Отзыв: Фильм "Белый тигр" (2021) - "У бедняков есть лишь два пути наверх: преступление или политика" или Левиафан по-индийски
Достоинства: +показана изнанка "демократии" и сущность политики, + толстый троллинг "миллионера из трущоб", +показаны минусы "оптимизации издержек" капитализма
Недостатки: -недоработанность сценария для не индусов, - несколько сомнительной полезности сцен, - нет позитивного посыла, -много упрощений, -непонятный Достоевский
"Эту страну погубит коррупция" (с) Чёрный Джек из к/ф "Человек с бульвара Капуцинов
Чернуха нынче в моде, чернуха нынче в тренде. Чернуха хорошо покупается и продается. Протест хорошо монетизируется. Как политически так и финансово. Значит пришла пора мировому капиталу очередной раз делить рынки сбыта на глобальном уровне ибо «Политика - это концентрированное выражение экономики», как говорил товарищ, который многим уже не товарищ*. Ну а дальше как говорил уже другой товарищ "Война — это способ богатых людей защитить свои интересы, посылая детей среднего и бедного классов на смерть" **.
Итак что же мы имеем в фильме 2021 года "Белый тигр"?
Кстати Фильм является адаптацией одноимённого романа Аравинда Адиги написанного еще в 2008 году в период тогдашнего мирового экономического кризиса.
На мой взгляд адаптация недостаточно адаптивна, учитывая, что снималась в США под "крышей" Netflix. Некоторые моменты для представителей цивилизации, отличной от индийской, могут быть непонятны. Как впрочем и неизвестен реальный масштаб показанных в фильме "особенностей" функционирования капиталистической системы ведения хозяйства в одной из крупнейших экономик мира. Однако отлично показано как "продажная девка чего-то-там-изма" через такой показатель как ВВП (GDP) манипулирует мировым общественным сознанием через "среднюю температуру по больнице", не учитывая условия жизни каждого конкретного пациента, которых на момент выхода фильма согласно той же самой статистике (на 14 декабря 2020) 1 378 899 394 человек, если верить Википедии. Covid-19 конечно мог ввести коррективы но не суть.
А суть, которую пытаются донести авторы фильма, а может быть и автор книги, что в стране развивающего капитализма "У бедняков есть лишь два пути наверх: преступление или политика". И ведь что самое забавное, у них это неплохо удается. Кстати троллинг социализма довольно толстый. Женщина-политик по прозвищу "Великий социалист" явно вымогает взятку у местных угольных олигархов, в то время как такое достижение демократии и рыночной экономики как "конкуренция" показывает обезличенных чиновников и политиков к которым не зарастает олигархическая тропа с чемоданом денег. Гиперболизировано конечно, так что при входе в здание одного, ему навстречу идет другой бизнесмен очевидно уже решивший свои проблемы, но почему-то тоже с чемоданом. Они там что содержимое пересыпают что-ли в специальную емкость из которой чиновники черпают себе "долю малую" в соответствии со своим статусом?
Мне вот интересно, а почему феминистки не возмутились, что так отрицательно показана самостоятельная независимая женщина "Великий социалист"?
Главный герой, Балрам Халвай с одной стороны типичный представитель низших каст в Индии и сокрушается как же тяжко там с пробуждением пролетарского/предпринимательского правосознания и насколько преданность хозяину культивируемая многовековой культурой не позволяет вырваться из клетки которая даже не заперта на замок. С другой стороны на протяжении фильма он "эволюционирует" и пытается вырваться из рамок предначертанных судьбой. Но в отличии от слащавого "Миллионера из трущоб" (на которого кстати главный герой прямо ссылается в фильме на одном из этапов своей "эволюции") путь Балрама нельзя назвать социально одобряемым. С другой стороны, авторы какбэ тонко намекают что "окошко Овертона" можно еще немного расширить и вот уже не "булыжник-оружие пролетариата", а "розочка" из стеклянной бутылки оружие предпринимателя.
Однако, в отличии от светлых революционных идеалов начала XX века, где некоторое насилие в отношении несогласных делиться "нажитым непосильным трудом" добровольно было обосновано хотя бы во имя построения более справедливого общества, здесь постулируется безысходность существования человека за рамками парадигмы "человек человеку волк". В данном случае в Индии, но иносказательно во всем мире.
-"Но у бедняков есть лишь два пути наверх:преступление или политика. У вас в стране тоже так?"
Т. е. если хочешь подняться из социальных низов, тебе нужно либо идти в политику и лгать, либо становиться преступником и тоже лгать. И в том и в другом случае "договариваться" с правоохранителями. как мертвецам с Хароном. Третьего (как и четвертого и пятого и десятого) не дано.
В то время как в Соединенных Государствах Америки, носятся со своей толерантностью как дураки с писаной торбой, целуя униженных и оскорбленных темнокожих (в т. ч. преступников) во всякие интимные места, другие темнокожие на другом конце земного шарика, устами Балрама Халвая открыто объявляют войну белой расе, и фильм спокойно проходит цензуру :). Никто не клеймит авторов как расистов, когда главный герой в финале заявляет. Эй, белый, тiкай з городу, тобi <censored>!.
-"Белокожим недолго осталось. С ними будет покончено на нашем веку. Наступает эра темнокожих и желтокожих, а остальным да поможет Бог".
Как говорил один небезызвестный вам персонаж "Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера..."
Подводя итоги.
Фильм всё таки рекомендую к просмотру, но шедевром кинематографа не назову. Тем более кинематографа индийского, ибо несмотря на место действия и кучу индусов в ролях, в том числе Раджкуммара Рао и Приянки Чопра, с индийским кинематографом (таким как например шедевральный "Бахубали" ) сие кино ни имеет ничего общего. От слова "совсем". Режиссер Рамин Бахрани так вообще американец иранского происхождения, известный своей своеобразной стилистикой вытаскивать на свет божий социальное дермецо в стиле Звягинцева и частый гость Канских фестивалей. Очевидно почитатель творчества Достоевского, ибо куда же без бессмертного "Тварь я дрожащая, или право имею?" Но в отличии от Раскольникова, Балрама не мучают угрызения совести и он готов вести войну на уничтожение. Причем вместе китайцами, даже не спрашивая их согласия :)
_
*В. И. Ленин
** Джордж Карлин
Чернуха нынче в моде, чернуха нынче в тренде. Чернуха хорошо покупается и продается. Протест хорошо монетизируется. Как политически так и финансово. Значит пришла пора мировому капиталу очередной раз делить рынки сбыта на глобальном уровне ибо «Политика - это концентрированное выражение экономики», как говорил товарищ, который многим уже не товарищ*. Ну а дальше как говорил уже другой товарищ "Война — это способ богатых людей защитить свои интересы, посылая детей среднего и бедного классов на смерть" **.
Итак что же мы имеем в фильме 2021 года "Белый тигр"?
Кстати Фильм является адаптацией одноимённого романа Аравинда Адиги написанного еще в 2008 году в период тогдашнего мирового экономического кризиса.
На мой взгляд адаптация недостаточно адаптивна, учитывая, что снималась в США под "крышей" Netflix. Некоторые моменты для представителей цивилизации, отличной от индийской, могут быть непонятны. Как впрочем и неизвестен реальный масштаб показанных в фильме "особенностей" функционирования капиталистической системы ведения хозяйства в одной из крупнейших экономик мира. Однако отлично показано как "продажная девка чего-то-там-изма" через такой показатель как ВВП (GDP) манипулирует мировым общественным сознанием через "среднюю температуру по больнице", не учитывая условия жизни каждого конкретного пациента, которых на момент выхода фильма согласно той же самой статистике (на 14 декабря 2020) 1 378 899 394 человек, если верить Википедии. Covid-19 конечно мог ввести коррективы но не суть.
А суть, которую пытаются донести авторы фильма, а может быть и автор книги, что в стране развивающего капитализма "У бедняков есть лишь два пути наверх: преступление или политика". И ведь что самое забавное, у них это неплохо удается. Кстати троллинг социализма довольно толстый. Женщина-политик по прозвищу "Великий социалист" явно вымогает взятку у местных угольных олигархов, в то время как такое достижение демократии и рыночной экономики как "конкуренция" показывает обезличенных чиновников и политиков к которым не зарастает олигархическая тропа с чемоданом денег. Гиперболизировано конечно, так что при входе в здание одного, ему навстречу идет другой бизнесмен очевидно уже решивший свои проблемы, но почему-то тоже с чемоданом. Они там что содержимое пересыпают что-ли в специальную емкость из которой чиновники черпают себе "долю малую" в соответствии со своим статусом?
Мне вот интересно, а почему феминистки не возмутились, что так отрицательно показана самостоятельная независимая женщина "Великий социалист"?
Главный герой, Балрам Халвай с одной стороны типичный представитель низших каст в Индии и сокрушается как же тяжко там с пробуждением пролетарского/предпринимательского правосознания и насколько преданность хозяину культивируемая многовековой культурой не позволяет вырваться из клетки которая даже не заперта на замок. С другой стороны на протяжении фильма он "эволюционирует" и пытается вырваться из рамок предначертанных судьбой. Но в отличии от слащавого "Миллионера из трущоб" (на которого кстати главный герой прямо ссылается в фильме на одном из этапов своей "эволюции") путь Балрама нельзя назвать социально одобряемым. С другой стороны, авторы какбэ тонко намекают что "окошко Овертона" можно еще немного расширить и вот уже не "булыжник-оружие пролетариата", а "розочка" из стеклянной бутылки оружие предпринимателя.
Однако, в отличии от светлых революционных идеалов начала XX века, где некоторое насилие в отношении несогласных делиться "нажитым непосильным трудом" добровольно было обосновано хотя бы во имя построения более справедливого общества, здесь постулируется безысходность существования человека за рамками парадигмы "человек человеку волк". В данном случае в Индии, но иносказательно во всем мире.
-"Но у бедняков есть лишь два пути наверх:преступление или политика. У вас в стране тоже так?"
Т. е. если хочешь подняться из социальных низов, тебе нужно либо идти в политику и лгать, либо становиться преступником и тоже лгать. И в том и в другом случае "договариваться" с правоохранителями. как мертвецам с Хароном. Третьего (как и четвертого и пятого и десятого) не дано.
В то время как в Соединенных Государствах Америки, носятся со своей толерантностью как дураки с писаной торбой, целуя униженных и оскорбленных темнокожих (в т. ч. преступников) во всякие интимные места, другие темнокожие на другом конце земного шарика, устами Балрама Халвая открыто объявляют войну белой расе, и фильм спокойно проходит цензуру :). Никто не клеймит авторов как расистов, когда главный герой в финале заявляет. Эй, белый, тiкай з городу, тобi <censored>!.
-"Белокожим недолго осталось. С ними будет покончено на нашем веку. Наступает эра темнокожих и желтокожих, а остальным да поможет Бог".
Как говорил один небезызвестный вам персонаж "Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера..."
Подводя итоги.
Фильм всё таки рекомендую к просмотру, но шедевром кинематографа не назову. Тем более кинематографа индийского, ибо несмотря на место действия и кучу индусов в ролях, в том числе Раджкуммара Рао и Приянки Чопра, с индийским кинематографом (таким как например шедевральный "Бахубали" ) сие кино ни имеет ничего общего. От слова "совсем". Режиссер Рамин Бахрани так вообще американец иранского происхождения, известный своей своеобразной стилистикой вытаскивать на свет божий социальное дермецо в стиле Звягинцева и частый гость Канских фестивалей. Очевидно почитатель творчества Достоевского, ибо куда же без бессмертного "Тварь я дрожащая, или право имею?" Но в отличии от Раскольникова, Балрама не мучают угрызения совести и он готов вести войну на уничтожение. Причем вместе китайцами, даже не спрашивая их согласия :)
_
*В. И. Ленин
** Джордж Карлин
Общее впечатление | "У бедняков есть лишь два пути наверх: преступление или политика" или Левиафан по-индийски |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву27
а то только видел обзоры и комментарии в том числе и корейцев относительно культурных особенностей и скрытых смыслов понятных только корейцам.
А всё что касается политики - прям грустно(
Они как правило хорошо заходят на зажравшейся тусовке всяких Канских фестивалей. Про свою то "толерантную Европу" снимать чернуху не комильфо, а про всякую зарубежную экзотику вроде России и Кореи пожалуйста.
Хотя вот магазинные воришки мне в целом понравились в отличие от Белого Тигра
вы кстати так и не посмотрели его?
Потому что "белые" считают остальных недорасами.
Или это никогда нигде не звучало?
Человек, которого за какой-то "изъян" постоянно отталкивают и гнобят, не сможет это долго выдерживать и таки озлобится.
А если покопаться в генах человеческих, так чернокожая и кудрявая раса - это и есть первая раса настоящих землян)
или вы реально понимаете глубины глубин мыслей этого мувемента?
Я наверное немного не понимаю это в данном контексте)
просто ваш предыдущий коммент я не смог однозначно трактовать и не уловил контекст постирония это или нет
поэтому написал оба варианта
утвердительный (наиболее вероятный) для меня - "Тонко" в плане той же самой постиронии или троллинга тонкого
вопросительный (менее вероятный для меня) - вы все таки сочувствуете BLM движухе
Я - не расистка.
И я искренне не понимаю, почему расисты существуют. Как впрочем, и многое другое в поведении человека, который сам хочет жить, но при этом разрушает и уничтожает всё живое.
речь то как раз о том что маятник качается в обратную сторону.
расизм бывает то любого цвета. как черный так и белый. аналогично с другими социальными идетификаторами.
идея то именно в радикализации протеста, и перехода от концепции "оппонент" к концепции "враг". я это наблюдал на англоязычных ресурсах ещё в 2016. сторонники "демшизы" и топящих за "униженных и оскорбленных" меньшинств более агрессивны в своей риторике в дискуссии чем более уравновешенные "традиционалисты и консерваторы". мы не против прогресса но за Эволюцию а не РЕволюцию. мы против перегибов на местах в революцмонном угаре и несбалансированой политики в центре.
мы этот путь прошли на 100 лет раньше Запада. но история как обычно учит тому что она ничему не учит :(
Помните? "Шоколад ни в чем не виноват. Пацан к успеху шёл, не получилось, не фартануло"
А тут еще и даже цвет кожи в тему :) Шоколад которому фартануло