Отзыв: Церковь Сан Игнасио Оливелла (Италия, Палермо) - Красота-то какая! Настоящая действующая церковь ордена в Палермо!
Достоинства: Удивительная церковь, которой 4 века, действующая до сих пор, прекрасная сохранность и полное отсутствие толп туристов!
Недостатки: не понятно как работает!
Приветствую всех читателей полезного сервиса Отзовик!
Мое путешествие по Сицилии было больше полугода назад, но воспоминания о нем греют сердце и душу до сих пор. Сицилия похожа на фирменное слоеное пирожное, где каждый из слое отвечает за свою эпоху, культурный слой или определенную историческую личность.
Одним из потрясений для меня было то, что я узнала и на конкретных примерах увидела, как была секуляризована церковная собственность и распущены монашеские ордена в середине 19 века - а это происходило в таком религиозном обществе, как в Италии! Вот в таких храмах и монастырях мы часто бывали.
По нашему расписанию у нас было посещение Регионального археологического музея Антония Салинаса, а после прогуляться по прекрасному кварталу Кальса.
Но выйдя на площадь Оливелла к 9 утра, мы увидели такую изумительную церковь, что решили обязательно туда зайти и осмотреть ее изнутри после посещения музея.
Карты показывали, что это Церковь Святого Игнасио, значит тут недалеко должен быть Ораторий Святой Екатерины Александрийской, который мы тоже хотели посетить, но до него мы не дошли вообще...
Как я ранее писала, Кальса - это один из самых старых кварталов Палермо, где ранее жили арабы, а потом после прихода норманнов обосновались потомки этих завоевателей. В этом районе смешивается архитектура неимоверно: есть романские храмы, древние церкви, а также рынок, на котором торгуют уже около тысячи лет.
Так вот история этого здания церкви и здания музея по соседству связаны и начинаются с 16 века, когда тут организовывают монастырь и при нем церковь.
Бесспорно, фасад и внутреннее убранство этой удивительной церкви - это чистое и прекрасное сицилийское барокко, ну я что еще может быть на сицилии, кроме как не этот прекрасный стиль, которым можно восхищаться и наслаждаться всегда!
Также он очень схож с Церковью Святого Доминика в Палермо: это трехуровневый фасад, на каждом этаже расположены свои скульптурные композиции, а также две симметрично расположенные от входа башни - колокольни, фасад как бы подпирают с каждого края по две мощных колонны, которые отражаются и на втором ярусе. Может быть я надумываю, но существовали стандарты фасада барочных церквей? Так как Сан Дименико - церковь принадлежащая доминиканцам, а это одному из ответвлению бенедиктинцев...?
Но герб данного ордена точно нам говорит о принадлежности сего здания.
Когда мы вошли во внутрь, то ожидали, что сейчас попросят нас заплатить два евро за вход, но как оказалось, раз церковь действующая, то без бесплатный! Не задолго до нашего входа тут закончилась утренняя месса, прихожане разошлись, и церковь было абсолютно пустая! Это ли не счастье, когда можно спокойно и без посторонних все осмотреть!
Внутри нас ждало некое эстетическое потрясение, поскольку я не ожидала увидеть такой изумительной и прекрасной церкви!
Храм предстал перед нами всей своей красотой и роскошью. Классическая планировка на три нефа: один центральный и самый высокий и по краям расположены боковые нефы. Вроде тут ничего нового, а вот тут уже присматриваются черты ренессанса, вот в этом высоченном своде, а также тонких мраморных серых колоннах, которые поддерживают своды боковых капелл.
В Палермо разработано несколько туристических маршрутов, пройдя по которым можно увидеть разные эпохи и стили: арабо-норманнским, барочным.
Но я не видела маршрут по действующим церквям столицы, и если бы такой путь был создан, то включение этой церкви в него было бы вполне логичным: по сохранности и идеальному состоянию она может стать некой изюминкой Палермо.
Как потом я узнала, о эта церковь является основной для бенедиктинского ордена, и до сих пор тут проводят службы монахи-бенедектинцы. Но вот опять такой контраст Палермо - выходишь из церкви, а тут сразу расположились кафе, рестораны, причем одни из самых вкусных в столице!
Когда мы смотрели на храм с улицы, то даже не представляли, что внутри нас ожидает совершенно изумительная по красоте церковь, где внутри сосредоточены сплошные сокровища изобразительного и прикладного искусства от гениев своего времени с 16 по 18 века.
В большинстве барочных храмов, которые не перестраивались с момента постройки, своды боковых капелл всегда декорированы крайне занятно и интересно: это просто какие-то огромные потолочные полотна, которые показывают сцены из Библии или Евангелия. А тут вот такой сложный геометрический рисунок, как переработка мусульманского наследия этого города.
Боковые нефы содержат по 10 капелл, которые посвящены святым или определенным сюжетам. Эти боковые проходы по высоте несколько ниже - порядка четырех метров в высоту. И когда стоишь под сводами этой колоннады, то просто ощущаешь такой нереальный контраст высоты нефов.
В этом храме можно увидеть все элементы сицилийского барокко: изумительно украшенные своды арок, богато декорированные капеллы мрамором и другими полудрагоценными камнями, изысканный составной декор, а также огромное количество лепнины и статуй.
Ну, и про красочные яркие полы со сложными растительными узорами забывать не надо!
Все десять капелл удивительны, причем ни одна из них не повторяется, такое ощущение, что этим архитекторы и скульпторы показывали уникальность каждой персоны, а также использование разных фактур и отделки часовен давало архитектурное разнообразие церкви.
Так как пройти по проходу центрального нефа было невозможно, то осмотр церкви мы начали именно с левого нефа. Но сказать, что какая-то из капелл мне не понравилась, я не могу.
Внутри каждой часовни все все поверхности максимально декорированы: колонны из цветного мрамора: зеленого, черного, красного, алтари из гранита и змеевика, которые поддерживают позолоченные тимпаны.
Мне известно, что многие палермские семьи тратили большие суммы на благотворительность, чтоб потом быть захороненными в одной из часовен. Так вот капелла Святого Распятия, по-моему, является самой богатой и шикарной: замысловато украшенный потолок, резные колонны из итальянского мрамора, и также скульптура Иисуса, помещенная на медный фон, над которым расположено позолоченное закрытое окно.
Вот рядом располагается капелла основателю бенедиктинского ордена и явления ему Богородицы, и она тоже роскошна: великолепные статуи, словно живые, замысловатый узор из порфира и белого мрамора. И это великолепие двух капелл даже не контрастирует между собой! Вот выдержана какая-то грань между вычурностью и некой разумностью.
Как замечательно, что эта роскошь не огорожена металлической решеткой до самого потолка. И каждый желающий может подойти к мраморной балюстраде и рассмотреть все внимательно или даже преклонить колени и помолиться.
Представляете вот этот составной узор из разных видом материалов, и погруженный туда камней -и такая сложная мозаика встречается практически на каждой колонне боковых капелл!
Так как в основании церкви лежит классический крест, то в окончании его концов располагаются один из самых важный капелл, очень часто это могут быть посвящены Деве Марии, Святого-покровителя ордена или его основателя.
А я опять изумляюсь высоте сводов этой церкви, вроде возводили ее в 16 и 17 веках без каких-то специальных подъемных механизмов и строительных кранов - а получилась вот такая красота!
Мы сели на скамеечку напротив алтаря, чтоб с тишине немного переварить такую красоту. Но тут раздался храп - вот этот ответственного мужчину сморило и он немного прикорнул на рабочем месте. Так что ничего человеческого служителям не чуждо!
Алтарная часть тут вообще какое-то сплошное произведение искусства!
Вот каждый храм на Сицилии прекрасен, а его алтарь - так это просто что-то уникальное!
Вот когда я смотрела на эти мощные колонны- основания из мрамора, то в моей памяти всплывали воспоминания храмов, которые были реконструированы уже неоклассическом стиле. Что-то в этом отзыве я часто употребляю слово "мрамор"...?
Также мне удивительным показалось, что купол расположен не над алтарем, а в трансепте.
А вообще эта часть напоминает мини-церковь в основном храме: этакий микс барокко и неоклассики.
Расположенная огромная прекрасная картина Триуфа Девы Марии, для меня очень понятен женский культ, так как даже покровительницей этого города является прекрасная Розалия.
На Сицилии меня всегда удивляли скульптуры - они настолько качественно выполнены и даже можно считать эмоции, что встает только вопрос - насколько высококлассным должен быть скульптор, который выполнил это! Четыре главных евангелиста: Петр, Павел, Лука и другого я так и не различила.
Удивительное - рядом! Не имя такого развития науки, но так спроектировать окна в церкви, что в определенный час солнечные лучи освещают только необходимую часть алтаря или даже расположенную там скульптуру!
В противоположной части мужского трапсепта расположена его женская часть - тут удивительная картина картина 17 века, а также статуи посвященные Деве Марии Ангелов.
В трансепте расположены хоры, где располагались монахи, которые приходили на службы и пели в ее время. Насколько сейчас они задействованы - я сказать не могу, так как расписания служб нет, как и не понятно проходят ли тут органные концерты.
Хотя трубы этого клавишно-духового инструмента присутствуют. Вот интересно, какая тут акустика и звучит это мощный инструмент в том здании?
Самое интересное, но своды потолка трансепта со стороны мужской части прекрасно расписан всякими сюжетами из Библии - сюжеты из жизни Девы Марии, поклонение волхвов, а вот женской правой части - эти квадраты пустые.
Так вот пока служитель мирно посапывал на стуле, в храм вошла пара и подошла к нему, чтоб договориться о свидании, так он мило так открыл глазки, что-то с ними обсудил, потом записал в большую амбарную тетрадь. Пара вышла, но на служителя опять напала нега и он погрузился в нее. НА дворе 21 век - а сюда, как и прежде приходят пары, чтоб выбрать день свадьбы и венчаться в храме!
В отличие от романских или готических церквей, то тут отсутствуют витражи, которые я очень люблю рассматривать! В них есть определённое очарование: высокие окна, застекленные цветными насыщенными стеклами, создают совершенно таинственную атмосферу в храме. В тут всего шесть окон с каждой стороны и по одному окну в торце здания.
Вот в барочном храме конечно главное - то насыщенность поверхности: на ней должны располагаться и фрески, и декоративные скульптурные элементы и сверху обязательно позолота.
Присмотритесь, какие милые и невероятно обаятельные ангелочки: они играют, что-то несут, танцуют! Хоть к этой церкви не имеет никакое отношение семья Серпотто, но все равно удивительные путти тут есть!
Некоторые капеллы в церкви уж очень "свежие": это видно по изображениям и оттенкам камня в отделке, возможно, эта церковь была перестроена в начале прошлого века, а может быть она стала жертвой бомбардировки во Второй Мировой Войне, когда многие здания были разрушены, а на церкви были сброшены авиационные бомбы.
Тут можно оставить пожертвование, опустив монетки в купюроприемник, после чего свеча загорится, а восковых свечей тут нет. Но если вам это не нравиться, то можно опустить денежку в специальную коробочку.
В церкви есть мозаики 16 века, возможно для церквей Палермо - этим не удивить, но сейчас все оригинальные мозаики подлежат внесению в реестр, а там и докультурного наследство недалеко!
Вот такой сложный мультиколорный узор из мрамора, порфира и не могу сказать какого камня (вот этого золотистого) собран из такого большого количества материалов, что может только удивлять! Под действие времени и грязных рук человеческих некоторые детали стали уже не такими белоснежными, но я не смогла, чтоб не потрогать этот холодный мрамор, которому уже более трех веков!
Еще раз повторяю, что это все было собрано вручную мастерами: вот так скрупулезно и доточно они выполнили такую красоту! А мы иногда и коробку пазлов собрать не можем...
И тут мы тоже увидели захоронения патронов этой церкви, это были богатые и знатные люди, причем такая традиция прослеживается до сих пор, например, в церкви Сан Доменико упокоился судья Джованни Фальконе, которого подорвали в машине в 80-х годах прошлого века.
Как потом оказалось, то не все местные бывали в этом храме, и многие думают, что он просто закрыт! А мы смогли его посетить абсолютно, как местные жители! Мне кажется, что это небольшое чудо!
Церковь мне очень понравилась, так как внутри ощущается просто какие-то потрясающая атмосфера спокойствия и умиротворения. Для души - это прекрасное место, где можно посидеть и привести в порядок свои мысли, а вот для глаз - это истинное наслаждение: такое медовое барокко с невероятно тонкими декоративными элементами никого не оставит равнодушным!
Буду ли я рекомендовать - конечно, ДА! Мне еще раз хочется приехать в Палермо и это место будет в моем следующем списке!
Всем удивительный путешествия и новых открытий!
Мое путешествие по Сицилии было больше полугода назад, но воспоминания о нем греют сердце и душу до сих пор. Сицилия похожа на фирменное слоеное пирожное, где каждый из слое отвечает за свою эпоху, культурный слой или определенную историческую личность.
Одним из потрясений для меня было то, что я узнала и на конкретных примерах увидела, как была секуляризована церковная собственность и распущены монашеские ордена в середине 19 века - а это происходило в таком религиозном обществе, как в Италии! Вот в таких храмах и монастырях мы часто бывали.
По нашему расписанию у нас было посещение Регионального археологического музея Антония Салинаса, а после прогуляться по прекрасному кварталу Кальса.
Но выйдя на площадь Оливелла к 9 утра, мы увидели такую изумительную церковь, что решили обязательно туда зайти и осмотреть ее изнутри после посещения музея.
Карты показывали, что это Церковь Святого Игнасио, значит тут недалеко должен быть Ораторий Святой Екатерины Александрийской, который мы тоже хотели посетить, но до него мы не дошли вообще...
Как я ранее писала, Кальса - это один из самых старых кварталов Палермо, где ранее жили арабы, а потом после прихода норманнов обосновались потомки этих завоевателей. В этом районе смешивается архитектура неимоверно: есть романские храмы, древние церкви, а также рынок, на котором торгуют уже около тысячи лет.
Так вот история этого здания церкви и здания музея по соседству связаны и начинаются с 16 века, когда тут организовывают монастырь и при нем церковь.
Бесспорно, фасад и внутреннее убранство этой удивительной церкви - это чистое и прекрасное сицилийское барокко, ну я что еще может быть на сицилии, кроме как не этот прекрасный стиль, которым можно восхищаться и наслаждаться всегда!
Также он очень схож с Церковью Святого Доминика в Палермо: это трехуровневый фасад, на каждом этаже расположены свои скульптурные композиции, а также две симметрично расположенные от входа башни - колокольни, фасад как бы подпирают с каждого края по две мощных колонны, которые отражаются и на втором ярусе. Может быть я надумываю, но существовали стандарты фасада барочных церквей? Так как Сан Дименико - церковь принадлежащая доминиканцам, а это одному из ответвлению бенедиктинцев...?
Но герб данного ордена точно нам говорит о принадлежности сего здания.
Когда мы вошли во внутрь, то ожидали, что сейчас попросят нас заплатить два евро за вход, но как оказалось, раз церковь действующая, то без бесплатный! Не задолго до нашего входа тут закончилась утренняя месса, прихожане разошлись, и церковь было абсолютно пустая! Это ли не счастье, когда можно спокойно и без посторонних все осмотреть!
Внутри нас ждало некое эстетическое потрясение, поскольку я не ожидала увидеть такой изумительной и прекрасной церкви!
Храм предстал перед нами всей своей красотой и роскошью. Классическая планировка на три нефа: один центральный и самый высокий и по краям расположены боковые нефы. Вроде тут ничего нового, а вот тут уже присматриваются черты ренессанса, вот в этом высоченном своде, а также тонких мраморных серых колоннах, которые поддерживают своды боковых капелл.
В Палермо разработано несколько туристических маршрутов, пройдя по которым можно увидеть разные эпохи и стили: арабо-норманнским, барочным.
Но я не видела маршрут по действующим церквям столицы, и если бы такой путь был создан, то включение этой церкви в него было бы вполне логичным: по сохранности и идеальному состоянию она может стать некой изюминкой Палермо.
Как потом я узнала, о эта церковь является основной для бенедиктинского ордена, и до сих пор тут проводят службы монахи-бенедектинцы. Но вот опять такой контраст Палермо - выходишь из церкви, а тут сразу расположились кафе, рестораны, причем одни из самых вкусных в столице!
Когда мы смотрели на храм с улицы, то даже не представляли, что внутри нас ожидает совершенно изумительная по красоте церковь, где внутри сосредоточены сплошные сокровища изобразительного и прикладного искусства от гениев своего времени с 16 по 18 века.
В большинстве барочных храмов, которые не перестраивались с момента постройки, своды боковых капелл всегда декорированы крайне занятно и интересно: это просто какие-то огромные потолочные полотна, которые показывают сцены из Библии или Евангелия. А тут вот такой сложный геометрический рисунок, как переработка мусульманского наследия этого города.
Боковые нефы содержат по 10 капелл, которые посвящены святым или определенным сюжетам. Эти боковые проходы по высоте несколько ниже - порядка четырех метров в высоту. И когда стоишь под сводами этой колоннады, то просто ощущаешь такой нереальный контраст высоты нефов.
В этом храме можно увидеть все элементы сицилийского барокко: изумительно украшенные своды арок, богато декорированные капеллы мрамором и другими полудрагоценными камнями, изысканный составной декор, а также огромное количество лепнины и статуй.
Ну, и про красочные яркие полы со сложными растительными узорами забывать не надо!
Все десять капелл удивительны, причем ни одна из них не повторяется, такое ощущение, что этим архитекторы и скульпторы показывали уникальность каждой персоны, а также использование разных фактур и отделки часовен давало архитектурное разнообразие церкви.
Так как пройти по проходу центрального нефа было невозможно, то осмотр церкви мы начали именно с левого нефа. Но сказать, что какая-то из капелл мне не понравилась, я не могу.
Внутри каждой часовни все все поверхности максимально декорированы: колонны из цветного мрамора: зеленого, черного, красного, алтари из гранита и змеевика, которые поддерживают позолоченные тимпаны.
Мне известно, что многие палермские семьи тратили большие суммы на благотворительность, чтоб потом быть захороненными в одной из часовен. Так вот капелла Святого Распятия, по-моему, является самой богатой и шикарной: замысловато украшенный потолок, резные колонны из итальянского мрамора, и также скульптура Иисуса, помещенная на медный фон, над которым расположено позолоченное закрытое окно.
Вот рядом располагается капелла основателю бенедиктинского ордена и явления ему Богородицы, и она тоже роскошна: великолепные статуи, словно живые, замысловатый узор из порфира и белого мрамора. И это великолепие двух капелл даже не контрастирует между собой! Вот выдержана какая-то грань между вычурностью и некой разумностью.
Как замечательно, что эта роскошь не огорожена металлической решеткой до самого потолка. И каждый желающий может подойти к мраморной балюстраде и рассмотреть все внимательно или даже преклонить колени и помолиться.
Представляете вот этот составной узор из разных видом материалов, и погруженный туда камней -и такая сложная мозаика встречается практически на каждой колонне боковых капелл!
Так как в основании церкви лежит классический крест, то в окончании его концов располагаются один из самых важный капелл, очень часто это могут быть посвящены Деве Марии, Святого-покровителя ордена или его основателя.
А я опять изумляюсь высоте сводов этой церкви, вроде возводили ее в 16 и 17 веках без каких-то специальных подъемных механизмов и строительных кранов - а получилась вот такая красота!
Мы сели на скамеечку напротив алтаря, чтоб с тишине немного переварить такую красоту. Но тут раздался храп - вот этот ответственного мужчину сморило и он немного прикорнул на рабочем месте. Так что ничего человеческого служителям не чуждо!
Алтарная часть тут вообще какое-то сплошное произведение искусства!
Вот каждый храм на Сицилии прекрасен, а его алтарь - так это просто что-то уникальное!
Вот когда я смотрела на эти мощные колонны- основания из мрамора, то в моей памяти всплывали воспоминания храмов, которые были реконструированы уже неоклассическом стиле. Что-то в этом отзыве я часто употребляю слово "мрамор"...?
Также мне удивительным показалось, что купол расположен не над алтарем, а в трансепте.
А вообще эта часть напоминает мини-церковь в основном храме: этакий микс барокко и неоклассики.
Расположенная огромная прекрасная картина Триуфа Девы Марии, для меня очень понятен женский культ, так как даже покровительницей этого города является прекрасная Розалия.
На Сицилии меня всегда удивляли скульптуры - они настолько качественно выполнены и даже можно считать эмоции, что встает только вопрос - насколько высококлассным должен быть скульптор, который выполнил это! Четыре главных евангелиста: Петр, Павел, Лука и другого я так и не различила.
Удивительное - рядом! Не имя такого развития науки, но так спроектировать окна в церкви, что в определенный час солнечные лучи освещают только необходимую часть алтаря или даже расположенную там скульптуру!
В противоположной части мужского трапсепта расположена его женская часть - тут удивительная картина картина 17 века, а также статуи посвященные Деве Марии Ангелов.
В трансепте расположены хоры, где располагались монахи, которые приходили на службы и пели в ее время. Насколько сейчас они задействованы - я сказать не могу, так как расписания служб нет, как и не понятно проходят ли тут органные концерты.
Хотя трубы этого клавишно-духового инструмента присутствуют. Вот интересно, какая тут акустика и звучит это мощный инструмент в том здании?
Самое интересное, но своды потолка трансепта со стороны мужской части прекрасно расписан всякими сюжетами из Библии - сюжеты из жизни Девы Марии, поклонение волхвов, а вот женской правой части - эти квадраты пустые.
Так вот пока служитель мирно посапывал на стуле, в храм вошла пара и подошла к нему, чтоб договориться о свидании, так он мило так открыл глазки, что-то с ними обсудил, потом записал в большую амбарную тетрадь. Пара вышла, но на служителя опять напала нега и он погрузился в нее. НА дворе 21 век - а сюда, как и прежде приходят пары, чтоб выбрать день свадьбы и венчаться в храме!
В отличие от романских или готических церквей, то тут отсутствуют витражи, которые я очень люблю рассматривать! В них есть определённое очарование: высокие окна, застекленные цветными насыщенными стеклами, создают совершенно таинственную атмосферу в храме. В тут всего шесть окон с каждой стороны и по одному окну в торце здания.
Вот в барочном храме конечно главное - то насыщенность поверхности: на ней должны располагаться и фрески, и декоративные скульптурные элементы и сверху обязательно позолота.
Присмотритесь, какие милые и невероятно обаятельные ангелочки: они играют, что-то несут, танцуют! Хоть к этой церкви не имеет никакое отношение семья Серпотто, но все равно удивительные путти тут есть!
Некоторые капеллы в церкви уж очень "свежие": это видно по изображениям и оттенкам камня в отделке, возможно, эта церковь была перестроена в начале прошлого века, а может быть она стала жертвой бомбардировки во Второй Мировой Войне, когда многие здания были разрушены, а на церкви были сброшены авиационные бомбы.
Тут можно оставить пожертвование, опустив монетки в купюроприемник, после чего свеча загорится, а восковых свечей тут нет. Но если вам это не нравиться, то можно опустить денежку в специальную коробочку.
В церкви есть мозаики 16 века, возможно для церквей Палермо - этим не удивить, но сейчас все оригинальные мозаики подлежат внесению в реестр, а там и докультурного наследство недалеко!
Вот такой сложный мультиколорный узор из мрамора, порфира и не могу сказать какого камня (вот этого золотистого) собран из такого большого количества материалов, что может только удивлять! Под действие времени и грязных рук человеческих некоторые детали стали уже не такими белоснежными, но я не смогла, чтоб не потрогать этот холодный мрамор, которому уже более трех веков!
Еще раз повторяю, что это все было собрано вручную мастерами: вот так скрупулезно и доточно они выполнили такую красоту! А мы иногда и коробку пазлов собрать не можем...
И тут мы тоже увидели захоронения патронов этой церкви, это были богатые и знатные люди, причем такая традиция прослеживается до сих пор, например, в церкви Сан Доменико упокоился судья Джованни Фальконе, которого подорвали в машине в 80-х годах прошлого века.
Как потом оказалось, то не все местные бывали в этом храме, и многие думают, что он просто закрыт! А мы смогли его посетить абсолютно, как местные жители! Мне кажется, что это небольшое чудо!
Церковь мне очень понравилась, так как внутри ощущается просто какие-то потрясающая атмосфера спокойствия и умиротворения. Для души - это прекрасное место, где можно посидеть и привести в порядок свои мысли, а вот для глаз - это истинное наслаждение: такое медовое барокко с невероятно тонкими декоративными элементами никого не оставит равнодушным!
Буду ли я рекомендовать - конечно, ДА! Мне еще раз хочется приехать в Палермо и это место будет в моем следующем списке!
Всем удивительный путешествия и новых открытий!
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2019 |
Общее впечатление | Красота-то какая! Настоящая действующая церковь ордена в Палермо! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву65
Очень меткое определение вы подобрали)
Спасибо.
А на бытовом уровне - удивительная придумка с загорающимися после пожертвования свечами. Это только в этой церкви или и в других тоже есть?