Отзыв: Книга "Сон смешного человека" - Федор Достоевский - Чудо Фёдора Михайловича о преображении Змия-Искусителя. Рождественская сказочка?
Достоинства: Глубокомысленное философское произведение замаскированное под слезливую сказку.
Недостатки: Не сразу удаётся распробовать.
С детства, с "чудесных школьных годов" мне вдалбливали в голову совершенно определённое представление об отечественной литературе и её классиках. Фёдор Михайлович Достоевский, конечно же, не был обойдён вниманием ни министерств образования, ни министерств культуры разных периодов истории моей родины. К счастью масштаб личности и творчества Достоевского не укладывается ни в какие казённые программы и формулировки, это явления неисчерпаемые. Вот и мой интерес к его произведениям не угас. Периодически возвращаюсь к хрестоматийным вещам и продолжаю открывать для себя ранее неизвестные мне шедевры.
Почему-то так получилось, что рассказ "Сон смешного человека. Фантастический рассказ" раньше не попадался на глаза. Только сейчас я с радостью и интересом открыла его для себя. Первоначальным толчком к прочтению было присутствие в названии слова "фантастический". Как-то не связывались вместе фантастика, как я привыкла её воспринимать, и Достоевский. Но интерес и радость от прочтения рассказа, от этого кажущегося противоречия, ничуть не уменьшились.
Радость порождена тем, что это ещё одно глубокое философское осмысление сущности человеческого существования в характерной для Фёдора Михайловича замечательной литературной форме. Особый интерес обусловлен несколькими моментами. Первый лежит на поверхности - интерес первооткрывателя, раньше я этого рассказа не читала. Следующий имеет гораздо более глубокий смысл. По первому впечатлению от прочтения мне показалось, что это раннее произведение одного из моих любимых авторов. По стилю изложения и сюжету рассказ напомнил первый роман Достоевского "Бедные люди", эдакая рождественская сказочка в духе стишка модного в XIX веке поэта Карла Александровича Петерсона: "Вечер был; сверкали звёзды; На дворе мороз трещал; Шёл по улице малютка, Посинел и весь дрожал...".
Я немало удивилась, узнав, что этот "фантастический рассказ" написан Фёдором Михайловичем на склоне лет за четыре года до смерти. Тем удивительнее показался мне стилистический возврат автора к началу творческого пути. Ведь у Достоевского Варенька из "Бедных людей" эволюционирует под гнётом жизненных реалий в Сонечку Мармеладову, Макар Девушкин в отца Мармеладовой, а Быков в Свидригайлова и, даже, в Парфёна Рогожина. Это открытие поначалу сбило меня с толку. Как, зачем, неужели "старик" впал в детство?! Да нет, не был он стариком, и до 60 не дотянул, а последний роман "Братья Карамазовы", завершённый за год до смерти, поставил его автора, по мнению современников, вровень с Шекспиром.
Правда, в этом рассказе все персонажи не называются автором по имени. Они исключительно типажи не нуждающиеся в личном имени. Такого обращения со своими героями у Достоевского я не припомню в других произведениях.
Значит чего-то я не заметила, не прониклась. Перечитала ещё раз и ещё. Да, непрост был Фёдор Михайлович. До конца дней своих сохранил он юношескую наивную веру в Человека и в чудо преображения оного в истинный венец творения. Но убедившись, что без Чуда преображение это невозможно и плата за Чудо должна быть вселенского масштаба, облёк этот "сон смешного человека" в оболочку "фантастического рассказа" с сюжетом рождественской сказочки. А темы и проблемы рассматривает Фёдор наш Михайлович самых что ни на есть космических масштабов, прикрывшись, полагаю для смеха, популярной мишурой.
Вся фантастика в рассказе исчерпывается путешествием главного героя через космическое пространство, привидевшееся ему во сне, на одно из параллельных воплощений нашей планеты. Всё остальное можно отнести к жанру философской притчи в форме рождественской сказочки.
Построено это произведение тоже не совсем обычно. По объёму это, несомненно, рассказ, а по форме смахивает на повесть или даже роман, где в один, вполне себе самостоятельный сюжет, встроен другой, не менее завершённый. Оба сюжета связаны автором в неразрывную по смыслу и содержанию малую литературную форму. По насыщенности авторских рассуждений, на поистине неисчерпаемую тему - стоит ли весь мир одной детской слезинки, можно назвать её мини-романом. Чуть позже эту тему, гораздо более пространно, Достоевский будет рассматривать в уже упомянутом мной романе "Братья Карамазовы".
Параллельно Фёдор Михайлович затрагивает ещё ряд основополагающих философских, мировоззренческих и религиозных проблем.
Он отвергает философию субъективного идеализма, по которой со смертью человека-субъекта исчезает вся реальность, весь мир. Отказ от такой философии спасает жизнь главного героя и помогает обрести ему смысл жизни.
Автор совершенно справедливо утверждает, что пророк или мессия воспринимаются большинством людей не иначе как "смешные люди", а их учения как завиральные. Обществу гораздо милее шарлатаны, предсказатели и кудесники всяких мастей, обещающие счастье прямо сейчас и за умеренную плату, лишь бы не утруждать себя ничем, не грузить.
Да и личность самого пророка/мессии совсем неоднозначна по Достоевскому. Для достижения катарсиса он должен пройти через испытание собственным самоубийством. И этого ещё недостаточно. Нужно, обернувшись Змием-Искусителем, пусть и ненамеренно, погубить целый мир Рая Земного. И всё это ради попытки исправить последствия созданной им же ситуации, в результате которой была пролита та самая детская слезинка.
Невольно приходит на ум теория "малых дел" Льва Николаевича Толстого и его отход от официальной православной доктрины. Когда два гения, а Достоевский и Толстой без сомнения ими являются, приходят к одинаковым выводам по такому важному вопросу как религия, есть о чём задуматься.
В смысле критического отношения к официальной церкви, впечатляет описание Потерянного Рая в рассказе. На параллельной Земле, куда главного героя после его мнимой смерти доставило некое "тёмное существо", царит подобие официального Рая. Справедливости ради необходимо отметить, что в этом раю присутствуют не только христианские черты, но и иудаистские, мусульманские и даже индуистские. Одним словом, обобщённое абсолютное счастье всего человечества. Но сколько же нелепостей в этом первобытном коммунизме описывает Достоевский! А самое главное, что этого растленного и погубленного главным героем "Рая" ничуть не жаль читателю, мне то уж точно. Весь погубленный фантазией автора "счастливый" мир не стоит детской слезинки из реального грешного жестокого мира живых людей.
Вот и получается, что фантастический перенос главного героя в виртуальный симулятор Эдемского сада и разрушение героем этого райского мира нужно только для того, чтобы убедить его в уникальности, неповторимости бренного существования в несправедливом, но реальном мире. А раз так, то единственным смыслом жизни совестливого человека в этом мире является бесконечная попытка уменьшить количество зла в мире проповедью единственно возможного средства - полюбить всех и учить всех любить друг друга, как себя самого.
Если когда нибудь эта смешная для большинства людей цель будет достигнута, человечество обратится в то самое первобытно-коммунистическое счастливое стадо, которое было показано главному герою на параллельной Земле. Снова явится Змий и всё повторится. А пресловутая детская слезинка лишь средство пробудить потерянную под гнётом внешних ужасных обстоятельств совесть. Ведь нужно же во что-то верить, а церковь, как общественный институт, думающего человека не устраивает. Вот гений Достоевского и пытался создать что-нибудь более подходящее для мотивации людей к жизни, а не к суициду.
Такое вот антиклерикальное мизантропическое философское произведение предложил нам Фёдор Михайлович на склоне жизненного пути. Во многие знания ничего, кроме печали, но жить надо! Как сказал уже в наше время Виктор Пелевин в книге "iPhuck10" устами компьютерной программы "жизнь ой, но да".
Почему-то так получилось, что рассказ "Сон смешного человека. Фантастический рассказ" раньше не попадался на глаза. Только сейчас я с радостью и интересом открыла его для себя. Первоначальным толчком к прочтению было присутствие в названии слова "фантастический". Как-то не связывались вместе фантастика, как я привыкла её воспринимать, и Достоевский. Но интерес и радость от прочтения рассказа, от этого кажущегося противоречия, ничуть не уменьшились.
Радость порождена тем, что это ещё одно глубокое философское осмысление сущности человеческого существования в характерной для Фёдора Михайловича замечательной литературной форме. Особый интерес обусловлен несколькими моментами. Первый лежит на поверхности - интерес первооткрывателя, раньше я этого рассказа не читала. Следующий имеет гораздо более глубокий смысл. По первому впечатлению от прочтения мне показалось, что это раннее произведение одного из моих любимых авторов. По стилю изложения и сюжету рассказ напомнил первый роман Достоевского "Бедные люди", эдакая рождественская сказочка в духе стишка модного в XIX веке поэта Карла Александровича Петерсона: "Вечер был; сверкали звёзды; На дворе мороз трещал; Шёл по улице малютка, Посинел и весь дрожал...".
Я немало удивилась, узнав, что этот "фантастический рассказ" написан Фёдором Михайловичем на склоне лет за четыре года до смерти. Тем удивительнее показался мне стилистический возврат автора к началу творческого пути. Ведь у Достоевского Варенька из "Бедных людей" эволюционирует под гнётом жизненных реалий в Сонечку Мармеладову, Макар Девушкин в отца Мармеладовой, а Быков в Свидригайлова и, даже, в Парфёна Рогожина. Это открытие поначалу сбило меня с толку. Как, зачем, неужели "старик" впал в детство?! Да нет, не был он стариком, и до 60 не дотянул, а последний роман "Братья Карамазовы", завершённый за год до смерти, поставил его автора, по мнению современников, вровень с Шекспиром.
Правда, в этом рассказе все персонажи не называются автором по имени. Они исключительно типажи не нуждающиеся в личном имени. Такого обращения со своими героями у Достоевского я не припомню в других произведениях.
Значит чего-то я не заметила, не прониклась. Перечитала ещё раз и ещё. Да, непрост был Фёдор Михайлович. До конца дней своих сохранил он юношескую наивную веру в Человека и в чудо преображения оного в истинный венец творения. Но убедившись, что без Чуда преображение это невозможно и плата за Чудо должна быть вселенского масштаба, облёк этот "сон смешного человека" в оболочку "фантастического рассказа" с сюжетом рождественской сказочки. А темы и проблемы рассматривает Фёдор наш Михайлович самых что ни на есть космических масштабов, прикрывшись, полагаю для смеха, популярной мишурой.
Вся фантастика в рассказе исчерпывается путешествием главного героя через космическое пространство, привидевшееся ему во сне, на одно из параллельных воплощений нашей планеты. Всё остальное можно отнести к жанру философской притчи в форме рождественской сказочки.
Построено это произведение тоже не совсем обычно. По объёму это, несомненно, рассказ, а по форме смахивает на повесть или даже роман, где в один, вполне себе самостоятельный сюжет, встроен другой, не менее завершённый. Оба сюжета связаны автором в неразрывную по смыслу и содержанию малую литературную форму. По насыщенности авторских рассуждений, на поистине неисчерпаемую тему - стоит ли весь мир одной детской слезинки, можно назвать её мини-романом. Чуть позже эту тему, гораздо более пространно, Достоевский будет рассматривать в уже упомянутом мной романе "Братья Карамазовы".
Параллельно Фёдор Михайлович затрагивает ещё ряд основополагающих философских, мировоззренческих и религиозных проблем.
Он отвергает философию субъективного идеализма, по которой со смертью человека-субъекта исчезает вся реальность, весь мир. Отказ от такой философии спасает жизнь главного героя и помогает обрести ему смысл жизни.
Автор совершенно справедливо утверждает, что пророк или мессия воспринимаются большинством людей не иначе как "смешные люди", а их учения как завиральные. Обществу гораздо милее шарлатаны, предсказатели и кудесники всяких мастей, обещающие счастье прямо сейчас и за умеренную плату, лишь бы не утруждать себя ничем, не грузить.
Да и личность самого пророка/мессии совсем неоднозначна по Достоевскому. Для достижения катарсиса он должен пройти через испытание собственным самоубийством. И этого ещё недостаточно. Нужно, обернувшись Змием-Искусителем, пусть и ненамеренно, погубить целый мир Рая Земного. И всё это ради попытки исправить последствия созданной им же ситуации, в результате которой была пролита та самая детская слезинка.
Невольно приходит на ум теория "малых дел" Льва Николаевича Толстого и его отход от официальной православной доктрины. Когда два гения, а Достоевский и Толстой без сомнения ими являются, приходят к одинаковым выводам по такому важному вопросу как религия, есть о чём задуматься.
В смысле критического отношения к официальной церкви, впечатляет описание Потерянного Рая в рассказе. На параллельной Земле, куда главного героя после его мнимой смерти доставило некое "тёмное существо", царит подобие официального Рая. Справедливости ради необходимо отметить, что в этом раю присутствуют не только христианские черты, но и иудаистские, мусульманские и даже индуистские. Одним словом, обобщённое абсолютное счастье всего человечества. Но сколько же нелепостей в этом первобытном коммунизме описывает Достоевский! А самое главное, что этого растленного и погубленного главным героем "Рая" ничуть не жаль читателю, мне то уж точно. Весь погубленный фантазией автора "счастливый" мир не стоит детской слезинки из реального грешного жестокого мира живых людей.
Вот и получается, что фантастический перенос главного героя в виртуальный симулятор Эдемского сада и разрушение героем этого райского мира нужно только для того, чтобы убедить его в уникальности, неповторимости бренного существования в несправедливом, но реальном мире. А раз так, то единственным смыслом жизни совестливого человека в этом мире является бесконечная попытка уменьшить количество зла в мире проповедью единственно возможного средства - полюбить всех и учить всех любить друг друга, как себя самого.
Если когда нибудь эта смешная для большинства людей цель будет достигнута, человечество обратится в то самое первобытно-коммунистическое счастливое стадо, которое было показано главному герою на параллельной Земле. Снова явится Змий и всё повторится. А пресловутая детская слезинка лишь средство пробудить потерянную под гнётом внешних ужасных обстоятельств совесть. Ведь нужно же во что-то верить, а церковь, как общественный институт, думающего человека не устраивает. Вот гений Достоевского и пытался создать что-нибудь более подходящее для мотивации людей к жизни, а не к суициду.
Такое вот антиклерикальное мизантропическое философское произведение предложил нам Фёдор Михайлович на склоне жизненного пути. Во многие знания ничего, кроме печали, но жить надо! Как сказал уже в наше время Виктор Пелевин в книге "iPhuck10" устами компьютерной программы "жизнь ой, но да".
Общее впечатление | Чудо Фёдора Михайловича о преображении Змия-Искусителя. Рождественская сказочка? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву35
А рассматриваемое произведение как-то прошло мимо меня. Как бы собраться вновь почитать Великих.
А рассказ достоин прочтения в любом виде, кроме, конечно, аудиокниги. Чтение много времени не займёт,чАса хватит.
Этакая встряска для души.
пожалуй, нужно расширять горизонты, начну со
Сна смешного человека, раз вы так его рекомендуете)
Спасибо Вам за прекрасный отзыв, который и отзывом-то язык не поворчивается назвать. Эссе с детальным анализом. Удовольствием было прочесть.
Одна знакомая мне говорила, что прочитала все собрание сочинений в 25 томах при выходе на пенсию. Поэтому мы о многих произведениях и не слышали даже.
Я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, — не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки.