Отзыв: Книга "Санта-Хрякус" - Терри Пратчетт - НАМ ПРОСТО НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В ТО, ЧЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. ИНАЧЕ ОТКУДА ВСЕ ВОЗЬМЕТСЯ?
Достоинства: все, от макушки гнома до улыбки феи
Недостатки: не разделен на главы
Бывало ли у вас такое, что вы уже давно привыкли читать литературу, как нечто само собой разумеющееся? Привыкли, что те же авторы или их работы уже не производят на вас того впечатления, что раньше, а новые все никак не могут вас поразить в самое сердце, как это делали книги в безоблачном детстве. И вы не понимаете, то ли вы повзрослели (хотя ведь это невозможно! взрослых нет!), то ли просто перестали воспринимать мир через призму волшебного (что еще хуже). Вы уже потеряли надежду, что хоть кто-то затронет те частички души, которые заставляют верить в самое неосуществимое и улыбаться миру самой счастливой улыбкой. Потеряли то, что не имеет названия, но что можно лишь постичь. И тут...
ХО-ХО-ХО. СЧАСТЛИВОГО СТРАШДЕСТВА.
... произошла магия.
Терри Пратчетт - современный автор, и хоть жанр фэнтези также считают не таким уж древним, я придерживаюсь мнения, что лучше классики нет ничего. Пожалуй, не стоит заводить тут разговор о классике фэнтези и кто был родоначальником, Толкин, Говард или и вовсе Кретьен де Труа, но все же все мы согласимся, что среди этого жанра, как среди детективов, достаточно много шлака. Порой даже милого, наивного, и привычно знакомого своими штампами, но все же шлака. Терри Пратчетт однако мастерски объединяет классику прошлого и современные тенденции настоящего. Я всего лишь одним глазком подсмотрела за его Плоским миром, но уже увидела, как он похож и в то же время не похож на наш. Вот он, настоящий талант - соединить современные события, персонажи и поместить их в мир даже не Средневековья, что еще занимательней, ведь мы так привыкли к фэнтези в Средних веках, а в мир неопределенного времени, которое вроде бы уже прошло у нас, а может вот и сейчас оно идет, а может что-то такое лишь только будет?... Никто этого не знает, даже Профессор Чудакулли, или сама Смерть.
Персонажи восхитительны, каждый будто ваш знакомый друг или сосед, которого вы давно знаете. Но Смерть... дедушка Смерть. Он достоин отдельной рецензии. У Пратчетта Смерти посвящен целый цикл, и ее образ несколько отличается от привычного нашему пониманию. Коса, балахон, скелет - вроде все на месте, но эфемерная сущность, описанная лишь в сказках приобретает абсолютно человеческие черты, не использованные нигде ранее. Это не демон, исполняющий обязанности, а лишь то, во что люди верят, только почему-то и на людей похожее. Хотя вовсе не "почему-то" - ведь куда привычней объяснить необъяснимое -самую смерть такими понятными и земными вещами. Именно поэтому легенды и верования наших предков изобилуют богами, которые обладают человеческими чертами и пороками. В книге множество подобных существ: фея веселья, обоже похмелья и прочие домашние гномы-вредители, так что это фэнтези несколько иного характера, чем шаблон дракон-принцесса-спасти. Это что-то среднее между ироничной сказкой и философской реальностью. Разве не удивляемся мы иногда, куда постоянно деваются наши носки, а вот же оно! Это просто какой-то гном их постоянно забирает!)
***
Каждый рациональный миг разделяют миллиарды мигов иррациональных. Где-то вне времени едет в своих санях Санта-Хрякус, зубная фея поднимается по лестнице, Дед Мороз рисует свои узоры, а мясленичная утка откладывает шоколадные яички. В бесконечном пространстве между неуклюжими секундами Смерть двигался как ведьма, танцующая меж каплями дождя.
***
Сюжет довольно не замысловат. Так начинаются почти все рождественские детские фильмы: нужно во что бы то ни стало вернуть Дух Рождества, который пропал из-за человеческого неверия в Санта-Клауса. Но история Пратчетта пропитана мрачной красотой Тима Бертона и сюрреализмом "Алисы в Стране Чудес", как будто Терри пишет специальные сценарии для фильмов Бертона. Поначалу все эти названия вроде Страшдества или Санта-Хрякуса на кабанах, а не оленях, Гильдия наемных убийц, присутствие ворона и даже маленького Смерти Крыс навеяли настроение мультфильма "Кошмар перед Рождеством". Гора из молочных зубов, мир без горизонта и стеклянный глаз - все эти детали создают впечатление картины Дали и в то же время сказки для взрослых, т. к. мысли и умозрения в ней далеко не детские, а подобно вроде бы детской повести Олеши "Три толстяка" поднимают глобальные проблемы всего человеческого существования.
***
-ЭТО... НЕ СПРАВЕДЛИВО.
-Такова жизнь хозяин.
-НО Я - НЕ ЖИЗНЬ.
***
– ВЫ МЕШАЕТЕ ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ВСЕЛЕННОЙ.
– А я думал, что вселенная управляется ради нас… Ну, по крайней мере, ради профессора энтропии, а всем остальным просто позволили к нему присоседиться, – задумчиво почесал подбородок Чудакулли. – Хотя лично я бы превосходно управлял Университетом, если бы эти студенты не путались у меня под ногами.
***
– Я обязательно должен поговорить с ним, сэр. Он пережил предсмертное состояние!
– Мы все его переживаем. Оно называется жизнью...
***
Просто поразительно, сколько людей проводят все свои жизни там, где совсем не собирались оставаться надолго.
***
— ТО ЕСТЬ ФАНТАЗИИ — ЭТО СВОЕГО РОДА РОЗОВЫЕ ПИЛЮЛИ? НЕТ. ЛЮДЯМ НУЖНЫ ФАНТАЗИИ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. ЧТОБЫ БЫЛО МЕСТО, ГДЕ ПАДШИЙ АНГЕЛ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ С ПОДНИМАЮЩИМСЯ НА НОГИ ПРИМАТОМ.
— Зубные феи? СантаХрякусы? Маленькие…
— ДА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКИ. ДЛЯ НАЧАЛА СЛЕДУЕТ НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В МАЛЕНЬКУЮ ЛОЖЬ.
— Чтобы потом поверить в большую?
— ДА. В ПРАВОСУДИЕ, ЖАЛОСТЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.
***
Маленькое произведение, взятое ради веселия накануне Рождества, потрясло меня намного больше многих объемных уважаемых томов, оставляя после себя только ком в горле, невероятное чувство тоски, радости и еще непонятно чего. И, если магия "Гарри Поттера" живет в нем настолько явно, что им зачитываются абсолютно все от мала до велика, то магия "Санта-Хрякуса" пробегает лишь тонкой нитью между строк и волшебной пыльцой на буквах. Будто бы прочтешь - и обязательно встретишь в ванной грибного гномика, а в шкафу пренепременно будет монстр. А как же иначе.
ХО-ХО-ХО. СЧАСТЛИВОГО СТРАШДЕСТВА.
... произошла магия.
Терри Пратчетт - современный автор, и хоть жанр фэнтези также считают не таким уж древним, я придерживаюсь мнения, что лучше классики нет ничего. Пожалуй, не стоит заводить тут разговор о классике фэнтези и кто был родоначальником, Толкин, Говард или и вовсе Кретьен де Труа, но все же все мы согласимся, что среди этого жанра, как среди детективов, достаточно много шлака. Порой даже милого, наивного, и привычно знакомого своими штампами, но все же шлака. Терри Пратчетт однако мастерски объединяет классику прошлого и современные тенденции настоящего. Я всего лишь одним глазком подсмотрела за его Плоским миром, но уже увидела, как он похож и в то же время не похож на наш. Вот он, настоящий талант - соединить современные события, персонажи и поместить их в мир даже не Средневековья, что еще занимательней, ведь мы так привыкли к фэнтези в Средних веках, а в мир неопределенного времени, которое вроде бы уже прошло у нас, а может вот и сейчас оно идет, а может что-то такое лишь только будет?... Никто этого не знает, даже Профессор Чудакулли, или сама Смерть.
Персонажи восхитительны, каждый будто ваш знакомый друг или сосед, которого вы давно знаете. Но Смерть... дедушка Смерть. Он достоин отдельной рецензии. У Пратчетта Смерти посвящен целый цикл, и ее образ несколько отличается от привычного нашему пониманию. Коса, балахон, скелет - вроде все на месте, но эфемерная сущность, описанная лишь в сказках приобретает абсолютно человеческие черты, не использованные нигде ранее. Это не демон, исполняющий обязанности, а лишь то, во что люди верят, только почему-то и на людей похожее. Хотя вовсе не "почему-то" - ведь куда привычней объяснить необъяснимое -самую смерть такими понятными и земными вещами. Именно поэтому легенды и верования наших предков изобилуют богами, которые обладают человеческими чертами и пороками. В книге множество подобных существ: фея веселья, обоже похмелья и прочие домашние гномы-вредители, так что это фэнтези несколько иного характера, чем шаблон дракон-принцесса-спасти. Это что-то среднее между ироничной сказкой и философской реальностью. Разве не удивляемся мы иногда, куда постоянно деваются наши носки, а вот же оно! Это просто какой-то гном их постоянно забирает!)
***
Каждый рациональный миг разделяют миллиарды мигов иррациональных. Где-то вне времени едет в своих санях Санта-Хрякус, зубная фея поднимается по лестнице, Дед Мороз рисует свои узоры, а мясленичная утка откладывает шоколадные яички. В бесконечном пространстве между неуклюжими секундами Смерть двигался как ведьма, танцующая меж каплями дождя.
***
Сюжет довольно не замысловат. Так начинаются почти все рождественские детские фильмы: нужно во что бы то ни стало вернуть Дух Рождества, который пропал из-за человеческого неверия в Санта-Клауса. Но история Пратчетта пропитана мрачной красотой Тима Бертона и сюрреализмом "Алисы в Стране Чудес", как будто Терри пишет специальные сценарии для фильмов Бертона. Поначалу все эти названия вроде Страшдества или Санта-Хрякуса на кабанах, а не оленях, Гильдия наемных убийц, присутствие ворона и даже маленького Смерти Крыс навеяли настроение мультфильма "Кошмар перед Рождеством". Гора из молочных зубов, мир без горизонта и стеклянный глаз - все эти детали создают впечатление картины Дали и в то же время сказки для взрослых, т. к. мысли и умозрения в ней далеко не детские, а подобно вроде бы детской повести Олеши "Три толстяка" поднимают глобальные проблемы всего человеческого существования.
***
-ЭТО... НЕ СПРАВЕДЛИВО.
-Такова жизнь хозяин.
-НО Я - НЕ ЖИЗНЬ.
***
– ВЫ МЕШАЕТЕ ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ВСЕЛЕННОЙ.
– А я думал, что вселенная управляется ради нас… Ну, по крайней мере, ради профессора энтропии, а всем остальным просто позволили к нему присоседиться, – задумчиво почесал подбородок Чудакулли. – Хотя лично я бы превосходно управлял Университетом, если бы эти студенты не путались у меня под ногами.
***
– Я обязательно должен поговорить с ним, сэр. Он пережил предсмертное состояние!
– Мы все его переживаем. Оно называется жизнью...
***
Просто поразительно, сколько людей проводят все свои жизни там, где совсем не собирались оставаться надолго.
***
— ТО ЕСТЬ ФАНТАЗИИ — ЭТО СВОЕГО РОДА РОЗОВЫЕ ПИЛЮЛИ? НЕТ. ЛЮДЯМ НУЖНЫ ФАНТАЗИИ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. ЧТОБЫ БЫЛО МЕСТО, ГДЕ ПАДШИЙ АНГЕЛ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ С ПОДНИМАЮЩИМСЯ НА НОГИ ПРИМАТОМ.
— Зубные феи? СантаХрякусы? Маленькие…
— ДА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКИ. ДЛЯ НАЧАЛА СЛЕДУЕТ НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В МАЛЕНЬКУЮ ЛОЖЬ.
— Чтобы потом поверить в большую?
— ДА. В ПРАВОСУДИЕ, ЖАЛОСТЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.
***
Маленькое произведение, взятое ради веселия накануне Рождества, потрясло меня намного больше многих объемных уважаемых томов, оставляя после себя только ком в горле, невероятное чувство тоски, радости и еще непонятно чего. И, если магия "Гарри Поттера" живет в нем настолько явно, что им зачитываются абсолютно все от мала до велика, то магия "Санта-Хрякуса" пробегает лишь тонкой нитью между строк и волшебной пыльцой на буквах. Будто бы прочтешь - и обязательно встретишь в ванной грибного гномика, а в шкафу пренепременно будет монстр. А как же иначе.
Общее впечатление | НАМ ПРОСТО НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЕРИТЬ В ТО, ЧЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. ИНАЧЕ ОТКУДА ВСЕ ВОЗЬМЕТСЯ? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву29
Вот ты меня вдохновила на ТП!…