Отзыв: Сериал "Немец" (2011) - Невероятные приключения немцев в Беларуси
Достоинства: Чисто, трогательно, искренне, патриотично, захватывающе, красиво...
Недостатки: Не обратила внимания
Здравствуйте, уважаемые читатели моего отзыва! На последних неделях аж 2019 года посмотрела очередной фильм из списка работ замечательного актёра Даниила Страхова. Белорусская картина "Немец" мне понравилась. Интересно стало с первых минут, когда молодой человек по имени Ральф Мюллер обнаружил убитым своего отца и понял, что гибель его связана с тайником, расположенным на территории Донского монастыря. Ральф срочно отправился в Москву на поиски тайника. И что бы он делал там, скажите мне, если бы по счастливой случайности не познакомился с молодым москвичом-бизнесменом Антоном Ушаковым?
Мне сразу понравился актёр, исполнивший две центральные роли в фильме, - немец Маркус Кунце. И солдат вермахта Рудольф Мюллер, чья молодость совпала с периодом второй мировой войны, и его потомок, живущий в начале XXI века в Германии, вызвали у меня приятие и симпатию. Оба - очень спокойные, добрые и воспитанные молодые люди, только вот деду выпала жестокая судьба служить в гитлеровской армии, как и миллионам таких же парней, разных по происхождению, воспитанию, характеру... Это для нас, россиян, в силу привычки смотреть на историю войны 1939-1945 г. г. преимущественно с одной точки зрения, все они были фашистами, но ведь за каждым немецким именем была своя судьба, как и за именем каждого советского солдата. И наверно быть орудием фашизма, оставаясь в душе Человеком, способным любить, - не меньшая трагедия, чем выпала на долю страдающей, но правой стороны в этой войне.
Актёры вообще понравились. Хотя бы тем, что много красивых лиц видела на экране: даже главный преступник Герберт Шерхорн оказался очень привлекательным молодым человеком. А уж Рита, его подруга, девушка поистине загадочная и представшая впоследствии в совершенно неожиданной роли, показалась мне настоящей красавицей (темноволосые люди скорее нравятся мне внешне, чем блондины, Рита же напомнила мне внешностью больше не немку, а какую-нибудь итальянку).
Понравился персонаж знакомого с детства Анатолия Кузнецова (знаменитого товарища Сухова из х/ф "Белое солнце пустыни") - бывший сотрудник спецслужб Сергей Сергеевич Тихонов, который самым крутым образом выручал главных героев в самых опасных ситуациях, появляясь, как настоящий супермен, то на бронированном авто, то на катере.
А уж об Антоне Ушакове, роль которого исполнил мой любимый актёр Даниил Страхов, и говорить нечего. Хотя и фильм "Немец" к самым заметным проектам его отнести нельзя, и роли у него есть несравненно ярче, сложнее, глубже, значительнее, чем эта, но смотрелось данное приключение мной с огромным удовольствием.
Во-первых, нельзя было пройти мимо основной темы этого хорошего фильма. Мимо Великой Отечественной войны, периоду которой уделена большая часть картины. Но не сами военные действия показаны здесь, а история, основанная на легенде об исчезновении в годы ВОВ православной святыни - Креста Евфросиньи Полоцкой, художественную версию которого представили в данном фильме.
Я давно не смотрела картины, посвящённые этой странице нашей истории. И, спустя время, стала больше обращать внимание не на те произведения, в которых отражаются непосредственно военные действия, а на истории отдельных людей: как они вели себя в те трагические дни, что думали, чувствовали...
Впервые поймала себя на том, что без содрогания (привычного с детства, когда приходилось смотреть "кино про войну") слышу немецкую речь и смотрю на автоматчиков в немецкой форме. Ушло ощущение животной паники, перестала "стыть кровь в жилах" (может, это генная память во мне говорила, разбуженная фильмами, ведь дедушки мои воевали, но даже звук немецких мотоциклов в картинах для меня звучал иначе, чем родных, - зловеще). Я наблюдала за сценой в монастыре в начале картины - и мне не было страшно. Потому что и служители монастыря, хотя и хотелось им жить, смерти не боялись - их спасала от страха вера. Вот такая произошла со мной терапия.
Удивляюсь себе: проработав много лет в выставочном отделе музея, как-то холодно отношусь я к теме поисков реликвий... Даже не вникала в эту часть истории. Для меня она стала только поводом к разговору о гораздо более важном. О том, что, во-вторых, привлекло и тронуло меня: тема человечности, которая не только в советских людях жила, но и в немцах. Мне вспомнились истории фронтовиков, живших в родном мне городе: например, рассказ о фашистском солдате, который спас от голодной смерти в концлагере моего земляка, об их встрече после войны, когда пленный немец строил наши дома, об их дружбе... Позже я посмотрела фильм "Зоннентау", где сердце не могли не задеть письма немецкого врача, лечившего тайком советских людей на оккупированной территории (уверена, и у этого врача был реальный прототип).
А здесь одним из самых запоминающихся стал поступок немецкого солдата Мюллера относительно мальчика Коли, мама которого - молодая женщина Катя Зайцева (великолепная актриса Виктория Толстоганова) - не только исполнилась благодарностью к "врагу", но и всей душой, по-настоящему, его полюбила.
Ещё одной интересной темой фильма обязана я персонажу второстепенному - бывшей жене Антона... Когда схлынули первые эмоции, я попыталась представить себе, что она должна была чувствовать, живя с мужчиной такого авантюрного склада. И стал мне ясен механизм превращения жены в "бывшую"... Сидишь себе так с любимым и с его "гостем из Германии" на террасе, пьёшь чай, любуешься закатом, и вдруг - джип, а в нём - головорезы с автоматами... Самое забавное, что всё так и было, только жене повезло - она уже год ходила в "бывших".
Если смотреть на всё только глазами современной женщины, то её безоговорочно понимаешь. Если смотреть моим собственным взглядом...
Это напомнило мне тему "продавца обоев" в замечательной картине "Инкассаторы", где любимая женщина упрекала героя Д. Страхова в его неспособности жить жизнью простого обывателя, с которым "не опасно завести детей" и т. п. Если бы она встретила Антона Ушакова, Вадим показался бы ей паинькой, хотя как раз авантюрист из фильма "Немец" напоминает такого паиньку гораздо больше (у меня же сердце сжалось от нежности при виде его ставящим свечку в храме). Антон настолько трогательный, чудесный, что теряешь дар речи и, забыв обо всём, любуешься тем, как он, не моргнув глазом, вызывается принять участие в приключениях, где каждая минута может стать для него последней, как через леса и поля тащит на себе малознакомого интуриста, как на слова "Вам придётся побыть приманкой" кротко заявляет: "Я готов"... И ни разу не вспыхивает в нём "шкурное", но такое естественное для обыкновенного человека чувство самосохранения, давно развернувшее бы его в сторону дома, ведь никто не упрекнул бы его за слова: "Разбирайтесь дальше без меня". Куда там?!
Но дух романтика и искателя приключений обязательно должен жить в мужчине: это - знак того, что он здоров душой. Если всё в жизни сложится, не обязательно проявление этого духа будет столь экстремальным, но, в любом случае, надо быть готовой, что любимый человек окажется не очень удобным - его, а заодно и близких, будет постоянно выбрасывать из "зоны комфорта". И если соседки сокрушаются, что мужья у них скучные, инертные и неповоротливые, то о своём романтике счастливая его половинка порой вздохнёт: "И чего ему на диване не лежится?"
Мне кажется, первоначально именно эти черты привлекали Аню (жену) в Антоне. Такие рыцари вырастают из мальчишек, которых мы встречали в детстве на страницах книг Гайдара, Кассиля, Каверина. Некоторых, видимо, и во взрослой жизни тянет на подвиги. И, расправившись с заботами по построению успешного бизнеса, преодолев наверняка немало трудностей, он, что называется, расправил крылья...
И тут её начинает раздражать его "самоуверенность, спокойствие, независимость", его способность исчезать, не позвонив... и далее по списку... И это бы понятно, непонятно другое: способ, каким она решила его... а что сделать? Привести в себя, наказать, переделать? В голове, честно, не укладывается, как за целый год постоянных встреч у видевшей, как он мучается, не дрогнуло у неё сердце... Наверно и в голову не пришло ей, когда она осуществила свой замысел, вмешав в него друга, что такой человек, как Антон, сам будучи чистым душой, верным и честным, способным ради близкого человека (да просто - ради человека) рисковать жизнью, расценит это не иначе, как предательство. И нет для него возврата к тому, кто способен нанести удар в спину, пойдя на хитрость и ложь.
Не знаю, было ли это намеренно, но каким контрастом с Анютой выглядят героиня Виктории Толстогановой Катя Зайцева и жена Сергея Сергеевича Тихонова. Женщины, которые прошли войну и знают цену настоящим чувствам. Ещё не видела эту картину мама, но, разговаривая с нею о нём, согласилась, что - современные - мы разучились любить и ждать так, как умели женщины прежних поколений. Когда каждый миг, подаренный судьбой, рядом с любимым человеком был на вес золота. Оттого они и умели не только любить и ждать бесконечно, но умели и отпускать. Меня восхитило и тронуло это в жене Тихонова. Любя и оберегая, она позволяет ему быть собой - быть мужчиной.
Что ещё отметила про себя, так это способность сценаристов работать с материалом так, чтобы на основе несколько скучного литературного источника (прошу простить автора книги Юрия Костина, но его произведение, попытавшись прочесть после просмотра картины, не осилила - наверно я просто не готова к такому чтению...) создать увлекательное, остросюжетное, полное романтики кино. Поистине, читая, они видят глубже и дальше, выделяя суть и находя перспективы для развития.
Помимо Даниила Страхова, которому очень идут роли "простых романтиков" (и "отважных лётчиков" - тоже), оказывающихся вовсе не простыми, вновь создавшего незабываемый образ (эти взгляды и этот голос, которые словами не опишешь), Маркуса Кунце, Виктории Толстогановой (как она меня поразила в сериале "Обнимая небо", который я тоже смотрела из-за любимого актёра), Анатолия Кузнецова и Армена Джигарханяна, хочется похвалить и исполнителей других ролей. Интересен был Павел Делонг в роли офицера СС, запомнилась Сара Мария Бескен (в её Риту, будь я мужчиной, и сама бы влюбилась). Не понравилась только правнучка Кати Зайцевой - показалась мне абсолютно бесцветной...
Очень выразительной и прекрасно создающей настроение, на мой вкус, здесь является музыка. Красотами белорусской природы меня и вовсе ничего не стоило пленить. Вообще авторы этого восьмисерийного сериала мне во всём угодили. И сейчас, после того шока, в каком я пребываю от просмотра другого прекрасного кинопроизведения, где тоже одну из главных ролей исполнил Даниил Страхов, - "Неоконченный бой" по мотивам повести Б. Васильева, - мне вспомнилось, что я ещё ничего не сказала о фильме "Немец"...
Исправляюсь. Фильм, лейтмотивом которого я считаю Любовь - главный клад, какой только может отыскать человек, - отличный, хотя чувствуется, что не идеальный, но искать в нём недостатки совсем не хочется. Хочется просто взять и посмотреть его снова. Что и сделаю обязательно в скором времени. И вам - советую.
Мне сразу понравился актёр, исполнивший две центральные роли в фильме, - немец Маркус Кунце. И солдат вермахта Рудольф Мюллер, чья молодость совпала с периодом второй мировой войны, и его потомок, живущий в начале XXI века в Германии, вызвали у меня приятие и симпатию. Оба - очень спокойные, добрые и воспитанные молодые люди, только вот деду выпала жестокая судьба служить в гитлеровской армии, как и миллионам таких же парней, разных по происхождению, воспитанию, характеру... Это для нас, россиян, в силу привычки смотреть на историю войны 1939-1945 г. г. преимущественно с одной точки зрения, все они были фашистами, но ведь за каждым немецким именем была своя судьба, как и за именем каждого советского солдата. И наверно быть орудием фашизма, оставаясь в душе Человеком, способным любить, - не меньшая трагедия, чем выпала на долю страдающей, но правой стороны в этой войне.
Актёры вообще понравились. Хотя бы тем, что много красивых лиц видела на экране: даже главный преступник Герберт Шерхорн оказался очень привлекательным молодым человеком. А уж Рита, его подруга, девушка поистине загадочная и представшая впоследствии в совершенно неожиданной роли, показалась мне настоящей красавицей (темноволосые люди скорее нравятся мне внешне, чем блондины, Рита же напомнила мне внешностью больше не немку, а какую-нибудь итальянку).
Понравился персонаж знакомого с детства Анатолия Кузнецова (знаменитого товарища Сухова из х/ф "Белое солнце пустыни") - бывший сотрудник спецслужб Сергей Сергеевич Тихонов, который самым крутым образом выручал главных героев в самых опасных ситуациях, появляясь, как настоящий супермен, то на бронированном авто, то на катере.
А уж об Антоне Ушакове, роль которого исполнил мой любимый актёр Даниил Страхов, и говорить нечего. Хотя и фильм "Немец" к самым заметным проектам его отнести нельзя, и роли у него есть несравненно ярче, сложнее, глубже, значительнее, чем эта, но смотрелось данное приключение мной с огромным удовольствием.
Во-первых, нельзя было пройти мимо основной темы этого хорошего фильма. Мимо Великой Отечественной войны, периоду которой уделена большая часть картины. Но не сами военные действия показаны здесь, а история, основанная на легенде об исчезновении в годы ВОВ православной святыни - Креста Евфросиньи Полоцкой, художественную версию которого представили в данном фильме.
Я давно не смотрела картины, посвящённые этой странице нашей истории. И, спустя время, стала больше обращать внимание не на те произведения, в которых отражаются непосредственно военные действия, а на истории отдельных людей: как они вели себя в те трагические дни, что думали, чувствовали...
Впервые поймала себя на том, что без содрогания (привычного с детства, когда приходилось смотреть "кино про войну") слышу немецкую речь и смотрю на автоматчиков в немецкой форме. Ушло ощущение животной паники, перестала "стыть кровь в жилах" (может, это генная память во мне говорила, разбуженная фильмами, ведь дедушки мои воевали, но даже звук немецких мотоциклов в картинах для меня звучал иначе, чем родных, - зловеще). Я наблюдала за сценой в монастыре в начале картины - и мне не было страшно. Потому что и служители монастыря, хотя и хотелось им жить, смерти не боялись - их спасала от страха вера. Вот такая произошла со мной терапия.
Удивляюсь себе: проработав много лет в выставочном отделе музея, как-то холодно отношусь я к теме поисков реликвий... Даже не вникала в эту часть истории. Для меня она стала только поводом к разговору о гораздо более важном. О том, что, во-вторых, привлекло и тронуло меня: тема человечности, которая не только в советских людях жила, но и в немцах. Мне вспомнились истории фронтовиков, живших в родном мне городе: например, рассказ о фашистском солдате, который спас от голодной смерти в концлагере моего земляка, об их встрече после войны, когда пленный немец строил наши дома, об их дружбе... Позже я посмотрела фильм "Зоннентау", где сердце не могли не задеть письма немецкого врача, лечившего тайком советских людей на оккупированной территории (уверена, и у этого врача был реальный прототип).
А здесь одним из самых запоминающихся стал поступок немецкого солдата Мюллера относительно мальчика Коли, мама которого - молодая женщина Катя Зайцева (великолепная актриса Виктория Толстоганова) - не только исполнилась благодарностью к "врагу", но и всей душой, по-настоящему, его полюбила.
Ещё одной интересной темой фильма обязана я персонажу второстепенному - бывшей жене Антона... Когда схлынули первые эмоции, я попыталась представить себе, что она должна была чувствовать, живя с мужчиной такого авантюрного склада. И стал мне ясен механизм превращения жены в "бывшую"... Сидишь себе так с любимым и с его "гостем из Германии" на террасе, пьёшь чай, любуешься закатом, и вдруг - джип, а в нём - головорезы с автоматами... Самое забавное, что всё так и было, только жене повезло - она уже год ходила в "бывших".
Если смотреть на всё только глазами современной женщины, то её безоговорочно понимаешь. Если смотреть моим собственным взглядом...
Это напомнило мне тему "продавца обоев" в замечательной картине "Инкассаторы", где любимая женщина упрекала героя Д. Страхова в его неспособности жить жизнью простого обывателя, с которым "не опасно завести детей" и т. п. Если бы она встретила Антона Ушакова, Вадим показался бы ей паинькой, хотя как раз авантюрист из фильма "Немец" напоминает такого паиньку гораздо больше (у меня же сердце сжалось от нежности при виде его ставящим свечку в храме). Антон настолько трогательный, чудесный, что теряешь дар речи и, забыв обо всём, любуешься тем, как он, не моргнув глазом, вызывается принять участие в приключениях, где каждая минута может стать для него последней, как через леса и поля тащит на себе малознакомого интуриста, как на слова "Вам придётся побыть приманкой" кротко заявляет: "Я готов"... И ни разу не вспыхивает в нём "шкурное", но такое естественное для обыкновенного человека чувство самосохранения, давно развернувшее бы его в сторону дома, ведь никто не упрекнул бы его за слова: "Разбирайтесь дальше без меня". Куда там?!
Но дух романтика и искателя приключений обязательно должен жить в мужчине: это - знак того, что он здоров душой. Если всё в жизни сложится, не обязательно проявление этого духа будет столь экстремальным, но, в любом случае, надо быть готовой, что любимый человек окажется не очень удобным - его, а заодно и близких, будет постоянно выбрасывать из "зоны комфорта". И если соседки сокрушаются, что мужья у них скучные, инертные и неповоротливые, то о своём романтике счастливая его половинка порой вздохнёт: "И чего ему на диване не лежится?"
Мне кажется, первоначально именно эти черты привлекали Аню (жену) в Антоне. Такие рыцари вырастают из мальчишек, которых мы встречали в детстве на страницах книг Гайдара, Кассиля, Каверина. Некоторых, видимо, и во взрослой жизни тянет на подвиги. И, расправившись с заботами по построению успешного бизнеса, преодолев наверняка немало трудностей, он, что называется, расправил крылья...
И тут её начинает раздражать его "самоуверенность, спокойствие, независимость", его способность исчезать, не позвонив... и далее по списку... И это бы понятно, непонятно другое: способ, каким она решила его... а что сделать? Привести в себя, наказать, переделать? В голове, честно, не укладывается, как за целый год постоянных встреч у видевшей, как он мучается, не дрогнуло у неё сердце... Наверно и в голову не пришло ей, когда она осуществила свой замысел, вмешав в него друга, что такой человек, как Антон, сам будучи чистым душой, верным и честным, способным ради близкого человека (да просто - ради человека) рисковать жизнью, расценит это не иначе, как предательство. И нет для него возврата к тому, кто способен нанести удар в спину, пойдя на хитрость и ложь.
Не знаю, было ли это намеренно, но каким контрастом с Анютой выглядят героиня Виктории Толстогановой Катя Зайцева и жена Сергея Сергеевича Тихонова. Женщины, которые прошли войну и знают цену настоящим чувствам. Ещё не видела эту картину мама, но, разговаривая с нею о нём, согласилась, что - современные - мы разучились любить и ждать так, как умели женщины прежних поколений. Когда каждый миг, подаренный судьбой, рядом с любимым человеком был на вес золота. Оттого они и умели не только любить и ждать бесконечно, но умели и отпускать. Меня восхитило и тронуло это в жене Тихонова. Любя и оберегая, она позволяет ему быть собой - быть мужчиной.
Что ещё отметила про себя, так это способность сценаристов работать с материалом так, чтобы на основе несколько скучного литературного источника (прошу простить автора книги Юрия Костина, но его произведение, попытавшись прочесть после просмотра картины, не осилила - наверно я просто не готова к такому чтению...) создать увлекательное, остросюжетное, полное романтики кино. Поистине, читая, они видят глубже и дальше, выделяя суть и находя перспективы для развития.
Помимо Даниила Страхова, которому очень идут роли "простых романтиков" (и "отважных лётчиков" - тоже), оказывающихся вовсе не простыми, вновь создавшего незабываемый образ (эти взгляды и этот голос, которые словами не опишешь), Маркуса Кунце, Виктории Толстогановой (как она меня поразила в сериале "Обнимая небо", который я тоже смотрела из-за любимого актёра), Анатолия Кузнецова и Армена Джигарханяна, хочется похвалить и исполнителей других ролей. Интересен был Павел Делонг в роли офицера СС, запомнилась Сара Мария Бескен (в её Риту, будь я мужчиной, и сама бы влюбилась). Не понравилась только правнучка Кати Зайцевой - показалась мне абсолютно бесцветной...
Очень выразительной и прекрасно создающей настроение, на мой вкус, здесь является музыка. Красотами белорусской природы меня и вовсе ничего не стоило пленить. Вообще авторы этого восьмисерийного сериала мне во всём угодили. И сейчас, после того шока, в каком я пребываю от просмотра другого прекрасного кинопроизведения, где тоже одну из главных ролей исполнил Даниил Страхов, - "Неоконченный бой" по мотивам повести Б. Васильева, - мне вспомнилось, что я ещё ничего не сказала о фильме "Немец"...
Исправляюсь. Фильм, лейтмотивом которого я считаю Любовь - главный клад, какой только может отыскать человек, - отличный, хотя чувствуется, что не идеальный, но искать в нём недостатки совсем не хочется. Хочется просто взять и посмотреть его снова. Что и сделаю обязательно в скором времени. И вам - советую.
Время использования | декабрь 2019 |
Общее впечатление | Невероятные приключения немцев в Беларуси |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4