Отзыв: Фильм "Чайка" (2018) - Приходит как-то Чехов в гости к Станиславскому и говорит: поставь чайку.
Достоинства: актёрский состав; живо и эмоционально
Недостатки: не понравился подбор саундтреков; местами слишком искусственно;
К экранизации русской классики отношусь с опасением, уж больно велик ореол вокруг неё, да и статус такой, что не допрыгнешь. Это ж везде литература и философия жили отдельно, являясь смежными областями, а у нас если литератор, так обязательно со своей философией - попробуй-ка передай это наравне с сюжетом за неполные два часа. Легко получить лубок, даже не имея на то никакого желания. И тем не менее, режиссёры решаются и пытаются, опять и опять, а иногда даже снова. На сей раз "Чайка" Чехова... Хотя весь мир Чехова любит и ценит как драматурга, мне как раз его драматургия абсолютно неинтересна, в отличие от малой прозы, не цепляют что-то, не про меня как-то. Из всех ныне смутно помню только многострадальный программный "Вишнёвый сад" да "Юбилей", из "Чайки" в голове только нинины восклицания "Я чайка!", как трёхсестровые "в Москву! в Москву!", живущие своей жизнью отдельно от пьесы, а потому готова была ко всему, сравнивать с нетленным оригиналом не собиралась.
"Чайка" образца 2018 года поставлена театральным режиссёром Майклом Майером, работающем в "Метраполитен-опере", который, видимо, решил переносить на большие экраны то, что десятки лет не сходит со сцены, причём, не только классические драматургические произведения, но и мюзиклы, и оперу, так что ждём его "Смешную девчонку" и "Травиату", правда уже не в формате кинофильма. Получилось вполне традиционно, если бы "Чайка" ныне была в школьной программе по литературе, то её интерпретацию Майера можно было бы показывать детишкам, не способным улавливать смысл прочитанного текста. Тут тебе ни переноса в иное время, ни странных костюмов, даже вызывающие хайп темнокожие артисты и гомосексуальные персонажи остались неудел, всё как доктор Чехов прописал.
Вся "Чайка" Майера получилась построенной на со- и противо-поставлении, тут нет главного героя, что Нина, что Константин тут лишь одни из представленных вариантов человеческого существования и отношения к любви и творчеству, на экране их не больше, чем Аркадиной или Тригорина. Ладно ещё троица Нина-Ирина-Маша, какждая из которых по-своему выстраивает отношения с мужчинами и смиряется с нелюбовью, любовь - тема вечная, но даже оппозиция Константин-Борис, явно демонстрирующая современное Чехову состояние литературы, в котором реализму вдруг пришлось потесниться и уступить место новым направлениям, менее понятным обывателю, но от этого лишь более популярным, выглядит вполне себе актуально. Даже в рамках театрального искусства и век спустя не угасают споры относительно того, какой же должна быть хорошая постановка: предельно простой и понятной, чтоб всё "как в жизни", или всё-таки говорящая на языке искусства, уводящая зрителя от его быта в иной мир, где царствует другая логика, чувств или разума.
Для современного зрителя, особенно нетеатрала, главной причиной смотреть "Чайку" является её актёрский состав, тут куда ни плюнь, звёзды и звёздочки: Ирину Аркадину играет Аннетт Бенинг, Нина - Сирша Ронан, Маша - Элизабет Мосс, Борис - Кори Столл, Константин - Билли Хоул. Единственное непопадание, на мой взгляд, как раз Хоул с его Константином: не устроил меня не актёр, а то, каким подан Константин, по мне так он вышел чересчур маменькиным сынком, а ведь учитывая профессию матушки и тот факт, что она живёт не с сыном, а новым хахалем, Треплев должен быть более независимым и взрослым. От Ронан в образе Нины глаз не отвести, абсолютно иной образ, нежели в недавнем "На берегу", где её партнёром также был Били Коул, но такая же свежая, девушка, у которой вся жизнь впереди, Маша Элизабетт Мосс получилась дамой без полутонов, чёрный правит балом не только в выборе цвета одежды. Чувство неловкости за полтора часа просмотра посетила меня всего лишь дважды и то из-за музыкального сопровождения: уж как-то в одном моменте слишком навязчиво балалайка играла "Калинку-малинку" и совсем не к месту, ну вот где Чехов с тонкими душевными терзаниями его героев, а где "Калинка-малинка", ну а "Очи чёрные" в исполнении Аннетт Бенинг на английском языке - это что-то странное...
В целом ругать "Чайку" мне хочется исключительно за те вещи, которые имеются и в оригинале: несколько персонажей даны непонятно зачем, у них всего лишь несколько реплик и даже запомнить их в лицо к концу фильма проблема (доктор Дорн); некоторые сцены показались ненужными и наигранными (сора Аркадиной с Шамраевым, например); знаменитый монолог Нины (как и многие другие театральные монологи, кстати) какой-то нарочито искусственный (хотя он очевидно переделан), вот говорят-говорят персонажи нормально, а тут бац, и вот это вот "Я - чайка...". Возможно, Майеру стоило отказаться от этого, чтобы фильм был чуть менее экранизацией "Чайки" и чуть более просто хорошей картиной, ценной и без связи с чеховским оригиналом. Но на выходе всё имеется: чайку-Нину жалко и Константина - тоже, Маша - депрессивная истеричка, Борису надавать бы по щам, и, что главное, всё это передано с живыми эмоциями, которых иногда так не хватает в подобных академичных киноработах.
"Чайка" образца 2018 года поставлена театральным режиссёром Майклом Майером, работающем в "Метраполитен-опере", который, видимо, решил переносить на большие экраны то, что десятки лет не сходит со сцены, причём, не только классические драматургические произведения, но и мюзиклы, и оперу, так что ждём его "Смешную девчонку" и "Травиату", правда уже не в формате кинофильма. Получилось вполне традиционно, если бы "Чайка" ныне была в школьной программе по литературе, то её интерпретацию Майера можно было бы показывать детишкам, не способным улавливать смысл прочитанного текста. Тут тебе ни переноса в иное время, ни странных костюмов, даже вызывающие хайп темнокожие артисты и гомосексуальные персонажи остались неудел, всё как доктор Чехов прописал.
Вся "Чайка" Майера получилась построенной на со- и противо-поставлении, тут нет главного героя, что Нина, что Константин тут лишь одни из представленных вариантов человеческого существования и отношения к любви и творчеству, на экране их не больше, чем Аркадиной или Тригорина. Ладно ещё троица Нина-Ирина-Маша, какждая из которых по-своему выстраивает отношения с мужчинами и смиряется с нелюбовью, любовь - тема вечная, но даже оппозиция Константин-Борис, явно демонстрирующая современное Чехову состояние литературы, в котором реализму вдруг пришлось потесниться и уступить место новым направлениям, менее понятным обывателю, но от этого лишь более популярным, выглядит вполне себе актуально. Даже в рамках театрального искусства и век спустя не угасают споры относительно того, какой же должна быть хорошая постановка: предельно простой и понятной, чтоб всё "как в жизни", или всё-таки говорящая на языке искусства, уводящая зрителя от его быта в иной мир, где царствует другая логика, чувств или разума.
Для современного зрителя, особенно нетеатрала, главной причиной смотреть "Чайку" является её актёрский состав, тут куда ни плюнь, звёзды и звёздочки: Ирину Аркадину играет Аннетт Бенинг, Нина - Сирша Ронан, Маша - Элизабет Мосс, Борис - Кори Столл, Константин - Билли Хоул. Единственное непопадание, на мой взгляд, как раз Хоул с его Константином: не устроил меня не актёр, а то, каким подан Константин, по мне так он вышел чересчур маменькиным сынком, а ведь учитывая профессию матушки и тот факт, что она живёт не с сыном, а новым хахалем, Треплев должен быть более независимым и взрослым. От Ронан в образе Нины глаз не отвести, абсолютно иной образ, нежели в недавнем "На берегу", где её партнёром также был Били Коул, но такая же свежая, девушка, у которой вся жизнь впереди, Маша Элизабетт Мосс получилась дамой без полутонов, чёрный правит балом не только в выборе цвета одежды. Чувство неловкости за полтора часа просмотра посетила меня всего лишь дважды и то из-за музыкального сопровождения: уж как-то в одном моменте слишком навязчиво балалайка играла "Калинку-малинку" и совсем не к месту, ну вот где Чехов с тонкими душевными терзаниями его героев, а где "Калинка-малинка", ну а "Очи чёрные" в исполнении Аннетт Бенинг на английском языке - это что-то странное...
В целом ругать "Чайку" мне хочется исключительно за те вещи, которые имеются и в оригинале: несколько персонажей даны непонятно зачем, у них всего лишь несколько реплик и даже запомнить их в лицо к концу фильма проблема (доктор Дорн); некоторые сцены показались ненужными и наигранными (сора Аркадиной с Шамраевым, например); знаменитый монолог Нины (как и многие другие театральные монологи, кстати) какой-то нарочито искусственный (хотя он очевидно переделан), вот говорят-говорят персонажи нормально, а тут бац, и вот это вот "Я - чайка...". Возможно, Майеру стоило отказаться от этого, чтобы фильм был чуть менее экранизацией "Чайки" и чуть более просто хорошей картиной, ценной и без связи с чеховским оригиналом. Но на выходе всё имеется: чайку-Нину жалко и Константина - тоже, Маша - депрессивная истеричка, Борису надавать бы по щам, и, что главное, всё это передано с живыми эмоциями, которых иногда так не хватает в подобных академичных киноработах.
Общее впечатление | Приходит как-то Чехов в гости к Станиславскому и говорит: поставь чайку. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7