Отзыв: Фильм "Превосходство" (2014) - Доминируй... Властвуй... Возвышай.
Достоинства: Актерский состав, интересные философские вопросы, актуальность поднятой проблемы, наличие неожиданностей в сюжетной линии.
Недостатки: Откровенная глупость в поступках некоторых персонажей, немного скучноватое действие, отсутствие хотя бы размытых ответов на вопросы по поводу показанных технологий.
Большое ли количество людей из нашего общества способно похвастаться исключительно гениальным умом? Мизантроп глубоко внутри меня очень сильно в этом сомневается, и если бы из всех нас набрался б хоть один процент таких гениев с уникальными способностями, то это было бы не просто замечательно, а просто супер-пупер-мега-круто (простите мне, пожалуйста, этот нетактичный оборот). Ни для кого не секрет, что с увеличением объема знаний, которые находятся в распоряжении человечества, каждому отдельному представителю научного сообщества требуется все больше и больше времени для изучения интересующей его научной области, чтобы он смог совершать по-настоящему оригинальные и полезные открытия, делающие нашу жизнь удобнее. На самом деле, это вопрос опыта, который накапливается лишь с возрастом, из-за чего молодые специалисты, выпускающиеся ныне из ВУЗ'ов, все чаще сталкиваются с Великой Палкой о двух концах: "Нет опыта, потому что не берут на работу и не берут на работу, потому что нет опыта". Фантастическое решение в виде загружаемой прямо в мозг новоиспеченного сотрудника всей необходимой информации, а также необходимого опыта нескольких предшественников, было бы очень кстати и экономило бы огромную кучу времени, но, как говорится, пока что это из области фантастики, и я даже затрудняюсь ответить на вопрос, а стоит ли ученым-нейрологам (специалистам в области нейронных сетей и нейротехнологий) вообще продвигаться в данном направлении...
С другой стороны, люди довольно часто узнают много нового и интересного - такие вещи, которые не поддаются структурированию и упорядочиванию ввиду отсутствия бытовой и практической ценности уймы новой информации. Иными словами, кучу информации мы пропускаем мимо ушей благодаря работе наших так называемых фильтров восприятия (просьба к психологам: не набрасывайтесь на меня, пожалуйста, за мою кривую терминологию, я всего лишь айтишник). Тема, конечно, очень интересная и занимательная, и по ней написано довольно большое количество увлекательной литературы, но я, пожалуй, вернусь к фильму. Что же предлагает фильм? А вот представьте, что станет с человеком, разум которого будет полностью оцифрован и перенесен на электронную вычислительную машину (на компьютер, выражаясь нормальным человеческим языком), являющуюся самой передовой по вычислительным мощностям, а также самой технологичной ЭВМ в мире? Причем не просто разум, но и воспоминания, и эмоции, осознание себя как личности... А самое главное - этот перенесенный человек будет в курсе, что он как бы машина, а не реальный представитель человека разумного. Дух захватывает, правда?
И вот теперь можно поразмышлять, какие же возможности и способности открываются такому комбинированному разуму, наделенному логикой человека и возможностями ЭВМ. Нужен ли существу отдых? Нет. Много ли информации может запомнить существо? Просто колоссальное количество, особенно если у него имеется выход в сеть Интернет, на просторах которого миллиарды устройств хранят всевозможные данные в невообразимом количестве способов представления этих данных. А если еще и вспомнить о такой штуке, как распределенные вычисления, то сразу становится ясно, сколь огромные объемы данных существо сможет обрабатывать за раз, "раздумывая" одновременно над почти неограниченным числом проблем и в то же время решая точно такое же количество задач. Внимание, самый главный вопрос. Создание такого существа даже по желанию самого человека, чей разум переносится в программу, это поступок правильный и закономерный логике вещей, или же он крайне безнравственный и негативный для общества? Ответы прошу в комментарии, ведь тема интересная, но лично я считаю, что любой прогресс, не поставленный в основу военных технологий, является для общества и его развития крайне полезным и необходимым.
Так что же с фильмом? По его сюжету, доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) работает над созданием искусственного интеллекта, но сталкивается с террористической организацией противников развития и внедрения в общество робототехники. Раненый одним из экстремистов, доктор Кастер узнает, что жить ему осталось буквально пару недель, и единственный выход для него и для его жены - загрузить гениальный мозг ученого в компьютер, имеющий в своем составе квантовый процессор (над созданием которого, должен сказать, в настоящее время работает не одна сотня ученых) - технологию будущего...
Красной линией через весь фильм проходит тот факт, что люди как правило боятся того, чего не понимают. Сюжет, в принципе, поначалу кажется довольно предсказуемым, а каждый новый шаг Суперкомпьютера заранее угадываемым, но в какой-то момент просмотра я вдруг ни с того, ни с сего ощутил себя обманутым, причем обманутым самим собой. С одной стороны, это очень приятно, ведь в сюжете наконец-то начали проглядываться крутые повороты, но осознать себя одним из толпы - это то еще разочарование, должен признаться...
Стоит учесть, что фильм явил собой режиссерский дебют человека, который посвятил свою жизнь операторской работе. Уолли Пфистер, ранее работавший только с камерой, смог срежиссировать действительно на достойном уровне, да так, чтобы у зрителей местами открывалась челюсть от происходящих на экране безумств (пару-тройку раз, не больше), но имеются все же небольшие огрехи в виде нескольких скучных диалогов и бессмысленных сцен, отсутствие которых смогло бы исключить некоторую затянутость сюжетной линии, имеющей хронометраж в почти два часа. Кстати, за последние четырнадцать лет все работы, над созданием которых принимал участие Уолли Пфистер, имеют на Кинопоиске оценки не ниже семи баллов, половина из них - восемь баллов, половина из восьмерок - ближе к девяти. Думаю, стоит только упомянуть, что в число этих картин входят такие, с Вашего позволения написать, шедевры, как "Начало" (2010), "Темный рыцарь" (2008), "Престиж" (2006) (очень советую к просмотру фильм "Помни" (2000) с Гаем Пирсом в главной роли; отзыв на фильм можно посмотреть здесь - он полностью совпадает с моим мнением и я обеими руками поддерживаю автора).
Конечно же, я не обойду стороной и актеров, принявших участие в фильме, среди которых, стоит отметить, собрался воистину талантливый звездный состав.
Непременно, начать стоит с Джонни Деппа, играющего гениального ученого Уилла Кастера. Если честно, то у меня вообще нет никакого желания писать что-либо в пользу этого актера - достаточно просто вспомнить разнообразие его главных ролей во всех культовых фильмах. Начав с незаметной роли в "Кошмаре на улице Вязов" (1984) (я имею ввиду Большое кино), Депп вырос в кумира огромного количества людей всех возрастов и национальностей мира, а его главный и самый узнаваемый образ - ну-ка, с трех попыток?... Можно и к гадалке не ходить, конечно же это Джек Воробей. Ох, простите, капитан Джек Воробей. Джонни Депп - это Актер именно с большой буквы, он несомненно является находкой для любого фильма и для любого режиссера, вывозя в одиночку даже самый посредственный фильм на вершину прокатных чартов. Успешные фильмы с его участием можно перечислять и перечислять, и даже складывается впечатление, будто Депп просто не умеет играть посредственно, будто он вовсе и не снимается в кино, а живет кинолентами, своими ролями и своими образами, являя зрителям именно таких героев, которых они хотят увидеть. На Джонни в образе всегда приятно смотреть, приятно и - главное - интересно. Кто-то не согласен? Таких меньшинство.
Ребекка Холл. Вот тут случилось небольшое недоразумение. Актриса хорошая, это факт. С ее участием было снято тоже довольно-таки немало фильмов ("Город воров" (2010), "Престиж" (2006), "Железный человек 3" (2013), и ее образ уже давно стал узнаваемым, но... Но в "Превосходстве" Ребекке досталась очень глупая и несуразная роль, даром что ученая. Дело в том, что персонаж, которого она играет (Эвелин Кастер - супруга доктора Кастера), постоянно говорит и делает какие-то странные и совершенно нелогичные вещи, из-за чего слишком часто возникало желание, простите, дать ей хорошую затрещину, чтоб опомнилась. С другой стороны, любовь, говорят, способна сводить с ума и затуманивать рассудок, так что понять персонажа Ребекки вполне можно, да только лучше от этого не становится. Несмотря на этот маленький недостаток, актриса в паре с Деппом смотрится очень гармонично и естественно и если не обращать внимание на ее частую нелогичность, то воскликнуть заветное "Не верю!" в принципе-то нигде и нельзя.
Немного менее известный, но от этого ничуть не менее узнаваемый Пол Беттани ("Игры разума" (2001), "Код Да Винчи" (2006), "Турист" (2010)сыграл другого талантливого ученого и по совместительству друга семьи Кастеров Макса Уотерса, роль которого в фильме однозначно воспринять никак нельзя. Лично я не один раз задавался вопросом, кто он - предатель или все же убитый горем друг? Однозначно, увидеть этого актера на экране было для меня огромным сюрпризом, его роли всегда наполнены некими тайнами и загадками, раскрытия которых всегда приходится ожидать до самого победного конца фильма.
Какая девушка не любит наблюдать за глазами Киллиана Мерфи ("Красные огни" (2011), "Время" (2011), "28 дней спустя" (2002)? Я таких не знаю, но если они и существуют в природе, то скорее всего эти девушки просто не смотрели фильмов с его участием. Мне-то, конечно, его взгляд и его глаза глубоко до фени, но вот актер он очень хороший. Играя агента ФБР, в "Превосходстве" Мерфи, тем не менее, смотрится не совсем к месту. Ему бы подошла роль, доставшаяся Беттани, а Беттани смог бы не хуже Мерфи сыграть федерала, но имеем, что имеем. В итоге агент в исполнении Киллиана на агента вовсе-то и не похож - слишком смазливый, слишком худой, слишком добрый. В этом случае как раз можно наблюдать, как не актер портит роль, а именно роль подкидывает свинью актеру, не подходящему на образ. Недостаток этот имеет место, но, в принципе, глаза не режет и не назвать Киллиана Мерфи молодцом нельзя.
Другое дело Морган Фриман, которого в последнее время, кажется, берут везде и всюду для галочки. Да, он хорош, да, он уже давно великий актер, да, он не заменим, но вот смысла его участия в фильме я так и не увидел. Нет, кино от участия Фримана совершенно не портится, но даже завлекает зрителя, однако для него тут было выделено очень мало экранного времени, что обидно.
Ну и на закуску - полное недоразумение, а именно - Кейт Мара. Роль, может быть, и необходимая для сюжета, но вот актриса совершенно не подходящая и не справившаяся с задачей. Эта девушка ну никак не смотрится на месте предводителя мировой террористической организации, у истоков которой должен бы стоять бородатый шахид-мудрец с закидонами маньяка и властным голосом. Кейт Мара же выглядит неловко и неестественно, отчего сцены с ее участием даже как-то и смотреть неловко, а порой даже и накатывает волна скептицизма и иронии. Мимо, однозначно.
Что ж, фильм получился хороший и интересный, но со своими маленькими изъянами, внимание на которые не искушенный зритель может даже и не обратить, но кинокритик точно не пропустит мимо (собственно, критики-то его и раскритиковали). Но слушать критиков не надо, а надо идти в кино и задаваться философскими вопросами, а после просмотра, возможно, думать над ответами для самого себя, ведь режиссер свой собственный ответ на поставленные мной в самом начале отзыва вопросы, можно не сомневаться, дает однозначные. Смотреть советую.
P.S. Будущее и пугает, и манИт одновременно.
С другой стороны, люди довольно часто узнают много нового и интересного - такие вещи, которые не поддаются структурированию и упорядочиванию ввиду отсутствия бытовой и практической ценности уймы новой информации. Иными словами, кучу информации мы пропускаем мимо ушей благодаря работе наших так называемых фильтров восприятия (просьба к психологам: не набрасывайтесь на меня, пожалуйста, за мою кривую терминологию, я всего лишь айтишник). Тема, конечно, очень интересная и занимательная, и по ней написано довольно большое количество увлекательной литературы, но я, пожалуй, вернусь к фильму. Что же предлагает фильм? А вот представьте, что станет с человеком, разум которого будет полностью оцифрован и перенесен на электронную вычислительную машину (на компьютер, выражаясь нормальным человеческим языком), являющуюся самой передовой по вычислительным мощностям, а также самой технологичной ЭВМ в мире? Причем не просто разум, но и воспоминания, и эмоции, осознание себя как личности... А самое главное - этот перенесенный человек будет в курсе, что он как бы машина, а не реальный представитель человека разумного. Дух захватывает, правда?
И вот теперь можно поразмышлять, какие же возможности и способности открываются такому комбинированному разуму, наделенному логикой человека и возможностями ЭВМ. Нужен ли существу отдых? Нет. Много ли информации может запомнить существо? Просто колоссальное количество, особенно если у него имеется выход в сеть Интернет, на просторах которого миллиарды устройств хранят всевозможные данные в невообразимом количестве способов представления этих данных. А если еще и вспомнить о такой штуке, как распределенные вычисления, то сразу становится ясно, сколь огромные объемы данных существо сможет обрабатывать за раз, "раздумывая" одновременно над почти неограниченным числом проблем и в то же время решая точно такое же количество задач. Внимание, самый главный вопрос. Создание такого существа даже по желанию самого человека, чей разум переносится в программу, это поступок правильный и закономерный логике вещей, или же он крайне безнравственный и негативный для общества? Ответы прошу в комментарии, ведь тема интересная, но лично я считаю, что любой прогресс, не поставленный в основу военных технологий, является для общества и его развития крайне полезным и необходимым.
Так что же с фильмом? По его сюжету, доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) работает над созданием искусственного интеллекта, но сталкивается с террористической организацией противников развития и внедрения в общество робототехники. Раненый одним из экстремистов, доктор Кастер узнает, что жить ему осталось буквально пару недель, и единственный выход для него и для его жены - загрузить гениальный мозг ученого в компьютер, имеющий в своем составе квантовый процессор (над созданием которого, должен сказать, в настоящее время работает не одна сотня ученых) - технологию будущего...
Красной линией через весь фильм проходит тот факт, что люди как правило боятся того, чего не понимают. Сюжет, в принципе, поначалу кажется довольно предсказуемым, а каждый новый шаг Суперкомпьютера заранее угадываемым, но в какой-то момент просмотра я вдруг ни с того, ни с сего ощутил себя обманутым, причем обманутым самим собой. С одной стороны, это очень приятно, ведь в сюжете наконец-то начали проглядываться крутые повороты, но осознать себя одним из толпы - это то еще разочарование, должен признаться...
Стоит учесть, что фильм явил собой режиссерский дебют человека, который посвятил свою жизнь операторской работе. Уолли Пфистер, ранее работавший только с камерой, смог срежиссировать действительно на достойном уровне, да так, чтобы у зрителей местами открывалась челюсть от происходящих на экране безумств (пару-тройку раз, не больше), но имеются все же небольшие огрехи в виде нескольких скучных диалогов и бессмысленных сцен, отсутствие которых смогло бы исключить некоторую затянутость сюжетной линии, имеющей хронометраж в почти два часа. Кстати, за последние четырнадцать лет все работы, над созданием которых принимал участие Уолли Пфистер, имеют на Кинопоиске оценки не ниже семи баллов, половина из них - восемь баллов, половина из восьмерок - ближе к девяти. Думаю, стоит только упомянуть, что в число этих картин входят такие, с Вашего позволения написать, шедевры, как "Начало" (2010), "Темный рыцарь" (2008), "Престиж" (2006) (очень советую к просмотру фильм "Помни" (2000) с Гаем Пирсом в главной роли; отзыв на фильм можно посмотреть здесь - он полностью совпадает с моим мнением и я обеими руками поддерживаю автора).
Конечно же, я не обойду стороной и актеров, принявших участие в фильме, среди которых, стоит отметить, собрался воистину талантливый звездный состав.
Непременно, начать стоит с Джонни Деппа, играющего гениального ученого Уилла Кастера. Если честно, то у меня вообще нет никакого желания писать что-либо в пользу этого актера - достаточно просто вспомнить разнообразие его главных ролей во всех культовых фильмах. Начав с незаметной роли в "Кошмаре на улице Вязов" (1984) (я имею ввиду Большое кино), Депп вырос в кумира огромного количества людей всех возрастов и национальностей мира, а его главный и самый узнаваемый образ - ну-ка, с трех попыток?... Можно и к гадалке не ходить, конечно же это Джек Воробей. Ох, простите, капитан Джек Воробей. Джонни Депп - это Актер именно с большой буквы, он несомненно является находкой для любого фильма и для любого режиссера, вывозя в одиночку даже самый посредственный фильм на вершину прокатных чартов. Успешные фильмы с его участием можно перечислять и перечислять, и даже складывается впечатление, будто Депп просто не умеет играть посредственно, будто он вовсе и не снимается в кино, а живет кинолентами, своими ролями и своими образами, являя зрителям именно таких героев, которых они хотят увидеть. На Джонни в образе всегда приятно смотреть, приятно и - главное - интересно. Кто-то не согласен? Таких меньшинство.
Ребекка Холл. Вот тут случилось небольшое недоразумение. Актриса хорошая, это факт. С ее участием было снято тоже довольно-таки немало фильмов ("Город воров" (2010), "Престиж" (2006), "Железный человек 3" (2013), и ее образ уже давно стал узнаваемым, но... Но в "Превосходстве" Ребекке досталась очень глупая и несуразная роль, даром что ученая. Дело в том, что персонаж, которого она играет (Эвелин Кастер - супруга доктора Кастера), постоянно говорит и делает какие-то странные и совершенно нелогичные вещи, из-за чего слишком часто возникало желание, простите, дать ей хорошую затрещину, чтоб опомнилась. С другой стороны, любовь, говорят, способна сводить с ума и затуманивать рассудок, так что понять персонажа Ребекки вполне можно, да только лучше от этого не становится. Несмотря на этот маленький недостаток, актриса в паре с Деппом смотрится очень гармонично и естественно и если не обращать внимание на ее частую нелогичность, то воскликнуть заветное "Не верю!" в принципе-то нигде и нельзя.
Немного менее известный, но от этого ничуть не менее узнаваемый Пол Беттани ("Игры разума" (2001), "Код Да Винчи" (2006), "Турист" (2010)сыграл другого талантливого ученого и по совместительству друга семьи Кастеров Макса Уотерса, роль которого в фильме однозначно воспринять никак нельзя. Лично я не один раз задавался вопросом, кто он - предатель или все же убитый горем друг? Однозначно, увидеть этого актера на экране было для меня огромным сюрпризом, его роли всегда наполнены некими тайнами и загадками, раскрытия которых всегда приходится ожидать до самого победного конца фильма.
Какая девушка не любит наблюдать за глазами Киллиана Мерфи ("Красные огни" (2011), "Время" (2011), "28 дней спустя" (2002)? Я таких не знаю, но если они и существуют в природе, то скорее всего эти девушки просто не смотрели фильмов с его участием. Мне-то, конечно, его взгляд и его глаза глубоко до фени, но вот актер он очень хороший. Играя агента ФБР, в "Превосходстве" Мерфи, тем не менее, смотрится не совсем к месту. Ему бы подошла роль, доставшаяся Беттани, а Беттани смог бы не хуже Мерфи сыграть федерала, но имеем, что имеем. В итоге агент в исполнении Киллиана на агента вовсе-то и не похож - слишком смазливый, слишком худой, слишком добрый. В этом случае как раз можно наблюдать, как не актер портит роль, а именно роль подкидывает свинью актеру, не подходящему на образ. Недостаток этот имеет место, но, в принципе, глаза не режет и не назвать Киллиана Мерфи молодцом нельзя.
Другое дело Морган Фриман, которого в последнее время, кажется, берут везде и всюду для галочки. Да, он хорош, да, он уже давно великий актер, да, он не заменим, но вот смысла его участия в фильме я так и не увидел. Нет, кино от участия Фримана совершенно не портится, но даже завлекает зрителя, однако для него тут было выделено очень мало экранного времени, что обидно.
Ну и на закуску - полное недоразумение, а именно - Кейт Мара. Роль, может быть, и необходимая для сюжета, но вот актриса совершенно не подходящая и не справившаяся с задачей. Эта девушка ну никак не смотрится на месте предводителя мировой террористической организации, у истоков которой должен бы стоять бородатый шахид-мудрец с закидонами маньяка и властным голосом. Кейт Мара же выглядит неловко и неестественно, отчего сцены с ее участием даже как-то и смотреть неловко, а порой даже и накатывает волна скептицизма и иронии. Мимо, однозначно.
Что ж, фильм получился хороший и интересный, но со своими маленькими изъянами, внимание на которые не искушенный зритель может даже и не обратить, но кинокритик точно не пропустит мимо (собственно, критики-то его и раскритиковали). Но слушать критиков не надо, а надо идти в кино и задаваться философскими вопросами, а после просмотра, возможно, думать над ответами для самого себя, ведь режиссер свой собственный ответ на поставленные мной в самом начале отзыва вопросы, можно не сомневаться, дает однозначные. Смотреть советую.
P.S. Будущее и пугает, и манИт одновременно.
Стоимость | 340 ₽ |
Общее впечатление | Доминируй... Властвуй... Возвышай. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву48
Нетактичные обороты прощаем, они, напротив, неплохо вписываются.)
Джонни в образе - дааа...Он вообще классный.
Фильмы с участием Киллиана Мерфи смотрела. Актер хороший, но его глаза и в целом лицо меня отталкивают, так что я существую, да и сомневаюсь, что я одна.))
А отзыв замечательный, так интересно было читать.