Отзыв: Экскурсия на о. Валаам (Россия, Карелия) - Типовая экскурсия на Валааме
Достоинства: Храмы, скиты и природа
Недостатки: Нет
Непосредственно о приобретении путевок на экскурсию и путешествии на Валаам написано мной в другом отзыве, здесь же конкретно про саму экскурсию.
Экскурсия на Валаам начинается и заканчивается причалами: Монастырской бухты
и Большой Воскресенской.
Это немаловажный фактор, определяющий направление движения по экскурсионному маршруту.
Метеор нас доставил в Монастырскую бухту.
Таким образом, центральная усадьба Валаамского монастыря стала отправной точкой нашей экскурсии. На причале нас ожидали экскурсоводы с поднятыми вверх табличками с названиями турбюро, где путевки на экскурсии приобретались.
Наша экскурсионная группа сформировалась и насчитывала четырнадцать человек, детей в ней не было, и как впоследствии оказалось, люди подобрались вменяемые и адекватные. Это я сужу по другим экскурсионным группам, где некоторые явно не понимали куда и зачем они приплыли. В качестве совета перед посещением Валаама рекомендую прочитать книгу Кузнецова "Валаамская тетрадь". Это небольшая по объему брошюра повествует о непростой истории монастыря.
Экскурсоводы, как мне показалось, работают здесь на волонтёрских началах. Но это не суть, главное, чтобы интересно экскурсии проводили.
Наша экскурсовод провела небольшой инструктаж по правилам поведения в мужском монастыре и графике прохождения достопримечательностей Валаама.
Маршрут экскурсии условно можно разделить на три составные части: центральная усадьба, Гефсиманский скит и Воскресенский скит.
Сразу на пристани мы пошли по экскурсионному маршруту.
Там установлена часовня "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери.
Установлена она в честь посещения Валаама одним из Великих князей.
Многие места на острове наименованы в честь библейских мест. Поэтому центральная усадьба находится на горе Фавор, на которую ведет старинная лестница,
во время подъема по которой, глядя на скрепы, удерживающие плиты рядом друг с другом, понятие «строить на века» становится осязаемым.
Примерно на половине лестничного марша на склоне Фавора разбит яблоневый сад.
Садов в округе несколько. Этот, видимо в силу своей первичности, носит название «Старый сад». Во время моего посещения деревья уже отцвели, и на ветках были заметны завязи плодов. В саду становится осязаемым упорство и трудолюбие монахов, сумевших на камнях в условиях сурового климата вырастить плодоносящий сад.
Со стороны Монастырской бухты главная усадьба буквально утопает в зелени. в середине июня сирень здесь в цвету и ее аромат буквально преследовал на по всей усадьбе.
После неутомительного подъема взору открылась панорама с колокольней и куполами Спасо-Преображенского собора в туманной дымке.
На подступах к нему осмотрены очередная часовня в память о посещении монастыря Александром II,
наиболее почитаемым, так как именно в его царствование и при настоятеле Дамаскине монастырь получил наибольшее развитие.
Недалеко от него памятная стела с именами высочайших особ посещавших монастырь и сделавших вклад в его расширение и развитие.
Слушая об этом экскурсовода я подумал, что Валаамский монастырь стал для Дамаскина своего рода проектом всей жизни, который очень коммерциализировался при нынешних руководителях церкви.
Памятник Апостолу Андрею установлен неспроста. Считается, что во время своей проповеднической миссии он посещал остров и воздвигнул на нем крест.
Экскурсия тем временем подошла к комплексу зданий главной усадьбы монастыря. Построены они в форме каре, образовывая тем самым оборонительное сооружение при необходимости. Запереть две подворотни, ведущие в центральную часть усадьбы и получится крепость.
Хотя во времена строительства зданий оборонной необходимости абсолютно не предвиделось, в первую очередь такой закрытый периметр был необходим для более строгого уединения и отграничения монахов от мирской жизни и суеты.
Вход со стороны бухты венчает надвратная церковь апостолов Петра и Павла.
В центре усадьбы стоит Спасо-Преображенский собор.
Глядя на его купола и колокольню кажется, что сделаны они из зефира.
Собор имеет два храма- нижний и верхний. Экскурсовод повела нас в верхний храм, так как в нижнем храме шло богослужение. Здесь нам была поведана история собора
и особенности его росписи
и экскурсантов распустили на двадцать минут. Все буквально ринулись по церковным лавкам, киоскам с монастырскими продуктами.
Благо коммерческая инфраструктура монастыря этому способствует и потворствует. Учитывая тот факт, что графики у вех прибывших экскурсионных групп были схожими и свободное время было у многих, то в торговых местах образовались очереди и свободное время затянулось намного дольше.
За свободное время я отдохнул в сквере в центральной части усадьбы. Здесь находится источник.
Подтверждающий тезис об оборонительном характере каре вокруг собора. С водой можно выдержать длительную осаду. Супруга пошла в нижний храм на богослужение. Часть территории центральной части отгорожена от посетителей.
Вполне возможно для передвижения монахов из храма в кельи.
Бюст митрополита Алексия II установлен в память том, что он приложил немало усилий по восстановлению монастыря.
После свободного времени экскурсия двинулась по периметру усадьбы.
В советское время здесь был поселок со всей присущей населенному пункту административной инфраструктурой, от которой осталась похоже только почта, в которую требовался начальник на конкурсной основе.
В церкви _ были прослушаны песнопения певчих
после чего экскурсия вышла на Певческое поле.
Здесь экскурсовод поведал о интернате для инвалидов войны, который здесь был, и о мирской жизни острова, о том что люди не связанные с монастырем, перебираются на материк.
Из центральной усадьбы группу на микроавтобусах перевезли ко второй части маршрута- в Гефсиманский скит.
Храм этого скита стоит в окружении яблоневого сада. Думаю, не трудно догадаться, как этот сад называется.
От него по лесной тропе
экскурсия перебралось на гору Элион,
представляющую собой скалистый и обрывистый берег Малой Воскресенской бухты.
Место очень красивое.
В этом месте экскурсовод рассказал нам о природе Валаама. По фото ниже видно как деревья буквально вргызаются в скалы.
Пешим порядком
от Гефсиманского скита группа перешла в третью и последнюю точку экскурсии -Воскресенский скит.
Здесь были осмотрены храм
и мы отведали монастырских явств в трапезной,
которые можно охарактеризовать так: на первое капуста с водой, на второе -капуста без воды, на третье -вода без капусты.
Правда, на второе все же были поданы макароны с рыбой.
В конечной точке экскурсии оставалось много времени до посадки в "Метеор". И деть себя было некуда.
Поэтому в качестве совета рекомендую при возможности брать билет на экскурсию, которая завершается вентральной усадьбе. В таком случае во время до отплытия можно ещё раз неспешно осмотреть достопримечательности усадьбы и без спешки закупиться в магазинах, лавках и ларьках.
На экскурсию рекомендую одевать трекинговую обувь и брать с собой репелленты.
Экскурсия на Валаам начинается и заканчивается причалами: Монастырской бухты
и Большой Воскресенской.
Это немаловажный фактор, определяющий направление движения по экскурсионному маршруту.
Метеор нас доставил в Монастырскую бухту.
Таким образом, центральная усадьба Валаамского монастыря стала отправной точкой нашей экскурсии. На причале нас ожидали экскурсоводы с поднятыми вверх табличками с названиями турбюро, где путевки на экскурсии приобретались.
Наша экскурсионная группа сформировалась и насчитывала четырнадцать человек, детей в ней не было, и как впоследствии оказалось, люди подобрались вменяемые и адекватные. Это я сужу по другим экскурсионным группам, где некоторые явно не понимали куда и зачем они приплыли. В качестве совета перед посещением Валаама рекомендую прочитать книгу Кузнецова "Валаамская тетрадь". Это небольшая по объему брошюра повествует о непростой истории монастыря.
Экскурсоводы, как мне показалось, работают здесь на волонтёрских началах. Но это не суть, главное, чтобы интересно экскурсии проводили.
Наша экскурсовод провела небольшой инструктаж по правилам поведения в мужском монастыре и графике прохождения достопримечательностей Валаама.
Маршрут экскурсии условно можно разделить на три составные части: центральная усадьба, Гефсиманский скит и Воскресенский скит.
Сразу на пристани мы пошли по экскурсионному маршруту.
Там установлена часовня "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери.
Установлена она в честь посещения Валаама одним из Великих князей.
Многие места на острове наименованы в честь библейских мест. Поэтому центральная усадьба находится на горе Фавор, на которую ведет старинная лестница,
во время подъема по которой, глядя на скрепы, удерживающие плиты рядом друг с другом, понятие «строить на века» становится осязаемым.
Примерно на половине лестничного марша на склоне Фавора разбит яблоневый сад.
Садов в округе несколько. Этот, видимо в силу своей первичности, носит название «Старый сад». Во время моего посещения деревья уже отцвели, и на ветках были заметны завязи плодов. В саду становится осязаемым упорство и трудолюбие монахов, сумевших на камнях в условиях сурового климата вырастить плодоносящий сад.
Со стороны Монастырской бухты главная усадьба буквально утопает в зелени. в середине июня сирень здесь в цвету и ее аромат буквально преследовал на по всей усадьбе.
После неутомительного подъема взору открылась панорама с колокольней и куполами Спасо-Преображенского собора в туманной дымке.
На подступах к нему осмотрены очередная часовня в память о посещении монастыря Александром II,
наиболее почитаемым, так как именно в его царствование и при настоятеле Дамаскине монастырь получил наибольшее развитие.
Недалеко от него памятная стела с именами высочайших особ посещавших монастырь и сделавших вклад в его расширение и развитие.
Слушая об этом экскурсовода я подумал, что Валаамский монастырь стал для Дамаскина своего рода проектом всей жизни, который очень коммерциализировался при нынешних руководителях церкви.
Памятник Апостолу Андрею установлен неспроста. Считается, что во время своей проповеднической миссии он посещал остров и воздвигнул на нем крест.
Экскурсия тем временем подошла к комплексу зданий главной усадьбы монастыря. Построены они в форме каре, образовывая тем самым оборонительное сооружение при необходимости. Запереть две подворотни, ведущие в центральную часть усадьбы и получится крепость.
Хотя во времена строительства зданий оборонной необходимости абсолютно не предвиделось, в первую очередь такой закрытый периметр был необходим для более строгого уединения и отграничения монахов от мирской жизни и суеты.
Вход со стороны бухты венчает надвратная церковь апостолов Петра и Павла.
В центре усадьбы стоит Спасо-Преображенский собор.
Глядя на его купола и колокольню кажется, что сделаны они из зефира.
Собор имеет два храма- нижний и верхний. Экскурсовод повела нас в верхний храм, так как в нижнем храме шло богослужение. Здесь нам была поведана история собора
и особенности его росписи
и экскурсантов распустили на двадцать минут. Все буквально ринулись по церковным лавкам, киоскам с монастырскими продуктами.
Благо коммерческая инфраструктура монастыря этому способствует и потворствует. Учитывая тот факт, что графики у вех прибывших экскурсионных групп были схожими и свободное время было у многих, то в торговых местах образовались очереди и свободное время затянулось намного дольше.
За свободное время я отдохнул в сквере в центральной части усадьбы. Здесь находится источник.
Подтверждающий тезис об оборонительном характере каре вокруг собора. С водой можно выдержать длительную осаду. Супруга пошла в нижний храм на богослужение. Часть территории центральной части отгорожена от посетителей.
Вполне возможно для передвижения монахов из храма в кельи.
Бюст митрополита Алексия II установлен в память том, что он приложил немало усилий по восстановлению монастыря.
После свободного времени экскурсия двинулась по периметру усадьбы.
В советское время здесь был поселок со всей присущей населенному пункту административной инфраструктурой, от которой осталась похоже только почта, в которую требовался начальник на конкурсной основе.
В церкви _ были прослушаны песнопения певчих
после чего экскурсия вышла на Певческое поле.
Здесь экскурсовод поведал о интернате для инвалидов войны, который здесь был, и о мирской жизни острова, о том что люди не связанные с монастырем, перебираются на материк.
Из центральной усадьбы группу на микроавтобусах перевезли ко второй части маршрута- в Гефсиманский скит.
Храм этого скита стоит в окружении яблоневого сада. Думаю, не трудно догадаться, как этот сад называется.
От него по лесной тропе
экскурсия перебралось на гору Элион,
представляющую собой скалистый и обрывистый берег Малой Воскресенской бухты.
Место очень красивое.
В этом месте экскурсовод рассказал нам о природе Валаама. По фото ниже видно как деревья буквально вргызаются в скалы.
Пешим порядком
от Гефсиманского скита группа перешла в третью и последнюю точку экскурсии -Воскресенский скит.
Здесь были осмотрены храм
и мы отведали монастырских явств в трапезной,
которые можно охарактеризовать так: на первое капуста с водой, на второе -капуста без воды, на третье -вода без капусты.
Правда, на второе все же были поданы макароны с рыбой.
В конечной точке экскурсии оставалось много времени до посадки в "Метеор". И деть себя было некуда.
Поэтому в качестве совета рекомендую при возможности брать билет на экскурсию, которая завершается вентральной усадьбе. В таком случае во время до отплытия можно ещё раз неспешно осмотреть достопримечательности усадьбы и без спешки закупиться в магазинах, лавках и ларьках.
На экскурсию рекомендую одевать трекинговую обувь и брать с собой репелленты.
Год посещения | 2021 |
Общее впечатление | Типовая экскурсия на Валааме |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву34
Теперь портить впечатления не хочу. Не поплыву.
Удивительно «как» растут деревья-потрясающе конечно. Спасибо за отзыв.