Отзыв: Книга "Крысиный король" - Чайна Мьевиль - уехать жить в Лондон...и стать там крысой
Достоинства: язык, тема городского фентези
Недостатки: переходы между сюжетными линиями, глуповатые действия персонажей
Итак английский писатель с интересной биографией, не менее интересным именем и троцкистскими взглядами, чей роман " Вокзал потерянных снов " понравился мне и чьи творчеством я заинтересовался, так что решил прочесть еще кое-что у него.
И вот прочел его первый роман "Крысиный король". Это городское фентези, в основе которого известные европейская легенда про крысиного короля и прочее. Только события развиваются в конце двадцатого века.
С первых же страниц мне понравился язык произведения. Возможно так же стоит сказать спасибо переводчику. Отличные сочные описания города, ситуаций, действия персонажей. Запахи, краски, движение и звуки- все предается живо, ощутимо. Чувствуешь запах гниющей еды в мусорных баках, запах мочи и сырость в туннелях канализации, усталость персонажей, чувствуешь влияние музыки, которой в книге уделено не мало места.
Мьевил уводит читателя к городским закоулкам, к помойкам, к изнанке города, к андеграунду, в неприглядные стороны этой жизни, в потустороннее, скрытое от глаза обычного горожанина. Все это знакомо по ранее прочитанной мной книге.
Но в этой книге автор только пробует силы. И поэтому написана она была не без недочетов на мой взгляд.
Первое- это то что автор резко переходит от одной сюжетной линии к другой. То есть в одно главе он может описывать историю с одни персонажем и тут же в следующем абзаце перескакивает и начинает писать про другого. Причем если про перового он писал несколько страниц, то про второго всего два-три абзаца, а потом снова переключается на предыдущего персонажа или вообще на третьего.
Более существенным недостатком является образы персонажей. Какие-то они глуповатые, трусоватые, недалекие. Пожалуй только полицейский следователь выписан более реалистично. Поступки персонажей прямо скажу не отличаются жизненной правдоподобностью. А самое странное, что в противостоянии с флейтистом герои почему-то решают драться на кулаках. Неужели трудно взять дубину или нож? Я уже не говорю об огнестрельном оружии, которое бы упростило задачу в разы. С их способностями достать пистолет или винтовку нес составило бы труда. С одной стороны понятно- автору нужно было много обосновать и логически связать действия с другой все это ухудшает впечатление.
Ну и финальная битва в ночном клубе так же вызывает вопросы? Ведь все можно было решить проще- включить электричества, перегрызть провода, порвать динамики. Глупость главного героя проявляется даже в том, что он не смог догадаться, что флейтист будет использовать технический прогресс. Сложить два плюс два: бумбокс с зацикленной магической записью в канализации и назначение встречи в клубе на джангл вечеринке- он не смог.
Мьевиль не смог удержаться что бы не вкрутить в роман политический момент. И это получилось топорно, натянуто, наивно и совершенно лишне. Я говорю о финальной сцене, где он провозглашает крысиную республику. Опять же понятно, зачем он это делает- чтобы дать персонажу свободу, но выглядит это притянутым за уши.
Но все же в целом роман вышел неплохим. И конечно весь роман - это большая метафора мира современного мира. Город как метафора нашей цивилизации весьма точна. И Чайна Мьевиль использует ее очень грамотно, толково, живописуя пред взором читателя грязную изнанку, прикрытую яркой рекламой.
И вот прочел его первый роман "Крысиный король". Это городское фентези, в основе которого известные европейская легенда про крысиного короля и прочее. Только события развиваются в конце двадцатого века.
С первых же страниц мне понравился язык произведения. Возможно так же стоит сказать спасибо переводчику. Отличные сочные описания города, ситуаций, действия персонажей. Запахи, краски, движение и звуки- все предается живо, ощутимо. Чувствуешь запах гниющей еды в мусорных баках, запах мочи и сырость в туннелях канализации, усталость персонажей, чувствуешь влияние музыки, которой в книге уделено не мало места.
Мьевил уводит читателя к городским закоулкам, к помойкам, к изнанке города, к андеграунду, в неприглядные стороны этой жизни, в потустороннее, скрытое от глаза обычного горожанина. Все это знакомо по ранее прочитанной мной книге.
Но в этой книге автор только пробует силы. И поэтому написана она была не без недочетов на мой взгляд.
Первое- это то что автор резко переходит от одной сюжетной линии к другой. То есть в одно главе он может описывать историю с одни персонажем и тут же в следующем абзаце перескакивает и начинает писать про другого. Причем если про перового он писал несколько страниц, то про второго всего два-три абзаца, а потом снова переключается на предыдущего персонажа или вообще на третьего.
Более существенным недостатком является образы персонажей. Какие-то они глуповатые, трусоватые, недалекие. Пожалуй только полицейский следователь выписан более реалистично. Поступки персонажей прямо скажу не отличаются жизненной правдоподобностью. А самое странное, что в противостоянии с флейтистом герои почему-то решают драться на кулаках. Неужели трудно взять дубину или нож? Я уже не говорю об огнестрельном оружии, которое бы упростило задачу в разы. С их способностями достать пистолет или винтовку нес составило бы труда. С одной стороны понятно- автору нужно было много обосновать и логически связать действия с другой все это ухудшает впечатление.
Ну и финальная битва в ночном клубе так же вызывает вопросы? Ведь все можно было решить проще- включить электричества, перегрызть провода, порвать динамики. Глупость главного героя проявляется даже в том, что он не смог догадаться, что флейтист будет использовать технический прогресс. Сложить два плюс два: бумбокс с зацикленной магической записью в канализации и назначение встречи в клубе на джангл вечеринке- он не смог.
Мьевиль не смог удержаться что бы не вкрутить в роман политический момент. И это получилось топорно, натянуто, наивно и совершенно лишне. Я говорю о финальной сцене, где он провозглашает крысиную республику. Опять же понятно, зачем он это делает- чтобы дать персонажу свободу, но выглядит это притянутым за уши.
Но все же в целом роман вышел неплохим. И конечно весь роман - это большая метафора мира современного мира. Город как метафора нашей цивилизации весьма точна. И Чайна Мьевиль использует ее очень грамотно, толково, живописуя пред взором читателя грязную изнанку, прикрытую яркой рекламой.
Общее впечатление | уехать жить в Лондон...и стать там крысой |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7