Отзыв: Фильм "Дурацкое дело нехитрое" (2014) - А только ли Россию не понять умом? - Отец за сына в скандинавском вестерне
Достоинства: атмосфера, подача, режиссура, актерская игра, диалоги, черный скандинавский юмор, работа оператора
Недостатки: для_многих_и_очень_многих, десятков, сотен_пользователей_Отзовика - затянутое_и_неспешное_повествование, оно_же_"затянутость", оно_же_"мало_динамики", оно_же "большой_хронометраж", оно_же "скучно"...а_также_много_крови_и_убийств, оно_же "с_детьми_нельзя",
Не могу сказать, что хорошо знаком со скандинавским кинематографом. Но тем более приятно было открывать для себя новые просторы. О фильме "Дурацкое дело нехитрое" узнал из отзыва пользователя Ninettta, за что благодарю) Давно закинутое в долгий ящик желание ознакомиться с творчеством скандинавских кинематографистов было вновь оттуда извлечено именно из-за отзыва данного автора, что бывает со мной крайне редко.
Забегая вперед, скажу, что из ранее виденного по эстетике и атмосфере я могу сравнить с этим кино только фильмы братьев Коэнов. Это когда тебе морочат голову весь фильм и будут морочить до самого конца, но при этом ты получаешь огромное удовольствие от всего. От образов, от актерской игры, от диалогов, от юмора, от работы оператора, от атмосферы, в которую тебя погрузили. От всего, за исключением финала.
По самобытности действующих лиц и своеобразию пейзажей фильм мне также напомнил небезысвестный "Однажды в Ирландии" с идентичным героем, как бы простачком, за которым скрываются недюжинный ум и отвага.
Как это было у нашего классика? "Человек смертен, но это было бы еще полбеды". И что намного хуже, мы все прекрасно знаем. К фильму "Kraftidioten" эта цитата относится напрямую, ведь внезапных смертей здесь наберется не менее двух десятков. Да и по другим темам из нашей же классики режиссер Ганс Петтер Моланд со свойственной (или уже не свойственной и такой забытой) скандинавам суровостью прошелся как молот по наковальне.
Судите сами. Главный герой фильма - водитель плужного снегоочистителя Нильсен (ни фига себе фамилия) Dickman всю свою жизнь посвятил прокладыванию "троп цивилизации на бездорожье". В тех местах, где обитает Нильсен, без его работы никто бы никуда по этим самым дорогам не двинулся бы. За свой труд этот простой работяга получает благодарность от местных жителей в виде звания "Человека года". В этот же самый день однообразная и размеренная жизнь Нильсена была нарушена известием о смерти сына от передозировки, который наркоманом никогда и не был.
Нильсен упрям. Сердце отца чувствует, что-то здесь не так. Правда ему откроется в наивысшей точке суицидального настроя. Нильсен умеет чистить. Теперь местный криминальный клан узнает его скрытые способности, его боль, переродившуюся в месть, его жестокую невозмутимость. С этого момента жизнь Нильсена приобретает цель и смысл. А фильм приобретает свой северный колорит и абсурд, перемешивая дураков, дороги, норвежцев, сербов и мрачный черный юмор.
Наличие элементов черного юмора никак не дают отнести фильм к комедии. Возмездие по-скандинавски - это, знаете ли, дело тонкое, как оказывается. Это нужно прочувствовать, соединившись с этими бескрайними снежными пейзажами, заставляющими цепенеть от восторга. Не понять умом, но вкусить душой, что те точки опоры, на которых мы держимся в жизни, призрачны и не дают никакой гарантии. В один миг может произойти то, что кардинальным образом изменит твою жизнь, скрасив ее темными тонами. Даже в такой надежной, такой социально благополучной Норвегии, где по словам одного из героев фильма "в тюрьме цивилизация и современное общество".
Главный герой ощутил на себе эту подлую подставу, когда в его размеренном быте нашлось место трагедии. И здесь ему осталось только действовать в условиях холодной красоты суровой норвежской природы. Тема мести, стрельба, мрачный юмор, ироничные диалоги по существу наводят на мысль, что если бы скандинавский вестерн существовал, то он выглядел бы так, как "Kraftidioten". Добавьте сюда и любовь героя в детстве книг про индейцев, с которыми он себя ассоциирует в благодарственной речи.
Черным юмором я болею давно и, если повезет, надолго, поэтому не судите меня строго. Мне мрачные шутки часто по душе, если они удачные. За них я готов простить и неспешное течение событий фильма. А в "Дурацком деле" их столько и такого качества, что можно в блокнотик записывать. Меня лично особенно прельщает значительная доля шуток на национальной почве, подчеркивающих тезис, что Европа - это карнавал народов. На фоне происходящих в Европе событий шутки об иммигрантах звучат еще более ярко.
Ну а уж если и диалоги в фильме на месте, не отдают бредом и держат внимание зрителя, то мое время уже потрачено не зря.
- Посмотри на Испанию — она в заднице! Там же и Италия, и Греция. А почему?
- Почему?
- В жарком климате какое может быть процветание? Сорвал банан, и радуйся! Процветание там, где холодно! Выбирай — или жара, или процветание!
Визуально фильм радует глаз. Что тут говорить, оператор бьет не в бровь, а в глаз аутентичностью этой снежной пустыни. Хотя камера в фильме довольно статична, но снежный колорит норвежских мест передан изумительно.
Стеллан Скарсгард исполнил главную роль в фильме. Для меня он является тем актером, наличие которого в картине делает ее привлекательной. Особенно, если это кино европейское. Скарсгард частенько участвует в проектах нетривиальных, а подчас и провокационных, как у Ларса фон Триера, например.
"Kraftidioten" - кино скорее провокационное, чем массовое, поэтому здесь он в своей тарелке, и чтобы ни делал на экране, это все происходит с печатью трагедии героя на лице. Пытается застрелиться в рот из ружья, читает ребенку руководство по эксплуатации снегоуборочной машины вместо сказки на ночь, заворачивает труп в металлическую сетку и сбрасывает ее в стремительный ледяной водопад - все это невозмутимо и драматично. Вот такой он, скандинавский юмор.
Оригинальным выглядит контраст нордического характера героя Скарсгарда с его антагонистом, боссом местной мафии по прозвищу "Граф", чей образ нарочито карикатурен и не лишен юмора. Норвежцы тут постебались над стереотипами криминальных драм в свое удовльствие. Темпераментный глава криминального клана, в разводе, вынужденный делить сына с бывшей женой после суда, веган, следящий за собой и заботящийся о своих подчиненных. То кофе принесет, то морковный сок собственноручно для них выжмет. При этом жестокий психопат, способный пустить пулю в лоб любому по поводу и без.
Но чем еще хороша картина, так это запоминающимися образами актеров на "заднем плане" действия. Здесь все при деле, создают своими персонажами необходимые условия созерцания зрителю. Так диалог второстепенных сербских бандитов и полицейских доставляет не меньше, чем игра бесподобного Скарсгарда. Сильно добавил фильму и классик европейского кино Бруно Ганц в харизматичной роли главы сербской мафии. Его герой - олицетворение одновременно и мудрости, и отчаяния, и кажется, единственный человек, который подозревает о сути происходящих событий.
Странное дело. Этот фильм с учетом его сюжета, затрагиваемых тем и некоторого абсурда должен оказывать отягощающий эффект. Но с финальными титрами я этого не почувствовал. Почувствовал другое. Режиссерская подача истории человека, который любит свою нехитрую работу и любит своего сына, для меня сработала на все сто. Ну это для меня, ведь, что для шведа хорошо, норвежцу - смерть.
Фильм "Дурацкое дело нехитрое" доказывает мне, что мир кино велик и разнообразен во всех его проявлениях. И, черт возьми, почему, когда в кинематографе речь заходит о противостоянии "маленького" человека какой-то силе, превосходящей его, в Европе скандинавы снимают такое кино, а у нас снимают всего лишь "Левиафан"?"
Все тропы в конце концов занесет снегом, у снегоуборочных машин истечет срок эксплуатации, фильмы будут преданы забвению, люди уйдут в последний путь, но настоящая любовь вечна...
Забегая вперед, скажу, что из ранее виденного по эстетике и атмосфере я могу сравнить с этим кино только фильмы братьев Коэнов. Это когда тебе морочат голову весь фильм и будут морочить до самого конца, но при этом ты получаешь огромное удовольствие от всего. От образов, от актерской игры, от диалогов, от юмора, от работы оператора, от атмосферы, в которую тебя погрузили. От всего, за исключением финала.
По самобытности действующих лиц и своеобразию пейзажей фильм мне также напомнил небезысвестный "Однажды в Ирландии" с идентичным героем, как бы простачком, за которым скрываются недюжинный ум и отвага.
Как это было у нашего классика? "Человек смертен, но это было бы еще полбеды". И что намного хуже, мы все прекрасно знаем. К фильму "Kraftidioten" эта цитата относится напрямую, ведь внезапных смертей здесь наберется не менее двух десятков. Да и по другим темам из нашей же классики режиссер Ганс Петтер Моланд со свойственной (или уже не свойственной и такой забытой) скандинавам суровостью прошелся как молот по наковальне.
Судите сами. Главный герой фильма - водитель плужного снегоочистителя Нильсен (ни фига себе фамилия) Dickman всю свою жизнь посвятил прокладыванию "троп цивилизации на бездорожье". В тех местах, где обитает Нильсен, без его работы никто бы никуда по этим самым дорогам не двинулся бы. За свой труд этот простой работяга получает благодарность от местных жителей в виде звания "Человека года". В этот же самый день однообразная и размеренная жизнь Нильсена была нарушена известием о смерти сына от передозировки, который наркоманом никогда и не был.
Нильсен упрям. Сердце отца чувствует, что-то здесь не так. Правда ему откроется в наивысшей точке суицидального настроя. Нильсен умеет чистить. Теперь местный криминальный клан узнает его скрытые способности, его боль, переродившуюся в месть, его жестокую невозмутимость. С этого момента жизнь Нильсена приобретает цель и смысл. А фильм приобретает свой северный колорит и абсурд, перемешивая дураков, дороги, норвежцев, сербов и мрачный черный юмор.
Наличие элементов черного юмора никак не дают отнести фильм к комедии. Возмездие по-скандинавски - это, знаете ли, дело тонкое, как оказывается. Это нужно прочувствовать, соединившись с этими бескрайними снежными пейзажами, заставляющими цепенеть от восторга. Не понять умом, но вкусить душой, что те точки опоры, на которых мы держимся в жизни, призрачны и не дают никакой гарантии. В один миг может произойти то, что кардинальным образом изменит твою жизнь, скрасив ее темными тонами. Даже в такой надежной, такой социально благополучной Норвегии, где по словам одного из героев фильма "в тюрьме цивилизация и современное общество".
Главный герой ощутил на себе эту подлую подставу, когда в его размеренном быте нашлось место трагедии. И здесь ему осталось только действовать в условиях холодной красоты суровой норвежской природы. Тема мести, стрельба, мрачный юмор, ироничные диалоги по существу наводят на мысль, что если бы скандинавский вестерн существовал, то он выглядел бы так, как "Kraftidioten". Добавьте сюда и любовь героя в детстве книг про индейцев, с которыми он себя ассоциирует в благодарственной речи.
Черным юмором я болею давно и, если повезет, надолго, поэтому не судите меня строго. Мне мрачные шутки часто по душе, если они удачные. За них я готов простить и неспешное течение событий фильма. А в "Дурацком деле" их столько и такого качества, что можно в блокнотик записывать. Меня лично особенно прельщает значительная доля шуток на национальной почве, подчеркивающих тезис, что Европа - это карнавал народов. На фоне происходящих в Европе событий шутки об иммигрантах звучат еще более ярко.
Ну а уж если и диалоги в фильме на месте, не отдают бредом и держат внимание зрителя, то мое время уже потрачено не зря.
- Посмотри на Испанию — она в заднице! Там же и Италия, и Греция. А почему?
- Почему?
- В жарком климате какое может быть процветание? Сорвал банан, и радуйся! Процветание там, где холодно! Выбирай — или жара, или процветание!
Визуально фильм радует глаз. Что тут говорить, оператор бьет не в бровь, а в глаз аутентичностью этой снежной пустыни. Хотя камера в фильме довольно статична, но снежный колорит норвежских мест передан изумительно.
Стеллан Скарсгард исполнил главную роль в фильме. Для меня он является тем актером, наличие которого в картине делает ее привлекательной. Особенно, если это кино европейское. Скарсгард частенько участвует в проектах нетривиальных, а подчас и провокационных, как у Ларса фон Триера, например.
"Kraftidioten" - кино скорее провокационное, чем массовое, поэтому здесь он в своей тарелке, и чтобы ни делал на экране, это все происходит с печатью трагедии героя на лице. Пытается застрелиться в рот из ружья, читает ребенку руководство по эксплуатации снегоуборочной машины вместо сказки на ночь, заворачивает труп в металлическую сетку и сбрасывает ее в стремительный ледяной водопад - все это невозмутимо и драматично. Вот такой он, скандинавский юмор.
Оригинальным выглядит контраст нордического характера героя Скарсгарда с его антагонистом, боссом местной мафии по прозвищу "Граф", чей образ нарочито карикатурен и не лишен юмора. Норвежцы тут постебались над стереотипами криминальных драм в свое удовльствие. Темпераментный глава криминального клана, в разводе, вынужденный делить сына с бывшей женой после суда, веган, следящий за собой и заботящийся о своих подчиненных. То кофе принесет, то морковный сок собственноручно для них выжмет. При этом жестокий психопат, способный пустить пулю в лоб любому по поводу и без.
Но чем еще хороша картина, так это запоминающимися образами актеров на "заднем плане" действия. Здесь все при деле, создают своими персонажами необходимые условия созерцания зрителю. Так диалог второстепенных сербских бандитов и полицейских доставляет не меньше, чем игра бесподобного Скарсгарда. Сильно добавил фильму и классик европейского кино Бруно Ганц в харизматичной роли главы сербской мафии. Его герой - олицетворение одновременно и мудрости, и отчаяния, и кажется, единственный человек, который подозревает о сути происходящих событий.
Странное дело. Этот фильм с учетом его сюжета, затрагиваемых тем и некоторого абсурда должен оказывать отягощающий эффект. Но с финальными титрами я этого не почувствовал. Почувствовал другое. Режиссерская подача истории человека, который любит свою нехитрую работу и любит своего сына, для меня сработала на все сто. Ну это для меня, ведь, что для шведа хорошо, норвежцу - смерть.
Фильм "Дурацкое дело нехитрое" доказывает мне, что мир кино велик и разнообразен во всех его проявлениях. И, черт возьми, почему, когда в кинематографе речь заходит о противостоянии "маленького" человека какой-то силе, превосходящей его, в Европе скандинавы снимают такое кино, а у нас снимают всего лишь "Левиафан"?"
Все тропы в конце концов занесет снегом, у снегоуборочных машин истечет срок эксплуатации, фильмы будут преданы забвению, люди уйдут в последний путь, но настоящая любовь вечна...
Общее впечатление | А только ли Россию не понять умом? - Отец за сына в скандинавском вестерне |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву32
Знаю, что в последние лет 10 в Норвегии нахлынул поток иммиграции, поскольку многие в Европе и мире прознали об уровне жизни в этой стране. В фильме все это высмеивается. Даже главный герой, который чистит им дороги, швед.
Где-то в подтексте скрывается тезис, что процветание Норвегии в условиях современной цивилизации самим норвежцам явно не во благо. От викингов ничего не осталось.
Если так рассуждать, то и у южных стран тупо бананы и тупо климат. У всех у нас есть что-то тупо как данность.
если вам нравится смесь "черного юмора" и драмы, то посмотрите датский фильм с М.Миккельсеном "Адамовы яблоки"! Это шедевр)
Съемки ленты начнутся в марте 2017-го в Канаде.
новости 2 февраля 2017
-
Так-так-так… Для меня уже этого достаточно, чтобы стало интересно:))) Посмотрю на досуге.