Отзыв: Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические - Нужен осторожный и грамотный подход.
Достоинства: Священное Писание.
Недостатки: Ветхий Завет сложен для понимания; нельзя читать без руководства; неправильное понимание может причинить вред.
Никак не думала, что буду писать отзыв об этой Книге книг - мне казалось, что с ней и так все понятно, и кто захочет, тот прочтет.
Натолкнуло меня на мысль о написании собственного отзыва чтение других мнений об этой Книге. Некоторые вопросы меня так взволновали, что я не смогла остаться в стороне.
Взволновали меня следующие моменты:
- о Библии (всей!) некоторые говорят, как о сборнике советов на все случаи жизни;
- есть люди, которые пытаются трактовать ее по-своему, отвергая при этом давно сформировавшиеся мнения из авторитетных источников;
- некоторые даже желают критиковать определенные конфессии (которые не нравятся, понятное дело) за несоответствие каким-то моментам в Библии.
Особенно последнее наблюдение меня опечалило, потому что совершенно противоречит библейскому "Не судите, да не будете судимы" и "Вынь прежде бревно из глаза твоего, тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего". После этого мне не верится, что эти люди эту Книгу когда-либо вообще раскрывали, не то чтобы ее читать.
Я считаю, что, говоря о книгах религиозных, нужно соблюдать особенный такт: мало того, что в мире большое разнообразие конфессий, так еще у каждого человека, если он становится верующим, всегда возникают чувства в этой области, которые легко оскорбить. Поэтому хочется призвать прежде всего быть тактичными и не навязывать свою форму отношений с Богом. Хотя у каждого верующего она, конечно, есть.
Хочу поделиться своими выводами, которые я сделала из своего прочтения Библии и из тех знаний, которые сформированы более умными людьми еще до меня.
Главный вопрос - это вопрос понимания и применения Библии в нашей жизни.
1. Время написания Библии.
Библия - это собрание текстов, считающихся священными в христианстве и иудаизме. Обратим на это внимание - две религии, по сути абсолютно разные, читают одну и ту же Священную Книгу. Читают ее и в других религиях, но "факультативно", так сказать.
Мы говорим, что она содержит Слово Божие - это так. Но не в последнюю очередь она содержит историю израильского народа, избранного Богом как способного воспринять и передать остальному человечеству это Слово - Его Законы. На тот момент другого такого способного народа не было.
Произошло это, ни много ни мало, в 13 веке до нашей эры - то есть прошло уже, кажется, не менее 33 веков.
Неудивительно поэтому, что тут и там в Библии встречаются реалии того времени и того народа, которые нам, людям 21 века уже нашей эры, совершенно непонятны. Другое время, другой народ, другой язык, другая культура. История народа, выведенного Моисеем из египетского рабства в землю обетованную, исход, сопровождавшийся невероятными для нашего сознания чудесами и видимым присутствием самого Бога.
Я думаю, вопрос - может ли быть эта Книга для нас теперешних понятна и легко читаема - даже не может стоять. Не может! Мы живем буквально в другом измерении, у нас все другое.
То же нужно сказать и о советах "применять Библию" (всю) в жизни. В наших реалиях поедание манны как минимум невозможно, а побивание камнями - противоестественно.
2. Разделение Библии на Ветхий и Новый Завет.
Не надо забывать, что Библия делится на две основные части - Ветхий Завет и Новый Завет. И они кардинально отличаются друг от друга, в том числе и законами, данными Богом людям.
- Ветхий Завет был дан Богом израильскому народу периода 13 века до нашей эры, водимому пророком Моисеем по пустыне.
В этой части содержится очень подробный Закон, который как раз и отражал реалии того времени.
Читая книгу "Левит", я задавалась вопросом: к чему такие подробности? почему Бог был вынужден (видимо так, Он сделал это исходя из каких-то обстоятельств) так подробно и скрупулезно описывать людям, что им одевать, из каких нитей ткать, из какого дерева и какой формы сооружать, что есть, как лечиться, как очищаться, как наказывать виновных и так далее, и так далее... В наше время для этих целей мы пользуемся гражданскими законами и просто обычаями, а то и имеем полную свободу выбора.
Я полагаю, это потому так, что в то время люди были... ну как бы дикими совсем - жили как хотели, не имели никаких моральных, не то что гражданских законов; могли убить за просто так.
Безусловно, передавать такому неорганизованному народу Закон Божий, делать его носителем богоизбранности было нельзя. Сначала нужно было упорядочить их жизнь, что и сделано с помощью Завета (соглашения) между Богом и израильским народом в лице Моисея.
- Новый Завет был дан людям Богом тогда, когда все обетования (обещания) Ветхого Завета сбылись - в мир пришел Мессия.
Большинство прежних законов и предписаний (в основном то, что касалось внешнего поведения и уклада жизни) стали не нужны, другие - второстепенны. Только Декалог (Десять заповедей) остался как бы основой для нового закона.
Законы Нового Завета значительно расширены. Практически весь Новый Завет, а именно учение Христа - стал именно тем Законом, на который могут и должны ориентироваться современные христиане.
Если уж говорить о том, чтобы читать Библию и применять ее в жизни, то говорить это нужно о Новом Завете, и прежде всего о Евангелии.
Теперь понятно, что о ВСЕЙ Библии этого сказать нельзя.
А дальше, я думаю - каждый волен сделать выбор: относить ли себя к тому народу, которому дан Ветхий Завет, или к тому, который принимает Христа с Его Новым Заветом. Или вообще ни к кому себя не относить.
3. Толкования Библии.
Не секрет, что эта сложная и таинственная Книга, так влияющая на судьбы человечества, изучается уже в продолжение тысячелетий учеными, богословами, образованнейшими и духовнейшими людьми своих времен. Многих их них почтил святостью сам Бог.
Сегодня у нас есть возможность свободно читать Предание - то есть книги святых отцов - тех уважаемых людей, которые и жизнью своей, и многолетним трудом (в том числе научным) доказали свое право давать последующим поколениям советы, основываясь и на Священном Писании, и на собственном опыте богообщения. И этот опыт нельзя отвергнуть, если мы хотим знать Законы Божии, как они есть на самом деле.
О некоторых таких людях и их книгах я уже писала: Пестов Н. Е., Иоанн (Шаховской), Ефрем Сирин и других; о многих еще хотелось бы написать.
Можем ли мы думать, что после такой бездны опыта, пережитого людьми, достигшими святости - мы, простые современные люди, часто не имеющие даже опыта молитвы - можем иметь какое-то свое мнение о Священном Писании, да еще дерзать его толковать?
Самое меньшее, что мы можем сделать - это прочесть толкования святых и ученых, а потом уже читать оригинал; или читать оба источника параллельно. Да и в этом случае мы учить никого не сможем, только лишь понять для себя. И хорошо еще иметь духовного руководителя при этом, который сам прошел этот путь. Самое худшее в изучении Библии - это полагательство на себя и самомнение.
От себя скажу, что Евангелие я знаю неплохо, много раз прочитано уже (и толкования читались, и руководитель есть); а вот Ветхий Завет мне дается с трудом. Оказалось, что только после серьезного изучения Евангелия можно браться за чтение Ветхого Завета - как бы странно это ни звучало. Потому что Новый Завет дает ключ к пониманию законов жизни древнееврейского народа и многое объясняет. А без этого Ветхий Завет будет понят неправильно и может послужить толчком к ложному направлению жизни.
К сожалению, и такие случаи бывают...
В заключение - маленькая цитата из Нового Завета:
"Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф 18:7).
Подумаем вместе...
Натолкнуло меня на мысль о написании собственного отзыва чтение других мнений об этой Книге. Некоторые вопросы меня так взволновали, что я не смогла остаться в стороне.
Взволновали меня следующие моменты:
- о Библии (всей!) некоторые говорят, как о сборнике советов на все случаи жизни;
- есть люди, которые пытаются трактовать ее по-своему, отвергая при этом давно сформировавшиеся мнения из авторитетных источников;
- некоторые даже желают критиковать определенные конфессии (которые не нравятся, понятное дело) за несоответствие каким-то моментам в Библии.
Особенно последнее наблюдение меня опечалило, потому что совершенно противоречит библейскому "Не судите, да не будете судимы" и "Вынь прежде бревно из глаза твоего, тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего". После этого мне не верится, что эти люди эту Книгу когда-либо вообще раскрывали, не то чтобы ее читать.
Я считаю, что, говоря о книгах религиозных, нужно соблюдать особенный такт: мало того, что в мире большое разнообразие конфессий, так еще у каждого человека, если он становится верующим, всегда возникают чувства в этой области, которые легко оскорбить. Поэтому хочется призвать прежде всего быть тактичными и не навязывать свою форму отношений с Богом. Хотя у каждого верующего она, конечно, есть.
Хочу поделиться своими выводами, которые я сделала из своего прочтения Библии и из тех знаний, которые сформированы более умными людьми еще до меня.
Главный вопрос - это вопрос понимания и применения Библии в нашей жизни.
1. Время написания Библии.
Библия - это собрание текстов, считающихся священными в христианстве и иудаизме. Обратим на это внимание - две религии, по сути абсолютно разные, читают одну и ту же Священную Книгу. Читают ее и в других религиях, но "факультативно", так сказать.
Мы говорим, что она содержит Слово Божие - это так. Но не в последнюю очередь она содержит историю израильского народа, избранного Богом как способного воспринять и передать остальному человечеству это Слово - Его Законы. На тот момент другого такого способного народа не было.
Произошло это, ни много ни мало, в 13 веке до нашей эры - то есть прошло уже, кажется, не менее 33 веков.
Неудивительно поэтому, что тут и там в Библии встречаются реалии того времени и того народа, которые нам, людям 21 века уже нашей эры, совершенно непонятны. Другое время, другой народ, другой язык, другая культура. История народа, выведенного Моисеем из египетского рабства в землю обетованную, исход, сопровождавшийся невероятными для нашего сознания чудесами и видимым присутствием самого Бога.
Я думаю, вопрос - может ли быть эта Книга для нас теперешних понятна и легко читаема - даже не может стоять. Не может! Мы живем буквально в другом измерении, у нас все другое.
То же нужно сказать и о советах "применять Библию" (всю) в жизни. В наших реалиях поедание манны как минимум невозможно, а побивание камнями - противоестественно.
2. Разделение Библии на Ветхий и Новый Завет.
Не надо забывать, что Библия делится на две основные части - Ветхий Завет и Новый Завет. И они кардинально отличаются друг от друга, в том числе и законами, данными Богом людям.
- Ветхий Завет был дан Богом израильскому народу периода 13 века до нашей эры, водимому пророком Моисеем по пустыне.
В этой части содержится очень подробный Закон, который как раз и отражал реалии того времени.
Читая книгу "Левит", я задавалась вопросом: к чему такие подробности? почему Бог был вынужден (видимо так, Он сделал это исходя из каких-то обстоятельств) так подробно и скрупулезно описывать людям, что им одевать, из каких нитей ткать, из какого дерева и какой формы сооружать, что есть, как лечиться, как очищаться, как наказывать виновных и так далее, и так далее... В наше время для этих целей мы пользуемся гражданскими законами и просто обычаями, а то и имеем полную свободу выбора.
Я полагаю, это потому так, что в то время люди были... ну как бы дикими совсем - жили как хотели, не имели никаких моральных, не то что гражданских законов; могли убить за просто так.
Безусловно, передавать такому неорганизованному народу Закон Божий, делать его носителем богоизбранности было нельзя. Сначала нужно было упорядочить их жизнь, что и сделано с помощью Завета (соглашения) между Богом и израильским народом в лице Моисея.
- Новый Завет был дан людям Богом тогда, когда все обетования (обещания) Ветхого Завета сбылись - в мир пришел Мессия.
Большинство прежних законов и предписаний (в основном то, что касалось внешнего поведения и уклада жизни) стали не нужны, другие - второстепенны. Только Декалог (Десять заповедей) остался как бы основой для нового закона.
Законы Нового Завета значительно расширены. Практически весь Новый Завет, а именно учение Христа - стал именно тем Законом, на который могут и должны ориентироваться современные христиане.
Если уж говорить о том, чтобы читать Библию и применять ее в жизни, то говорить это нужно о Новом Завете, и прежде всего о Евангелии.
Теперь понятно, что о ВСЕЙ Библии этого сказать нельзя.
А дальше, я думаю - каждый волен сделать выбор: относить ли себя к тому народу, которому дан Ветхий Завет, или к тому, который принимает Христа с Его Новым Заветом. Или вообще ни к кому себя не относить.
3. Толкования Библии.
Не секрет, что эта сложная и таинственная Книга, так влияющая на судьбы человечества, изучается уже в продолжение тысячелетий учеными, богословами, образованнейшими и духовнейшими людьми своих времен. Многих их них почтил святостью сам Бог.
Сегодня у нас есть возможность свободно читать Предание - то есть книги святых отцов - тех уважаемых людей, которые и жизнью своей, и многолетним трудом (в том числе научным) доказали свое право давать последующим поколениям советы, основываясь и на Священном Писании, и на собственном опыте богообщения. И этот опыт нельзя отвергнуть, если мы хотим знать Законы Божии, как они есть на самом деле.
О некоторых таких людях и их книгах я уже писала: Пестов Н. Е., Иоанн (Шаховской), Ефрем Сирин и других; о многих еще хотелось бы написать.
Можем ли мы думать, что после такой бездны опыта, пережитого людьми, достигшими святости - мы, простые современные люди, часто не имеющие даже опыта молитвы - можем иметь какое-то свое мнение о Священном Писании, да еще дерзать его толковать?
Самое меньшее, что мы можем сделать - это прочесть толкования святых и ученых, а потом уже читать оригинал; или читать оба источника параллельно. Да и в этом случае мы учить никого не сможем, только лишь понять для себя. И хорошо еще иметь духовного руководителя при этом, который сам прошел этот путь. Самое худшее в изучении Библии - это полагательство на себя и самомнение.
От себя скажу, что Евангелие я знаю неплохо, много раз прочитано уже (и толкования читались, и руководитель есть); а вот Ветхий Завет мне дается с трудом. Оказалось, что только после серьезного изучения Евангелия можно браться за чтение Ветхого Завета - как бы странно это ни звучало. Потому что Новый Завет дает ключ к пониманию законов жизни древнееврейского народа и многое объясняет. А без этого Ветхий Завет будет понят неправильно и может послужить толчком к ложному направлению жизни.
К сожалению, и такие случаи бывают...
В заключение - маленькая цитата из Нового Завета:
"Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф 18:7).
Подумаем вместе...
Время использования | 6 лет |
Общее впечатление | Нужен осторожный и грамотный подход. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву30
Тебе, Богу и Творцу моему, в Троице Святей славимому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякаго мирскаго, диавольскаго и телеснаго зла избави. И даждь в мире без греха прейти день сей, в славу Твою, и во спасение души моея. Аминь.
Вообще,что касается советов,то в Библии их великое множество,как в Ветхом,так и в Новом завете:Мы можем прочитать о том,чтобы не быть ленивым,так как "придёт голод и бедность",не ходить к блуднице,так как она заберёт твою "жизнь,то есть здоровье и свободу,не дружить с гневливым человеком и многое другое...Главное внимательно читать и исследовать,что в ней написано. А что касается советов в отношении еды,одежды и прочего,то как то смотрели с мужем передачу о том,что такой не многочисленный народ не погиб от чумы и подобных болезней именно благодаря тому,что с торга(базара) умывался,смывая с себя пыль вместе с возможными бактериями,которыми переносчиками были торговцы из разных стран.А свинина оказывается является переносчиком неизлечимой болезни...
Насчет Евангелия от Иоанна - ничего не могу сказать по этому поводу - он ведь дополнял уже существующие, и был бОльшим богословом чем все остальные. Может быть, у всех по-разному... Широко известен рассказ Антония Сурожского о том, как Евангелие от Марка в один момент сделало его верующим, а вообще-то он стал читать его, чтобы подтвердить свой воинствующий атеизм).
Да и понимание все-таки Бог дает, кто в какой мере готов, наверное...
А так вообще читая бытие, много не понятного
Например: бытие: 19 (с 30 до 38). Почему бог не наказал девиц за тройной грех? Но зато уничтожил всё живое потопом за подобные грехи?
А про обрезание? Я думал это только в коране есть, а оказывается и библии то же самое.
И вообще почему сынам божьим дозволено иметь рабов, почему они богаты, почему они обманывают самого фараона, а потом бог гневается на обманутого фараона, за то что он хотел женится на Саре (его обманул Иссак, сказав что это его сестра). Которая есть жена Исаака и которая является родной сестрой Исаака по отцу (матери разные у исаака и его жены).
И с какого перепугу бог разрешил спать господинам со своими пленицами, которые были захвачены их бойцами? А также торговать ими?
И вообще какие-то там все гордые и офигевшие. Куда бог в те моменты смотрит?
Читаю словно не библию, а одну из книг Джорджа Мартина "Песнь льда и пламени".
Да, Коран создан на основе тогдашнего Священного Писания, а это Ветхий Завет. Поэтому исламская мораль почти в точности копирует ветхозаветную - "око за око, зуб за зуб", понятие о Боге наказующем и т.д. Поэтому так трудно бывает нам, христианам, понять с мусульманами друг друга в повседневной жизни - знаю о чем говорю, есть мусульманка в семье.
По той же причине Ветхий Завет крайне труден для понимания.
Я бы Вам посоветовала две вещи, если позволите. Точных ответов на конкретные вопросы не буду давать, да это и невозможно без широкого контекста - исторического, религиозного. Начинать надо с основ.
Ну разве что про обрезание - это иудейская традиция, широко известная, мне кажется.
1. Первый совет дают христианам, т.к. практически все сталкиваются с этой трудностью при изучении Ветхого Завета. Возможно я и писала об этом в отзыве, нет времени смотреть.
Совет этот - начинать изучение Св.Писания с НОВОГО Завета.
Т.к. именно на основе христианского мировоззрения существует современное общество, пусть даже и бессознательно, а сознательно оно ушло от христианства. Разумеется, христиане живут как раз по Новому Завету, поэтому он нам более понятен. Поэтому не зная Нового, понять Ветхий Завет практически невозможно.
Потом читать Ветхий Завет с учетом знаний Нового (это 4 Евангелия, Деяния апостолов и их послания) гораздо легче.
2. В процессе изучения читать толкования, слушать лекции и т.п. Естественно, читая Новый - по Новому, потом уже по Ветхому.
В плане чтения советую книги Олега Стеняева, на книгу Бытия есть толкование Серафима Роуза.
На Новый Завет - толкования Аверкия Таушева, Василия Кинешемского.
Кроме того, при Сретенском монастыре проходят просветительские курсы, видеозаписи лекций которых есть в интернете. Точно они публиковались на сайте православие.ру. Но я думаю, сейчас их несложно найти и на ютубе, вконтакте. Их ценность в историческом контексте (лекций по ветхому Завету в частности).
Кроме того, существует сайт ekzeget ru , он также представлен как канал "ЭкзегетЪ - Библия и толкования", или просто "ЭкзегетЪ" - на ютубе, вконтакте, инстаграме, твиттере, фейсбуке.
Это прекраснейший ресурс, может быть самый полный, толкований и бесед по Библии. Там есть все возможные авторы, как современные, так и древние, как православные, так и инославные. Есть аудио и видеоформаты. Разделение на книги и главы, и на каждую главу - все существующие к ней толкования и беседы. К Вашей 19й главе Бытия я нашла список древних авторов и несколько видеобесед современных лекторов.
Я тоже собираюсь написать, но у меня пока действительно слишком дерзновенный текст отзыва в голове, а модераторов в очередной раз пугать не хочется.)))