Отзыв: Фильм "Рыцарь кубков" (2015) - Библия, Таро и Дао...
Достоинства: Много символики, простор для анализа и размышлений, красивейшие кадры и музыка
Недостатки: Не совсем продуманная композиция, не хватает оформленности
Рыцарь кубков - карта Таро, символизирующая молодого мужчину в поисках любви и развлечений. Легкомысленный ловелас.
Начну с того, что фильм "Рыцарь кубков" очень похож с фильмом "Песня за песней", над которыми Малик работал одновременно, только первый вышел в 2015 году, а второй - двумя годами позже. Наверное, режиссер задумывал какую-то связь между ними, либо хотел выразить одно и то же от лица разных героев, как бы потрогать слона с разных сторон. Но вышло так, что "Рыцарю" по большей части рукоплескали, а "Песню" критиковали. У меня после просмотра "Песня за песней" было скорее негативное ощущение. Причем я нашла там смысл, и довольно глубокий и близкий мне. Но композиция и средства передачи его мне не понравились категорически. "Рыцаря" посмотрела позже и получила полярно противоположное впечатление. Даже было такое чувство, что Малик через два года просто решил сыграть на успехе "Рыцаря" (хотя успех у узкого круга кинолюбителей довольно условный), и снял почти такое же кино, но намного хуже. И даже тех же актеров туда перетащил. А оказалось, что задуманы фильмы были одновременно.
Что интересно, Малик хотел Бэйла снять в главной роли и там, и там, но в "Песню" тот идти отказался, и его место занял Фассбендер. Полагаю, что у "Рыцаря" нет конца именно потому, что конец должен был быть в "Песне", но из-за отказа Бэйла продолжить работу персонаж был изменен - появился успешный и богатый музыкальный продюссер вместо такого же преуспевающего и востребованного сценариста. Оба страдают крайней степенью гедонизма, оба меняют женщин как перчатки, но если Рыцарь (Рик) вполне искренне ищет какую-то грань себя в каждой новой женщине, мечтая найти идеал, то продюсер Кук уже бесчувственно и хладнокровно "высасывает" каждую свою жертву... он одеревенел настолько, что уже забил на поиски себя. И, если у Рика мы видим глаза пилигрима в вечном поиске своего отечества (коего на Земле найти невозможно, ибо это временное пристанище), то у Кука холодные стеклянные глаза человека без души. Как мне кажется, было бы логично, если бы второй фильм был продолжением первого. Но получилось два самостоятельных фильма, только в одном есть начало и нет конца, а в другом - конец и нет начала. Из-за невозможности напрямую спросить Малика о том, верны ли мои догадки, оставлю их просто как размышления. Вообще, он предпочитает ничего не говорить о своих фильмах. Свое видение жизни он воплощает в кино, не дает интервью, ведет затворнический образ жизни. Но его стремление постоянно переделывать фильмы по ходу работы над ними и перетягивание актеров из одного фильма в другой лишний раз убеждают меня, что, начиная съемки фильма "Песня за песней" в 2011 году и "Рыцаря кубков" в 2013, автор был одержим одной и той же идеей, которая чуть по-разному оформилась у него в двух самостоятельных фильмах. Хотя я настоятельно рекомендую смотреть их как единое целое.
Подумать только: ведь Теренс Малик - тот же режиссер, что когда-то снял "Тонкую красную линию"... Очевидно, что теперь он использует свою свободу как автора, не побоюсь этого слова - Творца (ибо кино - это творчество), чтобы не следовать канонам, а говорить только то, что хочется сказать. Малик отказывается от привычных форм: у него кривая линза, отсутствие хронологической последовательности кадров, и нет сюжета как такового, нет истории персонажей... он режиссер-импрессионист, который стремится показать красоту и подвижность жизни. Но, вот что удивительно, за всеобщим торжеством жизни идет постоянный поиск смысла. Картины природы очень глубоки и атмосферны, и кажется, что в них есть покой и умиротворение. Картины города, богатства, роскоши, шикарных особняков и других явлений человеческой цивилизации - окутаны унынием и ощущением пустоты. Малик даже композициями саундтрека каждый раз подчеркивает свое отношение к тому, что создано Богом, и к тому, что создано человеком.
Кстати, о саундтреке - он просто шикарен. Здесь изобилие красивейших отрывков из классических произведений: "Пер Гюнт" Эдварда Грига, "Фантазия Таллиса" Ральфа Вогана Уильямса... кстати, Пер Гюнт, отправившийся в странствия по свету в поисках богатства, славы и любви, имеет так много общего с нашим Рыцарем кубков. Он также оставляет позади себя разбитые сердца доверчивых женщин, также получает все земные блага, которых искал. Но не находит в них радости и счастья. А самое главное - не находит себя... Словом, музыка в фильме звучит очень мощно.
Итак, движение жизни. Малик постоянно вводит в повествование еще одно главное действующее лицо - природу. Безликая природа - действующее лицо. Оксюморон. Но жизнь человека и его душевные состояния Малик раскрывает через ошеломительно красивые картины природы. Не важно - стихия это или покой. Статичная пустыня или динамичные гигантские волны, все сметающие на своем пути... они очень громко заявляют о себе, создавая одно из сильнейших впечатлений фильма.
Картины природы - не единственный инструмент, которым автор достигает ощущения движения жизни и неотвратимости бытия. По сути этой же цели служит и выбранная композиция - ни начала, ни конца. Нет конца - нет и сюжета. Есть только поиск смыслов и поток мыслей героев. Внутренние рассуждения. Исповедь.
С годами Малик оттачивает свой способ повествования. Он отсекает все лишнее для себя и оставляет то, что считает наиболее важным. И, скажем прямо, соединяет то, что соединить сложно. Монументальность и эпохальность природы и моментальность и кратковременность человеческой жизни. Сменяющимися кадрами Малик добивается ощущения быстротечности и нестабильности впечатлений, состояний героев, и вкрапление пейзажей создает контраст... мгновения и вечности. Как сказал преподобный Толлер в фильме Пола Шредера "Дневник пастыря" : "Oтчaяниe нaстoлько рaзвивaeт в чeлoвeке гoрдыню, что oн упивaeтся eю вмeсто тoгo, чтoбы признать, что Бoг гoрaздо сoзидaтeльнee нас"
Малик получил философское образование в Гарварде. И, как настоящий философ, он занимается постоянным поиском Бога. При этом, он обращается к разным религиям, но, судя по всему, христианство ему ближе всего. В его фильмах мы часто видим библейские образы. Конкретно в этом - притча о блудном сыне. Весь фильм пронизан христианскими размышлениями. Тут даже огромный кусок из 103 псалма цитируется. А Кристиан Бейл... мне кажется, он мог бы сыграть Христа во всех фильмах о Нем (Скорцезе, Гибсона, Дзефирелли...) - во всех существующих и тех, которые могли бы быть сняты... Этот его взгляд Чужака, человека не от мира сего, застрявшего в поисках плотских радостей, но влекомого в Небесное отечество... Еще ни разу я не пожалела о просмотре какого бы то ни было фильма с Бэйлом. Он везде настоящий и глубокий. Возможно, его участие сделало для меня фильм "Рыцарь кубков" серьезным и затягивающим с первых кадров. А вот "Песня за песней" казалась какой-то халтурой.
С Бэйлом все ясно - он выразителен, прекрасен и силен как актер. Его партнерши меняются так, что зрители не успевают запомнить их лиц. Сам наш главный герой воспринимает женщин проводниками энергии... По сути каждая женщина в жизни Рика - часть его самого. Он в поисках себя цепляется за очередную красавицу, которая символизирует только часть его личности, отражает какую-то его грань. И целое он опять не видит.
Одна говорит: "Дaвaй жить, кaк никто никoгдa не жил: грешнo, oтвaжнo..." Еще один библейский образ - соблазнительницы Евы. На фоне ее слова перекрывает закадровый голос, который рассказывает, как душа потеряла крылья и упала на землю, и каждый раз, видя прекрасных мужчину и женщину, вспоминает былую красоту небес... (образ грехопадения, изгнания из Рая). Эпизоды у Малика, кстати, часто накладываются один на другой. И тут важно, чтобы был хороший перевод. Иначе набор бессмысленных фраз будет только раздражать (как было у меня в "Песне"). Такое наложение как бы усиливает стремительный поток событий, мыслей, впечатлений.
Другая говорит: "Чего ты хочешь от меня? Зачаровать тебя?" Легкая игривая, как весенний ветерок. Чиста и свежа, как утренняя роса. Мимолетное впечатление... вот что нужно ему. Энергию жизни.
Третья: "Ты ведь в мирке фантазий живешь?" Он: "А ты нет?" Она: "Я тоже... Там интереснее"
Четвертая предана ему до самозабвения."Я тоже чужачка, пилигримка..."
Самый сильный и трогательный момент в фильме был для меня эпизод с бывшей женой (Кейт Бланшетт), здесь герой показывает максимум эмоций, здесь он говорит о любви, хотя и в прошедшем времени. Жалеет об утраченном, но понимает, что жизнь - поток, река, в которую дважды не войдешь. Этот эпизод глубоко пронзителен. Их пара тут просто на высоте. Каждый взгляд, каждое прикосновение... все очень выразительно и емко. "Будь со мной. Всегда..." - говорит он ей. А она:"Ты по-прежнему любовь всей моей жизни. Сказать ли тебе?"
Очень часто на протяжении фильма мы видим дорогу. Жизнь как дорога. Путь. И финальный кадр - снова дорога. Движение. Без начала и конца.
P.S.: Огромная благодарность за этот фильм Доктору Хранителю. Все-таки рекомендую его только тем людям, кто особенно любит копаться в религиозно-философской символике. Остальным, вероятно, будет скучно.
Начну с того, что фильм "Рыцарь кубков" очень похож с фильмом "Песня за песней", над которыми Малик работал одновременно, только первый вышел в 2015 году, а второй - двумя годами позже. Наверное, режиссер задумывал какую-то связь между ними, либо хотел выразить одно и то же от лица разных героев, как бы потрогать слона с разных сторон. Но вышло так, что "Рыцарю" по большей части рукоплескали, а "Песню" критиковали. У меня после просмотра "Песня за песней" было скорее негативное ощущение. Причем я нашла там смысл, и довольно глубокий и близкий мне. Но композиция и средства передачи его мне не понравились категорически. "Рыцаря" посмотрела позже и получила полярно противоположное впечатление. Даже было такое чувство, что Малик через два года просто решил сыграть на успехе "Рыцаря" (хотя успех у узкого круга кинолюбителей довольно условный), и снял почти такое же кино, но намного хуже. И даже тех же актеров туда перетащил. А оказалось, что задуманы фильмы были одновременно.
Что интересно, Малик хотел Бэйла снять в главной роли и там, и там, но в "Песню" тот идти отказался, и его место занял Фассбендер. Полагаю, что у "Рыцаря" нет конца именно потому, что конец должен был быть в "Песне", но из-за отказа Бэйла продолжить работу персонаж был изменен - появился успешный и богатый музыкальный продюссер вместо такого же преуспевающего и востребованного сценариста. Оба страдают крайней степенью гедонизма, оба меняют женщин как перчатки, но если Рыцарь (Рик) вполне искренне ищет какую-то грань себя в каждой новой женщине, мечтая найти идеал, то продюсер Кук уже бесчувственно и хладнокровно "высасывает" каждую свою жертву... он одеревенел настолько, что уже забил на поиски себя. И, если у Рика мы видим глаза пилигрима в вечном поиске своего отечества (коего на Земле найти невозможно, ибо это временное пристанище), то у Кука холодные стеклянные глаза человека без души. Как мне кажется, было бы логично, если бы второй фильм был продолжением первого. Но получилось два самостоятельных фильма, только в одном есть начало и нет конца, а в другом - конец и нет начала. Из-за невозможности напрямую спросить Малика о том, верны ли мои догадки, оставлю их просто как размышления. Вообще, он предпочитает ничего не говорить о своих фильмах. Свое видение жизни он воплощает в кино, не дает интервью, ведет затворнический образ жизни. Но его стремление постоянно переделывать фильмы по ходу работы над ними и перетягивание актеров из одного фильма в другой лишний раз убеждают меня, что, начиная съемки фильма "Песня за песней" в 2011 году и "Рыцаря кубков" в 2013, автор был одержим одной и той же идеей, которая чуть по-разному оформилась у него в двух самостоятельных фильмах. Хотя я настоятельно рекомендую смотреть их как единое целое.
Подумать только: ведь Теренс Малик - тот же режиссер, что когда-то снял "Тонкую красную линию"... Очевидно, что теперь он использует свою свободу как автора, не побоюсь этого слова - Творца (ибо кино - это творчество), чтобы не следовать канонам, а говорить только то, что хочется сказать. Малик отказывается от привычных форм: у него кривая линза, отсутствие хронологической последовательности кадров, и нет сюжета как такового, нет истории персонажей... он режиссер-импрессионист, который стремится показать красоту и подвижность жизни. Но, вот что удивительно, за всеобщим торжеством жизни идет постоянный поиск смысла. Картины природы очень глубоки и атмосферны, и кажется, что в них есть покой и умиротворение. Картины города, богатства, роскоши, шикарных особняков и других явлений человеческой цивилизации - окутаны унынием и ощущением пустоты. Малик даже композициями саундтрека каждый раз подчеркивает свое отношение к тому, что создано Богом, и к тому, что создано человеком.
Кстати, о саундтреке - он просто шикарен. Здесь изобилие красивейших отрывков из классических произведений: "Пер Гюнт" Эдварда Грига, "Фантазия Таллиса" Ральфа Вогана Уильямса... кстати, Пер Гюнт, отправившийся в странствия по свету в поисках богатства, славы и любви, имеет так много общего с нашим Рыцарем кубков. Он также оставляет позади себя разбитые сердца доверчивых женщин, также получает все земные блага, которых искал. Но не находит в них радости и счастья. А самое главное - не находит себя... Словом, музыка в фильме звучит очень мощно.
Итак, движение жизни. Малик постоянно вводит в повествование еще одно главное действующее лицо - природу. Безликая природа - действующее лицо. Оксюморон. Но жизнь человека и его душевные состояния Малик раскрывает через ошеломительно красивые картины природы. Не важно - стихия это или покой. Статичная пустыня или динамичные гигантские волны, все сметающие на своем пути... они очень громко заявляют о себе, создавая одно из сильнейших впечатлений фильма.
Картины природы - не единственный инструмент, которым автор достигает ощущения движения жизни и неотвратимости бытия. По сути этой же цели служит и выбранная композиция - ни начала, ни конца. Нет конца - нет и сюжета. Есть только поиск смыслов и поток мыслей героев. Внутренние рассуждения. Исповедь.
С годами Малик оттачивает свой способ повествования. Он отсекает все лишнее для себя и оставляет то, что считает наиболее важным. И, скажем прямо, соединяет то, что соединить сложно. Монументальность и эпохальность природы и моментальность и кратковременность человеческой жизни. Сменяющимися кадрами Малик добивается ощущения быстротечности и нестабильности впечатлений, состояний героев, и вкрапление пейзажей создает контраст... мгновения и вечности. Как сказал преподобный Толлер в фильме Пола Шредера "Дневник пастыря" : "Oтчaяниe нaстoлько рaзвивaeт в чeлoвeке гoрдыню, что oн упивaeтся eю вмeсто тoгo, чтoбы признать, что Бoг гoрaздо сoзидaтeльнee нас"
Малик получил философское образование в Гарварде. И, как настоящий философ, он занимается постоянным поиском Бога. При этом, он обращается к разным религиям, но, судя по всему, христианство ему ближе всего. В его фильмах мы часто видим библейские образы. Конкретно в этом - притча о блудном сыне. Весь фильм пронизан христианскими размышлениями. Тут даже огромный кусок из 103 псалма цитируется. А Кристиан Бейл... мне кажется, он мог бы сыграть Христа во всех фильмах о Нем (Скорцезе, Гибсона, Дзефирелли...) - во всех существующих и тех, которые могли бы быть сняты... Этот его взгляд Чужака, человека не от мира сего, застрявшего в поисках плотских радостей, но влекомого в Небесное отечество... Еще ни разу я не пожалела о просмотре какого бы то ни было фильма с Бэйлом. Он везде настоящий и глубокий. Возможно, его участие сделало для меня фильм "Рыцарь кубков" серьезным и затягивающим с первых кадров. А вот "Песня за песней" казалась какой-то халтурой.
С Бэйлом все ясно - он выразителен, прекрасен и силен как актер. Его партнерши меняются так, что зрители не успевают запомнить их лиц. Сам наш главный герой воспринимает женщин проводниками энергии... По сути каждая женщина в жизни Рика - часть его самого. Он в поисках себя цепляется за очередную красавицу, которая символизирует только часть его личности, отражает какую-то его грань. И целое он опять не видит.
Одна говорит: "Дaвaй жить, кaк никто никoгдa не жил: грешнo, oтвaжнo..." Еще один библейский образ - соблазнительницы Евы. На фоне ее слова перекрывает закадровый голос, который рассказывает, как душа потеряла крылья и упала на землю, и каждый раз, видя прекрасных мужчину и женщину, вспоминает былую красоту небес... (образ грехопадения, изгнания из Рая). Эпизоды у Малика, кстати, часто накладываются один на другой. И тут важно, чтобы был хороший перевод. Иначе набор бессмысленных фраз будет только раздражать (как было у меня в "Песне"). Такое наложение как бы усиливает стремительный поток событий, мыслей, впечатлений.
Другая говорит: "Чего ты хочешь от меня? Зачаровать тебя?" Легкая игривая, как весенний ветерок. Чиста и свежа, как утренняя роса. Мимолетное впечатление... вот что нужно ему. Энергию жизни.
Третья: "Ты ведь в мирке фантазий живешь?" Он: "А ты нет?" Она: "Я тоже... Там интереснее"
Четвертая предана ему до самозабвения."Я тоже чужачка, пилигримка..."
Самый сильный и трогательный момент в фильме был для меня эпизод с бывшей женой (Кейт Бланшетт), здесь герой показывает максимум эмоций, здесь он говорит о любви, хотя и в прошедшем времени. Жалеет об утраченном, но понимает, что жизнь - поток, река, в которую дважды не войдешь. Этот эпизод глубоко пронзителен. Их пара тут просто на высоте. Каждый взгляд, каждое прикосновение... все очень выразительно и емко. "Будь со мной. Всегда..." - говорит он ей. А она:"Ты по-прежнему любовь всей моей жизни. Сказать ли тебе?"
Очень часто на протяжении фильма мы видим дорогу. Жизнь как дорога. Путь. И финальный кадр - снова дорога. Движение. Без начала и конца.
P.S.: Огромная благодарность за этот фильм Доктору Хранителю. Все-таки рекомендую его только тем людям, кто особенно любит копаться в религиозно-философской символике. Остальным, вероятно, будет скучно.
Общее впечатление | Библия, Таро и Дао... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву33
На самом деле, фильм можно и глубже анализировать. Но я и так была многословна :)
Утащила Ваш отзыв в закладки, ёмко, есть над чем думать…
"говорить только то, что хочется сказать" - увы, такой свободы мы даже сами себе дать не можем: "и я смирял себя становясь…" и т.д.
Я тоже стал смотреть этот фильм из-за Бейла и не могу вспомнить ни одной картины с ним, просмотр которой не оправдал бы моих ожиданий. Не всё хочется пересматривать (например, "Спасительный рассвет" или "Машинист"), но Бейл давно и прочно занимает верхнюю строчку в списке моих любимых актёров.
Ещё раз: гигантский респект за отзыв. Браво! Сплав лирики, философии и аналитической мысли. Читать и перечитывать!