4
Отзыв рекомендуют 101 9

Отзыв: Книга "Правда о деле Гарри Квеберта" - Жоэль Диккер - Кто убил Лору Палмер? Тьфу ты, Нолу Келлерган!

Достоинства: объёмные персонажи; юмор; интересный сюжет; деликатная тема связи взрослого мужчины и юной девы без намёка на пошлость
Недостатки: объём бы чуть уменьшить; концовка не очень понравилась, хотя логична
Жоэль Диккер - ещё молодой и подающий большие надежды швейцарский писатель, пишущий на французском языке. На данный момент он является автором трёх романов, два из которых переведены на русский язык. "Правда о деле Гарри Квеберта" - самое известное его произведение, очень популярное в Европе (тиражи миллионные), награждённое парочкой премий (в том числе и Гонкуровской для начинающих авторов), и написанное Диккером, когда ему было всего 27. Успех книги, на мой взгляд, состоит в том, что Диккер в своём произведении сделал то же самое, что Набоков или Фаулз: под соусом жанрового произведения (в данном случае детектива) выдал нечто куда как большее, а потому и фанатов загадок и тайн не обидел, и не одними этими тайнами нашпиговал свой опус.

Главный герой романа - молодой американский писатель еврейского происхождения Маркус Гольдман, который после больше успеха своего дебютного романа столкнулся с писательским кризисом "чистого листа". Пока не пишется, Маркус навещает своего старого друга - пожилого писателя и преподавателя Гарри Квеберта, с которым случается "неприятность": на его садовом участке случайно выкопан труп пропавшей тридцать три года назад пятнадцатилетней Нолы Келлерган, и надо же такому быть, Квеберт признался полиции, что когда-то давно у него был с ней роман. Литератор тут же становится главным подозреваемым, а Маркус хватается за возможность не только раскрыть убийство и спасти друга, но и написать об этом книгу.


"Правда о деле Гарри Квеберта" - это вариант современного нравоописательного романа о жителях маленького городка Атланта, что расположен в штате Нью-Гэмпшир, он наполнен весьма колоритными персонажами, у каждого из которых двойное дно. В нём есть несколько сюжетных линий, и детективная оказывается даже не самой важной и интересной: убийцу, при желании, можно вычислить ещё в первой половине книги, просто потому, что только у нескольких из нарисованных Диккером героев вторая сторона монеты характера оказывается червивой (другое дело, что мотивы становятся ясны только ближе к концу). Тем не менее, именно интрига, связанная с убийством, толкает всю эту махину (роман объёмом более 700 страниц и охватывает несколько временных эпох) вперёд и заставляет сюжет несколько раз делать твисты, водя читателя за нос и раз за разом обманывая его ожидания.

Моё сравнение Диккера с Набоковым в начале отзыва было отнюдь не случайно, швейцарец явно знаком с творчеством классика и неоднократно по-своему цитирует в своём романе "Лолиту": во-первых, и дело перенесено в Америку, хотя со штатовскими реалиями автор не очень знаком, во-вторых, вот вам писатель-эстет и невинная на первый взгляд девчушка (правда Диккер не рискнул писать о нимфетке, его Нола - это полногрудая красотка с явной акселерацией, приближающаяся к шестнадцатилетию) в центре сюжета, в-третьих, время действия не только наши дни, но и 1975, в-четвёртых, постоянные "Н-О-Л-А" Гарри Квеберта прекрасно рифмуются с гумбертовским "Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу". И это те заигрывания с текстом и читателем, что просто-таки бросаются в глаза при чтении, на самом деле их куда больше и вот эта постоянная смысловая перекличка и диалог с другим произведением, которое тоже маскировалось под то, чем оно не являлось ("грязненький романчик", как говорил сам Владимир Владимирович) наполняют то, что по аннотации кажется каким-то очередным детективным расследованием, совершенно иным содержанием.

Куда более значимым, чем вся эта детективная заварушка, в "Правде о деле Гарри Квеберта" оказывается тема писателя и его творения, в конце концов, та книга, которую мы, реальные читатели, держим в руках, является не только романом Диккера о Гольдмане, но и романом Гольдмана о Квеберте, Ноле и всей Атланте, плюс в неё включены в двух вариантах фрагменты книги "Истоки зла", выпущенной Квебертом в 1976 году. Конечно, Гольдман - это альтер-эго Диккера, он тоже молодой и подающий надежды, тоже пережил внезапно свалившуюся славу после написания первого романа, но за Гольдманом мы можем подглядеть. Мы видим рождение его произведения от и до: с той поры, как он только решил быть писателем и получал наставления от своего учителя, до поиска темы, написания первых фрагментов, и благодарностей в конце уже изданной книги. И в то же время мы видим, как создавали свои тексты ещё два человека. И всё это даёт нам возможность лицезреть "в разрезе" три различных взгляда на литературу и писательское ремесло. Какой жизненный опыт может становиться основой для книги, а что нам никогда не передать? Как трансформируются истории на бумаге, а затем в голове читателя? Откуда берутся художественные образы и есть ли им место в реальной жизни? Почему издатель может быть как другом, там и клятым врагом писателя? Эти и многие другие вопросы Диккер раскрывает легко, как бы походя.

В современной литературе есть небольшой кризис, касающийся расслоения произведений не только на жанры или темы, но и по, скажем так, "смысловой нагрузке": вот есть тексты, от которых ждёшь только лихо закрученного сюжета, а есть те, где может и вовсе сотни страниц ничего не происходить, но зато "загрузит" по полной. "Правда о деле Гарри Квеберта" - это прекрасный образец литературы, которая "и нашим, и вашим": да, Диккер своего читателя развлекает, как может, сюжет у него закручен, юмора не мало, напряжение присутствует, парочка интриг, связанных с любовной линией, в общем, не скучно, но при этом тот, читатель, который от романа хочет получить не только указанные на обложке "тайны нераскрытого убийства, запретной любви и писательского успеха", но и что-то большее, тоже не останется недовольным.

Единственный существенный минус "Правды о деле Гарри Квеберта" - это его масштаб: я читала роман без напряжения, иногда запойно, со знакомыми каждому книголюбу фразочками, типа "сейчас-сейчас, ещё одну страничку", но к концу несколько утомилась, потому что подойдя к кажущемуся финалу истории, Диккер уже несколько измождённого читателя заставляет вновь бросаться в водоворот страстей провинциального городка. Кстати, думаю, если добавить к тексту ещё несколько побочных линий, выйдет прекрасный сериал на 10-12 часовых серий. И его мог бы воплотить Вуди Аллен, не будь он сам замешен в грязненькой истории со своей приёмной дочерью.

Но, могу сказать, что в будущем Диккер исправился и его последний роман "Книга Балтиморов", который совсем недавно появился на русском языке, уже этим минусом не грешит. (И вообще кажется мне ещё лучше, чем "Правда о деле...", возможно, потому что там вместо детективной интриги несколько семейных драм в двух поколениях Гольдманов, но об этом в отдельном отзыве).

Книга Правда о деле Гарри Квеберта - Жоэль Диккер фото


Книга Правда о деле Гарри Квеберта - Жоэль Диккер фото


Книга Правда о деле Гарри Квеберта - Жоэль Диккер фото


P.S. Тем, кто "Правду о деле Гарри Квеберта" уже читал, советую взяться и за "Книгу Балтиморов" ещё и потому, что с её помощью вы узнаете, о чём же был тот самый мега-успешный роман Маркуса Гольдмана "Г как Гольдштейн".
Общее впечатление Кто убил Лору Палмер? Тьфу ты, Нолу Келлерган!
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву9

P-S
Печать рыхлая какая-то
Имя
Это просто замусоленный библиотечный экземпляр.
Тория
сегодня Вы ужасно убедительны, тащу к себе и эту книгу
Vika25D
Почитаю наверное. Вообще книги Corpus мне нравятся. Хорошее они издают.
foxic8594
Слушаю…Князев как обычно вывозит…сериал готовый…дослушаю потом отзыв напишу
Галя Лисовец
Сейчас смотрю сериал по этой книге. Очень захватывающий. Спасибо за отзыв.
Lovebooks
Отличная рецензия!
Анатоль47
Посмотрел сериал, потом прочёл книгу.
Фильм заинтересовал меня игрой главной героини и грустной историей.Однако, когда первое впечатление потускнело проявился некотрый скптицизм к своей перврначально
Лиан
Ну да.сериал сняли.В общем-- то довольно утомительно…Подозрения падают поочередно на каждого из действующих лиц.Мне непонятно.если Нола была так чиста,кто же ее развратил.если она в кабинете шерифа знала.что делала…