Отзыв: Экскурсия в пригород Олива (Оливское Аббатство) (Польша, Гданьск) - Случай на охоте, или архитектурно-парковый оазис Гданьска
Достоинства: приятное место с прекрасным памятником архитектуры и парком
Недостатки: не выявлено
Главные достопримечательности Гданьска «собраны» не только в его историческом центре. На северо-западе города, по дороге на Сопот, есть тихое, зеленое место с прекрасным высоким собором, дворцом и парком. Название этого места – Олива.
Нынешняя Олива представляет собой пригородный гданьский район, сохраняющий и довоенный дачно-курортный дух, и неспешное течение жизни, и приятную лесопарковую зону, и замечательные памятники старинной архитектуры. Приехав в Оливу из многолюдного, «перенаселенного» туристами центра, я чувствовала себя оказавшейся совсем в другом городе: зелень, уединение, свежий воздух и полный покой.
Происхождение названия «Олива» не установлено и по сей день. По одной из научно обоснованных версий – это постепенное искажение слова «Олава». Так называлось славянское поселение, существовавшее в древности неподалеку отсюда. Впрочем, правдоподобные и спорные версии практически полностью вытеснены эффектной легендой, которую в основном и рассказывают туристам. Однажды, в XII веке поморский князь Самбор (он же – Субислав) I надумал отправиться в эти края, чтобы поохотиться на оленя.
Традиционная для средних веков забава знатных людей едва не стоила князю жизни: во время охоты Самбор был ранен, и если бы не спасшие его местные жители, легко оказался бы на том свете. Ночью раненому Самбору приснился ангел с оливковой ветвью в руках. Позднее оправившийся от ранения князь воспринял увиденный сон как руководство к действию и принял решению основать на этой земле монастырь с названием Олива. Вот так, по приглашению Самбора сюда прибыли католические монахи-цистерцианцы (или, по-польски, цистерсы), с энтузиазмом взявшиеся за обустройство новой обители, вошедшей в историю Польши как Оливское Аббатство.
Возможно, я кого-то разочарую, но о земельных владениях и постройках Аббатства приходится в основном говорить в прошедшем времени. Аббатство постоянно страдало от войн, а произошедший в 70-х годах XVIII века так называемый Первый раздел Польши и вовсе привел к его ликвидации: указ прусского короля поставил жирную точку в истории данной обители, «прожившей» шесть с половиной столетий. Случилось это в XIX веке. В итоге мы можем любоваться только остатками былого богатства монахов-цистерцианцев.
Хотя справедливости ради надо сказать, что эти «остатки» очень красивы. Первый интересный объект «наследства» цистерцианцев, который, если не ошибаюсь, не пострадал от битв Второй Мировой войны (чего, к сожалению, нельзя сказать об остальной части Гданьска) – это Оливский Кафедральный собор (или Оливская Архикафедральная базилика).
Свой нынешний вид собор, освященный в честь Святой Троицы, Божией Матери и покровителя ордена цистерцианцев Святого Бернарда (отсюда, кстати, и другое название этого ордена – «бернардинцы») получил в XVII веке. Архитектура собора – это переплетение готики и барокко. Если говорить о его размерах, то он считается одним из самых длинных в Польше.
Первое, что впечатляет в облике этого храма – две башни, два тонких остроконечных «карандаша», взмывающих вверх и пронзающих небо. А дальше нас ждет роскошное внутреннее убранство, жемчужины барокко и рококо, появившееся благодаря настоятелям – аббатам А. Гацкому и Я. Рыбиньскому.
Главная «точка притяжения» – это, конечно же, богато украшенный главный алтарь, созданный в XVII веке (замечу, что кроме него, в соборе их 20). Над алтарем – великолепные белоснежные лепные облака с сидящими на них пророками, апостолами и ангелами. На алтарной картине, написанной А. Штехом, изображены покровители этого храма – Дева Мария и Святой Бернард.
Красота здесь действительно сопровождает на каждом шагу: прекрасные резные скамьи, картины и эпитафии, скульптурные композиции, портреты меценатов собора.
Эта кафедра с пышным декором появилась в период «правления» настоятеля Я. Рыбиньского, в XVIII веке.
Из представленной в храме резьбы по дереву более всего восхитил алтарь Святой Троицы, датируемый XVII веком.
Сначала я думала, что эта скульптурная композиция со сценой оплакивания Христа (с «подачи» итальянцев называемая «Пьета»), украшенная дивными боковыми золочеными «кружевами» изготовлена приблизительно в ту же эпоху, но оказалось, что "Пьета" появилась только в начале XX века.
А вот и главная цель большинства приходящих сюда пилигримов – икона Оливской Божией Матери:
Но самым ценным сокровищем Оливской базилики является уникальный орган работы мастеров Яна Вульфа и Фридерика Рудольфа Далитца (XVIII век), декорированный в стиле в стиле рококо. Орган уникален не только своими возможностями по воспроизведению звуков, но и подвижными украшениями, «оживающими» во время игры. Когда он звучит, то звезды, колокольчики и трубы, находящиеся в руках у ангелов, приходят в движение. В центре органа – витраж, изображающий Деву Марию с младенцем Иисусом.
После осмотра Оливского собора мы с удовольствием погуляли по довольно большому очаровательному парку с Дворцом Аббатов. В действительности, Дворец Аббатов является репликой старинного здания, разрушенного во время Второй Мировой войны.
К духовенству сейчас он никакого отношения не имеет: в нем находится Отдел Современного искусства национального Музея Гданьска. Первоначально данное здание действительно строилось как резиденция настоятелей Аббатства. Строительство начали в XV веке в готическом стиле. Далее облик дворца постепенно менялся, и к 50-м годам XVIII века «трансформировался» в стиль рококо. После Первого раздела Польши дворец перешел в собственность известной прусской графско-княжеско-королевской династии Гогенцоллернов. А до Второй Мировой войны в нем также работал музей.
Гулять по бывшему парку Аббатства и вправду приятно. Парк появился в XVIII веке на месте бывшего сада цистерцианцев, разбитого для хозяйственных нужд. Значительный вклад в его создание внес один из упомянутых мной настоятелей Я. Рыбиньский.
Часть территории «оформлена» в английском стиле, часть – во французском. Проектировал парк приглашенный французский специалист Ля Нотр.
В парке можно увидеть эффектный, уходящий вдаль панорамный пруд;грабовую аллею, оранжерею, грот и небольшие водные каскады. Качество ухода за парком несомненно заслуживает похвал. Во время нашей прогулки на его территории была почти идеальная чистота. Все аккуратно подстрижено и полито на совесть.
Перед посещением парка у меня вылетело из головы, что если в нем имеется пруд, то, по идее, должны быть и утки. Поэтому мы прибыли к ним с пустыми руками. С другой стороны, в ряде стран кормление водоплавающих в общественных местах вообще возбраняется.
Считается, что птицы из-за этого отучаются добывать себе пропитание, перестают контролировать объем съеденного, что отражается состоянии их здоровья, а также утрачивают присущие им инстинкты. И, кроме того, недоеденный ими хлеб будет загрязнять водоемы. Между прочим, в Оливе существует и зоопарк, но территориально – это другое место, и абсолютно другая, не связанная с Аббатством история.
Так что, если в какой-то момент вы устанете от шумного центра Гданьска или соберетесь проехать в Сопот, я думаю, имеет смысл заодно навестить и этот зеленый оазис «Янтарной столицы» Польши.
Нынешняя Олива представляет собой пригородный гданьский район, сохраняющий и довоенный дачно-курортный дух, и неспешное течение жизни, и приятную лесопарковую зону, и замечательные памятники старинной архитектуры. Приехав в Оливу из многолюдного, «перенаселенного» туристами центра, я чувствовала себя оказавшейся совсем в другом городе: зелень, уединение, свежий воздух и полный покой.
Происхождение названия «Олива» не установлено и по сей день. По одной из научно обоснованных версий – это постепенное искажение слова «Олава». Так называлось славянское поселение, существовавшее в древности неподалеку отсюда. Впрочем, правдоподобные и спорные версии практически полностью вытеснены эффектной легендой, которую в основном и рассказывают туристам. Однажды, в XII веке поморский князь Самбор (он же – Субислав) I надумал отправиться в эти края, чтобы поохотиться на оленя.
Традиционная для средних веков забава знатных людей едва не стоила князю жизни: во время охоты Самбор был ранен, и если бы не спасшие его местные жители, легко оказался бы на том свете. Ночью раненому Самбору приснился ангел с оливковой ветвью в руках. Позднее оправившийся от ранения князь воспринял увиденный сон как руководство к действию и принял решению основать на этой земле монастырь с названием Олива. Вот так, по приглашению Самбора сюда прибыли католические монахи-цистерцианцы (или, по-польски, цистерсы), с энтузиазмом взявшиеся за обустройство новой обители, вошедшей в историю Польши как Оливское Аббатство.
Возможно, я кого-то разочарую, но о земельных владениях и постройках Аббатства приходится в основном говорить в прошедшем времени. Аббатство постоянно страдало от войн, а произошедший в 70-х годах XVIII века так называемый Первый раздел Польши и вовсе привел к его ликвидации: указ прусского короля поставил жирную точку в истории данной обители, «прожившей» шесть с половиной столетий. Случилось это в XIX веке. В итоге мы можем любоваться только остатками былого богатства монахов-цистерцианцев.
Хотя справедливости ради надо сказать, что эти «остатки» очень красивы. Первый интересный объект «наследства» цистерцианцев, который, если не ошибаюсь, не пострадал от битв Второй Мировой войны (чего, к сожалению, нельзя сказать об остальной части Гданьска) – это Оливский Кафедральный собор (или Оливская Архикафедральная базилика).
Свой нынешний вид собор, освященный в честь Святой Троицы, Божией Матери и покровителя ордена цистерцианцев Святого Бернарда (отсюда, кстати, и другое название этого ордена – «бернардинцы») получил в XVII веке. Архитектура собора – это переплетение готики и барокко. Если говорить о его размерах, то он считается одним из самых длинных в Польше.
Первое, что впечатляет в облике этого храма – две башни, два тонких остроконечных «карандаша», взмывающих вверх и пронзающих небо. А дальше нас ждет роскошное внутреннее убранство, жемчужины барокко и рококо, появившееся благодаря настоятелям – аббатам А. Гацкому и Я. Рыбиньскому.
Главная «точка притяжения» – это, конечно же, богато украшенный главный алтарь, созданный в XVII веке (замечу, что кроме него, в соборе их 20). Над алтарем – великолепные белоснежные лепные облака с сидящими на них пророками, апостолами и ангелами. На алтарной картине, написанной А. Штехом, изображены покровители этого храма – Дева Мария и Святой Бернард.
Красота здесь действительно сопровождает на каждом шагу: прекрасные резные скамьи, картины и эпитафии, скульптурные композиции, портреты меценатов собора.
Эта кафедра с пышным декором появилась в период «правления» настоятеля Я. Рыбиньского, в XVIII веке.
Из представленной в храме резьбы по дереву более всего восхитил алтарь Святой Троицы, датируемый XVII веком.
Сначала я думала, что эта скульптурная композиция со сценой оплакивания Христа (с «подачи» итальянцев называемая «Пьета»), украшенная дивными боковыми золочеными «кружевами» изготовлена приблизительно в ту же эпоху, но оказалось, что "Пьета" появилась только в начале XX века.
А вот и главная цель большинства приходящих сюда пилигримов – икона Оливской Божией Матери:
Но самым ценным сокровищем Оливской базилики является уникальный орган работы мастеров Яна Вульфа и Фридерика Рудольфа Далитца (XVIII век), декорированный в стиле в стиле рококо. Орган уникален не только своими возможностями по воспроизведению звуков, но и подвижными украшениями, «оживающими» во время игры. Когда он звучит, то звезды, колокольчики и трубы, находящиеся в руках у ангелов, приходят в движение. В центре органа – витраж, изображающий Деву Марию с младенцем Иисусом.
После осмотра Оливского собора мы с удовольствием погуляли по довольно большому очаровательному парку с Дворцом Аббатов. В действительности, Дворец Аббатов является репликой старинного здания, разрушенного во время Второй Мировой войны.
К духовенству сейчас он никакого отношения не имеет: в нем находится Отдел Современного искусства национального Музея Гданьска. Первоначально данное здание действительно строилось как резиденция настоятелей Аббатства. Строительство начали в XV веке в готическом стиле. Далее облик дворца постепенно менялся, и к 50-м годам XVIII века «трансформировался» в стиль рококо. После Первого раздела Польши дворец перешел в собственность известной прусской графско-княжеско-королевской династии Гогенцоллернов. А до Второй Мировой войны в нем также работал музей.
Гулять по бывшему парку Аббатства и вправду приятно. Парк появился в XVIII веке на месте бывшего сада цистерцианцев, разбитого для хозяйственных нужд. Значительный вклад в его создание внес один из упомянутых мной настоятелей Я. Рыбиньский.
Часть территории «оформлена» в английском стиле, часть – во французском. Проектировал парк приглашенный французский специалист Ля Нотр.
В парке можно увидеть эффектный, уходящий вдаль панорамный пруд;грабовую аллею, оранжерею, грот и небольшие водные каскады. Качество ухода за парком несомненно заслуживает похвал. Во время нашей прогулки на его территории была почти идеальная чистота. Все аккуратно подстрижено и полито на совесть.
Перед посещением парка у меня вылетело из головы, что если в нем имеется пруд, то, по идее, должны быть и утки. Поэтому мы прибыли к ним с пустыми руками. С другой стороны, в ряде стран кормление водоплавающих в общественных местах вообще возбраняется.
Считается, что птицы из-за этого отучаются добывать себе пропитание, перестают контролировать объем съеденного, что отражается состоянии их здоровья, а также утрачивают присущие им инстинкты. И, кроме того, недоеденный ими хлеб будет загрязнять водоемы. Между прочим, в Оливе существует и зоопарк, но территориально – это другое место, и абсолютно другая, не связанная с Аббатством история.
Так что, если в какой-то момент вы устанете от шумного центра Гданьска или соберетесь проехать в Сопот, я думаю, имеет смысл заодно навестить и этот зеленый оазис «Янтарной столицы» Польши.
Год посещения | 2008 |
Общее впечатление | Случай на охоте, или архитектурно-парковый оазис Гданьска |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву43
Собор очень оригинальный, красивый, особенно внутреннее убранство.
И парк с Дворцом - такая красота,размеренность и достоинство