далеко за 40 и ты попросту не знаешь как использовать свою свободу, потому что те варианты, что тебе как бы подсовывает жизнь (тут отличным примером будет сцена в кино, где к Натали пристаёт какой-то случайный сосед по креслу, на секунду кается - вот она, возможность авантюры и кучи новых эмоций...) тебе и даром не нужны. Все вокруг говорят "выйди из зоны комфорта", считается, что тогда перед человеком открывается "масса возможностей", но что, если все эти возможности вовсе не твои: ты не хочешь проводить время с бывшим мужем и его новой любовью, не хочешь связывать свою жизнь с каким-нибудь молодым кудрявым парнем, кошку не хочешь заводить, да мало ли что ещё. Ну не место в твоей жизни революции, даже на то, чтобы поиграть в коммунистку, достаточно было трёх лет когда-то там давно, а теперь и жизнь буржуа кажется вполне себе комфортной и удобной, лишь бы томик Шопенгауэра с пометами был рядом, да Руссо можно было цитировать...
При том, что фильм кажется довольно статичным, смотрится он без скуки и раздражения, многое из того, что в процессе просмотра кажется или лишним, или непонятным, в итоге встаёт на своё место. У меня так, например, было с первой сценой, "приветом из прошлого", в которой Натали с семьёй приезжает на небольшой остров, на котором расположена могила Шатобриана - когда досматриваешь до конца и начинаешь размышлять над общей концепцией, это оказывается фрагментом общего пазла, также работающим на главную идею картины и дополняющем её. Так что фильм советую
Общее впечатление | А точно ли настоящее формирует будущее или, может, всё наоборот? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5