Отзыв: Книга "Варавва. Повесть времен Христа" - Мария Корелли - Небезынтересно, но, скорее всего, фантазийно. Требуется дополнительное изучение темы.
Достоинства: Тема и попытка осветить известнейшие события с необычного ракурса.
Недостатки: Попытка на грани незачёта.
Доброго времени суток.
Наконец-то я закончила чтение книги Марии Корелли "Варавва. Повесть времён Христа".
***ПОЧЕМУ "ВАРАВВА"?
Мне вообще интересна тема истории, в том числе истории зарождения религий. В этом месте можно было бы привести целый список моих отзывов на книги и фильмы, посвящённые этой тематике (не считая ещё не опубликованных).
Изначально я обратила внимание на "Варавву..." после того как посмотрела недавнюю российскую экранизацию - захотелось понять, насколько фильм отличается от книги.
***И НАСКОЛЬКО ОТЛИЧАЕТСЯ?
В момент просмотра фильма я думала, что небогатый российский кинематограф ввиду своей бедности как на деньги, так и на актёрские дарования довольно много деталей из литературного первоисточника при экранизации "Вараввы" пропустил.
Однако после краткого ознакомления с текстом я поняла, что в данном случае сценарист скорее не отбрасывал, а старался не добавить.
***О ЯЗЫКЕ КНИГИ
Прочла "Варавву... " Корелли (это важно - оказывается, существует практически одноимённая книга шведского писателя) на данный момент только по-русски.
Поскольку в электронной версии перевода мне многое, что называется, резануло по глазам, нашла оригинальный английский текст - он доступен в сети.
Дальше в отзыве расскажу подробнее, но снижать оценку за эти конкретные огрехи пока не намерена.
***О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ
**ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Из канонических Евангелий о Варавве известно всего лишь три факта:
1) Существовал преступник с таким именем;
2) В год распятия Христа Варавва находился под стражей;
3) Под давлением толпы иерусалимских иудеев Варавва был освобождён из под стражи по обычаю миловать одного преступника в канун Песаха.
Возможно, что в апокрифических Евангелиях, которых в разы если не на порядки больше официально признанных христианской Церковью, содержатся хоть какие-нибудь подробности о личности или составе преступления Вараввы, но мне они не известны.
**ИЗ ТЕКСТА КОРЕЛЛИ
Столь скудные исторические сведения о титульном герое должны, по идее, радовать и облегчать задачу романиста - ведь в случае с Вараввой достаточно строго придерживаться описания всего одного часа из всей его жизни, а во всём остальном можно "лепить" что угодно, лишь бы эта версия была хотя бы минимально правдоподобна.
И сеньор(ит)у Корелли понесло.
С вашего позволения перечислю свои результаты игры "верю - не верю" фактам из повести:
1) Варавва убийца?
Да.
2) Убийство совершено из ревности?
Почему бы и нет?
3) Он ревновал к "первой красавице Иудеи"?
С учётом п. 2 - иначе и быть не могло.
4) Варавва отсидел в КПЗ 18 месяцев?
Сильно сомневаюсь. Это могло быть либо уже отбывание наказания (что не типично для тех времён и того закона), либо ожидание окончания расследования. Но что в подобном деле расследовать (в отличие от героя сериала "Дес" )?
5) Варавве в момент суда было видение?
Разумеется, но по поводу причин его возникновения у меня есть версия не сверхестественной природы.
6) После освобождения из под стражи Варавва захотел посмотреть на казнь Христа?
Я бы не решилась - что у толпы на уме сложно предугадать, а обратная замена в такой игре как-то совсем не улыбается...
7) После освобождения из под стражи Варавву взял под опеку некий иностранец, сильно походящий на одного из трёх известных из канонических Евангелий волхвов?
Нельзя исключать такую возможность - если в год переписи (и рождения Христа) один из волхвов был достаточно молодым человеком, то он мог дожить до Той Самой Пасхи.
8) Варавва пошёл узнавать правду о своём спасителе?
Может быть. Хотя это выглядит слишком жестоко - говорить пожилой женщине и совсем старому мужчине: "это я должен был быть распят в тот день, но Ваш сын занял моё место на кресте". Хотя если принять в качестве рабочей гипотезу о том, что Варавва от природы был поборником истины и справедливости, а дарованную ему отсрочку от смерти решил провести, возвращая этому миру то, что мог бы дать распятый - желание узнать величину этого своего долга вполне нормально.
***КСТАТИ, О РАСПЯТИИ
Милостивые государи мои! Вряд ли я первая в этом мире обратила внимание на следующий факт: в день казни Христа на Голгофе стояли 3 креста. Преступников было четверо -Христа и Варавву знают все, а остальные двое кто?
Если прокуратор имел право помиловать одного, то почему выбор был сделан только из двух вышеназванных кандидатов? О демократических выборах тогда уже знали, но, понятное дело, не особенно широко применяли эти процедуры. И тем не менее, почему Пилат, если он был таким уж борцом за свободу вероисповедания, не попробовал предложить кандидатуры всех приговорённых?
Неохоту отвечать на эти вопросы князей Церкви понять можно - они в этом смысле не особенно отличаются от Каиафы: "если не указывать в официальной хронике, то люди скоро забудут и не будут задавать лишних неудобных вопросов". Однако госпожа Корелли была свободна в своём выборе, но, увы, тоже не пожелала добавить пару чёрточек в образ "первого полусознательного христианина-римлянина".
***СКОМКАННЫЙ КОНЕЦ
Мне не очень понравилось, что автор этого "Вараввы" резко и невнятно завершает своё повествование:
- с одной стороны, из официального Священного Писания больше никаких намёток о заглавном герое не содержится - вернулся ли к грабежу/убийствам, стал ли рьяным последователем своего личного и в прямом и полном смысле слова Спасителя (ещё на этом свете), сколько ещё прожил, что успел совершить;
- а с другой стороны, а что он в самом деле мог практически сделать?
И всё равно, когда я заглянула в источники, осталась в недоумении: в своё время сочинения госпожи Корелли издавались бОльшими тиражами, чем Конан Дойля и Жуль Верна!
***РЕЗЮМЕ
Особенных литературных достоинств я у книги не отметила. Очень заманчивая тема, но, по крайней мере, в русском переводе - подача чуть ли не примитивная.
Скрепя сердце поставлю "рекомендую", но с достаточно низкой оценкой и предупреждаю - данное сочинение можно использовать вместо снотворного или рекламной вставки между деловыми/профессиональными бумагами и чтением действительно для души.
Наконец-то я закончила чтение книги Марии Корелли "Варавва. Повесть времён Христа".
***ПОЧЕМУ "ВАРАВВА"?
Мне вообще интересна тема истории, в том числе истории зарождения религий. В этом месте можно было бы привести целый список моих отзывов на книги и фильмы, посвящённые этой тематике (не считая ещё не опубликованных).
Изначально я обратила внимание на "Варавву..." после того как посмотрела недавнюю российскую экранизацию - захотелось понять, насколько фильм отличается от книги.
***И НАСКОЛЬКО ОТЛИЧАЕТСЯ?
В момент просмотра фильма я думала, что небогатый российский кинематограф ввиду своей бедности как на деньги, так и на актёрские дарования довольно много деталей из литературного первоисточника при экранизации "Вараввы" пропустил.
Однако после краткого ознакомления с текстом я поняла, что в данном случае сценарист скорее не отбрасывал, а старался не добавить.
***О ЯЗЫКЕ КНИГИ
Прочла "Варавву... " Корелли (это важно - оказывается, существует практически одноимённая книга шведского писателя) на данный момент только по-русски.
Поскольку в электронной версии перевода мне многое, что называется, резануло по глазам, нашла оригинальный английский текст - он доступен в сети.
Дальше в отзыве расскажу подробнее, но снижать оценку за эти конкретные огрехи пока не намерена.
***О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ
**ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Из канонических Евангелий о Варавве известно всего лишь три факта:
1) Существовал преступник с таким именем;
2) В год распятия Христа Варавва находился под стражей;
3) Под давлением толпы иерусалимских иудеев Варавва был освобождён из под стражи по обычаю миловать одного преступника в канун Песаха.
Возможно, что в апокрифических Евангелиях, которых в разы если не на порядки больше официально признанных христианской Церковью, содержатся хоть какие-нибудь подробности о личности или составе преступления Вараввы, но мне они не известны.
**ИЗ ТЕКСТА КОРЕЛЛИ
Столь скудные исторические сведения о титульном герое должны, по идее, радовать и облегчать задачу романиста - ведь в случае с Вараввой достаточно строго придерживаться описания всего одного часа из всей его жизни, а во всём остальном можно "лепить" что угодно, лишь бы эта версия была хотя бы минимально правдоподобна.
И сеньор(ит)у Корелли понесло.
С вашего позволения перечислю свои результаты игры "верю - не верю" фактам из повести:
1) Варавва убийца?
Да.
2) Убийство совершено из ревности?
Почему бы и нет?
3) Он ревновал к "первой красавице Иудеи"?
С учётом п. 2 - иначе и быть не могло.
4) Варавва отсидел в КПЗ 18 месяцев?
Сильно сомневаюсь. Это могло быть либо уже отбывание наказания (что не типично для тех времён и того закона), либо ожидание окончания расследования. Но что в подобном деле расследовать (в отличие от героя сериала "Дес" )?
5) Варавве в момент суда было видение?
Разумеется, но по поводу причин его возникновения у меня есть версия не сверхестественной природы.
6) После освобождения из под стражи Варавва захотел посмотреть на казнь Христа?
Я бы не решилась - что у толпы на уме сложно предугадать, а обратная замена в такой игре как-то совсем не улыбается...
7) После освобождения из под стражи Варавву взял под опеку некий иностранец, сильно походящий на одного из трёх известных из канонических Евангелий волхвов?
Нельзя исключать такую возможность - если в год переписи (и рождения Христа) один из волхвов был достаточно молодым человеком, то он мог дожить до Той Самой Пасхи.
8) Варавва пошёл узнавать правду о своём спасителе?
Может быть. Хотя это выглядит слишком жестоко - говорить пожилой женщине и совсем старому мужчине: "это я должен был быть распят в тот день, но Ваш сын занял моё место на кресте". Хотя если принять в качестве рабочей гипотезу о том, что Варавва от природы был поборником истины и справедливости, а дарованную ему отсрочку от смерти решил провести, возвращая этому миру то, что мог бы дать распятый - желание узнать величину этого своего долга вполне нормально.
***КСТАТИ, О РАСПЯТИИ
Милостивые государи мои! Вряд ли я первая в этом мире обратила внимание на следующий факт: в день казни Христа на Голгофе стояли 3 креста. Преступников было четверо -Христа и Варавву знают все, а остальные двое кто?
Если прокуратор имел право помиловать одного, то почему выбор был сделан только из двух вышеназванных кандидатов? О демократических выборах тогда уже знали, но, понятное дело, не особенно широко применяли эти процедуры. И тем не менее, почему Пилат, если он был таким уж борцом за свободу вероисповедания, не попробовал предложить кандидатуры всех приговорённых?
Неохоту отвечать на эти вопросы князей Церкви понять можно - они в этом смысле не особенно отличаются от Каиафы: "если не указывать в официальной хронике, то люди скоро забудут и не будут задавать лишних неудобных вопросов". Однако госпожа Корелли была свободна в своём выборе, но, увы, тоже не пожелала добавить пару чёрточек в образ "первого полусознательного христианина-римлянина".
***СКОМКАННЫЙ КОНЕЦ
Мне не очень понравилось, что автор этого "Вараввы" резко и невнятно завершает своё повествование:
- с одной стороны, из официального Священного Писания больше никаких намёток о заглавном герое не содержится - вернулся ли к грабежу/убийствам, стал ли рьяным последователем своего личного и в прямом и полном смысле слова Спасителя (ещё на этом свете), сколько ещё прожил, что успел совершить;
- а с другой стороны, а что он в самом деле мог практически сделать?
И всё равно, когда я заглянула в источники, осталась в недоумении: в своё время сочинения госпожи Корелли издавались бОльшими тиражами, чем Конан Дойля и Жуль Верна!
***РЕЗЮМЕ
Особенных литературных достоинств я у книги не отметила. Очень заманчивая тема, но, по крайней мере, в русском переводе - подача чуть ли не примитивная.
Скрепя сердце поставлю "рекомендую", но с достаточно низкой оценкой и предупреждаю - данное сочинение можно использовать вместо снотворного или рекламной вставки между деловыми/профессиональными бумагами и чтением действительно для души.
Время использования | неделя |
Общее впечатление | Небезынтересно, но, скорее всего, фантазийно. Требуется дополнительное изучение темы. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4