Отзыв: Фильм "Большой" (2017) - Судьба, порой, бывает неслыханно щедра, давая шанс еще раз, когда и первого могло не быть
Достоинства: тематика; режиссер; достоверность; подбор актеров; музыка, декорации, костюмы; серьезная подготовка
Недостатки: параллели с м.ф. «Балерина», недостаточно собственно балета и/или драматизма, двойственное восприятие главных героев
Есть фильмы, пропустить которые просто немыслимо – их ждут, о них спорят, но пройти незаметно они не могут по определению. К числу таких картин, безусловно, можно отнести киноленту «Большой». Или, как называет ее сам режиссер, «фильм-роман» или «кинороман-судьба». Премьеру этого отечественного фильма начали обсуждать еще задолго до его выхода на экраны кинотеатров. Еще бы, ведь ЗАКУЛИСЬЕ балетной жизни МАНИТ непосвященного зрителя, словно, магнитом. Хочется узнать больше о мире пуант, парящих в немыслимых прыжках балерин, восхищающих изяществом движений, гибкостью стана и стройностью фигуры.
Однако приподнять завесу таинственности и хоть одним глазком заглянуть в манящую и одновременно покрытую ореолом скандалов и интриг жизнь удается очень немногим. Да и картин на балетную тематику снимается крайне мало – за последние десятилетия их число с легкостью определяется числом пальцев на обеих руках. Да и то о большинстве из них знают редкие зрители. Пожалуй, самым нашумевшим в этом плане стал психологический триллер «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» Даррена Аранофски.
Не удивительно, что отечественную картину о балете уже окрестили одной из ГЛАВНЫХ ПРЕМЬЕР нынешнего года и, конечно, хочется определить: чего ждать от нее простому зрителю – действительно ли это СОБЫТИЕ или же банальный, проходной фильм.
Эту картину я посмотрела в кинотеатре в первый же день ее выхода в прокат – в прошлый четверг – 11 мая этого года. Однако, ее восприятие оказалось у меня несколько двойственным, поэтому я решила не спешить с написанием статьи и хорошенько все обдумать – в итоге «мусолила» эту рецензию больше недели, ведь написать абы как было решительно невозможно. Еще бы: ведь двойственные впечатления возникли не только у меня, но и у зрителей, и у критиков. Более того, вокруг фильма разгорелась жаркая полемика. Впрочем, как и всегда происходит, когда в свет выходит очередное кинематографическое дитя от Валерия Тодоровского. Именно поэтому хотелось тщательно обдумать увиденное и разобраться в вопросе. И сегодня, мои дорогие читатели, я готова поделиться с вами своими впечатлениями от просмотра на фильм «Большой».
{!} ПОЛЕЗНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ:
Вокруг мира балета вертится множество клише, о том, какие страсти, трагедии и каверзы царят в этом, казалось бы, высоком мире искусства. На ум сразу приходят то ли выдуманные, то ли правдивые истории про битое стекло в пуантах, про подрезанные завязки и прочее, прочее, прочее. Не говоря уже о резонансной и ужасающей истории, всколыхнувшей культурную общественность в 2013 году, про кислоту, вылитую в лицо худрука именитого театра. Тема сама по себе не простая, поэтому мне было особенно важно разобраться, как создавался «Большой», и я привычно погрузилась в изучение публикаций и материалов о том, как создавалась картина. Как обычно, в этой статье я поделюсь с вами самыми интересными фактами, которые мне удалось узнать – некоторые из них стали мне известны еще до просмотра, что явилось в итоге важным вкладом в решение пойти на просмотр, но здесь я обобщу все и расскажу о своих открытиях последовательно. =)
~~~ НЕМНОГО О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА (режиссер, актерский состав и интересные факты того, как создавался «Большой»)~~~:
~~~ РЕЖИССЕР: ~~~
Фигура Валерия ТОДОРОВСКОГО – это непререкаемая величина в отечественном кинематографе. Его работы неизменно вызывают полемику и споры, но равнодушными не оставляют ни зрительское, ни профессиональное критическое сообщество. Неудивительно, что каждая его работа становится событием, да и награды от многочисленных российских и международных фестивалей сыплются на его творения, словно, из рога изобилия. Вспомнить хотя бы драматический фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004 г.), нашумевший мюзикл «Стиляги» (2008 г.) или же сериальный опус «Оттепель», каждый из которых собрал увесистую связку премий и наград. Поэтому, когда стало известно, что Тодоровский решил замахнуться на один из главных символов нашей страны – Большой театр – и снять о нем фильм – градус ожиданий возрос неимоверно.
С одной стороны, заманчиво было увидеть, как он обыграет эту тематику, ведь балет, несмотря на то, что был придуман в Европе, своего изящного совершенства достиг именно в нашей стране, и это признается безоговорочно во всем мире, и никакие кризисы и политические волнения не могут сделать легендарные подмостки Большого менее популярными. Поэтому миллионы балетных танцоров по всему миру считают великой честью хотя бы однажды выступить на его сцене. С другой стороны, было любопытно узнать, с чем именно Тодоровский вернется в полный метр после 9-летнего молчания.
К работе над новым кинопроектом он приступил со свойственным ему педантизмом: сначала вдумчиво изучая киноматериалы о мире искусства, а потом еще более пристально – мир «живого» балета, ведь насыщенная жизнь этого мира искусства, ее изнанка, как нельзя лучше позволила ее понять. Меня приятно порадовало, что он лично ходил в академию хореографии и изучал жизнь балетных людей и особенно детей, вынужденных уже с младых ногтей месяцами жить вдали от близких в условиях жесточайшей дисциплины и ограничений. Интересно, что режиссер к тому же сравнивал свои впечатления, наблюдая показы из зрительского кресла и из-за кулис, в итоге получая редчайшую возможность не просто увидеть красоту, но прикоснуться к изнанке этой красоты, когда в считанные мгновения «обыкновенные» девочки вдруг превращаются в тех самых грациозных лебедей и выпархивают на сцену. Подобные метаморфозы сложно передать словами – это нужно видеть, но все это дает возможность лучше понять этот загадочный и таинственно-непонятный мир. В итоге к моменту завершения работы Тодоровский по его словам настолько проникся к этому виду искусства, что стал искренним его почитателем, хотя изначально, пусть в это и трудно поверить, не являлся ярым поклонником балета – просто считал эту тему интересной с точки зрения кинематографа. Разумеется, это трепетное отношение ощущается и при просмотре – нельзя не отметить, что картина создана с искренним восхищением и уважением к профессии и балетным людям – и в этом одна из главных причин обаяния фильма.
~~~ СЦЕНАРИЙ И СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС: ~~~
Большая часть действия происходит на территории академии хореографии, но в святая святых, понятное дело, съемочную группу на столь длительное время никто бы не пустил – это могло не только нарушить режим учебного заведения, но и вовсе парализовать бы его работу. Поэтому академия на самом деле была выстроена в Минске на студии «Беларусьфильм». Я читала, что к воссозданию ее облика подошли очень тщательно, в итоге, если оказаться на Французской набережной у прототипа, то окажется, что не только комнаты и антураж интерната, вместе с его классами, коридорами и двором будет удивительно похожим, но и даже вид, открывающийся из окон.
Что касается самого действия, то перед съемочной группой стояла непростая и по-настоящему сложная задача: снять максимально достоверный фильм. Ведь все прекрасно понимали, что оценивать его будут не только рядовые зрители, но и придирчивая балетная публика. Поэтому сценарист проекта – Анастасия ПАЛЬЧИКОВА – чуть ли не год ходила в театр, словно, на работу, чтобы узнать максимум деталей и подробностей и, что называется, проникнуться духом балета и самого театра. Да и консультантов было в избытке, что в самом театре, что на съемочной площадке. Педагоги и балетмейстеры чуть ли не с лупой изучали происходящее и вносили свои многочисленные комментарии по поводу увиденного и оглашали желаемые правки. Одним из ценных источников информации, насколько я поняла, стала Анастасия МЕСЬКОВА, которая не только является звездой телесериала «Сладкая жизнь», но еще и балериной Большого театра.
Совместное сценарное творчество явно пошло проекту на пользу, поскольку на премьере фильма балетные артисты вслух говорили о том, что здесь «все по-честному». Более того, Маргарита Симонова, сыгравшая в картине заглавную роль, и вовсе поначалу была уверена, что сценарий написала бывшая балерина и была крайне удивлена, что это не так, ведь, по ее признанию, в нем есть «…такие тонкости, которые известны только нам».
У вас, как и у меня вначале, наверняка будет ожидание, что «Большой» - это, в первую очередь, фильм о балете – о самих танцах. Но для режиссера здесь главным образом было интересно другое: ведь остроту этой профессии, так же, как и в мире спорта, придает ее краткость. Ведь, если для обычного человека – 35-37 лет – это расцвет жизненных сил и широта жизненных перспектив, то для балетного танцора – это символ заката карьеры, финишная прямая, а то и вовсе увесистая жирная точка. Поэтому здесь некогда «раскачиваться», немыслимо тратить время зря, некогда раздумывать и откладывать принятие важных решений и совершение не менее важных поступков. Ведь в итоге ты можешь стать тем самым никому не нужным ТРЕТЬИМ ЛЕБЕДЕМ или же и вовсе не ступить даже кончиком пальца на заветную сцену. Не удивительно, что время здесь сжимается до предела, накаляются страсти и затрачиваемые усилия, ситуацию обостряет также и то, что «прима» может быть только одна – в итоге кто-то просто разочаровывается и уходит, а кто-то и вовсе ломается и смиряется с безысходностью и третьестепенным положением.
Балет – это всегда переплетение множества судеб, сложный клубок, в котором не так все однозначно, как может показаться вначале. Режиссеру хотелось слишком многое уместить в повествование, поделиться многочисленными размышлениями, подчас иносказательными. Ведь, если задуматься, то здесь есть и скрытый подтекст, в котором понятие «третьего лебедя» и вовсе становится иносказательным. Его вполне можно приложить и к обыденным жизненным реалиям, а не только к балетным будням. И если в итоге человек оказывается «на дне», то виной очень часто может стать его собственная лень, бесконечные сомнения и неуверенность, не умение использовать собственные сильные стороны и, что самое важное, разбазаривание тех шансов и возможностей, которые судьба посылает каждому из нас хотя бы однажды в жизни.
В итоге повествование охватывает огромный временной отрезок, множество судеб и событий и занимает изрядное количество хронометража. «Большой» длится чуть больше 2 часов, но, скажем так, это сильно сокращенная версия, ведь изначально планировалось более 3-х часов экранного времени. Тогда-то в голове режиссера и возникла идея сделать не один кинопроект, а подготовить 2 версии: двухчасовой фильм и расширенный вариант для телеэфира – мини-сериал из 4 частей. Кстати, это одна из причин, по которой на Тодоровского обрушилась лавина критики, мол, негоже пытаться одновременно усидеть на двух стульях и сделать сразу и полный метр, и сериал, - в итоге, мол, не получится толком, ни то, ни другое. Масла в огонь подливает и то, что фактически здесь невозможно увидеть ярко выраженного антагониста. Но факт остается фактом: нашим глазам предстает усеченный сценарный вариант, посвященный в большей степени будням у станка, нежели коварной борьбе героев между собой. В общей сложности из первоначальной версии была вырезана треть, но лично меня больше всего расстроило, что упразднению в числе прочего подверглись сцены, связанные именно с танцами.
~~~ АКТЕРЫ: ~~~
По признанию режиссера – кастинг актеров на этот фильм стал самым тяжелым в его карьере. Это и понятно почему, ведь он не пошел проторенной дорогой компиляции эффектных и «внешне похожих на балерин» драматических актеров с компьютерной графикой и балетными дублерами, как это было в том же «Черном лебеде». Где от Натали Портман и Милы Кунис требовалось грациозно двигаться, делать незамысловатые па и, самое главное, роскошно и достоверно «выглядеть» в кадре, но не имитировать профессиональных балерин в прямом смысле этого слова.
Тодоровский же пошел длинным и сложным путем – он прекрасно понимал, чтобы фильм получился реалистичным, чтобы его признало профессиональное сообщество – обычных мер недостаточно, ведь ни один актер не сможет быть по-настоящему убедительным, когда перед ним стоит столь сложная задача. Поэтому встал вопрос о поиске необходимого числа профессионалов из мира балета. А ведь действие-то происходит преимущественно в академии, и нужно было не просто найти взрослых артистов, но еще и балетных детей, хотя бы немного на них похожих, чтобы они смогли изобразить героев в детстве. Задачу осложняло еще и то, что к балерунам предъявлялись дополнительные требования: они должны были не только убедительно смотреться на крупных планах, но и производить впечатление драматических актеров. А ведь в фильме в общей сложности задействовано, ни много ни мало, более 70 профессиональных актеров балета, так что кастинг, как вы понимаете, шел крайне не быстро.
В поисках типажей съемочная группа объездила множество балетных заведений: театров, училищ, академий, и не только по всей России, но еще и в Казахстане, и на Украине и не только. В итоге после многочисленных проб и повторных проб были найдены трое главных исполнителей, ими стали: Маргарита СИМОНОВА («Юлия Ольшанская») из Варшавы, Анна ИСАЕВА («Карина Курникова») из Москвы и Андрей СОРОКИН («Митя») из Екатеринбурга.
Что же касается, исполнительницы Юлии Ольшанской в детстве, то ею и вовсе стала неожиданная персона – она единственная не принадлежит к миру балета. Вы, наверное, удивитесь, но Катя САМУЙЛИНА на самом деле – ГИМНАСТКА, и не абы какая, а член сборной России по художественной гимнастике. Наверное, перед ней стояла одна из самых сложных задач, ведь практически сразу стало понятно, что в балете и гимнастике задействованы принципиально разные группы мышц, поэтому ей пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться нужного эффекта и формы.
Кроме того, здесь можно увидеть также и известного французского артиста балета и хореографа Николя Ле РИША, который, по сути, играет самого себя.
И, конечно, украшением картины стали приглашенные знаменитости из числа актерской братии: Алиса ФРЕЙНДЛИХ, Валентина ТЕЛИЧКИНА и Александр ДОМОГАРОВ. Многие удивляются тому, как же режиссеру удалось уговорить Алису Бруновну сниматься в этом проекте, но, как оказалось, никого уговаривать и не пришлось: прочтя сценарий, эта великая русская актриса поняла, что ей есть, что играть и что сказать в предлагаемом персонаже, и с радостью погрузилась в творческий процесс.
Что и говорить, но эта выдающаяся актриса, к тому же убежденная «балетоманка», подошла к воплощению поставленной творческой задачи с максимальным погружением. Ей нужно было достоверно сыграть образ бывшей балетной примы, личности легендарной, а ныне признанного педагога, способного пойти против стереотипов и общего мнения, ради раскрытия потенциала одаренного ученика. Поэтому первое, с чего она начала – с многочисленных посещений Санкт-Петербургской Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, где Фрейндлих присутствовала на репетициях, вдумчиво смотрела, как происходит образовательный процесс, вникала в тонкости и нюансы и учила специальную балетную терминологию.
Образ осложняла еще и жизненная драма ее персонажа, ведь по сюжету оказывается, что она стоит перед лицом разрушения собственной личности и потери памяти. Надо сказать, что ее персонаж стал СВЕРКАЮЩИМ БРИЛЛИАНТОМ, украсившим эту картину. «Большой» стоит посмотреть уже хотя бы потому, что здесь есть прекрасная возможность увидеть долгожданное возвращение на большие экраны всенародно любимой актрисы и, конечно, лицезреть ее очередную блестящую работу: сложную, харАктерную, полную драматизма, харизмы и многогранности.
~~~ «БОЛЬШОЙ» ТЕАТР: ~~~
«Большой» - это не просто название театра, по сути, это бренд международного уровня, который настолько известен, что ни в рекламе, ни в фильмах о нем не нуждается. Неудивительно, что поначалу его администрация отнеслась к кинопроекту весьма настороженно, воспринимая «киношников», как назойливую муху, способную лишь помешать отлаженному и напряженному творческому процессу. Ситуацию усугубляло еще и то, что Тодоровский пришел в «Большой» вскоре после трагических событий, произошедших с Сергей Филиным, которому плеснули в лицо кислотой. Потребовалось изрядное число времени и аргументов, чтобы убедить руководство в том, что фильм ставит своей задачей рассказать о мире балета, а не превращаться в подобие бульварных газет, кричащих о скандалах и интригах.
В итоге было не только получено разрешение снять такое кино, а также использовать имя театра в названии картины, но и провести ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ на его исторической сцене, что и вовсе является событием редчайшим, до этого ПОДОБНОЙ ЧЕСТИ удостаивался лишь фильм «Броненосец «Потемкин» в далеком 1925 году.
Правда, сцен, снятых непосредственно в «Большом» совсем немного, большая часть действия связана с Академией хореографии и рассказывает в большей степени не о Большом театре, а, скорее, а тернистом и извилистом пути к нему.
~~~ МУЗЫКА, ТАНЦЫ, КОСТЮМЫ~~~:
Наконец, нельзя не упомянуть восхитительную музыку, звучащую в кадре и, конечно, сами танцы и костюмы, которые во множестве предстают нашим глазам на протяжении фильма.
Несмотря на то, что у «Большого» есть собственные композиторы – Павел КАРМАНОВ и Анна ДРУБИЧ, которые написали ряд композиций для картины. Главным украшением становится, конечно, МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКАЯ – ухо бесконечно радуют великие, волшебные и невероятно красивые произведения Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО. И, поскольку картина – первый в истории художественный фильм о Большом театре, то режиссер по его собственному признанию не имел права использовать что-то другое, кроме мировых хитов. Поэтому мы можем услышать отрывки из трех балетов этого композитора: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и, конечно, «Лебединое озеро», каждый из которых соответствует трем разным возрастам главных героев.
Что касается постановки танцев, то режиссер решил не экспериментировать и здесь, поэтому пригласил уже знакомого ему хореографа Олега ГЛУШКОВА, с которым он вместе работал в двух своих кинопректах: мюзикле «Стиляги» и сериале «Оттепель». Впрочем, это же можно сказать и о художнике по костюмам – ведь с Александром ОСИПОВЫМ Тодоровский тоже работал в двух проектах – при создании картин «Страна глухих» и «Любовник». Объем проделанной работы потрясает – для «Большого» пришлось разработать и создать более 500 костюмов. Кстати, я читала, что костюмы для персонажа Галины Белецкой, которую исполнила Алиса Фрейндлих, стоят в отдельном ряду, ведь они создавались отдельно известным дизайнером Аленой АХМАДУЛИНОЙ.
Что ни говори, но эти три момента: музыка, танцы и костюмы являются важными составляющими проекта, они позволяют воссоздать балетный антураж и заставить зрителя почувствовать, что речь идет действительно о профессиональном балете, а не о кино, о нем снятом.
{!} ЧТО Я ОТМЕТИЛА для себя во время просмотра фильма:
Первое, на что я обратила внимание, было то, что зал, несмотря на ранний час, был заполнен практически полностью, при этом порадовали лица присутствующих – они производили впечатление очень интеллигентной публики. В общем-то, это и не удивительно, ведь люди пришли смотреть фильм о балете, с Алисой Бруновной, снятым не абы кем, а Тодоровским, поэтому никакого попкорна и пива быть не могло по определению.
~~~ СЮЖЕТ~~~:
В основе лежит история судьбы Юлии Ольшанской по прозвищу «Ольха» (Маргарита Симонова) – девочки из неблагополучной семьи, выросшей в тусклом и беспросветном городке. Казалось бы, перспектив никаких, но неожиданно ей улыбается случай, посылая неожиданное знакомство с экс-балеруном Потоцким (Александр Домогаров), некогда блиставшем на сцене, а ныне влачащем жизнь горького пьяницы. Но именно он разглядел в Юле искру истинного таланта и помог поступить в балетное училище к своей бывшей наставнице – Галине Михайловне Белецкой (Алиса Фрейндлих) – даме строгой, но искренне служащей балету и умеющей отстоять и огранить талант, даже если весь профессиональный мир будет этому противиться.
Мы видим двух героинь – Юлю и Карину, которые растут, учатся, добиваются успехов, с одной стороны, являются подругами, с другой – прямыми соперницами. Любопытно, что якобы невероятно одаренная «Ольха» в балетной карьере видит шанс вырваться из нищеты и унылости существования, тогда как обеспеченная москвичка Карина вроде бы позиционируется, как «машина» - способная совершать технически точные, но чуть ли не бездушные движения. Мы с интересом наблюдаем процесс муштры и череду многолетних изнурительных тренировок и все ждем, когда же будет та самая кульминация, ради чего все собственно и затевалось, но оправдаются ли наши ожидания, вот в чем вопрос?!
У картины крайне интересная манера повествования: хаотичный переход между фрагментами трех линий повествования: детство-юность-взрослость. Многие спешат отнести ее к минусам, поскольку повествование строится не линейно, как это можно было бы ожидать, а, словно, вперемешку, когда куски воспроизводятся, как будто бы, случайным образом. Воспринимать подобное непросто, но мне, как любителю головоломок, было интересно разбираться во всех этих хитросплетениях. Создавалось ощущение, что история собирается, словно, пазл, в итоге все встает на свои места и на основные вопросы, хотя бы в общем виде, но вопросы даются.
Однако, мне не понравилось другое: меня буквально преследовали ассоциации с недавно вышедшим мультфильмом «Балерина». Слишком много пересечений, слишком много похожего, начиная с фигурки балерины и заканчивая нелегкой судьбой главной героини и ее противостоянием с соперницей за титул примы. Кто знает, возможно, специфика темы такова, что снять принципиально иной сюжет о буднях балетной жизни невозможно. Но сравнение оказалось не в пользу «Большому», отделаться от сравнений мне так и не удалось до самого финала. Кроме того, ассоциации не пошли на пользу, уж слишком ярким получился мультфильм, тогда как Тодоровский, стремясь сгладить углы и избежать балетных клише, сделал повествование суховатым и нудноватым.
Здесь должно было быть что-то непременно ЯРКОЕ: либо ДРАМАТИЗМ повествования, либо КРАСОТА и ВЕЛИЧИЕ балетного ТАНЦА. Однако, драматизм сведен к минимуму, дабы не ворошить «грязное белье» и не скатываться до уровня желтой прессы, но и танца, как такового мы тоже не видим. Закулисье, подготовка и репетиции – это все хорошо, но как можно определить: где перед нами ГЕНИАЛЬНАЯ танцовщица, а где механистическая ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. Ведь от этого зависит, как мы будем воспринимать героев, как будем к ним относиться, но, увы, нет, ни черного, ни белого, как хотите, так и относитесь. В итоге лично мне и по поступкам, и по мотивации, и по воспроизведенному танцу больше нравится та героиня, которая, по идее, должна отойти на второй план. В этом смысле, стремление «сгладить углы» стало для режиссера своеобразной ловушкой и не позволило показать балет в той красе, в какой это могло бы быть.
Безусловно, картина поднимает важные вопросы: про скоротечность карьеры балетных людей, про трагедию, когда человек с ужасом понимает, что его некогда блистательный прыжок уменьшается на 1 мм, на 2, но поделать с этим ничего не возможно, про то, как человек распоряжается посылаемыми ему судьбой возможностями, про то, какой труд стоит за грациозным танцем, про то, как из маленьких девочек вырастают грациозные лебеди. Все так: именно поэтому кинопроект Тодоровского можно назвать монументальным и раскрывающим сущность балетной жизни, но с художественной точки зрения, с точки восприятия зрителем в нем, к сожалению, не хватает нерва и зрелищности, который позволил бы лично мне сидеть в кресле с открытым ртом, полностью погружаясь в красоту и величие балета.
Возможно, это сугубо мое восприятие, как человека «не посвященного» в таинство этой жизни, моя мама, напротив, так погрузилась в происходящее, что какое-то время даже вздохнуть не могла по окончании просмотра – так потрясена была увиденным – ведь она в детстве серьезно занималась балетом, и на восприятие картины наложились ее собственные детские воспоминания.
{!} ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно отметить следующее:
ПЛЮСЫ:
+ редкий случай, когда снимается не просто фильм о балете, но еще и в теснейшем сотрудничестве с легендарным Большим театром;
+ первый полнометражный фильм от Валерия Тодоровского за последние 9 лет – фигуры в мире кино значимой и всевозможными наградами обласканной, о его картинах спорят, их обсуждают, но мимо них не проходят – это факт;
+ признание картины профессиональным сообществом; ее премьера произошла на сцене Большого театра, что и вовсе является явлением уникальным;
+ уместное использование профессиональной терминологии;
+ большую часть ролей исполнили профессиональные и начинающие балетные артисты;
+ яркие образы, созданные Валентиной Теличкиной и Александром Домогаровым;
+ яркое, блистательное возвращение на экран несравненной Алисы Бруновны Фрейндлих – ее присутствие в кадре уже само по себе достаточное основание для того, чтобы в принципе удостоить данную картину вниманием;
+ достоверность и реалистичность воспроизведения жизни балетных актеров;
+ тщательное воссоздание учебного заведения, максимально похожего на реальную академию балета;
+ сцены, связанные непосредственно с Большим театром, сняты именно на его подмостках;
+ серьезная подготовка к созданию сценария, привлечение к его написанию большого числа профессиональных консультантов – по нынешним временам подобное уважение к избранной тематике и зрителю явление крайне редкое, а потому заслуживающее особенного внимания;
+ здесь не играют балет, не имитируют его, здесь им живут, дышат, ему служат и его танцуют;
+ «образ» Большого театра с высоченными потолками, великолепными, сверкающими люстрами и колоннами, куда приходят вдохновленные зрители, непременно в вечерних платьях, окутанные красотой и грацией, прикосновения к таинству волнующего мира искусства;
+ неожиданная, не линейная, скачкообразная манера повествования – мне складывать пазл из трехслойного повествования были интересно и увлекательно, хотя и непривычно;
+ несмотря на большой хронометраж, не считаю, что в картине можно без потери качества выкинуть что-то лишнее, напротив, я бы подробнее осветила еще некоторые моменты;
+ бесподобная музыка П. И. Чайковского и его легендарные балеты;
+ костюмы, созданные специально для фильма, а их число составляет более 500 единиц.
МИНУСЫ:
- к сожалению, не смогла отделаться от сравнения с недавней анимационной лентой «Балерина» - и сравнение в некотором смысле не идет на пользу фильму;
- мне не хватило собственно танцев, собственно балета, я так и не смогла для себя ответить на вопрос: действительно ли так гениальна и талантлива героиня, как это подразумевается;
- не достаточно драматизма и напряженности и в характерах героев, и в их поведении;
- двойственное восприятие главных героев: тот, кто должен вызывать восхищение, по факту периодически вызывает недоумение и даже неприятие. Напротив, тот, кто должен оцениваться, лишенным важного профессионального «компонента», вызывает большее уважение и в чем-то даже восхищение. Возможно, так и задумывалось, но меня такой подход несколько удивил, понятно, что в жизни не бывает максималистической однозначности, но все же в мире кино хотелось бы некой большей определенности.
МОЕ РЕЗЮМЕ о фильме: так случилось, что 2016-2017 год начал активно радовать кинематографическими сюжетами на балетную и околобалетную тематику. В начале года я с удовольствием и нескрываемым восторгом наблюдала за развитием сюжета в анимационной ленте «Балерина». Май порадовал добротной премьерой «Большого». Из интересных балетных новинок я пока что упустила лишь «После тебя» Анны Матисон, который после просмотра «Большого» захотелось посмотреть еще больше [такая вот получается тавтология =)]. А вот заранее скандальную «Матильду», запланированную на конец этого года, решительно планирую пропустить, по крайней мере, трейлер никак не располагает к просмотру.
Но вернемся к «Большому»: в общем и целом, расцениваю эту картину, как важное кинематографическое событие. Да, не все получилось так, как хотелось бы мне, зрителю. Когда я иду смотреть картину о танцах, я хочу, чтобы они все же были венцом повествования, а не его отголоском. Если же подразумевается драматизм, то хочется уходить с просмотра потрясенной, как это случилось со мной после просмотра «Коллектора» с Константином Хабенским. В этом смысле, в «Большом» мне немножко не хватило, и ни того, и ни другого.
Тем не менее, это работа, сделанная с любовью и уважением к миру балета, сыгранная профессиональными балетными артистами и украшенная ярчайшими звездами мира кинематографического. Это крепкая четверка, изящно на кончиках пальцев танцующая па-де-де, мимо которой не стоит проходить без внимания. Фильм определенно заслуживает уважение к проделанной работе, к тому, чтобы быть увиденным широким зрителем. Неудивительно, что он прочно обосновался в российском ТОП-5 и уверенно 2-ю неделю подряд занимает в нем 3-ю строчку.
Смотрите хорошее кино, не упускайте шансов и возможностей, которые встречаются на вашем жизненном пути, не довольствуйтесь ролью «третьего лебедя» =)
P.S. Это был "краткий" =)) обзор фильма #Большой, до встречи в следующих кинообзорах; надеюсь, что статья оказалась познавательной и доставила несколько приятных минут от прочтения. =)
Однако приподнять завесу таинственности и хоть одним глазком заглянуть в манящую и одновременно покрытую ореолом скандалов и интриг жизнь удается очень немногим. Да и картин на балетную тематику снимается крайне мало – за последние десятилетия их число с легкостью определяется числом пальцев на обеих руках. Да и то о большинстве из них знают редкие зрители. Пожалуй, самым нашумевшим в этом плане стал психологический триллер «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» Даррена Аранофски.
Не удивительно, что отечественную картину о балете уже окрестили одной из ГЛАВНЫХ ПРЕМЬЕР нынешнего года и, конечно, хочется определить: чего ждать от нее простому зрителю – действительно ли это СОБЫТИЕ или же банальный, проходной фильм.
Эту картину я посмотрела в кинотеатре в первый же день ее выхода в прокат – в прошлый четверг – 11 мая этого года. Однако, ее восприятие оказалось у меня несколько двойственным, поэтому я решила не спешить с написанием статьи и хорошенько все обдумать – в итоге «мусолила» эту рецензию больше недели, ведь написать абы как было решительно невозможно. Еще бы: ведь двойственные впечатления возникли не только у меня, но и у зрителей, и у критиков. Более того, вокруг фильма разгорелась жаркая полемика. Впрочем, как и всегда происходит, когда в свет выходит очередное кинематографическое дитя от Валерия Тодоровского. Именно поэтому хотелось тщательно обдумать увиденное и разобраться в вопросе. И сегодня, мои дорогие читатели, я готова поделиться с вами своими впечатлениями от просмотра на фильм «Большой».
{!} ПОЛЕЗНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ:
Вокруг мира балета вертится множество клише, о том, какие страсти, трагедии и каверзы царят в этом, казалось бы, высоком мире искусства. На ум сразу приходят то ли выдуманные, то ли правдивые истории про битое стекло в пуантах, про подрезанные завязки и прочее, прочее, прочее. Не говоря уже о резонансной и ужасающей истории, всколыхнувшей культурную общественность в 2013 году, про кислоту, вылитую в лицо худрука именитого театра. Тема сама по себе не простая, поэтому мне было особенно важно разобраться, как создавался «Большой», и я привычно погрузилась в изучение публикаций и материалов о том, как создавалась картина. Как обычно, в этой статье я поделюсь с вами самыми интересными фактами, которые мне удалось узнать – некоторые из них стали мне известны еще до просмотра, что явилось в итоге важным вкладом в решение пойти на просмотр, но здесь я обобщу все и расскажу о своих открытиях последовательно. =)
~~~ НЕМНОГО О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА (режиссер, актерский состав и интересные факты того, как создавался «Большой»)~~~:
~~~ РЕЖИССЕР: ~~~
Фигура Валерия ТОДОРОВСКОГО – это непререкаемая величина в отечественном кинематографе. Его работы неизменно вызывают полемику и споры, но равнодушными не оставляют ни зрительское, ни профессиональное критическое сообщество. Неудивительно, что каждая его работа становится событием, да и награды от многочисленных российских и международных фестивалей сыплются на его творения, словно, из рога изобилия. Вспомнить хотя бы драматический фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004 г.), нашумевший мюзикл «Стиляги» (2008 г.) или же сериальный опус «Оттепель», каждый из которых собрал увесистую связку премий и наград. Поэтому, когда стало известно, что Тодоровский решил замахнуться на один из главных символов нашей страны – Большой театр – и снять о нем фильм – градус ожиданий возрос неимоверно.
С одной стороны, заманчиво было увидеть, как он обыграет эту тематику, ведь балет, несмотря на то, что был придуман в Европе, своего изящного совершенства достиг именно в нашей стране, и это признается безоговорочно во всем мире, и никакие кризисы и политические волнения не могут сделать легендарные подмостки Большого менее популярными. Поэтому миллионы балетных танцоров по всему миру считают великой честью хотя бы однажды выступить на его сцене. С другой стороны, было любопытно узнать, с чем именно Тодоровский вернется в полный метр после 9-летнего молчания.
К работе над новым кинопроектом он приступил со свойственным ему педантизмом: сначала вдумчиво изучая киноматериалы о мире искусства, а потом еще более пристально – мир «живого» балета, ведь насыщенная жизнь этого мира искусства, ее изнанка, как нельзя лучше позволила ее понять. Меня приятно порадовало, что он лично ходил в академию хореографии и изучал жизнь балетных людей и особенно детей, вынужденных уже с младых ногтей месяцами жить вдали от близких в условиях жесточайшей дисциплины и ограничений. Интересно, что режиссер к тому же сравнивал свои впечатления, наблюдая показы из зрительского кресла и из-за кулис, в итоге получая редчайшую возможность не просто увидеть красоту, но прикоснуться к изнанке этой красоты, когда в считанные мгновения «обыкновенные» девочки вдруг превращаются в тех самых грациозных лебедей и выпархивают на сцену. Подобные метаморфозы сложно передать словами – это нужно видеть, но все это дает возможность лучше понять этот загадочный и таинственно-непонятный мир. В итоге к моменту завершения работы Тодоровский по его словам настолько проникся к этому виду искусства, что стал искренним его почитателем, хотя изначально, пусть в это и трудно поверить, не являлся ярым поклонником балета – просто считал эту тему интересной с точки зрения кинематографа. Разумеется, это трепетное отношение ощущается и при просмотре – нельзя не отметить, что картина создана с искренним восхищением и уважением к профессии и балетным людям – и в этом одна из главных причин обаяния фильма.
~~~ СЦЕНАРИЙ И СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС: ~~~
Большая часть действия происходит на территории академии хореографии, но в святая святых, понятное дело, съемочную группу на столь длительное время никто бы не пустил – это могло не только нарушить режим учебного заведения, но и вовсе парализовать бы его работу. Поэтому академия на самом деле была выстроена в Минске на студии «Беларусьфильм». Я читала, что к воссозданию ее облика подошли очень тщательно, в итоге, если оказаться на Французской набережной у прототипа, то окажется, что не только комнаты и антураж интерната, вместе с его классами, коридорами и двором будет удивительно похожим, но и даже вид, открывающийся из окон.
Что касается самого действия, то перед съемочной группой стояла непростая и по-настоящему сложная задача: снять максимально достоверный фильм. Ведь все прекрасно понимали, что оценивать его будут не только рядовые зрители, но и придирчивая балетная публика. Поэтому сценарист проекта – Анастасия ПАЛЬЧИКОВА – чуть ли не год ходила в театр, словно, на работу, чтобы узнать максимум деталей и подробностей и, что называется, проникнуться духом балета и самого театра. Да и консультантов было в избытке, что в самом театре, что на съемочной площадке. Педагоги и балетмейстеры чуть ли не с лупой изучали происходящее и вносили свои многочисленные комментарии по поводу увиденного и оглашали желаемые правки. Одним из ценных источников информации, насколько я поняла, стала Анастасия МЕСЬКОВА, которая не только является звездой телесериала «Сладкая жизнь», но еще и балериной Большого театра.
Совместное сценарное творчество явно пошло проекту на пользу, поскольку на премьере фильма балетные артисты вслух говорили о том, что здесь «все по-честному». Более того, Маргарита Симонова, сыгравшая в картине заглавную роль, и вовсе поначалу была уверена, что сценарий написала бывшая балерина и была крайне удивлена, что это не так, ведь, по ее признанию, в нем есть «…такие тонкости, которые известны только нам».
У вас, как и у меня вначале, наверняка будет ожидание, что «Большой» - это, в первую очередь, фильм о балете – о самих танцах. Но для режиссера здесь главным образом было интересно другое: ведь остроту этой профессии, так же, как и в мире спорта, придает ее краткость. Ведь, если для обычного человека – 35-37 лет – это расцвет жизненных сил и широта жизненных перспектив, то для балетного танцора – это символ заката карьеры, финишная прямая, а то и вовсе увесистая жирная точка. Поэтому здесь некогда «раскачиваться», немыслимо тратить время зря, некогда раздумывать и откладывать принятие важных решений и совершение не менее важных поступков. Ведь в итоге ты можешь стать тем самым никому не нужным ТРЕТЬИМ ЛЕБЕДЕМ или же и вовсе не ступить даже кончиком пальца на заветную сцену. Не удивительно, что время здесь сжимается до предела, накаляются страсти и затрачиваемые усилия, ситуацию обостряет также и то, что «прима» может быть только одна – в итоге кто-то просто разочаровывается и уходит, а кто-то и вовсе ломается и смиряется с безысходностью и третьестепенным положением.
Балет – это всегда переплетение множества судеб, сложный клубок, в котором не так все однозначно, как может показаться вначале. Режиссеру хотелось слишком многое уместить в повествование, поделиться многочисленными размышлениями, подчас иносказательными. Ведь, если задуматься, то здесь есть и скрытый подтекст, в котором понятие «третьего лебедя» и вовсе становится иносказательным. Его вполне можно приложить и к обыденным жизненным реалиям, а не только к балетным будням. И если в итоге человек оказывается «на дне», то виной очень часто может стать его собственная лень, бесконечные сомнения и неуверенность, не умение использовать собственные сильные стороны и, что самое важное, разбазаривание тех шансов и возможностей, которые судьба посылает каждому из нас хотя бы однажды в жизни.
В итоге повествование охватывает огромный временной отрезок, множество судеб и событий и занимает изрядное количество хронометража. «Большой» длится чуть больше 2 часов, но, скажем так, это сильно сокращенная версия, ведь изначально планировалось более 3-х часов экранного времени. Тогда-то в голове режиссера и возникла идея сделать не один кинопроект, а подготовить 2 версии: двухчасовой фильм и расширенный вариант для телеэфира – мини-сериал из 4 частей. Кстати, это одна из причин, по которой на Тодоровского обрушилась лавина критики, мол, негоже пытаться одновременно усидеть на двух стульях и сделать сразу и полный метр, и сериал, - в итоге, мол, не получится толком, ни то, ни другое. Масла в огонь подливает и то, что фактически здесь невозможно увидеть ярко выраженного антагониста. Но факт остается фактом: нашим глазам предстает усеченный сценарный вариант, посвященный в большей степени будням у станка, нежели коварной борьбе героев между собой. В общей сложности из первоначальной версии была вырезана треть, но лично меня больше всего расстроило, что упразднению в числе прочего подверглись сцены, связанные именно с танцами.
~~~ АКТЕРЫ: ~~~
По признанию режиссера – кастинг актеров на этот фильм стал самым тяжелым в его карьере. Это и понятно почему, ведь он не пошел проторенной дорогой компиляции эффектных и «внешне похожих на балерин» драматических актеров с компьютерной графикой и балетными дублерами, как это было в том же «Черном лебеде». Где от Натали Портман и Милы Кунис требовалось грациозно двигаться, делать незамысловатые па и, самое главное, роскошно и достоверно «выглядеть» в кадре, но не имитировать профессиональных балерин в прямом смысле этого слова.
Тодоровский же пошел длинным и сложным путем – он прекрасно понимал, чтобы фильм получился реалистичным, чтобы его признало профессиональное сообщество – обычных мер недостаточно, ведь ни один актер не сможет быть по-настоящему убедительным, когда перед ним стоит столь сложная задача. Поэтому встал вопрос о поиске необходимого числа профессионалов из мира балета. А ведь действие-то происходит преимущественно в академии, и нужно было не просто найти взрослых артистов, но еще и балетных детей, хотя бы немного на них похожих, чтобы они смогли изобразить героев в детстве. Задачу осложняло еще и то, что к балерунам предъявлялись дополнительные требования: они должны были не только убедительно смотреться на крупных планах, но и производить впечатление драматических актеров. А ведь в фильме в общей сложности задействовано, ни много ни мало, более 70 профессиональных актеров балета, так что кастинг, как вы понимаете, шел крайне не быстро.
В поисках типажей съемочная группа объездила множество балетных заведений: театров, училищ, академий, и не только по всей России, но еще и в Казахстане, и на Украине и не только. В итоге после многочисленных проб и повторных проб были найдены трое главных исполнителей, ими стали: Маргарита СИМОНОВА («Юлия Ольшанская») из Варшавы, Анна ИСАЕВА («Карина Курникова») из Москвы и Андрей СОРОКИН («Митя») из Екатеринбурга.
Что же касается, исполнительницы Юлии Ольшанской в детстве, то ею и вовсе стала неожиданная персона – она единственная не принадлежит к миру балета. Вы, наверное, удивитесь, но Катя САМУЙЛИНА на самом деле – ГИМНАСТКА, и не абы какая, а член сборной России по художественной гимнастике. Наверное, перед ней стояла одна из самых сложных задач, ведь практически сразу стало понятно, что в балете и гимнастике задействованы принципиально разные группы мышц, поэтому ей пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться нужного эффекта и формы.
Кроме того, здесь можно увидеть также и известного французского артиста балета и хореографа Николя Ле РИША, который, по сути, играет самого себя.
И, конечно, украшением картины стали приглашенные знаменитости из числа актерской братии: Алиса ФРЕЙНДЛИХ, Валентина ТЕЛИЧКИНА и Александр ДОМОГАРОВ. Многие удивляются тому, как же режиссеру удалось уговорить Алису Бруновну сниматься в этом проекте, но, как оказалось, никого уговаривать и не пришлось: прочтя сценарий, эта великая русская актриса поняла, что ей есть, что играть и что сказать в предлагаемом персонаже, и с радостью погрузилась в творческий процесс.
Что и говорить, но эта выдающаяся актриса, к тому же убежденная «балетоманка», подошла к воплощению поставленной творческой задачи с максимальным погружением. Ей нужно было достоверно сыграть образ бывшей балетной примы, личности легендарной, а ныне признанного педагога, способного пойти против стереотипов и общего мнения, ради раскрытия потенциала одаренного ученика. Поэтому первое, с чего она начала – с многочисленных посещений Санкт-Петербургской Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, где Фрейндлих присутствовала на репетициях, вдумчиво смотрела, как происходит образовательный процесс, вникала в тонкости и нюансы и учила специальную балетную терминологию.
Образ осложняла еще и жизненная драма ее персонажа, ведь по сюжету оказывается, что она стоит перед лицом разрушения собственной личности и потери памяти. Надо сказать, что ее персонаж стал СВЕРКАЮЩИМ БРИЛЛИАНТОМ, украсившим эту картину. «Большой» стоит посмотреть уже хотя бы потому, что здесь есть прекрасная возможность увидеть долгожданное возвращение на большие экраны всенародно любимой актрисы и, конечно, лицезреть ее очередную блестящую работу: сложную, харАктерную, полную драматизма, харизмы и многогранности.
~~~ «БОЛЬШОЙ» ТЕАТР: ~~~
«Большой» - это не просто название театра, по сути, это бренд международного уровня, который настолько известен, что ни в рекламе, ни в фильмах о нем не нуждается. Неудивительно, что поначалу его администрация отнеслась к кинопроекту весьма настороженно, воспринимая «киношников», как назойливую муху, способную лишь помешать отлаженному и напряженному творческому процессу. Ситуацию усугубляло еще и то, что Тодоровский пришел в «Большой» вскоре после трагических событий, произошедших с Сергей Филиным, которому плеснули в лицо кислотой. Потребовалось изрядное число времени и аргументов, чтобы убедить руководство в том, что фильм ставит своей задачей рассказать о мире балета, а не превращаться в подобие бульварных газет, кричащих о скандалах и интригах.
В итоге было не только получено разрешение снять такое кино, а также использовать имя театра в названии картины, но и провести ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ на его исторической сцене, что и вовсе является событием редчайшим, до этого ПОДОБНОЙ ЧЕСТИ удостаивался лишь фильм «Броненосец «Потемкин» в далеком 1925 году.
Правда, сцен, снятых непосредственно в «Большом» совсем немного, большая часть действия связана с Академией хореографии и рассказывает в большей степени не о Большом театре, а, скорее, а тернистом и извилистом пути к нему.
~~~ МУЗЫКА, ТАНЦЫ, КОСТЮМЫ~~~:
Наконец, нельзя не упомянуть восхитительную музыку, звучащую в кадре и, конечно, сами танцы и костюмы, которые во множестве предстают нашим глазам на протяжении фильма.
Несмотря на то, что у «Большого» есть собственные композиторы – Павел КАРМАНОВ и Анна ДРУБИЧ, которые написали ряд композиций для картины. Главным украшением становится, конечно, МУЗЫКА КЛАССИЧЕСКАЯ – ухо бесконечно радуют великие, волшебные и невероятно красивые произведения Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО. И, поскольку картина – первый в истории художественный фильм о Большом театре, то режиссер по его собственному признанию не имел права использовать что-то другое, кроме мировых хитов. Поэтому мы можем услышать отрывки из трех балетов этого композитора: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и, конечно, «Лебединое озеро», каждый из которых соответствует трем разным возрастам главных героев.
Что касается постановки танцев, то режиссер решил не экспериментировать и здесь, поэтому пригласил уже знакомого ему хореографа Олега ГЛУШКОВА, с которым он вместе работал в двух своих кинопректах: мюзикле «Стиляги» и сериале «Оттепель». Впрочем, это же можно сказать и о художнике по костюмам – ведь с Александром ОСИПОВЫМ Тодоровский тоже работал в двух проектах – при создании картин «Страна глухих» и «Любовник». Объем проделанной работы потрясает – для «Большого» пришлось разработать и создать более 500 костюмов. Кстати, я читала, что костюмы для персонажа Галины Белецкой, которую исполнила Алиса Фрейндлих, стоят в отдельном ряду, ведь они создавались отдельно известным дизайнером Аленой АХМАДУЛИНОЙ.
Что ни говори, но эти три момента: музыка, танцы и костюмы являются важными составляющими проекта, они позволяют воссоздать балетный антураж и заставить зрителя почувствовать, что речь идет действительно о профессиональном балете, а не о кино, о нем снятом.
{!} ЧТО Я ОТМЕТИЛА для себя во время просмотра фильма:
Первое, на что я обратила внимание, было то, что зал, несмотря на ранний час, был заполнен практически полностью, при этом порадовали лица присутствующих – они производили впечатление очень интеллигентной публики. В общем-то, это и не удивительно, ведь люди пришли смотреть фильм о балете, с Алисой Бруновной, снятым не абы кем, а Тодоровским, поэтому никакого попкорна и пива быть не могло по определению.
~~~ СЮЖЕТ~~~:
В основе лежит история судьбы Юлии Ольшанской по прозвищу «Ольха» (Маргарита Симонова) – девочки из неблагополучной семьи, выросшей в тусклом и беспросветном городке. Казалось бы, перспектив никаких, но неожиданно ей улыбается случай, посылая неожиданное знакомство с экс-балеруном Потоцким (Александр Домогаров), некогда блиставшем на сцене, а ныне влачащем жизнь горького пьяницы. Но именно он разглядел в Юле искру истинного таланта и помог поступить в балетное училище к своей бывшей наставнице – Галине Михайловне Белецкой (Алиса Фрейндлих) – даме строгой, но искренне служащей балету и умеющей отстоять и огранить талант, даже если весь профессиональный мир будет этому противиться.
Мы видим двух героинь – Юлю и Карину, которые растут, учатся, добиваются успехов, с одной стороны, являются подругами, с другой – прямыми соперницами. Любопытно, что якобы невероятно одаренная «Ольха» в балетной карьере видит шанс вырваться из нищеты и унылости существования, тогда как обеспеченная москвичка Карина вроде бы позиционируется, как «машина» - способная совершать технически точные, но чуть ли не бездушные движения. Мы с интересом наблюдаем процесс муштры и череду многолетних изнурительных тренировок и все ждем, когда же будет та самая кульминация, ради чего все собственно и затевалось, но оправдаются ли наши ожидания, вот в чем вопрос?!
У картины крайне интересная манера повествования: хаотичный переход между фрагментами трех линий повествования: детство-юность-взрослость. Многие спешат отнести ее к минусам, поскольку повествование строится не линейно, как это можно было бы ожидать, а, словно, вперемешку, когда куски воспроизводятся, как будто бы, случайным образом. Воспринимать подобное непросто, но мне, как любителю головоломок, было интересно разбираться во всех этих хитросплетениях. Создавалось ощущение, что история собирается, словно, пазл, в итоге все встает на свои места и на основные вопросы, хотя бы в общем виде, но вопросы даются.
Однако, мне не понравилось другое: меня буквально преследовали ассоциации с недавно вышедшим мультфильмом «Балерина». Слишком много пересечений, слишком много похожего, начиная с фигурки балерины и заканчивая нелегкой судьбой главной героини и ее противостоянием с соперницей за титул примы. Кто знает, возможно, специфика темы такова, что снять принципиально иной сюжет о буднях балетной жизни невозможно. Но сравнение оказалось не в пользу «Большому», отделаться от сравнений мне так и не удалось до самого финала. Кроме того, ассоциации не пошли на пользу, уж слишком ярким получился мультфильм, тогда как Тодоровский, стремясь сгладить углы и избежать балетных клише, сделал повествование суховатым и нудноватым.
Здесь должно было быть что-то непременно ЯРКОЕ: либо ДРАМАТИЗМ повествования, либо КРАСОТА и ВЕЛИЧИЕ балетного ТАНЦА. Однако, драматизм сведен к минимуму, дабы не ворошить «грязное белье» и не скатываться до уровня желтой прессы, но и танца, как такового мы тоже не видим. Закулисье, подготовка и репетиции – это все хорошо, но как можно определить: где перед нами ГЕНИАЛЬНАЯ танцовщица, а где механистическая ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. Ведь от этого зависит, как мы будем воспринимать героев, как будем к ним относиться, но, увы, нет, ни черного, ни белого, как хотите, так и относитесь. В итоге лично мне и по поступкам, и по мотивации, и по воспроизведенному танцу больше нравится та героиня, которая, по идее, должна отойти на второй план. В этом смысле, стремление «сгладить углы» стало для режиссера своеобразной ловушкой и не позволило показать балет в той красе, в какой это могло бы быть.
Безусловно, картина поднимает важные вопросы: про скоротечность карьеры балетных людей, про трагедию, когда человек с ужасом понимает, что его некогда блистательный прыжок уменьшается на 1 мм, на 2, но поделать с этим ничего не возможно, про то, как человек распоряжается посылаемыми ему судьбой возможностями, про то, какой труд стоит за грациозным танцем, про то, как из маленьких девочек вырастают грациозные лебеди. Все так: именно поэтому кинопроект Тодоровского можно назвать монументальным и раскрывающим сущность балетной жизни, но с художественной точки зрения, с точки восприятия зрителем в нем, к сожалению, не хватает нерва и зрелищности, который позволил бы лично мне сидеть в кресле с открытым ртом, полностью погружаясь в красоту и величие балета.
Возможно, это сугубо мое восприятие, как человека «не посвященного» в таинство этой жизни, моя мама, напротив, так погрузилась в происходящее, что какое-то время даже вздохнуть не могла по окончании просмотра – так потрясена была увиденным – ведь она в детстве серьезно занималась балетом, и на восприятие картины наложились ее собственные детские воспоминания.
{!} ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно отметить следующее:
ПЛЮСЫ:
+ редкий случай, когда снимается не просто фильм о балете, но еще и в теснейшем сотрудничестве с легендарным Большим театром;
+ первый полнометражный фильм от Валерия Тодоровского за последние 9 лет – фигуры в мире кино значимой и всевозможными наградами обласканной, о его картинах спорят, их обсуждают, но мимо них не проходят – это факт;
+ признание картины профессиональным сообществом; ее премьера произошла на сцене Большого театра, что и вовсе является явлением уникальным;
+ уместное использование профессиональной терминологии;
+ большую часть ролей исполнили профессиональные и начинающие балетные артисты;
+ яркие образы, созданные Валентиной Теличкиной и Александром Домогаровым;
+ яркое, блистательное возвращение на экран несравненной Алисы Бруновны Фрейндлих – ее присутствие в кадре уже само по себе достаточное основание для того, чтобы в принципе удостоить данную картину вниманием;
+ достоверность и реалистичность воспроизведения жизни балетных актеров;
+ тщательное воссоздание учебного заведения, максимально похожего на реальную академию балета;
+ сцены, связанные непосредственно с Большим театром, сняты именно на его подмостках;
+ серьезная подготовка к созданию сценария, привлечение к его написанию большого числа профессиональных консультантов – по нынешним временам подобное уважение к избранной тематике и зрителю явление крайне редкое, а потому заслуживающее особенного внимания;
+ здесь не играют балет, не имитируют его, здесь им живут, дышат, ему служат и его танцуют;
+ «образ» Большого театра с высоченными потолками, великолепными, сверкающими люстрами и колоннами, куда приходят вдохновленные зрители, непременно в вечерних платьях, окутанные красотой и грацией, прикосновения к таинству волнующего мира искусства;
+ неожиданная, не линейная, скачкообразная манера повествования – мне складывать пазл из трехслойного повествования были интересно и увлекательно, хотя и непривычно;
+ несмотря на большой хронометраж, не считаю, что в картине можно без потери качества выкинуть что-то лишнее, напротив, я бы подробнее осветила еще некоторые моменты;
+ бесподобная музыка П. И. Чайковского и его легендарные балеты;
+ костюмы, созданные специально для фильма, а их число составляет более 500 единиц.
МИНУСЫ:
- к сожалению, не смогла отделаться от сравнения с недавней анимационной лентой «Балерина» - и сравнение в некотором смысле не идет на пользу фильму;
- мне не хватило собственно танцев, собственно балета, я так и не смогла для себя ответить на вопрос: действительно ли так гениальна и талантлива героиня, как это подразумевается;
- не достаточно драматизма и напряженности и в характерах героев, и в их поведении;
- двойственное восприятие главных героев: тот, кто должен вызывать восхищение, по факту периодически вызывает недоумение и даже неприятие. Напротив, тот, кто должен оцениваться, лишенным важного профессионального «компонента», вызывает большее уважение и в чем-то даже восхищение. Возможно, так и задумывалось, но меня такой подход несколько удивил, понятно, что в жизни не бывает максималистической однозначности, но все же в мире кино хотелось бы некой большей определенности.
МОЕ РЕЗЮМЕ о фильме: так случилось, что 2016-2017 год начал активно радовать кинематографическими сюжетами на балетную и околобалетную тематику. В начале года я с удовольствием и нескрываемым восторгом наблюдала за развитием сюжета в анимационной ленте «Балерина». Май порадовал добротной премьерой «Большого». Из интересных балетных новинок я пока что упустила лишь «После тебя» Анны Матисон, который после просмотра «Большого» захотелось посмотреть еще больше [такая вот получается тавтология =)]. А вот заранее скандальную «Матильду», запланированную на конец этого года, решительно планирую пропустить, по крайней мере, трейлер никак не располагает к просмотру.
Но вернемся к «Большому»: в общем и целом, расцениваю эту картину, как важное кинематографическое событие. Да, не все получилось так, как хотелось бы мне, зрителю. Когда я иду смотреть картину о танцах, я хочу, чтобы они все же были венцом повествования, а не его отголоском. Если же подразумевается драматизм, то хочется уходить с просмотра потрясенной, как это случилось со мной после просмотра «Коллектора» с Константином Хабенским. В этом смысле, в «Большом» мне немножко не хватило, и ни того, и ни другого.
Тем не менее, это работа, сделанная с любовью и уважением к миру балета, сыгранная профессиональными балетными артистами и украшенная ярчайшими звездами мира кинематографического. Это крепкая четверка, изящно на кончиках пальцев танцующая па-де-де, мимо которой не стоит проходить без внимания. Фильм определенно заслуживает уважение к проделанной работе, к тому, чтобы быть увиденным широким зрителем. Неудивительно, что он прочно обосновался в российском ТОП-5 и уверенно 2-ю неделю подряд занимает в нем 3-ю строчку.
Смотрите хорошее кино, не упускайте шансов и возможностей, которые встречаются на вашем жизненном пути, не довольствуйтесь ролью «третьего лебедя» =)
P.S. Это был "краткий" =)) обзор фильма #Большой, до встречи в следующих кинообзорах; надеюсь, что статья оказалась познавательной и доставила несколько приятных минут от прочтения. =)
Общее впечатление | Судьба, порой, бывает неслыханно щедра, давая шанс еще раз, когда и первого могло не быть |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву94
Да очень многие и вовсе не собираются идти - далеко не всем, к сожалению, интересна такая
специфическая тематика …
А отзыв? ну ооочень многословен, нудно растекается, не "выстреливает" … а вот запятых в тексте не хватает, глаз "спотыкается" … если ничего с собой поделать не можете, чтобы не строчить (да ещё на всеобщее обозрение, а не в стол), хотя бы справочник по орфографии купите … Успеха!
Что касается справочников, то у меня их хватает. И Вы, наверное, удивитесь, но я регулярно в них заглядываю.
А на счет объема рецензий, тут уж, извините, большое количество размышлений приводит к объемным текстам. Если Вы предпочитаете более лаконичные заметки, рекомендую обратиться к прочтению отзывов других авторов. Выбрать есть из кого.
фильм "народу" понравился
Не поверите, но текст рождался буквально в муках. Почему-то эта рецензия никак "не шла", все время появлялись какие-то отговорки, а когда руки доходили до изучения материалов, энергия и время в сутках заканчивались практически моментально, а количество предстоящей работы при этом практически не уменьшалось.
Так же непросто было работать и над рецензией на фильм "Коллектор". Но такие объемные фильмы заслуживают того, чтобы о них написали внятно и вдумчиво.
Благодарю за внимание. Всегда приятно осознавать, что пишешь "не в стол", а для живого читателя, которому действительно интересно то, что ты думаешь и то, о чем ты рассказываешь. =)
P.S. Неоднозначные личности и в жизни интересны. =)
Вот Фрейндлих - восхитительная актриса, из- за нее одной фильм смотреть нужно.
Ну и еще все как- то шоколадно и воздушно, почти без скандалов и интриг. Нет глубины и эмоциональности.
Но мне все равно фильм понравился, несмотря на все ляпы и нестыковки. Достойно, в сравнении с тем, что у нас снимается.
Почти отзыв получился)))