Отзыв: Фильм "По ту сторону надежды" (2017) - Последнее "прощай", последнее "прости" самого известного финского режиссёра
Достоинства: есть всё, за что любят Каурисмяки, в том числе музыка и собака; юмор; колоритные персонажи
Недостатки: сама тема беженцев поднадоела; милый, но невыразительный финал
Аки Каурисмяки совсем не режиссёр-экспериментатор, за более чем тридцать лет творческой деятельности он приучил своего зрителя ко вполне определённым образам, приёмам и "фишкам", стал экспортным продуктом Финляндии, как фигурки муми-троллей. Каждый раз включая его фильм ты примерно знаешь, чего ожидать, даже если сюжет кажется каким-то уж совсем не каурисмякинским. В его случае постоянство - действительно залог успеха, во всяком случае среди тех киноманов, которые некогда были покорены картинами "Ленинградские ковбои едут в Америку" и "Девушка со спичечной фабрики". "По ту сторону надежды" - последняя работа Аки, причём, по уверениям режиссёра последняя не только на 2017 год, но и в принципе. Финальный аккорд, после которого ему нечего сказать публике.
Действие "По ту сторону надежды" разворачивается в современном Хельсинки: немолодой торговец рубашками Вольдемар Викстрём решает резко изменить свою жизнь, а двадцатишестилетний беженец из сириийского Алеппо Калед пытается получить вид на жительство в Финляндии. Судьба сводит этих двоих столь непохожих представителей человечества вместе.
Каурисмяки вновь рисует перед нами портрет современной Финляндии, но портрет этот отнюдь не является калькой с реальности: как многие современные художники трансформируют привычные нам вещи в какие-то космические загогулины, так и режиссёр, прикрывшись "я художник, я так вижу", предлагает взглянуть нам на страну и населяющих её людей его глазами. Здесь на улице можно встретить добрых музыкантов и злых скинхедов (слово, кстати, подчеркнулось красным и система предложила ему на замену "киноведов". Ах, если бы!), здесь печатные машинки и телефоны с крутящимся циферблатом соседствуют с цифровыми фотоаппаратами и ноутбуками, здесь всё ещё не ушла мода на суши, хотя тефтели и сардины распродаются куда лучше, здесь можно прокатиться на зелёненькой "Оке" и винтажном коллекционном авто, явно позаимствованного из фильмов об американских гангстерах. Его Хельсинки - город вне времени и пространства. "Я так полюбил эту страну, но если ты скажешь мне, как отсюда можно сбежать, я буду тебе благодарен" говорит сириец Калед своему иранскому товарищу, и Каурисмяки, наплевав на все штампы европейского кинематографа, когда под его прицелом оказывается история о беженцах с Востока, показывает, и за что страну можно любить, и почему от неё хочется сбежать как можно дальше.
Набор абсолютно несуразных персонажей, говорящих неестественными театральными или анекдотичными репликами - вот ещё один обязательный пункт в списке "что должно быть в фильме Каурисмяки", и в "По ту сторону надежды" они, конечно, имеются. По сути на экране за час сорок появляется только один реальный и живой персонаж - сам Калед, человек, который просто хочет жить там, где нет войны, и найти свою сестру, пропавшую во время очередного пересечения границы одного из европейских государств. Работники ресторана "Золотая пинта", места, где происходит большая часть событий фильма, во главе с Викстрёмом - это такая суперкоманда неудачников, но зато с золотыми сердцами. Ум, красота, образование - всё это в рейтинге достоинств человека для режиссёра стоит куда ниже обычного человеческого сострадания и доброты, которые могут и должны проявляться по отношению, как к другим людям, так и к кошечкам или собачкам. Сначала мы смотрим на творящееся в "Золотой пинте" с улыбкой, как на жуткую нелепицу, которая и существует-то ещё по какой-то случайности, но постепенно этот тесный мирок, где тунец лёгким движением руки заменяется старой солёной селёдкой, превращается в маленькую идиллию равенства и братства, контрастирующую с большим миром, где правит бюрократия и подложные ценности.
За своё изображение беженцев в Европе Каурисмяки получил втык от немецкой прессы, и действительно, его взгляд на проблему достаточно сильно расходится с тем, что можно было увидеть в "Дипане" или "Море в огне". Его Калед, конечно, проник на территорию ЕС незаконно, но попав в Финляднюю, он первым делом идёт сдаваться властям, а далее, проявляя чудеса терпения, проходит все сложносочинённые и сложноподчинённые этапы на пути к разрешению на жизнь и работу. Беженцы в картине мира Аки Каурисмяки - это те, кого стоит пожалеть: не от хорошей жизни бегут, бегут от войны и смерти, что каждую секунду наступает на пятки. Они имеют образование и готовы работать по своей специальности, но вместо этого месяцами трудятся за копейки, даже изучив язык, получают нагоняи от ребят в бомберах и берцах, даже если работают на благо их же страны по 12 часов в сутки и исправно платят налоги. Но самое главное, беженцы тут не только те, кто незаконно пересёк границу, а все, кто однажды соберёт чемодан и оставит свою прежнюю жизнь, устремляясь вдаль навстречу новому и неизведанному. Для этого вовсе не обязательно оставлять страну, ведь бежать можно от прошлого, от неудачной работы, несложившихся семейных отношений, и говорит такой поступок только об одном: я не знаю, что мне дальше делать в моей жизни, она кажется мне разрушенной и буду пытаться начать всё сначала где-нибудь не здесь/не с тобой/не вот так.
"По ту сторону надежды" - на первый взгляд нечто абсолютно наивное и оторванное от повседневной реальности, но как только чуть расширишь своё восприятие и отмахнёшься от его стереотипов, оказывается, что Каурисмяки с помощью абсурда, сюра, иронии просто хочет показать нам, что параллельно с нашим серьёзным, злобным, погрязшим в бюрократизме миром, может существовать мир совсем иной, мир тех, кто по-своему, мелко, бунтует против системы, плюёт на правила, но за этим мелким бунтом стоит большой гуманизм. То, что делают герои "По ту сторону надежды" на языке закона называется правонарушения, но мы с вами всё-таки мыслим вовсе не категориями из законов и кодексов, и часто совершаем поступки по велению сердца, а не согласно правилам и распорядкам.
Действие "По ту сторону надежды" разворачивается в современном Хельсинки: немолодой торговец рубашками Вольдемар Викстрём решает резко изменить свою жизнь, а двадцатишестилетний беженец из сириийского Алеппо Калед пытается получить вид на жительство в Финляндии. Судьба сводит этих двоих столь непохожих представителей человечества вместе.
Каурисмяки вновь рисует перед нами портрет современной Финляндии, но портрет этот отнюдь не является калькой с реальности: как многие современные художники трансформируют привычные нам вещи в какие-то космические загогулины, так и режиссёр, прикрывшись "я художник, я так вижу", предлагает взглянуть нам на страну и населяющих её людей его глазами. Здесь на улице можно встретить добрых музыкантов и злых скинхедов (слово, кстати, подчеркнулось красным и система предложила ему на замену "киноведов". Ах, если бы!), здесь печатные машинки и телефоны с крутящимся циферблатом соседствуют с цифровыми фотоаппаратами и ноутбуками, здесь всё ещё не ушла мода на суши, хотя тефтели и сардины распродаются куда лучше, здесь можно прокатиться на зелёненькой "Оке" и винтажном коллекционном авто, явно позаимствованного из фильмов об американских гангстерах. Его Хельсинки - город вне времени и пространства. "Я так полюбил эту страну, но если ты скажешь мне, как отсюда можно сбежать, я буду тебе благодарен" говорит сириец Калед своему иранскому товарищу, и Каурисмяки, наплевав на все штампы европейского кинематографа, когда под его прицелом оказывается история о беженцах с Востока, показывает, и за что страну можно любить, и почему от неё хочется сбежать как можно дальше.
Набор абсолютно несуразных персонажей, говорящих неестественными театральными или анекдотичными репликами - вот ещё один обязательный пункт в списке "что должно быть в фильме Каурисмяки", и в "По ту сторону надежды" они, конечно, имеются. По сути на экране за час сорок появляется только один реальный и живой персонаж - сам Калед, человек, который просто хочет жить там, где нет войны, и найти свою сестру, пропавшую во время очередного пересечения границы одного из европейских государств. Работники ресторана "Золотая пинта", места, где происходит большая часть событий фильма, во главе с Викстрёмом - это такая суперкоманда неудачников, но зато с золотыми сердцами. Ум, красота, образование - всё это в рейтинге достоинств человека для режиссёра стоит куда ниже обычного человеческого сострадания и доброты, которые могут и должны проявляться по отношению, как к другим людям, так и к кошечкам или собачкам. Сначала мы смотрим на творящееся в "Золотой пинте" с улыбкой, как на жуткую нелепицу, которая и существует-то ещё по какой-то случайности, но постепенно этот тесный мирок, где тунец лёгким движением руки заменяется старой солёной селёдкой, превращается в маленькую идиллию равенства и братства, контрастирующую с большим миром, где правит бюрократия и подложные ценности.
За своё изображение беженцев в Европе Каурисмяки получил втык от немецкой прессы, и действительно, его взгляд на проблему достаточно сильно расходится с тем, что можно было увидеть в "Дипане" или "Море в огне". Его Калед, конечно, проник на территорию ЕС незаконно, но попав в Финляднюю, он первым делом идёт сдаваться властям, а далее, проявляя чудеса терпения, проходит все сложносочинённые и сложноподчинённые этапы на пути к разрешению на жизнь и работу. Беженцы в картине мира Аки Каурисмяки - это те, кого стоит пожалеть: не от хорошей жизни бегут, бегут от войны и смерти, что каждую секунду наступает на пятки. Они имеют образование и готовы работать по своей специальности, но вместо этого месяцами трудятся за копейки, даже изучив язык, получают нагоняи от ребят в бомберах и берцах, даже если работают на благо их же страны по 12 часов в сутки и исправно платят налоги. Но самое главное, беженцы тут не только те, кто незаконно пересёк границу, а все, кто однажды соберёт чемодан и оставит свою прежнюю жизнь, устремляясь вдаль навстречу новому и неизведанному. Для этого вовсе не обязательно оставлять страну, ведь бежать можно от прошлого, от неудачной работы, несложившихся семейных отношений, и говорит такой поступок только об одном: я не знаю, что мне дальше делать в моей жизни, она кажется мне разрушенной и буду пытаться начать всё сначала где-нибудь не здесь/не с тобой/не вот так.
"По ту сторону надежды" - на первый взгляд нечто абсолютно наивное и оторванное от повседневной реальности, но как только чуть расширишь своё восприятие и отмахнёшься от его стереотипов, оказывается, что Каурисмяки с помощью абсурда, сюра, иронии просто хочет показать нам, что параллельно с нашим серьёзным, злобным, погрязшим в бюрократизме миром, может существовать мир совсем иной, мир тех, кто по-своему, мелко, бунтует против системы, плюёт на правила, но за этим мелким бунтом стоит большой гуманизм. То, что делают герои "По ту сторону надежды" на языке закона называется правонарушения, но мы с вами всё-таки мыслим вовсе не категориями из законов и кодексов, и часто совершаем поступки по велению сердца, а не согласно правилам и распорядкам.
Общее впечатление | Последнее "прощай", последнее "прости" самого известного финского режиссёра |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3