Отзыв: Музей Чертей (Литва, Каунас) - Черти - друзья человека
Достоинства: концепция, экспонаты, информация на русском
Недостатки: не обнаружил
Если вы посещаете исторические музеи, то наверняка не раз попадали на выставки церковного искусства, к коему, помимо золотых кубков относятся иконы, фрески и просто картины с изображением всеразличных святош. При этом Дьявола и его приспешников-чертей если где и изображают, то преимущественно в сюжетах, посвященных Апокалипсису и Страшному Суду.
Столь вопиющая несправедливость оказалась не по нутру литовскому художнику Антанасу Жмуйдзинавичюсу, который, начиная с 1906 года стал собирать фигурки и маски, изображающие чертей. Он вообще очень любил число 13 и считал счастливым - по крайней мере, для себя. Эта-то коллекция и легла в основу экспозиции единственного в мире Музея чертей в литовском городе Каунасе, который я посетил во время мартовского мини-путешествия по Литве. Собственно говоря, музей этот входил в число обязательных пунктов культурной программы, да и вообще, если бы не он, может, я бы в первую поездку в Литву предпочел Каунасу Вильнюс.
Кстати, если углубиться в историю, становится понятно, что если где в Европе и мог появиться подобный музей, то только в Литовском государстве. Дело в том, что литовцы, в отличие от своих ближайших соседей - русских и поляков - никому христианство не навязывали, да и сами приняли его позже всех в Европе, причем в чисто практических целях и не с первого раза. Показательно, кстати, что именно в Литве, а конкретно, в Тракае до настоящего времени сохранился один из крупных очагов культуры и религии караимов - маленького, но гордого народа родом из Крыма.
Но возвращаемся к нашим баранам. Точнее - к чертям. Музей, этим самым чертям посвященный, находится на северной окраине исторической части Каунаса. Сегодня он занимает вот такое брутальное здание - очевидно, пережиток советского прошлого.
Первая - та, что размещается вдоль лестничных пролетов и на площадках. Это экспозиция работ художника Стивена Винсента Митчелла, который творит преимущественно в жанре темного сюрреализма и, как вы можете убедиться ниже, выказывает Их Дьявольскому Величеству особое почтение.
Как с маленькой искорки может разгореться нешуточный пожар, так и коллекция Жмуйдзинавичюса началась с такого вот маленького безобидного на вид чертенка, сегодня известного как Жемайтийский дьявол.
Хотя основу экспозиции составляют фигурки и маски, есть там и другие экспонаты. Чайные сервизы, трости, пепельницы, курительные трубки - все это доказательства того, насколько черт на самом деле полезен нам с вами.
Наконец, есть в музее и третья составляющая, и она к главной теме не имеет никакого отношения.
Теперь пара слов об инфраструктуре. Туалет оформлен в соответствии с тематикой главной экспозиции. Адского котла вместо унитаза и кипящего масла вместо воды в кране не обнаружено, но таблички на дверях символизируют.
Входной билет, насколько я знаю, стоит 3 евро, но с нас на входе никаких денег не взяли. Сначала я подумал, что это в честь 8 марта, поскольку, как известно, Дьявол сидит в каждой женщине, но на деле все оказалось куда прозаичнее. Дело в том, что с 1 сентября по 1 июня вход в музей свободный в принципе каждую среду - вот вам еще одно преимущество путешествия в несезон.
Подводя итог, Музей чертей оставил двоякое впечатление. С одной стороны, посетить его просто НАДО, так как это уникальная фишка Каунаса. В целом экспозиция тоже интересная и познавательная. Много и просто красивых экспонатов.
В то же время, ничего уникально-инфернального в самом музее нет. То есть это музей в классическом понимании - с картинами на стенах, экспонатами за стеклом и пояснительными надписями. Круче было бы устроить какую-нибудь световую инсталляцию в темноте под сатанинский черный нойз или depressive black metal или какой-нибудь перформанс вроде того, что я наблюдал в Седлецкой костнице в Чехии, но, возможно, это я уже придираюсь.
А в целом впечатление от музея самое положительное. К посещению соответственно настоятельно рекомендуется - заодно будет повод взглянуть на Каунас за пределами главной исторической улицы.
Продолжение следует.
Столь вопиющая несправедливость оказалась не по нутру литовскому художнику Антанасу Жмуйдзинавичюсу, который, начиная с 1906 года стал собирать фигурки и маски, изображающие чертей. Он вообще очень любил число 13 и считал счастливым - по крайней мере, для себя. Эта-то коллекция и легла в основу экспозиции единственного в мире Музея чертей в литовском городе Каунасе, который я посетил во время мартовского мини-путешествия по Литве. Собственно говоря, музей этот входил в число обязательных пунктов культурной программы, да и вообще, если бы не он, может, я бы в первую поездку в Литву предпочел Каунасу Вильнюс.
Кстати, если углубиться в историю, становится понятно, что если где в Европе и мог появиться подобный музей, то только в Литовском государстве. Дело в том, что литовцы, в отличие от своих ближайших соседей - русских и поляков - никому христианство не навязывали, да и сами приняли его позже всех в Европе, причем в чисто практических целях и не с первого раза. Показательно, кстати, что именно в Литве, а конкретно, в Тракае до настоящего времени сохранился один из крупных очагов культуры и религии караимов - маленького, но гордого народа родом из Крыма.
Но возвращаемся к нашим баранам. Точнее - к чертям. Музей, этим самым чертям посвященный, находится на северной окраине исторической части Каунаса. Сегодня он занимает вот такое брутальное здание - очевидно, пережиток советского прошлого.
Первая - та, что размещается вдоль лестничных пролетов и на площадках. Это экспозиция работ художника Стивена Винсента Митчелла, который творит преимущественно в жанре темного сюрреализма и, как вы можете убедиться ниже, выказывает Их Дьявольскому Величеству особое почтение.
Как с маленькой искорки может разгореться нешуточный пожар, так и коллекция Жмуйдзинавичюса началась с такого вот маленького безобидного на вид чертенка, сегодня известного как Жемайтийский дьявол.
Хотя основу экспозиции составляют фигурки и маски, есть там и другие экспонаты. Чайные сервизы, трости, пепельницы, курительные трубки - все это доказательства того, насколько черт на самом деле полезен нам с вами.
Наконец, есть в музее и третья составляющая, и она к главной теме не имеет никакого отношения.
Теперь пара слов об инфраструктуре. Туалет оформлен в соответствии с тематикой главной экспозиции. Адского котла вместо унитаза и кипящего масла вместо воды в кране не обнаружено, но таблички на дверях символизируют.
Входной билет, насколько я знаю, стоит 3 евро, но с нас на входе никаких денег не взяли. Сначала я подумал, что это в честь 8 марта, поскольку, как известно, Дьявол сидит в каждой женщине, но на деле все оказалось куда прозаичнее. Дело в том, что с 1 сентября по 1 июня вход в музей свободный в принципе каждую среду - вот вам еще одно преимущество путешествия в несезон.
Подводя итог, Музей чертей оставил двоякое впечатление. С одной стороны, посетить его просто НАДО, так как это уникальная фишка Каунаса. В целом экспозиция тоже интересная и познавательная. Много и просто красивых экспонатов.
В то же время, ничего уникально-инфернального в самом музее нет. То есть это музей в классическом понимании - с картинами на стенах, экспонатами за стеклом и пояснительными надписями. Круче было бы устроить какую-нибудь световую инсталляцию в темноте под сатанинский черный нойз или depressive black metal или какой-нибудь перформанс вроде того, что я наблюдал в Седлецкой костнице в Чехии, но, возможно, это я уже придираюсь.
А в целом впечатление от музея самое положительное. К посещению соответственно настоятельно рекомендуется - заодно будет повод взглянуть на Каунас за пределами главной исторической улицы.
Продолжение следует.
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2017 |
Страна | Литва |
Регион (край, область, штат) | Каунасский уезд |
Район | Каунасское самоуправление |
Город или поселок | Каунас |
Улица | V. Putvinskio g. |
Дом № | 64 |
Общее впечатление | Черти - друзья человека |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву16
Лично меня так передернуло от картин в начале рассказа. Я бы все-таки оставила право за читателем.