Отзыв: Сериал "Тихий Дон" (2015) - Достойный и очень красивый фильм.
Достоинства: Отличная работа профессиональной команды.
Недостатки: У меня ушло 4 серии на то, чтобы "втянуться". Могла бросить... Но дело не в фильме.
И снова здравствуйте. Итак: одноимённый фильм 1958 года смотрела в детстве (правда, неоднократно), и сравнивать эти две киноленты было бы с моей стороны некорректным, т. к. первую помню смутно, если не считать запечатлевшегося навсегда образа красивейшей казачки Аксиньи в исполнении Э. Быстрицкой. Конечно, помню и Григория Мелехова (П. Глебов), и героинь З. Кириенко, Л. Хитяевой, но поверхностно, не так, чтобы могла сейчас дать отчёт, насколько глубоко я задета этим кинопроизведением. Хотя, если поразмыслить, то многие острые детские впечатления от кино живы во мне и спустя десятилетия... Значит, "Тихий Дон" такого уж следа в душе не оставил...
То же и с книгой: читала в школьные годы программы ради, как и "Поднятую целину" М. А. Шолохова, но дальше дело не пошло - писатель в число любимых не попал. Потому придираться к соответствию сериала С. В. Урсуляка первоисточнику не могу.
Всё, что мне было нужно: чтобы происходящее на экране тронуло моё сердце.
Фильм этот был в закладках с осени 2019 года - несколько человек советовали посмотреть после того, как я высказалась по поводу "Исаева". С "Ликвидацией" я справилась быстро - той же зимой, потому что поскорее хотелось продолжить знакомство с фильмографией любимого актёра. Сейчас я почти свободна, но длинные фильмы без его участия для меня неподъёмны, а короткие кажутся длинными.
"Тихий Дон" - это длинный сериал. На такой "заплыв" мне нужен был настрой.
Вот в январе этом, наконец, собралась. Мотивом стало уже не только стремление познакомиться с ещё одной работой режиссёра, снявшего самый дорогой мне фильм, а и желание увидеть на экране Дарью Урсуляк, ожидаемую мной в грядущей премьере второго сезона "Знахаря".
Впечатление от картины получилось сложное... Сначала повторилось то, что с "Ликвидацией": умом приняла, оценила, было много мгновений очень пронзительных, когда глаза наполнялись слезами. Но каждую серию приходилось начинать с усилием. И это не в ущерб режиссёру - он вновь на высоте, просто мои настройки внутренние таковы, что, к примеру, говоря, как люблю Анну Герман, слушать хочу только "Эхо любви"... Так же и у меня с работами Сергея Урсуляка: смотреть вновь и вновь хочу только "Исаева"...
А "Тихий Дон"... Три первых серии дались мне с трудом, но после 4-й мне уже хотелось увидеть это произведение полностью. Отмечу плюсы, которых множество. О режиссуре говорить излишне: Сергей Урсуляк не нуждается в моих похвалах. Актёрский состав хорош, хотя по-настоящему вначале порадовали меня только актёры старшего возраста. Безоговорочно привлёк меня Сергей Маковеций в роли отца Григория Мелехова, вообще старики были хороши все, особенно дед Натальи (К. Желдин здесь совсем иной, чем в "Исаеве"), мать Григория. Не привыкнув ещё к чужим мне молодым актёрам, радовалась каждому "родному лицу": с удовольствием узнала в крошечной, мимолётной роли тщательно замаскированную Лику Нифонтову - это было очень мило и с юмором.
К молодым исполнителям мужских ролей первые серии две относилась очень холодно. Они ещё и были все на одно лицо и незнакомые мне. Во всех недоставало мне поначалу какой-то внутренней мужественности и красоты, ожидаемой в мужских образах, - казалось мне, всё только показуха. Григория, само собой, заприметила. Он мне не нравился совершенно до 4-й серии (назвала его мысленно не очень приличным словом и совсем не поверила в его любовь к Аксинье - демонстрировали они оба, по моему мнению, нечто имеющее отдалённое отношение к любви). Собственно, и в картине 1958 года Григорий мне привлекательным не казался, и в романе Шолохова особых чувств он у меня не вызвал (наверно из-за школьного принуждения трудно было пронинуться сочувствием к герою).
И всё же Евгений Ткачук постепенно в этой роли показался мне интересным - мнение о его герое я изменила. Даже уверена, что, случись мне пересматривать первую экранизацию, уже с Григорием Е. Ткачука я буду сравнивать тот образ - не в пользу прежнего. Он получился для меня здесь выше всяких похвал, тонкий, глубокий, неуловимо меняющийся за показанное в этих сериях время, проживающий целую жизнь, полную любви, обыкновенных радостей и надежд, чудовищных потерь, разочарования, отчаяния, безысходности и полной утраты опоры в рушащемся мире, где ему нет места.
Главное достоинство талантливого режиссёра для меня в том, что он умеет вызвать веру в качество современного кино. Отечественного, конечно, которое так мало знаю сегодня, но которое так много и, безусловно, думаю, справедливо критикуют. Сравнивать с импортными кинопродуктами наши фильмы мне трудно - зарубежные вижу ещё реже, но могу сказать, что из двух прошлогодних виденных мной новинок ("1917" С. Мендеса и "Таинственный сад" М. Мандена) обе оставили меня абсолютно равнодушной. Поэтому преимущество западного кино перед российским для меня не очевидно.
В сериале "Тихий Дон", на мой взгляд, играли все отлично. Кого тоже увидела впервые и оценила, так это Никиту Ефремова: в нём чувствуется порода, чувствуется талант и большая доля мужской харизмы, свойственная всем представителям этой актёрской династии.
Несмотря на моё безусловное очарование Элиной Быстрицкой, исполнительница роли Аксиньи актриса Полина Чернышова ничуть не разочаровала меня. Образ, мне кажется, ей удался. Хватило и красоты, и женской притягательности. А в остальном... Сама по себе Аксинья для меня героиня спорная.
В этом смысле с надеждой и нежностью наблюдала я за другой героиней - Натальей, чью роль сыграла как раз нужная мне Дарья Урсуляк. И она - новое для меня лицо, и она вызвала много положительных эмоций: роль сыграна талантливо, пронзительно, с достоинством. Наталья тоже неправа по-своему, хотя бы в том, что могла совершить с собой. Но всё-таки из всех женских характеров именно Наталья стала для меня в картине самым лучшим (если не считать её свекровь).
Чего не могу не отметить (особенно ввиду недавнего знакомства с зарубежной экранизацией "Войны и мира"), так это неуловимый "русский дух" картины, в которой не увидела ни одного ряженого современного человека, неуклюже примеряющего на себя маску. Актрисы ещё моложе меня, совсем девочки, выросшие в эпоху интернета и евростандарта, словно вынимают из себя лики своих прабабушек, каждой черточкой своей становясь ими - пленительными, трепетными, скромными, стыдливыми даже в своём пороке, страстными и нежными, отчаянными в своём горе, и понимаешь, что вряд ли кто-то со стороны сумеет так воплотить эти образы... Почему-то именно женские роли в экранизациях русской литературы, мне кажется, удаются иностранцам хуже всего.
В итоге о каждой роли, исполненной впервые увиденными мной молодыми для меня актёрами, могу сказать только в превосходной степени. И мужские образы постепенно завоевали моё восхищение (одним из самых дорогих стал Пётр Мелехов с его добродушием, теплотой, надёжностью, юмором...). Спасибо за талант и за профессионализм.
Гармонично для моего слуха звучала речь в картине. Понравилось, что были песни - звучали они несколько по-современному, как-то нарочито, но в то же время стильно, и это придавало им какую-то особенную философскую глубину, подчёркивая, что происходящее на экране - не копия конкретной эпохи, а скорее размышления автора на тему семьи, любви, войны.
Разумеется, впечатления мои субъективны. У любого от просмотра этой картины может сложиться решительно иное, чем моё, мнение. С чем невозможно, уверена, поспорить, так это с тем, что, традиционно для произведений С. В. Урсуляка, на высочайшем уровне операторская работа: виды русской природы меня всегда волнуют безгранично, а в фильме она показана бесподобно, как и уютные казачьи хатки, напоминающие тёплую сказку... Удачны ракурсы, много крупных планов - большое внимание уделяется взглядам. Мощно сняты сцены сражений. Всё ярко, масштабно, выразительно, но без перегруза - ничего лишнего.
Общий трагизм истории оттеняется юмором: тонкая грань драматического и ироничного, где сквозь слёзы смеёшься, как и в "Исаеве", получилась у Сергея Маковецкого.
Изумительна музыка И. Красавина, но порою - в первых сериях, когда мне было скучно, - она меня усыпляла, а я этого не люблю, зато в минуты самые драматические именно мелодии вызывали слёзы на моих глазах - без этой магии сложнее было бы добиться от меня таких сильных эмоций.
Фильму удалось-таки пробить мою броню: начиная с серии 6-й глаза мои не успевали высыхать, сердце откликалось на переживаемую героями картины боль. История Григория Мелехова проникла в самые глубины моей души, чего не было (иначе я бы помнила) ни от чтения, ни от кинофильма 1958 года.
Поделилась этим своим открытием с мамой, которая, посмотрев пару серий, несмотря на привязанность к старым фильмам и актёрам её поколения, ни на миг не усомнилась, что перед нею - шедевр, дав даже более высокую оценку увиденному, чем могла вначале дать я сама. Она сказала, что персонажи, на её взгляд, предстают здесь более естественными, живыми, чем в старой экранизации, где многое выглядит постановочно и нарочито, а женская красота как-то намеренно подчёркнута. Но смотреть фильм полностью она не стала - после многих фрагментов ей захотелось поберечь сердце, и я её понимаю: данное произведение и мне показалось тяжелее, чем "Исаев", - страдания душевные вынести сложно, но в "Тихом Доне" много и понятных для изображения именно войны жестоких кровавых сцен, много не внутренних, а внешних слёз, надрыва, а ещё нет того ощущения высоты и чистоты человеческого духа, смирения, силы выстоять, которое переполняет меня восхищением в фильме "Исаев", заряжая энергией.
Помимо великолепной художественной формы, не могу не отметить, что для меня Сергей Урсуляк - режиссёр, умеющий верно расставить акценты, воплотить верную в моём понимании мысль. И здесь, показав трагедию казачьей семьи в братоубийственной резне, ему удалось эту мысль озвучить.
Что касается сроков, то смотрела я это произведение долго: с 19 января по 12 февраля - три недели, что, собственно, для меня нормально: не каждый день нахожу время и настроение для просмотра (любимый актёр - исключение, для него я всегда найду ресурсы). Это вообще в 2021 году всего второй фильм, который я посмотрела. Такими темпами мой список намеченных к знакомству киноработ не скоро сдвинется...
Данному сериалу ставлю пять баллов, как и "Ликвидации", но на самом деле "Тихий Дон" во всех отношениях намного сильнее задел меня и впечатлил, уступив, конечно, "Исаеву" (но там соперничать невозможно).
Безусловно, рекомендую. Картина достойна внимания тех, кто любит хорошее отечественное кино.
То же и с книгой: читала в школьные годы программы ради, как и "Поднятую целину" М. А. Шолохова, но дальше дело не пошло - писатель в число любимых не попал. Потому придираться к соответствию сериала С. В. Урсуляка первоисточнику не могу.
Всё, что мне было нужно: чтобы происходящее на экране тронуло моё сердце.
Фильм этот был в закладках с осени 2019 года - несколько человек советовали посмотреть после того, как я высказалась по поводу "Исаева". С "Ликвидацией" я справилась быстро - той же зимой, потому что поскорее хотелось продолжить знакомство с фильмографией любимого актёра. Сейчас я почти свободна, но длинные фильмы без его участия для меня неподъёмны, а короткие кажутся длинными.
"Тихий Дон" - это длинный сериал. На такой "заплыв" мне нужен был настрой.
Вот в январе этом, наконец, собралась. Мотивом стало уже не только стремление познакомиться с ещё одной работой режиссёра, снявшего самый дорогой мне фильм, а и желание увидеть на экране Дарью Урсуляк, ожидаемую мной в грядущей премьере второго сезона "Знахаря".
Впечатление от картины получилось сложное... Сначала повторилось то, что с "Ликвидацией": умом приняла, оценила, было много мгновений очень пронзительных, когда глаза наполнялись слезами. Но каждую серию приходилось начинать с усилием. И это не в ущерб режиссёру - он вновь на высоте, просто мои настройки внутренние таковы, что, к примеру, говоря, как люблю Анну Герман, слушать хочу только "Эхо любви"... Так же и у меня с работами Сергея Урсуляка: смотреть вновь и вновь хочу только "Исаева"...
А "Тихий Дон"... Три первых серии дались мне с трудом, но после 4-й мне уже хотелось увидеть это произведение полностью. Отмечу плюсы, которых множество. О режиссуре говорить излишне: Сергей Урсуляк не нуждается в моих похвалах. Актёрский состав хорош, хотя по-настоящему вначале порадовали меня только актёры старшего возраста. Безоговорочно привлёк меня Сергей Маковеций в роли отца Григория Мелехова, вообще старики были хороши все, особенно дед Натальи (К. Желдин здесь совсем иной, чем в "Исаеве"), мать Григория. Не привыкнув ещё к чужим мне молодым актёрам, радовалась каждому "родному лицу": с удовольствием узнала в крошечной, мимолётной роли тщательно замаскированную Лику Нифонтову - это было очень мило и с юмором.
К молодым исполнителям мужских ролей первые серии две относилась очень холодно. Они ещё и были все на одно лицо и незнакомые мне. Во всех недоставало мне поначалу какой-то внутренней мужественности и красоты, ожидаемой в мужских образах, - казалось мне, всё только показуха. Григория, само собой, заприметила. Он мне не нравился совершенно до 4-й серии (назвала его мысленно не очень приличным словом и совсем не поверила в его любовь к Аксинье - демонстрировали они оба, по моему мнению, нечто имеющее отдалённое отношение к любви). Собственно, и в картине 1958 года Григорий мне привлекательным не казался, и в романе Шолохова особых чувств он у меня не вызвал (наверно из-за школьного принуждения трудно было пронинуться сочувствием к герою).
И всё же Евгений Ткачук постепенно в этой роли показался мне интересным - мнение о его герое я изменила. Даже уверена, что, случись мне пересматривать первую экранизацию, уже с Григорием Е. Ткачука я буду сравнивать тот образ - не в пользу прежнего. Он получился для меня здесь выше всяких похвал, тонкий, глубокий, неуловимо меняющийся за показанное в этих сериях время, проживающий целую жизнь, полную любви, обыкновенных радостей и надежд, чудовищных потерь, разочарования, отчаяния, безысходности и полной утраты опоры в рушащемся мире, где ему нет места.
Главное достоинство талантливого режиссёра для меня в том, что он умеет вызвать веру в качество современного кино. Отечественного, конечно, которое так мало знаю сегодня, но которое так много и, безусловно, думаю, справедливо критикуют. Сравнивать с импортными кинопродуктами наши фильмы мне трудно - зарубежные вижу ещё реже, но могу сказать, что из двух прошлогодних виденных мной новинок ("1917" С. Мендеса и "Таинственный сад" М. Мандена) обе оставили меня абсолютно равнодушной. Поэтому преимущество западного кино перед российским для меня не очевидно.
В сериале "Тихий Дон", на мой взгляд, играли все отлично. Кого тоже увидела впервые и оценила, так это Никиту Ефремова: в нём чувствуется порода, чувствуется талант и большая доля мужской харизмы, свойственная всем представителям этой актёрской династии.
Несмотря на моё безусловное очарование Элиной Быстрицкой, исполнительница роли Аксиньи актриса Полина Чернышова ничуть не разочаровала меня. Образ, мне кажется, ей удался. Хватило и красоты, и женской притягательности. А в остальном... Сама по себе Аксинья для меня героиня спорная.
В этом смысле с надеждой и нежностью наблюдала я за другой героиней - Натальей, чью роль сыграла как раз нужная мне Дарья Урсуляк. И она - новое для меня лицо, и она вызвала много положительных эмоций: роль сыграна талантливо, пронзительно, с достоинством. Наталья тоже неправа по-своему, хотя бы в том, что могла совершить с собой. Но всё-таки из всех женских характеров именно Наталья стала для меня в картине самым лучшим (если не считать её свекровь).
Чего не могу не отметить (особенно ввиду недавнего знакомства с зарубежной экранизацией "Войны и мира"), так это неуловимый "русский дух" картины, в которой не увидела ни одного ряженого современного человека, неуклюже примеряющего на себя маску. Актрисы ещё моложе меня, совсем девочки, выросшие в эпоху интернета и евростандарта, словно вынимают из себя лики своих прабабушек, каждой черточкой своей становясь ими - пленительными, трепетными, скромными, стыдливыми даже в своём пороке, страстными и нежными, отчаянными в своём горе, и понимаешь, что вряд ли кто-то со стороны сумеет так воплотить эти образы... Почему-то именно женские роли в экранизациях русской литературы, мне кажется, удаются иностранцам хуже всего.
В итоге о каждой роли, исполненной впервые увиденными мной молодыми для меня актёрами, могу сказать только в превосходной степени. И мужские образы постепенно завоевали моё восхищение (одним из самых дорогих стал Пётр Мелехов с его добродушием, теплотой, надёжностью, юмором...). Спасибо за талант и за профессионализм.
Гармонично для моего слуха звучала речь в картине. Понравилось, что были песни - звучали они несколько по-современному, как-то нарочито, но в то же время стильно, и это придавало им какую-то особенную философскую глубину, подчёркивая, что происходящее на экране - не копия конкретной эпохи, а скорее размышления автора на тему семьи, любви, войны.
Разумеется, впечатления мои субъективны. У любого от просмотра этой картины может сложиться решительно иное, чем моё, мнение. С чем невозможно, уверена, поспорить, так это с тем, что, традиционно для произведений С. В. Урсуляка, на высочайшем уровне операторская работа: виды русской природы меня всегда волнуют безгранично, а в фильме она показана бесподобно, как и уютные казачьи хатки, напоминающие тёплую сказку... Удачны ракурсы, много крупных планов - большое внимание уделяется взглядам. Мощно сняты сцены сражений. Всё ярко, масштабно, выразительно, но без перегруза - ничего лишнего.
Общий трагизм истории оттеняется юмором: тонкая грань драматического и ироничного, где сквозь слёзы смеёшься, как и в "Исаеве", получилась у Сергея Маковецкого.
Изумительна музыка И. Красавина, но порою - в первых сериях, когда мне было скучно, - она меня усыпляла, а я этого не люблю, зато в минуты самые драматические именно мелодии вызывали слёзы на моих глазах - без этой магии сложнее было бы добиться от меня таких сильных эмоций.
Фильму удалось-таки пробить мою броню: начиная с серии 6-й глаза мои не успевали высыхать, сердце откликалось на переживаемую героями картины боль. История Григория Мелехова проникла в самые глубины моей души, чего не было (иначе я бы помнила) ни от чтения, ни от кинофильма 1958 года.
Поделилась этим своим открытием с мамой, которая, посмотрев пару серий, несмотря на привязанность к старым фильмам и актёрам её поколения, ни на миг не усомнилась, что перед нею - шедевр, дав даже более высокую оценку увиденному, чем могла вначале дать я сама. Она сказала, что персонажи, на её взгляд, предстают здесь более естественными, живыми, чем в старой экранизации, где многое выглядит постановочно и нарочито, а женская красота как-то намеренно подчёркнута. Но смотреть фильм полностью она не стала - после многих фрагментов ей захотелось поберечь сердце, и я её понимаю: данное произведение и мне показалось тяжелее, чем "Исаев", - страдания душевные вынести сложно, но в "Тихом Доне" много и понятных для изображения именно войны жестоких кровавых сцен, много не внутренних, а внешних слёз, надрыва, а ещё нет того ощущения высоты и чистоты человеческого духа, смирения, силы выстоять, которое переполняет меня восхищением в фильме "Исаев", заряжая энергией.
Помимо великолепной художественной формы, не могу не отметить, что для меня Сергей Урсуляк - режиссёр, умеющий верно расставить акценты, воплотить верную в моём понимании мысль. И здесь, показав трагедию казачьей семьи в братоубийственной резне, ему удалось эту мысль озвучить.
Что касается сроков, то смотрела я это произведение долго: с 19 января по 12 февраля - три недели, что, собственно, для меня нормально: не каждый день нахожу время и настроение для просмотра (любимый актёр - исключение, для него я всегда найду ресурсы). Это вообще в 2021 году всего второй фильм, который я посмотрела. Такими темпами мой список намеченных к знакомству киноработ не скоро сдвинется...
Данному сериалу ставлю пять баллов, как и "Ликвидации", но на самом деле "Тихий Дон" во всех отношениях намного сильнее задел меня и впечатлил, уступив, конечно, "Исаеву" (но там соперничать невозможно).
Безусловно, рекомендую. Картина достойна внимания тех, кто любит хорошее отечественное кино.
Время использования | январь - февраль 2021 |
Общее впечатление | Достойный и очень красивый фильм. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17
А Вашу фразу "Сильно, эпично, про нас" я запомнила. :)